Притязания личности. Определение уровня притязаний

Каждый человек, независимо от семейного положения и статуса в обществе, устанавливает цели и стремится их достичь. Цели разные, и степень их сложности зависит только от уверенности и настойчивости. В психологии это называется притязание личности. Это то, чего человек признает себя достойным.

Понять, насколько реалистичны ожидания, позволяет определение уровня притязаний при помощи теста-опросника В.К Гербачевского.

В нем собраны задания, которые помогают человеку провести самоанализ и оценить адекватность действий.

Самооценка личностных качеств

В процессе жизни человек оценивает умение, способности, опыт, возможности. Сравнивая себя с окружающими, мы удовлетворяем собственные желания:

  • собственное совершенствование;
  • стремление к поставленной цели;
  • любопытство.
  • Самооценка дает возможность увидеть слабые и сильные стороны и выбирать подходящие варианты поведения в жизненных реалиях.

    Человек оценивает собственное поведение, основываясь на двух компонентах:

    1. эмоциональный — человек определяет, как он сам относится к собственным чертам характера, привычкам, поведению и другим чертам личности;
    2. когнитивный — узнает о себе от друзей, родственников, коллег, недоброжелателей.

    Психолог американец Джеймс У. вывел следующую формулу для самооценки: отношение успеха к степени притязаний.

    Успех — установленный факт какого-либо результата, решения поставленной задачи. Степень притязаний в данном варианте — цель будущих процессов в идеальном виде. Исходя из формулы видно, что возвысить самооценку можно двумя способами:

  • снизить уровень притязаний;
  • повысить результативность процессов.
  • Психологи отмечают, что уровень притязаний неразрывно связан с самооценкой.

    Если уровень реалистичный, человек чаще добивается запланированных целей и имеет продуктивность выше, чем индивидуумы, для которых характерен неадекватная оценка.

    Несоответствие реальных сил и притязаний приводит к тому, что человек судит себя и собственное поведение неправильно. Из-за этого появляется упадок эмоциональных сил и срыв, увеличивается тревожность. Это ведет к занижению собственной ценности и провалу поставленных планов.

    Как установить уровень притязаний?

    Этот термин и его понятие было выведено Левином К. совместно с его последователями. Они установили, что на формирование Уровня притязаний влияет успех или провал компании. Основной причиной его утверждения является не удача или провал, как объективный предмет, а переживания человека вследствие достижения поставленной цели или ее провала.

    Достигая того или иного уровня, человек проходит три стадии:

    • уровень трудности — определяется одна цель, которая становится частичкой цепи будущих движений;
    • выбор следующего действия, который приведет к итоговому результату. Выбранный вариант зависит от успеха или провала бывших действий.
    • уровень самооценки, который желает личность.
    • Если человек стоит перед выбором степени трудности каждого процесса, уровень притязания личности смещается в зону более легких или трудоемких задач. Это возникает в результате удачного или неудачного достижения предыдущей цели. Если человек боится, что его вновь постигнет неудача, он стремится снизить притязания.

      В случае, когда трудность выбранной цели снижается вследствие удачи или повышается после неудачи, можно говорить о неадекватной оценке человека и о нереалистичном уровне притязаний.

      Отличия У.п.л. необходимо помнить при воспитании детей, так как гармоничное развитие личности возможно только при адекватном уровне притязаний. Малейшее несоответствие действительности приводит к конфликтным ситуациям, проявлению агрессии, замкнутости или другим отклонениям.

      Притязания в свете реальных возможностей

      Американские психологи-ученые разработали теорию, согласно которой индивидуумы, мотивируемые на успешное завершение цели, ставят задачи, которые они выполнят удачно. Такие люди смелы, решительны и стремятся добиться успеха в любом положении. Они способны мобилизовать собственные внутренние ресурсы и акцентировать внимание только на достижении поставленных задач.

      Абсолютно по-другому ведут себя люди, которые от любых действий ждут неудачи. Их главная цель — избежать неуспеха. Люди, с самого начала настроенные на провал, неуверены в своих действиях. Они не верят в собственные силы. Ожидая критики, они с осторожностью делают каждый шаг. В результате они не получают удовольствия от своих действий и не верят в возможный успех.

      Люди, мотивированные на целедостижение чаще всего адекватно оценивают возможности и провалы.

      Можно сказать, что у них определяется реалистичный Уровень притязания личности. Люди, готовящиеся к неудаче, чаще всего имеют высокие или сниженные притязания. В поведении нереалистичные притязания проявляются выбором трудоёмких или облегченных задач, неуверенностью и тревожностью. Такие люди избегают соревновательных моментов, они чаще ошибаются и не способны критично оценить полученный результат.

      Выявить уровень притязания можно только с помощью опытного психолога или специально разработанных тестов. Определить эту характеристику стоит, если жизнь явно не получается, поставленные цели остаются недостигнутыми.

      Проведя анализ можно установить, совпадает ли уровень притязаний с уровнем личностных качеств. В соответствии с результатами придется либо понижать планку притязаний, либо изменять определенные качества личности. В любом случае это долгий путь и к нему надо быть готовым.

      Может быть ситуация и похуже, когда объект любви недосягаем не потому, что вы ему безразличны, а в силу объективных причин, которые изменить никто не властен. Когда меня накрывали приступы отчаяния от безысходности ситуации, я молилась ему как Богу и просила услышать и почувствовать мою боль. Представляла себе, что он меня слышит и понимает и утешает меня в моих страданиях. На некоторое время наступало облегчение с выходом очередного потока слез. Эти передышки нужно использовать для приведения мыслей в порядок и производства каких-то конструктивных действий. Попытки усилием воли пресекать мысли о любимом человеке малоэффективны и не приносят никакого облегчения. Наоборот не нужно препятствовать этому процессу, а дать ему развиваться естественным образом, анализировать и углубляться в него, искать в себе ответ и причины, почему это происходит с тобой. Иногда мне казалось, что это чувство обиды и боли сродни истерике маленького ребенка который не в состоянии понять, почему он не может обладать понравившейся ему игрушкой. Мы разумные люди, мы в состоянии понять, что каждый процесс имеет свое начало,кульминацию и конец. «Все проходит, пройдет и это». Нужно продолжать жить и развиваться. Только воля к самосовершенствованию и развитие способностей предвосхищающих таковые в объекте любви может быть достойной мотивацией, чтобы переболеть болезнью под названием безответная любовь. Т.е. эту ситуацию можно рассматривать как стимул подняться в своем развитии на более высокий уровень и не сдаваться ни при каких обстоятельствах, помня изречение древних: «пока живу — надеюсь…».

      думайте что вы пишите,люди читают такие статьи что бы как то оправиться от душевной боли,не нужно тут писать про незабываемую любовь.Из своего опыта расскажу как оправился после разрыва отношений,первый этап самый сложный-принятие,сложно было но это в себя я просто вдавил насильно,стало легче .Второй этап был подавление воспоминаний,просто я когда я ловил себя на мысли что думаю о ней,я старался моментально переключиться на что-то другое.Старые чувства угасли,я начал дышать в полную грудь ну а что будет дальше зависит уже от вас самих.

      Нужно топтать в себе чувства. Есть определенные способы самовнушения для этого. Подходят только девушкам.

      да кароче ребят тут всё понятно в этой статье,бред.Берёте волю в кулак и терпите пусть рвутся все нити любви,все чуства,только последствия возможно плачевные будут,врядли потом влюбитесь

      Нет лекарства от чувства..если оно было искренним и настоящим…просто со временем все притупляется…а еще лучше если просто приходит другой любящий вас человек, но прежнее не забывается никогда..

      Очень помогает пробежки.неделя другая и понемногу все проходит

      тут практика может помочь отвлечься, но ты не можешь заставить себя не думать о ней утром, просто тебе надоест в один момент страдать! и тогда ты поймешь что ты свободен)

      Нельзя подавить такое сильное чувство и не какое творчество тут не поможет…

      не помогает занятия творчеством , хоть ты тресни

      Я никак не могу подавить чувства к одному парню и думаю, что это не очень поможет

      По-моему нет таких способов, которые могли бы погасить чувства . Или это вовсе не любовь была. Либо разное восприятие .

      Скажем так … Когда я сдавал анализы крови и мочи — мне пришлось сдавать кровь повторно. Потому что в ней было аномальное количество эндорфина, допамина и производных продуктов (со слов врача). Мне прописали какие то стимуляторы (не помню уже, лет 7 назад было), которые в итоге просто не помогли. Ну разве что соасем чуть чуть приглушало. Самый действенный способ избавиться — на уровне органической химии. Мне не помогло.

      Слаба влюблённость, если перечисленное может от неё помочь. Заняться чем-нибудь так же не сработает, как и в случае с депрессией, неважно чем вызванной… Бывает, что у влюблённости вполне могут быть перспективы, но она не нужна по другим причинам.

      Самооценка и уровень притязаний

      Самооценка и уровень притязаний

      Личность проявляется через отношение к окружающему миру. Процесс социализации, в результате которого человек привыкает действовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами данного общества, осваивает его идеологию и мораль, имеет много аспектов и продолжается всю жизнь. Раскрыть этот процесс применительно к отдельной личности — значит изучить жизненный путь человека, выделить для него наиболее значимые социальные роли.

      В качестве основных институтов социализации американский психолог Мартене [182] называет прежде всего семью и школу, соответственно родителей, ровесников и учителей. При этом предполагается, что период социализации ограничен школьными годами. Советская психология, в отличие от западной, рассматривает и трудовую деятельность как значимый этап социализации. Б. Г. Ананьев считал, что начало профессиональной деятельности человека совпадает с самым важным для него периодом самостоятельного включения в общественную жизнь. Он подчеркивал, что «переход отношений в черты характера — одна из основных закономерностей развития характера». «Социальные функции, общественное поведение и мотивации всегда связаны с процессом отражения человеком окружающего мира, особенно с познанием общества, других людей и самого себя»[15, с. 307] Поэтому профессиональные роли оказывают значительное воздействие на мотивы, ценности, идеалы личности и, следовательно, на ее поведение.

      Последовательно расширяя границы активности личности, социолог В. А. Ядов классифицирует личность по уровням ее включения в различные сферы социального общения. Он выделяет ближайшее социальное окружение, далее — многочисленные так называемые малые группы, трудовые коллективы, где формируются профессиональные роли, — через все эти каналы личность включается в целостную социальную систему путем освоения идеологических и культурных ценностей общества [315].

      Общение — проявление фундаментальных свойств психики. Человек общается всегда. Еще Л. С. Выготский [71] обращал внимание на то, что и наедине с собой человек сохраняет функции общения. Аналогично и Пиаже [212] отмечал, что индивидуальный творческий процесс связан с рефлексией, т. е. ученый, даже углубленный в научную работу, не упускает из виду своих мнимых или реальных оппонентов и постоянно ведет с ними мысленную дискуссию. Многие ученые рассматривают развитие сознания как отражение интериоризованной, перешедшей во внутренний план, коммуникации [305].

      Межличностное общение осуществляется на различных уровнях. Представляется удачной классификация, предложенная А. У. Харашем. Низшая ступень может быть обозначена как общение на уровне совместного пребывания (например, пассажиры автобуса или зрители на стадионе). У участников такого общения нет общего предмета деятельности, и их объединяют только одинаковые цели. В этом случае личностные особенности друг друга не учитываются, и общение осуществляется поверхностно, в зависимости только от ролевых позиций (пассажира или зрителя). Следующая ступень — групповое общение, когда кристаллизуется общая цель деятельности и вырабатываются групповые нормы поведения, способствующие ее достижению. При этом формируются стереотипы общения и развивается предубеждение к их нарушениям. Попутно отметим, что они в какой-то степени ослабляют стремление членов группы к новой информации, не согласующейся с позициями и нормами группы. И, наконец, высшая ступень — такое общение в группе, когда уже учитываются, принимаются во внимание личностные особенности каждого, с его особой позицией и оригинальными взглядами на общие нормы и способы реализации общих целей.

      Одной из значимых характеристик личности является самооценка, подразумевающая оценку себя, своей деятельности, своего положения в группе и своего отношения к другим членам группы. От нее зависит активность человека и стремление к самоусовершенствованию. Она развивается путем постепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общественные требования в требования человека к самому себе.

      При этом те кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и в общении, стараясь им соответствовать, так как считают ниже своего достоинства быть на плохом счету в коллективе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной и идеологической позиции.

      Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Вначале — это стремление к вниманию со стороны взрослых, затем — к сотрудничеству с ними, далее дети хотят не только делать что-либо вместе, но ощущать уважение с их стороны, и, наконец, возникает необходимость во взаимопонимании. От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с родителями, какое место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе [52]. Неоправданно частое подчеркивание родителями реальных и мнимых достоинств ребенка приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. В то же время недоверие родителей к возможностям ребенка, категорическое подавление детского негативизма может привести к возникновению у ребенка ощущения своей слабости, неполноценности.

      Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент — хороший или плохой (помыл ли он сегодня посуду или разбил чашку). Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности, но при этом, конечно, не предполагается, что родители перестают давать беспристрастную оценку конкретным его поступкам [183]. Родителям не следует только связывать порицаемый поступок с общей оценкой личности ребенка. Например, если ребенок солгал, надо его наказать, но говорить, что он лгун, не следует. Негативные высказывания родителей о своих детях укрепляются в их сознании и трансформируют самооценку.

      У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде без критического анализа. Эти внешние влияния очень существенны вплоть до подросткового возраста.

      Когда исследовали атмосферу в семьях, где воспитывались подростки с положительной самооценкой, то обнаружили, что там между детьми и родителями существовал тесный контакт [233]. Родители проявляли глубокий интерес к проблемам детей, участвовали в их разрешении и всегда показывали, что считают своих детей достойными не только интереса и сочувствия, но и уважения. Можно предположить, что подобное отношение родителей побудило детей рассматривать себя в положительном свете [55].

      Дети, как правило, приходят в школу с положительным отношением к ней. Постепенно у детей с пониженными способностями или слабо подготовленных может накопиться горький опыт получения плохих отметок, тогда изменяется мотивация — отношение к школе и обучению может стать отрицательным, нарастающие трудности в учебе снижают и самооценку. Для предотвращения падения самооценки Н. А. Менчинская [184] считает целесообразным поручать слабо успевающим школьникам роль учителей по отношению к младшим детям. Тогда у ученика возникает потребность восполнять пробелы в знаниях, а успех в этой деятельности способствует нормализации его самооценки. Нарушение адекватной самооценки может произойти и у детей, хорошо подготовленных к поступлению в школу. Хорошая подготовка позволяет им учиться в младших классах успешно, практически не затрачивая усилий. На фоне легких успехов у них укрепляется привычка к постоянным похвалам, развивается высокий уровень притязаний и высокая самооценка. При переходе в старшие классы, где возрастает сложность учебного материала, эти школьники, не имея трудовых навыков, могут утратить превосходство по отношению к товарищам и, вследствие этого, у них резко падает самооценка. Если отметка, выставляемая педагогом, учитывает не только конечный результат, но и трудовой вклад школьника в его достижение, то она стимулирует ученика к поддержанию трудовых усилий, на нужном уровне и способствует формированию адекватной самооценки.

      Следует обратить внимание на зависимость формирования правильной самооценки ученика от установки учителей. Американские психологи Розенталь и Якобсон [по 376] поставили эксперимент: в начале учебного года убедили учителей в том, что от определенных учеников («поздноцветущих») следует ожидать больших успехов только к концу учебного года.

      На самом деле, ученики, обозначенные как «поздноцветущие», выбирались случайным образом. Проверка, проведенная после этого эксперимента, выявила, что эти «поздноцветущие» ученики действительно улучшили свои успехи в большей степени, чем другие дети. Подобное улучшение до некоторой степени определялось ожиданием учителей, которые, сами не сознавая того, реализовали в отношении «поздноцветущих» определенные установки, которые проявлялись в общении, в особом выражении лица, тоне голоса, манерах — всем том, что могло передать их положительные ожидания ученикам. Например, если учитель предполагал, что ученик обладает высоким интеллектуальным потенциалом, он ждал ответа дольше и с поощряющим выражением лица. Анализируя данные подобных экспериментов, можно заключить, что если у учителя сформирована установка на низкие результаты обучения, то, невольно реализуя ее нетерпеливостью в общении с учеником, равнодушным выражением лица, учитель способствует понижению самооценки у ученика и реальному ухудшению успеваемости.

      Большое влияние на самооценку школьника оказывает успеваемость. У учеников с плохой успеваемостью могут резко ухудшиться отношения с коллективом класса и наблюдаться деформация поведения. Некоторые из них, несмотря на равнодушное к ним отношение, всеми силами тянуться к другим ребятам, любой ценой стараясь привлечь к себе внимание, но большая часть неуспевающих занимает пассивную позицию, испытывая одиночество. Такие ребята становятся замкнутыми, конфликтными, ищут общения вне школы.

      Самая отрицательная оценка и жесткая критика, относящаяся только к отдельному действию или поступку подростка, не задевает его болезненно, поскольку не затрагивает его самоуважения. Она не воспринимается им как ущемление его личности. Вместе с тем, всякая, даже относительно мягкая критика и неблагоприятная оценка глубоко ранит и потому воспринимается в штыки, если представляется подростку и взрослому человеку как оценка его в целом, так как порождает у него представление о недоброжелательном отношении. Если мы хотим, чтобы наша критика способствовала изменению поведения человека в нужном направлении, то лучше критиковать частности на фоне общей доброжелательности.

      Самооценка может показывать, как человек оценивает себя по отношению к некоторому отдельному свойству, а самоуважение выражает обобщенную самооценку. Высокое самоуважение означает, что человек не считает себя хуже других и положительно относится к себе как личности. Низкое самоуважение предполагает неуважение к себе, отрицательную оценку собственной личности [133, 149]. Между идеалом, формируемым как перспектива развития, и реальной самооценкой (на данный момент) существует определенное расхождение, стимулирующее самоусовершенствование. Уровень притязаний относится к идеалу, так как он связан с целями, которые человек стремится достичь. С целями он соразмеряет трудность текущих задач, избирая те, которые представляются ему не только преодолимыми, но и привлекательными. Учет уровня притязаний позволяет понять, почему человек подчас не радуется после удач и не огорчается после неуспеха. Такая, казалось бы, странная реакция объясняется имевшимся в данный момент уровнем притязаний. Ведь если расчет был на большие успехи, то нет причины радоваться, а если успехи не ожидались, то не от чего огорчаться.

      Уровень притязаний зависит от веры человека в свои способности и проявляется в стремлении завоевать определенную репутацию, получить признание в глазах значимой для себя группы людей [149]. Добиться этого, как известно, можно либо с помощью полезных для общества действий — особых достижений в творчестве и труде — либо не прилагая особых усилий в этих областях — экстравагантностью в одежде, прическе, стиле поведения (рис. 20).

      Степень самоуважения зависит от соотношения уровней успеха и притязаний. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным [320]. Как правило, у людей с пониженным и адекватным самоуважением длительная неудовлетворенность результатами своей деятельности снижает ее результативность. Повышенный, но не слишком высокий уровень притязаний может оказывать положительное влияние на поведение человека, поскольку он предполагает глубокую внутреннюю убежденность в своих возможностях, веру в себя, что помогает противостоять длительным неудачам и отсутствию признания. (В дальнейшем термины «самоуважение» и «самооценка» употребляются как синонимы.)

      (Из кн.: Бидструп X. Рисунки. Т. 2. М., 1969.)

      При значительных отклонениях самооценки от адекватной у человека нарушается душевное равновесие и меняется весь стиль поведения. Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как человек говорит о себе, а и в том, как он поступает. Пониженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные.

      Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми и тогда он переносит их решение в план воображения, где он может преодолеть все преграды и получить желаемое в мире мечты. Поскольку потребность не только в достижении целей, но и в общении при этом не исчезает, постольку и она реализуется в вымышленном мире — мире фантазии, мечты (вспомним героя «Белых ночей» Ф. М. Достоевского).

      В связи с особой ранимостью лиц с низким самоуважением их настроение подвержено частым колебаниям, они гораздо острее реагируют на критику, смех, порицания и, как следствие этого, более зависимы, чаще страдают от одиночества. Специальные исследования выявили, что при прочих равных условиях только 35% людей с низкой самооценкой не страдали от одиночества, а среди обладавших высоким уровнем самооценки их было 86% [133]. Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, приводит к падению интереса к общественным делам. Люди с пониженной самооценкой в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех.

      Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае сам знает себе цену, мнение окружающих для него не имеет абсолютного, решающего значения. Поэтому критика не вызывает бурной защитной реакции и воспринимается спокойнее. Но если претензии личности существенно превосходят ее возможности, душевное равновесие невозможно. При завышенной самооценке человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Нередко люди становятся несчастными из-за внушенного им в детстве преувеличенного представления о своей значимости, страдая долгие годы из-за уязвленного самолюбия.

      Завышенная оценка своих способностей часто приводит к катастрофе. Вот пример из книги Л. А. Растригина и П. С. Граве (выдержки из первой беседы пациентки с врачом). Девушке 19 лет, ее только что вы тащили в тяжелом состоянии из-под колес машины: «Ах, доктор! Вы спрашиваете, что случилось? Крах, жизненный крах! Да, я молода и выгляжу не хуже других. Да, передо мной все пути открыты. Но все-то мне не нужны! Еще в седьмом классе я поняла: у меня одна дорога — на сцену. Запах кулис, рампа, публика, успех, вся эта театральная атмосфера… Вне театра для меня не жизнь… Трижды я держала в театральный. И на этот раз то же самое: „Мы вам рекомендуем подумать о другой профессии“. Я выходила из института, как в тумане… решила — жить на свете не стоит и… бросилась под машину…» [227, с. 102].

      Завышенные самооценка и притязания, естественно, не получают желаемого отклика и признания у окружающих людей, что может способствовать отчуждению такой личности от принятых в данном обществе норм поведения и побудить человека на поиски такого образа жизни и такой среды, которые обеспечили бы ему удовлетворение чрезмерных притязаний.

      Человек, положительно относящийся к себе, обычно более благосклонно и доверчиво относится к окружающим, тогда как низкое самоуважение часто сочетается с отрицательным, недоверчивым и недоброжелательным отношением к другим людям. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.

      Как слишком высокое, так и слишком низкое самоуважение чреваты нарушениями душевного равновесия. Крайние случаи квалифицируются как патологические отклонения — психостения и паранойя. Психостения возникает на фоне крайне заниженной самооценки и характеризуется хроническим безволием, проявляющимся в безынициативности, постоянной нерешительности, боязливости, повышенной впечатлительности, мнительности. Такие люди вечно боятся не успеть, опоздать, избегают любой возможности проявить инициативу, постоянно сомневаются во всем.

      Другая крайность приводит к такому состоянию психики, когда человек постоянно ощущает свое мнимое превосходство над окружающими, якобы особое значение своей личности. Мелкие обиды воспринимаются им очень остро. Обычно такие люди преувеличивают недостатки других, повышенно критичны, недоверчивы и подозрительны к окружающим. Все это часто толкает их к ссорам по пустякам, они докучают всем жалобами и заявлениями, обнаруживая при этом неуемную энергию.

      Наблюдается возрастная динамика самооценки. Восприятие внешнего облика одного человека другим или восприятие собственного портрета не только зависят от самооценки, но и от ее возрастных трансформаций. Это ярко проявилось в экспериментах Готтшальфа [по 36]. Испытуемым подросткам предъявлялись специально изготовленные фотографии, на которых были портреты неискаженные и искаженные — несколько суженные или расширенные. Среди них находились портреты родителей, соучеников, учителей и самих испытуемых. Во всех случаях нужно было выбрать неискаженный портрет. Хотя испытуемые, глядя на себя в зеркало, имели возможность выбрать неискаженные фотографии из ряда собственных портретов, они, отыскивая наиболее похожую, обнаруживали тенденцию к выбору расширенного или суженного изображения в зависимости от самооценки. При выборе фотографии соученика предпочтительным оказывалось расширенное изображение, если признавалось его превосходство, и суженное — в случае пренебрежительного к нему отношения. При выборе испытуемыми двух групп (10 и 16 лет) своих фотографий и портретов родителей обнаружилось, что дети первой группы выбирали среди собственных портретов неискаженные, зато среди фотопортретов родителей — расширенные. Испытуемые второй группы выбирали свои портреты в расширенном варианте, а портреты родителей — в суженном. Так, изменение (повышение) самооценки с возрастом незаметно для самого человека сказывается не только на восприятии своей внешности, но и на восприятии им других людей.

      Человек всегда стремится к состоянию душевного равновесия и для этого может изменять оценку внешних событий и самого себя, достигая таким путем самоуважения. Л. Н. Толстой считал, что для человека типично стремление к самооправданию, желанию совместить удобства, выгоды, удовлетворение желаний с чувством собственного достоинства и значительности, с одобрением среды.

      Толстой называл такие душевные состояния уловками разума. В романе «Воскресение» он дал замечательную по своей отчетливости зарисовку такого состояния:

      «Удивляло его (Нехлюдова) то, что Маслова не стыдилась своего положения — не арестантки (этого своего положения она стыдилась), а своего положения проститутки, — но как будто даже была довольна, почти гордилась им. А между тем это и не могло быть иначе. Всякому человеку для того, чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею. И потому, каково бы ни было положение человека, он непременно составит себе такой взгляд на людскую жизнь вообще, при котором его деятельность будет казаться ему важною и хорошею… В продолжение десяти лет везде, где бы она ни была, начиная с Нехлюдова и старика-станового и кончая острожными надзирателями, видела, что все мужчины нуждались в ней. И потому весь мир представлялся ей собранием обуреваемых похотью людей, со всех сторон стороживших ее… Так понимала жизнь Маслова, и при таком понимании жизни она была не только не последний, а очень важный человек. И Маслова дорожила этим пониманием больше всего на свете. Чуя же, что Нехлюдов хочет вывести ее в другой мир, она противилась ему, предвидя, что в том мире, в который он привлекал ее, она должна будет потерять это свое место в жизни, дававшее ей уверенность и самоуважение» [265, с. 163].

      Этим примером хотелось бы привлечь внимание к тому важному факту, что самоуважение определяется прежде всего системой поступков человека, его собственным жизненным опытом. Убеждения, приобретенные без затрат собственных усилий, только на слух, быстро оказываются лишенными всякой ценности, а человек — не способным к активному отстаиванию своих убеждений при столкновении с реальными жизненными трудностями.

      Ш. А. Надирашвили [192] формулирует полезные рекомендации, которые следует принять во внимание, если в процессе общения возникает необходимость изменить жизненную позицию человека. Словесного разъяснения новой позиции, сообщения доказательств ее целесообразности часто совершенно недостаточно, необходимо побудить человека действовать в соответствии с этой позицией.

      Для эффективного переориентирования нежелательно резко противопоставлять новую позицию старой, опирающейся на опыт, нецелесообразно также высказываться категорично о непригодности старой позиции. В таких случаях неминуем негативный эффект: люди меняют свои отношения в направлении, противоположном желательному. Это явление в психологии именуется эффектом контраста. Воздействия следует реализовывать в форме последовательных шагов с перерывами. Каждый шаг должен приводить к частичному изменению позиции, а перерыв — способствовать тому, чтобы человек ощутил новую, измененную позицию как свою собственную. Частичное изменение воспринимается легче, чем кардинальное, оно даже может не осознаваться. Это явление в психологии называется эффектом ассимиляции. Большое значение имеет то, от кого исходит данное воздействие. Было установлено, что желательное влияние могут оказать на нас те люди, к которым у нас возникло положительное отношение. Люди, к которым мы относимся отрицательно, вырабатывают у нас отношение, противоположное тому, которое они пытаются создать.

      Самооценка и уровень притязаний, определяя душевное состояние человека и продуктивность его деятельности, проходят в своем развитии сложный путь и нелегко поддаются изменению. Только некоторая самокритичность позволяет человеку осознать расхождение своих притязаний и реальных возможностей и скорректировать уровень притязаний. Однако, как показали исследования, такая коррекция легко осуществляется в сторону повышения притязаний и весьма трудно — в сторону их понижения. Для необходимой коррекции самоуважения следует в первую очередь изменять именно систему поступков, и тогда на этой новой базе становится возможным и изменение мировоззрения, обобщаемое и проясняемое словесными формулами. Только включение человека в новую деятельность может привести к радикальному сдвигу в самооценке.

      Уровень притязаний и самооценка (стр. 1 из 8)

      Взаємозв’язок рівня домагань та інтелекту людини

      РАЗДЕЛ І. Понятие интеллекта и уровня притязаний личности…. ………..5

      1.2. Сущность явления «уровень притязаний»………………………………17

      1.2.2. Взаимосвязь уровня притязаний с другими психологическими характеристиками…………………………………………………………20

      РАЗДЕЛ ІІ. Особенности уровня притязаний и интеллекта курсантов …………………………. 22

      2.1. Структура и методы исследования………………………………………22

      2.1.1. Методика «Оценка уровня притязаний Ф. Хоппе»………………22

      2.1.2. Методика «IST (Интеллекта структуры тест)». …………………26

      2.2. Исследование взаимосвязи интеллекта и уровня притязаний ……………………………………………………..……..31

      Актуальность данной работы. Концепции целей в современной психологии приобретают все большее влияние. Подтверждение этого — целый ряд серьезных работ, подводящих итог достижениям в сфере изучения личности как целевой системы и обозначающих перспективы дальнейших исследований. К важной составляющей построения объяснительных моделей достижения целей относится уровень притязаний, отражающий трудность цели, которую человек хочет достигнуть, исходя из оценки своих возможностей. Исторически интерес к исследованию уровня притязаний как психологическому феномену возник в контексте проблем «Я» и изучением таких характеристик как успех, самоуважение, достижения, самооценка и др. (У.Джемс).

      Объектом исследования является уровень притязаний и уровень интеллекта. Предметом исследования — взаимосвязь уровня притязаний и интеллекта у курсантов УГЗУ.

      Целью данной работы является выявление взаимосвязи уровня притязаний и интеллекта.

      · Сбор и исследовательский анализ литературных данных по проблеме интеллекта и уровня притязаний личности.

      · Исследовать взаимосвязь интеллекта и уровня притязаний у 1-го курса

      Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из вступления; одногораздела состоящего из двух параграфов и второго состоящего из трех параграфов; выводов и списка литературы (16 источников). Общий объём работы составляет 42 печатных страницы.

      РАЗДЕЛ I . Понятие интеллекта и уровня притязаний личности.

      1.1.1 Интеллект человека.

      Естественно, что и построение самих тестовых систем, и интерпретация получаемых с их помощью результатов основывались на той или иной концепции развития интеллекта. Первым шагом в данном направлении являются тесты Бине, получившие широкое распространение в модификации Л. Термена. Последний рассматривал интеллект как целостную способность к абстрактному мышлению, границы которой определяются наследственностью. Данное понимание соотносимо с теоретической моделью развития интеллекта Ч. Спирмена, полагавшего, что основной характеристикой интеллекта является наличие общего фактора (g). Соответственно индивидуальные различия в развитии интеллекта определяются его "количеством", измеряемым IQ. Различия в IQ позволяют дифференцировать людей по их интеллектуальным способностям от умственной отсталости до умственной одаренности. В соответствии с данными различиями в настоящее время создаются образовательные программы и системы работы с детьми, имеющими разный уровень развития умственных способностей [7].

      В вербальнуюшкалу были включены следующие субтесты: информация (знания ребенка об окружающей действительности), понятливость (организация и применение знаний), сходство (установление сходства между объектами по некоторому принципу), арифметика (уровень владения арифметическими действиями, а также уровень развития концентрации внимания и кратковременной памяти), словарь (определение слов), числовые ряды (повторение числовых рядов, определяющее развитие кратковременной памяти и внимания), предложения (повторение предложений — развитие кратковременной памяти и внимания). В невербальнуюшкалу вошли задания: дополнение картинок (нахождение недостающей части на картинке), последовательность картинок (выкладывание картинок в соответствии с выявленным сюжетом), кубики (конструирование по образцу), разрезные картинки (составление целой картинки из ее частей), кодирование (использование заданного условного кода), лабиринты (нахождение пути в лабиринте), геометрические фигуры (копирование геометрических фигур), колышки для животных (кодирование последовательности изображений животных с помощью цветных цилиндров — вариант кодирования), поиск символов (нахождение заданных символов среди ряда предъявляемых). Дифференцированная оценка уровня умственного развития людей по двум данным шкалам позволяет выявить не только возрастные, но и качественные индивидуальные особенности развития интеллекта[7].