Теории психологии женщины

Концепция Нэнси Ходоров посвящена материнству. Его назначение — подготовить мальчиков и девочек к их гендерным ролям в обществе и экономике. Мама по-разному ведет себя по отношению к дочери и сыну. В итоге девочка готовится к миру материнства и семьи (материнство репродуцирует самое себя), а мальчик становится мужчиной, который обесценивает женщину и ориентирует себя на внешний мир. Ходоров отмечала, что, становясь матерями, женщины преимущественно отвечают за воспитание детей и практически не делают какого-либо существенного вклада в общественные достижения (науку, искусство и пр.).

Ходоров доказывала, что процесс воспитания продуцирует дочерей, которые хотят быть матерью, и сыновей (у которых другие условия воспитания), которые отвергают женщин, стремясь к автономии от них. Чтобы разорвать этот цикл у мальчиков, она призвала отцов принять равное участие в воспитании детей.

Критика упрекала Ходоров в том, что свои доказательства она основывала на клинических случаях, а также в узости подхода

Кэрол Гиллиган в своей статье «Другим голосом» (Gilligan, 1987) утверждала, что женщины отличаются от мужчин по отношению к морали, принятой в обществе. Они по-другому рассуждают, но их взгляды являются не менее зрелыми. Для женщин важны взаимоотношения с людьми, и нравственные нормы они рассматривают в этом плане. Мужчины же рассматривают моральные суждения с позиции принятых законов и непредвзятости.

Теории психологии мужчины

Практически нет ни одной концепции, которая бы не сравнивала мальчиков и мужчин с девочками и женщинами. К тому же разработанность этого раздела гендерной психологии еще меньше, чем раздела психологии женщины.

Биологические гипотезы объясняют преимущество мальчиков и мужчин, к примеру, мужскими гормонами. Обычно привлекается и материал о поведении животных. Проявления доминантности у мальчиков и мужчин, к примеру, находят аналогии в поведении самцов приматов.

Психоанализ рассматривает формирование мужской идентичности как процесс отделения от матери, который сопровождается эмоциональным отчуждением от женщин и утверждением своего мужского превосходства, гордостью своей анатомией.

Э. Маккоби (1999) демонстрирует формирование особой мужской субкультуры, отличной от женской. Этот процесс протекает в основном под влиянием сверстников мужского пола и включает особые (физические) игры, использование особой лексики, норм поведения — в частности, подчеркнутое отделение от всего «женского». Это усиливается и влиянием отцов, которые иначе относятся к сыновьям, чем к дочерям, стараясь также удалить любые проявления «фемининностн» в поведении мальчика.

Теории гендерной психологии лидерства

Ситуационно-должностной подход (Р. Хауз, Дж. Хант) на первое место ставит позицию человека в официальной структуре, должность, которую он занимает в организации, а не пол. Мужчины и женщины, выполняющие одни и те же лидерские роли, занимающие одни и те же менеджерские должности, не будут отличаться друг от друга ни по поведению, ни по лидерской эффективности. Однако ситуативные переменные могут способствовать тому, что гендер становится значимым фактором, и женщины-лидеры (с их меньшей властью, влиянием и ресурсами) в этом плане проигрывают по сравнению с мужчинами (Eagly, Karan, Mak-hijani, 1995). В частности, речь женщин, с позиций этого подхода, является «речью безвластных», а женщины, занимающие должность, дающую им формальную власть, будут говорить подобно мужчинам, подражая их доминантности. Точно так же и мужчины-подчиненные будут в своей речи похожими на женщин.

Представление о высокотрансформационном лидере (Б. Басе, Дж. Хант и др.), который обладает способностью преобразовывать (совершать трансформацию) своих подчиненных и мотивировать их на сверхдостижения, хотя и появилось только в 1980-х гг., уже завоевало внимание многих ученых в разных странах.

Сюзанна Комивс в своем исследовании университетских работников обнаружила равную способность мужчин и женщин быть высокотрансформационными лидерами. В ряде других работ по моделированию учебного процесса и менеджмента было установлено преимущество женщин в этом отношении. Последнее не удивительно — очень многие авторы приходят к выводу о том, что женщинам более свойственно умение воспитывать других, а ведь именно эту характеристику подчеркивают у высокотрансформационного лидера.

Теория гендерного отбора лидеров (Дж. Боумэн и коллеги, С. Саттон и коллеги) исходит из допущения, что люди вообще и в организациях в частности предъявляют различные требования по отношению к лидерам разного пола; по отношению к женщинам эти требования выше: чтобы получить ту же менеджерскую должность, что и мужчина, женщина должна продемонстрировать гораздо более высокую по сравнению с ним компетентность, чтобы снять влияние предубеждений против нее (Eagly, Karan, Makhijani, 1995).

Статусная теория (или теория ранговых ожиданий), созданная Дж. Бергером и коллегами,. Согласно этой теории, поведение человека в деловых ситуациях в малых группах объясняется его статусом в больших группах и обществе в целом: поскольку статус в обществе неравен для разных полов или рас, то и в деловом мире мужчина, согласно стереотипам, изначально воспринимается как высокостатусный, а женщина — как низкостатусный индивид (Bartol, Martin, 1986). Чтобы стать лидером в группе, последнему приходится преодолевать больше препятствий по сравнению с первым, даже если он имеет большие знания и способности, чем кто-либо еще в группе

Высокостатусного индивида оценивают как более компетентного и имеющего более желательные атрибуты по сравнению с низкостатусным, поэтому первому предоставляют более благоприятные возможности для того, чтобы хорошо выполнять работу и влиять на других людей. В результате он действительно становится более влиятельным. Будучи низкостатусными, женщины с помощью экспрессивного поведения и согласия с высокостатусными индивидами вынуждены доказывать, что они не стремятся узурпировать власть (Wayne, Liden, Sparrowe, 1994

В античные времена Платон ввел понятие «андрогины», высказал идеи о дополнительности и равноправии полов, о нормах семейно-брачных отношений, но его взгляды отличаются противоречивым отношением к женщине. Аристотель проанализировал сущность мужчин и женщин, предложил законы о браке, рассматривал отношения между мужем и женой в семье, высказал идеи об ограничении народонаселения, разделении труда между полами.

В эпоху Возрождения Томас Мор писал о равенстве способностей мужчин и женщин к разным занятиям и обучению, а также их лидерских способностей и рассматривал проблему отношений полов. Томмазо Кампанелла выступил сторонником обезличивания сексуальных отношений и регламентации,ролей мужчин и женщин.

В Новое время Жан-Жак Руссо высказал мысль о сочетании подобия и различия полов, представление о различных нормах поведения для мужчин и женщин и рассмотрел взаимоотношения в браке. Иммануил Кант разделил мужчин и женщин по участию в политической жизни и характеристикам личности и поведения. Английская писательница Мэри Уоллстоункрафт высказала идею о том, что «природные» склонности и особенности женщин и мужчин являются результатом воспитания, с ним связаны и различия в играх детей разного пола. Французский мыслитель Франсуа Фурье обратил внимание на отражение в языке статуса женщин и мужчин в обществе, рассматривал проблемы лидерства мужчин и женщин, взаимоотношений между полами (сексуальных и супружеских), выступил за ограничение рождаемости. Немецкий романтик Фридрих Шлегель писал о целостной личности, которая соединяет в себе личностные характеристики и мужчины и женщины, и советовал каждому полу перенимать у другого недостающие качества. Артур Шопенгауэр обратил внимание на различие психических процессов мужчины и женщины по абстрактности-конкретности и проявление этих различий в нравственных идеалах.

Второй этап (конец XIX — начало XX в.) характеризовался формированием предмета и естественнонаучных основ гендерной психологии. Этому способствовало движение за освобождение женщин и начало совместного обучения представителей обоих полов в различных учебных заведениях. Параллельно сформировались две ветви новой отрасли: психология женщины и психология половых различий. Появились первые книги, специально посвященные гендерной психологии: русского ученого П, Е. Астафьева, где речь шла о различии психических типов мужчин и женщин по фактору времени: у первых замедленный, у вторых — быстрый темп, остальные характеристики обусловлены этими различиями, и работа австрийца Отто Вейнингера, посвященная бисексуальности и андрогинии, половым различиям в психике и сексуальным взаимоотношениям между полами.

В конце XIX в. начали проводиться первые исследования женщин — в Германии, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландах. Появилось несколько монографий, посвященных женщинам или их сравнению с мужчинами.

Настоящим пионером новой отрасли психологии стал голландский ученый Г. Гейманс. В своей монографии «Психология женщины» он дал научный обзор исследований половых различий по данным физиологов, врачей и психологов, а также описал два собственных масштабных исследования. Гейманс высказал идею о необходимости изучения психологии мужчин, а не только женщин, об учете пола исследователя при анализе данных и различий женщин и мужчин по темпераменту при их сравнении.

К концу второго периода сформировалось представление о предмете гендерной психологии и ее.основных разделах: психологии половых различий, психологии женщины, гендерной социализации и сексуальной социализации. Были начаты экспериментальные исследования.

Третий этап (начало XX в. — 1930-е гг.) носит название психоаналитического и связан с деятельностью 3. Фрейда, опубликовавшего работу «Психология женщины», статью «Женственность» и другие очерки о развитии женщины. К этому периоду относится разработка представления о нарциссизме у мужчин и женщин, об их сексуальных переживаниях, о влиянии на длительное существование множества гендерных стереотипов. Критика фрейдизма и противостояние ему выразились в дискуссии Фрейда и Хорни о том, какой пол завидует другому, в резкой критике со стороны феминизма и породили противоречивые отношения между психоанализом и психологией женщины.

В 1920-1930-е гг. отечественные психологи были знакомы с зарубежными работами того же периода (в том числе и с работами Фрейда). Направленность их исследований имела общие черты с зарубежными: изучение половых различий лидеров (Е. А. Аркин), сексуальности девочек и мальчиков (П. П. Блонский), но имели и свою самобытность. Однако затем политические причины привели к господству «бесполой психологии» и вынужденному перерыву в гендерных исследованиях в нашей стране.

Четвертый период (1960-1980-е гг.) — это начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий. Здесь выделяются исследования Мартины Хорнер (феномен боязни успеха), Элеонор Маккоби (обзоры половых различий и собственные эксперименты), Сандры Бэм (концепции андрогинии л гендерной схемы), Нэнси Ходоров (работа о материнстве) и Кэрол Гиллиган (идея о ценности нравственных суждений женщин, отличных от взглядов мужчин).

В 1960-е гг. возобновились широкие отечественные исследования (от психофизиологии до социальной психологии). Ведущая роль в этих исследованиях принадлежала лениградско-петербургской школе психологов под руководством Б. Г. Ананьева, заложившего глубокие теоретические основы гендерной психологии: выделение глобальных различий женщин и мужчин, рассмотрение полового диморфизма в качестве общего принципа филогенеза, онтогенеза и социогенеза.

Пятый период (с 1990-х гг. по настоящее время) — это бурное развитие зарубежной гендерной психологии. Признаки расцвета этой области — новый всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, начало кросс-культурных исследований во всем мире, адаптирование известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфических гендерных методик. Интерес к гендерной психологии растет и в нашей стране.

На стратификацию полов (их неравенство), которая отмечена во многих культурах, оказали влияние несколько факторов: а) половое разделение труда; б) образование; в) собственность; г) обладание властью; д) отношение церкви и власти в целом; е) сексуальное поведение.

Предмет гендерной психологии — это особенности психики, которые связаны с полом. Выделяют шесть больших разделов данной дисциплины:

психология сравнения мужчин и женщин (установление их сходства и различия);

психология женщины (специфические особенности психики, которых нет у мужчин, связанные с женской физиологией или порождаемые социальной ситуацией);

психология мужчины (те особенности психики, которых нет у женщин; и психология женщины, и психология мужчины имеют свою широкую проблематику—от психофизиологии до социальной психологии);

гендерная социализация (формирование гендерной идентичности, освоение гендерных ролей, которое охватывает всю жизнь человека; гендерные стереотипы);

психология гендерных отношений (внутри- и межполовые взаимоотношения, которые складываются: в деловых группах; в интимном общении — дружеском, сексуальном, супружеском, между родителями и детьми разного пола; девиантные отношения между полами;

6) гендерная психология лидерства (различия между мужчинами и женщинами — лидерами; гендерная социализация лидерства; женский менеджмент; гендерные отношения между лидером и последователем в деловом мире, в супружеских и сексуальных диадах.

Основными теориями и концепциями вышеперечисленных разделов являются: в гендерной социализации — психоаналитическое представление о формировании гендерной идентичности и нарциссизма и теория гендерной схемы С. Бэм; в области сравнения мужчин и женщин — биологический и социокультурный подходы; в психологии женщины основными являются концепции материнства Нэнси Ходоров и теория Кэрол Гиллиган об ином ценностном подходе у женщин. В разделе психологии мужчины выдвинуты различные гипотезы маскулинности: биологические (гормональная и связанная со строением и функционированием мозга), психоаналитические, представление об инструментальное™ мужской гендерной роли Т. Парсонса и Р. Бейлза и теория Э. Маккоби о формировании в маскулинном мире особой мужской субкультуры, отличной от женской. В психологии гендерных отношений наиболее известна концепция сегрегации-конвергенции полов Маккоби. В разделе гендерной психологии лидерства известно несколько теорий и концепций: теория LMX Г, Граена, статусно-должностной подход Р. Хауза, концепция трансформационного лидерства Б. Басса, концепция гендерного потока Б. Гутек, теория гендерного отбора лидеров Дж. Боумена, концепция ин-грациации Р. Лайдсна и Т. Митчелла, статусная теория М. Локхида и теория социальных ролей Э. Игли.

Вопросы для самопроверки

Назовите этапы развития гендерной психологии. Охарактеризуйте каждый из них.

Что является предметом гендерной психологии?

Назовите разделы гендерной психологии и специфику предмета каждого раздела.

Какие задачи стоят перед гендерной психологией?

Охарактеризуйте методы гендерной психологии.

Перечислите основные теории и концепции гендерной психологии.

ТОП-15 книг для женщин о мужчинах

Эта книга – сплав житейских историй, мудрых советов и практических рекомендаций. Просветленный Мастер из Индии дает точный и довольно откровенный портрет современного мужчины. Ошо описывает мужчин в самых разных ипостасях: Сын, Друг, Муж, Мачо, Воин, Игрок Священник, Ученый и т.д. У каждого свои особенности и к каждому нужен особый подход.

Что значит «быть мужчиной», и каковы этапы превращения наивного мальчика в зрелого мужа? Какое место в жизни мужчин занимают женщины, и как связана «война полов» с легендой о Парфисале? Интерпретируя средневековый миф, Роберт Алекс Джонсон находит интересные ответы на нетривиальные вопросы.

Автор бестселлера «Поступай как женщина, думай как мужчина» продолжает раскрывать мужские тайны. Вы узнаете, чего ждать от мужчины, когда ему 20, 30, 40, 50 лет и больше, можно ли, применяя методы ЦРУ, добиться правды от возлюбленного, как стать его второй половинкой и достичь гармонии в сексе, финансах и увлечениях.

Вам кажется, что мужчина ведет себя нелогично? Его непонятным и неблаговидным поступкам Вы готовы искать оправдание? Вы сделали шаг навстречу и уже прошли километр? Пора посмотреть правде в глаза — так решили авторы этой книги. Но пусть правда Вас не пугает: знание позволит Вам вычеркнуть из своей жизни мужчин, которые Вас не достойны!

Эта книга – выбор редакции Elle и «must-read» по версии журнала People. За прошедшие 20 лет она разошлась тиражом более 7 млн. экземпляров. Говорят, что следуя рекомендациям авторов, Кейт Миддлтон стала женой принца Уильяма, Бейонсе встретила Мужчину своей Мечты, а Блейк Лайвли покорила сердце Леонардо ДиКаприо. Безотказные правила приведут и Вас к желанной цели!

У каждой из нас свой мужской идеал. Но способы знакомства и покорения самых разных мужчин все равно похожи. Эта книга представляет собой набор действенных и доступных психологических техник, благодаря которым Мужчина Вашей Мечты перейдет из разряда «сказочных принцев» в реальные спутники жизни.

Надоела теория и советы в стиле «где водятся настоящие мужчины, и под каким соусом их готовить»? Переходите к практике! Эта книга написана представителем сильного пола, а значит, у Вас есть уникальная возможность оценить процесс охоты не только с позиции охотницы, но и с точки зрения «трофея».

Некоторые женщины всегда окружены поклонниками, а другие с трудом находят себя пару. Как влюбить в себя мужчину и, вообще, что заставляет мужчин влюбляться? Правда ли, что все мужчины непостоянны и можно ли стать для любимого единственной? Ищите ответы в книге психолога и сексолога Дили Еникеевой.

«Выйти замуж не напасть, лишь бы замужем не пропасть», — гласит известная поговорка. Вторая книга Дили Еникеевой о «плохих мальчиках», эгоистах, домашних тиранах, занудах, ворчунах, «хамелеонах», жмотах, бездельниках и прочих экземплярах, готовых перевалить всю ответственность за семью на плечи жены и жить в свое удовольствие. Юных девушек эта книга убережет от ошибок. А зрелым дамам подскажет, что делать, будучи супругой мужчины с трудным характером.

Мужчины делятся на богатых и бедных, активных и ленивых, гениев и дураков. А женщины? На счастливых и нет. Счастливая женщина – та, которую любят. Вокруг нее крутятся поклонники, тайные воздыхатели присылают ей букеты, а Единственный и Неповторимый сдувает пылинки. Хотите узнать, в чем секрет? Тогда, отправляясь на поиски личного счастья, не забудьте прочитать эту книгу.

Хотите получить «пульт управления мужчиной», который поможет превратить отношения из вечной борьбы в вечное блаженство? Автор дарит Вам это волшебное устройство! Множество примеров, тестов и рекомендаций помогут Вам выбрать подходящую «программу» управления и «настроить» отношения так, чтобы они приносили удовольствие и комфорт обоим.

Муж, любовник, приятель, начальник, сосед, коллега… Мужчины окружают нас повсюду. Вот только добиться от них внимания, понимания, уважения и восхищения порой очень сложно. Хотите изменить ситуацию? Хотите «вить веревки» из мужчин? Психолог Ирина Антонова готова научить Вас этому.

Один из величайших бестселлеров нашего времени. Это книга, изменившая к лучшему судьбы великого множества людей. Большинство проблем в отношениях мужчины и женщины возникают потому, что мы действительно разные. И не просто разные люди — мы с разных планет. Наш подход к большинству вопросов отличается настолько, что для настоящего взаимопонимания необходим особый общий язык.

Отличия женской и мужской психологии

Дата публикации 30 августа 2015 . Опубликовано в Статьи по психологии

Так уж устроено, что мужчины и женщины различны по своей природе. В психологическом плане отличия между мужчиной и женщиной обусловлены разным мировосприятием, отличиями гормонального фона, мозговой активности. На психологическое восприятие мира влияет способность женщины к деторождению. Данные отличия обусловлены генетическими особенностями.

Свой отпечаток на личность женщины и мужчины накладывают социально-экономические факторы. К ним относятся правила поведения, социальные роли, принятые в обществе. Можно говорить о их решающем воздействии на психологию мужчин и женщин.

Мужчины и женщины имеют различия в процессе мышления. Мужчина мыслит более логично. Женщина, наоборот, больше полагается на интуицию, подробней на сайте izkis.su. Негативным следствием различий в процессе мышления являются у мужчин излишняя прямолинейность, а у женщин – склонность к проявлению эмоций. Это может стать причиной ссор в процессе взаимоотношений.

По-разному мужчины и женщины относятся к таким вещам как работа, продвижение по карьерной лестнице. Для мужчин факторы, связанные с возможностью самореализации в профессиональном плане, играют более важную роль, чем у женщин. Для женщин более важны семья, воспитание детей, отношения с близкими людьми. Мужчины по своей природе склонны к проявлению лидерских качеств, стремятся к риску. В их поведении часто доминирует индивидуализм как свойство личности. Для мужчин большое значение имеют увлечения, мнение друзей. Женщины, наоборот, склонны к переживанию. Для них важно все время чувствовать поддержку близких. Отсюда вытекают различия в увлечениях мужчин и женщин. Сильный пол испытывает яркие эмоции от посещения и просмотра спортивных соревнований, интересуются техникой. Женщины же, в подавляющем большинстве предпочитают в качестве отдыха просмотр телепередач, общение с подругами и тихие формы домашнего отдыха (вязание, вышивание). Женщины склонны к переживаниям, мнительны, суетливы.

Различия между полами также во многом обусловлены активностью в половой сфере. Функция мужчины испокон веков заключалось в продолжении рода. Мужчины поэтому, более активны в сексуальном плане, чем женщины. Последним, природа отвела роль быть матерью.

Отличия между мужчинами и женщинами также проявляются в межличностном общении. Мужчины менее подвержены влиянию окружения. Истинно мужскими качествами во все времена считались воля и решительность. Женщины склонны прислушиваются к мнению окружающих и склонны колебаться при принятии решений. Характер женщин часто бывает изменчив под воздействием различных факторов. При этом они более ответственны и дисциплинированы.

Различия между женщинами и мужчинами проявляются в способностях. Мужчины больше склонны к аналитическому мышлению. Мужчина в любой ситуации, как правило, мыслит рационально и нацелен на достижение результата. У женщин преобладает вербальное мышление. Именно поэтому они значительное время уделяют болтовне с подругами. При оценке ситуации, женщины часто подвержены эмоциям и на их основе принимают ответственные решения. Женская эмоциональность связана с гормональным циклом.

Эмоциональность женщин, их способность высказывать свои мысли, повышают их стрессоустойчивость. Выплеснув накопившиеся негативные эмоции, женщина успокаивается. Мужчина не склонен рассказывать о своих переживаниях окружающими, считая это проявлением слабости. Тщательно скрываемые под маской благополучия, эмоции, могут неожиданно вырваться наружу. И далеко не всегда всплеск эмоций носит позитивный характер. Негативные эмоции, не находящие выхода, негативно влияют на психику и могут стать причиной возникновения различных заболеваний.

Женщины и мужчины также по-разному реагируют на возникающие нестандартные ситуации. Мужчина в критической ситуации способен быстро мобилизоваться и нужным образом реагировать на них. Мужчины более агрессивны, импульсивны. Различные помехи в выполнении задач, способны вывести их из колеи. Женщина быстрее адаптируется к новым условия, подстраиваясь под обстоятельства.

Женщина в нестандартной ситуации, как правило, не способна мгновенно на нее отреагировать. Она распыляет свое внимание на многочисленных деталях. Однако переоценивать разницу между женщинами и мужчинами не стоит. Отдельные женские черты могут встречаться у мужчин, и, наоборот.

Таким образом, различия между женщинами и мужчинами влияют на мировосприятие, ценности и уклад жизни. Не учитывая данные различия, невозможно построить счастливые семейные отношения. Супругам необходимо научиться понимать особенности друг друга и принимать партнера таким, каким он есть, не пытаясь переделывать его характер.