26. Развитие самосознания и самооценки младшего школьника.

Са­мооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка может быть адекватной или неадекватной (т.е. правильной или ложной), относи­тельно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Самооценка начинает выступать в качестве регулятора поведения ч-ка, его активности в учении, труде, общении.

Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, в общении р-ка с окружающими. Формирование самооценки связано с активными действиями р-ка, с самона­блюдением и са­моконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен оценить свои умения, подчиняться определенным требованиям и правилам. Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фак­тора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности. В млад. шк-м возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит формирование самооценки р-ка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Главной остаётся оценка учителя. У хороших учеников часто формируется завышенная самооценка, у слабых – заниженная, развивается неуверенность в себе, тревожность, робость. Важно помочь р-ку проявить себя – осуществить свои возможности. Неспособных детей нет: 1-н хорошо рисует, 2-й мастерит и т.д. Р-ок, уверенный в себе, не боится трудностей, находит в себе силы для их пре­одоления. Важнейший фактор — уважение и признание товарищей. Уже в млад. шк-м возрасте необходимо формировать самокритичность. Особенно это важно для более сильных учеников.

27. Межличностное взаимодействие в младшего школьном возрасте.

Межличностные отношения – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, которые обусловлены содержанием и организацией совместной деятельности, а также теми ценностями, на которых основывается общение людей.

Млад. шк-й возраста (6-7-10-11 л). Главный человек – учитель, т.к. через него реализуется познавательная потребность. Приведение реб-ка в школу означает и приведение его к общественным нормам. Мотив прихода ребенка в школу не учебный, а общественный (реб-к желает повысить свой статус.)

Общение в семье: самое главное, что может дать семья — прочувствовать, что такое «делу время — потехи час». Реб-к испытывает ненасыщаемую потребность обра­щаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности (очень важна поддержка ребенка своими родными).

Общение в школе: характерная черта взаимоотношений млад. школь-в состоит в том, что их дружба основана на общности внешних жизненных обстоя­тельств и случайных интересов (сидят за одной партой). Сознание младших школьников еще не достигает того уровня, чтобы мнение сверстников служило критерием подлинной оценки себя (для детей 9-10 лет важно мнение одноклассников за ловкость, смелость; они остро переживают, если эта оценка отрицательна). Но такие переживания кратковременны. Их легко изменить оценкой учителя, который становится главным человеком, организующим не только учебную деятельность, но и все формы жизни в школе. Авторитет учителя огромен, он обусловлен личными качествами учителя и социальной ролью в этом возрасте.

Тема 39. Диагностика самосознания и самооценки.

Сознание — высший уровень психического отражения объективной реальности (действительности), а также высший уровень саморегуляции, присущий только чел-ку, как социальному существу.

Самосознание– прежде всего процесс осознания своего «Я» во многообразии индивид-х особенностей. Отражение идет от окружающих его людей.

Самоотношение– эмоционально оценочная реакция на знание о себе (я плохой, я хороший).

Самосознание включает 3 гл. компонента:

2Самооценка — это определенное эмоционально ценностное отношение к себе.

3Самовоспитание — это процесс самоуправления, направленный на осознанное изменение своей личности.

Самосознание характер-ся своим продуктом – представлением о себе – это «Я-образ» (Знание о себе, Самоотношение) и «Я-концепция» (это индивид-ая программа личности, которую он простраивает себе сам).

Диагностика самосознания включает в себя:

1).Стандартизир-ые отчеты – опросники состоящие из утверждений, касающихся:

чувств, мыслей относительно тех/иных событий в жизни чел-ка (рис., Люшер, незаконченных предложений);

поведенческих моментов (Розенцвейг, ТАТ, Т. Лири, Р.Жиля,, проективные, акцентуации Личко, Шмишека);

взаимоотношения с др. людьми (методика социометрии, проективные «Моя семья» и пр.).

2). Нестандартиз-ые самоотчеты – это развернутое самоописание в кот., так или иначе проявл-ся «Я-концепция». Для обработки совокупности рез-тов применяют процедуру – «Контент-Анализ» (это просматривание в динамике программы, цели, планов, задачи).

3).Идеографические техники – они основаны на использовании психосемантических законно-мерностей, анализе индивид-ых матриц, при кот. пространство самоописания и его содержание не задаются абстрактно средними показателями, а выявляются у конкретного чел-ка.

Методики по Диагностике самосознания:

2).Не стандартизир-ые самоотчеты: тест 20 утверждений на самоотношение;

3).Идеографические методики: тест репертуарных решеток Келли.

Опросник самоотношения (ОСО) (В.В. Столин, и С.Р.Пантелеев, 1985). 57 утверждений, с которыми нужно согласиться или нет.

три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

2) дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

Анализ результатовпроводится по 5 обобщенным шкалам и 7 дополнительным.

Дополнительные— измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес Я испытуемого. (с/уверенность; отношение других; с/принятие; с/руководство, с/обвинение; с/интерес; с/понимание)

обобщенные— интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я»; самоуважение; аутосимпатия; ожидания (+\-) отношения к себе других; самоинтерес.

Порядок подсчета: Используя ключ, по каждой шкале нужно подсчитать утверждения с положительным и с отрицательным знаками.

Методика исследования самоотношения (МИС) Пантелеева С.Р.: состоит из 110 утверждений, распределенных по 9 шкалам, с которыми нужно согласиться или нет.

Порядок подсчета: Порядок подсчета такой же как в методике «ОСО» Столина В.В. Полученные «сырые» результаты переводятся в стены в соответствии с таблицей.

Анализ результатов проводится отдельно по каждой из 9 шкал: Открытость; Самоуверенность; Саморуководство; Зеркальное Я ; Самоценность; Самопринятие; Самопривязанность; Конфликтность; Самообвинение.

Также анализ результатов проводиться по 3 обобщенным шкалам, так называемым трём независимым факторам:

I. Самоуважение. Я испытуемого по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустремленности, социальному одобрению.

II . Аутосимпатия Эти шкалы отражают эмоциональное отношение испытуемого к своему Я.

III. Внутренняя неустроенность — связан с негативным самоотношением, не зависящим от аутосимпатии и самоуважения. Показатели этого фактора могут свидетельствовать о дезадаптации личности и о потребности респондента в психологической помощи.

1. Методики для оценки и самооценки волевых качеств

1. Методики для оценки и самооценки волевых качеств

Тест «Самооценка силы воли»

Методика описана Н. Н. Обозовым и предназначена для обобщенной характеристики проявления силы воли.

Инструкция. На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да» — 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» — 1 балл, «нет» — 0 баллов. При ответе необходимо сразу ставить баллы.

1. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам не интересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?

3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?

4. Если вам прописана диета, сможете ли преодолеть все кулинарные соблазны?

5. Найдете ли силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?

6. Останетесь ли на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли отвечаете на письма?

8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач?

10. Сдержите ли данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот? Являетесь ли вы человеком слова?

11. Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?

12. Строго ли придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13. Относитесь ли неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14. Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы? Так ли это?

15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?

Подсчитывается сумма набранных баллов: 0–12 — сила воли слабая; 13–21 — сила воли средняя; 22–30 — сила воли большая.

Тема 39. Диагностика самосознания и самооценки

Психодиагностика самосознания (самопознание, самооценка, самовоспитание). Особенности методик исследования самосознания.

Тест–опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева. Самоактуализационный тест (Л.Я. Гозман, М.В. Кроз). Краткая характеристика методик: описание стимульного материала, процедуры проведения, назначение методики. Обработка данных и их интерпретация.

Исследование самооценки с помощью методик Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна, В.Щур. Назначение методики. Общая характеристика, содержание шкал. Принципы интерпретации.

Сознание — высший уровень психического отражения объективной реальности (действительности), а также высший уровень саморегуляции, присущий только чел-ку, как социальному существу.

Самосознание – прежде всего процесс осознания своего «Я» во многообразии индивид-х особенностей. Отражение идет от окружающих его людей.

Самоотношение – эмоционально оценочная реакция на знание о себе (я плохой, я хороший).

Самосознание включает 3 гл. компонента:

1Самопознание–это процесс начинается с самого себя. Сопоставление Я=Я(значит сравнение себя с себе подобными)

2Самооценка— это определенное эмоционально ценностное отношение к себе.

Диагностика самосознания включает в себя:

1).Стандартизир-ые отчеты – опросники состоящие из утверждений, касающихся:

отношения чел-ка к себе в различных жизненных сферах (Кабардова «Предпочтение к сферам ЖД чел-ка»;

чувств, мыслей относительно тех/иных событий в жизни чел-ка(рис., Люшер, незаконченных предложений);

2). Нестандартиз-ые самоотчеты – это развернутое самоописание в кот., так или иначе проявл-ся «Я-концепция». Для обработки совокупности рез-тов применяют процедуру – «Контент-Анализ» (это просматривание в динамике программы, цели, планов, задачи).

3).Идеографические техники – они основаны на использовании психосемантических законно-мерностей, анализе индивид-ых матриц, при кот. пространство самоописания и его содержание не задаются абстрактно средними показателями, а выявляются у конкретного чел-ка.

Методики по Диагностике самосознания:

1). Стандартизир-ые самоотчеты: шкала «Я-концепции» Теннесе;

Опросник самоотношения (ОСО)(В.В. Столин, и С.Р.Пантелеев, 1985). 57 утверждений, с которыми нужно согласиться или нет.

1) глобальное самоотношение;

3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

Анализ результатов проводится по 5 обобщенным шкалам и 7 дополнительным.

Дополнительные — измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес Я испытуемого. (с/уверенность; отношение других; с/принятие; с/руководство, с/обвинение; с/интерес; с/понимание)

обобщенные — интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я»; самоуважение; аутосимпатия; ожидания (+\-) отношения к себе других; самоинтерес.

«сырой балл» по каждому фактору переводится, по приведенным ниже таблицам, в накопленные частоты (в %). После строится диаграмма выраженности уровней самоотношения.

Методика исследования самоотношения (МИС) Пантелеева С.Р.: состоит из 110 утверждений, распределенных по 9 шкалам, с которыми нужно согласиться или нет.

Цель методики — изучение эмоционально-ценностного компонента самосознания.

Порядок подсчета: Порядок подсчета такой же как в методике «ОСО» Столина В.В. Полученные «сырые» результаты переводятся в стены в соответствии с таблицей.

Анализ результатов проводится отдельно по каждой из 9 шкал: Открытость; Самоуверенность; Саморуководство; Зеркальное Я ; Самоценность; Самопринятие; Самопривязанность; Конфликтность; Самообвинение.

II . Аутосимпатия-Эти шкалы отражают эмоциональное отношение испытуемого к своему Я.

Методики самосознания и самооценки

3.6. Структурные звенья самосознания. Их генезис

Структурными звеньями самосознания являются:

1) идентификация человека со своим телом, именем, т. е. ценностное отношение к телу и имени; что отмечается уже у детей месячного возраста, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами;

2) самооценка, выраженная в контексте притязаний на признание;

3) осознание себя как представителя определенного пола, половая идентификация;

4) представление себя в аспекте психологического времени, индивидуальное прошлое, настоящее и будущее;

5) социально-нравственная самооценка, которая формируется в подростковом и юношеском возрасте.

Развитие самооценки в онтогенезе осуществляется следующим образом. Сначала происходит стихийное, не направляемое самосознанием формирование личности, характеризующееся появлением полимотивированности и соподчиненности действий. Развитие самосознания личности начинается с двух лет – в это время ребенок уже выделяет себя как персону и носителя определенного имени (имя собственное, местоимение «Я», определенный физический облик). Этот процесс продолжается на протяжении раннего и дошкольного возраста. С эмоционального отношения к людям начинает формироваться психологический «образ Я». Эмоциональная окраска этого образа может быть как положительной, так и отрицательной. «Образ Я» формируется и путем изъявления своей воли («Я хочу», «Я сам»), которая выступает как конкретная потребность ребенка. Затем начинает проявляться притязание на признание. Оно может иметь как позитивное, так и негативное направление. Потом у ребенка начинает формироваться чувство половой принадлежности, далее возникает ощущение себя во времени. У него появляется психологическое прошлое, настоящее и будущее. Он по-другому начинает относиться к себе, перед ним открывается перспектива развития самого себя.

Рассмотрим этапы развития самосознания.

В раннем детстве (от 1 года до 3 лет) происходит становление самосознания. Ребенок начинает узнавать себя в зеркале, откликаться на свое имя, активно пользоваться местоимением «Я» – т. е. он осознает себя как личность.

Развитие самосознания введет к формированию самооценки. Именно после осознания себя как личности у ребенка возникает потребность сравнивать себя с другими людьми, на основе чего и формируется самооценка. В этом возрасте самооценка – чисто эмоциональное образование, она не содержит рациональных компонентов и основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности и принятии. А так как родители часто восторгаются ребенком и хвалят его, то самооценка у детей в раннем детстве как правило, завышена.

В дошкольном детстве (от 3 до 6–7 лет) продолжается формирование самосознания, что считается основным новообразованием данного возраста. Меняется представление ребенка о самом себе, своем «Я», месте в системе общественных отношений. При осознании себя, выделении себя из окружающего мира у ребенка появляется стремление активно воздействовать на ситуации и изменять их так, как хочется ему самому. Он начинает осознавать свои переживания («Я весел», «Я зол» и т. д.), происходит и осознание себя во времени («Я маленький» и т. д.). (Подробнее о формировании самосознания см в теме 7.)

В младшем школьном возрасте (от 6–7 до 10–11 лет) на развитие самосознания ребенка большое влияние оказывает оценка, которую ставит учитель за выполнение работы или оценивая его поведение. Ориентируясь на учителя, ребенок начинает считать себя «отличником», «троечником», «двоечником», хорошим или средним учеником, наделяя себя набором качеств, соответствующих той группе, к которой он сам себя отнес.

Отсюда можно сделать вывод, что оценка успеваемости становится оценкой личности и влияет на социальный статус ребенка. Поэтому у отличников и «хорошистов» складывается завышенная самооценка, а у неуспевающих – заниженная, так как постоянные неудачи и плохие оценки уменьшают веру в свои силы, снижают уверенность в себе.

Чтобы самооценка была адекватной, надо развивать в любом ребенке независимо от успеваемости чувство компетентности, собственного достоинства, ответственности.

В подростковом возрасте (с 10–11 до 14–15 лет) развитие самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критичным отношением подростка к своим недостаткам. «Я» подростка обычно складывается из качеств и достоинств других людей, особо ценных в его глазах. Но так как образцом для подражания у подростка могут быть как взрослые, так и сверстники, идеальный образ получается противоречивым. Возможно, это служит причиной несоответствия подростка своему идеалу, что является поводом для переживаний.

В этом возрасте у подростков появляется склонность к самопознанию (рефлексии). Он начинает сравнивать себя с другими людьми (взрослыми и сверстниками), критически относиться к себе, проходит через массу душевных переживаний, в результате которых происходит формирование его самооценки и определение своего мести в обществе.

Как правило, у младших подростков самооценка противоречива, поэтому их поведение отличается немотивированными поступками. (Подробнее об этом см. в теме 9.)

В юности (с 15–16 до 20 лет) происходит становление самосознания и устойчивого образа «Я». Ученые считают, что причина данного становления заключается в том, что в этом возрасте происходят развитие абстрактно-логического мышления, открытие внутреннего мира, меняется образ воспринимаемого человека, появляется чувство одиночества, преувеличение своей уникальности и устойчивости во времени.

И.С. Кон отмечал, что образ «Я» – это социальная установка, состоящая из трех взаимосвязанных компонентов: 1) познавательного (знание себя, представление о своих качествах и свойствах); 2) эмоционального (оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и т. д.); 3) поведенческого (практическое отношение к себе). Процесс становления самосознания очень сложен, и не у всех он проходит гладко и безболезненно. (Более подробно данный процесс описан в теме 10.)

В период ранней взрослости (от 20 до 40 лет) продолжается развитие самосознания, самооценки и «Я-концеп-ции». На этот процесс оказывают влияние самоопределение личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина (подробнее об этом см. тему 12).

В период средней взрослости (от 40 до 60 лет) самосознание обогащается новыми образами, самооценки приобретают обобщенный характер, потому что «Я-образ» развивающейся личности превращается в «Я-образ», связанный с развитием детей, учеников, сослуживцев и других людей (см. также тему 12).

В период поздней зрелости (60 лет и старше) человек интегрирует свое прошлое, настоящее и будущее. И если его «Я-концепция» положительна и деятельна, то его личностное развитие будет продолжаться (см. также тему 12)