Взгляды на рабство представляют собой отдельный пласт в мусульманском вероучении. Ему трудно придать какой-то один окрас, поскольку на всём протяжении исламской истории существовали разные точки зрения по этому вопросу. Они были порождены существовавшими тогда объективными условиями социальной, политической и экономической жизни. Достаточно сказать, что Саудовская Аравия и Йемен отменили рабство лишь в 1962 году, Мавритания – в 1980-м. Но, например, в Северном Судане, Нигере и Мали рабство существует легально и в настоящее время.

Остановимся на некоторых аспектах этой крайне важной проблемы, поскольку какой бы архаичной она ни казалась, этот феномен все еще живёт в форме трудового, военного, сексуального рабства даже в экономически развитых обществах.

Рабство было краеугольным камнем общественных отношений в доисламскую эпоху. Однако Пророк Мухаммад(с.г.в.) своим призывом поменял многое в отношении к этому явлению, в чём сходятся мнения не только мусульманских богословов разных школ, но и светских исследователей.

В частности, ислам устанавливает, что все люди по природе своей свободны. Только при определённых обстоятельствах человек может стать рабом, но этот статус может быть отменён, и он не передаётся по наследству детям раба. Отношение к подневольным людям должно отличаться мягкостью и уважением. Рабы могут иметь имущество, вступать в брачные отношения. Священный Коран призывает людей давать рабам свободу:

Фактически ислам был ниспослан людям и с той целью, чтобы отменить рабство. Священный Коран предлагает крайне примечательную своей эффективностью систему искоренения подневольного труда. Речь идёт о поэтапном изменении этого состояния людей. Равно как употребление алкоголя не было отменено сразу, так и освобождение людей от рабства не произошло в одночасье. Именно поэтому в Священном Коране можно встретить аяты, которые регулируют вопросы заключения уз брака с рабами (4:25, 2:221). Всего в Священном Писании рабство упоминается в 29 аятах. Их большая часть относится к мединскому периоду становления ислама и затрагивает вопросы юридического свойства.

Индийские мусульмане Гулам Ахмад Парвез (1903-1985 по Милади) и Али Амир Али (1849-1928) весьма примечательно интерпретировали институт рабства в исламе в сугубо правовом контексте. Они обратили внимание, что в Коране применительно к рабству как состоянию зависимости одних людей от воли других, как правило, не употребляются слова, распространённые в арабском языке для обозначения этого вида отношений – «абд» (в Священной Книге применяется, в основном, для обозначения поклонения человека Аллаху) и «ракик» (в Благородном Коране это слово отсутствует). Вместо этого, в основном, фигурирует выражение «ма малакат айманакум» («то, чем вы владели»). Так, Гулам Ахмед Первез отмечает, что оно используется в прошедшем времени, а потому им обозначаются те люди, кто попал в рабство в период зарождения ислама. В связи с этим богослов утверждает, что аяты Священного Корана, в которых описываются отношения между рабами и свободными людьми, актуальны только для той эпохи, а сам ислам полностью запрещает рабство. Подобная аргументация, несмотря на наличие богословских дискуссий, имеет право на существование, потому как отражает подлинное воззвание коранического текста, заключающегося в освобождении человека как от зависимости от внутренних страстей, так и от воли других людей.

Акцент, сделанный этими богословами, позволяет перевести проблему в плоскость различения ислама и мусульман. Многие проблемы современных верующих и не самое благовидное отношение к ним иноверцев и атеистов коренятся в том, что люди путают ислам и мусульман. Ислам как таковой никогда не призывает к бесчеловечному и жестокому поведению. Однако это не значит, что мусульмане не могут этого совершать, например, по ошибке, находясь в состоянии мутного рассудка или, наоборот, совершенно сознательно.

К слову, Пророк Мухаммад (с.г.в.) за всю свою жизнь освободил от рабства 63 человека, а его жена Аиша (р.а.) – 67. В некоторых источниках приводится цифра в 39237 рабов, которые были освобождены семьей Пророка (с.г.в.) и его ближайшим окружением. Одни лишь эти цифры убедительно говорят об изначальном потенциале ислама как силы, нацеленной на всестороннюю эмансипацию людей.

Отношение девушки в исламе

Женщина в Исламе

Согласно Шариату, женщина – живое человеческое существо, имеющее точно такую же душу, как и мужчина. А значит, по своим правам и обязанностям она полностью равна с мужчиной перед Всевышним Аллахом.

Обязанности женщины в Исламе ничуть не отличаются от обязанностей мужчин в исполнении религиозных обрядов – ежедневных молитв, поста, обязательных пожертвований в пользу бедных и паломничества. Напротив, женщины в мусульманстве имеют особый статус и некоторые привилегии – Ислам облегчает им предписанные обязанности, учитывая психологические и физиологические особенности женского организма.

Так, беременные женщины или мусульманки в менструальные дни освобождаются от молитв и поста, а обязательную Уразу в Священный месяц Рамадан им разрешается восполнить в любое время. Ислам облегчает ей предписанные обязанности, учитывая психологические и физиологические особенности женского организма.

Роль и положение женщины в Исламе велики – отношение к ней со стороны мужчин строго контролируется Всевышним Создателем, а ущемление ее прав строго наказывается. Однако для женщины в Исламе предусмотрено и наказание в случае, если ее поведение неправильно, она ведет себя как несмышленое дитя, теряет самоконтроль и не следует запретам Всевышнего.

«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах – Возвышенный, Большой» (4:34). Но в данном случае речь идет лишь о легком безболезненном шлепке, ни в коем случае не по лицу и только как символическая демонстрация женщине неправильности ее поведения. А вообще очень, крайне нежелательно доводить ситуацию до столь крайнего предела.

В достоверном хадисе (изречении) говорится о том, что истинный рай находится под ногами матерей, то есть именно от отношения к женщине зависит благополучие мужчины-мусульманина. На женщин возложена великая миссия – быть праведной женой и матерью, сохранять спокойствие, умиротворенность и религиозность домашнего очага, а также воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения.

Конечно, жизнь женщины в Исламе не ограничивается домом и домашними делами. Мусульманская женщина с согласия мужа или родственника, который несет перед Всевышним ответственность за сохранность ее морали и чести, может заниматься бизнесом, принимать участие в политической жизни общества или работать на благо мусульманской уммы. Известно, что супруга Пророка Мухаммеда (Да благословит его Аллах и приветствует) Хадиджа отлично справлялась с торговыми делами, а татарская царица Сююмбике стала легендарным государственным деятелем.

Русская женщина в Исламе

Русские женщины все чаще выходят замуж за мусульман и решаются на принятие Ислама. Праведный мусульманин – настоящий глава в семье, умеющий принимать правильные решения и отвечать за них, способный защитить свою жену, детей и убеждения.

Однако не только любовь к мусульманским мужчинам приводит русских женщин, принявших Ислам, к такому выбору. Часто именно в Священной книге Коран русские женщины находят для себя защиту, возможность заполнить душевную пустоту, а принимая уроки Ислама, они обретают смысл жизни – поклонение Всевышнему Создателю.

Разведённая женщина в Исламе

Ислам предусматривает и то, что женщина может потребовать развод, если муж не исполняет своих обязанностей, к примеру, не обеспечивает её материально. При этом все дарованное и приобретенное имущество остается у женщины, чтобы она могла сама себя обеспечивать.

Разведенная женщина в Исламе имеет право выйти замуж повторно. Пророк Мухаммед (Да благословит его Аллах и приветствует) женился на Хадидже, имеющей двоих детей от предыдущего брака. Но женщина обязана выдержать идду – период ожидания после прекращения брака перед повторным замужеством (три промежутка между месячными), дабы убедиться, что она не беременна. В случае беременности – идда завершается с рождением ребенка.