Психодиагностические таблицы для определения типичных трудностей в обучении младших школьников

Возможные психологические причины

1. В письменных работах пропускает буквы

1. Низкий уровень развития фонематического слуха

1. Тест различения и выбора фонем

2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания («Кодирование», «Корректурная проба»)

3. Несформированность приемов самоконтроля

4.Индивидуально- типологические особенности личности

4. Методика Рене Жиля

5. Другие психологические причины

2. Неразвитость орфографической зоркости

1. Низкий уровень развития произвольности

2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля)

2. Методика «Рисование по точкам

3. Низкий уровень объема и распределения внимания

3. Методика изучения объема и распределения внимания («Кодирование», «Корректурная проба»)

4. Низкий уровень развития кратковременной памяти

4. Методика «Оперативная память»

5. Слабое развитие фонематического слуха

5. Тест различения и выбора фонем

3. Невнимателен и рассеян

2. Низкий уровень объема внимания

2. Методика изучения объема внимания

3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания

4. Преобладающая мотивация учения – игровая

4. Методика изучения мотивации

4. Испытывает трудности при решении математических задач

1. Низкий уровень развития общего интеллекта

1. Методика Векслера для соответствующего возраста

2. Слабое понимание грамматических конструкций

2. Методика изучения осмысления на основе слухового восприятия

3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков

3. Методика «Рисование по точкам»

4. Низкий уровень развития образного мышления

4. Методика «Лабиринт»

5. Испытывает затруднения при пересказывании текста

1. Несформированность умения планировать свои действия

2. Слабое развитие логического запоминания

2. Методика «Запомни пару»

3. Низкий уровень речевого развития

3. Методика Эббингауза

5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения)

5. Методики на исследование мышления

6. Заниженная самооценка

6. Шкала самооценки, рисунок несуществующего животного

1. Методика «Графический диктант»

2. Индивидуально- типологические особенности личности

2. Методика изучения темперамента

3. Низкий уровень развития волевой сферы

7. Трудно понимает объяснение с первого раза

1. Методика «Рисование по точкам»

2. Слабая концентрация внимания

2. Модификация метода Пьерона — Рузера

3. Низкий уровень развития восприятия

3. Методика изучения восприятия

4. Низкий уровень развития произвольности

4. Методики «Домик», «Графический диктант»

5. Низкий уровень развития общего интеллекта

8. Постоянная грязь в тетради

1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук

1. Методика «Змейка»

2. Методика «Узор»

3. Недостаточный объем внимания

3. Методика определения объема внимания

9. Плохое знание таблицы сложения и умножения

1. Низкий уровень развития механической памяти

1. Методика изучения логического и механического запоминания

2. Низкий уровень развития долговременной памяти

2. Методика изучения долговременной памяти

3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы

3. Методика Векслера для соответствующего возраста

4. Методика «Графический диктант»

5. Слабая концентрация внимания

5. Методика изучения концентрации внимания

6. Методика «Узор»

10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы

1. Несформированность приемов учебной деятельности

1 Методика «Графический диктант»

2. Низкий уровень развития произвольности

3. Другие психологические причины

11. Постоянно забывает дома учебные предметы

1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность

3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

12. Плохо списывает с доски

1. Несформированность предпосылок учебной деятельности

3. Низкий уровень переключения внимания

4. Недостаточный объем внимания

4. Методика изучения объема и распределения внимания

5. Низкий уровень развития кратковременной памяти

5. Методика «Оперативная память»

13. Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо

1. Низкая скорость протекания психических процессов

1. Детский вариант характерологического опросника Г.Айзенка

2. Несформированность приемов учебной деятельности

3. Низкий уровень развития произвольности

3. Методика «Графический диктант»

4. Другие психологические причины

14. Любое задание не обходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять

1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

1. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания

2. Методика «Графический диктант»

3. Несформированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого

3. Методика «Узор»

4. Несформированность предпосылок учебной деятельности

15. Постоянно переспрашивает учителя

1. Низкий уровень объема внимания

1. Методика изучения объема и распределения внимания

2. Слабая концентрация и устойчивость внимания

2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания

3. Низкий уровень развития переключения внимания

3. Методика изучения переключения внимания

5. Методика «Графический диктант»

6. Несформированность умения принять учебную задачу

16. Плохо ориентируется в тетради

1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве

3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук

3. Методика «Змейка»

17. Поднимает руку, а при ответе молчит

2. Заниженная самооценка

2. Методика изучения самооценки

18. Опаздывает на уроки

1. Несформированность приемов самоконтроля

1. Методика «Узор»

2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания

3. Методика «Домик», «Графический диктант»

4. Возможные трудности в семье

4. Методика «Кинетический рисунок семьи»

5. Причины вторичной выгоды

5. Методика «Незаконченные предложения»

19. Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест

1. Анкета для определения школьной мотивации

3. Индивидуально- типологические особенности личности

3. Методика Рене Жиля

4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания

4. Методика изучения концентрации внимания (модификация метода Пьерона-Рузера)

5. Низкий уровень развития произвольности

5. Методика «Домик»,

6. Несформированность приемов учебной деятельности

7. Другие психологические причины

20. Испытывает страх перед опросом учителя

1. Заниженная самооценка

1. Методика изучения самооценки

2. Возможные трудности в семье

2. Методика «Кинетический рисунок семьи»

3. Внутреннее стрессовое состояние

3. Методика Люшера

4. Индивидуально- типологические особенности личности

4. Методика Рене-Жиля, детский вариант характерологического опросника Г.Айзенка

21. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует

1. Несформированность отношения к себе как к школьнику

2. Преобладающая мотивация учения — игровая

2. Методика изучения мотивации

4. Несформированность приемов учебной деятельности

4. Методика «Узор»

22. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время

1. Отсутствует учебная мотивация

1. Методика изучения мотивации

2. Несформированность отношения к себе как к школьнику

2. Анкета для определения школьной мотивации

3. Заниженная самооценка

3. Методика изучения самооценки Спилбергера

4. Внутреннее стрессовое состояние

4. Методика Люшера

5. Трудности в усвоении материала, связанные с ЗПР

5. Методика Векслера для соответствующего возраста

6. Другие психологические причины

23. Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями

1. Возможные трудности в семье

1. Методика «Кинетический рисунок семьи»

2. Перенесение функции матери на учителя

3. Особенности развития Я- концепции

3. Методика «Несуществующее животное»

24. Долгое время не может найти свою парту

1. Слабое развитие ориентировки в пространстве

1. Таблицы Шульте

2. Низкий уровень развития образного мышления

2. Методики на исследование образного мышления

4. Низкий уровень сформированности произвольности

4. Методики «Домик» «Графический диктант»

5. Низкий уровень развития самоконтроля

5. Методика «Узор»

6. Низкий уровень развития долговременной памяти

6. Методика изучения долговременной памяти

7. Адаптационный стресс, связанный с большим количеством ярких событий

Методики для младших школьников.

Методика «Объем внимания» (по Шульте)

Цель: Определение объема динамического внимания.

Диапазон применения: Методика используется для обследования как взрослых испытуемых, так и школьников, начиная с младшего школьного возраста.

Оборудование: Секундомер, указка, 5 таблиц Шульте. Каждая таблица представляет собой квадрат (ориентировочный размер — 20х20 см), разделенный на 25 клеток. В каждой таблице в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Высота цифр – 2 см, написаны пером, черной тушью. Таблица №1 используется для инструктажа, таблицы №№ 2-5 — для экспериментального обследования.

Процедура эксперимента: Эксперимент проводится индивидуально. Испытуемому показывают таблицу №1 и одновременно сообщают инструкцию: «Перед тобой таблица. В таблице вразброс, в случайном порядке, расположены числа от 1 до 25. Твоя задача — находить все числа по порядку, показывать их указкой и одновременно вслух называть. Например. Старайся работать как можно быстрее. Есть вопросы?»

Затем испытуемому последовательно предъявляются четыре таблицы (№№2-5). По каждой из таблиц экспериментатор фиксирует время выполнения задания и заносит результаты в протокол.

Время поиска цифр (сек.)

1. Подсчитывается суммарное время поиска цифр по всем четырем таблицам. Этот показатель характеризует объем внимания испытуемого. Чем меньше время выполнения задания, тем больше объем. Чтобы сделать вывод о степени соответствия объема внимания конкретного испытуемого возрастной норме, необходимо сравнить его результаты со среднегрупповыми для данного возраста.

2. Возможен иной вариант обработки. Он состоит в том, что суммарное время выполнения задания по специальной таблице переводится в шкальную оценку, а затем интерпретируется шкальная оценка. Однако такая стандартизация результатов проведена на двух возрастных группах: младших школьниках и взрослых в исследовании С.А. Лукомской и Е.Ф. Рыбалко. Поэтому приводимая ниже таблица может быть использована только как ориентировочная. Перевод результатов в шкальную оценку проводиться с целью сравнения уровня объема внимания данного испытуемого и других свойств его внимания (см. методику «Корректурная проба»).

Интерпретация шкальной оценки проводится традиционно:

Характеристика объема внимания

Таблица для перевода времени выполнения задания в шкальную оценку

Объем внимания младших школьников

Объем внимания взрослых

Вывод: В выводе указывается на соответствие или на несоответствие объема внимания испытуемого возрастной норме.

Методика «Определение типа памяти»

Цель:определение преобладающего типа памяти.Оборудование:четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.Для запоминания при зрительном восприятии:самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.Для запоминания при комбинированном восприятии:поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении — 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемо a го можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а — 10 количество правильно воспроизведенных слов.

Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

Методика «Изучение скорости мышления»

Цель: определение скорости мышления. Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер. Слова:

Методика изучения самооценки младших школьников

Психодиагностика психолога в школе — Бланки и картотека для диагностики. Психологические тесты для диагностики психологической готовности к школе. Тест Керна-Йерасека – методика для диагностики уровня готовности к школьному обучению. Существенным преимуществом теста является его разносторонность (использование словесных, графических способов исследования, ориентация на широкий социальный круг факторов, влияющих на ребенка). Тест «Способность к обучению в школе» Г.

Методика «Кубик Рубика»: Эта методика предназначена для диагностики для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Методы диагностики памяти. Общие замечания о психодиагностике мнемических процессов у младших школьников. Методика определения объема.

Вицлака (1972) предназначен для диагностики психологической готовности к школе детей 5-7 лет. Методика Н. Гуткиной «Домик » предназначена для диагностики сформированности мелкой моторики у детей.

Методики А. Венгера «Дорисуй мышкам хвосты» и «Нарисуй ручки для зонтиков» предназначены для диагностики сформированности мелкой моторики у детей.

Методика «Езда по дорожке» предназначена для выявления уровня развития психомоторики ребенка. Методика «Образец и правило» (разработана А. Венгером) направлена на выявление умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты ее выполнения также отражают уровень развития наглядно-образного мышления. Методика «Графический диктант» Д.

Итак, в педагогике и психологии есть несколько методик, с помощью которых может быть проведена диагностика внимания у младших.

Эльконина направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого. Методика «Вежливость» предназначена для диагностики произвольного внимания и памяти при определении готовности детей к школе. Методика «Лабиринт» предназначена для выявления уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами, условными изображениями при ориентировке в ситуациях). Методика «Объяснение сюжетных картин» предназначена для диагностики мышления. Методика «Последовательность событий» предназначена для диагностики мышления. Методика интерпретации пословиц предложенный Б.

Методы социально-психологической диагностики школьника (для обследования неуспевающих младших школьников) · Опросник копинг- стратегий. Комплекс методик для отслеживания некоторых аспектов нравственного Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при.

Зейгарник предназначена для диагностики мышления. Методика «Найди звук» служит для изучения развития речевой сферы (проверка фонематического слуха). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ. Методика «Узнавание фигур» предназначена для диагностики особенностей восприятия. Методика определения кратковременной памяти. Методика «Оперативная память».

Методика «Образная память». Методика А.

Лурии «Заучивание 10 слов» предназначена для определения состояния памяти, внимания, утомляемости. Методика «Воспроизведение рассказа» предназначена для определения уровня смысловой памяти, ее объема, а также способности к запоминанию текстов. Методика «Опосредствованное запоминание» (предложена Л. Выготским и А.

Лурия, разработана А.

Леонтьевым) предназначена для определения особенностей опосредствованного запоминания, мышления. Методика «Пиктограмма» предназначена для исследования особенностей опосредствованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления. Методика «Корректурная проба» (тест Бурдона) предназначена для изучения степени концентрации и устойчивости внимания.

Методика «Таблицы Шульте» предназначена для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности. Методика Горбова «Красно-черная таблица» призвана оценить переключение и распределение внимания. Методика изучения уровня внимания (предложена П. Гальпериным и С.

Кабылицкой) направлена на изучения уровня внимания и самоконтроля школьников 3-5 классов. Методика «Интеллектуальная лабильность» предназначена для диагностики переключения внимания. Методика «Толкование пословиц» предназначения для исследования уровня мышления.

Методика «Простые аналогии» позволяет выявить характер логических связей и отношений между понятиями у детей старше 10 лет. Методика «Сложные аналогии» предназначена для диагностики мышления. Методика «Сравнение понятий» направлена на исследование операций сравнения, анализа и синтеза в детском и подростковом возрасте. Методика «Выделение существенных признаков» позволяет выявить особенности мышления.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ. Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э. Замбицявичене. Вербальный тест Г. Айзенка предназначен для оценки интеллектуальных способностей лиц в возрасте от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего. Тест Д.

Векслера предназначен для исследования умственного развития. В настоящее время имеются три формы шкал Векслера, предназначенные для разных возрастов. Считается, что тест может быть использован для диагностики готовности к школе и оценки причин неуспеваемости. В нашей стране тест Век­слера был адаптирован А. Ю.

Панасюком (1973) и позднее опубликован в обновленной редакции в Санкт-Петербурге (Ю. Филимоненко, В. И. Тимофеев, 1992).

Тест Дж. Равена предназначен для исследования умственного развития. «Прогрессивные матрицы Равена» — это невербальный тест, разработанный Л. Пенроузом и Дж.

Равеном в 1936 году в черно-белом варианте и в 1949 году в цветном. Черно-белый вариант теста предназначен для обследования детей, начиная с 8 лет и взрослых до 65 лет.

Тест состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом. Культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей социальной среды. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж. Ванды. Тест переведен и адаптирован для выборки российских школьников в ЛПИ (М.

К. Акимова, Е. М. Борисова и др. 1993).

Предназначен для диагностики умственного развития учащихся 3—6-х классов. Тест выявляет, насколько испытуемый к моменту обследования овладел предлагаемыми ему в заданиях словами и терминами, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия — все это характеризует уровень умственного развития испытуемого, существенный для успешного прохождения школьного курса. ГИТ содержит 7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложений, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, аналогии, символы. Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР) разработан коллективом К. Гуревича для диагностики умственного развития учащихся 7—9-х классов. В задания ШТУР включены понятия, подлежащие обязательному усвоению, в учебных пред­метах трех циклов: математического, гуманитарного и естественно-научного.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Он создан в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.

Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта.

Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два — пространственное воображение, один — память. Тест содержит 9 субтестов: осведомленность, классификации, аналогии, обобщения, арифметические задачи, числовые ряды, пространственные представления (2 субтеста), запоминание вербального материала.

АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). Тест включает 8 субтестов: 1. Осведомленность. 2. Двойные аналогии. 3.

Лабильность. 4. Классификации. 5. Обобщение. 6. Логические схемы.

7. Числовые ряды. 8. Геометрические фигуры. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ. Опросник для оценки синдрома психического выгорания предназначен для диагностики проявлений синдрома эмоционального выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений.

Шкала депрессии (по Т. Балашовой, О. Елисееву) предназначена для диагностики наличия и степени выраженности депрессии. Опросник Бека предназначен для диагностики депрессивных состояний. Шкала депрессии Цунга.

Тест «Определение типового состояния» Э. Эйдемиллера, В.

Юстицкого предназначен для измерения профессионально-обусловленных состояний: общей неудовлетворенности, нервно-психического напряжения, тревожности. Цветовой тест Люшера предназначен для исследования особенностей эмоционального состояния.

Суть процедуры тестирования представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности). Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга предназначен для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

Методика оценки психологической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (по Н. Курганскому и Т.

Немчину) предназначена для диагностики состояний психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности. Тест тревожности Ч. Спилбергера — Ю.

Ханина. Этот тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент – реактивная тревожность и личностной тревожности как устойчивой характеристики человека. Методика измерения уровня тревожности Тейлора. Тест тревожности по В. Астапову предназначен для исследования уровня тревожности у дошкольников.

Тест школьной тревожности Филлипса позволяет выявить характер и уровень тревожности у школьников. Торонтская алекситимическая шкала (ТАШ) предназначена для измерения уровня алекситимии личности. Методика эмоционально-цветовой аналогии (цветописи) А. Лутошкина предназначена для изучения особенностей эмоционального состояния испытуемого. Методика диагностики невротизма (опросник Т.

Ташева) предназначена для определения наличия и степени нев­ротического расстройства личности и его вида. Методика измерения выраженности состояния нервно-психического напряжения» (по Т. Немчину) позволяет выявить уровень нервно-психического напряжения.

Методика выявления степени выраженности сниженного настроения – субдепрессии (по В. Зунгу-Т.

Балашовой). Рисуночный тест Дж. Бука «Дом. Дерево.

Человек» позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей в общении, депрессивности. Тест «Сказка». Данная методика представляет собой разновидность проективного теста. Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение.

В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые вызывают данные переживания. САН – методика, позволяющая уточнить особенности самочувствия, активности, настроения. Цветовой тест отношений (А. Эткинд).

Это невербальный компактный диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений человека. Методической основой данного метода является цветоассоциативный эксперимент.

В ходе эксперимента испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру. Методика «Кактус» М.

Панфиловой предназначена для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. Бойко, которая позволяет установить ведущие симптомы, фазы эмоционального выгорания («напряжение», «резистенция» и «истощение»). Методика «Дифференциальные шкалы эмоций» (по К.

Изарду) предназначена для выявления доминирующих эмоций, позволяющих качественно описать самочувствие обследуемого. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Социометрическая игра «Секрет» (Т.

Репина) выявляет систему существующих между детьми избирательных предпочтений. Методика «Капитан корабля» предназначена для диагностики статуса дошкольников и младших школьников в коллективе сверстников. Методика «Мозаика» — естественный эксперимент, в котором изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу».

Методика Рене Жиля позволяет исследовать социальную приспособленность ребенка, сферу его межличностных отношений и ее особенности, восприятие ребенком семейных отношений. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т. взаимных симпатий между членами группы. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, о своем идеальном Я, отношения к самому себе. Методика изучения взаимных отношений «ученик-преподаватель» (по Ханину-Стамбулову).

Методика изучения психологической атмосферы в группе (шкала-опросник Ф. Фидлера). Методика предназначена для исследования особенностей психологической (эмоциональной) атмосферы в трудовом коллективе.

Методика изучения психологического климата в коллективе А. Лутошкина. Тест «Психологический климатический круг» предназначен для диагностики психологического климата, измеряемого посредством деловой и эмоциональной составляющей. Методика «Стиль управления коллективом» предназначена для диагностики стиля, который реализует руководитель при управлении трудовым коллективом (либеральный, демократический или авторитарный).

Тест К. Томаса предназначен для определения стратегий поведения испытуемого в конфликтных ситуациях. Методика «Конструктивная ссора» С.

Кратохвила направлена на определение степени конструктивности хода конфликта и его результатов (применяется в семейной психологии). Методика «Изучение сплоченности коллектива» (показатели ценностно-ориентационного единства) Р. Немова позволяет выявить уровень сплоченности и ценностно-ориентационного единства коллектива посредством определения частоты распространения положительных положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления. Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Эйдемиллера, В.

Юстицкого предназначена для диагностики особенностей взаимоотношений родителей с ребенком, степени удовлетворения его потребностей, уровня и адекватности применяемых требований. Тест-опросник удовлетворенности браком В.

Столина, Т. Романовой, Т. Бутенко. Назначение методики — определение уровня удовлетворенности — неудовлетворенности супругов браком. Методика «Конфликтность в разных сферах жизнедеятельности семьи». В методике использовано преимущественное распространение конфликтов в 8 сферах семейной жизни, а именно: а) проблемы отношений с родственниками и друзьями; б) вопросы, связанные с воспитанием детей; в) проявление супругами стремления к автономии; г) ситуации нарушения ролевых ожиданий; д) ситуации рассогласования норм поведения; е) проявление доминирования супругами; ж) проявление ревности супругами; з) расхождения в отношении к деньгам.

Методика «Распределение ролей в семье» предназначена для определения сложившейся в молодой семье практики распределения ролей. Методика «Диагностика родительского отношения» А.

Варга и В. Столина позволяет выявить особенности отношения родителей к ребенку, описываемые в ракурсе следующих пяти шкал: 1) Принятие — отвержение ребенка.

2) Кооперация. 3) Симбиоз.

4) Авторитарная гиперсоциализация. 5) «Маленький неудачник».

Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом.

Ребенок представляется не приспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Рисуночный тест «Рисунок семьи» (Т. Г.

Хоментаускас) позволяет выявить особенности внутрисемейного общения. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ.

Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла — позволяет получить многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституциональными факторами. Под фактором понимается глубинная личностная характеристика, определяющая группу устойчивых поведенческих проявлений, относительно независимая от других характеристик того же ряда.

Опросник содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить испытуемым. Личностный опросник Г.

Айзенка предназначен для выявления особенностей характера, которые получили название «экстраверсия», «интроверсия» и «нейротизм». Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант опросника MMPI) предназначен для исследования следующих личностных особенностей: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, паранойяльность, психастения, шизоидность, гипомания. Тест-опросник Шмишека предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция акцентуированных личностей К.

Леонгарда. Опросник Басса – Дарки – предназначен для диагностики вида и уровня агрессивности, в том числе: 1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 4.

Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. 6.

Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. 7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Методика «Q-сортировки» предназначен для диагностики испытуемого о себе, а также для определения идеального Я индивида.

Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития. Тест Кейрси для диагностики коммуникативных особенностей личности. Опросник уровня субъективного контроля Роттера предназначен для определения экстернального или интернального типов личности. Методика «Мотивация к успеху» Т. Элерса.

Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А.

Реана). Методика «Цель-средство-результат» предназначен для исследования особенностей структуры деятельности. Методика определения направленности личности призвана оценить приоритетные сферы для личности посредством направленности на себя, на общение или на дело.

Методика исследования эмпатических особенностей личности В. Бойко. Методика определения самооценки дошкольника (В.

Щур). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ В ПСИХОСОМАТИКЕ. Гиссенский опросник соматических жалоб выявляет интенсивность эмоционально окрашенных жалоб по поводу состояния физического здоровья. Опросник Сердюка для изучения самооценки социальной значимости болезни. Опросник Келлермана-Плутчика предназначен для определения защитных механизмов. Методика незаконченных предложений Сакса-Сиднея, модифицированная для психосоматических больных, направлена на изучение следующих параметров: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к семье, отношение к женщинам (мужчинам), отношение к половой жизни, отношение к друзьям, отношение к вышестоящим лицам, отношение к подчиненным, отношение к товарищам по работе, страхи и опасения, сознание вины, отношение к себе, отношение к прошлому, отношение к будущему, отношение к болезни, цели.

Опросник Гарбузова для выявления доминирующего инстинкта. Тест К. Маховера «Нарисуй человека» предназначен для исследования представлений о прошлом, настоящем, будущем, специфике взаимоотношений человека с окружающими. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний. Тест Роршаха направлен на исследование личностных особенностей испытуемого в ходе ассоциативного теста. Содни-тест позволяет выявить удовлетворенные и неудовлетворенные потребности испытуемого.

ТАТ – тематический тест апперцепции предназначен для диагностики стремлений, потребностей обследуемого, воздействий, оказываемых на него, конфликтов, возникающих во взаимоотношениях с окружающими. Проективный тест «Образ себя» предназначен для исследования особенностей восприятия испытуемым своих физических параметров и образа себя. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холма и Рея. Методика исследования уровня социальной фрустрированности Л.

Вассермана направлена на изучение уровня удовлетворенности различными факторами социальной среды. Опросник психологических затруднений предназначен для экспресс-диагностики уровня переживания собственного неблагополучия в сфере межличностных отношений. Методика диагностики согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре в обеих группах А.

Волковой. Методика позволяет определить: 1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. 2. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний.

Тест «Уровень удовлетворенности жизнью» Э. Голизека. Шкала одиночества Д. Рассела, Л. Пепло, М. Фергюсона предназначена для исследования уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества.

Шкала поиска ощущений предназначена для исследования уровня потребностей в ощущениях различного рода применительно к подросткам и взрослым людям. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей и позволяет исследовать индивидуальный ранг ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: 1) терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит, того чтобы к ней стремится; 2) инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ. Методика «Мотивы выбора профессии» предназначена для определения, какие мотивы являются ведущими при выборе профессии: внутренние индивидуально значимые или внутренние социально значимые.

Тест Д. Голланда предназначен для диагностики типа личности в зависимости от способностей, желаний, увлечений, интересов. Дифференциально-диагностический опросник Е. Климова «Я предпочту» направлен на определение типа профессиональной области деятельности оптанта. Опросник для исследования познавательной сферы личности в контексте профессиональной ориентации. Определение склонностей по методике Л.