Тема 13. Конфликты и способы их разрешения

Основные вопросы по теме:

Виды конфликта и конфликтные ситуации

Фазы развития конфликта

Стратегия и тактика разрешения конфликта

Переговоры как способ разрешения конфликта

Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации в целом) вызывает расстройство интересов другой стороны, которое порождает ответ­ное противодействие.

Причина возникновения конфликтов кроется, прежде всего, в том, что каждый сотрудник обладает собственными целями, стремле­ниями и интересами, так же как и организация. При этом достижение индивидуальных целей приходится увязывать и согласовывать с целя­ми всей организации (особенно, если организация корпоративная). В процессе достижения целей организации и решения индивидуальных задач сотрудниками между ними могут возникать конфликты.

Расстройство интересов одной стороны часто вызывается примене­нием власти другой стороной. Непризнание власти является одной из важнейших черт конфликта. Например, руководитель сообщает со­труднику о необходимости выйти на работу в выходной день, чем на­рушает его планы. Если подчиненный не выполнит данное ему распо­ряжение, может сложиться ситуация, негативно влияющая на эффек­тивность совместной деятельности, что и приведет к возникновению конфликта.

Сильный конфликт сопровождается, как правило, развитием стрес­са у его участников, снижением уровня сплоченности и единства в коллективе, разрушением коммуникационной сети и пр.

Причины возникновения конфликтов. В самом общем виде эти причины можно разделить на три группы: 1) возникающие в процессе труда; 2) вызываемые психологическими особенностями человеческих взаимоотношений; 3) обусловленные личностными особенностями сотрудников организации.

Главным источником возникновения конфликтных ситуаций для многих организаций являются причины, порожденные трудовым про­цессом. Среди них следует назвать факторы, препятствующие выпол­нению людьми своих обязанностей. Например, непосредственная взаи­мосвязь работников, негативно влияющих друг на друга в технологи­ческой цепочке; невыполнение функциональных обязанностей в систе­ме «руководитель — подчиненный», которое не обеспечивает надлежа­щие условия для успешной деятельности подчиненных и др.

Конфликты в процессе трудовой деятельности вызываются также факторами, препятствующими достижению таких целей, как высокий заработок, благоприятные условия труда и отдыха. Например, нере­шенность организационных вопросов, при которой нарушается систе­ма распределения ресурсов; взаимосвязь людей, при которой заработок одних зависит от эффективной работы других.

Наконец, конфликты нередко бывают порождены несоответствием поступков одного из сотрудников принятым в коллективе нормам и жизненным ценностям. Например, несовпадение ожиданий подчинен­ных относительно поведения своего руководителя при распределении полномочий или вознаграждении по итогам работы.

Во вторую группу причин, которые порождают конфликты и отра­жают психологические особенности человеческих отношений, следует г включить взаимные симпатии и антипатии людей, ведущие к их совместимости и несовместимости. Соответственно данным причинам в коллективе может сложиться неблагоприятная психологическая атмосфера, называемая «атмосферой нетерпимости».

В третью группу входят причины конфликтов, кроящиеся в своеоб­разии личности членов коллектива. В этом случае имеются в виду не только неумение человека контролировать свои эмоции, агрессив­ность, излишняя тревожность и т. п., но и социально-демографические характеристики. Например, для женщин характерна тенденция к боль­шей частоте конфликтов, связанных с их личным потреблением (от­пуска, премии, размер оплаты труда и т. п.), когда как для муж­чин — непосредственно с трудовой деятельностью. С увеличением возраста работников сокращается удельный вес конфликтов, связан­ных с организационными проблемами деятельности (нарушения трудо­вой дисциплины, несоответствие качества работы предъявляемым тре­бованиям и т. п.).

Особенности семейного конфликта

1. Понятие семейного конфликта как одного из межличностных конфликтов 3

1.1. Сущность семейного конфликта, его причины, структура и функции 3

1.2. Динамика семейного конфликта 11

2. Пути разрешения и предотвращения семейных конфликтов 14

Список литературы 25

Приложение 1 26

Приложение 2 31

Приложение 3 32

Темой данной работы является «Особенности проявления и специфика протекания семейных конфликтов». Актуальность данного исследования заключается в том, что семейный конфликт в современном обществе является одним из наиболее часто встречающихся конфликтов. Семья – основа общества и каждый человек стремится к созданию и сохранению благополучия в своей семье. Необходимо также отметить и практическую значимость данной работы, которая может быть полезна социальному психологу, который занимается консультированием конфликтных семей, а также любому другому человеку, так как в работе раскрываются такие важные вопросы как способы разрешения семейных конфликтов. На наш взгляд каждый уважающий себя и свою семью человек должен знать как особенности протекания, а главное способы предупреждения конфликтных ситуаций.

Целью работы является раскрытие особенностей проявления и протекания семейных конфликтов. В соответствии с целью работы мы поставили следующие задачи:

проанализировать теоретический материал по теме;

раскрыть понятие семейного конфликта как одного из межличностных конфликтов;

описать сущность семейного конфликта, обозначить его причины, рассмотреть структуру и функции семейного конфликта;

рассмотреть динамику семейного конфликта;

проанализировать пути разрешения и предотвращения семейных конфликтов.

Методы исследования: анализ теоретической литературы по теме исследования, эмпирические методы (тестирования), методы статистической обработки информации.

Теоретической базой данного исследования являются работы Г.М. Андреевой, А.Я. Анцупова, А.А. Крылова, С.М. Емельянова, Г.И. Козырева, Т.Е. Поповой, Ю.Е. Алешиной и др.

1. Понятие семейного конфликта как одного из межличностных конфликтов


1.1. Сущность семейного конфликта, его причины, структура и функции

Семейные конфликты существуют столько, сколько существует семья.

Семью можно рассматривать с двух основных позиций: как малую социальную группу и как социальный институт. В первом случае речь может идти о социально-психологическом (эмоционально-психологическом), а во втором – о социологическом (инструментальном) уровнях группового общения. Исходя из этого, первая группа конфликтов будет обусловлена в основном личными качествами супругов и особенностями внутрисемейных отношений. Вторая – влиянием внешних субъективно-объективных условий на супружеские отношения. В повседневной семейной жизни отличить внутренние причины конфликтов от внешних бывает непросто. Одни и те же внешние воздействия могут вызывать порой диаметрально противоположную реакцию у различных супружеских пар. Например, тяжелые финансовые и бытовые условия для одной семьи могут стать причиной постоянных конфликтов и даже развода, а для другой – одним из основных факторов укрепления семейных уз [6, с.39].

Семейный конфликт является разновидностью межличностного конфликта, который, в свою очередь, определяется как открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

Семейные конфликты можно разделить на супружеские и на конфликт между родителями и детьми. Рассмотрим особенности каждого из них.

Среди часто встречающихся причин супружеских конфликтов можно выделить такие как: неудовлетворенные потребности, различие взглядов, интересов, вкусов, представлений, норм, нравственных позиций, неадекватные ролевые ожидания, несовместимость характеров и личных качеств супругов.

Браки заключаются по двум основным критериям: по любви и расчету с множеством промежуточных вариантов. Очевидно, идеальным можно считать тот брак, в котором гармонично сочетаются оба эти критерия.

До вступления в брак каждый из будущих супругов формирует в своем воображении образ (роль) будущего мужа или жены. Эти образы складываются у молодых людей из опыта родителей, рассказов знакомых и друзей, из прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и другой информации. Сформировавшиеся ролевые ожидания нередко бывают существенно завышены и в реальной супружеской жизни не подтверждаются, что обуславливает разочарование и возникновение ролевых конфликтов.

К ролевым конфликтам также относятся конфликты, связанные с проблемой доминирования, суть которой состоит в выяснении отношений между супругами типа «кто хозяин в доме?» Если на роль хозяина в семье претендуют оба супруга и всячески демонстрируют свои претензии, то в такой семье конфликты неизбежны [10, c.25].

К основной группе супружеских конфликтов относят конфликты, связанные с негативным влиянием внешней среды, которое ведет к ухудшению финансовых, жилищно-бытовых и иных условий. Часть этих конфликтов связана с неспособностью или нежеланием супругов адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, часть – с отсутствием объективных возможностей для такой адаптации. В супружеском конфликте особенно сложно определить конструктивные и эмоциональные причины его возникновения, т. е. объект конфликта. Это обусловлено тем, что супружеские конфликты часто принимают эмоциональную окраску. Причины эмоциональных конфликтов часто кроются в психологических различиях супругов. Они проявляются в неприязненном, а иногда и враждебном отношении друг к другу. Первоосновой такого конфликта могут быть не решаемые длительное время конструктивные конфликты.

Необходимо отметить, что не всякий супружеский конфликт имеет отрицательное значение. Есть конфликты, которые помогают супругам выработать единые позиции по спорным вопросам, узнать и учитывать потребности и интересы друг друга. Иногда мелкие ссоры могут предотвратить более крупный конфликт [6, с.50].

Психологами выделяются факторы риска построения счастливой семьи, к которым относятся:

– возраст вступления в брак;

– экономический фактор (финансовая стабильность);

– жилищные условия (раздельное/совместное проживание с родителями);

– продолжительность общения до брака.

Огромную роль играют такие факторы, как родительские семьи, в которых воспитывались супруги; отношение родителей к браку детей; добрачная беременность – является при создании семьи высоким фактором риска. Ускоренное формирование семьи приводит к неудовлетворённости, что влияет и на эмоциональную сторону взаимоотношений между мужем и женой [2, c.123].

Семейная атмосфера – это психологический климат семьи. Она включает в себя духовную жизнь родителей и детей, единство их интересов, увлечений, переживаний. В этом случае психологи говорят о духовном единстве семьи, когда каждый стремиться понять других, разделить их заботы, помочь. Духовное единство сплачивает семью в коллектив, помогает созданию общего стиля и тона жизни. Духовное единство супругов достигается при их совместимости.

Совместимость – значит близость, похожесть или такая разница, когда характеры, взгляды, привычки не враждебны, а дополняют друг друга. Именно от такой многословной совместимости – эмоциональной, духовной, моральной, сексуальной – зависит судьба брака: чем полнее это совместимость, чем больше у мужа и жены близких сторон, тем лучше им друг с другом, чем меньше – тем неинтереснее их жизнь. Несовместимость – неуживание с тем, что не нравится, царапает, ощущается как неприятное. Совместимость с достоинством человека часто несёт в себе вкрапления несовместимости с его недостатками, вернее, с тем, что кажется недостатками.

Чаще всего семейные конфликты возникают у семей с напряжённой и конфликтной атмосферой.

Напряжённая атмосфера характерна для противоречивых типов семей, в которых супруги с одинаковыми или противоположными недостатками: муж и жена – службисты или ленивы; или один трудолюбив, а другой лентяй; или кто-то неряшлив, кто-то чистоплотен. Здесь постоянно сталкиваются разные характеры и разные установки. Если любят, супруги терпят недостатки друг друга, хотя это даётся и не просто [1, c.45].

Конфликтная атмосфера характерна для неблагополучной семьи и супругов, эмоционально и рационально несовместимых. В таких семьях настроения пессимистичны (супруги не могут расстаться из-за детей или по иной причине и потеряли надежду на лучшую жизнь) или аффектны (скандалы, ненависть друг к другу).

Конфликт, как правило, порождается не одной, а комплексом причин, среди которых весьма условно можно выделить основную. По основной причине, т. е. по ведущему мотиву, можно выделить следующие группы семейных конфликтов, возникающих в результате:

стремление одного или обоих супругов реализовать в браке прежде всего личные потребности (развитая направленность «на себя», т. е. эгоизм);

сильно развитых материальных потребностей у одного или обоих супругов;

неудовлетворённой потребности в самоутверждении;

наличия у одного или обоих супругов завышенной самооценки;

несовпадения представлений супругов о содержании ролей мужа, жены, отца, матери, главы семьи;

неумение супругов общаться друг с другом, с родственниками, друзьями и знакомыми, коллегами по работе;

неумение супругов разобраться в причинах, вызывающих нежелательное поведение одного из них, в результате чего возникает взаимное непонимание; нежелание одного из супругов участвовать в ведении домашнего хозяйства;

нежелание одного из супругов заниматься воспитанием детей или несовпадения взглядов на методы их воспитания;

разница в типах темперамента супругов и неумении учитывать тип темперамента в процессе взаимодействия [3, c.216].

Одна из наиболее распространённых причин семейных конфликтов – эгоистичность одного или обоих супругов. Другая общая причина семейных бед – неуступчивость супругов. Она – главное препятствие к взаимопониманию, согласию, семейной гармонии. Уступать должны оба супруга. Но первым уступить должен тот, кто мудрее, сильнее, кто понимает, что нежелание и неумение уступать – путь, ведущий к ссорам и нередко – к разводам.

Большое значение в выделении причин конфликтов имеют также проблемы в интимной сфере. Интимно-личная адаптация требует от супругов достижения морально-психической и физиологической удовлетворенности друг другом в интимных отношениях. Если один из супругов начинает испытывать психические или физиологические неудобства от интимной близости, неудовлетворенность от ее результатов, проблему нельзя оставлять, чтобы она решалась сама собой. На неудовлетворительные результаты интимной близости могут влиять необоснованные страхи за свою половую «слабость», неудовлетворенность и т.д. Такое положение дел чревато конфликтами. Гармоничная половая жизнь супругов служит своего рода терапевтическим средством для выхода из различного рода психических стрессов. При появлении в этой сфере каких-либо неудобств, которые не удается преодолеть своими силами, необходимо обязательно обратиться к психиатру- Если эти проблемы не будут устранены в начале совместной жизни, они с неизбежностью дадут о себе знать позднее, в самых непредвиденных негативных проявлениях. Думается, что высший бал в интимно-личной адаптации могут поставить себе супруги в том случае, когда они расстаются на один день, а при встрече им кажется, что они не виделись неделю. А если не виделись неделю, то при встрече должно создаваться впечатление, что они не виделись целый год. Интимно-личные взаимодействия на такой высоте бывают между супругами тогда, когда каждый из них стремится сделать добро другому, заботится о нем, доверяет ему во всем. Конфликты в таких случаях очень редки, а когда возникают, то протекают всегда в конструктивной форме.

20. Понятие и природа конфликтов в организации. Типы конфликтов, причины их возникновения и методы разрешения

Бесконфликтных организаций не существует. Более того, чем активнее и динамичнее организация, тем чаще в ней возникают причины для больших и малых конфликтов. Поэтому понимать истоки конфликта и уметь управлять его течением и разрешением – неотъемлемая составляющая профессионализма руководителя.

Принято различать два основных подхода к конфликту. В рамках первого подхода конфликт определяется как столкновение интересов, противоречие, борьба и противодействие.

Для большей наглядности дадим несколько определений конфликта. Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.

Конфликт – это такое взаимодействие между субъектами, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок).

Конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которыми могут быть как конкретные лица, группы, так и организации в целом, причем это несогласие между сторонами приводит к тому, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.

Современная точка зрения на конфликты в организации – они не только возможно, но могут быть желательны. Конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, позволяет выявить большее число альтернатив, проблем. Это делает процесс принятия решений в организации более эффективным.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации и дисфункциональным, т. е. приводить к снижению эффективности организации, личной удовлетворенности, группового сотрудничества. Разрушительные последствия возникают, когда конфликт находится на очень низком или очень высоком уровне. Когда конфликт мал, его стараются не замечать и не пытаются найти способы его разрешения. Несогласие кажется незначительным для того, чтобы побудить стороны менять свое решение или общее решение. Но совместное решение, не учитывающее всех позиций, менее эффективно с точки зрения его мотивации.

Высокий уровень конфликта сопровождается развитием у стресса участников. Это ведет к снижению морали и сплоченности. Разрушаются коммуникационные сети, что приводит к сокрытию информации и принятию неверных решений. Организация может погибнуть.

Функциональные конфликты проявляются тогда, когда уровень конфликта достаточен для мотивации людей. Такие конфликты возникают на основе различия в целях, объективно обусловленных выполняемой работой. Стороны по-разному видят желаемое состояние управляемой системы в будущем. Развитие конфликта сопровождается активным обменом информацией, согласованием разных позиций и желанием понять друг друга. При обсуждении различий, которые нельзя не учесть, но и нельзя совместить, вырабатывается компромиссное решение, основанное на творческом подходе к проблеме.

Позитивные функции конфликта.

1. Разрядка напряженности между сторонами.

2. Сплочение коллектива перед внешним врагом. Широко известно, что дружить легче против кого-то.

3. Несомненно, внешний враг может помочь усилению консолидации членов группы.

4. Получение новой информации об оппоненте и окружающей социальной среде.

5. Большая расположенность к сотрудничеству в будущем.

6. Снятие синдрома покорности у подчиненных.

Нормотворчество – фиксирование новых правил взаимоотношений между субъектами конфликта и третьими силами, чьи интересы также фигурировали в ходе его.

Создание новых социальных институтов. Конфликт является одним из «родоначальников» новых организаций и направлений деятельности. Большинство организаций возникло в процессе и в результате отделения групп сотрудников от материнской организации. Именно конфликт позволил им сплотиться и осознать отличие своих интересов от интересов других сотрудников и руководителей.

Негативные функции конфликта.

1. Большие эмоциональные и материальные затраты на участие в конфликте.

2. Рост неудовлетворенности, плохое моральное состояние.

3. Снижение производительности труда, рост текучести кадров.

4. Представление о второй стороне как о враге.

5. Уменьшение сотрудничества после завершения конфликта.

6. Сложное восстановление деловых отношений («шлейф» конфликта).

7. Усиление тенденции к авторитарному руководству.

Роль конфликта в организации зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять, надо знать компоненты конфликта, их типы, причины, процесс разрешения и методы разрешения конфликтов.

В конфликте можно выделить следующие компоненты:

1) участники (оппоненты) с их несовпадающими целями;

2) посредник (может отсутствовать);

3) объект (предмет конфликта);

4) предконфликтная ситуация;

6) конфликтные действия оппонентов;

7) фаза конфликта;

8) меры по разрешению конфликта;

9) завершение конфликта.

Возникает вопрос о необходимости и достаточности каждого из указанных компонентов. Так, участники – это необходимый компонент, а посредник присутствует далеко не всегда. Предконфликт-ную ситуацию можно выделить всегда, даже если она кратковремен-на. Считается, что конфликт – это предконфликтная ситуация плюс инцидент. Предконфликтная ситуация может существовать, не переходя в стадию инцидента, но инцидент не может произойти без предконфликтной ситуации.

В настоящее время не создано единой классификации конфликтов. Наиболее распространенным критерием классификации организационных конфликтов является масштаб. По этому критерию различают внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой, внутригрупповой и межгрупповой конфликты.

Внутриличностный конфликт – это столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Это конфликт выбора из двух зол меньшего. Например, работнику поручили срочную интересную работу, а у него дома – капитальный ремонт и необходимы уходы с работы. Причинами такого конфликта могут быть:

1) несоответствие служебных требований личным потребностям, целям, ценностям;

2) предъявление работнику противоречивых требований;

3) нарушение принципа единоначалия;

4) перегрузка или недогрузка, вследствие чего возникает неудовлетворенность работой;

5) осознание своей несостоятельности.

Межличностный конфликт вовлекает двух или более людей. Это самый распространенный конфликт. Примером может служить борьба двух руководителей за ресурсы организации или борьба между двумя претендентами за должностное повышение. Причинами конфликта могут быть различия в целях, взглядах, ценностях, чертах характера, манере поведения, методах работы.

Конфликт между личностью и группой возникает по следующим причинам:

1) несоответствие норм поведения, принятых в группе, и норм поведения, которых придерживается работник;

2) неверное распределение обязанностей;

3) разные позиции группы и личности в решении какой-то проблемы;

4) смена руководства;

5) появление неформального лидера.

Примером подобного конфликта является конфликт между руководителем и группой или конфликт между группой и ее новым членом.

Внутригрупповой конфликт представляет собой столкновение между частями или всеми членами группы, влияющее на результаты работы группы в целом. По масштабам данный конфликт является большим, чем сумма межличностных конфликтов. Основными причинами конфликта являются:

1) изменение баланса сил в группе вследствие смены руководства;

Межличностный конфликт и способы его разрешения;

Лекция № 5. Интерактивное общение.

1.Понятие, структура и значение интерактивного общения.

2.Социальный контроль и социальные нормы.

3.Роль и ролевые ожидания в процессе общения.

4.Межличностный конфликт и способы его разрешения.

Понятие, структура и значение интерактивного общения.

Интерактивное общениемежличностное взаимодействие, т.е. совместное действие в процессе общения или реакции людей на действия друг друга.

Общение обязательно предполагает некоторый результат – изменение поведения или деятельности других людей.

Например: поступок (студент не подготовил задание) – реакцияТы как всегда, садись — «2» или «Мне очень жаль, но без этого материала вам будет очень трудно понять следующий, завтра я вас жду с выполненным заданием) –поведениеДа мне такая чушь тысячу лет не нужна» или « Спасибо, во сколько мне можно подойти?»

Такое общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности или последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга.

(Структуру и значение межличностного взаимодействия по аналогии с предыдущими темами попробуйте определить сами).

Социальный контроль и социальные нормы.

Совместная деятельность и общение людей протекают в условиях социального контроля (оценки поведения), осуществляемого на основе социальных норм.

Социальные нормы – это принятые в обществе образцы поведения, регламентирующие взаимодействие и взаимоотношения людей. Норма: молодой стоит, пожилой сидит.

Механизмы социального контроля: неодобрение, осуждение, наказание и т.д., с помощью которых осуществляется коррекция отклоняющегося от нормы поведения. Этих норм и правил огромное количество, которые человек усваивает в процессе жизни, начиная от приветствия и до соблюдения воинской обязанности.

Подумайте. Можно ли назвать наше государство правовым, если правовым называют государства, в которых каждый человек выполняет свои обязанности, т.е. нормы и правила поведения в обществе. (От брошенной бумажки и грубого слова до экономических преступлений и убийства)

Роль и ролевые ожидания в процессе общения.

Каждый человек в процессе общения выполняет определенные роли.

Роль(в психологии) – это нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (должность, возраст, пол, положение в семье и т.д.)

Например: врач – больной (внимание – терпение); мужчина – женщина (сила — нежность); гость — хозяин (сдержанность – радушие); преподаватель – студент (профессионализм – усердие).

Одновременно люди могут исполнять несколько ролей, входя в различные ситуации общения (педагог – дочь – жена – больной – мать – хозяйка – директор – бабушка).

Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновениеролевые конфликты, когда «хочу» и «должен» не совпадают.

Разберем еще одно понятие «ролевые ожидания».Хочет или не хочет человек, но окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу – роли. Исполнение роли обязательно получает общественную оценку. Отклонение от образца осуждается или хотя бы обсуждается.

Итак, необходимым условием успешности процесса общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга.Например: от преподавателя студент ожидает профессионализма, высокой культуры, а преподаватель от студента – заинтересованности и усердия в получении профессии.

Способность и умение человека безошибочно точно приписывать другим ожидания того, что они готовы от него услышать или в нем увидеть, называется тактом (Например: не обратить внимание на неловкость другого человека, когда он явно и сам смущен произошедшим.) Приведите примеры.

Подумайте.Значит ли это, что тактичный человек всегда и во всех случаях должен следовать этим ожиданиям или оправдывать ожидания других? Бывает ли, что срабатывают принципы человека вопреки всяким ожиданиям? (Метод «взрыва» А.С. Макаренко)

Однако, если не брать ситуацию принципов, то в жизненных ситуациях ошибочное приписывание ожиданий или их игнорирование является бестактностью.

Бестактное поведение может иметь безобидный характер. Например, на вопрос при случайной встрече «Как дела?» — человек начинает долго и подробно рассказывать… Но может носить характер целенаправленного удара (Например, замечание в присутствии других). Особенно в педагогическом общении бестактность может привести к серьезным последствиям. А.С. Макаренко говорил: «Как можно больше уважения и доверия к человеку, как можно больше требования к нему».

У ребенка, как правило, отсутствует устойчивая самооценка. Часто происходит внешняя ориентация на свой поступок и свои возможности. Взрослый формирует уверенную или неуверенную в себе личность через воспитание самоуважения. Уважающего себя человека легче научить уважать других людей, общество, в котором живет.

Подумайте. На чем основываются нормальные человеческие взаимоотношения между людьми? Доверие – всегда ли нужно? Любовь – обязательно ли любить всех? Гуманизм – и к убийцам детей тоже? А уважение — ?

Рассмотрим следующие вопросы:

Понятие конфликта и причины его возникновения

— Этапы развития конфликта и способы его разрешения.

История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты, десятки стран и народов (мировые войны). Другие вовлекали большие и малые социальные группы (Чечня, Югославия, Осетия). Третьи происходят между отдельными людьми постоянно.

С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. По преданию царь Соломон (965 г. до н.э.) прославился благодаря мудрости разрешения конфликтов («соломоново решение»).Вспомните сказки и их героев: поди туда – не знаю куда; принеси то – не знаю что.

В настоящее время достаточно полно разработана теория конфликтов и практика их разрешения.

Подумайте. Можно ли жить без конфликтов? Нужны ли конфликты?

Развитие личности человека происходит только в деятельности. А, если общение является одним из видов деятельности, то, благодаря межличностному взаимодействию человек совершенствуется.

Например: сегодня попробовала понять младшую сестренку, завтра – маму, потом бабушку, сдержалась и не нагрубила соседке, терпимее стала к мужу, ласковее к детям, а потом научилась уважать всех людей, независимо от возраста, пола, национальности и положения.

Не избегать, а решать конфликты требует логика человеческого развития.Это одно из противоречий диалектики: в результате решения возникших межличностных противоречий происходит восхождение на более высокий личностный уровень.

Причинами возникновения конфликтов могут быть самые разные проблемы, начиная от материальных ресурсов государства (нефть, газ) до личностных различий (фильм «Курьер»).

Конфликт– один из видов социального взаимодействия, предполагающий противоборство сторон.

Всегда ли противоборство перерастает в конфликт? Например, если муж любит футбол, а жена – театр?

Межличностный конфликт –это противоречие между субъектами, взаимная враждебность, противостояние позиций, несовпадение целей или ценностей.

Понятия «субъекты» и «участники» конфликта не всегда тождественны.

Субъект — это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.

Прямой участник – сознательно принявший участие в конфликте или вовлеченный в него.

Косвенный участник – тот, кто преследует в чужом конфликте свои интересы (провоцирует, нашептывает и вашим и нашим)

Объект конфликта – причина, мотивация, движущая сила конфликта.

Все объекты условно подразделяются на два вида:

— Которые нельзя разделить между участниками. Например, власть.

— Которые могут быть разделены между участниками (убийство в целях самообороны, авария на дороге).

Выявление объекта – непременное условие успешного решения конфликта.

По вопросу классификации конфликтов среди исследователей

нет единой точки зрения. Я выбрала для рассмотрения классификацию Сперанского В.И., который определяет основные виды конфликтов в зависимости от того, что берется за основание конфликта.

Самая распространенная классификация в зависимости от участников конфликта:

а) внутриличностные конфликты (когда человек сам с собой не в ладу)

б) межличностные конфликты (родитель – ребенок; ученик – учитель)

в) групповые ( футбольные фанаты)

г) между личностью и группой (фильм «Чучело»)

д) межгосударственные ( войны)

Важнобывает выделить конфликты в зависимости от содержания: истинные (содержательные) – это те, где есть противоречие или ложные (пустые) – возникшие в результате раздражения, плохого самочувствия, нетактичного поведения. Зная это, можно определить вариант их разрешения.

Лучший способ решения пустыхконфликтов – это избегать их, не дать развиться, чтобы не перерос затем в содержательный. Можно использовать следующие приемы:

а) С юмором отнестись к обидчику. Например: «Собака же ты!» — «Интересно, какой породы?»

б) Говорить в логике заданной ситуации: «Наташа, иди кушать!» — «Я не Наташа, я зайчик» — «Зайчик, иди кушать!»

в)Активный перехват инициативы на порядок выше заданного уровня:

Например, ребенок говорит: «Я – бандит, а бандиты кашу не едят» — «Правильно, кашу ест только главный бандит». Стихи А. Барто о коровах.

Лекция 6. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ Содержание: 1. Понятие семейного конфликта и способы его разрешения. 2. Особенности конфликтов между родителями и детьми. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВладимир Братухин

СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ презентация

Понятие семейного конфликта и способы его разрешения.

Особенности конфликтов между родителями и детьми

Об этом и многом другом вы узнаете из презентации о конфликтах в семье!

Презентация на тему: » Лекция 6. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ Содержание: 1. Понятие семейного конфликта и способы его разрешения. 2. Особенности конфликтов между родителями и детьми.» — Транскрипт:

1 Лекция 6. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ Содержание: 1. Понятие семейного конфликта и способы его разрешения. 2. Особенности конфликтов между родителями и детьми.

2 Понятие семейного конфликта и способы его разрешения

3 Микро- и макросреда Тактика Стратегия Тактика Стратегия Конфликтное взаимодействие Субъект конфликта Мотивы, взгляды КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ ПОНЯТИЕ СЕМЕЙНОГО КОНФЛИКТА ПО ОЦЕНКАМ СПЕЦИАЛИСТОВ В 80-85% СЕМЕЙ ПРОИСХОДЯТ КОНФЛИКТЫ, А В ОСТАЛЬНЫХ 15-20% ВОЗНИКАЮТ ССОРЫ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПОВОДАМ Семейные конфликты – это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов Мотивы, взгляды ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА Субъект конфликта

4 Конфликты между супругамиКонфликты между родителями и детьми Конфликты между супругами и родителями каждого из супругов Конфликты между бабушками (дедушками) и внуками СУБЪЕКТЫ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ

5 Малая социальная группа личные, в большей части психологические качества супругов и особенности внутрисемейных отношений В самом механизме функционирования семьи как малой социальной группы или как социального института заложены противоречия. А конфликт, будучи формой проявления и разрешения этих противоречий, обнаруживает себя во взаимоотношениях и взаимодействии членов семьи. МОТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК (в %) рост социального отчуждения; ориентация на культ потребления; девальвация моральных ценностей, в том числе традиционных норм сексуального поведения; изменение традиционного положения женщины в семье (противоположными полюсами этого изменения являются полная экономическая самостоятельность женщины и синдром домохозяйки); кризисное состояние экономики, финансов, социальной сферы государства и др. Социальный институт влияние внешних субъективно-объективных условий: ухудшение материального положения семьи; чрезмерная занятость одного из супругов (или обоих) на работе; невозможность нормального трудоустройства одного из супругов; длительное отсутствие своего жилья; отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение и др.

6 1-й кризисный период «УЗНАВАНИЕ» Я + Я = МЫ В этот период происходит адаптация супругов друг к другу. Вероятность разводов – до 30% 2-й кризисный период «ПОЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ» В этот период меньше внимания уделяется мужу, больше ребенку, повышаются физические нагрузки 5-й кризисный период В этот период усиливается эмоциональная зависимость жены с переживаниями по поводу возможных измен мужа, стремление мужа проявить себя на стороне, «пока еще не поздно» (после лет) 6-й кризисный период Связан с уходом из семьи последнего ребенка. Возникают конфликты из-за отсутствия общего дела – воспитание детей 3-й кризисный период «МОНОТОННОСТЬ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ» В этот период (7-10 лет) появляется дефицит чувств, наступает насыщение друг другом 4-й кризисный период В этот период наступает новый возраст любви, перенос энергии на деятельность, обнаруживаются разные взгляды на вещи (11-17 лет – пик разводов) КРИЗИСНЫЕПЕРИОДЫ В СЕМЬЕ В СЕМЬЕ Исследования показывают, что 67% жен критикуют мужа при знакомых, а 13% — даже очень часто. И только 31% жен не критикует своих мужей.

7 ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ (исходя из частоты, глубины и остроты конфликтов) КРИЗИСНАЯ СЕМЬЯ (противостояние интересов и потребностей супругов носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи) КРИЗИСНАЯ СЕМЬЯ (противостояние интересов и потребностей супругов носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи) НЕВРОТИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ(здесь основную рольиграют не наследственныенарушения в психике супругов,а накопление воздействияпсихологических трудностейв ходе совместной жизни) НЕВРОТИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ(здесь основную рольиграют не наследственныенарушения в психике супругов,а накопление воздействияпсихологических трудностейв ходе совместной жизни) КОНФЛИКТНАЯ СЕМЬЯ (между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение) КОНФЛИКТНАЯ СЕМЬЯ (между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение) ПРОБЛЕМНАЯ СЕМЬЯ(характерно возникновениеособо трудных жизненныхситуаций, способныхнанести ощутимый ударстабильности брака) ПРОБЛЕМНАЯ СЕМЬЯ(характерно возникновениеособо трудных жизненныхситуаций, способныхнанести ощутимый ударстабильности брака)

8 Неудовлетворенная потребность в самоутверждении Неумение супругов общаться друг с другом, с родственниками, друзьями и знакомыми, коллегами по работе Эгоизм и завышенная самооценка у одного или у обоих супругов Нежелание одного из супругов участвовать в ведении домашнего хозяйства, воспитании детей или несовпадение взглядов на методы воспитания Различия представлений супругов о содержании ролей мужа, жены, отца, матери, главы семьи Сильно развитые материальные амбиции у одного или обоих супругов разные типы темперамента супругов и неумение учитывать тип темперамента непонимание как результат нежелания вести диалог вредные привычки у одного из супругов и связанные с ними последствия ревность, супружеская неверность или половая холодность одного из супругов В БЫТУ РАСПРОСТРАНЕНЫ «ТРИ НЕВЕЖЕСТВА»: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ СУПРУГОВ; ПОЛОВОЕ НЕВЕЖЕСТВО; ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАЛОГРАМОТНОСТЬ (Ю.Рюриков)

9 СУПРУЖЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ Весь спектр причин семейных конфликтов: взгляды на семью, потребности, ожидания, взаимоотношения, дети, работа, отдых, быт и т.д. ПРИЧИНА КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ Издержки воспитания детей; ригидность семейный отношений; возрастные кризисы детей; личностный фактор ПРИЧИНА КОНФЛИКТ РОДСТВЕННИКОВ Авторитарное вмешательство родственников ПРИЧИНА ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ, ИСХОДЯ ИЗ ИХ СУБЪЕКТОВ Ситуация: Галя, молодая жена, любила своего мужа, но не решалась отпускать его одного в магазин, не выпускала его одного для решения житейских проблем в доме, из-за боязни, что он задержится поболтать со смазливой соседкой. Вот так, дрожащими руками неуверенной в себе собственницы она держалась за своего мужа – Предложите решение ситуации: Решение: Заповедь «С любимыми не расставайся» неверна. Любить – значит отпускать на все четыре стороны. Но так, чтобы любимый знал: его ждут! ХОРОШО ПОДОБРАННАЯ ПАРА ТА, В КОТОРОЙ ОБА СУПРУГА ОДНОВРЕМЕННО ОЩУЩАЮТ ПОТРЕБНОСТЬ В СКАНДАЛЕ. (Ж.Ренар)

10 ЦЕННОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ Наличие противоположных интересов и ценностей. ПРИЧИНА ПОЗИЦИОННЫЕ КОНФЛИКТЫ Борьба за лидерство в семье. Неудовлетворенные потребности в значимости «Я» одного из членов семьи ПРИЧИНА СЕКСУАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ Психосексуальная несовместимость супругов ПРИЧИНА ЭМОЦИОНАЛЬН ЫЕ КОНФЛИКТЫ Неудовлетворенные потребности в положительных эмоциях (отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания со стороны одного из членов семьи) ПРИЧИНА ХОЗЯЙСТВЕННО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ Противоположность взглядов супругов на ведение домашнего хозяйства и участие в этом процессе каждого из них, а также других членов семьи. Тяжелое материальное положение семьи ПРИЧИНА ТИПЫСЕМЕЙНЫХКОНФЛИКТОВ, ИСХОДЯ ИЗ СФЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЧЕМУ БЫ И НЕ ЛЮБИТЬ СВОЮ ЖЕНУ? ЛЮБИМ ЖЕ МЫ ЧУЖИХ. (А.Дюма – сын)

11 Преждевременные извинения Отказ принимать борьбу всерьез Цепная реакция: «примешивание» не относящихся к делу вопросов для того, чтобы организовать атаку Лицемерие – давать обещания, но не делать никаких попыток их выполнить Косвенное нападение (например, на кого-то или что-то дорогое для партнера, удар рикошетом) Бегство, стремление избежать конфронтации лицом к лицу, попытки выйти из ситуации (лечь спать, отмалчиваться в ответ на упреки или жалобы) Нанесение удара ниже пояса (использование интимных знаний о партнере) «Подкоп» (намеренное создание у партнера чувства эмоциональной небезопасности, озабоченности и тревоги) Попытка объяснить происхождение чувств партнера Предательство (в трудной для партнера ситуации не встать на его сторону или присоединиться к нападкам на него) Выбор псевдоприспособлен- ческой тактики (притвориться, что соглашаешься с точкой зрения партнера ради кратковременного мира, и ради этого же загонять вглубь сомнения, негодования и т.п.) РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ СТИЛИ В ХОДЕ СЕМЕЙНОГОКОНФЛИКТА ЕСЛИ БЫ СУПРУГИ НЕ ЖИЛИ ВМЕСТЕ, УДАЧНЫЕ БРАКИ ВСТРЕЧАЛИСЬ БЫ ЧАЩЕ. (Ф.Ницше)

12 Обязательно объявляйте перерывы в борьбе и заполняйте их чем-то для себя приятным Ясно определите предмет борьбы Повторяйте каждый аргумент супруга своими словами, чтобы самому проникнуться его проблемами и чтобы он услышал свои претензии со стороны Планируйте «схватку» на специально выделенное время, что бы не втягивать в борьбу окружающих Стремитесь полностью выразить свои чувства – как положительные, так и отрицательные. Не оставляйте ничего за душой, «на потом» Постарайтесь определить насколько глубоко каждый из вас прочувствовал свою «схватку» в борьбе. Это поможет понять, сколько вы можете уступить Всегда будьте готовы к новому этапу борьбы – интимная борьба более или менее непрерывна Определите, как каждый из вас может помочь другому в решении проблемы Постарайтесь оценить борьбу, сравнив новые знания, которые вы из нее вынесли, с ранами, которые она вам нанесла. Выигрывает, разумеется тот, чьи потери существенно меньше новых знаний Будьте предельно корректны, критикуя партнера, и обязательно дополняйте свою критику конструктивными предложениями по улучшению вашего партнера и вас самих КОНСТРУКТИВНЫЕ СТИЛИ В ХОДЕ СЕМЕЙНОГОКОНФЛИКТА ЛЮБЯЩАЯ ЖЕНА СДЕЛАЕТ ДЛЯ МУЖА ВСЕ, ЗА ОДНИМ ИСКЛЮЧЕНИЕМ: ОНА НИКОГДА НЕ ПЕРЕСТАНЕТ КРИТИКОВАТЬ ЕГО И ВОСПИТЫВАТЬ. (Дж.Пристли)

13 Заранее несколько отстранитесь от любимого (не заставляйте его идти на конфликт; не высказывайте обидных упреков) Попытайтесь начать откровенный разговор Устройте неожиданный маленький семейный праздник Окажите особые знаки внимания и любви СОВЕТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮСЕМЕЙНОГОКОНФЛИКТА БРАК – ЭТО ДОЛГИЙ РАЗГОВОР, ПРЕРЫВАЕМЫЙ СПОРАМИ (Р.Стивенсон)

14 Вопрос 4 Особенности конфликтов между родителями и детьми

15 В природе нет такой семьи, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями Тип внутрисемейных отношений (гармоничный и дисгармоничный) Возрастной кризис детей (кризис первого года; кризис «трех лет»; кризис 6-7 лет; кризис полового созревания; подростковый кризис лет) Личностный фактор (родителей и детей) Деструктивность семейного воспитания (разногласия членов семьи по вопросам воспитания; противоречивость, непоследовательност ь, неадекватность действий родителей по отношению к ребенку; опека и запреты во многих сферах жизни детей; повышенные требования к детям, частое применение уроз, осуждений и наказаний Реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера) Реакция отказа (неподчинение требованиям родителей) Реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями)

16 Конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка) Конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля) Конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания) Конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой) Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния Подкрепление словесных требований родителей обстоятельствами воспитательного процесса в отношении ребенка Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий. Интерес родителей к внутреннему миру детей, их проблемам, заботам, интересам, увлечениям и состоянию