Фундамент личностных качеств ребенка — это его отношение к самому себе. Интеллектуальное развитие ребенка, его активность, поведение, жизненные успехи — все это определяется уровнем самооценки.

Детская самооценка заключается в том, как кроха видит самого себя, оценивает собственные способности и особенности. Начальный период формирования самооценки — дошкольный возраст. Сформированную самооценку очень сложно изменить. На ее уровень наибольшее влияние оказывает семья и окружение ребенка.

Особенности самооценки у дошкольников:

В это время происходит формирование особенностей личности малыша. Дошкольный период — важнейший этап становления самооценки каждого ребенка. Детям до шестилетнего возраста характерна завышенная самооценка. Это является нормальным явлением. Дети считают себя центром,&nbsp&nbsp вокруг которого все вертится.

В процессе взаимодействия ребенка с окружающими появляется самооценка и осознание своего места в обществе. На формирование самооценки ребенка влияет оценивание его взрослыми. Заниженные оценки родителей отрицательно воздействуют на развитие малыша, а завышение значительно искажает представления ребенка о собственных возможностях.

Общение со сверстниками играет немаловажную роль в формировании самооценки малыша. Взаимодействуя с детьми такого же возраста, ребенок начинает проявлять определенное отношение к ним. Таким образом развивается умение смотреть на себя со стороны.

• Общение и взаимодействие с окружающими;

Особенности малыша с повышенной самооценкой:

Думает, что он прав во всех ситуациях;

• Всегда хочет быть лидером;

• Акцентирует внимание на недостатках окружающих;

• Не замечает свои недостатки;

• Не умеет слушать людей;

• Относится к окружающим людям свысока;

• Стремится привлечь к себе внимание;

• Склонен к проявлению агрессии;

• Способен унижать достоинства других людей;

• Независим от чужого мнения;

• Надменность и пренебрежение другими;

• Уверенность в себе.

Трудности у малышей с повышенной самооценкой:

• Зависть к успехам людей;

• Обидчивость и нетерпимость к любой критике, неумение ее воспринимать;

• Конфликтность и зависть.

Особенности малыша с пониженной самооценкой:

• Неуверенность в себе;

• Стремление к одиночеству;

• Медленная адаптация к незнакомой обстановке;

• Постоянный настрой на неудачное окончание любого дела;

• Боязнь новой деятельности;

• Переоценка достижений других малышей;

• Недостаточный уровень оценки личных достижений;

• Острая реакция на критику и порицание.

Какие сложности ожидают малышей с пониженной самооценкой?:

У таких малышей существует высокая вероятность возникновения таких трудностей:

• Задержка личностного развития;

• Зависимость от окружающих;

• Ребенок становится очень робким и замкнутым;

• Неправильное восприятие окружающих;

• Отрицательное отношение к сверстникам;

• Мстительность и враждебность.

Отличия малышей с нормальной (адекватной) самооценкой:

Такие дети имеют ряд особенностей:

• Способность к состраданию;

• Уверенность в своих силах;

• Способность просить помощи у других людей;

• Умение признать свои промахи и ошибки;

• Способность высоко ценить как самого себя, так и посторонних;

• Умение принимать себя и других такими, какие они есть;

• Активное отстаивание своих жизненных&nbsp&nbsp позиций.

Нужно ли хвалить малышей?:

Чтобы у крохи сформировалась положительная самооценка, очень важно его хвалить. Похвала со стороны взрослых оказывает такое влияние:

• Формирует нравственные качества;

• Вызывает прилив сил;

• Повышает желание общаться с окружающими.

За что не стоит хвалить малыша?:

• За те вещи, которые не были достигнуты его личным трудом;

• За одежду, игрушки;

• Нельзя выражать похвалу только из жалости;

• Не хвалите малыша, чтобы понравиться ему или вызвать доверие к себе.

За что нужно хвалить малыша?:

• За стремление крохи к самовыражению, получению новых знаний, развитие;

• За достижения в соревнованиях, конкурсах;

• Хвалите кроху за то, что с ним будет («Ты обязательно сумеешь», «Ты непременно справишься», «У тебя все получится»);

• Похвала в утреннее время – это отличный стимул на целый день.

Наказываем без ущерба для самооценки малыша:

Чтобы наказание приносило пользу, необходимо придерживаться таких рекомендаций:

• Если сомневаетесь в целесообразности наказаний – не наказывайте;

• За один раз можно использовать только один вид наказания;

• Наказывайте не за счет уменьшения любви&nbsp&nbsp к ребенку;

• Не забирайте подарки с целью наказания;

• Отменяйте наказание, если малыш в этот день сделал хорошее дело или поступок;

• Не используйте наказание с опозданием;

• Если малыш был наказан за проступок, тогда старайтесь не вспоминать о нем;

• Не унижайте малыша с целью наказания.

Когда нельзя наказывать малыша?:

• Если кроха болеет;

• Во время еды или игр, перед сном и сразу после пробуждения;

• После душевных травм;

• Если малыш изо всех сил старается, а у него не получается;

• Если вы не понимаете мотивов поступка;

• Если вы огорчены личными проблемами.

Эффективные способы повышения самооценки малыша:

1. Просите совет у своего малыша на равных;

2. Просите помощи у ребенка на равных;

3. Взрослым рекомендуется играть роль беспомощного, слабого, беззащитного.

Формируем адекватную самооценку:

Чтобы помочь своему ребенку в формировании адекватной самооценки очень важно придерживаться следующих советов:

2. Ставьте перед крохой только посильные задачи;

3. Нельзя перехваливать малыша;

4. Не стоит забывать о поощрениях для своего малыша;

5. Хвалите за любые проявления инициативы;

6. Старайтесь быть для своего малыша ярким образцом нормальной реакции на успехи и поражения;

7. Сравнивайте ребенка только с самим собой, а не с остальными;

8. Ругайте и наказывайте кроху за определенные плохие поступки;

9. Проводите совместный анализ неудач;

10. Принимайте своего кроху таким, какой он есть;

11. Выражайте любовь к малышу любыми способами;

12. Акцентируйте внимание на любых, даже незначительных успехах своего ребенка;

13. Будьте очень внимательны к малышу;

14. Верьте в своего ребенка;

15. Много играйте и общайтесь с малышом.

Семья и самооценка малыша:

Позитивную самооценку формирует благоприятная психологическая атмосфера в семье, понимание со стороны взрослых, сопереживание и психологическая защищенность крохи. Повышению самооценки способствует поощрение и похвала за достижения малыша, а также сведение к минимуму заострения внимания на его неудачах.

Взаимоотношения ребенка с родителями оказывает сильное влияние на его отношение к себе. Поэтому взрослые должны больше времени уделять крохе, адекватно оценивать его действия.

• Отсутствует доверие к ребенку;

• Подавляется любая инициатива;

• Часто слышны негативные высказываются о ребенке.

• Используются незаслуженные поощрения ребенка;

• Не наказывают за плохие поступки.

3. Противоречивое воспитание (родители используют разные методы и стили).

Определяем самооценку ребенка:

• Если кроха изображен на 4-7 ступени, тогда у него адекватная самооценка;

• Если изображение малыша находится на 8-10 ступеньке, то уровень его самооценки повышен.

6. Ты аккуратный?

• Если ребенок набрал 5 баллов – у него высокая самооценка;

• Если ребенок набрал 4 балла – у него адекватный уровень самооценки;

• Если малыш получил 0 – 1 балл – у него очень низкая самооценка.

• Малыш нарисовал в центре – у него адекватный уровень самооценки;

• Кроха нарисовал себя в нижней части листа – у ребенка низкая самооценка.

Будьте счастливы с детьми, пусть мой блог станет для вас ложкой меда!

Кстати, уверенность в себе — лишь часть самооценки. Здоровая самооценка — это принятие многогранности жизни и разных реакций окружающих.

👉 Частая проблема СмО — неверие в себя, неспособность чего-то добиться. Но СмО не основывается на достижениях, хотя для ребенка важно ощущать себя способным.

❗️Подсказка родителю: Всё и всегда получаться не может. Поэтому старайтесь транслировать ребенку знание о том, что если не получилось, можно попытаться снова и при этом ваше отношение к нему не поменялось.

Давайте ребенку посильные задания, не лишайте самостоятельности, но не принуждайте к ней. Так вы формируете у него адекватную веру в свои способности.

👉 Здоровая самооценка — это умение слышать самого себя и принимать свои чувства.

❗️Подсказка родителю: Обучение ребенка адекватному выражению своих чувств и принятие его разных эмоций очень важно при формировании СмО. Через такое общение с родителями дети чувствуют собственную ценность в отношениях с другими.

👉 Здоровая самооценка — это еще и способность проявлять себя свободно во взаимоотношениях с другими людьми.

❗️Подсказка родителю: Это значит, человек со здоровой СмО способен адекватно выразить свои чувства. Например, прильнуть к матери, когда расстроен (даже будучи подростком), обратиться к любимому человеку за утешением в трудную минуту. Когда вы принимаете чувства ребенка, готовы услышать его, он не боится обратиться к вам за помощью, советом и поддержкой.

👉 Фундамент самооценки — отношения с родителями. Чтобы сформировалась адекватная СмО, нужно быть рядом с ребенком все годы его взросления. Это происходит только при поддержке взрослого. Его любовь — стрежень СмО. Но одной любви не достаточно. Очень важна радость от общения с ребенком.

❗️Подсказка родителю: Чтобы дать ребенку ощущение, что его любят, проводите с ним время так, как приятно вам обоим. Не умеете играть, не играйте. Найдите то, от чего и вы будете получать удовольствие. Если вам нравится готовить, пусть ваш досуг будет таким и не переживайте, что вы с ним не рисуете. Тогда ребенок будет чувствовать собственную ценность вне зависимости от того, получается у него что-то или нет, ведь он знает, что родители все равно рядом и любят.

👉 Для здоровой СмО ребенку нужны родительское здравомыслие и осознанность.

Осознанная позиция родителя — интересоваться потребностями и чувствами ребенка, заботится об атмосфере в семье, думать о том, что он сообщает детям своим поведением. Это большое дополнение к любви.

❗️Подсказка родителю: Это не значит, что вы не можете ошибаться, срываться, нервничать, вести себя не идеально. Но важно понимать, что вы делаете, просить прощение, исправлять что-то, пытаться сделать по-другому. И не винить себя. Например, если вы накричали на ребенка, а потом пошли с ним в магазин и купили новую машинку, важно понимать, что вы это сделали потому, что чувствуете себя виноватым и не знаете как исправить ситуацию. Не нужно сыпать голову пеплом, лучше в следующий раз постараться просто сказать «извини, пожалуйста».

👉 СмО зависит и от оценки общества (детские сады, школы, социальная жизни, общение с окружающими).

❗️Подсказка родителю: Частая ситуация, когда ребенок сталкивается с непринятием от других людей. Сообщите ему, что это нормально. Но не в ключе «все — редиски, тебя не понимают, а ты — гений». А скорее посыл такой: «Это очень обидно и больно, если с тобой не хотят играть/дружить/общаться. Это может сильно расстраивать и даже злить. А еще от этого становится грустно». Так вы помогаете ему переживать естественное разочарование. Но ребенку важно знать, что ВЫ примете всегда. Зная это, он будет верить в то, что обязательно найдутся люди, которые его поймут и оценят.

Итак, ребенок со здоровой самооценкой положительно относится к себе, может пробовать, он верит в свои способности, у него есть контакт со своими чувствами, он их понимает и у него достаточно смелости проявлять себя перед другими, действуя исходя из своих ощущений.