Построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможно­стях. Юношеский возраст связан с изменением самооценки личности.

По американским данным, подростки 12-13 лет значительно чаще, чем младшие дети, думают, что взрослые и сверстники оце­нивают их отрицательно, их самоуважение несколько снижается. После 15 лет самоуважение снова возрастает, не только компен­сируя «потери» подросткового периода, но и превосходя уровень самоуважения младших школьников.

Если раньше подростки судили о себе категорично, достаточно прямо­линейно, то теперь — более тонко. Появляются неопределенные, амбивалентные оценочные суждения такого типа: «Я не хуже, но и не лучше других». «У меня плохой характер, но он меня устраи­вает».

Варианты самооценки старшеклассников. Типично юношеские особенности характерны для самооценки десятиклассников — она относительно устойчива, высока, адекватна. Дети именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои воз­можности и не слишком тревожны.

Часть старшекласс­ников и в XI классе сохраняет «оптимистичную» самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично соотносятся желания, притязания и оценка собственных возможностей.

Еще одна группа детей отличается, напротив, неуверенностью в себе, пере­живанием разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознается. Их самооценка низка, конфликтна. В этой группе много девочек.

Личностные особенности.

Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тре­вожности и разнообразие вариантов личностного развитая, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период.

Стабилизация личности на­чинается с формирования «Я-концепции» на границе подростко­вого и старшего школьного возрастов. Старшеклассники в боль­шей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше.

Происходят изменения и в эмоциональной сфере. Интенсивно развивается саморегуляция, контроль за своим поведением и эмоциями. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие детей, снижается тревожность, повышаются их контактность и общи­тельность. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Де­ти в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдер­жанными, уравновешенными, чем в 11-15. Все это говорит о том, что кризис подросткового возраста или миновал, или идет на убыль.

Для юности характерно повышенное внимание к внутреннему ми­ру человека, определенная возрастная интровертированность. Но это не есть думы и размышления только о себе. Это, как правило, мысли обо всем: о людях, о мире, о философских, бытовых и дру­гих проблемах. Все они личностно затрагивают старших школьников.

Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифференциа­ция, т. е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек. Они знают, как себя вести в тех или иных ситуациях, их ролевое поведение является достаточно гибким. Наряду с этим иног­да наблюдается своеобразная инфантильно-ролевая ригидность в ситуациях общения с разными людьми.

Период ранней юности характеризуется большими противо­речиями, внутренней несогласованностью и изменчивостью многих со­циальных установок. К концу юношеского возраста завершается формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого.

Самооценка ребенка в возрасте от 1 до 8 лет

Самооценка формирует представление ребенка о себе. Высокая самооценка помогает детям пробовать новые вещи, принимать здоровые риски и решать проблемы, что обеспечивает им прочную основу для обучения и развития.

Самооценку другими словами можно обозначить как «любовь к себе» — это не означает быть самоуверенным — просто верить в себя и знать, что все делаешь правильно.

У детей чувство собственного достоинства формируется из:

  • знаний, что их любят, что они являются частью семьи и общества, которое их ценит;
  • времяпрепровождения со своей семьей;
  • поощрения пробовать новые вещи, чтобы найти свое хобби и\или открыть в себе новые таланты.
  • Самое главное, что вы можете сделать, чтобы повысить самооценку своего ребенка, — часто и без каких-либо причин говорить ему, что вы его любите.

    Отношения, связи, принадлежность и самооценка вашего ребенка

    «Крепкая положительная связь с другими людьми, которые заботятся о ребенке, формирует у него хорошую самооценку, а также приносит чувство уверенности и значимости. Общение друзьями и другими помогает ребенку научиться хорошо относиться к окружающим и укрепить свою самоуверенность», — говорит семейный психолог Анастасия Бирюкова.

    Некоторые идеи для воспитания чувства собственного достоинства у ребенка:

  • Укрепите чувство своего ребенка в отношении его семьи, культуры и сообщества. Например, покажите ребенку фотографии своих дедушек и бабушек и расскажите семейные истории, примите участие в общественных или культурных мероприятиях, мотивируйте ребенка присоединиться к местному спортивному клубу или группе по интересам.
  • Поощряйте ребенка ценить свою принадлежность к вашей семье. Один из способов сделать это — вовлечь своего ребенка в работу по ведению домашнего хозяйства и нести ответственность за определенную область задач, чтобы почувствовать свою важность и ценность.
  • Подружитесь с друзьями ребенка. Поощряйте сына или дочку приглашать в свой дом друзей и также ходить в гости к ним.
  • Развивайте семейные ритуалы. Они могут включать рассказ перед сном, специальный прощальный поцелуй или другие способы, являющиеся особенными для вашей семьи.
  • Попросите ребенка помочь вам, чтобы он чувствовал себя полезным. Например, ваш дошкольник может помочь вам накрыть стол на ужин.
  • Планируйте регулярное времяпрепровождение с ребенком, делая то, что ему нравится, будь то рисование, головоломки, игра в футбол или выпечка сладких кексов.
  • Также существует много способов помочь ребенку добиться успеха и справиться с неудачей:

  • Когда у вашего ребенка возникла проблема, попросите его спокойно подумать, выслушать точки зрения других людей и придумать возможные варианты решений.
  • Помогите ребенку научиться новым вещам и достичь поставленных целей. Когда ваш ребенок еще маленький, это может означать похвалу и поощрение, когда малыш делает что-то новое, например, осваивает езду на велосипеде. Когда ребенок становится старше, вы можете мотивировать его заняться спортом и помогать ему практиковать новые навыки.
  • Отмечайте большие и малые достижения и успехи. Не забывайте хвалить усилия ребенка, а не только его результаты.
  • Научите ребенка тому, что неудача является частью обучения. Например, если малыш все время пропускает мяч, когда учится его ловить, скажите: «С каждым разом мяч все ближе к тебе! Я вижу, как сильно ты стараешься его поймать».

Что может нанести ущерб детской самооценке

Негативные выражения, указывающие на конкретные черты ребенка, плохо влияют на его самооценку, например: «Ты очень медленный / ты ведешь себя как хулиган». Когда ребенок делает то, что вам не нравится, лучше укажите ему, что он может сделать вместо этого.

Выражения, которые предполагают, что жизнь была бы лучше без детей, наносят ущерб формированию детской самооценке. Например: «Если бы не дети, мы могли бы себе позволить новую машину».

Игнорирование детей и отсутствие к ним интереса также плохо отражаются на детской самооценке. Примером может быть: «Я устал от тебя». Хмурое выражение лица и/или томный вздох в моменты, когда ребенок хочет с вами поговорить, может иметь такой же эффект.

Отрицательные сравнения с другими детьми, особенно с братьями и сестрами, также вряд ли будут полезны для самооценки ребенка.