Развитие навыков самоконтроля

Важным этапом воспитания является освоение детьми культурных норм и ограничений. Способность регулировать и контролировать собственное поведение на основе принятых в культуре правил и норм, принимая при этом во внимание чувства, интересы, потребности других людей – важная черта любого воспитанного человека. Формируется она постепенно.

Одним из индикаторов уровня развития самоконтроля является способность и готовность ребенка отсрочить удовлетворение желания для того, чтобы в дальнейшем получить нечто более ценное. Американские психологи В. Мишель и Р. Метзнер разработали программу лабораторного эксперимента, впоследствии неоднократно воспроизведенного в разных странах. Дошкольников оставляли на 15 мин в комнате с относительно не аппетитными солеными сушками и аппетитным зефиром. Детям давалась инструкция, что они могут съесть что-то одно. В любое время ребенку можно съесть сушки, либо, если он готов подождать 15 мин – зефир. Было замечено, что чем старше по возрасту дети, тем чаще они готовы отсрочить удовлетворение желаний, ради получения чего-то более ценного. В подобных лабораторных экспериментах было выявлено, что обладавшие более развитой способностью к отсрочиванию удовольствия дети, более ответственны и зрелы. У этих детей выше уровень мотивации достижения, выше интеллект, в школе они демонстрируют высокую успеваемость, оказываются более склонными следовать нормам, даже в отсутствии внешнего контроля.

Существует ряд методов, позволяющих повысить уровень внутреннего когнитивного контроля ребенка, а следовательно, и его способность откладывать сиюминутные желания. Н. Ньюкомб выделяет пять таких способов:

1. Обучать детей отвлекаться от привлекательных качеств желаемого объекта. Он строится на том, чтобы научить ребенка не думать об этих привлекательных качествах.

2. Используется в подобных целях и методика тренировки самоконтроля. Она строится на том, что даже маленькие дети могут использовать самоинструкции. В исследованиях Дж. Р. Паттерсон детям предлагали привлекательный объект в награду за выполнение длительного, монотонного задания, при этом дети были предупреждены, что клоун из коробки может попытаться отвлечь их во время работы. Некоторым детям дали установку – каждый раз, когда это будет происходить, повторять про себя: "Я не буду отвлекаться на мистера Клоуна". Исследования показали, что эти дети меньше отвлекались.

3. Научиться контролировать свое внимание. Этот способ больше подходит для подростков, так, при проведении специальных исследований шестиклассников учили в ходе индивидуальных математических занятий фиксировать моменты, когда они отвлекаются от выполнения задания, и использовать их как сигналы к возвращению к работе. Эти дети действовали более сосредоточенно и лучше справлялись с математическими заданиями, чем те, кого этим приемам не обучали.

4. Способ – "позитивная оценка". И. Дж. Тонер, И. П. Мооре и Б. А. Иммос в своих экспериментах беседовали с детьми до начала "игры с конфетами". Одним школьницам первых и вторых классов говорили, что ". знают о том, что они терпеливы и могут подождать, прежде чем получить что-то приятное, если нельзя получить это сразу". Другим детям давали какую-либо нейтральную оценку (например: "Я слышал, что у тебя в школе много хороших подруг"). Затем в игре автомат каждые 60 с выдавал ребенку по одной конфете (все эти конфеты предназначались ребенку). Как только девочка брала конфету, автомат останавливался, игра заканчивалась. Эксперименты показали, что экспериментатор своими замечаниями предрекал поведение ребенка, девочки, названные терпеливыми, проявили заметно большую способность отсрочить получение желаемого, ожидая в среднем в 2 раза дольше остальных.

5. Способ – "подражание человеку, откладывающему удовольствие". В своих экспериментах Альберт Бандура и У. Мишель показали, что родители и другие "агенты социализации" способны успешно развивать в ребенке возможность отсрочивать удовлетворение желаний для достижения более ценных результатов. Они могут достигать этого путем обучения ребенка способам когнитивного регулирования или выступления в качестве образцов для подражания.

Исследователи Дж. X. Блок и Дж. Блок ввели понятие "эго-контроль". Ими было экспериментально доказано, что слишком высокий и слишком низкий самоконтроль могут иметь дезадаптивный характер. Так, трехлетние дети, отнесенные исследователями к группе сверхконтролирующих, демонстрировали устойчивую тенденцию к нерешительности, конформности, немотивированному откладыванию получения желаемого. Они оказывались более пассивны в незнакомой ситуации, но при этом демонстрировали и положительные качества: настойчивость, склонность планировать свои действия. Кроме того, эти дети не проявляли бурных эмоций, имели узкий круг стабильных интересов и выражали свои потребности в косвенной форме. Дети, квалифицируемые как недостаточно себя контролирующие, напротив, были непослушны, экспрессивны, спонтанны и любопытны. В то же время они демонстрировали неспособность к сосредоточению и отсрочиванию удовольствия. Эти наблюдения говорят о том, что крайние варианты – чрезмерный и недостаточный контроль – нежелательны.

Кроме того, Дж. X. Блок и Дж. Блок предложили понятие "пластичности эго-контроля". Они утверждают, что наиболее адаптивным вариантом поведения оказывается переключение с более высокого на более низкий уровень контроля и наоборот. Дети с высоким уровнем эго-пластичности могут быть собранными в одной ситуации (например, на занятиях в детском саду) и спонтанными и эмоциональными в другой (например, в игре на детской площадке). Раннее развитие эго-пластичности связано с эмоциональностью, уровнем развития эмпатии, социальной отзывчивостью.

На протяжении всего периода детства уровень эго-контроля и уровень эго-пластичности остаются относительно стабильными. Когда дети, участвовавшие в исследованиях Дж. X. Блок и Дж. Блок, достигли возраста семи лет (четыре года спустя после первоначального распределения по указанным группам), у них были замечены некоторые поведенческие особенности. Так, дети, вошедшие в группу с недостаточным самоконтролем, были более энергичны, любопытны, непоседливы, спонтанны по сравнению с детьми, имеющими высокий уровень самоконтроля. Они проявляли большую задиристость, агрессивность и склонность к манипулированию другими. Дети с высоким уровнем самоконтроля (отмеченным в трехлетием возрасте) в семь лет были застенчивы и зажаты. Другие проявления высокого эго-контроля зависели от уровня эго-пластичности ребенка. Высокий уровень эго-контроля (в трехлетием возрасте) в сочетании с высокой пластичностью является хорошей основой для прогноза хорошей адаптированности в возрасте семи лет. Для таких детей характерен низкий уровень тревожности и высокий уровень социализированности.

Развитие просоциального поведения ребенка

Под термином "просоциальное поведение" в данном контексте понимаются позитивные социальные действия ребенка: помощь другим, умение делиться чем-либо, альтруизм, сочувствие, забота и т.п. Первые ростки просоциального поведения можно наблюдать уже у младенцев и, конечно, у двух- и трехлетних детей. Существенно интенсифицируется просоциальное поведение в период обучения в начальной школе. В этой связи важен вопрос о том, можно ли рассматривать просоциальность как устойчивое личностное свойство. Исследования показывают, что дети, более склонные к сотрудничеству, также оказываются щедрее и отзывчивее по отношению к другим. В некоторых исследованиях было выявлено, что дошкольники демонстрируют существенные связи между различными типами просоциального поведения.

Важно, что лонгитюдные исследования свидетельствуют о том, что просоциальные поведенческие стратегии довольно устойчивы во времени. Коэффициенты корреляции между просоциальным поведением в двухлетнем возрасте и просоциальным поведением пять-шесть лет спустя, носят статистически значимый характер (Д. Баумринг). Вариативность просоциального поведения в значительной мере зависит от культуры. Дети, выросшие в условиях, где уклад жизни основан на сотрудничестве и взаимопомощи членов семьи и в целом членов общества, будут более ориентированы на сотрудничество. Ребенок, выросший в обществе, построенном на конкуренции, будет социализироваться иначе.

Кроме культурно-образовательных традиций важным фактором развития просоциального поведения является индивидуальный уровень эмпатии. Индивидуальные различия в уровнях и степенях эмпатии проявляются с самого раннего детства и, как показывают исследования, оказываются довольно устойчивыми. Например, одни дети, наблюдая плачущего ребенка, сами начинают плакать, другие реагируют более спокойно и рационально. В процессе развития связь между эмпатией и характером просоциального поведения становится все более тесной.

С точки зрения воспитания важно, что опыт проигрывания чужой роли способствует повышению уровня эмпатии. Это было обнаружено при наблюдениях за детьми, участвовавшими в разыгрывании различных ролей, и теми, кто нс имел такого опыта (Р. Дж. Янотти). Фактором развития эмпатии является надежная привязанность. Младенцы, имевшие надежную привязанность к матери, в более старшем возрасте демонстрировали большую озабоченность плохим настроением взаимодействовавших с ними взрослых, проявляли больше сочувствия по отношению к сверстникам.

В воспитании просоциального поведения взрослые обычно используют методы: обучения на собственном примере, рассуждение, прямое указание и возложение на ребенка ответственности.

«Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения»

«Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения»

Целью проведения семинара является осознание значимости самооценки и самоконтроля- как факторы повышения качества знаний уч-ся, повышения уровня мотивации учения.

1) определения места самооценки и самоконтроля в урочной системе, функции контроля;

2) овладение способами проведения самоконтроля и самооценки в различной учебной деятельности;

3) составление модели выпускника школы.

Работая над формированием мотивации учения школьников, я провожу учение самооценки, самоконтроля учащихся с целью:

формировать представления учащихся о себе, на осмысление собственных знаний и поступков, умение осознать ход своей деятельности, анализировать свой ответ, помогать корректировать самооценку.

Центральным механизмом, регулирующим взаимоотношение личности и окружающего мира, является самооценкой человека-представление о самом себе, образ самого себя, образ «Я» и собственное отношение к нему. Самооценка может быть как осознаваемой, так и скрытой от сознания человека, но проявляется во всём: в одежде, в походке, характере общение с людьми, отношениях собственным привычкам и т.д.

Человек с низкой самооценкой внутренне (наедине собой) постоянно чувствует неуверенность в собственных силах. Человек, который боится результата, ещё не достигнув его. боится любых действий, плохо концентрируется на проблеме.

Он в большой степени переживает, чем рассуждает.

Детям с адекватной самооценкой свойственна активность, находчивость, бодрость, общительность, желание идти на контакт. Они охотно участвуют в конкурсах, не обижаются, если они оказались проигравшими не дразнят других в случае выигрыша.

Детям с заниженной самооценкой свойственно пассивность, мнительность, повышенная решимость, страх перед учителем и одноклассниками, обидчивость.

Они не хотят участвовать в мероприятиях, потому что боятся оказаться худшее других,

а если участвуют в них, то часто стараются быть не заметными. Иногда дети, которым даётся негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общение с одноклассниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это не удаётся.

При завышенной самооценки дети во всём стремятся быть лучше других. Часто от такого ребёнка можно услышать: «я самый лучший на свете (красивый, сильный)».

Такой ребенок порой бывает агрессивный по отношению к другим, которые тоже хотят быть лидером. Результаты проведения исследований показали, что из 39 опрошенных учащихся 8 и 9 классов заниженная самооценка у 17, завышенная у 22.

Большинство педагогов единого мнения, что, чтобы осуществлять самоконтроль, школьникам с начало следует осознать контроль учителя и взаимоконтроль как объективные явления педагогического процесса. Отсюда на данном этапе обучения основным методам формирования самоконтроля и самоанализа является наблюдение и коррекция со стороны учителя. Если ученик достаточно быстро извлекает из памяти знания, которые требуются в той или иной ситуации, и осознает это, то у него развит механизм самоконтроля. Если уч-ся совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и вносит коррективы, то у него в целом сформирован механизм самоконтроля. Если уч-ся совершает ошибочные действия, не может вспомнить информацию, которую нужно, и не осознает этого, тогда механизм самоконтроля не сформирован. В этом случае, нужно помощь от учителя или учащихся.

Психологом школы было проведено исследование мотивов учения среди уч-ся 5-8 классов. В результате исследования установлено, что в пятых классах преобладает социальный мотив учения, т.е. еще и желание узнать новое, проявить себя. Наибольшее падение интереса к учебным предметам приходится в подростковом возрасте.

Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей на уроках, им не интересно записывать под диктовку учителя или списывать готовое решение с доски. Они не склонны, как ученики начальных классов, слушать подробные объяснения учителя, ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых были бы реализованы их активность, характер их мышления, тяга к самостоятельности, готовности их включаться в разные виды деятельности на уроке.

Прежде чем попытаться сформировать или воспитать в наших учащихся что-либо, мне пришлось проанализировать свою работу.

Оказалось, что работа над постепенным формированием у учеников навыков самоконтроля и самоанализа ведётся давно и всеми. Возможно, иногда не до конца осознано, недостаточно систематически, или не слишком методически разнообразно, не всегда хватает теоретической базы, но важность и необходимость подобной работы очевидна.

Поэтому приглашаю вас к активному участию, предлагаю работу в группах по проблеме: внести предложение по формированию навыков самоконтроль и самоанализа в соответствии с предложенными методами:

I г руппа – на самоподготовке (дом.задание)

II группа – во внеурочной деятельности.

III группа – на уроках

(подведение итогов работы групп. Выступление представителей групп)

Приемы формирования самоанализа и самоконтроля на самоподготовку.

Цель: формирование навыков осознанной и самопроверки домашнего задания.

— приход на самоподготовку с чётно формированным и записанным в дневнике домашним заданием;

— выполнение дом задания по памятке, или по алгоритму выполнения работы;

(применения схем, графиков. ответов на контрольные вопросы )

— Распределение времени на выполнение домашнего задания;

а) проверка по образцу (фиксирование в таблице результатов выполнения )

б) самостоятельно нахождение ошибок;

в) указание на ошибку учителем;

г) взаимопроверка работ.

Фиксирование в таблице результатов выполнение своей работы (на листке самоконтроля, самооценки ) или (на оценочном листе)

Приемы формирования самоанализа и самоконтроля в свободной деятельности.

( В каждой школе имеют место свои традиции, законы, которые способствуют формированию навыков самоанализа и самоконтроля, это работа совета старшеклассников, дни самоуправления, дежурство, тематические классные часы, проведения совместных конкурсов и т.д.)

Использование различных форм деятельности в первую очередь наверно создать условия для активной деятельности учащихся, заинтересовать их работой, активно включить их во все формы занятий, с использованием подвижных игр, Командных форм деятельности, с использованием интервью, соревнований, выпуском стен газет, брошюр и т.д. Главное в этой среде, что бы каждый ученик реализовался как участник. Необходимо создать условие для психической разрядки учащихся.

Приемы формирования самоанализа и самоконтроля на уроке.

— извлечение основного содержания темы самим учеником

— точная формировка мыслей

— уметь строить логическую последовательность при решение примеров и задач (т.е. соблюдать ход решения с использованием формул, правил, понятий т.д.)

— решение примеров и задач разными способами, методами (составление таблиц, графиков, диаграмм и т.д.)

-решение разно уровневых задач (от простого к сложному)

-выявление типичных ошибок, работа над ними в рамках изучения новой темы, самостоятельная формулировка вопросов которые интересуют ученика, коррекция и контроль в ходе проведения итоговой работы на уроке.

Для того, чтобы чётко представлять позицию учителя и ученика по форм. Самооценке и самоконтроля предлагаю вашему вниманию следующий алгоритм №1.

Важную роль в системе оценки учебных навыков играют следующие критерии ; которые отражают основные цели обучения математике.

Такие критерии являются:

— развитие математического мышления (оригинальность мышления, рациональность)

— формирование умение решать задачи и доказывать теорему

— формирование умение исследовать проблемы, применять разные способы решения

— формирование умение четко и аргументировано излагать свою мысль

— развитие коммуникативных умений ( уметь работать в малых группах, умение выступать в группе )

— формирование письменного математического языка (грамотное оформления задач и доказательств теорем, умело использование графиков, диаграмм, таблиц и т.д.)

— формирование умение самоконтроля и самооценки (умение работать над ошибками самокритичность, правдивость в оценке своих способностей)

Контроль и проверка задания, умений и навыков уч-ся выполнять три основные функции, контролировать обучающую и воспитывающую. Контролирующая функция связана с выявлением состояние знаний, умений и навыков учащихся. Обучающая функция состоит в повышением качества их знаний. Все надо организовать так, чтобы проверка знаний была полезна для всего класса. это значит, что для основной массы уч-ся получены знания должны быть включены в новые связи и исследования, а слабым ученикам создаются условия для дополнительной проработки материала с целью его условия. Воспитывающая функция проверки заключается в приучении учащихся к систематической работе, а также в развитии навыков самоконтроля и самооценки, без которых успешное продвижение ученика в познавательной сфере едва ли возможно. Только тот контроль можно считать достаточно результативным, который способствовал повышению качества знаний школьников и укреплению их веры в свои силы.

Допустим по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в 9 классе я использовала следующий лист самоподготовки за ЗУНами. (см. приложение)

По данной таблице видно что западает у учащихся, критерии сформированности знаний и умений навыков и степень их усвоения.

Здесь же по таблице можно выявить степень подготовленности класса по теме, по разделу, можно поставить задачу на самоподготовку.

По такой же таблице можно представить картину по подготовке к контрольной работе.

Дети делают вывод о том, что нужно повторить, просматривают соответствующие задания в учебнике, в тетради и ставят задачу на самоподготовку, вместе с учителем делают вывод о возможности выхода на контрольную работу.

А учитель по такой таблице может прогнозировать результат контрольной работы, владея информацией, и имеет возможность влиять на уровень обученности более эффективно, а ученику представляется возможность увидеть себя со стороны, сделать выбор и влиять на процессе саморазвития.

В целом данная работа позволяет сформировать желаемый модель выпускника школы.

ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ1 ЭТАП. Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.Для этого учитель должен:– показать учащимся, что любое обучение – единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени его усвоения, т.е. контроль результатов обучения; что только проявление приемлемого уровня обученности учащегося по пройденному материалу допускает переход к последующему этапу обучения;– ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки, знаний, умений и навыков;– сообщать учащимся после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;– выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;– просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность и объяснить полученную им оценку;– просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии;– научить учащихся пользоваться различными видами проверки

.2 ЭТАП. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищейДля этого учителю необходимо:– практиковать взаимопроверку обучающихся самостоятельных упражнений, домашних работ;– в процессе взаимопроверки учить сверять ответы, искать ошибки, объяснять их друг другу;– сориентировать обучающихся на то, что цель работ по взаимопроверке не только в получении отметки,сколько в выяснении насколько правильно понята тема, может ли ученик самостоятельно в нейориентироваться, анализировать чужую работу;– необходимо практиковать решение у доски одной и той же задачи несколькими учениками, с последующим совместным обсуждением всем классом;– предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, высказать свои соображения по поводу ответа и хода решения, а также попытаться предложить другой вариант;– стимулировать постановку вопросов учителю, контроль за деятельностью учителя.

3 ЭТАП. Ученик должен научиться освоению навыков самоанализа и самоконтроля, осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, ее самоанализ, самооценку и самокоррекциюДля этого учитель должен:– приучать учащихся при выполнении домашней работы проверять степень усвоения материала путем составления плана прочитанного и пересказа главных мыслей, отвечать на контрольные вопросы учебника, находить ответы на вопросы в учебнике;– вырабатывать привычку проверять правильность выполнения заданий, используя специфические для каждого предмета приемы;– не торопиться с выставлением отметки, если решение неверно, а дать возможность найти свою ошибку. Если ошибка найдена, то можно и не снижать оценку;– предлагать работать по карточкам, где с одной стороны задан вопрос, а с другой – записан правильный ответ. Ученик самостоятельно сверяет свою работу с предложенным эталоном, фиксирует свои ошибки;– вывешивать в классе таблицу сдачи зачетных и письменных работ и приучать решать проблемы на консультациях;– приучать самостоятельно оценивать трудность работы, находить объекты, в которых допускаются ошибки, анализировать свои затруднения и решать, что необходимо сделать, чтобы повысить свой уровень;– формировать у учащихся умение контролировать свою деятельность непосредственно в ходе занятия, правильно выбирать свой уровень сложности работы. Предварительно следует сообщать критерии оценки и требования к выполнению задания.