Как определить уровень самооценки у подростка?

Подростковый возраст – самый сложный период в жизни. Подросток, это уже не ребёнок, но ещё не взрослый человек. Семья – это главный помощник подростка, которой проходит свой путь взросления.

В этом возрасте многое ставится под сомнение — что хорошо, а что плохо, что правильно, а что неправильно. Становится критическим отношение к своей внешности, своим умственным и физическим данным. Подросток часто считает себя никчёмным, никому не нужным человеком. Или наоборот, считает себя слишком важным и значимым, а других мелкими и «второсортными».

Именно в этот период ребёнок начинает чувствовать свою взрослость и впервые задумывается о том, что ему придётся создавать свою семью.

Частая печаль подростка – это неуверенность в том, что он сможет кому-то понравиться и у него будет семья.

Всё это происходит и под действием гормонов и также, зависит от отношения к нему ближайшего окружения – семьи, друзей, родственников, учителей и, как это ни странно, посторонних людей.

Да, в подростковом возрасте бывает так, что мнение постороннего человека оказывается для него значимее и весомее, чем мнение кого-то из друзей или членов семьи.

Конечно, это сложный период и для родителей! Все переживания, страдания, эмоциональные всплески доставляют родителям беспокойство, расстраивают их и они страдают за своего ребёнка нисколько не меньше, чем сам подросток.

Как помочь своему взрослеющему ребёнку пережить это тревожное время, не потерять себя, сформировать адекватную самооценку?

Не секрет, что так просто вызвать подростка на откровенный разговор может не получится. Говорить о своём внутреннем мире, своих сокровенных переживаниях и делиться мыслями и планами подростки совсем не рвутся.

Один из способов узнать, как обстоят дела с самооценкой у вашего ребёнка – это протестировать его.

Но не просто предложить пройти ему тест на уровень самооценки, а обратится к нему, как к взрослому человеку, который ответственно подходит к решению серьёзных вопросов.

Родители, будьте изобретательнее, не «бейте в лоб» своими тревогами и заботами. Дайте почувствовать ребёнку его значимость для вас, ваше уважительное отношение к его внутреннему миру.

Заведите разговор на тему важности человеку разобраться в самом себе и, как вариант, дайте ответить на вопросы теста, чтобы он (не вы, а он, ваш ребёнок), лучше в себе разобрался.

Это действительно поможет ему лучше себя понять, ну и вы получите информацию об уровне самооценки вашего ребёнка и сможете, если надо, предпринимать нужные шаги по коррекции его самооценки.

Вопросы теста, который вам не надо называть «тест на определение уровня самооценки» — лучше назовите его просто — «тест».

Итак, подросток отвечает на 10 вопросов:

1. Насколько часто ты думаешь, что не следовало что-то говорить или делать?

а) очень часто — 1 балл

б) иногда — 3 балла

2. Если ты общаешься с умным, эрудированным человеком, ты

а) стараешься превзойти его в эрудиции — 5 баллов

б) не ввязываетесь в соревнование, просто закончите разговор — 1 балл

3. Выбери одно, самое близкое тебе, мнение:

а) везение, это результат упорного труда — 5 баллов

б) успех зависит от удачного стечение обстоятельств — 1 балл

в) в сложной ситуации главное, это не везение или упорство, а человек, который может тебя утешить или одобрить — 3 балла

4. Если тебе показали пародию или шарж на тебя, ты:

а) рассмеёшься и обрадуешься, что в тебе увидели нечто оригинальное — 3 балла

б) попытаешься найти что-то смешное в человеке, который сделал шарж на тебя и высмеять его — 4 балла

в) обидишься, но вида не подашь — 1 балл.

5. Ты постоянно спешишь, тебе вечно не хватает времени, ты берёшься делать больше, чем можешь выполнить:

б) нет — 5 баллов

6. Представь, ты выбираешь подарок другу (подруге), купишь:

б) подарок, который по твоему мнению понравится другу (подруге), хоть тебе этот подарок и не нравится — 3 балла

в) подарок, который недавно увидел в рекламе по телевизору – 1 балл

7. Любишь представлять себя в разных ситуациях, в которых ты ведёшь себя совсем не так, как в жизни:

в) не знаю — 3 балла

8. Задевает тебя, когда твои друзья добиваются чего-то большего, чем ты:

в) иногда — 3 балла

9. Нравится тебе возражать людям:

в) не знаю — 3 балла.

10. Закрой глаза и попытайся представить себе 3 цвета:

а) голубой — 1 балл

б) желтый — 3 балла

в) красный — 5 баллов

Складываем и считаем результат:

Ты вполне собой доволен и уверен в себе. Тебе нравится быть в центре внимания, выделять своё мнение, критиковать других людей. Чем больше набрано баллов, тем больше ты любишь себя и не любишь других. Ты слишком серьёзно относишься к себе и не прислушиваешься к критике. Самооценка необъективно завышена. И даже читая результат этого теста, скорее всего, ты «защитишься» фразой, что «это всё враньё».

Ты находишься в согласии с собой, хорошо себя знаешь и можешь себе доверять. Ты находишь выход из затруднительных ситуаций в общении, взаимоотношениях с людьми. Ты вполне доволен собой и окружающими тебя людьми. Твоя самооценка в норме. Ты сам себе, не за счёт других, можешь быть поддержкой и источником жизненной энергии.

Ты недоволен собой, тебя терзают сомнения и неудовлетворённость своим интеллектом, способностями, внешностью, физическим состоянием… Самооценка явно занижена. Срочно остановись! Ты должен принять себя, уважать, ценить то, что в тебе есть хорошего, а оно есть – будь уверен. Быть иногда чем-то недовольным в себе – это нормально. Но будь сам себе поддержкой и стремись совершенствоваться, а не горюй.

Как видите, тест даст вам «зацепочку», покажет «слабое место». Делайте выводы, но не бросайтесь спасать и действовать моментально – будьте корректны, внимательны, проявляйте чуткость.

Желаю вам счастья и любви!

P.S. Вы можете записаться на консультацию и получить от меня посильную помощь, чтобы укрепить ваш брак.

Самооценка и уровень притязаний у подростков с умственной отсталостью

Самооценка – компонент самосознания, включающий, наряду со знаниями о себе, оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.

Самооценка представляет собой центральное образование личности подростка, в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором её поведения и деятельности. Самооценка формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия, во многом формирование самооценки определяет социум. Но, несмотря на это, а, может быть, благодаря этому, самооценке принадлежит особое место в структуре отношений личности. В процессе развития самосознания подросток переходит от наивного неведения в отношении себя к все более последовательной и определенной, иногда резко колеблющейся от уверенности в себе до полного отчаяния, самооценке.

Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Когнитивный компонент отражает знание человека о себе, эмотивный – отношение к себе. В процессе оценивания эти компоненты тесно взаимосвязаны и не могут быть представлены в чистом виде. Знания о себе человек приобретает в процессе общения с другими людьми. Эти знания неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность эмоций зависят от значимости для личности полученной информации.

Качественное своеобразие когнитивного и эмоционального компонентов дифференцирует особенности развития каждого из них. Исследователи выделили три уровня сформированности когнитивного компонента самооценки:

Наиболее высокий уровень характеризуется:

реалистичной, адекватной самооценкой;

преимущественной ориентацией подростков на знание своих особенностей;

наличием способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества;

казуальной атрибуцией за счет внутренних условий;

глубоким и разносторонним содержанием самооценочных суждений;

употреблением их преимущественно в проблематичных формах.

2. Средний уровень сформированности характеризуется:

непоследовательностью проявления реалистичных самооценок,

ориентацией подростка на мнение окружающих;

ориентацией на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания;

казуальной атрибуцией за счет внешних условий;

узким содержанием самооценочных суждений;

реализацией самооценки в категоричных и в проблематичных формах.

3. Низкий уровень сформированности когнитивного компонента характеризуется:

Обоснование самооценки эмоциональными предпочтениями;

Отсутствием подтверждения самооценки анализом реальных фактов;

казуальной атрибуцией за счет субъективно неуправляемых условий;

неглубоким содержанием самооценочных суждений;

реализацией самооценки в категоричных формах.

Адекватная самооценка – это реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту относиться к себе критично, правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.

В подростковом возрасте происходит постепенное увеличение адекватности самооценки. Подросткам свойственно оценивать себя ниже по тем показателям, которые самому подростку представляется самым важным, это снижение указывает на их больший реализм. Для детей же свойственно завышать оценку собственных качеств.

Адекватную самооценку подростка, по мнению исследователей, предсказывает достоверно сильная ориентация подростка на будущую профессию и высокая оценка преподавателями и мастерами моральных норм поведения подростка. Адекватная самооценка способствует формированию у подростков уверенности в себе, самокритичности, настойчивости. Подростки с адекватной самооценкой имеют большее поле интересов, активность их направлена на конструктивное общение с окружающими и на социально позитивные виды деятельности.

У подростков с умственной отсталостью наблюдается весь спектр неадекватности самооценки. Возможность коррекции самооценки в этом случае – это возможность оказания действенной помощи подростку на этапе взросления.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором её поведения.

Исследование самооценки позволяет проникнуть в характер развития такого личностного образования, как социальная ответственность за себя в общем деле, за это дело и за других людей.

На первой стадии подросткового возраста (10-12 лет) у большинства подростков кризис самооценки (кризис принятия себя) проходит очень остро, около 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью отрицательные характеристики. Ощущается растерянность, недоумение, подростки как бы не узнают сами себя. Многие подростки отмечают и свои положительные черты, но на общем отрицательном эмоциональном фоне. Подростки ощущают острую потребность в самооценке и переживают своё неумение оценить себя.

На второй стадии подросткового периода (12-14 лет) наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативное отрицательное отношение подростка к себе, зависящее от оценок подростка окружающими, особенно сверстниками. Критическое отношение подростка к себе и переживание недовольства собой сопровождается положительным осознанием себя как личности, актуализацией потребности в самоуважении.

На третьей стадии подросткового возраста (с 14-15 лет) возникает оперативная самооценка, определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для подростка как идеальные формы его личности.

Таким образом, развитие самооценки, как компонента самосознания, дает типичную картину поуровневых изменений социального развития личности. Самооценка, наряду с образом себя (Образ «Я») и Я-концепцией относится к центральным личностным образованиям. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека.

Уровень притязаний (67)

В общем виде уровень притязаний – это отражение желания человека достичь успеха на том уровне сложности или трудности решаемой задачи, на который он считает себя способным или которого, по его мнению, он заслуживает. Понятие введено в психологию К.Леви и его ученики, впервые экспериментально исследовал уровень притязания Г.Хоппе. уровень притязаний имеет несколько измерений.

1 измерение: уровень притязаний тесно связан с самооценкой:

своих возможностей в той или иной области·

(частный характер проявления в актуальной для субъекта

сфере деятельности или отношений);

себя, как личности (тотальный характер проявления во всех сферах)·

2 измерение: адекватность уровня притязаний реальным возможностям и способностям или неадекватность (занижение, завышение).

3 измерение: отражает ригидность (гибкость) уровня притязаний, проявляется в реакциях на реальный уровень достижений – в смещении в сторону более легких или более трудных задач после успеха или неуспеха.

По сути, уровень притязаний складывается в поле противоречия или конфликта стремления к успеху и избегания неудач.

Адекватный (реалистический) уровень притязаний:

Коррелирует с уверенностью в себе и своих силах, высокой продуктивностью, настойчивостью, критическим анализом успехов и неудач.

Неадекватный уровень притязаний (завышенный, заниженный):

Коррелирует с повышенной тревожностью, неуверенностью, выбором слишком легких или слишком трудных целей, недостаточной критичностью своих достижений или сверхкритичностью и нежеланием признать свой потенциал, стремлением уйти от ответственности, прикрываясь своей неспособностью или неумением.

До начала школьного обучения уровень притязаний связан с личностной самооценкой, с началом школьного обучения – с самооценкой частных возможностей. Если у ребенка уровень притязаний носит характер кризиса (взрослые экстраполируют уровень достижения ребенка на его личность), то этот кризис может стать мощным психологическим источником школьной дезадаптации.

Таким образом, самооценка является важным фактором саморегуляции личности, влияет на взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, на отношение к успехам и неудачам.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Уровень притязаний – это отражение желания человека достичь успеха на том уровне сложности или трудности решаемой задачи, на который он считает себя способным или которого, по его мнению, он заслуживает.Расхождение между притязаниями подростка и его реальными возможностями приводит к тому, что он начинает неверно оценивать себя и свои поступки, поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность.

В психологии разработаны приемы формирования адекватной самооценки и методы коррекции и преобразования самооценки в случае её деформации.

При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.005 сек.)