Методика «Изучение самооценки личности старшеклассника»

Методика использована для выявления уровня самооценки личности подростка. Результаты проведенной методики приведены в таблице 2.

Таблица 2. «Изучение самооценки личности старшеклассника»

0 – 25 баллов – высокий уровень самооценки;

26 – 45 баллов – средний уровень самооценки;

46 – 128 баллов – низкий уровень самооценки.

Проанализируем результаты методики:

60 % школьников с завышенной самооценкой, это люди не отягащенные «комплексом неполноценности», правильно реагируют на замечания со стороны окружающих и редко сомневаются в своих действиях.

26.6% учащихся со средним уровнем самооценки. Они редко страдают от «комплекса неполноценности» и время от времени стараются подладиться под мнения других.

13.4% подростков с низким уровнем самооценки. Это люди, которые болезненно переносят критику в свой адрес, стараются всегда считаться с мнениями других и часто страдают от «комплекса неполноценности».

Проведем математическую обработку, используя коэффициент ранговой корреляции Спирмена, который позволит нам определить тесноту связи между двумя признаками – уровнем самооценки и личностными особенностями подростка.

Рассчитаем взаимосвязь между уровнем самооценки и личностными особенностями подростка.

1. Ограничения критерия позволяют нам применить этот метод.

2. Сформулируем гипотезы:

Н 0 – корреляция между переменными «уровнем самооценки» и «личностными особенностями» не отличается от нуля.

Н 1 – корреляция между переменными «уровнем самооценки» и «личностными особенностями» достоверно отличается от нуля.

3. Создадим таблицу с индивидуальными значениями испытуемых по каждому признаку, проранжируем значения признаков по каждой строке, подсчитаем разность, возведем ее в квадрат и подсчитаем сумму квадратов разностей.

методика изучения самооценки

Рассчитаем коэффициент ранговой корреляции по формуле:

r эмп = 1- 6* S d2*/ N (N2 — 1), где

S d2– сумма квадратов разностей между рангами

N – количество испытуемых, участвовавших в ранжировании.

r эмп = 1-6* 55.25 / 27 * (27*27-1) = 1-6*55.25 / 19656=0,98

4. Определим критические значения по специальной таблице

Так как эмпирическое значение попадает в зону значимости, в этом случае гипотеза Н 0 отклоняется, принимается альтернативная гипотеза Н 1,

Мы делаем вывод о том, что личностные особенности подростка влияют на уровень его самооценки

Таким образом, мы можем утверждать о том, что наша гипотеза подтвердилась, т.е. существует взаимосвязь самооценки и личностных особенностей подростка.

По результатам теста– опросника «Шкала самоуважения Розенберга» у тринадцати подростков наблюдается завышенный уровень самоуважения, что указывает на определенные отклонения в определенные отклонения в формировании подростка. У десяти ребят средний уровень уважения себя. У четырех прослеживается низкий уровень, что возможно говорит о крайнем неблагополучии в развитии личности.

Результаты исследования свидетельствуют о большом количестве подростков в классе с повышенным уровнем самооценки, лишь небольшой процент испытуемых имеет низкий уровень самоуважения к самому себе. Среди участников группы есть немало испытуемых с умеренным уровнем самооценки.

Тест Кэттелла (16PF – опросник) выявила, что испытуемые, которые набрали высокие баллы по фактору MD «адекватность самооценки» (13 человек), общительны, добросердечны. Им свойственна естественность и непринужденность в поведении, доброта, внимательность. Они охотно работают с людьми, доверчивы, не бояться критики, испытывают яркие эмоции, живо откликаются на события. Искренни в отношениях между людьми. Эмоциональны, динамичны в общении, что приводит к тому, что они часто становятся лидерами и энтузиастами в групповой деятельности. Верят в удачу. У школьников же, которые набрали средние баллы по фактору MD «адекватность самооценки»(10 человек), наблюдается открытость и общительность с окружающими, мягкосердечность в отношениях; абстрактность мышления, сообразительность, быстрая обучаемость, работоспособность. Это реалистично настроенные люди. Они лучше способны следовать требованиям группы, характеризуются постоянством интересов. Иногда у них наблюдается эмоциональная ригидность и нечувствительность. Испытуемые, которые набрали низкий балл по фактору MD «адекватность самооценки» (4 человека), характеризуются необщительностью, замкнутостью, безучастностью, некоторой ригидностью и излишней строгостью в оценке людей.

Согласно методике «Изучение самооценки личности старшеклассника» 60 % школьников с завышенной самооценкой, это люди правильно реагируют на замечания со стороны окружающих и редко сомневаются в своих действиях. 26.6% учащихся со средним уровнем самооценки. Они редко страдают от «комплекса неполноценности». 13.4% подростков с низким уровнем самооценки. Это люди, которые болезненно переносят критику в свой адрес.

На основе проведенного анализа психолого-педагогической литературы и результатов проведенного эмпирического исследования мы можем сделать вывод о том, что личностные особенности влияют на развитие самооценки, способствует развитию личности. Таким образом наша гипотеза подтверждена.

Подростковый возраст – исторически наиболее поздно сформировавшийся период в череде предшествующих взрослости возрастов, необходимостью которого диктуется усложнением жизни, высокими требованиями, которые предъявляет общество к уровню образования и личной зрелости. Вследствие этого юношеский возраст не является полностью устоявшимся, молодые люди 15-17 лет могут оказываться в совершенно различных социальных ситуациях развития. Процессы физического, физиологического, психического и социального созревания протекают неравномерно и разновременно у разных людей, и соответствующие различия с возрастом увеличиваются.

Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, наконец, сам совершает и исправляет ошибки. Задача семьи, образовательных учреждений состоит не в прямом воздействии на личность растущего человека с целью добиться желаемых результатов, а в создании необходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания, в актуализации механизмов самопознания и саморазвития. Человеческое Я едино и неделимо, оно тождественно самому себе. Деятельность Я как субъекта по созданию образа Я — концепции, в свою очередь, образ Я, включаясь, Я как субъекта, выполняет саморегулирующую функцию. Самопознание и эмоционально-ценностное отношение к себе могут выступать как независимые процессы, однако могут и интегрироваться в единую деятельность самооценивания, в результате чего и рождается представление о себе, образ Я, Я-концепция. Это, в свою очередь, выступает в качестве условия для развертывания деятельности саморегулирования и самоконтроля. На формирование Я-концепции личности влияние оказывают очень многие факторы. К важнейшим из них относятся способность человека к самопознанию и самооцениванию (внутренний фактор), реальные достижения и оценки личности окружающими (внешние факторы). Обоснованность самопознания зависит от многих сформировавшихся качеств личности, в частности от таких, которые носят характер, определяющий направленность личности. К ним относятся экстраверсия и интроверсия. Экстраверт – человек, ориентированный на внешний мир, он живет этим миром, поглощен его событиями. Поэтому его самосознание идет в сфере познания себя во внешнем мире. Интроверт, наоборот, ориентирован на внутренний мир и его события, для него значимы собственные переживания, мечты, внутренний диалог с собой. Понятно, что его самопознание осуществляется в сфере собственного внутреннего мира. Разумеется, это не означает, что экстраверт не способен к самопознанию внутреннего мира, а интроверт – к самопознанию себя во внешнем мире. Речь идет о приоритетах, которые выбирает человек в зависимости от экстраверсии – интроверсии.

Практика показывает, что большие возможности в развитии личностных качеств подростка имеют уроки психологии. Одним из самых эффективных форм стимулирования потребности в самопознании и саморазвитии, на базе которых формируется потребность в самовоспитании, является организация и проведение специальных социально-психологических тренингов. Проведение этих мероприятий побуждает естественное желание заниматься самообразованием, т.е. читать такую литературу, которая помогла бы расширить их представление о себе, составить программу по самовоспитанию. Одной из самых действенных форм организации самовоспитания является индивидуальные консультации, проводимые психологом. А в качестве вспомогательного средства, стимулирующего потребность в самовоспитании, следует назвать внеклассную работу.

Подводя итоги, следует отметить, что самопознание и саморазвитие на определенных возрастных этапах подчинены объективным закономерностям. Многое зависит от социального окружения, взрослых, которые берут на себя обязанность оказывать сопровождение и поддержку процессам самопознания и саморазвития каждого ребенка. От того, как они смогут организовать эти процессы, насколько сами включены в них, будет зависеть культура самовоспитания предпосылки для самосуществования, самореализации, выполнения своей миссии Человека на Земле.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Владос-пресс, 2001 г.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, С-Пб 1999 г.

3. Алфинов В.М., Гребников В.И. «Генные основы темперамента и личности» //«Вопросы психологии». № 2, 2000 г.

4. Бернс Р. «Развитие Я-концепции и воспитание». М.,1996 г.

5. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Владос-Пресс, 1999 г.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Владос, 1999 г.

7. «Возрастная психология и педагогика», под редакцией М.В. Гомезо, М.В. Матюхиной, Т.О. Михальчик, М.: «Феникс», 1994 г.

8. Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста// Собр.соч.: в 6 т. Т.4.,1993 г.

9. Выготский Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Владос, 1998 г.

10. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, № 3, 1994 г.

11. Гриценко С. В. Диффиренцированность когнитивных структур и ее связь с умственным развитием и свойствами нервной системы у старших подростков: Автор дисс. канд. психол. наук. – М., 1997 г.

12. Дубровина И.В., Круглов Б.С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся. // Ценностные ориентации и интересы школьников., 1993 г.

13. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М.: «Феникс» 2000 г.

14. Галева О.Е. «Влияние социальных условий на структуру темперамента» // «Вопросы психологии». № 4, 2000 г.

15. Кон И.С. Открытие “Я”. М.: Педагогическое общество России, 1998 г.

16. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Владос, 1999 г.

17. Кон И.С. Психология старшеклассника.- М.: Владос, 1992 г.

18. Кон И.С. Какими они себя видят? М.: Владос, 1995 г.

19. Кваде В., Трусов В. «Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка // Вопросы психологии». № 3, 1990 г.

20. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника. № 3, М. 1993 г.

21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Педагогическое общество России, 1995 г.

22. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Владос, 1996 г.

23. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. С-Пб: Гардарики , 1999 г.

24. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития.// Вопросы психологии, № 2, 2002 г.

25. Маслоу А. Г. Мотивация и личность.: перевод с англ. СПб.: Евразия, 1999 г.

26. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М.: Владос, 1995 г.

27. Мудрик А.В. Время поисков и решений. М.: Владос, 1990 г.

28. Мудрик А.В. В поисках своего “Я” // Семья и школа. № 10, 1998 г.

29. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М.: Владос, 1997 г.

30. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений: в 3-х кн., кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Владос, 1997 г.

31. Б.Б. Носов. «Личность: актуальные проблемы системного подхода» // «Вопросы психологии». № 6 1997 г.

32. Общая психология (курс лекций). Свойства темперамента по Павлову. Составитель Е.И.Рогов. М.,1995 г.

33. «Практикум по возрастной и педагогической психологии», под редакцией А.Ш Щербакова, М., 2001 г.

34. Прихожан А.М. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте // Воспитание, обучение и психическое развитие. М.,1994 г.

35. Реан А. А. психология изучения личности, СПб: Изд. Михайлова В. А.,2003 г.

36. Роджерс К. Р. Становление личности: взгляд на психотерапию. Перевод с англ. М. Злотник – М.: Изд. ЭКСМО – Пресс, 2001 г. (Серия «Психологическая энциклопедия»).

37. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. М.: Педагогическое общество России, 1995 г.

38. Шапиро А. З. Специфика развития личности в семейном окружении: дисс. канд. психол. наук. – М., 1996 г.

39. Энциклопедия психологических тестов. Общение, межличностные отношения – М. Изд. АСТ. 1997 г.

40. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Перевод с англ./ общ. 1996 г. (Библиотека зарубежной психологии).

Изучение личностных особенностей подростков

Методика диагностики личности подростка

В педагогической практике все больше ощущается потребность в оперативной диагностике достигнутого учениками уровня развития. Это связано с тем, что эффективно управлять процессами формирования личности без знания глубины, темпов и особенностей происходящих изменений нельзя. Крылатые слова К.Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» — как нельзя лучше объясняют необходимость диагностики в живом учебно-воспитательном процессе.

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и её развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания [9].

Развитие каждого человека обеспечивается через воспитание, благодаря передаче своего собственного опыта и опыта предшествующих поколений.

Исследование личности — одна из многих областей психологических исследований. Другие области отведены проблемам воспитания, педагогической психологии, сравнительного анализа поведения, физиологической психологии, социальной психологии и психоанализа.

Все названные сферы исследования так или иначе затрагивают тему личности. Психология личности ставит перед собой задачу конкретного исследования этой темы и познания существенных факторов, определяющих личность.

Овладение простыми методиками диагностики отдельных сторон развития обучаемых — важный компонент профессиональной педагогической подготовки. Главный интерес для школьных учителей и воспитателей представляет диагностика личности подростка, умственной деятельности обучаемых, мотивации поведения, уровня притязаний, эмоциональности, развития социального поведения и многих других важных качеств. Наиболее распространенный метод изучения выделенных качеств подростка — тестирование или опросник.

Опросник личностный — совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора предложений, с содержанием которых испытуемый (информант) может согласиться или не согласиться.

Личностные опросники позволяют получать информацию, широко характеризующую личность испытуемого — от особенностей его физического и психического состояния до морально-этических и общественных взглядов.

Наряду с личностными опросниками существуют и другие виды методик, например для исследования самооценки применяется методика изучения самооценки качеств личности Столяренко.

Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).

Материалом для исследования послужили анкеты, где в каждой из четырех таблиц указаны 20 личностных качеств (добродушие, искренность, самостоятельность и др.)

Методика предполагает следующую процедуру проведения: Школьнику предлагается четыре небольших таблицы, в каждой из которой представлены личностные качества человека соответственно названию той или иной таблицы. «Допустим, ты представляешь себе идеального человека, какие у него должны быть по твоему качества?». Среди выписанных школьником качеств, он должен обвести в кружочек, те качества, которые в реальности присущи ему. Так школьник должен перейти ко второму набору качеств, затем третьему и четвертому.

Высота самооценки определяется с помощью определенной формулы

Р — реальные качества;

И — качества идеального человека. Исходя из этого, подсчитывается средний балл самооценки. «Средней» самооценкой принято считать самооценку с баллами от 46 до 56; «Завышенной» — с баллами от 55 до 69 и выше; «Заниженной» — с баллами от 0 до 45.

В основе разработки другого вида методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и другие).

Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет. Соответственно может использоваться: при выявлении особенностей личности подростка, формировании классных коллективов, в профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (в частности на профессии типа «человек — человек»), в педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений в системах: «ученик — учитель», «ученик — класс».

Инструкция. «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно, то знак «-». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?

4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь, сердит, злишься?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?

7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?

10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13. Верно ли, что многое раздражает тебя?

14. Нравится ли тебе такая работа, где надо делать все быстро?

15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

16. Тебе можно доверить любую тайну?

17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?

18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физической нагрузки) сильно бьется сердце?

19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?

20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

23. Ты часто чувствуешь себя усталым без всякой причины?

24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?

25. Ты обычно весел и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. У тебя бывают головокружения?

30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?

32. Любишь ли ты иногда похвастаться?

33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?

34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

35. Ты обычно быстро принимаешь решения?

36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты забыть обо всем и повеселиться в обществе друзей?

39. Тебя легко огорчить?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание?

42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?

43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?

44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?

45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?

52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

53. Бываешь ли ты обычно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?

54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

55. Ты стесняешься заговорить первым с незнакомыми людьми?

56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить?

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?

60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

1. Экстраверсия — интроверсия:

«да» («+») 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.

«да» («+») 2, 5, 7, 10, 13, 15, 17, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 50, 51, 52, 56, 58, 60.

3. Показатель лжи:

«нет» («-») 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.

1. Оценочная таблица для шкалы «Экстраверсия-интроверсия»

2. Оценочная таблица для шкалы нейротизма

По шкале лжи показатель в 4-5 баллов рассматривается как критический, более 5 баллов — результаты теста рассматриваются как недостоверные.

1) Экстраверсия — интроверсия. Типичного экстраверта характеризует общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт — это спокойный застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2) Нейротизм — эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, характеризующая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Эмоциональная устойчивость характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях развивается невроз.

Также существует методика исследования самоотношения (МИС), которая предназначена для изучения представлений учащегося о самом себе. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 — 17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Результаты исследования предназначены для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе, преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

МИС представляет собой многофакторный опросник, содержащий 9 шкал и три независимых фактора, позволяющих определить разноплановые представления личности о себе самом. Преимущества данной методики — простота проведения (учащимся предлагается ряд вопросов и бланк), несложная обработка (ключ-трафарет накладывается на бланк ответов), и, основное, в результате проведения можно получить большое количество психологических данных. Процесс поведения методики занимает около 45 минут. Результаты методики рекомендуется использовать в сочетании с другими тестами для составления психолого-педагогической характеристики.

Процедура проведения опроса и обработка результатов.

Испытуемому предъявляется тест, содержащий 110 пунктов и стандартный бланк ответов. Инструкция подразумевает две градации ответов: «согласен — не согласен», которые фиксируются испытуемыми в соответствующих позициях бланка.

Значения подсчитываются по 9-ти шкалам с помощью специального ключа-трафарета, накладываемого на бланк. Трафарет конструируется в соответствии с ключом теста.