Самооценка по У. Джеймсу

Самооценка бывает двух родов: самодовольство и не­довольство собой. Самолюбие может быть отнесено к третьему отделу, к отделу поступков, ибо сюда по большей части относят скорее известную группу действий, чем чувствований в узком смысле слова. Для обоих родов самооценки язык имеет доста­точный запас синонимов. Таковы, с одной стороны, гордость, самодовольство, высокомерие, суетность, самопочитание, занос­чивость, тщеславие; с другой — скромность, униженность, сму­щение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание соб­ственного позора и отчаяние. Указанные два противополож­ных класса чувствований являются непосредственными, пер­вичными дарами нашей природы. Представители ассоцианизма, быть может, скажут, что это вторичные, производные явления, возникающие из быстрого суммирования чувств удоволь­ствия и неудовольствия, к которым ведут благоприятные или неблагоприятные для нас душевные состояния, причем сумма приятных представлений дает самодовольство, а сумма непри­ятных — противоположное чувство стыда. Без сомнения, при чувстве довольства собой мы охотно перебираем в уме все воз­можные награды за наши заслуги, а, отчаявшись в самих себе, мы предчувствуем несчастье; но простое ожидание награды еще не есть самодовольство, а предвидение несчастья не является отчаянием, ибо у каждого из нас имеется еще некоторый посто­янный средний тон самочувствия, совершенно не зависящий от наших объективных оснований быть довольными или недоволь­ными. Таким образом, человек, поставленный в весьма небла­гоприятные условия жизни, может пребывать в невозмутимом самодовольстве, а человек, который вызывает всеобщее уваже­ние и успех которого в жизни обеспечен, может до конца испытывать недоверие к своим силам.

Впрочем, можно сказать, что нормальным возбудителем са­мочувствия является для человека его благоприятное или не­благоприятное положение в свете — его успех или неуспех. Че­ловек, эмпирическая личность которого имеет широкие преде­лы, который с помощью собственных сил всегда достигал успе­ха, личность с высоким положением в обществе, обеспеченная материально, окруженная друзьями, пользующаяся славой, едва ли будет склонна поддаваться страшным сомнениям, едва ли будет относиться к своим силам с тем недоверием, с каким она относилась к ним в юности. («Разве я не взрастила сады вели­кого Вавилона?») Между тем лицо, потерпевшее несколько неудач одну за другой, падает духом на половине житейской дороги, проникается болезненной неуверенностью в самом себе и отступает перед попытками, вовсе не превосходящими его силы.

Чувства самодовольства и унижения одного рода — их мож­но считать первичными видами эмоций наряду, например, с гне­вом и болью. Каждое из них своеобразно отражается на нашей физиономии. При самодовольстве иннервируются разгибающие мышцы, глаза принимают уверенное и торжествующее выраже­ние, походка становится бодрой и несколько покачивающейся, ноздри расширяются и своеобразная улыбка играет на губах.

Вся совокупность внешних телесных выражений самодоволь­ства в самом крайнем проявлении наблюдается в домах умалишенных, где всегда можно найти лиц, буквально помешанных на собственном величии; их самодовольная наружность и чван­ная походка составляют печальный контраст с полным отсут­ствием всяких личных человеческих достоинств. В этих же «замках отчаяния» мы можем встретить яркий образец проти­воположного типа — добряка, воображающего, что он совершил смертный грех и навек загубил свою душу. Это тип униженно пресмыкающийся, уклоняющийся от посторонних наблюдений, не смеющий с нами громко говорить и глядеть нам прямо в глаза. Противоположные чувства, подобные страху и гневу, при аналогичных патологических условиях могут возникать без всякой внешней причины. Из ежедневного опыта нам известно, в какой мере барометр нашей самооценки и доверия к себе поднимается и падает в зависимости скорее от чисто органичес­ких, чем от рациональных причин, причем эти изменения в на­ших субъективных показаниях нимало не соответствуют изме­нениям в оценке нашей личности со стороны друзей.

Уровень притязаний и самооценка личности

Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.

Самооценка личности не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства, столь свойственное нашему далекому предку (по Дарвину). Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», но и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой стороны, самооценка принадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности. Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях. По словам Т. Манна, человек, познавший самого себя, становится другим человеком.

В структуре самооценки выделяют два компонента:

— когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации;

— эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Американский психолог У. Джеймс (1842 — 1910) предложил формулу для самооценки:

Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Уровень притязаний — уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

При явно завышенной самооценке человек:

— приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс двухлетних детей («я лучше всех»);

— имеет идеализированное представление о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей (стараясь жить согласно этому идеальному «Я», часто создает ничем неоправданные трения с другими людьми; ведь, как говорил Ф. Ларошфуко, нет лучшего способа попасть в жизни впросак, чем считать себя лучше других);

— игнорирует личные неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает все, что мешает сложившемуся представлению о себе;

— истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность;

— становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не прислушивается к чужому мнению;

— экстернален, свой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами — с чем угодно, но только не с собственными ошибками;

— к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придиркам и зависти;

— как правило, ставит перед собой невыполнимые цели;

— имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности;

— легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость;

— ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда -скрытое или явное негативное отношение к нему);

— подвержен преследованию невротических и даже истерических проявлений («я способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и невезучий»);

— прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего поведения;

— имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и устойчивый взгляд, командные нотки в голосе.

При явно заниженной самооценке человек:

— обладает преимущественно тревожным, застревающим, педантичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу такой самооценки;

— как правило, неуверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен;

— остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них;

— конформен, легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу;

— страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда — любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем и, прежде всего самому себе, свою значимость, что он чего-то стоит;

— ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть;

— нередко «уходит» в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни;

— слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости;

— становится часто занудой, раздражает окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и на работе;

— имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре глаза часто отводит в сторону.

Адекватность самооценки определяется соотношением двух противоположных психических процессов в человеке:

— познавательного, способствующего адекватности;

— защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

Самооценка связана также с самоуважением. От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны: кто я такой; чего ждут от меня другие; в чем совпадают и расходятся наши интересы. Уважающие себя люди имеют и свою линию поведения: они уравновешенны, не агрессивны, независимы.

Инструкция: Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

  1. Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.
  2. Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их — каждый решает сам.
  3. Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств — и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.
  4. Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств:

    • Межличностные отношения, общение.
      1. Вежливость — соблюдение правил приличия, учтивость.
      2. Заботливость — мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.
      3. Искренность — выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.
      4. Коллективизм — способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.
      5. Отзывчивость — готовность отозваться на чужие нужды.
      6. Радушие — сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.
      7. Сочувствие — отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.
      8. Тактичность — чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.
      9. Терпимость — умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам.
      10. Чуткость — отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.
      11. Доброжелательность — желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.
      12. Приветливость — способность выражать чувство личной приязни.
      13. Обаятельность — способность очаровывать, притягивать к себе.
      14. Общительность — способность легко входить в общение.
      15. Обязательность — верность слову, долгу, обещанию.
      16. Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.
      17. Откровенность — открытость, доступность для людей.
      18. Справедливость — объективная оценка людей в соответствии с истиной.
      19. Совместимость — умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.
      20. Требовательность — строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.
      21. Поведение.
        1. Активность — проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.
        2. Гордость — чувство собственного достоинства.
        3. Добродушие — мягкость характера, расположение к людям.
        4. Порядочность — честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
        5. Смелость — способность принимать и осуществлять свои решения без страха.
        6. Твердость — умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.
        7. Уверенность — вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.
        8. Честность — прямота, искренность в отношениях и поступках.
        9. Энергичность — решительность, активность поступков и действий.
        10. Энтузиазм — сильное воодушевление, душевный подъем.
        11. Добросовестность — честное выполнение своих обязанностей.
        12. Инициативность — стремление к новым формам деятельности.
        13. Интеллигентность — высокая культура, образованность, эрудиция.
        14. Настойчивость — упорство в достижении целей.
        15. Решительность — непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.
        16. Принципиальность — умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.
        17. Самокритичность — стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.
        18. Самостоятельность — способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.
        19. Уравновешенность—ровный, спокойный характер, поведение.
        20. Целеустремленность — наличие ясной цели, стремление ее достичь.
        21. Деятельность.
          1. Вдумчивость — глубокое проникновение в суть дела.
          2. Деловитость — знание дела, предприимчивость, толковость.
          3. Мастерство — высокое искусство в какой-либо области.
          4. Понятливость — умение понять смысл, сообразительность.
          5. Скорость — стремительность поступков и действий быстрота.
          6. Собранность — сосредоточенность, подтянутость.
          7. Точность — умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.
          8. Трудолюбие — любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.
          9. Увлеченность — умение целиком отдаваться какому-либо делу.
          10. Усидчивость — усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
          11. Аккуратность — соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
          12. Внимательность — сосредоточенность на выполняемой деятельности.
          13. Дальновидность — прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.
          14. Дисциплинированность — привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.
          15. Исполнительность — старательность, хорошее исполнение заданий.
          16. Любознательность — пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.
          17. Находчивость — способность быстро находить выход из затруднительных положений.
          18. Последовательность — умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.
          19. Работоспособность — способность много и продуктивно работать.
          20. Скрупулезность — точность до мелочей, особая тщательность.
          21. Переживания, чувства.
            1. Бодрость — ощущение полноты сил, деятельности, энергии.
            2. Бесстрашие — отсутствие страха, храбрость.
            3. Веселость — беззаботно-радостное состояние.
            4. Душевность — искреннее дружелюбие, расположенность к людям.
            5. Милосердие — готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.
            6. Нежность — проявление любви, ласки.
            7. Свободолюбие — любовь и стремление к свободе, независимости.
            8. Сердечность — задушевность, искренность в отношениях.
            9. Страстность — способность целиком отдаваться увлечению.
            10. Стыдливость — способность испытывать чувство стыда.
            11. Взволнованность— мера переживания, душевное беспокойство.
            12. Восторженность — большой подъем чувств, восторг, восхищение.
            13. Жалостливость — склонность к чувству жалости, состраданию.
            14. Жизнерадостность — постоянство чувства радости, отсутствие уныния.
            15. Любвеобильность — способность сильно и многих любить.
            16. Оптимистичность — жизнерадостное мироощущение, вера в успех.
            17. Сдержанность — способность удержать себя от проявления чувств.
            18. Удовлетворенность — ощущение удовольствия от исполнения желаний.
            19. Хладнокровность — способность сохранять спокойствие и выдержку.
            20. Чувствительность — легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

    Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.

    1. Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).

    2. Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И), а затем вычислите их процентное отношение:

    Результаты сопоставьте с оценочной шкалой.

  5. Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности: аккуратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, правдивость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозрительность, эгоизм, нахальство.
  6. В столбик «идеал» под номером (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в людях, под номером 2 — то качество, которое цените чуть меньше и т. д., в порядке убывания значимости. Под номером 13 укажите то качество — недостаток — из вышеуказанных, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь, как известно, идеальных людей не бывает, у каждого есть недостатки, но какие-то вы можете простить, а какие-то — нет), под номером 14 — тот недостаток, который простить труднее и т. д., под номером 20 — самое отвратительное, с вашей точки зрения, качество людей.
  7. В столбик 2 «Я» под (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое лично у вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток), под номером 2 — то качество, которое развито у вас чуть менее и т. д. в убывающем порядке, под последними номерами — те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют.
  8. где Ri1 (номер) — ранг 1-го качества в 1-м столбике; Ri2 — ранг 1-го качества во 2-м столбике; Дi— разность рангов 1-го качества в столбцах. Возводим Д в квадрат. Подсчитаем все Дi, возведенные в квадрат, их должно быть 20. Предположим, что первое слово в столбце 1 — ум ( Ri1 = 1 ), а в столбце 2 это слово находится на пятом месте, т. е. Ri2 = 5, тогда по формуле вычисляем (1 — 5) = -4, возводим в квадрат = 16, и так далее для всех n слов по порядку (n — количество анализируемых качеств, n = 20).

  9. Затем полученные (Дi, в квадрате) складываем, умножаем на 6, делим произведение на (n х n х n — n) = (20 х 20 х 20 — 20)= = 7 980 и, наконец, от 1 отнимаем частное, т. е. находим коэффициент ранговой корреляции: