Глава 1. Сущность понятия «самооценка».

Что такое самооценка? Для большинства концепций понятия «самооценка» характерен общий ряд положений, которые суммирует словарь «Психология»:

«Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности[12].»

Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. Уже сложившаяся самооценка есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот не безразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям, и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется референтная группа[13] (реальная или идеальная), с которой он считается, в которой черпает свои ценностные ориентации (не зависимо от того, насколько они адекватны), идеалы которой являются ее идеалами, интересы — ее интересами.

Для христиан — это религиозные ценности, принятые в данной местности, церкви или деноминации. Если столь очевидно, что личность постоянно сверяет свои поступки с позицией и ценностными ориентациями референтной группы, то важно сопоставить, что видит человек в самом себе с тем, что имеет для него ценность и значение. Личность в процессе общения постоянно сверяет себя с неким эталоном и в зависимости от результата бывает довольной собой или недовольной.

А. Разнообразие взглядов на самооценку.

Уильям Джеймс. Первым, кто ввел понятия «самооценка», «образ самого себя» в структуру личности был Уильям Джеймс. В своей теории Джеймс разделил личность на 3 части согласно:

· ее составных элементов;

· чувств и эмоций, вызываемых этими элементами (самооценка);

· поступков, вызываемых этими элементами личности (заботы о самом себе и самосохранение).

Составные элементы личности Джеймс подразделил на три класса: физическая личность, социальная личность и духовная личность. После исследования составных элементов личности он рассмотрел чувства и эмоций, вызываемые этими элементами, а именно самооценку. Самооценку, в свою очередь, он разделил на 2 типа: самодовольство и недовольство собой[14]. Последующие персонологи развили свои теории личности, рассматривая самооценку человека через призму тех философских взглядов, которые лежат в основе каждой из таких теорий.

Зигмунд Фрейд представляет человека как водимое сексуальностью и агрессией существо, чьи подавленные инстинкты вытеснены в подсознание. Реально человек не осознает себя, а также истинной причины и мотивов своих чувств и поступков. Поэтому Фрейд мало говорит о самооценке и в основном связывает ее с функцией суперэго[15].

Беррес Фредерик Скиннер природу самооценки видел несколько по-иному. Для него развитие и научение человека происходит через опыт. Развитая им «теория оперантного научения» представляет человеческое развитие как результат взаимодействия индивида с окружающей средой, которое происходит через положительный или отрицательный опыт. Такой опыт либо подкрепляет либо подавляет последующее повторение поведения. Поэтому основным формирующим фактором самооценки является положительный или негативный опыт. Из него индивид и черпает представления о себе[16].

Альберт Бандура. Концепция, предложенная Альбертом Бандурой, является развитием бихевиоральных взглядов Скиннера[17]. Но в отличие от Скиннера Бандура считал, что научение происходит не только через прямой опыт, но и через наблюдение. Опыт, приобретаемый с помощью наблюдения, он назвал «косвенным подкреплением». Например, студент, который наблюдает за тем, как его сосед во время теста успешно компилирует конспект, получает позитивное косвенное подкрепление, и вероятность воспроизведения такого же опыта этим студентом увеличивается. Но главным фактором, по мнению Бандуры, регулирующим человека и движущим его, является самоподкрепление. Этот процесс имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу. В свою очередь, самоподкрепление, или саморегулирование Бандура делит на три процесса: процесс самонаблюдения, самооценки и самоответа. Особую роль здесь играет самооценка. Бандура утверждает, что широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, неудовлетворенности собой и самокритике[18]. Оценка поведения происходит по своим личностным стандартам, причем эти стандарты определяются относительно, т.е. путем сравнения себя с окружающими или с ценностями эталонной группы. Поэтому фактор сравнения играет важнейшую роль в формировании самооценки. Саму самооценку Бандура рассматривает в категориях «самоэффективность», «самоуважение» и «чувство собственного достоинства». Действие самооценки Бандура видит через мысленное представление:

«Те, кто считают себя неспособными добиться успеха, более склонны к мысленному представлению неудачного сценария и сосредотачиваются на том, что все будет плохо. Уверенность в неспособности добиться успеха ослабляет мотивацию и мешает выстраивать поведение. Те, кто обладает сознанием высокой самоэффективности, мысленно представляют себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения, и осознанно репетируют успешные решения потенциальных проблем[19].»

Отечественные психологи, рассматривая самооценку, в первую очередь подчеркивают важность деятельности человека. Они считают, что самооценка, как и другие личностные образования, формируется в результате деятельности, и через осознания результатов своей деятельности человек приходит к осознанию себя как субъекта этой деятельности, к оценке своих возможностей и качеств (Горбачева В.А., Акудинова Н.Е., Бронников И.Н.). Причём, главную роль в формировании личности играет фактор социальной среды, издержки семейного и школьного воспитания, рабочий коллектив и т.д. Факторы наследственного характера: тип нервной системы, физическое состояние организма и т. д. играют второстепенную роль[20].

Альфред Адлер видел истоки формирования самооценки, а в частности, чувства неполноценности в детстве, когда ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и нуждается в опеке родителей.

«Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности»[21].

Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека. Таким образом, согласно Адлеру фактически все, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочнение чувства превосходства.

Карл Роджерс рассматривал самооценку через понятия «самости» или «Я- концепции». Основную роль в формировании «Я-концепции» он отводит оценке индивидуума другими в младенческом и подростковом периоде, т.е., по его мнению, «Я-концепция» формируется в процессе социализации через взаимодействие со значимыми другими (родители, друзья и т.д.). Через призму своей «Я-концепции» человек видит мир. Роджерс предположил, что «Я-концепция» не контролирует и не регулирует действия человека, скорее она символизирует главную часть сознательного опыта индивидуума, а поведение человека лишь согласуется с ней. Сама «Я-концепция» включает в себя не только наше восприятия того, какие мы есть, но так же и то, какими, как мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть[22].

Гордон Олпорт. Согласно Гордону Олпорту, самооценка формируется в процессе развития проприума[23]. Этот процесс состоит из семи стадий. Третьей стадией развития проприума (возраст около 3-х лет) он называет формирование чувства самоуважения, а несколько позже, на пятой стадии (5-6 лет), — образ себя. Предложив семь аспектов развития проприума, Олпорт назвал еще один — познание самого себя. Он считал, что этот аспект стоит над всеми остальными, являясь заключительной стадией развития проприума[24].

Эрик Фромм. Интересный взгляд на природу самооценки имел Эрик Фромм. Он утверждал, что поведение человека может быть понятно только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. А для нынешнего века характерна невиданная доселе свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений, чего не было в прошлые столетия. Свобода, в свою очередь, принесла человечеству чувство одиночества, собственной незначимости и отчужденности. Свои новые проблемы человечество решает по-разному. Один из возможных путей — отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Фромм выделяет несколько стратегий, используемых людьми с целью бегства от свободы. Первый из них — авторитаризм, определяемый как «тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Я»[25]. Второй способ бегства — деструктивность. Человек преодолевает чувство неполноценности, унижая и покоряя других[26]. Третий способ — конформизм, т.е. абсолютное подчинение социальным нормам, регулирующим поведение. «Индивидуум прекращает быть самим собой, он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других — таким, каким они хотят его видеть»[27]. Последние два способа бегства мы рассмотрим ниже более подробно (см. стр. 40). Обобщая, можно сказать, что для Фромма источник проблем — это социальная среда.

Абрахам Маслоу рассматривает самооценку в свете описанной им иерархии потребностей[28]. В этой иерархии он последовательно расположил человеческие потребности в порядке их очередности:

· Потребности безопасности и защиты.

· Потребности принадлежности и любви.

· Потребности самоактуализации (самосовершенствования).

— потребности в принадлежности и любви;

Исследователями изучается не только природа самооценки, но и ее проявления. В частности, Морис Розенберг[29], наблюдая за юношами школьного возраста, показал, что те из них, кто страдает заниженной самооценкой, особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они болезненнее реагируют на смех и критику, на неуспех, а так же на то, если у них что-то не получается в работе или они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Часто они не способны налаживать близкие отношения с другими, т.к. стесняются себя и бояться открыться перед другими. Вследствие этого, для них свойственны застенчивость, склонность к психической изоляции, уход от действительности и одиночество. Так, 2/3 из опрошенных Розенбергом юношей с заниженной самооценкой страдают от одиночества, а из юношей со здоровой самооценкой — лишь 14%. Их больше беспокоит мнение окружающих. В общении они чувствуют себя неловко, они заранее уверенны, что окружающие о них плохого мнения (1/4 — заниженная самооценка и 1/100 — здоровая).

Существуют данные о наличии связи между самоуважением и отношением к другим людям: человек положительно относящийся к себе, обычно принимает и других, тогда как негативное отношение к себе часто сочетается с отрицательным и недоброжелательным отношением к другим. Низкое самоуважение порождает целый ряд трудностей в сфере общения и межличностных отношений (Л.Келе, Р.Кулка, Д.Клингель 1930), а также связано с различными эмоциональными расстройствами: депрессиями, отрицательными эмоциональными состояниями, болезненными симптомами и агрессивным поведением[30] (П.О’Малли, Д.Бахман, 1975).

Б. Структура понятия самооценки.

Представляет интерес также структура самооценки. Этому вопросу посвящены работы Андрущенко Т.Ю., Горбачевой В.А., Колчановой И.В., Леви В.Ж., Липкиной А.И., Подоляк Л.Г., Полозовой Т.А., Труповой Н.М.. Среди западных психологов это К.Роджерс, А.Маслоу, М.Вагнер, и др.

Мы остановимся на структуре самооценки М.Вагнера[31]. Его структурная разработка самооценки ценна, во-первых, тем, что он рассмотрел самооценку в свете человеческих потребностей. Во-вторых, он дал, на наш взгляд, наиболее исчерпывающий перечень факторов, из которых строится самооценка человека:

a Ощущение себя любимым.

a Чувство собственного достоинства.

a Чувство компетентности.

Хотя каждый аспект затрагивает отдельную потребность человеческой души, они взаимосвязаны. Например, невозможно иметь здоровое чувство собственного достоинства, долгое время не ощущая себя любимым окружающими, или трудно чувствовать себя компетентным, находясь в среде, где человек не уважается как личность.

Вследствие того, что эти три аспекта взаимосвязаны, некоторые психологи, рассматривая эти категории, соединяют некоторые из них в одно целое. Например, Маслоу и Олпорт объединяют «достоинство» и «компетентность». Нужно признать, что связь между «достоинством» и «компетентностью» действительно существует, однако «достоинство» — это более широкое понятие, чем просто гордость за свои успехи и уверенность в своих навыках. В свою очередь, «чувство компетентности» имеет свою специфическую направленность и выходит за рамки понятия «чувство собственного достоинства». Поэтому в целях лучшего понимания структуры самооценки мы будем придерживаться того разграничения понятий, которое предложил Вагнер.

1. Ощущение себя любимым.

Важнейшим столпом[32], на котором базируется самооценка, является ощущение себя любимым:

«Ощущение себя любимым или чувство принадлежности — это ощущение безопасности, которое бывает у человека, когда его или ее принимают другие, ощущение того, что я являюсь частью родства, что меня любит, по крайней мере, еще один человек. Это осознание того, что кто-то действительно заботится обо мне. Принадлежность — это то, что я чувствую, когда знаю, что меня любят безоговорочно, таким, какой я есть[33].»

Чем меньше в этой любви условий, тем более целительной для души она является. Это состояние безопасности, когда человек чувствует, что ему не нужно кем-то становиться, чтобы его полюбили. Это также называется чувством принадлежности, когда человек чувствует, что он кому-то принадлежит: человеку, семье, обществу, церкви. Многократные психологические исследования показали, что это важнейший фактор в развитии здоровой личности. Джеймс Д. Меллори и Стенли Болдуин называют любовь «самой мощной целительной силой, которая может существовать в жизни человека»[34]. Интересно отметить, что библейские авторы тоже подчёркивают эту мысль. Например, для апостола Павла любовь — это «совокупность совершенства» (Кол.3:14).

Любовь особенно необходима в детстве и в подростковом периоде, когда формируется личность и складывается внутренний образ. Ее отсутствие приносит целый комплекс эмоциональных проблем, которые будут беспокоить человека на протяжении большей части жизни. Важно также отметить, что ощущение себя любимым непосредственно зависит от окружающих людей.

2. Чувство собственного достоинства.

Чувство собственного достоинства — это второе слагаемое самооценки.

«Чувство собственного достоинства — это ощущение того, что ты являешься целостным в душе, это возможность чувствовать себя хорошо, чувствовать, что ты сам себе нравишься; ты уважаешь себя; ты не стыдишься того, как обращаешься сам с собой. Это ощущение того, что с тобой все хорошо, что ты чистый, правильный, настоящий. Это ощущение того, что ты достаточно хорош или стоишь того, чтобы люди приняли тебя, что ты стоишь того, чтобы люди любили тебя[35]».

Нельзя не заметить, что чувство собственного достоинства тесно связано с предыдущим основанием самооценки — ощущением себя любимым. Когда человек ощущает, что другие любят и принимают его, это непосредственно влияет и на его чувство самоценности, ибо если человек приемлем для других, то, скорее всего, он будет приемлем и для себя самого.

3. Чувство компетентности.

Чувство компетентности является третьей важнейшей составной самооценки человека[36].

«Чувство компетентности — чувство: «Я могу делать это!» Таково уверенное отношение людей, обладающих здоровым представлением о себе, когда они начинают какое-то новое дело. Этот оптимистический взгляд на вещи вселяет в них надежду и отвагу. С ним тесно связан и успех в решении проблем в прошлом. Люди со здоровым чувством компетентности встречают каждый новый день не со страхом, а с радостью и энтузиазмом, думая обо всех тех возможностях, которые открываются перед ними[37].»

А. Бандура назвал это «самоэффективностью» и определил как «чувство собственной компетентности и эффективности». Он отличал самоэффективность от самоутверждения и чувства собственного достоинства. Согласно Гордону Олпорту, который раскладывает развитие индивида на определенные стадии — стадии развития проприума, формирование чувства компетентности (Олпорт называет «чувство самоуважения») относится примерно к третьему году жизни ребенка, как мы уже отмечали ранее. Позже, в возрасте четырех — пяти лет, чувство компетентности обретает оттенок соревновательности, когда важную роль играет ощущение себя победителем. Эриксон формирование компетентности связывает с латентной стадией[38] развития ребенка (по теории психосоциального развития, разработанной З.Фрейдом), которая проходит с 6 до 12 лет[39].

Компетентность относится к сфере знаний, навыков и умений. С самого детства ребенок учится принимать решения, пробует себя в различных видах деятельности, таких как приобретение знаний, спорт, различные виды работы. Развитие идет также в социальном плане, когда ребенок приобретает определенный инструментарий навыков общения с людьми, таких как умение завязывать и поддерживать отношения, разрешать конфликты, корректно выражать свои чувства и т.д. Не последнюю роль в этом играет внутренний образ ребенка, а также ощущение себя любимым. Когда дети подрастают и им разрешают оторваться от мамы и папы, чтобы исследовать мир, в них начинает выстраиваться здоровое чувство компетентности. По мере того, как их поощряют к выполнению новых задач и преодолению трудностей, растет и их чувство уверенности в своих способностях. В зависимости от того, как с все большим успехом они выполняют эти новые задачи и учатся снова и снова подниматься после неудач, они учатся говорить: «Я смогу сделать это».

Нетрудно заметить, какую роль в формировании чувства компетентности играют родители, учителя, друзья. Все три столпа самооценки зиждутся на влиянии окружающих и мнении окружающих: что окружающие думают обо мне как о личности (т.е. чувство собственного достоинства), считают ли меня достойным любви (т.е. ощущение себя любимым), уважают ли меня (чувство компетентности). Таким образом, окружающие влияют на формирование самооценки человека: во первых, как мощный фактор влияния на все 3 столпа, на которых зиждется самооценка; во вторых, в качестве референтной группы, сравнивая себя с которой и черпая ценности из которой, человек остается довольным или недовольным лично собой.

Важность влияния других на формирование самооценки становится еще более значительной, если саму природу коммуникативной потребности человека мы будем рассматривать, как «стремление познать себя с помощью партнера». Такое видение, предложенное еще Марксом, имеет поддержку и сегодня (Димитров И.Т., Драгунова Т.В., Коломинский Я.Л.)[40].

В. Самооценка и уровень притязаний.

Говоря о самооценке, нельзя не сказать об уровне притязаний человека[41]. Взаимосвязь между самооценкой и уровнем притязаний определил еще У.Джеймс своей формулой, которая стала классической[42]:

Нетрудно увидеть зависимость самооценки от уровня притязаний. Чем выше притязания, тем меньше шансов на успех, что соответственно влияет на самоуважение.

«Отказ от притязаний дает нам такое же желанное облегчение, как и осуществление их на деле, и отказываться от притязания будут всегда в том случае, когда разочарования непрестанны, а борьбе не предвидится исхода. Самый яркий из возможных примеров этого дает история евангельской теологии, где мы находим убеждение в греховности, отчаяние в собственных силах и потерю надежды спастись одними добрыми делами. Но подобные же примеры можно встретить и в жизни на каждом шагу. Человек, понявший, что его ничтожество в какой-то области не составляет для других никаких сомнений, чувствует странное сердечное облегчение. Прировняй свои притязания к нулю, — говорит Карлейль, — и целый мир будет у ног твоих. Справедливо писал мудрейший человек нашего времени, что жизнь начинается только с момента отречения[43].»

При завышенном уровне притязаний страдает самооценка. Например, выпускника духовной академии ожидающего, что после возвращения в родную конференцию его поставят служителем многочисленной церкви в столичном городе — скорее всего, ожидает разочарование и чувствительный удар по самооценке.

САМООЦЕНКА — суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образцом, эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т. д. Это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания. Познание себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления в непрерывном взаимодействии человека с миром. Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека. Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность самооценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизнедеятельности, взаимоотношения с людьми. С. зависит и от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим.

Список случайных тегов:

Феноменология — Феноменология (от греч. phainomenon – являющееся + logos – учение) — методологическая позиция. Описывает формы психологической структуры без ее разрушения и без экспериментального анализа. Мир существует в форме индивидуального знания. Здесь находит соединение экзистенциальная психология, с одной стороны, и гештальтпсихология, с другой. В диагностике личности этот подход реализуется прежде всего при использовании проективных методик, в которых должно быть зафиксировано индивидуальное своеобразие видения мира.

Установка — Установка — свойство деятельности. Психологическая готовность в определенных условиях действовать определенным образом. В 1901 г. в рамках Вюрцбургской школы Г. Майер и И. Орт, ученики К. Марбе, показали, что существуют психические процессы, которые нельзя описать феноменологически и которые не попадают в классы ощущений, образов или чувств. Они проявляются в ожиданиях, колебаниях, сомнениях или уверенности в том, что в решении задачи найден правильный путь. Эти процессы были названы состояниями сознания (Bewussstseinzustand), а при переводе на английский язык получили название установок сознания. Феномен установки положен в основу теории установки Д.Н. Узнадзе.

Аналогия — АНАЛОГИЯ (от греч. соответствие) — сходство между предметами, явлениями. Как форма мышления — это индуктивное умозаключение, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним признакам делается вывод об их сходстве по другим признакам. Аналогия не дает достоверного знания, но играет важную роль при выдвижении гипотез как средство уяснения проблемы и направления ее решения. Например, аналогия между живыми организмами и техническими устройствами способствует решению инженерных задач. Для повышения вероятности выводов по аналогии необходимо расширить круг совпадающих существенных признаков сопоставляемых объектов, учитывать различия между ними. В обучении аналогия привлекается для того, чтобы менее понятное сделать более понятным, представить абстрактное в более доступной форме, конкретизировать отвлеченные идеи. По аналогии можно рассуждать о том, что недоступно прямому наблюдению. Задания на установление аналогии применяются в психодиагностике