VII. Самооценка портфолио.

Я считаю, что портфолио выполнено мною неплохо, поскольку в нем последовательно представлены развернутые ответы на вопросы. К выполнению портфолио я подходила очень ответственно. Структура портфолио, на мой взгляд, не сложная. Вопросы не вызвали затруднения, они позволяют наиболее полно представить имеющийся теоретический материал в развернутом виде.

Особенно удачной, на мой взгляд, является теоретическая часть, поскольку в ней я постаралась максимально раскрыть 2 темы, как можно шире раскрыть понятие методологии в педагогике и указать как можно больше методов исследования.

В целом портфолио позволяет каждому индивидуально подойти к выполнению заданий, проявить себя как творческого человека, внести свою «изюминку» в представлении материала.

В тоже время хочу отметить, что особого творческого подхода к выполнению портфолио у меня нет, поскольку я не являюсь творческим человеком. Создание портфолио _ весьма творческий процесс. В настоящее время не существует единых стандартов и требований к организации и оформлению порт­фолио, поэтому подходы к его построению могут быть раз­нообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей человека, который сам выбирает его вид и структуру, решает какие работы, в каком порядке в него включить. Важно, чтобы школьник или студент проанализировал свою рабо­ту, собственные успехи, обобщил и систематизировал материал, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

В данном портфолио мне понравились 1, 2, 5, 6 и 7 разделы. Имеется возможность развернуто представить себя, рассказать о себе, ответить развернуто на вопросы, дать определение своей позиции, расписать мотивы поступления и многое другое.

Несомненно, это огромный плюс, поскольку всю полноту представления, открытость и доступность мыслей можно представить именно в портфолио. Создание портфолио предполагает организацию поэтапной деятельности.

В моем портфолио я всё делала поэтапно и вообще, я считаю, что любую работу нужно делать последовательно, ни в коем случае не переходить от последнего задания к первому. Технология портфолио является современной эффективной формой оценивания.

Я считаю, что технология портфолио предпочтительна потому, что она обеспечивает высокий уровень процесса обучения и развития. Портфолио позволяет проводить оценку всего учебного процесса от самого начала, позволяет проводить самоанализ и самонаблюдения, чем мы и занимаемся в данном разделе.

Конечно, судить о себе сложно, но, на мой взгляд, в целом работа получилась, хотя, разумеется, я уверена, что недоработки имеются, но это уже оценит преподаватель.

  • Портрет — общи сведения за учителя
  • Резултати от педагогическата дейност
  • Научно-методическа дейност
  • Основни и допълнителни дейности
  • Учебно-материална база
  • Самооценка
  • Резюме – информация за учителя, включително миналия опит
  • Философията на учителя за образованието
  • Отговорност на учителя/курсове – информация за областите, в които учителят преподава;
  • Методи за преподаване/стратегии
  • Процеса на учене/обратна връзка от учениците
  • Друга информация, свързана с професията
  • Бъдещи планове/цели, включително професионално саморазвитие
  • Самооценка – учителят и професията, в която се изявява;
  • Приложения.
  • Всеки отделен материал, включен в портфолиото трябва да съдържа месец, дата, година на създаване;

    Материалите във всеки документ от разделите се подрежда:

    — отзиви и оценки

    Естетическото оформление се прави според желанията на учителя

    24 ЯНУАРИ 2010, НЕДЕЛЯ

    Портфолио в образованието

    Портфолиото на учителя е инструмент в ръцете на мениджъра в образованието за управление на човешките ресурси. Портфолиото проследява кариерната стълбица на учителя. Портфолиото диагностицира необходимостта от квалификация и определя нейната посока.

    Портфолиото на учителя се оформя като класьор. Презентацията на портфолио на учител в електронен вид може да се използва при демонстриране на добри практики, вътрешноучилищна квалификация и за мотивация на персонала.

    Предлагам на вниманието на училищния директори неговия управляващ екип примерно портфолио на учител:

  • Общи сведения за учителя.
  • Разделът съдържа документи, отразяващи постиженията на учителя в различни области:

    повишаване на квалификацията;

    награди, грамоти, благодарствени писма;

    дипломи от различни конкурси;

    други документи по желание на учителя.

    Този раздел позволява да се проследи процесът на индивидуалното развитие на педагога.

    В този раздел се намират материали с резултатите от обучението на учениците по формиране на ключовите компетенции по предмета:

    сравнителен анализ на на дейността на учителя в предходните 3 години на основание: резултати от външно оценяване на учениците; входни , междинни , изходни нива резултати от участия на учениците в олимпиади

    постъпили във ВУЗ и т.н.

    Материалите в този раздел трябва да дават представа за динамиката на резултатите от педагогическата дейност на учителя за определен период

    В този раздел се намират методически материали, свързани с професионализма на педагога:

    образователна програма и учебно –методическа литература,с които работи учителя;

    диагностични средства за оценка, индикатори и критерии за оценяване на образователнитерезултати;

    използване на ИКТ в образователния процес; технология на обучение на деца със СОП работа в методическото обединение, комисии, проектни групи участие в педагогически конкурси, творчески разработки, разработка на сайт и др.

    организация и провеждане на семинари, «кръгли маси», и т.н.;

    провеждане на научни изследвания, разработка на авторски програми;

    творчески доклади, анализи, статии;

    Разделът съдържа документи :

    списък на творческите разработки, реферати, изследователска работа, проекти

    победители в олимпиади, конкурси и др.

    сценарии за извънкласни мероприятия,видеофайлове с проведени мероприятия

    програми за ИКД, други документи

  • Материална база и учебно –технически средства
  • В този раздел се намира копие от описа на кабинета на учителя:

  • списък на справочна и методическа литература
  • списък на нагледните средства
  • наличие на технически средства за обучение/ телевизор, DVD-плеър,мултимедиен проектор, интерактивна дъска/
  • наличие на компютър и компютърни средства за обучение/ програми,виртуални експерименти, контрол на знанията, мултимедийни електронни учебници и т.н./
  • аудио и видео техника, дидактически материали, сборници
  • измерители на качеството на обучение на учениците;
  • други документи по желание на учителя
  • Портфолиото може да използвате при атестацията на учителите по националната програма “ Диференцирано заплащане “ на МОМН. Използвайте възможностите си на компетентен ръководител

    © 2010, Илияна Кръстева — образователен мениджър, All rights reserved!

    © 2009, L.Д. — издател, All rights reserved!

    Портфолио учащегося- оценка и самооценка достижений учащегося

    Портфолио обучающегося начальной школы соответствует требованиям ФГОС второго поколения и является одним из инструментов оценки и сомооценки достижений обучающегося начальных классов. Работа по созданию портфолио включает в себя совместную работу обучающегося, родителей, классного руководителя, психолога, логопеда, библиотекаря, учителей-предметников. Работа по созданию портфолио обучающегося рассчитана для обучающихся 1-4 класса и имеет продолжение в старших классах.

    Просмотр содержимого документа

    «Портфолио учащегося- оценка и самооценка достижений учащегося»

    Портфолио личностных достижений учащегося – педагогический инструмент сопровождения развития и оценки достижений учащихся

    отслеживание и оценивание динамики индивидуального развития и личностного роста обучающегося в широком образовательном контексте; поддержка его образовательной и творческой активности и самостоятельности.

    изучение и раскрытие индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка интересов, склонностей, способностей учащихся;

    развитие навыков рефлексии, формирование умений анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

    создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

    формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации к творческому росту;

    формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;

    формирование ценностного отношения к процессу участия в учебной деятельности или творческой работе, а не к его результату;

    содействие успешной социализации учащихся.

    Участники работы над Портфолио и распределение обязанностей между ними.

    Участниками работы над портфолио являются сами учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация школы. Одним из основных условий составления Портфолио ученика является установка тесного сотрудничества между всеми участниками.

    Оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой.

    Аккуратно в соответствии с принятыми временными периодами ведет в портфолио необходимые записи, в большей степени самостоятельно.

    Систематически пополняет в соответствующие разделы материалы, отражающие успехи и достижения в учебной и внеурочной деятельности; по желанию использует собственные элементы оформления (не противоречащие общей структуре и правилам оформления портфолио), отражающие его индивидуальность.

    Производит оценку своих достижений и возможностей, планирует свою дальнейшую деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию

    При необходимости обращается за помощью к взрослым (классному руководителю, родителям и т.д.)

    Помогают ребенку в оформлении портфолио в соответствии с принятой структурой

    Постоянно осуществляют контроль за пополнением соответствующих разделов портфолио.

    Совместно с ребенком отслеживает и оценивает динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживает его образовательную и творческую активность и самостоятельность.

    Участвуют в заполнении соответствующих разделов портфолио; несут ответственность за информацию, размещаемую в портфолио.

    Обязанности классного руководителя:

    Направляет всю работу учащихся по ведению Портфолио, консультирует, помогает, дает советы учащимся и родителям; объясняет правила ведения и заполнения Портфолио.

    Выполняет роль посредника между всеми участниками работы над Портфолио: учащимися-родителями-учителями-предметниками-педагогами дополнительного образования-администрацией, обеспечивает постоянное сотрудничество и взаимодействие.

    Осуществляет контроль за заполнением соответствующих разделов Портфолио учащихся.

    Заполняет соответствующие разделы Портфолио, несёт ответственность за достоверность информации, представленной им в Портфолио.

    Совместно с учащимся отслеживает и оценивает динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживает его образовательную и творческую активность и самостоятельность.

    Готовит итоговые документы для поощрения учащихся (грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.).

    Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:

    Учителя-предметники тесно сотрудничают с классным руководителем, предоставляют классному руководителю всю необходимую информацию об успехах и достижениях учащихся по предметам, предметным неделям, предметно-направленным конкурсам и т.д., несут ответственность за предоставленную информацию; помогают классному руководителю заполнять соответствующие разделы Потрфолио.

    Готовят итоговые документы для поощрения учащихся (грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.)

    Проводят экспертизу представленных работ по предмету и предметно-направленным конкурсам и пишут рецензии, отзывы на них.

    Обязанности педагогов дополнительного образования и других педагогов, осуществляющих воспитательную работу с младшими школьниками.

    Педагоги дополнительного образования, тесно сотрудничают с классным руководителем, предоставляют ему всю необходимую информацию о достижениях учащихся по своим направлениям деятельности; несут ответственность за достоверность представленной информации.

    Готовят итоговые документы для поощрения учащихся (грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.).

    Совместно с учащимся отслеживают и оценивают динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживают его образовательную и творческую активность и самостоятельность.

    Осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы школы в рамках ФГОС.

    Структура и содержание Портфолио

    Титульный лист Портфолио содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс) и фото ученика.

    Портфолио имеет следующие разделы:

    Раздел "Мои достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности"

    итоговые отметки по предметам базисного учебного плана;

    контрольные, диагностические работы, мониторинги;

    сведения об участии в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, исследовательских проектах, интеллектуально-познавательных конкурсах, в проектной деятельности.

    Раздел "Мои достижения в общественной, творческой и спортивной деятельности"

    сведения об участии в самоуправлении класса; сведения об участии в делах класса и школы (конкурсы, КТД, праздники, социальные акции и т.д.)

    сведения об участии в школьных, районных, городских и всероссийских конкурсах различного направления (интеллектуально-познавательное, творческое, спортивное и т.д.);

    сведения об участии в проектной деятельности, в том числе участие в интернет-проектах.

    Раздел содержит конкретные документы, подтверждающие достижения учащегося в учебной или внеурочной деятельности.

    В этом разделе помещаются творческие работы учащиеся: рисунки, стихи, проекты, исследовательские работы. Если выполнена объемная работа (поделка, большой формат бумаги и т.д., большой объем работы), помещается ее фотография или диск с соответствующим материалом. В разделе могут размещаться фотографии, отражающие участие ребенка в различных видах творческой, спортивной, социальной деятельности.

    отзывы о деятельности ученика (классного руководителя, учителей-предметников, других педагогов, администрации, педагогов дополнительного образования, родителей);

    рецензии на работы учащихся;

    вырезки из СМИ о деятельности учащегося или его творческих работах.

    Раздел "Мир моих увлечений"

    Раздел содержит информацию об увлечениях ребенка в свободное от уроков время: хобби, занятость в дополнительном образовании, фотографии, отражающие его увлечения и т.д.

    Портфолио, как инновационный продукт, носит системный характер. В образовательном процессе он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика.

    сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

    учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;

    позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.

    Портфолио и самооценка

    Колекция от материали документиращи развитието на детето/ученика в образователния процес. Представлява папка , в която са събрани постиженията на ученика /във вид на документи и материали , представящи желаните цели за постигане в различни аспекти от участието на ученика – учебни постижения, взаимоотношения с учителите и съучениците, участието му в живота на училището, развитие на личните способности, изяави и др. Целите могат да бъдат поставяни от учителит и от самия ученик и могат да бъдат за различен период от време. .В събирането на материалите могат да помогнат учителите, родителите, библиотекарят, ресурсният учител, педагогическият съветник, самият ученик и т.н.

    • o за самооценка /под формата на планове, аргументация, разсъждение, обосновка/ на собствения познавателен и творчески труд, базирана на самонаблюдение / рефлексия- „отражение”, „обръщане назад”/ на собствената дейност;
    • o за динамична оценка на развитието на ученика и на усилията, полагани от него и отговорните възрастни;
    • o като свидетелство за образователна ефективност;
    • o механизъм за обратна връзка.
    • v Конкретни задачи, материали;

      v Анкети за родителите;

      v Критерии за оценка.

      v Избира текстове и тестове, съчинения и др.;

      v Планове за саморазвитие’

      v Домашни работи;

      v Извънкласни работи- рисунки, др. материали.

      IV. Оформление на портфолиото

    • 1.Титулна страница – например „ Портфолио по четене”
      • Име на ученика
      • Учебен предмет
      • Време на изпълнение: период / от- до/
      • Име на учителя
        1. Съдържание – кратка история на успехите на ученика / пише се от учителя/ по съответния предмет/област на развитие: a) с какво се справя лесно; b) какво го затруднява; c) в какво се изразява срещаната от него трудност и т.н.
        2. Критерии за оценяване – уточняват се съвместно между учителя и ученика.
        3. Например: по отношение на съдържанието на подбрания материал: връзка с темата; подбор на най-добрите постижения на ученика и др., оформление на портфолиото; помощ от родителя и др., красиво и четливо писане и др.

        4. 4.Записи, домашни работи
        5. 8 работи от всички разработки: контролни, самостоятелни работи , тестове
        6. тетрадка по четене
        7. тетрадка – домашна работа
        8. рисунка и др.
        9. Използване на информационни технологии- ако учениците имат възможност да работят това. Например :Ученикът е участвал при разработването на сценарий за драматизация на приказка и е разработил в екип или самостоятелно мултимедиен продукт.
        10. 6.Любима работа — Защо?
        11. 7.Писмена оценка на родители/ или директор, ресурсен и т. н.

        1. Самооценка на резултатите от собствената дейност.

        2. Структуриране на материалите- логичност и лаконичност на коментарите/ писмените пояснения/.

        3. Акуратност и естетичност на оформлението.

        4. Цялостност , тематична завършеност, прегледност и обоснованост на материалите.

      • Каква работа осъществихте при подбора на материалите?
      • С какво се справихте по-лесно и какво ви затрудни?
      • Има ли нещо, което неможахте да включите в портфолиото?
      • Разполагахте ли с образец — опора?
      • Как организирахте информацията?
      • Кое най- много ви затрудни?
      • Кои думи не разбрахте веднага?
      • Какво ново научихте?
      • Какво ви хареса / или не ви хареса/ при работа в група- екип?
      • 1. Какво беше първото ви впечатление?

        2. Какво ви изненада в коментарите на ученика?

        3. Какво ви накара да се гордеете?

        4. Какво можете да направите , за да помогнете на своето дете?

        5. Колко често детето се консултираше с вас?

        6. Затрудни ли ви нещо, когато помагахте на детето?

        7. Какви допълнителни материали е използвало вашето дете и от къде ?

        VIII . Примерен вариант за портфолио по Четене може да включва:

        1. Текстове за четене с разбиране, свързани с изучавените литературни произведения;
        2. Изготвени биографични справки за часовете по извънкласно четене / в частност по СИП- Фолклор на етносите- ромски фолклор/;
        3. Различни самостоятелни работи и тестове по четене;
        4. Разнообразни материали, подготвяни от ученика самостоятелно за часовете по четене и СИП;
        5. Илюстрации на изучени произведения;
        6. Тетрадка за работа в клас по четене и СИП;
        7. Тетрадка за домашна работа по четене;
        8. Лично творчество: стихотворения, гатанки, разкази , приказки и др.;
        9. Плакати;
        10. Комикси.