/ Педагогика и психология управления / Материалы к семинарам №3,4 / ТЕСТЫ / самооценка / Методика Будасси

Выявить количественное выражение уровня самооценки. Оборудование: слова, характеризующие отдельные качества личности: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грусть, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязанность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Испытуемый внимательно просматривает список слов, характеризующих отдельные качества личности. На основе предложенного списка респондент выписывает во вторую колонку таблицы 20 значимых свойств личности, из которых 10 описывают идеального с точки зрения испытуемого человека, а другие 10 – отрицательные, то есть те, которые не в коем случае не должны быть у идеала.

После того, как заполнена вторая колонка таблицы, испытуемый начинает заполнять колонку X1, работая со словами из второй колонки. Он должен описать себя таким образом, чтобы на первом месте колонки №1 стояло то качество, которое ему присуще больше всего, на втором месте – присуще, но менее, чем то качество, которое записано под №1 и т. д. Под номером 20 должно стоять то качество, которое испытуемому свойственно менее всего. Очередность положительных и отрицательных качеств в данном случае не учитывается. Главное – максимально достоверно описать себя.

После того, как выполнен этот этап работы, испытуемый заполняет колонку Х2. В ней он должен описать свой идеал человека, поставив на первое место в колонке то качество, которое, на его взгляд, должно быть выражено у идеального человека больше всего, на втором – выражено, но менее, чем первое и т. д. Под № 20 должно стоять то качество, которого в идеале практически не должно быть. Для заполнения данной колонки таблицы испытуемый должен работать только со словами из колонки №2. (Колонку №1 с описанием себя испытуемый должен закрыть листом бумаги на время заполнения колонки X1).

В колонке №4 респондент должен подсчитать разность номеров рангов по каждому выписанному качеству. Например: такое свойство как «аккуратность» в первой колонке стоит на 1 ранговом месте, а в третьей – на 7. d будет равно 1–7= -6; такое качество как «отзывчивость» и в первой, и в третьей колонке стоит на 3 ранговом месте. В этом случае d будет равно 3–3=0; такое качество как «беспечность» в первой колонке стоит на 20 ранговом месте, а в третьей – на 2. В этом случае d будет равно 20–2=18 и т. д.

В колонке № 5 нужно подсчитать d 2 по каждому качеству.

В колонке № 6 подсчитывается сумма d 2 , то есть ?d 2 = d1 2 + d2 2 + d3 2 + . + d20 2 .

Методика исследования самооценки по Будасси

Современная психология не дает единой формулировки такого явления как самоотношение человека. Для описания явления отношения к себе используются различные психологические категории. К ним относится такое понятие, как обобщенная самооценка, самопринятие, самоуважение, чувство собственного достоинства, эмоционально-ценностное отношение к себе, самоуверенность, самоценность и т.д. Содержание этих понятий раскрывается с помощью психологических категорий, к которым можно отнести «установку», «отношение», «личностный смысл», а также «чувство».

Методика исследования самоотношения чаще всего оперирует таким понятиями, как «самоуважение», «общая самооценка», собственно «самоотношение», а также «эмоционально-ценностное отношение к себе».

В настоящее время доминирующей в отечественной психологии является такая категория как «эмоционально-ценностное самоотношение».

Методика исследования самооценки личности предполагает рассматривать структуру самоотношения, состоящую из двух компонентов. Первым является отношение к себе как к социально активному субъекту, а вторая – эмоционально-ценностное отношение к себе.

Методика исследования самооценки личности по С.А.Будасси является одной из самых популярных в психологии, и дает возможность провести количественное исследование самооценки. Основу этого метода составляет принцип ранжирования, и уровень и адекватность определяются отношением идеального и реального Я.

Представления человека о себе всегда кажутся ему убедительными, вне зависимости от того, основаны они на объективных фактах или на субъективном мнении. Поэтому качества, приписываемые себе человеком, далеко не всегда соответствуют действительности.

Методика исследования Будасси предполагает самооценивание человека, которое может происходить двумя способами. Первым является сопоставление своих притязаний с реальными, объективными показателями своей деятельности. Вторым путем является сравнение себя с другими людьми.

Но в любом случае самооценка человека будет носить исключительно субъективный характер, вне зависимости от того, что лежит в ее основе: собственные суждения о себе, интерпретация суждений о себе других людей, личные идеалы или заданные культурные идеалы.

Самооценка человека всегда связана с его потребностью в самоутверждении, с желанием найти свою нишу, утвердиться как члену социума в глазах окружающих , утверждает методика исследования Будасси. У любой личности под влиянием внешних оценок складывается к себе свое собственное отношение, а также самооценка личности в целом и в отдельных формах своей активности: деятельности, общения, переживаний, поведения.

Самооценка человека может быть неоптимальной и оптимальной. В первом случае методика исследования рассматривает оценку как слишком завышенную, или слишком заниженную.

В случае, если человек относится к себе критически, видит свои реальные недостатки и достоинства, правильно пытается соотнести возможности и способности, ставит перед собой реально достижимые цели, его самооценка приближается к оптимальной. В этом случае, оценивая достигнутое, субъект подходит к этому с учетом не только своих мерок, но также пытаясь предвидеть, как отнесутся к этому окружающие: близкие люди, коллеги и т.д.

Иначе говоря, пытаясь себя адекватно оценить, человек находится в постоянном поиске реальной меры, то есть без завышенной переоценки своих способностей, но также без чрезмерной их критики. И именно такая самооценка является наиболее правильной и наилучшей в конкретных ситуациях и условиях. Самооценки «высокий уровень», а также «уровень выше среднего» являются оптимальными самооценками, когда человек уважает себя, заслуженно ценит и , в основном, доволен собой.