Личность формируется в условиях общественного, конкретно-исторического существования человека

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по общей психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по общей психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Направленность на соответствующий предмет порождается испытываемой или осознаваемой человеком

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ К.Г. ЮНГА И А. АДЛЕРА

Теория К.Г. Юнга, которая получила название «аналитическая психология», нашла свое отражение на страницах его книг «Психологические типы» (1921), «Избранные труды по аналитической психологии» (1939) и т. д.

Однако Адлер выделял в развитии личности стремление сохранить свою индивидуальность. «Я» Адлера представляет собой определенную систему, которая

К.Г. Юнг опубликовал работу «Психологические типы» (1921), где он представил свою теорию аналитической психологии.

. жизни индивида, и, как вся психика, подчинен бессознательному; 5. Формирование и развитие личности зависит от бессознательного как ведущего в

Открыв объективную психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытую «за кулисами» ее сознания, Фрейд преобразовал прежнее

Наиболее самостоятельными из них, создавшими собственные направления, были К. Юнг (1875–1961) и А. Адлер (1870–1937).

Факторный анализ в изучении личности. В западных теориях личности зрительную роль играют теория З. Фрейда, аналитическая теория К. Юнга, Э. Берна.

К фрейдистской школе относится А. Адлер, который стал основателем индивидуальной психологии, где движущей.

. начало, теории личности подразделяются на психобиологические (У. Шелдон), биосоциальные (Ф. Олпорт, К. Роджерс), психосоциальные (К. Адлер, К. Хорни и

Такова например типология К. Юнга, включающая типы личности, выделенные с учетом таких признаков, как сензитивность.

Теории гендерной психологии лидерства

Ситуационно-должностной подход (Р. Хауз, Дж. Хант) на первое место ставит позицию человека в официальной структуре, должность, которую он занимает в организации, а не пол. Мужчины и женщины, выполняющие одни и те же лидерские роли, занимающие одни и те же менеджерские должности, не будут отличаться друг от друга ни по поведению, ни по лидерской эффективности. Однако ситуативные переменные могут способствовать тому, что гендер становится значимым фактором, и женщины-лидеры (с их меньшей властью, влиянием и ресурсами) в этом плане проигрывают по сравнению с мужчинами (Eagly, Karan, Mak-hijani, 1995). В частности, речь женщин, с позиций этого подхода, является «речью безвластных», а женщины, занимающие должность, дающую им формальную власть, будут говорить подобно мужчинам, подражая их доминантности. Точно так же и мужчины-подчиненные будут в своей речи похожими на женщин.

Представление о высокотрансформационном лидере (Б. Басе, Дж. Хант и др.), который обладает способностью преобразовывать (совершать трансформацию) своих подчиненных и мотивировать их на сверхдостижения, хотя и появилось только в 1980-х гг., уже завоевало внимание многих ученых в разных странах.

Сюзанна Комивс в своем исследовании университетских работников обнаружила равную способность мужчин и женщин быть высокотрансформационными лидерами. В ряде других работ по моделированию учебного процесса и менеджмента было установлено преимущество женщин в этом отношении. Последнее не удивительно — очень многие авторы приходят к выводу о том, что женщинам более свойственно умение воспитывать других, а ведь именно эту характеристику подчеркивают у высокотрансформационного лидера.

Теория гендерного отбора лидеров (Дж. Боумэн иколлеги, С. Саттон и коллеги) исходит из допущения, что люди вообще и в организациях в частности предъявляют различные требования по отношению к лидерам разного пола; по отношению к женщинам эти требования выше: чтобы получить ту же менеджерскую должность, что и мужчина, женщина должна продемонстрировать гораздо более высокую по сравнению с ним компетентность, чтобы снять влияниепредубеждений против нее (Eagly, Karan, Makhijani, 1995).

Статусная теория (или теория ранговых ожиданий), созданная Дж. Бергером и коллегами,. Согласно этой теории, поведение человека в деловых ситуациях в малых группах объясняется его статусом в больших группах и обществе в целом: поскольку статус в обществе неравен для разных полов или рас, то и в деловом мире мужчина, согласно стереотипам, изначально воспринимается как высокостатусный, а женщина — как низкостатусный индивид (Bartol, Martin, 1986). Чтобы стать лидером в группе, последнему приходится преодолевать больше препятствий по сравнению с первым, даже если он имеет большие знания и способности, чем кто-либо еще в группе

Высокостатусного индивида оценивают как более компетентного и имеющего более желательные атрибуты по сравнению с низкостатусным, поэтому первому предоставляют более благоприятные возможности для того, чтобы хорошо выполнять работу и влиять на других людей. В результате он действительно становится более влиятельным. Будучи низкостатусными, женщины с помощью экспрессивного поведения и согласия с высокостатусными индивидами вынуждены доказывать, что они не стремятся узурпировать власть (Wayne, Liden, Sparrowe, 1994

В античные времена Платон ввел понятие «андрогины», высказал идеи о дополнительности и равноправии полов, о нормах семейно-брачных отношений, но его взгляды отличаются противоречивым отношением к женщине. Аристотель проанализировал сущность мужчин и женщин, предложил законы о браке, рассматривал отношения между мужем и женой в семье, высказал идеи об ограничении народонаселения, разделении труда между полами.

В эпоху Возрождения Томас Мор писал о равенстве способностей мужчин и женщин к разным занятиям и обучению, а также их лидерских способностей и рассматривал проблему отношений полов. Томмазо Кампанелла выступил сторонником обезличивания сексуальных отношений и регламентации,ролей мужчин и женщин.

В Новое время Жан-Жак Руссо высказал мысль о сочетании подобия и различия полов, представление о различных нормах поведения для мужчин и женщин и рассмотрел взаимоотношения в браке. Иммануил Кант разделил мужчин и женщин по участию в политической жизни и характеристикам личности и поведения. Английская писательница Мэри Уоллстоункрафт высказала идею о том, что «природные» склонности и особенности женщин и мужчин являются результатом воспитания, с ним связаны и различия в играх детей разного пола. Французский мыслитель Франсуа Фурье обратил внимание на отражение в языке статуса женщин и мужчин в обществе, рассматривал проблемы лидерства мужчин и женщин, взаимоотношений между полами (сексуальных и супружеских), выступил за ограничение рождаемости. Немецкий романтик Фридрих Шлегель писал о целостной личности, которая соединяет в себе личностные характеристики и мужчины и женщины, и советовал каждому полу перенимать у другого недостающие качества. Артур Шопенгауэр обратил внимание на различие психических процессов мужчины и женщины по абстрактности-конкретности и проявление этих различий в нравственных идеалах.

Второй этап (конец XIX — начало XX в.) характеризовался формированием предмета и естественнонаучных основ гендерной психологии. Этому способствовало движение за освобождение женщин и начало совместного обучения представителей обоих полов в различных учебных заведениях. Параллельно сформировались две ветви новой отрасли: психология женщины и психология половых различий. Появились первые книги, специально посвященные гендерной психологии: русского ученого П, Е. Астафьева, где речь шла о различии психических типов мужчин и женщин по фактору времени: у первых замедленный, у вторых — быстрый темп, остальные характеристики обусловлены этими различиями, и работа австрийца Отто Вейнингера, посвященная бисексуальности и андрогинии, половым различиям в психике и сексуальным взаимоотношениям между полами.

В конце XIX в. начали проводиться первые исследования женщин — в Германии, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландах. Появилось несколько монографий, посвященных женщинам или их сравнению с мужчинами.

Настоящим пионером новой отрасли психологии стал голландский ученый Г. Гейманс. В своей монографии «Психология женщины» он дал научный обзор исследований половых различий по данным физиологов, врачей и психологов, а также описал два собственных масштабных исследования. Гейманс высказал идею о необходимости изучения психологии мужчин, а не только женщин, об учете пола исследователя при анализе данных и различий женщин и мужчин по темпераменту при их сравнении.

К концу второго периода сформировалось представление о предмете гендерной психологии и ее.основных разделах: психологии половых различий, психологии женщины, гендерной социализации и сексуальной социализации. Были начаты экспериментальные исследования.

Третий этап (начало XX в. — 1930-е гг.) носит название психоаналитического и связан с деятельностью 3. Фрейда, опубликовавшего работу «Психология женщины», статью «Женственность» и другие очерки о развитии женщины. К этому периоду относится разработка представления о нарциссизме у мужчин и женщин, об их сексуальных переживаниях, о влиянии на длительное существование множества гендерных стереотипов. Критика фрейдизма и противостояние ему выразились в дискуссии Фрейда и Хорни о том, какой пол завидует другому, в резкой критике со стороны феминизма и породили противоречивые отношения между психоанализом и психологией женщины.

В 1920-1930-е гг. отечественные психологи были знакомы с зарубежными работами того же периода (в том числе и с работами Фрейда). Направленность их исследований имела общие черты с зарубежными: изучениеполовых различий лидеров (Е. А. Аркин), сексуальности девочек и мальчиков (П. П. Блонский), но имели и свою самобытность. Однако затем политические причиныпривели к господству «бесполой психологии» и вынужденному перерыву в гендерных исследованиях в нашей стране.

Четвертый период (1960-1980-е гг.) — это начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий. Здесь выделяются исследования Мартины Хорнер (феномен боязни успеха), Элеонор Маккоби (обзоры половых различий и собственные эксперименты), Сандры Бэм (концепции андрогиниил гендерной схемы), Нэнси Ходоров (работа о материнстве) и Кэрол Гиллиган (идея о ценности нравственных суждений женщин, отличных от взглядов мужчин).

В 1960-е гг. возобновились широкие отечественные исследования (от психофизиологии до социальной психологии). Ведущая роль в этих исследованиях принадлежала лениградско-петербургской школе психологов под руководством Б. Г. Ананьева, заложившего глубокие теоретические основы гендерной психологии: выделение глобальных различий женщин и мужчин, рассмотрение полового диморфизма в качестве общего принципа филогенеза, онтогенеза и социогенеза.

Пятый период (с 1990-х гг. по настоящее время) — это бурное развитие зарубежной гендерной психологии. Признаки расцвета этой области — новый всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, начало кросс-культурных исследований во всем мире, адаптирование известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфических гендерных методик. Интерес к гендерной психологии растет и в нашей стране.

На стратификацию полов (их неравенство), которая отмечена во многих культурах, оказали влияние несколько факторов: а) половое разделение труда; б) образование; в) собственность; г) обладание властью; д) отношение церкви и власти в целом; е) сексуальное поведение.

Предмет гендерной психологии — это особенности психики, которые связаны с полом. Выделяют шесть больших разделов данной дисциплины:

1) психология сравнения мужчин и женщин (установление их сходства и различия);

2) психология женщины (специфические особенности психики, которых нет у мужчин, связанные с женской физиологией или порождаемые социальной ситуацией);

3) психология мужчины (те особенности психики, которых нет у женщин; и психология женщины, и психология мужчины имеют свою широкую проблематику—от психофизиологии до социальной психологии);

4) гендерная социализация (формирование гендерной идентичности, освоение гендерных ролей, которое охватывает всю жизнь человека; гендерные стереотипы);

5) психология гендерных отношений (внутри- и межполовые взаимоотношения, которые складываются: в деловых группах; в интимном общении — дружеском, сексуальном, супружеском, между родителями и детьми разного пола; девиантные отношения между полами;

6) гендерная психология лидерства (различия между мужчинами и женщинами — лидерами; гендерная социализация лидерства; женский менеджмент; гендерные отношения между лидером и последователем в деловом мире, в супружеских и сексуальных диадах.

Основными теориями и концепциями вышеперечисленных разделов являются: в гендерной социализации — психоаналитическое представление о формировании гендерной идентичности и нарциссизма и теория гендерной схемы С. Бэм; в области сравнения мужчин и женщин — биологический и социокультурный подходы; в психологии женщины основными являются концепции материнства Нэнси Ходоров и теория Кэрол Гиллиган об ином ценностном подходе у женщин. В разделе психологии мужчины выдвинуты различные гипотезы маскулинности: биологические (гормональная и связанная со строением и функционированием мозга), психоаналитические, представление об инструментальное™ мужской гендерной роли Т. Парсонса и Р. Бейлза и теория Э. Маккоби о формировании в маскулинном мире особой мужской субкультуры, отличной от женской. В психологии гендерных отношений наиболее известна концепция сегрегации-конвергенции полов Маккоби. В разделе гендерной психологии лидерства известно несколько теорий и концепций: теория LMX Г, Граена, статусно-должностной подход Р. Хауза, концепция трансформационного лидерства Б. Басса, концепция гендерного потока Б. Гутек, теория гендерного отбора лидеров Дж. Боумена, концепция ин-грациации Р. Лайдсна и Т. Митчелла, статусная теория М. Локхида и теория социальных ролей Э. Игли.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите этапы развития гендерной психологии. Охарактеризуйте каждый из них.

2. Что является предметом гендерной психологии?

3. Назовите разделы гендерной психологии и специфику предмета каждого раздела.

4. Какие задачи стоят перед гендерной психологией?

5. Охарактеризуйте методы гендерной психологии.

6. Перечислите основные теории и концепции гендерной психологии.

  • 25 самых необычных видов спорта в мире 314 views
  • Простые лайфхаки, которые помогут сделать нашу жизнь лучше 250 views
  • Наука нашла безмедикаментозный способ видеть осознанные сновидения 184 views
  • 22 способа сложить салфетку для праздничного стола 166 views
  • Простой психологический тест может объяснить, почему мы ещё не нашли инопланетян 137 views
  • 15 фруктов и овощей, которые нет никакого смысла покупать в «органической» версии 133 views
  • Что бы такое съесть, чтобы поумнеть? 112 views
  • Отчего во сне возникает ощущение, будто падаешь в бездну 110 views
  • 10 самых загадочных снимков в мире 98 views
  • Секс в кино: как на самом деле снимаются постельные сцены 94 views

10 теорий о психологии секса

Перевод для mixstuff – Лина Скок

Согласитесь, было бы неплохо знать, о чём думают другие люди. Но пока мы всё ещё далеки от овладения искусством телепатии, а значит придётся оставаться в неведении. Однако современная психология, благодаря обширным исследованиям в сфере сексуального поведения мужчин и женщин, может помочь нам наиболее точно распознать или, как минимум, пройти определённый путь к пониманию глубинных мотивов поведения и химических реакций, которые происходят во время ухаживания, постоянных отношений и самого секса.

Когда речь заходит о сексе, вокруг тут же появляется множество мифов. Легко пасть жертвой слухов и заблуждений, окружающих влечение, сексуальную активность, флирт, предпочтения как мужчин, так и женщин. Помочь развеять эту дезинформацию может огромное количество научных исследований в области психологии секса, если, конечно, вы знаете, где их искать. Вся информация, представленная ниже, получена от врачей, учёных и психотерапевтов, выявивших интересные аспекты межчеловеческих отношений и общения. Мир романтики, секса и любви всё ещё довольно размытый, но эти 10 фактов могут помочь внести в него чуть больше ясности. А если нет, то, по крайней мере, удивят вас.

10. Тело говорит громче слов

55% общения происходит не при помощи слов, а на языке тела. Все жесты, начиная со скрещенных рук и заканчивая взглядом в дисплей телефона, являются верными признаками того, что человек либо вас не слушает, либо ему не интересно, либо он желает избежать разговора. Понимание языка тела может оказать огромную помощь во флирте. Желая проявить симпатию, женщина может стоять с мужчиной лицом к лицу, прикасаться к своим волосам, улыбаться и удерживать зрительный контакт. Те же знаки внимания может подавать и мужчина. Если этими жестами тела пользуются и мужчина, и женщина, то можно с уверенностью сказать, что симпатия взаимна. Очень важен тон собеседника. Около 38% вашего отношения к человеку заложено в интонации, тогда как слова дают лишь 7% информации.

9. Склонность к изменам не заложена в ДНК

Сложилось мнение, что мужчины более склонны к изменам. Но так ли это? Исследования показали, что женщины изменяют с той же, если не с большей, степенью вероятности, особенно если есть гарантия, что партнёр никогда не узнает об этом. По мнению сексологов, измена с большей степенью вероятности произойдет из-за качества отношений, чем из-за биологических и генетических факторов. Другими словами, не все мужчины имеют предрасположенность к изменам, то же касается и женщин. Хотя в игру могут вступить такие подталкивающие к измене химические факторы, как, например, уровень тестостерона и ген, отвечающий за поиск острых ощущений, большее значение имеют всё же сами отношения.

Многие люди (как мужчины, так и женщины) могли бы получить «Оскар» за свои «выступления» в постели. Многочисленные исследования показали, что женщины хотя бы раз в своей половой жизни симулируют оргазм. Среди мужчин это делают только 25%. В оправдание обычно приводят слишком сильную усталость, желание защитить чувства партнёра, но основной причиной может быть само отношение к сексу. Некоторые считают, что без оргазма нет «настоящего» секса. То есть каждый раз оба партнёра должны испытывать оргазм. Но если вы думаете об этом как об обязательном условии, то вероятно всё чаще будете сталкиваться с симуляцией.

Существует множество способов демонстрации своей силы. Для мужчин и женщин секс часто становится ареной, где они борются за власть, побеждают и проигрывают. Многим из нас известны действия и жесты, которые символизируют доминирование, власть и контроль во время секса. Но здесь надо быть осторожным: желание шокировать или даже унизить партнёра может привести к дисфункции, особенно если оба партнёра не получают одинакового удовлетворения. Хотя существует не так уж много данных по этому вопросу, предполагается, что причина кроется в жажде власти. Но власть может быть источником огромного возбуждения и удовлетворения для обоих партнёров, который позволит разнообразить их сексуальную жизнь, если будет применяться в нужном контексте.

Исследования показали, что женщины, которые используют секс-игрушки, имеют повышенное половое влечение, а это позволяет получать больше удовольствия от секса. Вопреки распространённому мнению, мужчины вовсе не обязаны испытывать чувство неполноценности, если их партнёрша будет использовать игрушку.

5. Хорошие девочки любят плохих парней

Эта концепция хорошо известна. Суть её заключается в том, что женщину зачастую больше привлекает мужчина-бунтарь, который играет по своим правилам и груб по отношению к людям, особенно к женщинам. Как бы ни было обидно хорошим парням, это действительно правда – но только при определенных обстоятельствах. Проведённые исследования позволяют предположить, что женщин больше привлекают бунтари и грубияны только во время овуляции. В этот период женщины стабильно ведут себя с ними более открыто, но заинтересованы лишь в краткосрочных отношениях. Так что, в конечном счёте, удача будет на стороне добрых и заботливых парней.

Люди не всегда эгоистичны. Почти каждый хочет, чтобы его партнёр чувствовал себя удовлетворённым, но это ещё не гарантия успеха. Мужчина гораздо чаще и быстрее достигает оргазма во время секса, чем женщина, и такое расхождение стало предметом обсуждений в научном сообществе. Почему женщина не испытывает оргазм? Другой, и возможно более верный вопрос, когда она может его испытать? Значение имеет множество факторов: сколько раз она была с этим партнёром, какие чувства она к нему испытывает, хотела ли она этих отношений, присутствует ли разнообразие в постели. Эти данные помогают развеять устоявшийся миф, что размер определённой части тела является решающим фактором или что женщине просто не нравится этот мужчина. Хотя такое тоже может быть. Тем не менее, в большинстве случаев всё гораздо сложнее: 90% проблем в достижении оргазма являются психологическими.

3. Сексуальная флюидность

Идея сексуальной флюидности заключается в том, что человек в течение жизни склонен к изменению своих сексуальных предпочтений в плане того, кто его привлекает, с кем он ложится в постель и как определяет себя в сексуальном контексте. Женщинам зачастую приписывают большую сексуальную флюидность, тогда как мужчины считаются довольно непреклонными в своих предпочтениях. Но последние исследования показали, что мужские стереотипы в этой области являются менее определёнными, чем считалось ранее, а различий в сексуальной флюидности мужчин и женщин не так уж много. Например, более половины участников, которые определяли себя как геи и лесбиянки, сообщили, что их привлекают не только лица своего пола. Значительный процент гомосексуальных мужчин и женщин также отмечает, что у них был секс с человеком противоположного пола в течение последнего года.

2. Смотреть – это не плохо!

Хорошо ли это? Или плохо? Оставит ли след на всю оставшуюся жизнь? Превратит в неудачника в сексе? Несмотря на наши нравственные приоритеты, некоторые исследования утверждают, что смотреть фильмы для взрослых не так уж и плохо. Более того, положительный эффект превышает отрицательный. В социальном плане просмотр подобного видео может привести к признанию современных различий полов и новых ценностей. А это, в свою очередь, может укрепить отношения.

Есть ли лучший способ забыть кого-то, чем просто найти другого? Для многих студентов это хорошее средство успокоить разбитое сердце. Для одного из исследований студентов попросили вести дневник их сексуальной активности в течение трёх месяцев после разрыва отношений. У 66% женщин был секс в этот трёхмесячный период, причём треть из них сделали это, чтобы отомстить или отойти от расставания. Помочь преодолеть разрыв, вернуть свою самооценку или отомстить человеку, который вас бросил — потеря партнёра, возможно, будет огромным мотивирующим фактором для случайного романа.

Все графические изображения, использованные при оформлении статьи принадлежат их владельцам. Знак охраны авторского права распространяется только на текст статьи.

Использование материалов сайта без активной индексируемой ссылки на источник запрещено.