Рихард Зорге — легендарный советский разведчик, которого погубила страсть к женщинам

Рихард Зорге — человек удивительной судьбы. Немец по национальности, он сражался в Первую мировую войну на стороне Германии, а позже стал работать на советскую разведку и приложил немало усилий для победы над фашизмом. Он был неуязвим, много лет пробыл в Японии, прожигая жизнь: дорогие машины и женщины были его страстью. Одно из мимолетных увлечений местной танцовщицей стало роковым для легендарного разведчика. По донесению девушки Рихард был арестован и приговорен к казни.

О Рихарде Зорге в Союзе знали мало: однажды попав в немилость к Сталину, военный разведчик уже не смог реабилитироваться. Вина его перед руководством была непростительной: он признался своей русской жене в секретной деятельности. На тот момент женщина ждала ребенка от Рихарда, но вскоре она была арестована и отравлена.

Вообще женщин у Зорге было много. Официально у него было три брака: с немкой, русской и японкой. По некоторым данным в стране восходящего солнца у разведчика-сердцееда было более 30 любовниц.

Одна из них, танцовщица Киоми, стала фемме фатале для Рихарда, она сдала его в руки полиции. С Киоми связана практически детективная история: эта девушка была завербована полицией, ее возлюбленный находился под арестом и ценой его освобождения был любой компромат на именитого разведчика. В один из вечеров Киоми наблюдала за Зорге и, когда он получил очередную записку-донесение от официанта (его информатора), согласилась уехать с ним и провести ночь. По дороге Зорге хотел сжечь письмо, но его зажигалка предательски не работала. Тогда разведчик разорвал лист бумаги, выбросил в окно автомобиля, и уехал с этого места. Киоми попросила остановить у телефонной будки. Стоит ли говорить, что через пару часов в дом Рихарда Зорге нагрянула полиция и вместо ордера на арест ему протянули склеенное донесение. По обвинению в шпионаже Зорге был казнен.

Отношение к Рихарду Зорге в Советском Союзе было неоднозначным. Вначале о нем не вспоминали вообще, в 1938 году он получал распоряжения вернуться в СССР, но понимал, что его там ждет, и остался работать в Японии. Интересно, что советское руководство отказалось финансировать его работу, всех информаторов Зорге содержал, по сути, из своего кармана. И настойчиво отправлял донесения в Москву. Именно Зорге предупреждал о вероятном нападении фашистских войск на СССР, именно он подтвердил, что Япония не планирует атаковать Страну Советов. К первому заявлению отнеслись скептически, второе восприняли серьезно и перебросили часть дальневосточных войск на оборону столицы. Это во многом помогло не «сдать» Москву.

Волна интереса к личности Зорге поднялась в России 1960-е годы, когда на экраны вышел французский фильм о легендарном разведчике. Никита Хрущев увидел в нем героя и намеревался приставить его к награде посмертно, но сам был смещен с должности. Правда, инициатива была поддержана, и звание Героя Советского Союза нашло своего обладателя.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook:

«Общество сопереживало изменам и до «оттепели»

Как строили отношения мужчины и женщины в СССР

Как и где знакомились парни и девушки в СССР, насколько целомудренными были молодые люди в довоенные годы и хрущевскую «оттепель» и на что шли советские женщины, чтобы не отставать от моды, рассказывает книга Наталии Лебиной «Мужчина и Женщина: тело, мода, культура. СССР — Оттепель», номинированная на премию «Просветитель».

Вошедшая в шорт-лист премии «Просветитель» книга Наталии Лебиной «Мужчина и Женщина: тело, мода, культура. СССР — Оттепель», как и многие другие ее произведения, рассказывает об истории советской повседневности. На этот раз автор рассматривает годы хрущевской «оттепели» в гендерном разрезе. Опираясь на внушительный список архивных документов, мемуаров, материалов советского кинематографа и литературы, газет и журналов, автор рассказывает об изменениях во взаимоотношении полов, культуре и моде, которые принесла с собой «оттепель». Где чаще всего знакомились мужчины и женщины и какой процент молодых людей вступал в половую связь до брака и до совершеннолетия? Откуда взялись и чем сменились «красные свадьбы» и что грозило советскому студенту, который привел в общежитие проститутку?

Алена Солнцева о ностальгии по времени стыда, надежд и разочарований

Текст первой половины книги охватывает все этапы построения взаимоотношений между мужчиной и женщиной с 20-х годов до хрущевской «оттепели»: от знакомства до секса, свадьбы, вопросов материнства и измен. Вторая половина рассказывает об уходе за собой и моде тех лет и о том, какие трудности советским людям порой приходилось преодолевать, чтобы заполучить ту или иную модную вещь: чего стоят только ботинки на платформах из покрышек для машин. Книга представляет собой полноценное исследование, каждый факт или цитата в ней подкреплены ссылкой на источник, а мнения автора или оценочных суждений в тексте почти нет. И даже в личной беседе автор не отходит от привычки во всем ссылаться на источники.

— Наталия Борисовна, почему вы решили рассмотреть ситуацию в СССР в период хрущевской «оттепели» с такого ракурса?

— Отвечаю вам коротко и ясно: не знаю, зачем я написала эту книгу. Рассмотреть ее можно с любой позиции. Хочу с этой позиции рассматривать, хочу и рассматриваю. Это форма моего самовыражения.

— Были ли в СССР какие-то конкретные идеалы мужчины и женщины, к которым все стремились?

— Что значит «конкретный идеал»? Идеал не может быть конкретным. Если вы имеете в виду секс-символ, то в те годы («оттепель») был принят моральный кодекс коммунизма. Вопрос целомудрия уже не обсуждался в это время, потому что выходило большое количество литературы по сексуальному поведению.

— В главе «Человек родился»: репродуктивность, аборт, контрацепция» вы описываете, как в годы запрета женщина делала аборт с помощью хозяйственного мыла. К каким еще способам прибегали женщины? Можно ли считать это назиданием для тех, кто сейчас поддерживает запрет абортов?

— У меня в книге, по-моему, приведена статистика смертности от криминальных абортов. А способов… почитайте художественную литературу какую-нибудь, там все очень хорошо описано. Вы читали «Казус Кукоцкого» Улицкой? Почитайте Улицкую, Шолохова. Была масса способов. А то, что сейчас пытаются муссировать вопрос о запрете абортов… Я надеюсь, они все-таки этого не сделают. Конечно, это урок. Если вы следите за дискуссиями об абортах, то там очень многие данные из моих книг употребляются. Я и так была довольно деликатна, не описывая многие факты.

75 лет со дня парада в осажденной немцами Москве

Смертность была очень высокая от абортов, это, конечно, должно быть уроком. Но мы же всегда наступаем на одни и те же грабли…

— А существовала ли в постсталинское время проституция? Вы упоминаете в книге как минимум один эпизод, со студентом, который привел в общежитие проститутку.

— У меня есть специальная книжка про историю проституции. Проституция называется проституцией тогда, когда это является профессиональным занятием. У меня приводится цитата Игоря Кона, у него было такое мнение. Это он назвал ее проституткой, кто знает, была она проституткой или нет? Может, это была хорошая знакомая парня, которая просто согласилась его удовлетворить. Это Кон называет проституткой. А я так не называю.

— Хотелось бы узнать ваше мнение: в советском обществе кино и художественная литература отражали действительность или скорее формировали ее в плане межполовых отношений, моды, культуры?

— Как и в любом обществе, искусство играет роль зеркала, которое с определенной долей кривизны отражает реальность и одновременно подталкивает к ее модификации.

— Стали ли под влиянием кино и литературы в СССР лояльнее относиться к изменам?

— Кто стал: властные структуры, судебные органы? Общество сопереживало изменам и до «оттепели». Вот опять приходит на память «Тихий Дон». Все тоже сопереживают, смотрят, говорят «ай-яй-яй, нехорошо», а каждый завидует. У меня в книге приведены примеры из художественной литературы, из фильмов о том, что этот вопрос начинает обсуждаться и гораздо лояльнее в целом, на уровне общественных решений, на уровне мнения общества. Отношение, конечно, становится мягче. Хотя неофициальное отношение к изменам всегда было достаточно мягкое. Все зависит от того, насколько власть озвучивает свои требования. Власть озвучивает, что нужно изменщика покритиковать на собрании, —

все критикуют, а если власть не озвучивает, так и приставать не будут.

Но не реагировать на письмо раздраженной женщины, которая пишет: «Мне мой муж изменяет, примите меры», — ни одна партийная организация не могла.

Анастасия Миронова об эволюции советского быта на телевидении

— Как распространялись новые веяния хрущевской «оттепели», той же моды, к окраинам СССР: Кавказу, Средней Азии, Прибалтике?

— Законодательство было для всех единое. Мода распространялась по официальным изданиям, журнал «Работница» выходил в Москве и Санкт-Петербурге с таким же успехом, как в других городах. А вот как их воспринимали, это уже дело другое.

— Как ухаживали за собой советские мужчины? Что изменилось в «оттепель» по сравнению со сталинскими временами? Можно ли сказать, что они следили за собой меньше, чем западные?

— В журнале «Работница» о мужской косметике ничего не писали. Но появляться небритым на работе было невозможно. Мужская парфюмерия существовала. Относительно Запада могу с уверенностью сказать, что «Ален Делон, конечно, не пил одеколон», а скорее употреблял его в косметических целях, но обычные люди в 1960-х годах и на Западе медленно меняли коды своего гигиенического поведения, во многом связанного с жилищным условиями.

А процесс «маскулинизации» женской внешности, о котором я пишу в главе «Унисекс», был результатом влияния развития науки, техники, либерализации жизненных устоев в целом, что отражало и искусство.

Церемония вручения премии «Просветитель» состоится 16 ноября в Москве.

Деньги в СССР: бир сом, бир сум, бир манат

Несмотря на такое название, речь в статье пойдет отнюдь не о финансовой системе Советского Союза, хотя эта тема тоже безусловно весьма интересна. Ведь в сущности, деньги в СССР не являлись деньгами в современном понимании. Но я хочу поговорить о другом — о том, какое ненормальное и пагубное отношение к деньгам воспитывалось в СССР у детей.

Не буду категоричен и не стану утверждать, что это явление было абсолютно повсеместным. И в те годы были люди, которые «крутились» — очевидно, что не все воспитывали своих детей в советских канонах. Но в моем кругу — среди моих знакомых, соседей, в школе — повсеместно процветало представление о деньгах как о чем-то грязном, от чего детей надо старательно ограждать. А потому относительно денежных знаков детей как можно дольше старались держать в полном неведении.

О том, что деньги существуют, мы, конечно же, знали. Но вот, скажем, за десять лет школы, нам ни разу не рассказывали о самой природе денег и их значении в обществе и жизни человека. О том, как рассчитать траекторию движения небесных тел — рассказывали. И эти знания не пригодились 99,9%. А о том, что такое деньги, с которыми приходится иметь дело абсолютно всем, не рассказывали. Такая вот занимательная педагогика.

Многие родители также считали, что незачем «приучать детей к деньгам». А потому, например, никаких денег на карманные расходы их чада не получали. То есть надо ребенку куда-то съездить — «вот тебе 10 копеек на проезд туда-обратно и ни копейкой больше». Наши люди на такси не ездят! Даже если это дешевое такси. Если ребенка посылали в магазин, то исключительно с пустяковой суммой. И всю сдачу строго вернуть! Да и вообще любой интерес детей к деньгам считался чем-то противоестественным, с чем следует бороться.

Показателен в этом смысле фильм «Рассказы о Кешке и его друзьях» (был такой). Там в негативном образе представал мальчик, которому бабушка за любое выполненное поручение давала деньги. А потом родители прислали ему из заграницы шкатулку с секретом — кладешь на нее монетку, из шкатулку вылазит скелет и загребает монетку в копилочку. Так этот мальчик стал с помощью шкатулки сшибать деньгу со всех окружающих, пока не столкнулся с настоящими преступниками. (Подобные коробочки и сейчас можно купить)

Создатели киноленты, вероятно, могли бы гордиться, знай они, какой воспитательный эффект произвел их фильм на практике. Дело в том, что одному моему товарищу подарили точно такую же шкатулку. Там тоже нужно было положить монетку, рука скелета сгребала денежку, а череп кивал в знак благодарности. В школе эта коробочка произвела фуррор. Все наперебой отдавали монетки, чтобы увидеть скелета в действии. Особенно впечатлилась одна молоденькая учительница, которая раз за разом опускала монетки, просадив копеек 50, если не больше.

В итоге, памятуя упомянутый фильм, обладатель чудо-шкатулки испугался, что его обвинят в том, что он обманным путем зарабатывает деньги на одноклассниках и, что еще хуже, на учительнице. Он тут же открыл коробочку и всем раздал мелочь обратно. На несколько монеток так и не нашлось хозяев (кто-то уже успел уйти домой), из-за чего товарищ переживал, что все равно остался «в наваре». Но, несмотря на его опасения, ОБХС за ним не пришла.

Ну а если серьезно, в результате такого «анти-монетарного» воспитания мы росли, не понимая отчетливой связи между будущей профессией и зарплатой, между заработком и теми вещами, которые ты сможешь себе позволить, между должностью и положением в обществе. Считалось, что профессию ни в коем случае нельзя выбирать из меркантильных соображений — только «по зову сердца». Но при этом ни в коем случае не на завод, из-за чего рабочие профессии, неплохо оплачиваемые в те годы, считались каким-то отстоем.

Может быть в советском обществе, где связи значили больше, чем деньги, такой подход и был оправдан. Но перестроечные времена самым жестким и решительным образом опровергли его целесообразность. Итогом становиились полная дезориентация и растерянность, разочарование в выбранной профессии, брошенные институты и — как водится, из крайности в крайность — появившееся у многих стремление к неуемному зарабатыванию того самого презренного металла любой ценой. Пусть и ценой преступлений или даже чужой жизни. А ведь им всем тоже когда-то в школе рассказывали, что «деньги не главное»…