Методика 3. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (в модификации а.М.Прихожан)

Данная методика может использоваться для всех возрастов, она основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Испытуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них некоторых качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики.

Инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя часть которой будет означать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

авторитет у сверстников;

умение многое делать своими руками, умелые руки;

уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества. После этого крестиком (+) отметьте, какой уровень развития этого качества вы хотели бы иметь, были бы удовлетворены собой».

Методика может проводиться как фронтально – с целым классом, так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться правильно ли применяются предложенные значки. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время работы вместе с чтением инструкции – 10-12мин.

Обработка результатов. Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная – «здоровье» не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

1 По каждой из шести шкал определить:

уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы «0» до знака «+»;

высоту самооценки – от «0» до знака « — »;

Результаты отразите в таблицах.

Средний балл по

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать неумение правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку и также свидетельствует о личностном неблагополучии. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности, качества позволяет не прилагать никаких усилий.

Ваша самооценка. Методика Дембо — Рубинштейн.

Наша самооценка, это то, что мы о себе представляем, как себя ощущаем, чего мы достойны, как оцениваем свои возможности. Если которотко Я-Концепция. Адекватная, нормальная самооценка та, при которой человек реально оценивает свои возможности и свой внутренней потенциал. Самооценка может быть завышена, но в большинстве случаев этим страдают люди не совсем в себе уверенные, вот такой парадокс. Определить стопроцентную самооценку человека невозможно, но попытки все таки были.

Самая известная методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейн. "Первооткрывателем" методики являлась , Тамара Дембо, а Сусанна Яковлевна Рубинштейн советский психолог, ,уже модифицировала эту методику. Тамара Дембо известная исследовательница в области психологии., она родилась в России, затем работала в Германии и в США.

Методика проста. На листе бумаге проводятся вертикальные линии. Их может быть несколько, в зависимости от того, что вы хотите протестировать. Сама Рубенштейн предлагала к исследованию 4 шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье.

Высота каждой линии должна быть 100 мм, для удобства измерений. Каждый миллиметр шкалы это 1 балл. Верхняя часть показывает, где по вашему мнению находится самый счастливый человек , в нижнем- самый несчастный. То есть, внизу располагаются отрицательные ценности, которые человек старается избегать, вверху положительные, к которым человек стремится.

Черточкой (-) человек обозначает то место, которое, по его мнению, соответствует текущему уровню. Кружком (о), то каким бы он хотел себя видеть и крестиком (х), то место, где вы можете оказаться адекватно оценивая свои возможности.

Обязательно должна быть обозначена середина шкалы точкой.

Основными параметрами самооценки является ее высота и реалистичность. На этой схеме получается уровень притязаний от нижней точки шкалы до знака "х", высоту самооценки — от "о" до знака черточка "-", а так же, какие расхождения есть между уровнем притязаний и самооценкой.

Количество баллов примерно от 50 до 75 («средняя» и «высокая» самооценка) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такая самооценка может указывать на искажения в формировании личности — закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.

Человек может проанализировать свою оценку, почему он поставил отметку именно на данной точке шкалы.

Уровень притязаний (х).

В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальная самооценка (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) — между этими отметками.

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.

Соотношение между параметрами самооценки

Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы «х» должны находиться между символами «о» и «-». Расстояние между х и о — это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. «Х» — это то, что «человек сможет», а то, что выше нее, — «недоступно». Ниже «х» вплоть до актуальной самооценки — то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже х) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше — невозможного, тем выше уровень оптимизма.

Высота «кружков» должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если «кружок» находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком нереалистичности.

Неравномерная самооценка, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.

«О» — идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом «х» мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижение цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а «о» по-прежнему стоит выше «х». Если этого не происходит, мы говорим об «инфляции мечты».

Какой бы результат вы не получили, вы должны знать, что в ваших силах регулировать собственное оценивая себя. Если у вас заниженная самооценка, вы сами можете ее повысить, разобравшись с собой, выполнять различные упражнения, которые помогут достичь нужных вам результатов в жизни.