Презентация «Формирование самооценки младших школьников»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выработка самооценки учащихся начальных классов, роль ФГОС в становлении личностных характеристик ученика

«Счастье – это когда ты смел и прав»

Прав = знания Смел = самооценка Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Она формируется в единстве двух составляющих ее факторов: 1) рационального, отражающего знания человека о себе; 2). эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания.

Самооценка-это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик.

Основные функции самооценки: констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?); мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца); проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

Приемы выработки самооценки учащихся

Зеленый кружок: работа выполнена успешно — «Можно двигаться дальше! Желтый кружок: возникли затруднения — «Нужна небольшая помощь» Красный кружок: значительные затруднения — «Стоп! Мне нужна помощь!»

«Лестница успеха» 1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился; 2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки; 4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

«Дерево успехов» ЯБЛОКО – все удалось ЦВЕТОК – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось ЛИСТОК– сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

«Карточка сомнений» + — «Я понял все»; — — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»; ? – «Не понял».

Пометки при работе с текстом V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО; + — НОВОЕ; ? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС; 0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ;

Алгоритмы устной самооценки Фронтальная самооценка Индивидуальная самооценка – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому ПОКА было трудновато? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Что тебе нужно было сделать? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Листы индивидуальных достижений Заполняются самими учащимися и находятся в «Портфолио», в них учащиеся помечают разными цветами уровень своей успешности по каждому предмету

Положительные результаты работы по формированию самооценки младшего школьника: — осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний; — повышение уровня ответственности за учебную деятельность; — самооценка и самоконтроль постепенно переходят во вне учебную деятельность; — в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия; — дети проявляют способность к оценке собственных изменений на основе чувства долга, навыков самопознания; — уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта; — умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник — я».

Ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни.

Почти всегда — 4 Часто — 3 Бывает — 2 Изредка — 1 Никогда — 0 Тест на самооценку

Я подвержена напрасным волнениям. Я нуждаюсь в поддержке друзей. Я опасаюсь показаться глупее, чем есть. Я не уверена в своем будущем. Я выгляжу хуже других. Я часто расстраиваюсь из-за того, что люди меня не понимают Я чувствую себя неуверенно, если мне приходится разговаривать с другими людьми Я не оправдываю ожиданий других людей Я часто ощущаю скованность. Я всегда жду неприятностей. Я чувствую, что завишу от мнения людей. Мне кажется, что люди обсуждают меня, стоит мне выйти из помещения. Я не уверена в собственной безопасности. Нет никого, кому бы я могла рассказать, о чем я думаю. Когда я успешно справляюсь с чем-то, другие люди не придают этому достаточного значения.

Интерпретация результатов Ваш результат менее 10 баллов. К сожалению, у вас имеются признаки завышенной самооценки, вам есть над чем поработать. Вы часто ввязываетесь в конфликты, которые возникли с вашей же подачи. Людей отпугивает ваше высокомерие, поэтому вам так трудно завести дружеские и близкие отношения. Постарайтесь правильно определить реальность уровня ваших возможностей и притязаний. Ваш результат более 30 баллов. Тут тоже есть над чем работать — в противоположность примеру, приведенному выше, у вас явно заниженная самооценка. Постарайтесь относиться к себе с большим уважением и верой в свои силы. Доверяйте людям, и они вам помогут повысить уровень самооценки. Ваш результат между 10 и 30-ю баллами. Вас можно поздравить — адекватность и уровень самооценки у вас в полном порядке. В сложной ситуации вы вполне способны справиться с собой и даже оказать помощь тем, кто не так уверен в себе.

Презентация По Теме Самооценка Младших Школьников

Материал (4 класс) по теме: Доклад на тему . Текстильщиков, 1.

Самооценка в младшем школьном возрасте. Особенности учебной мотивации младших школьников и способы ее исследования. Слайд 1 формирование самооценки младших школьников в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС ноо. Слайд 15 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЯ! По теме: методические разработки, презентации и конспекты. В презентации на тему: ‘Формирование самооценки младших школьников’ раскрывается технология оценивания учебных успехов младшего школьника, даётся типология, виды смооценки детей младшего школьного возраста.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Самооценка младшего школьника» — презентация. Презентация была опубликована 2 года назад. Статья по теме: Психологические основы формирования самооценки в дошкольном и младшем школьном возрасте. Презентация ‘Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях новых ФГОС’.

Б, тел.: (4. 96 7. Е- mail: dom 1. 11- 0. Одна из центральных задач общеобразовательной школы — подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию себя — делает особо значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебно- воспитательном процессе. Последнее требует сформированности у ребенка представлении о себе и своих возможностях, умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, принять роль ученика, правильно построить свои взаимоотношения с окружающими, т. Между тем, позитивная самооценка, основы которой только начали закладываться в дошкольном возрасте, оказывает непосредственное влияние на успешность обучения ребенка в школе.

С другой же стороны, сам учебный процесс воздействует на школьника, играя тем самым заметную роль в формировании личности в целом и самооценки в частности. Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников, родителей) относиться определенным образом как к реальным результатам своей деятельности, так и самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно- воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей — один из основных компонентов самооценки. Источники формирования самооценки различны: расширение знаний ребенка о себе и своих возможностях, удовлетворение своей деятельностью, правильное сопоставление своих реальных достижений и притязаний, оценка окружающими данного человека.

В современной практике формирование адекватной самооценки достигается различными методами: это и диспуты, беседы, упражнения, игры и т. Психолого- педагогические аспекты проблемы формирования самооценки младших школьников через использование воспитывающих ситуаций Понятие и виды самооценки. Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка это необходимый компонент развития самосознания, т. Самооценка подразумевает под собой известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам.«Самооценка- это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей.

По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия» . Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т. Это сложная психологическая система, иерархическая, организованная, функционирующая на разных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания.

Познания себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления непрерывного воздействия человека с миром. Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека. На этой основе личность сама оценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизни деятельности, взаимоотношения с людьми.

Исследователями были выделены три уровня сформированности когнитивного компонента. Все это говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и в тоже время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности. Так, дети, имеющие адекватную самооценку, активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. Правильно решив нелегкую задачу, выбирают такую же или более трудную.

Их прогнозы на свое будущее становятся все более обоснованными и категоричными. Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха. Это, как правило, оптимисты.

Причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Неадекватная заниженная самооценка младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. И если таким детям предложить проверить свою работу, найти в ней ошибки, они, перечитав работу молча, ничего не меняя, или отказываются проверять себя, мотивируя это тем, что все равно никаких ошибок больше не найдут. Поощряемые и подбадриваемые учителями, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибки. Эти дети выбирают только легкие задачи – как в жизни, так и в экстремальной ситуации.

Они как бы берут свой маленький успех, боятся его потерять и в силу этого в чем- то боятся самой деятельности. Деятельность других переоценивают. Неуверенность в себе у этих детей особенно ярко проявляется в их планах на будущее. Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредотачивать на них свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, личностные качества, результаты своей деятельности.

Они выбирают себе задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Они не обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют все, что делают другие, критичны к другим. Высокомерие, снобизм, бестактность, чрезмерная самоуверенность – эти черты личности формируются у детей с завышенной самооценкой. Экспериментальная перестройка самооценки обнаружила, что неадекватная самооценка сопротивляется перестройке, и ребенок склонен сохранить ее, игнорируя и оценку и окружающими, и свой опыт. Он не хочет признать наличие у себя слабостей, неумения, несостоятельность.

Длительное сохранение завышенной самооценки имеет место в двух случаях: когда ребенок, несмотря на успех, все- таки получает от кого–либо положительную оценку (нарушение одного из требований к поощрению: поощрять за реальные успехи, объективно) или когда он обладает способностями, которые обеспечивают ему частичные или временный успех. Использовались психологические методики по разностороннему исследованию самооценки младших школьников по следующим показателям: тип самооценки, нахождение количественного выражения уровня самооценки, определение высоты самооценки. Практическая значимость исследования: выявлена и обоснована совокупность педагогических условий, необходимых для формирования адекватной самооценки младших школьников через использование воспитывающих ситуаций. Разработана программа деятельности учителя по формированию у детей младшего школьного возраста позитивной самооценки через создание воспитывающих ситуаций.

Сконструировано содержание воспитывающих ситуаций различных типов. Опытно- экспериментальная работа проводилась в 4 классе МАОУ СОШ . В эксперименте принимало участие 7 школьников. Основная задача констатирующего этапа заключалась в выявлении уровня сформированности самооценки детей экспериментальной группы. Для решения этой задачи были использованы следующие диагностические методики: Цель наблюдения: выявить особенности проявления самооценки у детей в их поведении и отношениях, интересы и склонности детей. Программа наблюдения: 1) Отношение детей к товарищам по классу. Особенности поведения детей в различных ситуациях, в том числе конфликтных.

Склонности и интересы детей. Наблюдение проводилось на уроках и во внеурочной деятельностипо следующим методикам : Модифицированная методика «Лесенка»Методика нахождения выражения уровня самооценки. Порядок проведения: испытуемому предлагалось выписать из предложенного списка в один столбик слова, характеризующие положительные качества его субъективного идеала, а во второй — слова, обозначающие качества, которыми он обладать не должен.

Затем ребенок выбирал из этого те черты, которые присущи ему самому. Список включал следующие качества личности: аккуратность, вежливость, вдумчивость, вспыльчивость, трудолюбие, веселость, грубость, заботливость, завистливость, робость, злопамятность, капризность, нежность, правдивость, мечтательность, настойчивость, скромность, обидчивость, отзывчивость, решительность, жадность, леность, откровенность, сострадательность, трусость, смелость. Обработка результатов. По каждому из множеств подсчитывался коэффициент самооценки по формуле: Завышенная самооценка характеризуется неадекватным восприятием ребенком себя и своих возможностей, способностей.

Ребенок с таким уровнем самооценки не видит своих недостатков, не умеет критично подойти к оценке результатов своей деятельности. Адекватная самооценка предполагает достаточно критическую оценку ребенком своей личности. Он знает свои недостатки, поскольку относится к себе по результатам своей деятельности критично. Такой ребенок знает и свои «сильные» стороны. Он уверен в себе.

Заниженная самооценка характерна для робких, стеснительных, неуверенных в себе и своих способностях детей. Они очень критично относятся к себе, не верят в свои силы, недооценивают свои положительные качества и чрезмерно преувеличивают свои недостатки. Уровень самооценки определяется по таблице Определение уровня самооценки. Множество. Коэффициент самооценки.

Уровень самооценки. Множество положительных черт. К=0,8 — 1. Переоценка себя. К=0,3 – 0,7 Нормальная самооценка. К=0 – 0,2. Недооценка себя. Множество отрицательных черт.

К=0,8 — 1. Недооценка себя. К=0,3 – 0,7 Нормальная самооценка. К=0 – 0,2. Повышенная самооценка. Методика . Рубинштейн. Цель: определение высоты самооценки.