Занятие для подростков «Самооценка»

Цель: дать представление о самоценности человеческого «Я», продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки.

-обсудить способы поддержания позитивной самооценки; дать подростку возможность полностью осознать свои силы;

-дать возможность каждому члену группы узнать, как его воспринимают другие участники;

-предоставить участникам возможность соотнести са­мооценку и оценку членами группы;

-формирование умения слушать и давать обратную связь.

Материалы: карандаши, бумага.

Беседа «Самооценка как важнейшая составляющая личности»

Ведущий. Самооценка — оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Термин самооценка» подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной. Адекватная самооценка — человек реально оценивая себя, видит как свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечая, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие пений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.

Высокая самооценка — человек верит в себя, чувствует себя на «коне», но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.

Самооценка отражает степень разви­тия у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его интересов. На самооценку влияют несколько факторов. Во-первых, представления о том, каков человек на самом деле и каким он хотел бы быть; во-вторых, человек скло­нен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие; в-третьих, человек испытывает удовлетворение не оттого, что он просто делает что-то хорошо, а оттого, что он избрал опреде­ленное дело и именно его делает хорошо.

Подросткам предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а за тем быстро вписать в один кружок букву «Я». Ведущий объясняет, что чем ближе к левому краю стоит буква, тем ниже самооценка. Затем объясняет, что это тест-игра и не стоит его результаты принимать очень серьезно.

Нарисуйте извилистую дорогу, ведущую из глубокой пропасти «самый плохой человек» к горной вершине «самый хороший человек». Отметьте на этой дороге точку, где находитесь вы сейчас. Анализ:

Какие качества позволяют достичь этой высоты? (участники производят анализ самостоятельно, озвучивая свои выводы по желанию) Что мешает поставить отметку выше? ( Можно не произносить)

Нередко ваше впечатление о себе складывается из оценок, которые дают окружающие вас люди.

Тема дискуссии: «Как мы поддерживаем и улучша­ем свою самооценку».

Мнения выписываются на от­дельный лист бумаги и дополняются ведущим. На­пример: улучшаем внешность (прическа, макияж, сле­дим за фигурой); занимаемся самообразованием, раз­витием своих талантов, способностей; достигаем ус­пеха в каком-то деле; обесцениваем других людей; выигрываем конкурсы, соревнования; помогаем дру­гим людям, тем самым повышая свою самооценку; украшаем свой уголок плакатами с надписями: «Ты — лучший!» и т.д.; «нарываемся» на комплимент; иног­да рисуемся (делаем то, что не свойственно, но это выглядит «круто», ярко); не ставим глобальных це­лей; имеем хобби как способ выделиться из толпы; усилием воли стараемся себя перебороть, сделать что-то на грани возможного.

Мнения участников записываются и дополняются ведущим:

— занимаемся самообразованием, развитием своих способностей, талантов;

— достигаем успехов в каком-то деле;

— обесцениваем других людей;

— выигрываем конкурсы, соревнования;

— помогаем другим людям, тем самым повышая свою самооценку;

— украшаем свой уголок;

— напрашиваемся на комплименты, иногда «рисуемся» (делаем то, что не свойственно, но это выглядит «круто»);

— не ставим глобальных целей;

— имеем хобби как способ выделиться из толпы.

Все вы наверняка слышали, как кто-нибудь из ваших сверстников говорил о себе «я — крутой» или о ком-то другом — «он — крутой». Как вы думаете, какой смысл придают они этим словам?

Крутой или уверенный в себе — это одно и то же? «Крутизна» — основа для того, чтобы все считали, что ты радуешься жизни, и думали, что ты имеешь силы действовать». Ведущий напоминает, каковы внешние признаки уверенного человека, и предлагает описать внешние признаки «крутого» (напряженная поза, суетливые жесты, многословие, повышенный тон в речи и т.п.). Нужно подчеркнуть, что человек стремится выглядеть «круто», но на самом деле он не уверен в себе.

Упражнение «Какой он?»

Один из участников выходит за дверь, а остальные загадывают кого-то из группы. Водящий, задавая вопрос «какой он?», должен по качествам, называемым участниками, догадаться, кто был загадан

Говорим друг другу комплименты

Отдельно — так, чтобы всем хорошо было видно, поставить два стула друг напротив друга. Предложить одному из участников занять один из стульев, все ос­тальные члены группы по очереди садятся на свобод­ный стул и называют ему только его положительные качества. Слушатель может попросить уточнить то или иное высказывание, задать дополнительные вопросы, но не имеет права на отрицание или оправдание.

Каждый член группы, по возможности, должен за­нять место слушателя.

Обсуждение . Обсудить, что каждый из участников чувствовал и думал в процессе выполнения задания.

3. Заключительная часть

Упражнение «Безусловное принятие себя»

Участникам дается инструкция сказать вслух самим себе: «Я принимаю себя таким, как я есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я принимаю себя со всеми счастливыми моментами и радостями!»

После этого ведущий просит участников прислушаться к ощущениям, которые возникают в теле при произнесении этих слов. В какой части тела отзываются эти фразы? Легко ли их произносить? Что мешает принимать себя со своими достоинствами? Что помогает?

После того как участники мысленно ответили на эти вопросы, ведущий просит повторить за ним следующую фразу: «Я прощаю себя за. и снимаю условие, которое мешает моей безусловной любви. Теперь я люблю себя и принимаю таким, каков я есть».

Участники обмениваются впечатлениями от упражнения.

Выводы чтобы поддержать позитивную самооценку, мы прибегаем к разным стратегиям. Например, подчеркиваем свой позитивный опыт, избегаем постановки глобальных целей, обесцениваем других и учимся принимать себя, опираясь на свои сильные стороны.

Цели: дать понятие о самоценности человеческого «Я», продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки.

Цель: введение в темпоритм и настроение занятия.

Упражнение выполняется по кругу (2–3 оборота).

2. Работа по теме

Ведущий.Основная задача, которая стоит сегодня перед вами: понять, осознать своею самооценки.

Тест — игра «Самооценка»

Подросткам предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем быстро вписать в один кружок букву «Я». Ведущий объясняет, что чем ближе к левому краю стоит буква, тем ниже самооценка. Затем объясняет, что это тест – игра и не стоит его результаты принимать очень серьезно.

Ведущий.Существуют 3 уровня самооценки:

· самооценка реальная, соответствующая действительности;

По мере того как называются эти уровни, учащиеся объясняют, как они это понимают, приводят примеры.

Ведущий. Как вы считаете, вы человек хороший?

Ответы по кругу.

Почему вы так считаете? Что вам дает на это право?

От чего зависит ваша самооценка?

1. От внутреннего ощущения того, насколько хорошо я себя знаю.

2. От мнения обо мне окружающих.

3. От мнения «значимых других».

4. От того, насколько я сам уверен в себе и т.д.

Ведущий. Мы понимаем, что хорошо, если человек себя оценивает реально. А если человек занижает свои способности, недооценивает свои возможности, не уверен в себе, то как к нему относятся окружающие?

Дискуссия «Самое – самое»

Ведущий предлагает подросткам записать на листочках, что для них самое важное и самое ценное в жизни.

Затем участники это зачитывают, а ведущий записывает на доске.

Обсуждается каждый пункт. Нужно подвести ребят к выводу, что каждый человек неповторим и представляет ценность. Любить себя – это значит признать право на любовь других людей к себе.

Ведущий , комментируя каждый ответ, просит ответить на вопросы. Например: «Почему для тебя главным является здоровье? (Я смогу жить долго).

«Чем тебе дороги родители? (Они мне дали жизнь и любят меня).

Затем делаются выводы:

Каждый человек должен любить себя и принимать таким, какой он есть.

Любить себя – значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступаешь правильно.

Тот, кто не любит себя, не может искренне любить других.

Если самооценка у человека низкая, то он ощущает беспомощность, бессилие и одиночество.

Ведущий: чтобы сейчас мы почувствовали себя увереннее, давайте выполним упражнение психологического настроя на уверенность в себе

Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на себе, на своих внутренних ощущениях. Прочувствуйте свое тело и расслабьтесь.

Представьте, что вы смотрите в небо. Почувствуйте небо внутри себя. Ощутите его бесконечность, позвольте себе раствориться в нем.

Тело отдыхает, а сознание бодрствует. Оно активно. Вы слушаете мой голос. Сосредоточьтесь на нем!

Почувствуйте, как хорошо я к вам отношусь. И пусть каждое мое слово найдет отклик в вашем сердце.

Я настраиваю вас на энергичную, веселую жизнь — и сейчас, и завтра, и во все последующие дни. Вы будете веселыми, энергичными, здоровыми.

Я настраиваю вас на более равнодушное, на более снисходительное отношение к ударам судьбы. Никогда не теряйте мужества, оптимизма! Будьте более стойкими и решительными!

Я настраиваю вас на постоянное, энергичное развитие всех своих способностей: и сейчас, и завтра, и во все последующие дни.

Представьте и прочувствуйте, что ваша голова стала сильной, умной. Прочувствуйте — вы полны бодрости! Вы ничего не боитесь! Вы полны сил, энергии, уверенности в себе! У вас все будет получаться!

Вы будете хорошо учиться за счет большой выносливости, хорошего настроения, цепкости памяти, активного желания быстрее наверстать упущенное.

Прочувствуйте, как повышается ясность вашей мысли, улучшается настроение, обостряется интуиция.

Прочувствуйте прилив новых жизненных сил. У вас все еще впереди! Вы талантливы! И у вас все получится!

Хорошо. Завершаем нашу работу.

Как только вы почувствуете, что вы завершили размышления о себе, что вы отдохнули, вы откроете глаза.

Итак, глаза каждый откроет тогда, когда ему этого захочется.

Самооценка младших подростков

Глава 2. Экспериментально-психологическое исследование самооценки младших подростков.

2.1. Организация и методы исследования.

В исследовании принимали участие подростки младшего возраста, школьники 8-9 классов, учащиеся МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» г. Курска. Было протестировано 29 человек : 15 мальчиков и 14 девочек.

Для изучения общей самооценки была выбрана методика « Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования ( Опросник Г.Н.

Методика предложена Г.Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника. Методика содержит 20 вопросов. При интерпритации результатов подсчитывается количество согласий под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под чётными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат мог находиться в интервале от -10 до +10. В зависимости от результата, выделялось три уровня самооценки : низкий, средний и высокий .

Следующая методика, которая проводилась на испытуемых: «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубенштейн в модификации А. М. Прихожан».

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, умелые руки (умение делать много своими руками), внешность, уверенность в себе. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание. Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин. Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.

ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.

Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала:

Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялись три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков.

1.Оценка испытуемыми (по 100-балльной шкале) вероятности того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получены обобщенные показатели представлений о сопряженности черт личности, составляющих так называемую имплицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом.

2.Корреляции между самооценками по чертам личности. Испытуемые заполняли б бланков самооценок, каждый из которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить их наличие у испытуемого по 5-балльной шкале.

3.120 черт личности оценивались по 3 шкалам (7-балльным) , представляющим факторы семантического дифференциала, оценки усреднялись.

В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.

Можно оценивать себя с собственных позиций, а можно попробовать оценить себя «со стороны» — какое впечатление вы производите на других людей. Интерпретация факторов ЛД

При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.

Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.

При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор О интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствует предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) – его отвержению.

Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.

Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) – на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.

При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.

Использование метода ЛД .ЛД может использоваться во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или к другим людям. В этом отношении ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов – с личностными опросниками и социометрическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. Некоторые традиционные, получаемые с помощью опросников характеристики личности, могут быть получены и с помощью ЛД. Уровень самоуважения, доминантности — тревожности и экстраверсии — интроверсии является достаточно важным показателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т. д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.

От социометрических методов ЛД отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД можно рекомендовать к применению в двух областях: в групповой и семейной психотерапии.

В групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких сторон личности и группового процесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т. д.

В семейной психотерапии может оказаться полезной та возможность сопоставления разных точек зрения на членов семьи (например, ребенка), между собой, которую представляет ЛД, а также возможность дифференцированной оценки эмоциональной привлекательности, статуса доминирования-подчинения и уровня активности членов семьи (например, супругов). Полезным может оказаться варьирование предметов оценки (например, «каким должен быть отец», «идеальная жена», «моя жена думает, что я. ») с последующим вычислением расстояния между идеальным и реальным, ожидаемым и реальным и т. д. ЛД может помочь в определении действительной природы недовольства супружескими взаимоотношениями (недостаточная эмоциональная привлекательность, избегание ответственности и т. д.), уяснить роль ребенка в семейном конфликте.

Методика комплекса неполноценности. Первыми комплексы неполноценности описали и дали им определение «отцы — основатели» психоанализа. Этим названием они обозначили эмоционально окрашенные убеждения и жизненные принципы, проявляющиеся в импульсивных, не поддающихся объяснению поступках, осложняющих нормальную жизнь, ограничивающих возможности развития личности и мешающих испытывать чувство радости. Комплекс неполноценности заставляет человека ощущать себя ниже других. Этот комплекс порождён неуверенностью в своих достоинствах или способностях.

С точки зрения психологии, та или иная самооценка самым прямым образом связана с личным отношением к окружающему миру. Тот, кто любит этот мир, любит и себя. Эта методика позволяет определить как человек себя оценивает, часто ли сравнивает себя с другими людьми.

Методика содержит 30 вопросов. После подсчёта баллов выявляется уровень комплекса неполноценности: заниженный, низкий, средний, завышенный.

Таким образом, комплекс перечисленных выше методик позволяет определить уровень самооценки в общем. Методики помогут испытуемым разобраться в себе, наглядно определить свои возможности, выявить свои плюсы и минусы. По результатам тестирования испытуемые могут провести самокоррекцию поведения, самосовершенствоваться.

2.2. Анализ результатов исследования.

Первичная обработка полученных данных показала, что при выявлении уровня общей самооценки (Опросник Г.Н. Казанцевой) у 29% девочек и 47% мальчиков младшего подросткового возраста уровень самооценки средний. 71% девочек и 40 % мальчиков имеют достаточно высокий уровень самооценки. Также 13% мальчиков имеют низкую самооценку. Результаты показывают, что у девочек общий уровень самооценки выше, чем у мальчиков младшего подросткового возраста.

Полученные результаты по методике «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубенштейн в модификации А. М. Прихожан» также говорят о том, что у девочек младшего подросткового возраста уровень самооценки выше, чем у мальчиков. Средний уровень самооценки у 27% мальчиков и 21% девочек, у 73% мальчиков и 50% девочек самооценка находится на высоком уровне, и очень высокий уровень самооценки получен только у 29% девочек. Анализ результатов показал, что у девочек уровень самооценки выше, чем у мальчиков младшего подросткового возраста.

Полученные данные по методике «Измерение личностного дифференциала» также показывают, что девочки младшего подросткового возраста достаточно высоко оценивают свои личностные качества. 64% девочек и 67% мальчиков имеют средний уровень оценки себя, высокий же уровень 20% мальчиков и 29% девочек. У 13 % мальчиков выявился низкий уровень оценки своих личностных качеств. Анализ этой методики также позволяет нам увидеть, что оценка своих личностных качеств у мальчиков младшего подросткового возраста ниже, чем у девочек.

Анализ результатов по методике «Комплекса неполноценности» в достаточной степени показывают, что мальчики младшего подросткового возраста имеют низкую самооценку, часто испытывают неловкость перед своими сверстниками, стесняются себя, не редко сравнивают себя с ровесниками и выносят вердикт не в свою пользу . У 40% мальчиков и 36% девочек уровень комплекса неполноценности низкий. 57% девочек и 46% мальчиков имеют средний уровень.

Таким образом, анализ полученных данных позволяет нам делать вывод о том, что у девочек младшего подросткового возраста уровень самооценки выше, чем у мальчиков младшего подросткового возраста.

В ходе исследования уровня самооценки школьников младшего подросткового возраста был использован комплекс методик на выявление и изучение уровня самооценки. Полученные данные показали, что уровень самооценки у девочек младшего подросткового возраста выше, чем у мальчиков.

В данной курсовой работе мы рассмотрели понятие «самооценки», её виды, функции и составляющие.

Самооценка есть склонность переживать себя как способного справиться с жизненными задачами и как заслуживающего счастья.

Самооценка, т.е. оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, безусловно, относится к базисным качествам личности. Именно она во многом определяет взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Человек, живя и действуя в окружающем мире, постоянно сравнивает себя с другими людьми, свои собственные дела и успехи с делами и успехами других людей. Такое же сравнение — самооценку мы проводим и по отношению ко всем своим качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или в работе. Иными словами, мы с детства учимся оценивать сами себя.

Самооценка может быть реалистичной и не очень, стойкой и колеблющейся, положительной и отрицательной, высокой и низкой.

Самооценка неразрывно связана с Я – концепцией.

Из определения Р.Бернса, в Я- концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать Я- концепцию как совокупность установок, направленных на себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).

2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

3.Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом :

1. Образ Я — представления индивида о самом себе.

2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция , то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Также было проведено исследование на выявление уровня самооценки подростков младшего школьного возраста. В нём приняло участие 29 человек, 14 девочек и мальчиков, учащиеся восьмых – девятых классов МОУ «Средней общеобразовательной школы № 14» г.Курска.

Испытуемым предстояло выполнить комплекс методик, направленных на изучение уровня самооценки: методика «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования ( Опросник Г.Н.Казанцевой) », «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубенштейн в модификации А. М. Прихожан», методика личностного дифференциала, самооценка комплекса неполноценности.

Таким образом, в ходе исследования, гипотеза, выдвинутая нами изначально, подтвердилась. Анализ полученных данных позволяет нам делать вывод о том, что у девочек младшего подросткового возраста уровень самооценки выше, чем у мальчиков младшего подросткового возраста.

1.Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков- М., 2001.

2.Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.

3.Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем — Казань, 2000.

4.Алемаскин М.Л. Воспитательная работа с подростками. — М.: Знание, 1999.

5.Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. Ю.Брянцевой и Б.Красовского. — М., 1999.

6.Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. — М., 2000.

7. Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности. Автореф. канд. психол. наук – Н., 2000.

8.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. 1998.

9. Бороздина Л.В. Теоретико-экспериментальное изучение самооценки. Автореферат дисс. докт. психол. наук. М., МГУ, 2001.

10. Будасси С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998.

11.Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М.,2004.

12.Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. — Т.4. — М., 1999.

13.Диагностика характера подростков / Под ред. Иванова Н.Я., Личко А.Е. — М., 1994.

14. Дианова З.В., Щеглова Т.М. Самосознание личности. Иркутск, 1998

15. Джеймс У. Психология. М.: Педагогика, 1991.

16. Захарова А.В. Генезис самооценки. М., 1998.

17.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

18.Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. — 1997. — № 3.

19.Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. — М.: Просвещение,2000.

20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1997.

21.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1996.

22.Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка — М., 1995.

23.Мухина В., Проценко Л. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях // Развитие личности. — 2001. — № 2.

24.Подросток и семья: Хрестоматия / Сост. Райгородский Д.Я. — Самара: БАХРАХ, 2002.

25. Психологический словарь под ред. Зинченко В.П., Мещеряковой Б.Г. – М., 2001.

26.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.; Воронеж: МОДЭК, 2000.

27.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Питер, 2000..

28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М 2001.

29.Свистунова Е.В. Особенности Я-концепции подростков с нарушением поведения -М., 2002.

30.Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии — 1999.- № 6.