МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ

1. Потребность в общении:

а). желает общаться в широком кругу – используются все «стульчики» или добавляются новые;

б). желает общаться, но с близкими людьми, в ограниченном кругу – «убираются» (зачеркиваются) «СТУЛЬЯ»;

в). Несформированная потребность в общении – выбор игрушек, предметов, животных;

2. Эмоциональные предпочтения в общении: близкие, доверительные, приятные отношения – люди располагаются радом с «именинником»,

3. Значимость социальных окружений:

а). количественное преобладание взрослых, детей, предметов – наличие опыта общения с ними;

б). преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача и т.д.) – значимая среда в общении;

в). Половое преобладание в общении – наличие мальчиков и девочек, женщин, мужчин.

Психолог, педагог, предлагая ребенку игру «День рождения», прикасается к личному миру малыша. Необходимо помнить о доверительном контакте с ним.

В тест погружают постепенно: вначале лучше побеседовать о дне рождения, нарисовать атрибуты для дня рождения, поиграть в рисунки. Поэтому желательно не использовать заготовки, а создавать образ праздничного стола вместе с детьми. И если «Стулья» будут разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места, тенденции на лидерство (крупный стул) или неуверенность (маленький стул). В том случае, когда социальная проба не даст психологу необходимой информации, можно повторить игру, предложить нарисовать еще стол: для взрослых (если за предыдущим столом расположились только дети) или для детей (если за предыдущим столом располагались только взрослые), а, может быть, стол для людей (если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные). Новый стол начинаем вновь с пирога, со свечек, со звездочки или снежинки и задаем уже знакомые вопросы.

Анализируя результаты, необходимо учитывать вспомогательную задачу теста и ситуативность ребенка. Для углубленного социометрического исследования, а также для уточнения информации рекомендуется использовать другие социальные пробы, методики, тесты («Рисунок семьи», методику Рене Жиля, игру «Секрет», социометрические опросники и др.).

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (для детей)

Данный опросник используется в работе с детьми старше 5 лет для исследования эмоциональных социальных предпочтений, для выявления референтной группы, кроме того, с помощью опросника можно получить информацию об адаптации ребенка в образовательном учреждении (социум детского сада, школы), о реализации потребности в общении. При использовании опросника в детском коллективе выявляются популярные и непопулярные дети, значимые воспитателя (учителя).

Опросник состоит из пяти частей. В каждой части по 10 вопросов. В 1 ЧАСТИ ИССЛЕДУЮТСЯ ОТНОШЕНИЯ Со сверстниками, во П – отношения в семье, в Ш – отношения с воспитателями, учителями, в 1У – отражается значимость образа воспитателя, учителя, в У – исследуется рефернтная группа ребенка.

Опросник можно предлагать детям в устной или письменной форме; индивидуально или коллективно.

Результаты анкеты оформляются в специальную таблицу (социоматрицу) или в социометрический рисунок (социограмму).

1. С КЕМ ТЫ ОБЫЧНО ИГРАЕШЬ?

2. С кем тебе нравится играть больше всего?

3. Если бы тебе предложили назвать тех детей, кого нужно

перевести в другую группу, то кого бы ты назвал?

4.если бы тебя перевели в другую группу, то кого бы ты взял с собой?

1. Если бы тебя угостили тремя конфетами, то с кем бы ты поделился?

2. С кем из детей ты бы хотел сидеть рядом?

3. С кем из детей ты не хотел бы сидеть радом?

4. КОГО ИЗ ДЕТЕЙ ТЫ НЕ ХОТЕЛ БЫ ПРИГЛАСИТЬ НА СВОЙ ДЕНЬ рождения?

5. КОГО ИЗ ДЕТЕЙ ТЫ ХОТЕЛ БЫ ПРИГЛАСИТЬ НА СВОЙ ДЕНЬ рождения?

6. С кем из детей ты хотел бы жить по-соседству?

1. С кем ты любишь играть дома?

2. С кем ты не любишь играть дома?

3. С кем ты любишь заниматься дома?

4. С кем ты не любишь заниматься дома?

5. С КЕМ ТЫ ЛЮБИШЬ СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР ДОМА?

6. С кем ты не любишь дома смотреть телевизор?

7. С кем ты любишь гулять?

8. С кем ты любишь вместе обедать?

9. Если бы у тебя было два билета в цирк, то с кем бы ты пошел?

10. На кого в семье ты хотел бы быть походим?

1. С кем из воспитателей тебе интересно на занятиях?

2. С кем из воспитателей тебе не интересно на занятиях?

3. С кем из воспитателей тебе интересно на прогулке?

4. С кем из воспитателей тебе не интересно на прогулке?

5. На кого из воспитателей ты хотел бы , чтобы были похожи другие воспитатели?

6. На кого из воспитателей ты хотел бы быть похожим?

7. Кто из воспитателей самый добрый?

8. Кто из воспитателей самый строгий?

9. Кому из воспитателей ты расскажешь о своих неприятностях?

10. С кем из воспитателей тебе хотелось бы пойти на экскурсию?

1. Тебе хочется побыть около воспитателя или поиграть с ребятами?

2. На экскурсии в автобусе ты сядешь рядом с воспитателем или с ребятами?

3. На занятии, если ты не понял вопрос, ты спрашиваешь у воспитателя или у ребят?

4. Если ты отмечаешь день рождения всей группой, ты пригласишь воспитателя?

5. Если тебя воспитатель просит помочь, ты выполняешь с радостью или тебе это безразлично?

6. Если у тебя происходит радостное событие, ты расскажешь об этом воспитателю или промолчишь?

7. Тебе нравится, когда тебя хвалят воспитатель или тебе это безразлично?

8. У воспитателя день рождения, ты хотел бы сам подарить ему цветы или хочешь, чтобы это сделал кто-нибудь другой?

9. Если в транспорте ты случайно встретил воспитателя, ты подойдешь к нему или вделаешь вид, что не заметил его?

10. Ты хотел бы быть похожим на своего воспитателя?

1. Когда тебе грустно, кого ты хочешь видеть рядом с собой?

2. Когда тебе грустно, кого ты не хочешь видеть рядом с собой?

3. Когда тебе весело, кого ты хочешь видеть рядом с собой?

4. Кому ты расскажешь о своем секрете?

5. Кому ты не будешь рассказывать о своем секрете?

6. С кем ты хотел бы заниматься любимым делом?

7. С кем ты не хотел бы заниматься любимым делом?

8. С кем ты хотел бы поделиться конфетой?

9. На кого ты хотел бы быть похожим?

10. На кого ты не хотел бы быть похожим?

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ

Теоретическая и практическая значимость изучении самосознания, включая различные аспекты самоотношения и осознания своего места в системе социальных связей, настолько велика, что предопределила необходимость использовании этой методики для диагностики самооценки ребенка.

Ребенку предлагаются шесть вертикальных отрезков одинаковой длины. Можно использовать вместо отрезков лесенку из 5 ступеней (методика В.Г. Щур), где верхняя ступенька – позитивная оценка, а нижняя – негативная. Просят отметить крестиком на каждой ступеньке свое место «среди всех людей» по уровням, соответственно «Здоровья», «ума», «характера» «счастья», «красоты», «доброты», Считается, что отмеченные значения характеризуют общую удовлетворенность – «счастье» и частные самооценки – «здоровье», «ум», «характер», «красота», «доброта». (здоровый- больной, умный – глупый, хороший (характер) – плохой, красивый – некрасивый, добрый – злой, счастливый – несчастный).

Для дошкольников благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый…) Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка.

После выполнения этого задания ребенок отмечает условным обозначение (кружочком, звездочкой, крестиком другого цвета и т.п.) свое место по уровням с позиции мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя или дают более высокую оценку – ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.

Можно добавлять или изменять названия уровня (например, большой – маленький)

Тест предназначен для диагностики страхов у детей и подростков.

В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но существуют случаи, когда страхи накапливаются, нарастают и мешают личностному развитию, создают адаптационные, невротические проблемы и др.

Инструкция: В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком – нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай, в каком доме они будут жить. Дом мы закроем на замок, а ключ выбросим, и никогда страх из дома не выйдет!

1. когда остаешься дома один

2. нападения, бандитов

3. заболеть, заразиться

5. того, что умрут твои родители

6. каких-то людей

7. маму или папу

8. того, что они тебя накажут

9. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, БАрмалея, Змея Горыныча, чудовищ

10. опоздать в детский сад

11. перед тем, как заснуть

12. страшных снов

14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16. бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. когда очень высоко (страх высоты)

18. когда очень глубоко (страх глубины)

19. маленькой, тесной комнаты, помещения, туалета(страх замкнутого пространства)

24. больших улиц, площадей

25. врачей (кроме зубных)

28. боли (когда больно)

29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет.

Возрастные нормы (по А.И Захарову)

Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)

Возраст 3 года: — число страхов: 9 — у мальчиков, 7 – у девочек

Возраст 4 года: — число страхов: 7 — у мальчиков, 9 – у девочек

Возраст 5 лет: — число страхов: 8 — у мальчиков, 11 – у девочек

Возраст 6 лет: — число страхов: 9 — у мальчиков, 11 – у девочек

Возраст 7 лет: — число страхов: 9 — у мальчиков, 12 – у девочек

ВОЗРАСТНЫЕ особенности проявления страхов:

8 мес. – боязнь незнакомых людей

1,5 – беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановке в семье, боязнь врачей, боли, уколов.

После 1 года — страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины.

2 года – страх наказания со стороны родителей2, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов.

Младший дошкольный возраст – страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.

Старший дошкольный возраст – страхи смерти, страх смерти родителей, страхи животных, страхи сказочных персонажей, глубины, страшных снов, огня, пожара, нападения, войны. У девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием и сказочных персонажей.

Темы: личностный рост, активность, счастье и богатство, свобода, смысл жизни.

Методы повышения самооценки

Многие психологи утверждают, что дети рождаются, не имея самооценки. Наши чувства, идеи, мысли, убеждения или мнения, которые у нас есть в зрелости, берут свое начало еще в раннем детстве. Естественно, разные обстоятельства и люди, с которыми мы сталкиваемся на протяжении нашей жизни, учат нас верить в то, во что мы сейчас верим. Однако сильное влияние мы испытываем от них, когда еще находимся в детском возрасте. На самом деле любой ребенок приходит в этот мир с некоторыми личностными качествами, склонностями, талантами и другими уникальными свойствами.

Еще в раннем детстве мы поддаемся сильному влиянию того, что говорят или же делают наши отец и мать. Именно в такой период мы и начинаем усваивать пару главных негативных моделей поведения, что со временем будут мешать нам жить.

Первая негативная модель – подавляющая. Именно из-за нее возникают страхи перед риском, поражением и потерей. Когда мы еще дети, то мы стараемся познавать все то, что есть вокруг нас. Нам всегда хочется пощупать, попробовать на вкус, потрогать все, что видят наши глаза. Но наши родители очень часто в резкой форме реагируют на наши попытки познания внешнего мира, при этом отбивая охоту к этому. Они запрещают нам трогать интересный нам предмет, кричат на нас, а иногда это все сопровождается шлепками или другими наказаниями. Далее будем говорить про методы повышения самооценки.

Детям необходима любовь, подобно как розы не могут расти без дождя. Любовь для детей также важна, как и пища. Когда рушится естественное течение любви, то ребенок начинает бояться и нервничать. Правду говорят психологи, что причину всех своих взрослых проблем и неудач следует искать в недостаточной любви в детском возрасте.

Если родители сердятся на ребенка из-за его нормального поведения и вмешиваются в него, то ребенок не может понять их страхов и переживаний за него. Наоборот, у него может возникнуть мысль, что это происходит из-за того, что «я не способен и не могу что-либо сделать».

Самой главной привычкой, которую необходимо выработать для большого успеха и счастья является привычка внушать себе такую аффирмацию: «Мне под силу сделать то, что я задумал!». При этом крайне важно самому верить в эту установку. Такие слова – это самое действенное средство против страха потерпеть неудачу или поражение.

Принудительная или компульсивная – это вторая негативная модель поведения. Из-за нее мы испытываем страх перед критикой или отказом. Когда мы были детьми, то были слишком чувствительными к мнению окружающих, в частности к мнению отца и матери. Очень часто родители используют потребности своего ребенка, чтобы манипулировать и контролировать его. Каждый раз они либо одобряют его поведение, либо нет, запрещают что-нибудь или, наоборот, разрешают.

Если родителям не нравится, когда ребенок что-то делает или говорит, то они сразу же начинают его критиковать. Но так как одобрение и поддержка родителей для ребенка это залог его эмоционального здоровья, то он пытается любыми способами вернуть родительскую любовь. Однако порой ему приходится отказываться от своих предыдущих желаний.

С возрастом мы приобретаем большую чувствительность к одобрению окружающих, начиная от самых близких людей и заканчивая коллегами и друзьями. В особенности одобрение или порицание важно для подростка. Вместо того чтобы быть непосредственным и бесстрашным, честным и открытым, подросток начинает подстраивать свое поведение под предпочтения своих друзей и сверстников. Подросток может испытать настоящий ужас, если какой-либо его поступок не одобрит компания его товарищей.

Правду говорят, что все проблемы из детства. Но как бы там ни было все можно исправить. Чтобы быстро укрепить самооценку и избавиться от возможных страхов, следует постоянно твердить про себя аффирмацию: «Я себе нравлюсь!». И каждый раз, когда вы будет чувствовать себя неуверенно, то произнесите эту аффирмацию как заклинание, от которого возможно зависит ваша жизнь. Существуют разные методы повышения самооценки.

Как можно чаще подпитывайте свое сознание позитивными мыслями и образами. Это поможет стать оптимистичным, уверенным и бесстрашным человеком. Начните больше себя уважать, и вы увидите, как улучшатся ваши дела. Вы станете меньше бояться разочарований и неудач. Вам будет легче справляться с неизбежными потерями и двигаться к намеченной цели. Ежедневно укрепляя и повышая свою самооценку, вы тем самым приближаетесь к успеху.

Больше думайте о своей мечте, целях и о способах их достижения – это поможет приблизиться к ним на шаг. Чем больше вы акцентируете свое внимание на этом, то тем меньше вы тратите силы на беспокойства, заботы и проблемы.

Любая мысль или цель, которая раз за разом повторяется в вашем уме, так или иначе, проникает в ваше подсознание. Далее уже подсознание будет направлять ваши слова, действия и мысли на достижение желаемых целей.

Таким образом, привыкая постоянно говорить и думать о своих поставленных целях, вы тем самым начинаете контролировать развитие своей самооценки.