Исследование самооценки дошкольника. Лесенка с.Л. Рубинштейн.

Методика проведения. Ребёнку предъявляют рисунок лесенки из 7 ступеней, с3 ступенью более широкой, и просят определить своё место.

Инструкция: « Если всех детей расставить на ступенях этой лестницы, то на 3 верхних ступеньках окажутся самые хорошие дети: умные, добрые, послушные, сильные – чем выше, тем лучше (показывают «хорошие». «очень хорошие». «самые хорошие»), А на нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие» «очень плохие» «самые плохие»). На средней ступеньке стоят дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя, Объясни почему.?»

После того как ребёнок сделал выбор, его спрашивают: « Ты всегда такой или хотел бы быть таким?»

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватно и заниженной самооценкой.

Способ выполнения задания

1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку, считает, что мама и воспитатель оценивают его также; аргументируя свой выбор,

ссылается на мнение взрослого: « Я хороший и больше никакой, так мама сказала.»

2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки, промахи, но объясняет их внешними, не зависящими от него причинами, считает, что оценка взрослых может быть ниже в некоторых случаях по сравнению с его собственной: « Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

3. Обдумав задание , ставит себя на 2 или 3 ступеньку. Объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения; считает, что оценка взрослого такая же или несколько ниже.

4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Принятие учебной задачи.

Этот показатель является важнейшим условием успешности усвоения общих способов учебных действий. Принятие учебной задачи (ПЗ) означает, что задача педагога приобрела для учащегося «личностный смысл», стала его собственной задачей. При этом учащийся определяет приемлемый для него уровень достижений в деятельности (будет ли он выполнять эту задачу наилучшим образом, либо ограничится средним уровнем, либо не будет выполнять его совсем) .формируется преимущественная ориентация на скорость (выполнить задание как можно быстрее) либо на качество ( выполнить его как можно точнее, без ошибок).

Тест «Раскрась картинку».

Цель: определяет степень принятия и понимания задания.

Методика проведения: может использоваться групповой метод. Для каждого ребёнка приготавливается два одинаковых контурных рисунка, один из которых заранее раскрашен в нетрадиционные цвета: дерево – красное, небо – чёрное, солнце – зелёное, облака – коричневые, земля – синяя. Детям предлагают раскрасить картинку по образцу: «Раскрась картинку так же как у меня». После завершения выполнения задания ребёнка спрашивают: «Правильно ты всё сделал? Твоя картинка похожа на мою?

Качество выполнения задания

Характер принятия задачи, балл

1 группа. Дети с заданием справляются полностью. В анализе не просто отвечают, что сделали всё правильно, но и пытаются аргументировать свои слова: «Здесь небо чёрное и у меня – тоже, значит, правильно»

Принимает и понимает задачу.

2 группа. Формально задание выполняется неправильно.

Дети используют цвета, несоответствующие эталону, но, когда взрослый начинает интересоваться каждым предметом отдельно, дети этой группы замечают свои ошибки: «Ой, здесь нужно было рисовать красным!»

Принимает, но не понимает

3 группа. Дети внимательно рассматривают образец, при выполнении задания частично или полностью раскрашивают предметы на картинке, но не в соответствии с эталоном. При оценке своих результатов часто рассуждают о целесообразности так: «Дерево не красное, а зелёное. Как у вас . так не бывает»

Не принимает, но понимает задачу.

4 группа. Дети выполняют задание неправильно, они раскрашивают картинку в те цвета, которые им нравятся, Когда их просят сравнить результат с образцом, они не замечают ошибок, даже, если их спрашивают о каждом предмете в отдельности (А дерево у тебя на рисунке такое же как у меня?) они отвечают утвердительно. иногда даже не взглянув на рисунок.

Не принимает и не понимает задание.

3 балла – высокий результат;

2 балла – средний результат;

1 балл – результат ниже среднего;

0 баллов – низкий результат.

Нежелание выполнять задание взрослого свидетельствует о социальной неготовности ребёнка к школьному обучению. Существует несколько причин этого нежелания:

острое протекание кризиса 7 лет;

отсутствие опыта общения с чужим взрослым, непонимание специфической роли учителя как « человека, который учит», негативный опыт общения со взрослым.

доминирование игровых мотивов, недостаточное развитие способности делать то, что надо, а не то, что хочется;

негативное отношение к школе и учению, высокий уровень школьной тревожности

По результатам исследований 55% детей испытывают эмоциональное неблагополучие.

У 22% детей выявлен устойчивый страх перед школой. Причины этого страха в том, что дошкольники плохо представляют себе. что их ожидает в школе, чем они там будут заниматься. Оказывает влияние и негативный опыт старших детей, обсуждение родителями трудностей обучения в начальной школе.

Развитие самооценки младших школьников через тестовые задания на уроках окружающего мира

Для формирования всесторонне развитой личности необходимо развитие у детей способности видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, свою деятельность, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей.

Самооценка не врождённое качество личности, она формируется в процессе жизни и воспитания. Годы учения – период интенсивного, сложного и порой противоречивого становления самооценки. Наиболее благоприятным периодом для развития самооценки является младший школьный возраст. Но, как показывают психолого-педагогические исследования, к концу младшего школьного возраста увеличивается число школьников с заниженной самооценкой. Самооценка – это важнейший показатель развития личности, компонент самосознания. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, оценивать свои действия и личностные качества, определять уровень стремлений и ценностей, характер отношений с окружающими.

Доктор психологических наук А.И.Липкина обозначает самооценку как «отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику». По степени адекватности самооценка бывает адекватной и неадекватной. Самооценка называется адекватной (правильной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности представляет. Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Если человек оценивает себя не объективно, когда его мнение резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка бывает неадекватной (неправильной). Неадекватная самооценка бывает завышенной и заниженной. При неадекватно завышенной самооценке человек переоценивает себя, при неадекватно заниженной – недооценивает.

Изучением самооценки младшего школьника, её развитием занимались и продолжают заниматься учёные и педагоги (Л.И. Божович, А.В. Захарова, М.Э. Боцманова, В.Э. Чудновский. А.И. Липкина, Л.Ю. Фомина, Е.В. Шимаметьева, Е.Г. Фирсина, Н.П. Мурзина и другие). Но влияние тестовых заданий на развитие самооценки не нашло подтверждение в их работах.

Непосредственно влияют на формирование самооценки младшего школьника следующие факторы: школьные оценки, навыки учебной деятельности, собственный жизненный опыт, рефлексия, семейное воспитание.

На основе этих факторов были выделены педагогические условия, влияющие на развитие адекватной самооценки при использовании тестовых заданий на уроках окружающего мира. Рассмотрим, как реализуются выделенные педагогические условия на практике.

Первое педагогическое условие – систематическое использование тестовых заданий на уроках окружающего мира. Рассмотрим на примере изучения темы (таблица 1).