Почему люди не хотят детей, или несколько слов о чайлдфри

Один монах сказал старцу:

— Не всегда легко узнать, в чём состоит твой долг.

— Наоборот, очень легко, — ответил старец. — Это то, что тебе меньше всего хочется делать.

Но с другой стороны – именно для психотерапевта, причем для психотерапевта консультативного, причины, побуждающие людей обзаводиться потомками, оказываются важны. Ибо проблемы, с которыми потом обращаются к психотерапевтам, в частности проблемы детско-родительских отношений, часто проистекают оттого, что бессознательные ожидания впоследствии не совпадают с реальностью.

Но сейчас многие все чаще задают другой вопрос: «Почему люди НЕ хотят детей?» А есть, мол, такие личности, которые называют себя чайлдфри и говорят в открытую, что вообще не собираются рожать: да как же, дети ведь это наше будущее и все такое. Потому хорошо бы, если бы была такая же парная статья – почему люди не хотят детей.

Разумеется, в данной статье я никоим образом не касаюсь тех, кто не может иметь детей и страдает от этого. Бесплодие – это другая история, причем часто весьма печальная, и сегодня мы говорим не о ней. А о людях, которые вроде бы физически здоровы, социально благополучны, а рожать – не хотят!

Как ни странно, но в этом явлении – когда кто-то может, но не хочет иметь детей – для психотерапевта предмета исследования нет. Не хотят люди – их право. Принуждать становиться родителями – это деструктивный ход, и как правило, ничего хорошего из этого не получается.

Но первые проблемы подчас начинаются тогда, когда окружающие всё активнее пытаются выяснить у знакомого или знакомой: «А почему у тебя до сих пор нет детей?» И сами начинают анализировать возможные причины этого, называя их более понятными для себя именами. Чаще всего упоминаются «инфантильность» (то есть человек считает себя пока недостаточно социально зрелым для родительства); «эгоизм» (человек просто думает, что вначале должен социально и финансово встать на ноги, а потом уже рожать); «перфекционизм» (человеку хочется, чтобы его дети жили в лучших условиях, нежели сейчас он сам, и он откладывает вопрос родительства на то время, пока добивается этих условий).

Думаю, понятно, почему эти «определения» я взял в кавычки.

Кроме того, далеко не всегда удается осознать и сформулировать причины нежелания обзаводиться потомством: да и не нужно этого, разве что сам человек будет этим озабочен и придет на прием с просьбой «помочь в этом разобраться». А если он сам не считает это проблемой для себя – то опять же, не обязательно копаться в причинах, скорее можно порадоваться, что не рождаются на свет нежеланные и нелюбимые дети.

Но мои клиенты (а чаще клиентки) часто задают немного иной вопрос: почему кому-то постороннему так важно, чтобы все становились родителями? Почему некоторые не могут спокойно произносить слово «чайлдфри» и говорят, что «эти люди попирают свое природное предназначение»? Иногда прессинг общественного мнения такой, что, кажется, еще немного – и в суд подадут на человека «за преступное бездействие».

Поэтому мы поговорим не о том, почему некоторые детей не хотят, а о том, почему другие хотят, чтобы они хотели. Даже точнее – не хотели, а обязаны были рожать!

Убеждение, что «каждая непременно должна родить», было верно давным-давно, когда такое страшное явление, как детская смертность, имело очень высокие показатели. И из рожденных, условно говоря, десяти детей выживали один-два. А сейчас показатель выживаемости, к счастью, много выше. И нынешнее общество, если рассуждать логически, вполне может пережить, чтобы те женщины, которые пока не испытывают потребности становиться мамами, ими и не становились (то же самое и в отношении мужчин, не испытывающих потребности становиться отцами). Ибо материнство, да и вообще родительство – это все-таки не профессия и не обязанность. Это возможность, которую если реализовывать из-под палки – результат, как правило, будет достаточно грустный.

Жаль, что иные люди этого не понимают и продолжают упорно интересоваться, отчего это у человека до сих пор нет детей. Как говорила одна моя клиентка – «При подобных вопросах у меня ощущение, будто меня раздели и прилюдно изучают мои репродуктивные органы».

К мужчинам с такими вопросами тоже пристают, кстати, — хоть и реже.

Безусловно, эскалация противоборства с обеих сторон часто приводит к чрезмерным крайностям: с одной стороны «долой всех беременных», с другой — «долой всех бездетных». Это уже не осознанный выбор, а выплеск агрессии, которая ничего общего с сознанием и логикой не имеет. И мы сейчас не об этих эмоциональных выплесках, а о тех людях, кто взвешенно и спокойно сам для себя сказал «не хочу» (может быть – «пока не хочу»), а общественное мнение в сотни голосов сначала строго вопрошает — а почему не хочешь, а потом кое-где и припечатывает: ДОЛЖЕН/ДОЛЖНА.

И тогда возникает вопрос: а почему?

Почему каким-то чаще всего посторонним людям есть дело до чужой репродуктивности? И почему некоторым так важно, как было сказано в одном чайлдфри-сообществе в интернете, «поработать кукушкой в ваших биологических часах»?

Разумеется, мы не можем заочно и при общем подходе точно диагностировать причины каждого, но навскидку можно сделать несколько предположений.

Первая причина, побуждающая делать это – иерархическая. «Я наделен(-а) особой властью контролировать людей и тебя в частности, и делаю это в общественно одобряемой форме!» Разумеется, никто человека такой властью не наделял, но иногда от бессознательных убеждений избавиться очень сложно. Как правило, желание «учить жизни и говорить о долге» присваивают себе личности с так называемым иерархическим мышлением, которые таким образом банально ощущают себя социально выше за чужой счет.

Вторая предполагаемая причина – своего рода месть. Это тот самый случай, когда человек сам в свое время стал родителем, подчиняясь давлению общества и «долгу», в результате много чего натерпелся, а теперь стремится, чтобы то же самое делали и остальные: «Я нес это бремя, а ты? Я выполнял свой долг, а ты?»

И если сказать этому человеку, что никакого такого долга в реальности уже давно нет – он не воспримет. Потому что иначе получается, что все его родительские жертвы — зря!

Как говорится, «нет хуже угнетателя, чем бывший раб».

Третий возможный вариант – попытка контроля чужой интимной жизни. Более того, все чаще приходится слышать или встречать в сети высказывания вида «дети – это логическое продолжение секса». Сегодня, в эпоху развитой контрацепции, подобное звучит как минимум странно. К тому же, если логическим продолжением секса считать детей – то получается, что человеку нужно примерно столько же половых актов в жизни, сколько у него потомков; никак не больше.

Четвертая причина – гендерная дискриминация. Этим, увы, страдают и мужчины, и женщины: исповедуя принцип «Женщина должна быть прежде всего машиной по производству населения, и в этом главное предназначение всех существ женского рода. «

Для некоторых это плюс к тому еще и означает, что конкретную женщину – свою дочь или жену – они бы таким образом с удовольствием привязали «к семье и дому» во избежание собственного беспокойства за ее «неподобающее» излишнее социально активное поведение.

И еще одна причина – та, по которой подобное любопытство появляется не у посторонних людей, а у родственников. Именно от них, к сожалению, труднее всего дистанционироваться, когда они спрашивают «А когда же у тебя детишки будут»: потому что они вроде как в своем праве. «Мама (папа) хочет внуков»! А на самом деле это означает, что мама (папа) чаще всего бессознательно стремится реализовать свое чувство власти и стать «главой большого клана». Это в нашем языке «бабушка» означает «старушка», а дедушка – «старик»; на том же английском, немецком, французском женщина, имеющая внуков, называется «большая мать». А мужчина – «большой отец».

И жаль, что иные родители, намеревающиеся со временем стать «большими родителями», полагают, будто потомки непременно обязаны реализовать их желание.

Безусловно, для многих дети – это счастье. Но вряд ли стоит любое счастье кому-то навязывать. Каждый сам приходит в свое время к своему пониманию счастливой жизни, иногда совершенно не похожему на ваше. А насильно, как известно, в рай не тянут.

В связи с этим можно проанализировать еще один довольно проблемный момент: нередко люди, имеющие детей, относятся к чайлдфри с выраженной и неприкрытой агрессией. Однако, если рассуждать логически — любой родитель, наоборот, должен быть чайлдфри благодарен: те, кто не имеет детей, не усугубляют конкурентную ситуацию для уже рожденных, не заставляют их более активно и напряженно бороться за кислород, продукты питания и место на планете. Чайлдфри не пополняют очередей в детских поликлиниках и не претендуют на места в детских садах, не рожденные ими дети не повышают конкурс при поступлении других детей в ВУЗы и при поиске работы. А самое главное — за что лично родителю ненавидеть чайлдфри, если каждый из них живет в соответствии со своим пониманием счастья? Одни в своё удовольствие рожают, а другие – нет. То есть нет пересекающихся интересов и как следствие — почвы для конфликта.

И опять выходит, что ненависть к чайлдфри испытывают те, кто относится к своему деторождению в глубине души как к вышеназванной повинности перед обществом (какие бы красивые слова о собственном удовольствии ни произносил вслух). В этом случае все куда понятнее: вот, мол, я наступил(а) на горло своему свободному полету — родил(а), долг выполнил(а), а этот/эта — не выполнил(а)! Да как он(а) смеет, давайте все покажем на него/нее пальцем и все скажем в лицо, какая он(а)… (здесь опять подставьте любой нелестный эпитет).

Соответственно, если некто обзавелся потомством по собственному желанию — ему не за что ненавидеть чайлдфри. А если банально подчинился шаблонам про «долг и обязанность» — тогда этот некто будет очень их не любить. Потому что они смеют жить по собственным принципам и в своё удовольствие, а он — нет.

Мне могут сказать, что, мол, «как же вам не стыдно, доктор, вы выступаете против рождения детей!» Однако я ни в коей мере не против этого. Я за то, чтобы общество было озабочено не только количественным, но и качественным ростом демографической кривой. Ибо детей мало родить: им необходимо еще и помочь вырасти адекватными, воспитанными и все-таки счастливыми людьми.

Кстати, слово «чайлдфри» в переводе значит не «ненавистники детей» и не «противники детей», а – «свободные от детей». Именно свободные. Может быть – пока. Но это решение – становиться родителями – всегда лучше принимать свободно. Тогда у нас будет намного больше желанных и счастливых потомков, рожденных у не менее счастливых отцов и матерей.