Надо ли заставлять детей идти к психологу?

Отвести ребёнка с психологу?

Гнев проявляется и против психотерапевта, который отказывается брать на себя ответственность в случае, если ребенок не соглашается работать. Для некоторых родителей ситуация настолько болезненна, что они живут надеждой на психотерапевта и в его отказе брать ответственность видят отказ принимать их беспокойство всерьез. Другие говорят о том, что чувствуют себя соперничающими со своим ребенком в том, кому же психотерапевт отдаст предпочтение.

Терапия против воли детей никогда не будет полезной

Ребенок не может проходить психотерапию, если он этого не хочет и психотерапевт не может взять в психотерапию ребенка, если тот отказывается. Почему? Потому что терапия, которая проводится против желания ребенка, не работает. Чтобы психотерапевтическая помощь принесла пользу недостаточно чтобы у человека, который будет ей подвергнут, была потребность в ней, нужно чтобы у него было желание работать. В противоположность медикаментам, которые оказывают влияние, если речь идет о теле, сами по себе (антибиотики уничтожают микробов независимо от нашего желания) психологическая помощь предполагает активное участие пациента.

И это важно от 6 месяцев до 60 лет

В психотерапии всегда есть вопрос о личности, то есть о том, кто говорит «Я». Взрослые хорошо знают, что они не могут говорить «Я» вместо другого взрослого (например, «Я хотела бы, чтобы мой муж пошел на консультацию, но что я могу сделать, ведь он не хочет»).

Вот и нужно чтобы взрослые поняли, даже если это причинит им боль, что они не могут говорить это вместо их ребенка.

Несколько причин для отказа

Просто нет проблемы. Многие родители представляют своих детей несчастными, потому что в их возрасте сами были несчастны. Или же родители могут считать себя слишком плохими родителями, для того чтобы иметь детей, у которых нет проблем.

Ребенок имеет проблемы, но он от них не страдает. Например, родители беспокоятся об его успехах в школе, но ему на это наплевать. Он не чувствует себя имеющим отношение к управлению своей жизнью, так как его родители решают все за него с самого младенчества.

Ситуация удобная для ребенка: он не работает, не предпринимает никаких усилий, но это его родители чувствуют себя виноватыми в его неудачах. Его никогда не ругали, не наказывали, почему же он должен хотеть лечиться?

У ребенка есть чувство, что его симптомы нужны его родителям. Например, симптомы заполняют жизнь одного из родителей и не позволяют ему впасть в депрессию.

Ребенок может считать, что его лечение дорого стоит, на него тратится много времени и вообще доставляет много беспокойства.

Ребенок может не присутствовать

Отказ ребенка имеет причину, которая должна быть выяснена. То, что психолог уважает отказ, не мешает тому, что он старается, расспрашивая ребенка и его родителей, понять смысл. Эта работа происходит на разных уровнях:

  • для ребенка, который чувствует себя выслушанным и понятым и тогда избегает чувства вины, которое он может испытать в случае своего отказа;
  • для родителей, которые услышав, чем мотивирует их ребенок отказ, могут согласиться с ним;
  • и также это важно для возможной дальнейшей работы.
  • Опыт показывает, что этот этап часто помогает ребенку в следующий раз принять другое решение относительно психологической помощи. Наконец, даже если ребенок отказывается от помощи, психотерапевт может помочь родителям. Он может помочь им справиться с их страданиями и тогда они сами помогут своему ребенку. Ведь многие проблемы могут быть решены, если психотерапевт помогает родителям найти нужные ориентиры.

    И во время этой работы ребенок не обязательно должен присутствовать, но он может и быть, если он этого хочет. В этом случае он может услышать то, что о нем говорят. Это особенно важно для подростков, которые, находясь в конфликте с родителями, отказываются идти на консультацию, потому что им кажется, что в таком случае они подчиняются. Но они могут и согласиться присутствовать на консультации, где просто будут слушать своих родителей, говорящих об их проблемах, без активного участия.

    Сложная профессия родителя

    Сизикова И.В., клинический психолог, кандидат Международной Психоаналитической Ассоциации (IPA)