План-конспект урока по обществознанию «Самооценка подростка»

роль правильной самооценки в процессе становления личности.

1) Учить взаимодействию, взаимопониманию, умению критически мыслить, участвовать в обсуждении;

2) Развивать навыки общения, познания самого себя;

3) Воспитывать уважение к себе и к окружающим.

1) Понятие и виды самооценки.

2) Как формируется самооценка?

3) Можно ли изменить самооценку?

Роль учителя заключается:

— в создании комфортных условий, при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную самостоятельность, что делает продуктивным процесс обучения;

— направляет диалог, поддерживает желание высказывать свое мнение, формирует взаимопонимание, взаимодействие.

С целью развития исследовательских умений учащихся проводится анализ анкеты «Мои интересы» (исследование самого себя).

Дается определение — что такое самооценка? Какой она бывает? Как формируется? Вводится понятие — самоуважение. Предлагается работа — недописанный тезис: «Если я себя уважаю, то. », «Если я обижу слабого, то. »

Тренинг «Общительный ли я» (работа в парах). Подведение итогов данной работы, выступления учащихся. Обобщение учителя: всегда ли самооценка совпадает с оценкой окружающих?

«Назовите 5 черт характера, которые наиболее точно вас характеризуют» (задание на самоанализ, используется метод ранжирования). Вводится понятие — заниженная и завышенная самооценка.

Вопрос к классу: как можно повысить самооценку? (метод мозгового штурма), дети предлагают свои варианты:

— найти в себе то хорошее, что есть, показать это хорошее окружающим людям;

— уметь рассказывать о себе;

— прислушиваться к советам;

— реагировать на замечания;

Тест «Мое положение в классе» (индивидуальная работа, погружение в себя, самоанализ).

III. Заключительный этап урока.

Учитель обращает внимание на эпиграф, подводит итоги.

1) Задание №8 стр.11 рабочая тетрадь.

— Основные черты характера.

— Мне нравится в людях.

Выберите ответы, соответствующие Вашему поведению и суммируйте баллы:

Зачем вы ходите в школу?

а) заставляют родители – 1;

б) все ходят и я хожу – 3;

в) люблю учиться – 5;

г) готовлюсь к жизни — 5;

д) хочу быть первым во всем – 7.

2. Если бы кто-нибудь из отличников получил «двойку», то я:

а) открыто выразил бы свое удовольствие – 1;

б) тихо радовался – 3;

в) остался бы равнодушным – 3;

д) громко успокаивал «пострадавшего» — 7.

Содержимое разработки

План — конспект урока обществознание в 6 классе

Тема урока «Самооценка подростка»

взаимосвязь человека и общества;

1)Учить взаимодействию, взаимопониманию, умению критически мыслить, участвовать в обсуждении;

2) Развивать навыки общения, познания самого себя;

3) Воспитывать уважение к себе и к окружающим.

Эпиграф: «Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой»

Тип урока: урок-рассуждение.

Вступительное слово учителя.

Вопросы для обсуждения:

Понятие и виды самооценки.

Как формируется самооценка?

Можно ли изменить самооценку?

Роль учителя заключается:

в создании комфортных условий, при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную самостоятельность, что делает продуктивным процесс обучения;

направляет диалог, поддерживает желание высказывать свое мнение, формирует взаимопонимание, взаимодействие.

С целью развития исследовательских умений учащихся проводится анализ анкеты «Мои интересы» (исследование самого себя).

Дается определение — что такое самооценка? Какой она бывает? Как формируется? Вводится понятие — самоуважение. Предлагается работа — недописанный тезис: «Если я себя уважаю, то. », «Если я обижу слабого, то. »

Тренинг «Общительный ли я» (работа в парах). Подведение итогов данной работы, выступления учащихся. Обобщение учителя: всегда ли самооценка совпадает с оценкой окружающих?

«Назовите 5 черт характера, которые наиболее точно вас характеризуют» (задание на самоанализ, используется метод ранжирования). Вводится понятие — заниженная и завышенная самооценка.

Вопрос к классу: как можно повысить самооценку? (метод мозгового штурма), дети предлагают свои варианты:

найти в себе то хорошее, что есть, показать это хорошее окружающим людям;

уметь рассказывать о себе;

прислушиваться к советам;

реагировать на замечания;

Тест «Мое положение в классе» (индивидуальная работа, погружение в себя, самоанализ).

III. Заключительный этап урока

1)Задание №8 стр.11 рабочая тетрадь.

Основные черты характера.

Мне нравится в людях.

Тест «Мое положение в классе»

Зачем вы ходите в школу?

а) заставляют родители – 1;

б) все ходят и я хожу – 3;

в) люблю учиться – 5;

д) хочу быть первым во всем – 7.

2. Если бы кто-нибудь из отличников получил «двойку», то я:

а)открыто выразил бы свое удовольствие – 1;

б) тихо радовался – 3;

в) остался бы равнодушным – 3;

д) громко успокаивал «пострадавшего» — 7.

3. Если бы кто-либо из неприятных мне учеников класса испачкал стену школы, а затем началось «следствие» и подозрение пало на меня, то я:

а) открыто заявил бы о виновнике – 1;

б) постарался бы открыть истину тихо -1;

в) посоветовал бы провинившемуся сознаться – 3;

г) спокойно воспринял бы любой «приговор» — 5;

д) гордо исполнил бы роль мученика – 7.

4. Когда ко мне обращаются с просьбой (дать списать, одолжить деньги, поделиться чем-либо, помочь в уборке класса и т.д.), то я:

а) категорически отказываю (или ко мне никогда не обращаются) -1;

б) стараюсь отказать под благовидным предлогом – 1;

в) выполняю, выдвигая встречную просьбу – 3;

г) как правило, делаю, что просят – 5;

д) делаю, подчеркивая, что взамен ничего не прошу – 7.

5. Когда нужно выступить за класс (в спортивных соревнованиях, самодеятельности, конкурсе, благотворительной акции т.д.), то я:

а) остаюсь неприглашенным – 1;

б) жду, когда попросят и делаю – 3;

в) участвую, выдвигая условия или напоминания, что «я и так всюду…» — 3;

г) выступаю там, где могу быть полезен – 5;

д) участвую во всем, борясь за честь класса и подавая пример другим- 7.

6. Когда речь заходит обо мне и я слышу критику в свой адрес, то я:

а) запоминаю и стараюсь в будущем ответить тем же – 1;

б) остаюсь равнодушным и не реагирую – 3;

г) реагирую, посмеиваясь над самим собой – 5;

д) с благодарностью принимаю критику и старательно работаю над устранением недостатков – 7.

7. Когда я в группе совершаю проступок (сорвали урок, разбили что-либо, подрались и т.д.), то я:

а) стараюсь свалить вину на других – 1;

б) стараюсь выкрутиться в одиночку и избежать наказания – 3;

в) объясняю причины и, если виноват, признаю вину – 5;

г) беру всю вину на себя, выгораживая других – 7.

ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ от 7 до 19 баллов, то в классе вы «держитесь» либо 1) на силе и страхе окружающих, либо 2) Вы, наоборот, слабы и беззащитны из-за особенностей Вашего характера.

Если первое, то Вы должны знать, что большинство учеников, скорее всего, Вас абсолютно не уважает, но боится. Все с облегчением вздыхают, когда Вас нет рядом. Вы в классе тоже мучаетесь, делая вид, что Вам на все наплевать. Но Вы понимаете, что многие человеческие радости проходят мимо. Скорее всего, Ваша «настоящая» жизнь – вне школы. Ваше положение опасно – Вы не получаете того, что необходимо каждому человеку в Вашем возрасте, — нормального человеческого общения.

РЕКОМЕНДАЦИЯ. Постарайтесь быстрее изменить жизнь!

Если второе, то Вы должны знать, что отсутствие своего «Я», полное подчинение другим – это, как правило, следствие лени, отсутствия воли, наплевательского отношения к себе.

РЕКОМЕНДАЦИИ. Прежде всего, нужно преодолеть психологию раба. Во-вторых, взяться за учебу. В-третьих, не подражать другим, а показывать все лучшее, что в Вас есть, не ожидая восторгов от окружающих. Признание само придет.

ЕСЛИ ВАШ РЕЗУЛЬТАТ в пределах от 20 до 37 баллов, то Ваше положение в классе нормальное. С Вами можно иметь дело и, общаясь, многому научиться. Ваши школьные товарищи чувствуют в Вас достаточно надежного человека, который им интересен и имеет собственный взгляд на жизнь. А это и есть то, что чаще всего и порождает нормальные человеческие взаимоотношения. Скорее всего, Вашими друзьями являются одноклассники.

РЕКОМЕНДАЦИИ. Продолжайте быть умным и сдержанным, но не стремитесь демонстрировать эти старания

ЕСЛИ ВАШ РЕЗУЛЬТАТ превышает 38 баллов, то Вы очень непростой для общения человек. В отношениях с другими людьми Вы стараетесь «прыгать выше собственной головы», доминировать в классе и казаться лучше всех. Как правило, люди этого не любят. На некоторые Ваши достоинства они взирают с уважением, но раскрывать Вам свои дружеские объятия не собираются.

РЕКОМЕНДАЦИИ. Вам необходимо «быть», а не «казаться». Поменьше шума вокруг собственной персоны и трескучих фраз при ответах на уроках. Побольше глубины в учебе и искренности в отношениях.

14.5. Анализ и самооценка урока

Качество и эффективность урока зависит от умения учителя анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогического творчества является анализ и самооценка собственного урока. Анализ своей работы м- один из самых мероприятий повышения квалификации. Его качество зависит от многих факторов и, прежде всего, от привычки учителя к вдумчивому анализу своих действий и полученных последствий и результатов. Анализ урока следует проводить сразу после его окончания, в начале следующего. Самооценка основывается на анализе уже проведенного урока, когда учитель еще раз-анализирует определенный план, выясняет, что ему удалось, а что нет, пытается найти причины неудачи и закрепить то, что удалось успешно.

В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу урока (Зотов Б.Ю., Махмутов М.И.). Т.А.Ильина выделила десять параметров, по которым учитель может осуществить самоанализ и самооценку урока. Предлагаем эту схему с незначительными ее сокращениями и модификациями.

К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково его место в системе других уроков по теме? Четко выделены элементы урока данного типа и правильно определены дозировки времени на каждую часть урока?

2. Реализация основной дидактической цели урока.

Или все требования программы по данной теме (вопросы) получили отражение в уроке? Насколько активными были ученики при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, возбуждение познавательного интереса)? Верно составлен и осуществлен план изучения нового материала? Достаточно продуманная методика решения отдельных «блоков» нового материала? Имел учитель достаточные знания? Как и что нужно изменить в изучении нового материала и почему? Имела место организация первичного закрепления? Как осуществлялась проверка знаний, умений и навыков учащихся? Имел место дифференцированный подход к учащимся? На каких этапах урока? Каким образом?

3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.

Имело ли место привлечение учащихся к основным мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Было организовано преодоления посильных трудностей? Появились мотивы интеллектуального возбуждения? Как и чем был обеспечен развитие познавательной самостоятельности учащихся? Осуществлялись межпредметные и предметные связи? Были использованы средства развития творческого мышления (элементы проблемности), задача поискового характера? Или сообщалась на уроке информация для общего развития? Если да, то как — учениками в их докладах, сообщениях, дополнениях, самим учителем? Имел место эстетическое развитие учащихся? Средства были для этого использованы?

4. Воспитание в процессе урока.

Или вполне были использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Как формировалось мировоззрение: имело ли место разъяснения мировоззренческих идей, формирования отношений, оценочных суждений, или обнаружил урок влияние на выработку взглядов и убеждений учеников? Как обеспечен на уроке связь обучения с жизнью? Что способствовало воспитанию гуманного отношения к людям, ответственного отношения к работе и ее результаты? Были использованы воспитательные возможности оценки знаний? Какое воспитательное влияние личности самого учителя?

5. Соблюдение основных принципов дидактики.

Правильно ли была организована деятельность учителя и учеников с позиции реализации принципов обучения? Как была организована самостоятельная работа учащихся? Какой ее объем? Была ли она в достаточной мере индивидуализированная? Какова ее эффективность?

Правильно выбранный метод (методы) ознакомление с новым материалом? Полностью были использованы возможности привлечения учащихся к самостоятельной работе? Использовались технические средства обучения, их эффективность? Достаточно разнообразными были методы и приемы применения знаний и выработки умений и навыков? Рационально были выбраны методы проверки и контроля знаний? Правильно организовано индивидуальное, фронтальное и комбинированное опрос? Письменный контроль? Как была организована работа над ошибками, имела ли она место вообще? Соблюдались общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста, индивидуальных особенностей учащихся и т.д.)?

Или все необходимое было подготовлено к началу урока? Правильно учитель пользовался конспектом на уроке? Каково было соотношение его организационной деятельности и познавательной деятельности учащихся? Виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушания, записи помощь ученикам в их самостоятельной работе). Приемы организации учащихся на работу были использованы? Имел место контакт с классом? С отдельными учениками? Каким был внешний вид учителя?

8. Работа учащихся на уроке.

Была проверена готовность учащихся к уроку? Какой была активность учащихся на различных этапах урока? Какими были виды деятельности учащихся на уроке? Или обращалось внимание на культуру труда (правильное ведение записей, их оформления, бережное отношение к учебникам)? Которая была дисциплина на уроке, почему? Правильными были приемы поддержания дисциплины, их использование учителем? Или достигали они цели? Если нет, то почему? Какое отношение учащихся к предмету, к учителю?

9. Гигиенические условия урока.

Достаточно освещена классная комната? Как влияет на занятия покраска стен, панелей, парт? Соответствуют ли мебель возраста учеников? Удачно составленное расписание — какое место данного урока в недельном расписании, в расписании данного дня? Как была проведена перерыв, предшествовавшей данном урока? Не были ли задержаны ученики на данном уроке после звонка?

10. Некоторые специальные задачи.

К числу таких специальных задач относятся те, которые касаются исследования школой определенной научной проблемы, задач, связанных с решением педсовета или методического объединения.

Перечень вопросов, на которые рекомендуется отвечать себе после каждого урока является неисчерпаемым. Конечно, целенаправленное изучение собственного опыта или опыта других учителей может проводиться не по всем параметрам, а по 2 — 3 из перечисленных. Это зависит от того, что является главным для учителя в данный момент его работы. Самоанализ уже является началом подготовки учителя к новому уроку.

Вопросы и задания

1. Дайте определение урока. Какими условиями и факторами определяется выбор цели урока?

2. Чем объясняется целесообразность использования урока как основной формы организации обучения в современной школе? Сформулируйте основные требования к нему.

3. Что служит основой типологии современных уроков? Какими могут быть типы и виды уроков, если классифицировать их по основной дидактической целью. Охарактеризуйте каждый из таких типов и видов уроков, а также определите преимущества и недостатки каждого из них.

4. В чем сущность фронтальной, индивидуальной и групповой формы организации учебной деятельности учащихся на уроке? Охарактеризуйте преимущества и недостатки каждой из них.

5. Определите основные параметры подготовки учителя к уроку.

6. На что необходимо обратить внимание учителю в процессе анализа и самоанализа урока?

1. Ващенко Г. Общие методы обучения. Учебник для педагогов. — М., 1997. — 415 с.

2. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики /

Под ред. М.Н. Скаткина. — Второй изд. перераб. и доп. — М .: Просвещение, 1982.- С.

3. Зотов С. Б. Организация современного урока / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1984

4. Кириллова Г.И. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М, 1980.

5. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. А.В. Долженко. — М .: Высш. шк., 1986. — С. 260-265.

6. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М: Просвещение, 1977. — 240 с.

7. Махмутов М.И. Современный урок. — Второй изд. — М., 1985. — 191 с.

8. Онишук В.А. Урок в современной школе. — М., 1985.

9. Онищук В.А. Типы, структура и методика урока в школе. — М .: Сов. шк.,

тысячу девятьсот семьдесят три. — 159 с.

10. Формы обучения в школе: Книга для учителя / Под ред. ЮЛ. Рисованного. — М .: Просвещение, 1992.- 160 с.

11. Яковлев Н.Н., Сохора AM Методика и техника урока в школе. — М.,