2.2 Определение особенностей тревожности и самооценки в группе испытуемых

Особенности тревожности определялись согласно шкал тревожности Прихожана. Методика включает ситуации трех типов:

Ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

Ситуации, актуализирующие представление о себе;

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены; школьная, самооценочная, межличностная. Результаты диагностики уровня тревожности представлены в таблице 2.1.

Результаты диагностики уровня тревожности по методике Прихожана

умеренный от (хср — ? ) и до (хср + ?)

Из таблицы мы видим, что большинство детей имеют умеренный уровень тревожности по каждому виду – от 61% до 74%, с высоким уровнем наибольшее количество испытуемых по школьной и самооценочной тревожности – по 13%, по межличностной тревожности 11% — низкий уровень наибольшее количество испытуемых по самооценочной тревожности — 26% (см. Приложение № 1)

Таким образом, по результатам исследования уровня выраженности трех типов тревожности у младших школьников, наблюдается преобладание нормального уровня по данным всех исследуемых типов. Это свидетельствует о том, что младшие школьники беспокоятся умеренно по поводу учебных ситуаций, это беспокойство проявляется в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

Младшие школьники с «повышенными», «высокими» и «очень высокими» значения тревожности указывают на эмоциональное неблагополучие в контексте тех или иных школьных, межличностных и самооценочных ситуаций. Самооценочная тревожность связана с оценкой себя с другими. Самооценочной тревожностью испытывают неуверенность в себе, чувство неполноценности. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям.

Таким образом, в школьной, самооценочной, межличностной тревожности преобладает нормальный уровень.

Особенности самооценки мы определяли по методике предложенную Г.Н. Казанцевой, результаты представлены в таблице 2.2.

Результаты диагностики уровня самооценки методом Казанцевой

Анализ результатов уровня самооценки обучающихся 8б класса

Изучение общей самооценки обучающихся проводилось при помощи теста «Отношение к себе».

Для высокой самооценки характерно наличие уверенности в себе, расчета на успех в своих делах, обладания авторитетом среди окружающих, отсутствия обеспокоенности возможными неудачами.

Для низкого уровня характерно наличие следующих характеристик: подавленное настроение, отсутствие уверенности в себе и веры в свои силы, ощущение собственной беспомощности и ненужности, наличие различных страхов.

Для среднего уровня характерно выборочное сочетание некоторых характеристик высокого и среднего уровня. Средний уровень самооценки наиболее характерен для обучающихся подросткового образа, т.к. на данном возрастном этапе происходит формирование «Я» — концепции.

В ходе диагностики были получены следующие результаты:

95% обучающихся обладают средним уровнем самооценки, 5% — высоким, обучающихся с низким уровнем самооценки не выявлено (см. Диаграмма «Самооценка»).

Анализ результатов диагностики характерологических особенностей обучающихся

Для выявления характерологических особенностей использовался модифицированный опросник Айзенка, позволяющий выявить индивидуальные особенности поведенческих проявлений. Полученные результаты занесены в сводную таблицу:

Описание типов характера:

Характерологические проявления: радостный, общительный, разговорчивый. Любит быть на виду. Оптимист, верит в успех. Легко прощает обиды, превращает конфликты в шутку. Артистичен. Не умеет добиваться результатов (увлекается, но быстро остывает).

Пути коррекции: Поощрять трудолюбие, использовать природный артистизм и склонность к новизне. Желательно исподволь приучать к настойчивости, дисциплине, организованности. Рекомендуется помочь организовать время.

Характерологические проявления: активный, имеет хорошо развитые бойцовские качества. Насмешлив. Стремится общаться со всеми «на равных». Очень честолюбив. В случае несогласия с позицией более старшего принимает активно противоборствующую позицию. Не выносит безразличия в свой адрес.

Пути коррекции: основная тактика – подчёркнутое уважение. Взаимоотношение следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне общения. При аффективном поведении возможна ироническая реакция. Не следует «выяснять отношения» в момент конфликта. Лучше обсудить проблемы позже в спокойной ситуации. При этом желательно акцентировать внимание на проблеме и на возможности решить её без особого эмоционального напряжения. Подросткам данного типа необходима возможность проявления организаторских способностей, а также реализация энергетического потенциала.

Характерологические проявления: человек скромный, активный, направленный на дело. Справедливый, преданный друг. Очень хороший умелый помощник, но плохой организатор. Застенчив, предпочитает оставаться в тени. В компаниях, как правило, не состоит. Дружит вдвоём. Взаимоотношениям придаёт большое значение. Иногда скучновато-морализующий.

Пути коррекции: в деятельности желательно предоставить свободный режим; поощрять, это активизирует инициативу. Постараться раскрепостить, чтобы действовал самостоятельно, а не по указке. Избегать публичной критики. Внушать уверенность в своих силах и правах. Не допускать слепой веры в чей-либо авторитет.

Характерологические особенности: активный, жизнерадостный, общительный. В общении неразборчив. Легко попадает в асоциальные группировки вследствие плохой сопротивляемости дезорганизующим условиям. Склонный к новизне, любознательный. Нет умения строить адекватные оценки и самооценки. Часто нет твёрдых принципиальных установок. Энергичен, доверчив.

Пути коррекции: режим желателен более жёсткий, мобилизующий. Установить доброжелательные отношения, но подросток должен чувствовать, что за ним наблюдают. Стремится направлять энергию на полезное дело. Однако в этом случае необходимо вместе распланировать предстоящую работу, фиксировать сроки и объёмы и жёстко контролировать выполнение. Подростка данного типа желательно ввести в состав группы или бригады с сильным лидером и позитивными установками.

Характерологические проявления: активный, общительный, благородный, честолюбивый. Легко соглашается на рискованные развлечения. Не всегда разборчив в друзьях, в средствах достижения цели. Благороден. Часто эгоистичен. Обаятелен. Имеет организаторские склонности.

Пути коррекции: поощрять и развивать организаторские склонности. Может быть лидером, но надо контролировать. Удерживать от зазнайства. Лидерское положение в коллективе легко выправляет разболтанность, лень. Можно допускать коллективную критику в случае необходимости.

Характерологические проявления: легко подчиняется дисциплине. Обладает чувством собственного достоинства. Организатор. Склонен к искусству, спорту. Активен. Влюбчив. Легко увлекается людьми и событиями.

Пути коррекции: лидер по натуре как эмоционального, так и делового плана. Надо поддерживать лидерские усилия, помогать, направлять в деловом и личностном плане.

Характерологические проявления: сложный тип. Тщеславен. Энергичен. Жизнерадостен. Не имеет, как правило, высокой духовной направленности. Преклоняется перед престижностью. Всеми силами стремится достичь удачи, успеха, выгоды. Общительный, демонстративный. Жёстко выдвигает свои требования.

Пути коррекции: цель старшего – держать подростка «в рамках», так как тот склонен к зазнайству, подчинению себе окружающих. Действовать лучше спокойной и твёрдо. Выделять других, подчёркивая положительные личностные качества. Желательно эстетическое воспитание.

Характерологические проявления: властный, мнительный, подозрительный, педантичный. Всегда стремится к первенству. Мелочный. Наслаждается любым превосходством. Склонен к насмешке над более слабыми. Мстителен, пренебрежителен.

Пути коррекции: нельзя относиться равнодушно. Можно относиться дружелюбно, можно – с иронией. Дать возможность занять лидерское положение, однако при этом следует выбрать пост, на котором он больше внимания уделял бы бумагам, чем людям. Поощрять волю и упорство. При этом подростку желательно воспитывать в себе позитивное эмоциональное отношение к окружающим и позитивные установки.

Характерологические проявления: очень демонстративен, не умеет сопереживать. Эмоционально беден. Любит противопоставлять себя коллективу. Очень напорист в достижении значимых для себя ценностей. Практичен.

Пути коррекции: режим взаимодействия мягкий, терпимый, чтобы не обострять негативные качества. Вовлечь в спортивные или технические занятия, чтобы подростки могли перевести энергетику в позитивное русло, а потребность в борьбе за первенство в приемлемую форму. Желательно эстетическое воспитание.

Характерологические проявления: очень энергичен, жизнерадостен. Считается, что подростки такого типа счастливцы. Легко всё бросают, часто прерывают дружбу. Поверхностны. Имеют довольно низкий социальный интеллект.

Пути коррекции: требуют доброжелательно-строгого отношения. В коллективе не стоит выбирать на лидерские должности. Строго требовать выполнения поручения.

Характерологические проявления: общительный, активный, инициативный, увлекающийся. При этом умеет управлять собой. Честолюбив. Любит лидировать и умеет быть организатором. Пользуется доверием и искренним уважением окружающих. Характер лёгкий, эстетичен.

Пути коррекции: создать возможность лидерства. Помогать в решении групповых и индивидуальных задач. Следить за тем, чтобы нагрузка была в разумных пределах.

Характерологические проявления: меланхоличный, честолюбивый, упорный, серьёзный. Дружит с немногочисленным кругом людей. Необидчив, но иногда мнителен. Самостоятелен в решениях относительно принципиальных вопросов, но зависим от близких в эмоциональной жизни.

Пути коррекции: рекомендуется направлять усилия на повышение самооценки, укреплять уверенность в себе.

Характерологические особенности: жёстко требователен к окружающим: упрям, горд, очень честолюбив. Энергичен, общителен, настроение чаще боевитое. Неудачи скрывает. Любит быть на виду. Хладнокровен.

Пути коррекции: взаимоотношения строить на основе уважения, высокой требовательности. Можно посмеиваться над недостатками, если подросток заносчив.

Характерологические особенности: гордый, стремится к первенству, злопамятен. Стремится к лидерству во всём. Энергичен, упорен. Спокойный, расчётливый. Любит риск, непреклонный в достижениях.

Пути коррекции: не допускать зазнайства. Поддерживать в позитивных усилиях. Помогать в лидерстве, не допускать командный стиль отношений. Нейтрализовать озлобленность.

Анализ результатов диагностики позволил составить следующую характеристику класса:

классный коллектив обладает благоприятным внутригрупповым климатом. У обучающихся 8Б класса преобладает высокий уровень враждебности и средний уровень агрессивности, нормальный уровень тревожности, средний уровень самооценки, что свидетельствует об отсутствии астенических тенденций.

Классному руководителю и учителям необходимо учитывать характерологические особенности всех обучающихся и ориентироваться на дифференцированный подход к обучению.

Любому человеку в любом возрасте очень важно чувствовать себя уверенно. Уверенный человек знает себе цену, однако и не перегибает палку. Начнем с того, что самооценка личности – это умение человека держаться в обществе и жить в согласии с собой и окружающим миром. Ежедневно человек оценивает сам себя, осознает свои успехи и промахи, благоприятные и конфликтные ситуации.

При обсуждении данного вопроса можно выделить три основных уровня самооценки: заниженный, нормальный и завышенный, которые определяются развитием личности человека.

Заниженная самооценка

Другими словами, человек обладает низким уровнем самооценки. Такое состояние будет не самым лучшим образом влиять на психологию человека и всю его деятельность, оно будет провоцировать плохое настроение и другие негативные эмоции. Вообще закономерно возникает вопрос: «Почему у меня заниженная самооценка?» Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что все стереотипы и личностные характеристики человека складываются в детстве. И здесь можно выделить несколько наиболее частых причин формирования низкого мнения о себе. Во-первых, будучи ребенком, мы воспринимаем всю информацию от родителей напрямую, никак не анализируя её. В итоге получается, что у ребенка складывается определенный багаж убеждений, основанный не на опыте, а на мнении родителей, который потом сопровождает его всю оставшуюся жизнь. Во-вторых, любой ребенок учится в школе и, конечно, иногда ошибается. Хорошо, если результаты ошибок никак не отразятся на внутреннем состоянии ребенка. Однако, так происходит не всегда. Чаще всего, если что-то случилось, то ребенок воспринимает это как проблему, которая потом может нарастать и со временем превратиться в комплекс. В-третьих, это, собственно, само воспитание. В основном на заниженное самоощущение личности могут влиять религиозные убеждения, накладываемые ограничения, постоянное чувство страха или вины и т.п. В результате, жизнь с низкой самооценкой не покажется сладкой никому, у человека с таким неадыкватным мнением о себе будут происходить бесконечные депрессии, конфликты с обществом и с самим собой. Состояние стресса будет постоянно сопровождать тех, у кого низкая самооценка.

Нормальный уровень самооценки

Человек с нормальной самооценкой уверен в себе. Если вы достигли этого состояния, то вы – счастливчик. Вы можете отбросить половину жизненных трудностей и забыть о них. Вы преодолели главную проблему: застенчивость, стеснительность, страх перед обществом. Это состояние – нечто среднее, золотая середина, между низкой и завышенной самооценкой личности, выйти на которую удаётся далеко не всем. Очень важно в этом случае не перегнуть палку и не попасть в ранг заносчивых особей, оставаясь при этом яркой личностью. Человек в этом случае знает себе цену в определенной ситуации, он знает, какие у него положительные и отрицательные стороны, чем ему можно гордиться, а над чем ещё предстоит поработать. В.Сатир, один из американских исследователей, говорил о том, что нормальная самостоятельная оценка личности — это залог психологического благополучия. Кроме того, Сатир отмечает, что личность с высокой самооценкой умеет сдерживать свои эмоции, не избегает жизненных неприятностей. Для такого человека неприятности – это лишь ступень к достижению других целей, лишь повод, для того, чтобы двигаться дальше в новым вершинам.

Завышенная самооценка

Это тот случай, когда человек обладает завышенным уровнем самооценки. По- другому такое состояние можно охарактеризовать как «мания величия», а также то, что называется «перегнул палку». Человек с завышенной самооценкой не видит себя со стороны , он считает, что всегда прав. Переубедить в чём-либо его невозможно, однако, это не признак большого ума. Кроме того, индивид, который слишком много думает о себе, ставит перед собой такие же недостижимые цели, и здесь неизбежно возникает конфликт с жизнью, который может привести к пагубным последствиям. Вообще причин для такого отношения к себе существует великое множество. К примеру, звездная болезнь, постоянный жизненный успех, который может «вскружить голову» и т.д. Примеров тому существует множество. Некоторые люди, родившиеся в 70-80-ые годы прошлого столетия, в-общем-то весьма неординарные, которых называли дети индиго, также имели весьма завышенную самооценку.

Как поднять самооценку

Идеальной же, с точки зрения психологии, пожалуй, является высокая самооценка, основанная на реальном самосознании личности. А для того, чтобы поднять самооценку, нужно постараться взглянуть на жизнь другими глазами, научиться все жизненные ситуации воспринимать как опыт. Конечно, стоит отметить, что очень важно для поднятия настроения и себя в своих собственных глазах развиваться, читать, познавать мир, работать над своим духовным и физическим совершенствованием. Никогда не следует сравнивать себя с другими индивидами – это большая ошибка. Всю люди уникальны, и вы не сможете стать такими, как они. У всех людей есть сильные и слабые стороны, у каждого — свой тип темперамента. Развивайте в себе именно те качества, которые окажутся вашими преимуществами. Никогда не считайте себя выше или ниже других людей. Вы – отдельная личность с сильным характером, со своими преимуществами и индивидуальными сторонами, которые и должны формировать Ваш собственный уровень самооценки.