Коррекционные упражнения для младших школьников

Презентация к уроку (2 класс) на тему:

Коррекционные упражнения на развитие памяти, внимания, мышления для младших школьников

Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания… Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться. В.А. Сухомлинский

Коррекционные упражнения на развитие памяти, внимания, мышления для младших школьников

Игры и упражнения, направленные на развитие внимания Упражнение на развитие концентрации и распределения внимания «Найди отличие». Предлагаются 2 картинки с изображением двух предметов. На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Дети должны обнаружить различия.

Упражнение на развитие концентрации и распределения внимания

Упражнение, направленное на развитие концентрации внимания Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения. Для проведения данного задания потребуется корректурный бланк с буквами и ручка.

Концентрация и распределение внимания

Упражнения на тренировку переключения внимания. Упражнение 2 « Спрятанные буквы» Из буквенного текста выдели спрятанное слово. Б е о л н ц е и т р а н а с т о л р ю д ж м е т о к н о ч т п р.

Упражнение, направленное на тренировку концентрации внимания «Выполни по образцу» Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от детей выполнения нескольких последовательных действий: 1) анализ каждого элемента узора; 2) правильное воспроизведение каждого элемента; 3) удержание последовательности в течение продолжительного времени. При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно дети воспроизведут образец (концентрация внимания), но и как долго они могут работать без ошибок. Поэтому каждый раз надо понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.

Концентрация и устойчивость внимания

Упражнение на развитие концентрации и устойчивости внимания Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки: а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛЛИТАДЕРРА г) ГРУММОПД д ) ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА

Упражнение на развитие концентрации внимания «Скопируй портрет». Дети должны квадратик за квадратиком скопировать портрет из верхнего поля в нижний, затем раскрасить картинки.

Упражнение, направленное на развитие объема внимания «Внимание» Детям предлагают внимательно посмотреть на карточку с фигурами и знаками. Через 3 секунды карточка убирается, а дети должны зарисовать в тетради то, что запомнили. После проверочного воспроизведения на доске детям предлагают еще одну карточку для запоминания и воспроизведения.

Развитие объема внимания

Упражнения на развитие мыслительной операции Сравнение предметов Пары слов. 1) Муха и бабочка 6) Топор и молоток 2) Дом и избушка 7) Пианино и скрипка 3) Стол и стулья 8) Шалость и драка 4) Книга и тетрадь 9) Щекотать и гладить 5) Вода и молоко 10) Город и деревня Методика. Ты видел муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга? При сравнении предметов учить находить черты сходства и черты различия по главным признакам.

Упражнения на развитие скорости мышления Оканчивание слов Отгадай что я хочу сказать (произносится первый слог слова). Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му. 6) до, 7) че, 8) пры. 9) ку, 10) зо.

Упражнения на развитие мыслительных процессов а) Найди лишнее слово . 1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий. 2. Храбрый, злой, смелый, отважный. 3. Яблоко, слива, огурец, груша. 4. Молоко, творог, сметана, хлеб. 5. Час, минута, лето, секунда. 6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка. 7. Платье, свитер, шапка, рубашка. 8. Мыло, метла, паста зубная, шампунь. 9. Береза, дуб, сосна, земляника. 10. Книга, телевизор, радио, магнитофон. б) Найди лишнюю картинку .

в) Упражнения на развитие гибкости ума . Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие: — Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина. ) — Назови слова, относящиеся к спорту — Назови слова, обозначающие домашних животных. — Назови слова, обозначающие водный спорт. — Назови слова, обозначающие фрукты и т.д. г) Исключение лишнего

Упражнения на беглость мышления Назвать слова с заданной буквой . ВАРИАНТЫ: 1) Назвать слова, начинающиеся на букву а . 2) Назвать слова, оканчивающиеся на букву т . 3) Назвать слова, в которых третья от начала-буква с .

Упражнения на развитие памяти Упражнение « Фигуры» В парах с помощью счетных палочек (спичек) один ученик складывает фигуру, 1-2 сек. показывает, затем прикрывает ее листом бумаги, другой из них должен повторить эту фигуру.

Упражнение 2 «Назови по памяти предметы » Предлагаются таблицы с рисунками различных предметов. В течение 1-2 сек. Запомнить предметы и их расположение. Закрывается таблица. Учащимся предлагается перечислить предметы или ответить на вопросы: — Сколько голубей летит в небе? — Что держит в клюве голубь? — Сколько на веточке листиков? — Какого цвета петушки? — Какую лапку поднял петушок? и т. д.

Упражнение 3 «Запомни слова и их место» Учащимся предлагаются слова по теме урока. Они запоминают сами слова и их расположение в рамках. После в предложенные трафареты вносят их по памяти. собака тигр дуб Шиповник ива лев конь ель крот кот

Упражнение 3 «Игра со словом» (обучение звуковому облику слова) — придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове: Лягушка, флаг, стол, диван. — назови все звуки по порядку в слове: небо, туча, крыша.

Упражнения на развития внимания Объем внимания Упражнение 1 Найди цифры в порядке возрастания (указкой ученик показывает в быстром темпе) 1 7 4 3 5 2 9 5 8 6 9 3 9 5 2 1 8 6 4 1 6 2 5 8 3 6 8 7 9 4 3 7 2 4 7 1

Коррекционные упражнения по формированию адекватной самооценки младших школьников

2.Сказкотерапия. История про Энни (застенчивость)

Сказкотерапия. История про Энни (Если ребенка дразнят)

Список использованной литературы

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности самооценка является важнейшим регулятором её поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведёт к неправильной самооценке, вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т.д.). Самооценка получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей. Самооценка — компонент самосознания, включающий наравне со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков

Цель: выявить младших школьников с низким уровнем самооценки. Разработка коррекционной программы, направленной на формирование адекватной самооценки младших школьников.

Объект: самооценка младших школьников.

Получение навыка выражения себя с помощью творчества и игровых форм деятельности.

Приобретение навыка формирования активной жизненной позиции.

Возможность осознания ценности собственной личности.

Получение возможности усиления позитивного отношения к себе.

Ведущий предлагает каждому ребенку назвать ласково соседа, сидящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав Спасибо .

Участники игры по кругу произносят свои имена, добавляя к представлению качество, отражающее его личностные черты. Но это качество должно непременно начинаться с той же буквы, что и его имя. Например, Ирина — искренняя, Петр — пунктуальный.

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки. Ой, какие вы все красивые, веселые, умные! Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал . Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно — иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств .

После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки — реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и масштаб этих достоинств — это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль Лучшего хвастуна или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.

Зайки и слоники

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется Зайки и слоники . Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает ?

Коррекционные упражнения по работе с предложением для младших школьников с нарушениями устной и письменной речи .

Коррекционные упражнения по работе с предложением для младших школьников с нарушениями устной и письменной речи.

Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передает мысль ученика, в нем реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание.

В сущности, любая форма речевой деятельности – это составление предложений, выражение мысли в предложении и в тексте. Беседа, пересказ прочитанного, рассказ и сочинение – все эти формы речевой работы учащихся включают как необходимое звено составление предложений.

У младших школьников с нарушениями устной и письменной речи работа с предложением вызывает большие трудности. Поэтому нужны специальные упражнения. Их цель – научить школьников грамотно писать предложения, строить их в соответствии с законами синтаксиса, с литературной нормой, разнообразить их структуру, расширять размеры, научить совершенствовать предложения, добиваясь их точности и выразительности.

Все упражнения по работе с предложением могут быть разделены на три группы:

Упражнения на основе образца.

Упражнения на основе образца . или подражательные, предлагают усвоение правильно построенных конструкций, понимание их внутренних связей и семантики, а так же обучение школьников построению таких же или подобных собственных предложений. Эти упражнения, без сомнения, содержат элементы самостоятельного труда, но все-таки в их основе всегда лежит данный педагогом или помещенный в учебнике образец.

В конструктивных упражнениях познавательная задача иная – построение предложений на основе усвоенных закономерностей. С помощью этих упражнений школьники учатся строить предложения без образцов, в соответствии с изученными теоретическими сведениями по синтаксису, а также на основе практически усвоенных связей. Дети с речевыми нарушениями учатся перестраивать предложения, расширять их, соединять 2-3 предложения в одно, заменять элементы предложений и т.д.

Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных конструктивных задач. Выполняя их дети не получают конкретного задания, касающегося структуры предложения. Строя предложения, учащиеся опираются на чувство языка, на усвоенные ранее закономерности. Умение строить предложения в свободных условиях, т. е. без конкретного задания, свидетельствует о подлинном усвоении синтаксических форм, о сформированности механизмов речи.

Данная классификация позволяет понять смысл, цель различных упражнений. Они не должны идти каждое в определенной последовательности, а параллельно: творческое составление предложений можно включать в коррекционный процесс с первых занятий.

Рассмотрим основные приемы работы над предложением по темам.

Дифференциация слов и предложений

Является или не является группа слов предложением?

Пришла холодная осень.

День дождь идет весь.

Всюду лужи и грязь.

Прочитайте. Можно ли считать написанные слова предложениями? Обоснуйте свой ответ.

Сумерки. Ветер. Молния. Гром. Дождь.

Распространите каждое предложение, состоящее из одного слова, так, чтобы получился связный рассказ. Как бы вы его озаглавили?

Быстро наступили сумерки. Ветер завыл и засвистел. Сверкнула ослепительная молния. Грянул гром. Хлынул сильным потоком дождь.

Соедините два предложения в одно.

С полей уже убрали рожь и пшеницу. Овес и ячмень тоже убрали.

Мальчики на пришкольном участке посадили кусты смородины. Девочки поливали грядки с клубникой.

Выразите одну и ту же мысль в нескольких вариантах предложения.

В марте с крыш капает, весна приближается.

Приближается весна, с крыш уже капает.

Закапало с крыш, значит скоро весна.

Март наступил, а с крыш не капает.

Если с крыш закапало, значит, весна скоро.

Весна приближается, вот и с крыш уже закапало.

Основные виды творческих упражнений по составлению предложений следующие (расположены по степени самостоятельности и развивающемуся эффекту):

Составление предложения по опорным словам /2-3 слова/;

Составление предложения по одному опорному слову, чаще всего новому, отличающемуся особыми оттенками значений и выразительностью;

По заданному обороту речи, фразеологизму, крылатому выражению;

По предметной картинке;

По сюжетной картинке;

По узкой теме заданной логопедом или учащимися;

Свободное составление предложения (Составить предложение любого вида и на любую тему).

Цель творческого составления предложений – активизация слов, сочетаний, оборотов речи, накопление своего рода речевых «заготовок», «деталей» для предстоящего рассказа или сочинения.

Подобранные, хорошо продуманные упражнения по работе над предложением окажут методическую помощь учителям, школьному логопеду и родителям для закрепления знаний, умений, навыков учащихся с нарушениями устной и письменной речи.

© 2012#0150;2016 Проект «Инфоурок»

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.

Адрес редакции: 214011, РФ,

г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.