4. Самооценка организованности

Цель. Выявление уровня организованности

Инструкция. Прочитайте утверждения, перечисленные в опроснике, и в случае согласия с ними поставьте знак «+», а в случае несогласия — знак «–».

С вечера я планирую свои дела на будущий день.

Я всегда радуюсь успехам других людей.

Часто мне не удается сделать то, что я наметил.

Считаю, что готовиться сразу к нескольким делам невозможно.

На моем рабочем столе обычно порядок.

Свои обещания я всегда выполняю.

Я, как правило, затягиваю ответ на полученное письмо.

Вернувшись домой в грязной обуви, я сразу же привожу ее в порядок.

Бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.

Не откладываю на завтра то, что могу сделать сегодня.

Занятость общественной, домашней работой, занятия спортом и т. п. небла­гоприятно сказываются на моей работе.

Меня не тревожит, когда на следующий день выпадает много всяких дел, так как подготовку к ним я планирую заранее.

При любых обстоятельствах предпочитаю работу развлечениям.

Часто я убегаю на работу, не успев позавтракать.

Я могу опоздать на работу без всяких серьезных причин.

Могу поддержать разговор на любую тему.

Если наступает полоса невезения на работе, у меня пропадает охота ходить туда.

Каждую вещь сразу кладу на место.

Иногда я говорю вслух не то, что думаю.

Когда приходится опаздывать даже на пустяковое мероприятие, мне стано­вится как-то не по себе.

Мой стиль — тщательно выполнять задания, только когда о них может спро­сить начальник.

На работу я прихожу минимум минут за 10 до начала работы.

Я всегда выполняю все правила поведения в общественных местах.

Я делаю утреннюю зарядку.

Если я основательно готовлюсь к одному делу, то остальные остаются не­подготовленными.

Я всегда перехожу улицу в положенном месте.

Порой я убегаю на работу, не застелив постель.

Общественные поручения я выполняю без напоминаний.

Обработка результатов. Организованность высчитывается путем суммирова­ния баллов за ответы «да» по вопросам 1, 5, 8, 10, 12, 18, 20, 22, 24 и 28 и за ответы «нет» по вопросам 3, 4, 7, 11, 14, 15, 17, 21, 25 и 27.

Вопросы 2, 6, 9, 13, 16, 19, 23 и 26 служат для проверки искренности ответов. Если опрашиваемый отвечает «да» на все эти вопросы (кроме 19, где учитывается ответ «нет») и набирает 4 балла и более, то анкета обработке не подлежит.

Вывод. Чем больше сумма баллов, тем выше организованность отвечавшего.

5. Методика «Шкала: робость, стеснительность»

Цель. Выявление решительности

Инструкция. Прочитайте утверждения вопросника и в случае согласия с ними поставьте рядом знак «+», при несогласии — знак «–».

Когда я нахожусь в компании, я мучаюсь выбором темы для разговора.

В компании я чувствую себя несколько неловко и из-за этого произвожу впечатление хуже, чем мог бы.

Я редко заговариваю с людьми первым.

Мне бывает трудно изложить свои мысли словами, и поэтому я не включа­юсь в беседу с такой готовностью, как другие.

Часто я лишь с большим трудом могу скрыть свою застенчивость.

Я схожусь с людьми так же легко, как и другие.

Мне трудно поддерживать разговор с малознакомыми людьми.

Я часто много теряю из-за своей нерешительности.

Иногда из-за своей сдержанности мне бывает трудно отстаивать свои права.

В школе мне трудно было говорить перед всем классом.

Я без страха и смущения вхожу в комнату, где уже собрались и беседуют люди.

Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.

Мне бы хотелось быть менее застенчивым.

Мне кажется, что, попадая в новый коллектив, я быстро приспосабливаюсь.

Если люди наблюдают за мной, мне становится не по себе.

Обработка результатов. Баллы начисляются за ответы «да» по позициям 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 13, 15 и ответы «нет» по позициям 6, 11, 12, 14. Подсчитывается сумма баллов.

Выводы. Высокие оценки по фактору «робость, стеснительность» свидетель­ствуют о застенчивости, нерешительности, неуверенности. Такие лица избега­ют рискованных ситуаций, при необходимости принять решение либо чрезмер­но колеблются, либо подолгу оттягивают его выполнение.

Конструктивное поведение в конфликте

Конспект практического занятия с педагогами:

Цель: обучать навыкам решения конфликтных ситуаций.

Просмотр содержимого документа

«Конструктивное поведение в конфликте»

Конспект практического занятия с педагогами:

«Конструктивное поведение в конфликте».

Цель: обучать навыкам решения конфликтных ситуаций.

1. Формировать навыки поведения в конфликтных ситуациях

2. Развивать навыки выхода из конфликтных ситуаций.

3. Обучать приемам, которые помогают избежать конфликта.

4. Способствовать снятию эмоционального и физического напряжения, объединению группы.

Материал: листы бумаги, простые карандаши, ручка, цветные карандаши, краски, стаканчики с водой, CD диск с музыкой для релаксации.

I часть. Вводная.

Психолог: Здравствуйте, уважаемы коллеги, тема нашей сегодняшней встречи «Конструктивное поведение в конфликте».

Тест «Самооценка эмоционального состояния».

В начале нашей встречи я предлагаю вам заполнить бланк теста «Самооценка эмоционального состояния». (Приложение 1) .

Педагоги заполняют бланки, оценивая свое эмоциональное состояние в данный момент

Приветствие. «Пойми другого».

Психолог: Давайте поприветствуем друг друга. Предлагаю каждому участнику, в течение 2-х-3-х минут описать настроение кого- либо в группе (вытянуть карточки с именами участников). Таким образом, представить себе человека, почувствовать его состояние, эмоции, переживания и все это изложить на бумаге.

Психолог: Теперь я предлагаю зачитать вслух своё описание, а тот чьё состояние описывают, соотносит услышанное со своим действительным состоянием и подтверждает достоверность проникновения или отвергает его.

После нашего приветствия предлагаю вам выполнить упражнение на снятие эмоционального и физического напряжения.

Упражнение «Расслабление всего тела».

Психолог: Сядьте на стул, спокойно подышите. Обратите внимание на лицо: поднимите брови вверх, насколько это возможно (при этом возникает ощущение напряжения на лбу и вокруг глаз). Медленно возвращаясь в обычное состояние, вы почувствуете приятное расслабление. Надавите на глаза, чтобы почувствовать напряжение в висках и на переносице. Снимите пальцы с глаз и наслаждайтесь расслаблением. Продолжайте упражняться, поочередно напрягая разные части тела, придайте рту широкий оскал, крепко стиснув зубы. Постарайтесь выдвинуть вперед нижнюю челюсть. Медленно поднимите плечи так высоко, как это возможно. Так же медленно поворачивайте голову вправо, влево, пока не почувствуете напряжение шейных мускулов. Поднимите руки на высоту плеч, широко разведите пальцы, сожмите их в кулаки. Напрягите мышцы спины, прогнитесь. Втяните живот. Напрягите ягодичные мышцы, ноги. После каждой фразы упражнения расслабляйте мускулы на несколько секунд. Все движения совершайте плавно и медленно.

Упражнение «Идеальный пейзаж».

Психолог: Каждый человек в мечтах хотел бы оказаться в каком-нибудь месте, где он раньше никогда не был.

Закройте глаза. Представьте мысленно прохладу тихого озера, или сень деревьев, или аллею, уходящую вдаль. … Совершите путешествие в пространство «Идеального пейзажа».

Мини – лекция «Понятие «Конфликт». Типы поведения в конфликтных ситуациях». (Приложение №2)

Психолог: предлагаю закрепить теоретическую часть практическими упражнениями по теме нашего профилактического мероприятия.

Упражнение — Дискуссия «Нужны ли конфликты с родителями".

Психолог: Предлагаю разделиться, на две подгруппы. Одна подгруппа собирает аргументы, доказывающие, что конфликты с родителями недопустимы, другая — отстаивает позицию: «Конфликты — это двигатель прогресса, они необходимы в общении с родителями». На выполнение задания дается пять минут, свои аргументы нужно записать, чтобы потом зачитать их вслух.

Педагоги выполняют задание.

Психолог: Попрошу участников команд поменяться ролями. Подгруппа, которая была против конфликтов, высказывает один аргумент в пользу конфликтов и передает слово второй подгруппе. Участники второй подгруппы, в свою очередь, приводят аргумент против конфликтов, затем снова выступает первая подгруппа и т. д.

По истечении времени психолог останавливает дискуссию. Во время обсуждения психолог предлагает участникам не продолжать спор, а сконцентрировать свое внимание на тех трудностях, которые возникли в процессе выполнения упражнения, и на тех позитивных моментах, которые имели место.

Психолог: Предлагаю ответить на вопрос: Что такое конфликты и нужны ли они в детском саду?

Упражнения «Письмо губернатору».

Психолог: Предлагаю разделиться на 5 подгрупп. Каждая подгруппа получает карточку, на которой написано название стиля выхода из конфликта.

Представьте, что губернатор города собирается издать указ о том, что в новогоднюю ночь все участники тренинга должны будут дежурить на улицах и следить за порядком, но он еще не успел издать этот указ, а только думает над его проектом и хотел бы знать наше мнение.

В связи с этим необходимо написать губернатору письмо в соответствии с указанным на карточке стилем. Время на выполнение задания 10 минут.

Психолог: А теперь, представители подгрупп по очереди зачитают свои письма, а остальные участники попытаются отгадать, какой способ выхода из конфликтной ситуации был использован (карточки представлены в Приложении №3).

Участники обсуждают возможности и недостатки использования каждого стиля выхода из конфликтной ситуации в рамках данного игрового контекста. Что звучало особенно убедительно в их письмах? Как бы отреагировал губернатор на данные ответы и почему

Упражнение «Старинная английская игра».

Психолог: Для этой игры понадобится небольшого размера приз победителю (это может быть конфета, маленькая игрушка, сувенир и т. д.) . Требование к призу одно: он не должен быть хрупким, так как в процессе игры существует вероятность того, что он упадет на пол. Педагог- психолог заранее упаковывает приз (заворачивает в бумагу, кладет в коробку, перевязывает ленточками, заклеивает скотчем и т. д.) . Перед началом игры группа садится в круг, стулья придвинуты максимально близко друг к другу. Педагог- психолог включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот — следующему и т. д.

Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С момента звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Как только музыка замолкает, участник с призом в руках продолжает распаковывать его и при появлении звуков музыки передает по кругу дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки. После того как участники поделились своими впечатлениями об игре, педагог- психолог задает следующие вопросы: «Если бы нас с вами попросили снять фильм о конфликтных людях на примере данной игры, то где и в какие моменты мы могли бы разыграть конфликты?

Из-за чего могли бы возникнуть конфликты? Кто мог бы стать их потенциальными участниками и почему?

Например, конфликт мог бы возникнуть в момент остановки музыки между участником, который разворачивает приз, и участниками, сидящими рядом.

Можно было бы обвинить педагога- психолога в том, что он имеет предвзятое отношение к некоторым участникам и использовал это в моменты включения и выключения музыки. Далее педагог- психолог предлагает участникам ответить на вопросы: «Как можно было бы изменить инструкцию к игре, чтобы снизить вероятность появления конфликтов? » (Сделать инструкцию более четкой, ввести некоторые ограничения и т. д.) В каком случае было бы интереснее играть: в первом (как мы играли) или во втором (смоделированном варианте?

Упражнение «Разговор по телефону».

Психолог: Для проведения следующего упражнения нужно разделиться на 6 подгрупп. Каждой подгруппе я раздаю карточки, на которых написано обозначение одного из конфликтных типов личности (на одной карточке представлено одно название: «паровой каток», «разгневанный ребенок», «молчун», «сверх покладистый» «жалобщик», «скрытый агрессор») .

Сейчас я зачитаю ситуацию: В одном детском саду воспитатель, собирая детей на прогулку, обнаружила, что Дашины родители, которые обычно привозят девочку на машине, забыли надеть ей рукавички. При этом папа положил ей в шкаф запасные шерстяные носки. Чтобы руки ребенка не замерзли, воспитатель надела Даше на руки носочки. Во время прогулки неожиданно пришла Дашина мама, увидела, что ее ребенку вместо рукавиц надели носки, и устроила скандал.

Задание: Каждой подгруппе надо придумать, что делала и что говорила мама в зависимости от типа конфликтной личности, указанного в карточке, а затем представить, что мама, разговаривая по телефону, пересказала свои слова и свои действия подруге. Этот разговор и следует передать группе. На выполнение задания упражнения вам дается от 7 до 15 минут.

Психолог: Попрошу каждую подгруппу проинсценировать или зачитать текст телефонного разговора, а остальные участники постараются определить тип конфликтной личности.

Участники делятся своими впечатлениями и пытаются ответить на вопрос, в каком случае воспитателю было бы труднее разрешить конфликт, а в каком легче.

III часть. Заключительная.

Релаксация «Звуки природы».

Завершающее упражнение. «Круг света»

Психолог: Проходя через «круг света», мы осуществляем ритуал очищения, мобилизуем свою внутреннюю энергию, активизируем свои ресурсы и тем самым укрепляем свое здоровье. И сейчас мы с вами будем передавать по кругу сосуд с зажженными плавающими свечами, мысленно делая пожелания миру.

Психолог: В конце нашей сегодняшней встречи вам нужно заполнить бланк

Теста «Самооценка эмоционального состояния», так как вы это делали в начале нашей встречи, и оценить ваше эмоциональное состояние в данный момент.

Педагоги заполняют бланки оценивая свое эмоциональное состояние в данный момент Психолог: Теперь я попрошу вас поставить отметки на мишени «Обратная связь»

Памятка «Способы регулирования конфликтов» (Приложение № 5) .

Самооценка эмоционального состояния я уэссман дРикс

Самооценка эмоциональных состояний.

«Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите в соответствующей строке для ответов».

  • 10. Совершенное спокойствие. Непоколебимо уверен в себе.
  • 9. Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не волнуюсь.
  • 8. Ощущение полного благополучия. Уверен и чувствую себя непринужденно.
  • 7. В целом уверен и свободен от беспокойства.
  • 6. Ничто особенно не беспокоит меня. Чувствую себя более или менее непринужденно.
  • 5. Несколько озабочен, чувствую себя скованно, немного встревожен.
  • 4. Переживаю некоторую озабоченность, страх, беспокойство или неопределенность. Нервозен, волнуюсь, раздражен.
  • 3. Значительная неуверенность. Весьма травмирован неопределенностью. Страшно.
  • 2. Огромная тревожность, озабоченность. Изведен страхом.
  • 1. Совершенно обезумел от страха. Потерял рассудок. Напуган неразрешимыми трудностями.
    • 10. Порыв, не знающий преград. Жизненная сила выплескивается через край.
    • 9. Бьющая через край жизнеспособность, огромная энергия, сильное стремление к деятельности.
    • 8. Много энергии, сильная потребность в действии.
    • 7. Чувствую себя свежим, в запасе значительная энергия.
    • 6. Чувствую себя довольно свежим, в меру бодр.
    • 5. Слегка устал. Леность. Энергии не хватает.
    • 4. Довольно усталый. В запасе не очень много энергии.
    • 3. Большая усталость. Вялый. Скудные ресурсы энергии.
    • 2. Ужасно утомлен. Почти изнурен и практически не способен к действию. Почти не осталось запасов энергии.
    • 1. Абсолютно выдохся. Неспособен даже к самому незначительному усилию.
    • 10. Сильный подъем, восторженное веселье.
    • 9. Возбужден, в приподнятом состоянии. Восторженность.
    • 8. Возбужден, в хорошем расположении духа.
    • 7. Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостен.
    • 6. Чувствую себя довольно хорошо, «в порядке».
    • 5. Чувствую себя чуть-чуть подавленно, «так себе».
    • 4. Настроение подавленное и несколько унылое.
    • 3. Угнетен и чувствую себя очень подавленно. Настроение определенно унылое.
    • 2. Очень угнетен. Чувствую себя просто ужасно.
    • 1. Крайняя депрессия и уныние. Подавлен. Все черно и серо. Уверенность в себе – беспомощность.
    • Уверенность в себе – беспомощность

    • 10. Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать все, что хочу.
    • 9. Чувствую большую уверенность в себе. Уверен в своих свершениях.
    • 8. Очень уверен в своих способностях.
    • 7. Чувствую, что моих способностей достаточно и мои перспективы хороши.
    • 6. Чувствую себя довольно компетентным.
    • 5. Чувствую, что мои умения и способности несколько ограничены.
    • 4. Чувствую себя довольно неспособным.
    • 3. Подавлен своей слабостью и недостатком способностей.
    • 2. Чувствую себя жалким и несчастным. Устал от своей некомпетентности.
    • 1. Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не получится.
    Обработка результатов теста

    Измеряются следующие показатели:

    Индивидуальная самооценка И – равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из соответствующей шкалы.

    7. Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» в. В. Бойко

    Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к своей профессиональной деятельности. Оно связано с психической усталостью человека, длительное время выполняющего одну и ту же работу, которая приводит к снижению силы мотива и меньшей эмоциональной реакции на различные рабочие ситуации (т. е. -к равнодушию).

    Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак «+» («да»), если не согласны — то знак « — » («нет»).

    1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

    2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

    3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

    4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественнее, медленно).

    5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.

    6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

    7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

    8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть» дело.

    9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

    10. Моя работа притупляет эмоции.

    11. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

    12. Бывает, что я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

    13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

    14. Работа приносит мне все меньше удовлетворения.

    15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

    16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

    17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

    18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

    19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

    20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

    21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

    22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

    23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей

    24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

    25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

    26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

    27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

    28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

    29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

    30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

    31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

    32.Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

    33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

    34. Я очень переживаю за свою работу.

    35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

    36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

    37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

    38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

    39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

    40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

    41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

    42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих».

    43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

    44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

    45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

    46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

    47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

    48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

    49. На работе я испываю постоянные физические или психологические перегрузки.

    50. Успехи в работе вдохновляют меня.

    51. Ситуация, в которой я оказался на работе, кажется безысходной (почти безысходной).

    52. Я потерял покой из-за работы.

    53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).

    54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

    55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

    56. Я часто работаю через силу.

    57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

    58. В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

    59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

    60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

    61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

    62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

    63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

    64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

    65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

    66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

    67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

    68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

    69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

    70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

    71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

    72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

    73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

    74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

    75. Моя карьера сложилась удачно.

    76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

    77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

    78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

    79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

    80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

    81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

    82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

    83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

    84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

    Обработка данных. Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов — указывается в ключе рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку — 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.

    В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»; 2) подсчитывает-ся сумма показателей симптомов для каждой из 3 фаз формирования «выгорания»; 3) находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» — сумма показателей всех 12 симптомов.

    Знак «+» около номера вопроса означает, что дан положительный ответ, знак «-» -отрицательный ответ. В скобках указаны присваемые баллы.

    1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5).

    2. Удовлетворенность собой:

    3. «Загнанность в клетку»:

    4. Тревога и депрессия:

    +4(2), +16(3)7+28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3). «Резистенция»

    1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +5,3(2), +65(3), +77(5).

    2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5).

    3. Расширение сферы экономии эмоций:

    4. Редукция профессиональных обязанностей:

    +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10). «Истощение»

    1. Эмоциональный дефицит:

    2. Эмоциональная отстраненность:

    3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10).

    4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5).

    Интерпретация результатов. Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания» Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

    9 и менее баллов — несложившийся симптом;

    10-15 баллов — складывающийся симптом;

    16 и более — сложившийся симптом.

    Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».

    Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

    Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса: «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные -реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

    36 и менее баллов — фаза не сформировалась;

    37-60 баллов — фаза в стадии формирования;

    61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

    Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:

    — какие симптомы доминируют;

    — какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается истощение»;

    — объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;

    — какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;

    — в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;

    — какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

    8. Методика «Определение состояния фрустрации» (В. В. Бойко)

    Цель. Диагностика фрустированности.

    Инструкция. Ознакомившись с последующими ситуациями, дайте ответ, согласны вы с ними (поставьте рядом с номером знак «плюс») или нет (поставьте знак «минус»).

    1. Вы завидуете благополучию некоторых своих знакомых.

    2. Вы недовольны отношениями в семье.

    3. Вы считаете, что достойны лучшей участи.

    4. Вы полагаете, что могли бы достичь большего в личной жизни или в работе, если бы не обстоятельства.

    5. Вас огорчает то, что не осуществляются планы и не сбываются надежды.

    6. Вы часто срываете зло или досаду на ком-либо.

    7. Вас злит, что кому-то везет в жизни больше, чем вам.

    8. Вас огорчает, что вам не удается отдыхать или проводить досуг так, как того хочется.

    9. Ваше материальное положение таково, что угнетает вас.

    10. Вы считаете, что жизнь проходит мимо вас (проходит зря).

    11. Кто-то или что-то постоянно унижает вас.

    12. Нерешенные бытовые проблемы выводят вас из равновесия.

    Обработка данных и выводы. За каждый положительный ответ начисляется по 1 баллу. Подсчитывается общая сумма баллов. Если опрашиваемый набрал 10-12 баллов, то он очень фрустрирован, 5-9 баллов — у него имеется устойчивая тенденция к фрустрации, 4 балла и меньше — фрустрация отсутствует.

    9. Методика-«Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества»(Д. Рассел и М. Фергюссон)

    Цель. Выявление переживания одиночества.

    Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто» (3 балла), «иногда» (2 балла), «редко» (1 балл), «никогда» (0 баллов). Выбранный вариант отметьте соответствующей цифрой.

    1.Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку.

    2. Мне не с кем поговорить.

    3. Для меня невыносимо быть таким одиноким.

    4. Мне не хватает общения.

    5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает меня.

    6. Я часто застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне.

    7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться.

    8. Я сейчас больше ни с кем не близок.

    9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи.

    10. Я чувствую себя покинутым.

    11. Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает.

    12. Я чувствую себя совершенно одиноким.

    13. Мои социальные отношения и связи поверхностны.

    14. Я умираю по компании.

    15. В действительности никто как следует не знает меня.

    16. Я чувствую себя изолированным от других.

    17. Я несчастен, будучи таким отверженным.

    18. Мне трудно заводить друзей.

    19. Я чувствую себя исключенным и изолированным другими.

    20. Люди вокруг меня, но не со мной.

    Обработка результатов. Подсчитывается набранная за все ответы сумма баллов. Максимально возможный показатель одиночества — 60 баллов.

    Интерпретация. Высокой степени одиночсетва соответствуют 41-60 баллов, средней — от 21 до 40 баллов, низкой — от 0 до 20 баллов.

    Цель: снятие эмоционального напряжения до и после стрессовой ситуации.

    1. Техники — психологические упражнения для самостоятельного тренинга.

    1. Изучение методов психотерапевтического тренинга

    2.Овладение способами саморегуляции эмоционального состояния.

    Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.

    Эти упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник непременно должен находиться в строго вертикальном или горизонталь­ном положении. Это дает возможность дышать естественно свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Если спина прямая, то дыхательные мышцы (главным образом диафрагма) могут функционировать легко и непринужденно. Убедитесь сами, какой глубокий вдох позволяет сделать распрямленная спина. Попробуйте глу­боко вдохнуть, сначала сгорбившись и опустив плечи, потом выпрямившись и расправив их, и вы сами почувствуете колос­сальную разницу.

    Очень важно также правильное положение головы: ее необ­ходимо держать прямо и свободно. Расслабленная, прямо «сидяшая» на шее голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Внимание: шея ни в коем случае не должна быть судорожно напряжена! Вы должны убе­диться сами, что она действительно расслаблена. Сделать это легко. Пока вы ищете, какая мышца напряжена, расслабьте шею и постарайтесь, чтобы во время выполнения дыхательных упражнений она оставалась релаксированной. Если все в по­рядке и мышцы расслаблены, то сразу же начинайте упраж­няться в свободном дыхании, постоянно контролируя его. Такой способ дыхания постепенно должен быть доведен до автоматизма, стать для вас естественным.

    МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

    1. Сядьте на стул (боком к спинке), выпрямить спину, рас­слабить мышцы шеи.

    2. Руки свободно положите на колени и закройте глаза, чтобы никакая визуальная информация не мешала вам сосре­доточиться. Сосредоточьтесь только на своем дыхании.

    3. При выполнении дыхательного упражнения дышите че­рез нос, губы слегка сомкнуты (но ни в коем случае не сжаты).

    4. В течение нескольких минут просто контролируйте свое дыхание. Обратите внимание на то, что оно легкое и свобод­ное. Ощутите, что вдыхаемый воздух более холодный, чем выдыхаемый. Следите лишь за тем, чтобы дыхание было рит­мичным.

    5. Теперь обратите внимание на то, чтобы во время вдоха и выдоха не включались вспомогательные дыхательные мышцы — особенно при вдохе не следует расправлять плечи. Они должны быть расслаблены, опущены и слегка отведены назад. После вдоха, естественно, должен последовать выдох. Однако попы­тайтесь продлить вдох. Это вам удастся, если, продолжая вдох,

    вы как можно дольше удержите от напряжения мышцы грудной клетки. Думайте о том, что теперь вам предстоит продолжи­тельный выдох. Глубокий вдох и последующий продолжитель­ный выдох повторите несколько раз.

    6. А теперь контролируйте ритм дыхания. Ведь именно ритмичное дыхание успокаивает нервы, оказывает противострессовое действие. Выполняйте медленный вдох, успевая при этом сосчитать в среднем темпе от одного до шести. Затем пауза. Тренируйте ритмичное дыхание примерно 2-3 минуты. Продолжительность отдельных фаз дыхания в данном случае не так важна — гораздо важнее правильный ритм. Этот про­стой способ ритмичного дыхания вы можете в любое время вспомнить и повторить.

    Далее следует выполнить какой-либо из описанных ниже типов дыхания.

    ВАРИАНТЫ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

    Упражнение 1. «Ключичное (верхнее) дыхание»

    Исходное положение — сидя (стоя, лежа) выпрямиться (го­лова, шея, спина должны располагаться на одной линии). Преж­де чем сделать вдох, следует выдохнуть воздух и легких. После выдоха сделать медленный вдох через, нос, поднимая ключицы и плечи и заполняя воздухом самые верхние отделы легких. При выдохе плечи медленно опускаются вниз.

    Упражнение 2. «Грудное (среднее) дыхание»

    Для более легкого усвоения методики среднего дыхания можно положить ладони на обе стороны грудной клетки и следить за ее опусканием и расширением.

    Исходное положение — то же. Сделать выдох через нос, реб­ра при этом опускаются, затем — полный и продолжительный вдох, расширяя грудную клетку. Плечи и живот при вдохе дол­жны оставаться неподвижными (не допускать выпячивания живота). Затем снова выдох и снова вдох.

    Упражнение 3. «Брюшное (нижнее) дыхание»

    для более полного усвоения этого упражнения рекоменду­ется класть ладони на живот, чтобы следить за поднятием и опусканием брюшной стенки.

    Исходное положение — то же. Сделать полный выдох, при этом живот вбирается внутрь (диафрагма поднимается вверх). Затем медленнб вдохнуть воздух через нос, выпятив живот (ди­афрагма опускается), не двигая грудной клеткой и руками. Нижняя часть легких наполняется воздухом. Снова выдохнуть воздух живот уходит глубоко внутрь (воздух выдыхается из нижних долей легких).

    Упражнение 4. «Глубокое (полное) дыхание»

    Исходное положение — то же, однако предпочтительнее лежать на спине, поскольку при таком положении тела лучше расслабляется мускулатура брюшной стенки.

    Этап 1. Займите удобное положение. Положите левую руку (ладонью вниз) на живот, точнее — на пупок. Теперь положите правую руку так, чтобы вам было удобно, на левую. Глаза могут оставаться открытыми. Однако с закрытыми глазами будет лег­че выполнять второй этап упражнения.

    Этап 2. Представьте себе пустую бутылку или мешок, находя­щийся внутри вас — там, где лежат ваши руки. На вдохе представ­ляйте себе, что воздух входит через нос, идет вниз и наполняет этот внутренний мешок. По мере заполнения мешка воздухом ваши руки будут подниматься. Продолжая вдох, представляйте, что мешок целиком заполняется воздухом. Волнообразное дви­жение, начавшееся в области живота, продолжится в средней и верхней частях грудной клетки. Полная продолжительность вдоха Должна составлять 2 секунды, затем, по мере совершенствова­ния навыка, ее можно увеличить до 2,5—3 секунд.

    Этап 3. Задержите дыхание. Сохраняйте воздух внутри меш­ка. Повторяйте про себя фразу: «Мое тело спокойно». Этот этап не должен продолжаться более 2 секунд.

    Этап 4. Медленно начните выдыхать — опустошать мешок. По мере того как вы делаете это, повторяйте про себя фразу: «Мое тело спокойно». С выдохом ощущайте, как опускаются припод­нятые ранее живот и грудная клетка. Продолжительность этого этапа не должна быть меньше продолжительности двух предыду­щих этапов. Повторите это четырехступенчатое упражнение под­ряд 3—5 раз. Если у вас появится головокружение, остановитесь Если при последующих занятиях головокружение возобновит­ся, просто сократите продолжительность вдоха и (или) число выполняемых подряд четырехступенчатых циклов.

    Делайте это упражнение ежедневно 10-20 раз. Превратите его в ваш утренний, дневной и вечерний ритуал, а также ис­пользуйте в стрессовых ситуациях. Поскольку данный вариант релаксации носит характер навыка, важно практиковать его по меньшей мере 10—20 раз в день. Поначалу вы можете не заме­тить никакой немедленной релаксации. Однако после 1-2 не­дель регулярных занятий вы сможете расслабляться «момен­тально». Помните: если вы хотите овладеть этим навыком, вы должны заниматься систематически. Регулярное последователь­ное выполнение этих ежедневных упражнений в конечном счете сформирует у вас более спокойное и мягкое отношение ко всему, создаст своего рода антистрессовую установку, и когда у вас будут возникать стрессовые эпизоды, они окажутся гораз­до менее интенсивными.

    ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ТОНИЗИРУЮЩИМ ЭФФЕКТОМ

    Упражнение 1. «Мобилизующее дыхание»

    Исходное положение — стоя, сидя (спина прямая). Выдохнуть воздух из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 секунды, выдох — такой же продолжительности как вдох. Затем постепенно увеличивайте фазу вдоха. Ниже предложена цифровая запись возможного выполнения данного упражнения. Первой цифрой обозначена продолжительность вдоха, в скобки заключена пауза (задержка дыхания), затем — фаза выдоха:

    4 (2) 4, 5 (2) 4; 6 (3) 4; 7 (3) 4; 8 (4) 4;

    8 (4) 4, 8 (4) 5; 8 (4) 6; 8 (4) 7; 8 (4) 8;

    8 (4) 8; 8 (4) 7; 7 (3) 6; 6 (3) 5; 5 (2) 4. Дыхание регулируется счетом преподавателя, проводящего занятия, еще лучше с помощью метронома, а дома мысленным счетом самого занимающегося. Каждый счет приблизительно равен секунде, при ходьбе его удобно приравнивать к скорости шагов.

    Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх над головой. Задержка дыхания. Выдох — корпус резко наклоняется вперед, руки сбрасываются вниз перед собой, происходит резкий выброс воздуха со звуком «ха!».

    Исходное положение — сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении «замок». Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2— 3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.

    Упражнение 4. «Голосовая разрядка»

    Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание. Затем на выдохе выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов — издать резкий звук, например, «Ух!»

    ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С УСПОКАИВАЮЩИМ ЭФФЕКТОМ

    Упражнение 1. «Найди свой ритм»

    Цель данного упражнения — найти собственный ритм дыхания, воспринимаемый как приятный, удобный, успокаивающий — тот ритм, который поможет погрузиться в состо­яние покоя.

    Дышите в естественном, произвольном ритме — «как само дышится». Запомнив этот ритм, постепенно начните дышать чаще. еще чаще. как можно быстрее. Постарайтесь выдержать такой предельно учащенный ритм дыхания, сколько возможно, хотя бы 30—40 секунд. Затем постепенно начните замедлять ритм дыхания. пока он не вернется к исходному. Дышите реже. еще реже. дышите как можно медленнее. Необходимо выдержать такой ритм дыхания не менее минуты. Освоив, прочувствовав два этих крайних полюса — максимально частое и максимально редкое дыхание, поэкспериментируйте, варьируя частоту дыхания в максимально возможных пределах. От одного полюса до другого, пока не нащупаете некоторый промежуточный ритм дыхания, максимально удобный, плавный, размеренный и неторопливый, являющийся для вас в данную минуту ритмом абсолютно спокойного дыхания, вашим ритмом покоя. Дышите в этом ритме, побудьте в нем, в этом состоянии покоя, освойтесь в нем, погрузитесь в него хотя бы на несколько минут. Завершите упражнение активи­зирующим выходом, одновременно учащая дыхание, вдыхая глубоко и долго, а выдыхая — резко, быстро.

    Упражнение необходимо регулярно повторять. Запомните ощущения, связанные с различными ритмами дыхания, сравнивайте, как меняется ритм успокаивающего дыхания в разные дни, «обживайте» ваше состояние покоя. Постепенно, по мере выработки навыка, вы научитесь находить свой ритм покоя достаточно быстро, всего за 30-40 секунд. И тогда в нужный момент сможете быстро успокоиться и расслабиться.

    Упражнение 2. «Успокаивающее дыхание»

    Исходное положение — сидя, лежа. Медленно выполните глубокий вдох через нос, на пике вдоха — задержите дыхание, затем сделать медленный выдох через нос. Затем снова вдох, задержка дыхания, выдох — длиннее на 1—2 секунды. Во время выполнения упражнения с каждым разом увеличивается фаза выдоха. Затрата большего количества времени на выдох создает мягкий, успокаивающий эффект. Представляйте себе, что с каждым выдохом вы избавляетесь от стрессового напряжения.

    Ниже представлена цифровая запись возможного выполнения данного упражнения. Первой цифрой обозначается условная продолжительность вдоха, второй — выдоха. В скобки заключены продолжительность паузы — задержки дыхания: 4-4 (2); 4-5 (2); 4-6 (2); 4-7 (2); 4-8 (2); 4-8 (2); 5-8 (2); 6-8 (3); 7-8 (3); 8-8 (4); 8-8 (4); 7-8 (3); 6-7 (3); 5-6 (2),4-5 (2). Выполнение упражнения регулируется счетом (вслух или про себя).

    Упражнение 3. «Дыхание с облегчением» (для самостоятельного выполнения)

    Вспомните о чем-нибудь неприятном, досадном, раздражающем. Наблюдая за внутренними ощущениями, найдите именно те, что появились при неприятном воспоминании. Продолжайте думать о неприятном, одновременно продолжая следить за ощущениями, связанными с этими негативными мыслями. Начните дышать глубже животом, представляя каждый выдох как выдох облегчения (нечто подобное возгласу «О-ох-х. »), вместе с которым уходит часть тяжести, связанной с неприятными мыслями и воспоминаниями (и вы действительно чувствуете это с каждым выдохом). Очень важно при выполнении упражнения направить внимание исключительно на внутрен­ние ощущения, все время следить за ними, не отвлекаясь на новые неприятные мысли или воспоминания, которые могут последовать за первоначальными, если внимание будет направлено на их поиск. Дышать подобным образом необходимо не менее 5-7 минут. Перед выходом из упражнения сравните, насколько уменьшились неприятные ощущения и как изменилось настроение, эмоциональный фон.

    Снятие «зажимов» и релаксация

    Цель:нахождение и снятие мышечных зажимов и излишнего напряжения

    Инструкция к выполнению:

    В начале занятий необходимо, прежде всего, предложить студентам ощутить, что такое напряжение и освобождение мышц. Для этого предлагается следующее:

    Сесть удобнее, ослабить напряжение и начать проверку лишних напряжений. Следует обратить внимание на то, что даже в этом спокойном положении можно наблюдать час­тичные напряжения в мышцах рук, ног и т.д. Чтобы точнее научиться определять зажимы, нужно слегка напрячь кисти рук, плечи, ноги и т.д., а потом объяснить разницу в состояниях и ощущениях.

    • Сесть на ручку кресла, определить зажимы и попытаться снять их.

    • Походить по комнате, определить излишнее напряжение и снять его. Проверить, не перешло ли напряжение, например, из кисти руки в локоть или шею, а из шеи в плечи и т.д.

    • Прислоняться к стене, облокотиться на стол, на подоконник и т.д. и еще раз найти лишнее напряжение.

    Если какой-то мышечный зажим все-таки не удается снять, необходимо использовать следующие упражнения

    Методы исследования психологических свойств и состояний личности

    Значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности обладают проекционные методики.

    1. «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) . Методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения.

  • «Агрессивность» . тест предназначен для оценки степени развитости у человека черты личности «агрессивность», понимаемой как не вызванная объективными обстоятельствами и необходимостью тенденция враждебно реагировать на большинство высказываний, действий и поступков окружающих людей. Агрессивность — это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к человеку, животным и предметам природы и материальной культуры, склонность к их разрушению и агрессивным не спровоцированным действиям.

  • Акцентуации характера (опросник Шмишека) . Существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств.

  • Воспринимаемый индекс вины (Perceived Guilt Index, PGI) . Состоит из двух шкал, которые измеряют эмоциональное переживание чувства вины как состояния и как генерализованной Я-концепции (черты). Данная методика особенно полезна в ситуациях, в которых необходимо отслеживать реакцию вины клиента в ответ на специфические события или ситуации, и могут случаться в семейной терапии или в работе с несовершеннолетний делинквентами.

  • Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич) . Аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения, можно измерить с помощью данного теста, который прошел многократную проверку на практике. Результаты также дают информацию о других факторах суицидального риска как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка (алкоголь, наркотики, несчастная любовь, противоправные действия, деньги и проблемы с ними, семейные неурядицы, потеря смысла жизни, чувство неполноценности, ущербности, уродливости, школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути, отношения с окружающими)

  • Диагностика враждебности (по шкале Кука – Медлей) . С помощью предлагаемой методики кроме уровня враждебности можно определить уровень по шкале цинизма и агрессивности.

  • Диагностика личностного эгоцентризма . С помощью методики можно получить индекс эгоцентризма. По величине индекса можно судить об уровне эгоцентрической направленности личности.

  • Диагностика самоактуализации личности (методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина, САМОАЛ) . Методика включает в себя диагностику по следующим шкалам: ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, потребность в познании, креативность (стремление к творчеству), автономность, спонтанность, самопонимание, аутосимпатия, контактность, гибкость в общении.

  • Диагностика самооценки мотивации одобрения (шкала Д.Марлоу, Д.Крауна) Для оценки правдивости высказываний испытуемых в опросники нередко включают так называемые шкалы лживости или шкалы стремления к одобрению. Одним из таких вариантов является шкала, разработанная Д.Марлоу и Д.Крауном. Этот тест целесообразно проводить для определения степени искренности ответов группы. А также данный тест позволяет оценить ваше желание получить одобрение окружающих в отношении своих слов и поступков. Высокая мотивация одобрения свидетельствует о высокой потребности в общении и наоборот.

  • Диагностика состояния стресса (А.О. Прохоров) Методика позволяет выявить особенности переживания стресса: степень самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях. Методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

  • Индивидуально-типологический опросник (Л.Н. Собчик, ИТО) . В первую очередь, с помощью ИТО легко определяются типологические особенности индивида, ведущие черты его характера. Кроме того, она способствует выявлению спектра наиболее подходящих каждому конкретному обследуемому лицу видов профессиональной деятельности и преобладающих деловых качеств. По результатам обследования легко понять, насколько уравновешенным является индивид, какие особенности его характера акцентуированы, в благоприятной ли он находится ситуации или дезадаптирован.

  • «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана Тест-опросник позволяет определить уровень развития волевой саморегуляции. В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.

  • Исследование стереотипов восприятия успешного ученика С помощью методики можно выявить следующие инструментальные типы успешного ученика: субъективно-творческий, общетрудовой, владеющий учебными умениями, обладающий хорошими познавательными способностями, мотивационно-волевой, приспособительный и комбинированный, вбирающий в себя разнотипные качества.

  • Исследование уровня эмпатийных тенденций Предлагаемая методика используется для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

  • «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) Методика используется в психолого-педагогической практике для определения выраженности коммуникативных и организаторских способностей подростков.

  • «Круг» . Цель методики — изучить проявления сострадания в поведении детей и их причины.

  • «Q-сортировка» Тестовая методика предназначена для изучения представлений о себе. Она разработана Б. Стефансоном. Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы».

  • «Лесенка» (для детей 4-6 лет, младших школьников). Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

  • «Личностный дифференциал» (модификация Д.А. Богдановой, С.Т. Посоховой) . Методика предназначена для выявления расхождений между представлениями о себе, о себе идеальном и о себе в прошлом. Методика допускает индивидуальное и групповое обследование. Длительность выполнения задания — 15-20 минут.

  • Личностный опросник Г.Айзенка . Данный опросник определяет соответствие одному из четырех типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Также после обработки данных можно определить круг профессий наиболее подходящих определенному типу темперамента.

  • Личностный опросник «ОТКЛЭ» (Н.И. Рейнвальд) . Предлагаемый опросник позволяет исследовать пять основных свойств личности, наиболее компактно выражающих структуру личности с точки зрения, ее общественной сущности и главных индивидуально- психологических особенностей: организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие.

  • Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера . Позволяет определить тип акцентуаций характера личности — меланхолический, гипертимный, циклоидный, эмоционально-лабильный, неврастенический, сензитивный, психастенический, шизоидный, паранойяльный, эпилептоидный, истерический, неустойчивый, конформный.

  • Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Васермана (модификация В.В. Бойко) . Данный опросник фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Социальная фрустрированность передает эмоциональное отношение человека к позициям, которые он сумел занять в обществе на данный момент своей жизни.

  • Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассела и М. Фергюсона) . При помощи данной методики можно выявить уровень одиночества: высокий, средний, низкий.

  • Методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж.Тейлора) Служит для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха).

  • Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева) направлена на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе.

  • Методика изучения эмоциональной напряженности . Применяется с 11-12 летнего возраста. Анкета состоит из 30 вопросов. В результате обработки выясняется уровень: низкий, средний либо высокий.

  • Методика исследования самоотношения (Пантелеев С.Р., МИС) предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения.

  • Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси . Методика позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т.е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования. Можно определить связь между ранговыми оценками качеств личности входящих в представления «Я идеальное» и «Я реальное».

  • Методика «ТиД» позволяет выявить состояние тревожности и депрессии, обусловленное неуравновешенностью нервных процессов.

  • Методика экспресс-диагностики невроза (К. Хека и Х. Хесса) позволяет диагностировать вероятность невроза у испытуемого.

  • «Нервный человек» (В. Коулман) ответив на вопросы («да» или «нет») можно узнать являетесь ли вы человеком робким, нервным, склонным к беспокойству или же наоборот.

  • «Одиночество» (опросник С.Г. Корчагиной) . Опросник позволяет диагностировать глубину переживания одиночества.

  • Определение направленности личности (Б. Басса) С помощью методики выявляются следующие направленности: направленность на себя, направленность на общение и направленность на дело.

  • Определение типа темперамента (по методике Н.Н. Обозова) . Методика использующая 15 эмпирических характеристик проявлений темперамента, позволяет определить тип темперамента человека, в том числе и без его участия.

  • «Определение эмоциональности» (В.В. Суворова) Методика предназначена для выявления интегрального показателя эмоциональности личности. Знание данного показателя является необходимым для всех сфер человеческой деятельности, т.к. позволяет выбирать соответствующие стратегии и тактики общения с конкретным субъектом.

  • Опросник Басса-Дарки . Для исследования уровня проявления, и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы. Деструктивные тенденции, субъектно-объектные отношения, негативные чувства и оценки. Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности.

  • Опросник С.Бэм направлен на выявление степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик, определение типа личности: маскулинного, фемининного, андрогинного.

  • Опросник Гекса для определения характерологических особенностей (Сигналетический опросник) . Данная методика направлена на изучение характерологических особенностей личности. С помощью данной методики можно изучить ряд типов личности и определить преимущественный тип обследуемого (страстно-эмоциональный, щедро-холерический, сентиментально-чувственный, нервный, флегматический, сангвинический/реалистический, апатический, аморфный).

  • Опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиен, Н. Эпштейн) Эмпатия — способность к сопереживанию, эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям и радостям.

  • Опросник для исследования уровня импульсивности В.А. Лосенкова . Импульсивность – это черта, противоположная волевым качествам целеустремленности и настойчивости. Чем больше величина показателя импульсивности «Пи», тем больше импульсивности. Уровень импульсивности может быть охарактеризован как высокий, средний и низкий.

  • Опросник для определения вида одиночества (С.Г. Корчагина) . Тест направлен на определение и глубины переживания одиночества, и его вида (диффузное, отчуждающее, диссоциированное).

  • Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности (Ю. Щербатых и Е. Ивлевой, ИСАС) направлен на определение интенсивности страхов, а также наличие (или отсутствие) фобий.

  • Опросник на выгорание (MBI, адаптирован Н.Е. Водопьяновой) . Опросник позволяет диагностировать различные стороны профессионального выгорания: Эмоциональное истощение, Деперсонализацию, Редукцию личных достижений.

  • Опросник Плутчика-Келлермана-Конте (Life Style Index, LSI) C помощью опросника можно исследовать уровень напряженности 8 основных психологичеcких защит (вытеснение, регрессия, замещение, отрицание, проекция, компенсация, гиперкомпенсация, рационализация), изучить иерархию системы психологической защиты и оценить общую напряженность всех измеряемых защит.

  • Опросник САН (самочувствие, активность, настроение) . Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия (силы, здоровья, утомления), активности (подвижности, скорости и темпа протекания функций) и настроения (характеристик эмоционального состояния).

  • Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова . Исследование свойств темперамента, проявляющихся в предметной и социальной сферах жизненной деятельности человека. Используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.

  • Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой) Метод экспрессдиагностики суицидального риска, выявления уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса.

  • Опросник Юнга . Данная методика предназначена для выявления типологических особенностей личности: экстраверсии, интроверсии и амбаверсии.

  • «Оценка настроения» . Тест-опросник позволяет довольно быстро получить мнение о том, какое настроение преобладает в момент диагностики — обычное, эйфорическое или негативное (астеническое).

  • «Паровозик» . Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде. Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.

  • «Правое — левое» . Тест определяет ведущее полушарие головного мозга. Так что Вы можете проделать несколько упражнений и узнать, какие типы реакции преобладают у Вас (1 задание позволяет судить об общем характере Вашего психологического склада, является ли он логическим или эмоциональным, 2 задание может говорить о таких чертах характера, как твердость и агрессивность, 3 — указывать на склонность к простодушию или кокетству, 4 — на решительность или нерешительность характера).

  • «Предпочитаемые переживания» (методика Додонова, Шкала оценки значимости эмоций) Методика выявляет путем ранжирования предпочтение каких-либо переживаний, что означает доминирование каких-либо потребностей (социальных, познавательных или биологических)

  • «Размышляем о жизненном опыте» (тест Н.Е. Щурковой) для выявления нравственной воспитанности учащихся.

  • Самооценка психических состояний (по Айзенку) Данная методика включает в себя определение уровня тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.

  • «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс) Методика применяется для самооценки эмоциональных состояний и степени бодрствования. Данная методика эффективна, если необходимо выявить изменение эмоционального состояния человека на протяжении определенного периода времени. Простота выполнения задания делают ее весьма оперативным инструментом.

  • Склонность к воспроизводству неотреагированных переживаний . Позволяет диагностировать немотивированную тревожность, которая проявляется в непроизвольном переживании по поводу личностно значимых маловероятных событий.

  • «Способность педагога к эмпатии» (И.М. Юсупов) Методика предназначена для исcледования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека, способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Эмпатия рассматривается как профессионально-важное качество педагога.

  • Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях) . Позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношениях со своими коллегами,и легко ли им общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.

  • Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут) . Методика диагностирует агрессивное поведение. Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется автором на 5 шкал: вербальная агрессия, физическая, предметная, эмоциональная и самоагрессия.

  • Тест Д.Голланда по определению типа личности . Голланд разработал данную методику для определения социальной направленности личности (социального характерологического типа), выделив 6 типов: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистический.

  • Тест Кеттелла 16 PF (Форма А) предназначен для измерения 16 факторов личности – личностных черт, свойств, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой. Выявляются эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные свойства, а также свойства саморегуляции, обобщающие информацию человека о самом себе.

  • Тест школьной тревожности Филипса . Эта методика поможет вам определить уровень и характер тре­вожности у детей младшего и среднего школьного возраста. Школьная тревожность выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

  • «Три Я» Методика предназначена для исследования эго-состояний, каждое из трех эго-состояний (ребенок, родитель, взрослый) может проявляться у одного и того же человека. Но многие люди имеют предпочтительный тип реагирования. Данный тест служит для определения того, какую из позиций чаще всего занимает испытуемый.

  • «Уровень субъективного контроля» (УСК) С помощью этой методики можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус).

  • «Формула темперамента» (А. Белов) позволяет определить выраженность одного из 4-х типов темперамента: холерический, сангвинический, флегматичный, меланхолический.

  • Характерологический опросник Леонгарда . Этот тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, т.е. определенного направления характера. Акцентуации рассматриваются как крайний вариант нормы, в чем состоит их главное отличие от психопатий — патологических расстройств личности. Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера (возбудимость, педантизм, тревожность, демонстративность, неуравновешенность, утомляемость и т.д.).

  • «Ценностные ориентации» (ЦО) М. Рокича . Ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, составляют ядро ее мотивации, жизненной концепции и отражают отношение человека к себе, окружающему миру и другим людям. Предлагаемая методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М.Рокич разливает два класса ценностей. Первый класс включает ценности, важные для жизни человека в целом, как бы главные, конечные цели индивидуального существования личности. Второй класс составляют ценности, предпочитаемые человеком в любой жизненной ситуации. Это деление соответствует традиционному делению ценности — цели и ценности — средства.

  • «Черты характера и темперамента» (ЧХТ) . Опросник разработан на основе многопрофильного опросника ММРI, оценивает показатели эмоциональной реактивности, невротичности уровня притязаний, типологические особенности личности.

  • Шкала депрессии (адаптирована Т.И. Балашовой) Для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.

  • Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин) Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности — полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

  • Шкала Р.Эриксона для оценки коммуникативных речевых навыков (адаптированная В.А. Калягиным и Л.Н. Мацько) позволяет описывать симптоматологию психического компонента расстройства речи и голоса. Для оценки коммуникативных возможностей заикающихся на основании представлений о том, что их основные проблемы лежат в диапазоне межличностных реакций и отношений.