Ребенок не хочет учиться

Журбенко Наталия Борисовна

Психолог Ейск Был на сайте: 20 дней назад

Ответов на сайте: 92 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 7

Здравствуйте, Елена. Вы пишете:

Он совершенно не хочет учиться.

данная проблема часто встречается сейчас.

Вы просите о помощи, но не пишите, о какой. Психолог должен что-то сделать, чтобы сын начал учиться?Или помощь нужна Вам? Вы чувствуете беспомощность? Нет сил бороться? Конечно, у вас запущенная ситуация, так как парень уже бросал школу. Причины идут издалека. Поэтому совет здесь может быть один — обратитесь к психологу на очную консультацию, где Вы сможете ответить на вопросы, обозначить свои проблемы, найти способы выхода из создавшейся ситуации!

Терпения Вам и успехов.

С уважением, Наталия Борисовна!

Журбенко Наталия Борисовна, психолог г. Ейск

Душкова Ольга Николаевна

Ответов на сайте: 1795 Проводит тренингов: 1 Публикаций: 93

учебная мотивация формируется ( или не формируется) еще до поступления ребенка в школу, а также она меняется и трансформируется в процессе обучения.

Мотивация — ЭТО ВНУТРЕННИЙ АКТ самого человека. Невозможно заставить «хотеть».

не учился три года

. а что, простите он делал? Что в это время делали Вы?

Время упущено много, сложно давать рекомендации в такой ситуации.

С уважением, психолог О.Н. Душкова. Консультации в Skype.

Несвитский Антон Михайлович

Ответов на сайте: 4574 Проводит тренингов: 1 Публикаций: 121

https://psyhelp24.org/rebenok-ne-hochet-uchitsya/- цикл из 3 статей (каждая следующая по ссылке в конце предыдущей. Там разобраны буквально все возможные причины нежелания детей учиться. Возможно, понимание этих причин поможет вам иначе говорить с сыном и понять, что же происходит, а потом смочь вместе изменить ситуацию.

С уважением, Несвитский А.М., консультации в skype

Богачёва Елена Витальевна

Существуют основные причины, по которым здоровый человек не может усвоить материал: он пропустил часть информации, то есть нарушен принцип постепенности; он не представляет — о чем идет речь; он думает, что он это уже знает; он не понимает — зачем ему нужны эти знания о очень часто — непроясненные слова (если Вам рассказывают свойства гипотенузы, а Вы не поняли, что это такое, то учеба на этом и закончится).

Еще очень часто причиной бывают проблемы со здоровьем (плохая память, внимание, не развитые мышление и речь), а так же нарушения поведения. Плюс еще Ваш сын вступил в возраст, когда учиться хочется в последнюю очередь. В любом случае без специалиста вам не обойтись. Надо выяснить причину и разработать план комплексный действий. Скажу честно, прогноз не очень оптимистичный, т.к. не сформирован базис, работы предстоит много, но вдруг ребенку понравится учиться. Как Ломоносову в 12 лет))

Богачёва Елена Витальевна, психолог г. Чита

Говорушкина Антонина Валерьевна

Вы можете задать вопрос другим психологам

Елена! А что, если посмотреть на Вашу проблему с другой стороны — не хочет парень учиться, сейчас ему уже 16 лет. Пусть уже не учится. Пусть идёт работать. Конечно, в 16 лет и без специальности, его возьмут на простую работу, но возьмут. Пусть он будет зарабатывать немного, но зато это будут его деньги. Постепенно он встанет на ноги и уже сам решит — надо ему доучиваться или нет. Я вижу, что на самом деле это Вам непросто смириться с такой ситуацией. Сходите сама к специалисту на очный приём, обсудите все «за» и «против». Удачи Вам!

Говорушкина Антонина Валерьевна, психолог г. Чита

Ребенок не хочет учиться – что делать? Советы психолога

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок с удовольствием ходил в школу и хорошо учился. Но на практике мало кто из школьников без напоминаний делает уроки и с энтузиазмом ходит на занятия. Почему так происходит и что делать родителям, если ребенок не хочет учиться? Есть типичные причины нелюбви к школе. Разобрав их, можно выяснить, что отвращает ребенка от учебы, и начать работать с проблемой.

Причина 1: профиль школы или класса не соответствует склонностям ребенка

У человек ребенка что-то получается лучше, что-то – хуже. Родителям важно суметь объективно оценить таланты и склонности своего ребенка. Ярко выраженному «технарю» будет неинтересно в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Гуманитарию будет сложно в математическом лицее.

Поговорите с ребенком, узнайте, какие предметы нравятся ему больше всего. Проведите несложные тесты на определение природных склонностей ребенка. Для старшеклассников можно провести более комплексные тесты по профориентации. Ученика начальных классов можно записать в разнопрофильные кружки и посмотреть, где ему понравится больше. Также пообщайтесь с классным руководителем, спросите, какие предметы, на взгляд педагога, даются ребенку лучше, какие – хуже. Все это поможет понять, в «своей» ли школе учится ребенок.

Причина 2: ребенок психологически не готов к школе

Если ребенок – первоклассник, он может быть психологически не готов к школе. Речь не идет об уровне интеллектуального развития – ребенок может прекрасно читать, считать, писать. Но ему не хватает самоорганизации, чтобы систематически делать домашние задания, выполнять указания учителя. О таком ученике преподаватели нередко отзываются как об умном, но невнимательном и иногда непослушном. Он может часто отвлекаться, разговаривать с соседом по парте, может встать и выйти и класса, потому что стало скучно. Подробнее о компонентах психологической готовности ребенка к школе можно прочитать в данной статье.

Если ребенок действительно оказался не готов к школе, родители должны помочь ему адаптироваться к школьной среде. Для этого нужно приучать ребенка к дисциплине (но не радикальными методами – это совсем отобьет желание учиться). Привычный и интересный для ребенка вид деятельности – игра. Попробуйте добавить в учебу элемент игры. Пусть первое время вместе с малышом уроки «делает» любимая игрушка. Устраивайте перерывы в выполнении домашних заданиях, во время которых ребенок может полностью отвлечься от учебы (например, сделайте вместе с вами веселую гимнастику).

Создавайте положительный образ школы, рассказывая, как там интересно. Понемногу формируйте чувство ответственности, объясняя, что школа для детей – так же важно, как работа – для взрослых. Скажите ребенку, что он уже большой, поскольку ходит в школу. Дети любят чувствовать себя взрослыми, и если сформировать у них представление, что взрослый = хожу в школу, делаю уроки, слушаю учителя – адаптация к школьной жизни пройдет легче.

Нередко проблемы с адаптацией к школе бывают у детей, которые пошли в первый класс раньше сверстников – с 6 лет. В этом возрасте ребенок может быть интеллектуально развит, но необходимые личностные и волевые качества могут быть еще недостаточно сформированы. Он просто не может высидеть на уроке 40 минут, и в этом случае не удивительно, что ребенок не хочет учиться. Если первокласснику всего 6 лет, основной совет психолога родителям состоит в том, чтобы активно помогать ребенку адаптироваться к школе. В некоторых случаях имеет смысл отложить поступление в школу еще на год. За год ребенок (с помощью родителей) приобретет нужные навыки, и адаптация к школе пройдет значительно легче.

Причина 3: ребенок гиперактивен

Гиперактивному ребенку может быть сложно учиться из-за проблем с концентрацией внимания. Подробнее об этом состоянии можно почитать в статье «Гиперактивный ребенок – рекомендации родителям». Для адаптации к школе гиперактивному ребенку может потребоваться помощь психолога. Родителям важно следить за соблюдением режима дня, организовать рабочее место без компьютера, телевизора и других отвлекающих факторов. Стоит пообщаться с классным руководителем, попросить как можно чаще вовлекать ребенка в классные и школьные мероприятия, спрашивать у доски, чтобы энергия уходила в правильное русло.

Причина 4: отсутствие отдыха после школы

После школы ребенку требуется около 1-1,5 часа, чтобы отдохнуть, полностью отвлечься от школьных будней. Взамен этого дома его часто встречают вопросами об оценках, требуют дневник и отправляют выполнять домашние задания. Подготовка домашних заданий требует концентрации внимания, памяти, всех интеллектуальных возможностей. Ребенок, не успевший полностью отдохнуть, не может сконцентрироваться, ему мешают рассеянность и усталость, что приводит к раздражению и нежеланию делать уроки. Поэтому необходимо дать ребенку время для полноценного отдыха. Пусть он отвлечется, позанимается тем, чем хочет, погуляет, если нужно – поспит: качество выполнения домашних заданий и отношение к учебе от этого только улучшится.

Причина 5: перегрузки

Часто помимо школы ребенок посещает несколько кружков и секций. Желание разностороннего развития – понятное и правильное, и самому ребенку зачастую нравятся все дополнительные занятия, ничего не хочется бросать. Однако слишком плотный и насыщенный график занятий быстро утомит ребенка и скажется на учебе. Если из-за дополнительной нагрузки ребенок не успевает отдохнуть, совет психолога однозначен – количество кружков нужно сократить.

Причина 6: недостаточный контроль

Нередко родители, допоздна занятые на работе, не имеют возможности осуществлять контроль за тем, как ребенок выполняет домашние задания. Будучи предоставлен сам себе, ребенок не может устоять перед соблазном провести время перед компьютером, погулять с друзьями взамен того, чтобы заставить себя выполнить домашние задания. В этом случае желательно выстроить мягкую, но постоянную систему контроля, не пуская ситуацию на самотек. Регулярно интересоваться делами ребенка, общаться с классным руководителем на родительских собраниях. Также важно постепенно приучать ребенка к ответственности. Постараться объяснить, что учеба – это его зона ответственности, но не оставлять ребенка один на один с проблемами и дать понять, что в случае сложностей (что-то не получается, не складываются отношения с учителем, одноклассниками) – родители всегда выслушают и помогут.

Причина 7: конфликтная ситуация в школе

Межличностные проблемы могут возникать в любом возрасте, но особенно остро встают в подростковом периоде. В условиях серьезного конфликта с одноклассниками или плохих отношений с педагогом у школьника возникает нежелание учиться и посещать школьные занятия. В ход идут самые разные уловки: ребенок начинает часто «болеть», придумывать истории об отмене занятий, иногда прогуливает уроки.

В таких ситуациях важно понимать, что речь идет не о потере интереса к обучению. Причина нежелания учиться заключается в сложившейся неблагоприятной обстановке. Поэтому важную роль в таких обстоятельствах играют родители. Необходимо разговаривать с ребенком о его школьной жизни, отношениях с одноклассниками и учителями. Ребенок должен быть уверен в том, что родители его поддерживают.

Как начать разговор с ребенком? Прояснить обстановку поможет рассказ о собственном детстве. Если у вас есть подозрение о том, что у ребенка плохие отношения с учителем, поведайте такую же ситуацию из Вашей школьной жизни. В этом случае, если у ребенка есть проблемы – скорее всего, он захочет ими поделиться. Пусть он расскажет о своей ситуации, дав волю накопившимся чувствам и эмоциям. Затем можно провести личную беседу с педагогом, в результате которой сможете выяснить истинную причину ситуации и, возможно, сообща выработать стратегию улучшения отношений с ребенком. Стоит отметить, что иногда возникает необходимость смены класса или школы.

При неблагоприятных отношениях с одноклассниками роль родителей также очень важна. Необходимо выяснить ситуацию, попытаться помочь ребенку наладить отношения. Однако нельзя принимать активное участие в конфликте – разговаривать с одноклассниками ребенка, поскольку это уронит его авторитет в классе. Если отношения между конфликтующими сторонами не наладятся, можно подумать о переходе в другую школу. Но в любом случае важно понять причину конфликта, поскольку он может быть вызван и психологическими проблемами ребенка, требующими коррекции.

Причина 8: отсутствие мотивации

С переходом из начальной школы в средние классы постепенно в глазах детей понижается авторитет учителя и снижается интерес к обучению. Стратегия и мотивационная политика, работающая в начальных классах, теряет свою актуальность. Теперь родителям придется ставить перед ребенком конкретные цели, непременно объясняя причины, по которым необходимо выбрать именно это направление.

Что делать, если подросший ребенок не хочет учиться? Важно объяснить подростку, что ему придется выбрать определенную профессию, для освоения которой необходимы определенные знания. В ходе беседы следует выяснить, какие предпочтения есть у ребенка, какая сфера деятельности его интересует, для того, чтобы показать, какие навыки потребуются для реализации поставленной цели. Можно организовать экскурсию на предприятие, где подросток сможет выявить для себя особенности будущей профессии, провести профориентацию.

Причина 9: острые эмоциональные переживания

Если ребенок переживает эмоциональный кризис, снижение интереса к учебе вполне естественно. Вызвать кризис могут разные обстоятельства: смена класса или школы, переезд в другой город, смена места жительства. Подростки могут остро переживать первую влюбленность, ссоры с друзьями. Снижение интереса к школьным занятиям в кризисный период понятно и почти неизбежно. В этом случае важно заметить кризис и поддержать ребенка в непростой для него момент. Тогда со временем ситуация с учебой выправится.

Это далеко не полный перечень причин, по которым ребенок утрачивает интерес к учению. Неблагоприятная внутрисемейная атмосфера, наличие психологических комплексов, зависимость от вредных привычек – есть много причин. Скандалы, ругань, истерики, наказания ни в коем случае не являются эффективными методами борьбы с нежеланием ребенка посещать школу. Необходима последовательная, постоянная работа. Родительское принятие и понимание помогут ребенку преодолеть все школьные трудности.

Запишитесь на прием к психологу в центр Self. Работаем без выходных. Звоните нам: 8 (495) 226-99-15.