Тревожность детей младШего школьного возраста в контексте личностных особенностей

студента IV курса гр. 17.1-029

отделения заочного обучения

Сабировой Лилии Факилевны

Рыбакова Ляйсан Анатольевна

(Фамилия, Имя, Отчество)

(ученая степень, ученое звание)

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. 8

1.1 Изучение тревожности в школьном возрасте 8

1. 2 Изучение самооценки в младшем школьном возрасте 13

Ребенок, также как и взрослый, испытывает на себе влияние многих внешних и внутренних факторов, которые могут вызвать у него состояние тревожности, как личностной, так и ситуативной. 18

Известно, что смена социальных отношений представляют для школьника значительные трудности. В первой фазе младшего школьного периода тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны главным образом с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни. 18

потребность в устойчивости представления о самом себе имеет две стороны: одна из них связана с достижением определенного уровня целей, которое обеспечивает удовлетворяющий уровень отношения к себе, а другая — с сохранением привычного отношения к себе вне зависимости от его характеристик. Можно полагать, что для тревожных детей оказывается значимым именно вторая сторона, поскольку с ее помощью обеспечивается стабильная и предсказуемая картина мира и своего места в нем. 18

Рассматривая влияние тревоги на личность школьника и его взаимоотношения мы видим, что тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, к другим людям и действительности. 18

От самооценки внешнего вида и поведения ребенок к моменту поступления в школу, он все чаще переходит к оценке своих личностных качеств, отношений с окружающими, внутреннего состояния и оказывается способным в особой форме осознать свое социальное «Я», свое место среди людей. 19

Таким образом, самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. 19

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ И САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 20

2.1 Организация и методы исследования 20

2.2 Определение особенностей тревожности и самооценки в группе испытуемых 23

2.3. Анализ связи уровня тревожности и самооценки 25

В нашем исследовании мы определяли взаимосвязь уровня тревожности и самооценки у младших школьников. Особенности тревожности определялись согласно шкал тревожности Прихожана, особенности самооценки по методике предложенную Г.Н. Казанцевой. 28

Большинство детей имеют умеренный уровень тревожности по каждому виду – от 61% до 74%, с высоким уровнем наибольшее количество испытуемых по школьной и самооценочной тревожности – по 13%, по межличностной тревожности 11% — низкий уровень наибольшее количество испытуемых по самооценочной тревожности — 26%. 28

В данной группе наибольшее количество детей имеют адекватную самооценку – 53 %, низкий уровень самооценки – 21 %, а высокий уровень – 10 испытуемых – 26%. 28

Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. «Психофизиологический метод оценки тревожности» // Психологический журнал — 1997 — №2 — 34-38 с. 32

Возрастная психология, под ред. Костюка Г.С, — Киев: Советская школа, 1986. 128с. 32

Выготский Л.С. Психология. — М.: Апрель Пресс, 2000. — 787-790 с. 32

Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. — Л: Медицина, 1990. — 129 с. 32

Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр. — СПб.: Союз, 1997. — 88 с. 32

Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.: Изд-во МГУ, 1980. — 57-66 с. 32

Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Минск: ‘Утверсгтэцкае’, 1997г. — 418 с. 32

Краткий психологический словарь, под. ред. Петровского А.В. и Ярошевского М.Г., Ростов — на — Дону: Феникс, 1998. — 394 с. 33

Люблинская А.А. Детская психология, М.: Просвещение, 1971. — 193с. 33

Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с. 33

Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456 с. 33

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности, Санкт- Петербург, Питер, 2002. — 119с. 34

Для положения детей в современном обществе характерно социальная депривация, т.е. лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для гармоничного развития.

Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Это проявляется в детских страхах, тревожности.

В последние годы по сравнению с предшествующим периодом количество детей с устойчивой тревожностью и постоянными интенсивными страхами, в нашей стране существенно увеличилось. О чем свидетельствуют специальные экспериментальные исследования. Так, количество детей с устойчивой тревожностью (1 – 3 классы) в 2000 – 2005 гг. составило от 72 до 75 % (для сравнения в 1990 гг. таких детей было от 12 до 16 %), а в 80 – е гг. их количество среди младших школьников было близко к возрастной норме. Таким образом, количество детей с устойчивой тревожностью увеличилось в пять раз[1].

Эти экспериментальные материалы показывают, также, что на проявление тревожности у детей большое влияние оказывает неадекватность социализации, несформированность мотива учебной деятельности интенсивно протекающей в учебных заведениях.

В этом же аспекте анализирует тревожность В. Р. Кисловская, на основании исследования, показывающего, что во всех возрастах (дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский) “… тревожность в очень значительной мере является функцией социального общения”, т.е. влияет на место человека в системе межличностных отношений и связана с оценкой личностью себя, своих возможностей и качеств[19].

Нам представляется важным понять причины возникновения тревожности, что поможет предотвратить развитие у таких детей невротических состояний и неврозов.

В связи с этим объект моего исследования: тревожность в младшем школьном возрасте.

Гипотеза: тревожность в младшем школьном возрасте связана с самооценкой.

Предмет исследования: связь уровня тревожности и самооценки младшего школьника.

Цель исследования – проверить взаимосвязь уровня тревожности и самооценки у младших школьников.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:

Рассмотреть особенности тревожности в младшем школьном возрасте.

Рассмотреть понятия самооценки.

Провести диагностику особенностей тревожности и самооценки на группе испытуемых.

Проанализировать наличие связи между особенностями тревожности уровнем самооценки.

Комплекс методов исследования представлен следующими группами:

анализ и обобщение психологических и педагогических источников по проблеме исследования;

статистический и корреляционный анализ.

Исследования проводились с учащимися средней школы Приволжского района г. Казани с ноября по январь 2014года. В эксперименте приняли участие 38 человек, возраст от 10 -11 лет, из них 17 мальчиков, 21 девочка.

Изучение влияния тревожности на самооценку детей младшего школьного возраста

Изучение тревожности у детей и подростков (генетический аспект) также носит, как правило, ярко выраженный прикладной, «служебный» характер.

Наибольшее количество работ посвящено детям 5—8 лет (что во многом связано с проблемой готовности к школе), исследований тревожности у более старших детей и у подростков явно недостаточно. Тревожность чаще всего изучается преимущественно в рамках одного какого-либо возраста. Работы, посвященные сравнительному проявлению тревожности в разные периоды детства, единичны (Захаров А.И., Кисловская В.Р., Кочубей Б.И., Новикова Е.С. и др.) [5, с.58].

Особенно актуальным является изучение тревожности у подрастающего поколения. Как показывают исследования, профессиональный интерес психологов к изменению личности несовершеннолетних, к особенностям формированию тревожности в процессе учебной деятельности весьма высок и устойчив многие годы. За последние годы психологами и педагогами было выполнено ряд работ по изучению проблем тревожности младших школьников [6, с.219].

В связи с тем, что тема влияния тревожности на самооценку изучена мало и не полно, проводимая нами работа актуальна.

Целью данной работы является теоретическое и эмпирическое изучение влияния тревожности на самооценку младших школьников.

Гипотеза исследования: предполагаем, что у детей младшего школьного возраста существует взаимосвязь между уровнем тревожности и самооценки.

Исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста проходило в три этапа:

1. Поисково-подготовительный этап: теоретическое изучение психолого-педагогической литературы, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента. На этом этапе выполнено изучение литературы по проблеме страхов у старших дошкольников, определение особенностей проявления страхов. Были подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темы исследования.

2. Опытно-экспериментальный этап: проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов. Была проведена психодиагностика испытуемых по двум методикам. Затем полученные результаты были обработаны, выражены в виде диаграмм и сведены в общие таблицы.

3. Контрольно-обобщающий: математико-статистическая обработка экспериментальных данных, проверка гипотезы и оформление работы.

В исследовании изучения влияния уровня тревожности на самооценку детей младшего школьного возраста были использованы следующие методы и методики:

В опытно-экспериментальном исследовании был использован комплекс методов и методик:

1. Теоретический: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;

2. Эмпирический: констатирующий эксперимент, тестирование по методикам:

а) исследование самооценки по методике Т.В. Дембо С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

б) тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).

в) исследование школьной тревожности методика Б.Н.Филлипса (Beeman N. Phillips).

3. Математико-статистический: коэффициент ранговой корреляции Спирмена, выборочное среднее значение.

В исследовании приняли участие учащиеся 2 «б» класса МБОУ СОШ № 108, в количестве 23 человек. Для осуществления психолого-педагогического исследования мы использовали 3 (три) психодиагностические методики, направленные на изучение тревожности и самооценки у младших школьников.

В ходе проведения психодиагностической методики «Исследование самооценки» Т.В. Дембо С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан были получены результаты, представленные на рисунке 1.

Исходя из того, что исследование проводилось в начальной школе с младшими школьниками, то мы изучали лишь уровень самооценки ребят, уровень притязаний мы не брали во внимание, потому что ребенок еще не может адекватно оценить в себе развитие тех или иных качеств [7].

Мы получили следующие результаты из проведенной методики:

У 43,48% (10 человек) завышенная самооценка. У успевающих учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми. Переоценка себя и своих сил может также привести к нервному истощению и разочарованию в собственных силах.

У 52,17% (12 человек) адекватная самооценка, что способствует адекватному развитию личности ребенка, хорошей школьной успеваемости, нормальной оценке своих сил и возможности.

У 4,35% (1 ребенка) заниженная самооценка. Низкая самооценка способствует развитию у человека неуверенности в собственных возможностях. Во всех своих начинаниях и делах он ждет только неуспеха. Такая самооценка может сопровождаться эмоциональными срывами. Отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности — возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

В ходе проведения методики «Тест тревожности» Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена были получены результаты, представленные на рисунке 2.

В ходе исследования выявили, что:

У 21,74% (5 человек) высокий уровень личностной тревожности. Что может указывать на некомфортную обстановку в классе, завышенные требования родителей, нервное перенапряжение.

У 65,22% (15 человек) средний уровень тревожности. Можем предположить, что дети со средним уровнем тревожности комфортно чувствуют себя в классе и дома, хорошо справляются с уроками.

У 13,04% (3 человек) низкий уровень тревожности. Можно предположить, что эти дети обладают нормальной самооценкой и высоким уровнем социально-психологической адаптации.

В ходе проведения методики «Школьной тревожности» Б.Н.Филлипса (Beeman N. Phillips) были получены следующие результаты, представленные на рисунке 3.

В ходе исследования детей на уровень школьной тревожности мы выяснили, что:

У 17,39% (4 человек) высокий уровень тревожности. Возможно, что присутствуют эмоциональные нарушения (предпосылки к неврозу, страх перед выступлением перед классом, боязнь ответа у доски). Завышенные требования родителей к учебе, не обращая внимания на эмоциональный комфорт школьника.

У 60,87% (14 человек) низкий уровень тревожности. Что указывает на нормальную самооценку себя и своих знаний, уверенность в себе.

У 21,74% (5 человек) повышенный уровень школьной тревожности. Он свидетельствует о том, что дети испытывают трудности в школьной деятельности, не всегда справляются с требованиями учителей, отвлекаются от объяснений на занятиях.

Перед обработкой результатов диагностик методом ранговой корреляции Ч.Э. Спирмена мы выдвигаем две временные гипотезы:

Н0 – не выявлена взаимосвязь тревожности и самооценки у младших школьников.

Н1 – выявлена взаимосвязь тревожности и самооценки, чем выше уровень тревожности у младших школьников, тем ниже их самооценка.

В ходе исследования мы установили прямую зависимость самооценки от тревожности по методикам «Исследование самооценки» Т. В. Дембо С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан и «Тест тревожности» Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена. После проведенных вычислений подтвердилась Н1 гипотеза (уровень личностной тревожности влияет на самооценку младших школьников. Чем выше уровень тревожности, тем ниже самооценка). Корреляция между уровнем личностной тревожности (А) и уровнем самооценки (В) статистически значима и является прямой, т.е. чем выше уровень тревожности, тем ниже самооценка у младшего школьника.

Также применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена к проведенным методикам: диагностика уровня школьной тревожности Филлипса и «Исследование самооценки» Т. В. Дембо С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. В результате проведенных вычислений, мы получили подтверждение гипотезы Н1 (чем выше уровень школьной тревожности, тем ниже уровень самооценки). Корреляция между уровнем школьной тревожности (А) и уровнем самооценки (В) статистически значима и является прямой, т.е. чем выше уровень тревожности, тем ниже самооценка у младшего школьника.

Таким образом, проведя исследование и выполнив необходимые расчеты мы можем сделать вывод, что младшие школьники переживают кризис 7 лет, что влияет на повышение тревожности и снижение самооценки. Возможна ситуация и наоборот: повышена и тревожность, и самооценка, что тоже указывает на негативное развитие личности. И требует коррекции психолога и внимания родителей и учителей за такими детьми. Повышенную тревожность и неадекватную самооценку важно вовремя заметить и начать проводить психолого-педагогическую коррекцию. Необходимо работать в команде: родители, учитель, психолог. Важно не допустить развитие тревожности в тревогу или страхи, а неадекватную самооценку в невроз.

Коррекционная программа «Развитие эмоциональной сферы младших школьников с ограниченными возможностями» 1.Введение. 2.

Программа групповых коррекционных занятий для младших школьников с элементами сказкотерапии. Программа групповых коррекционных занятий для младших школьников с элементами сказкотерапии.(Бланк О. В., психолог)Данная коррекционная программа рассчитана для детей младшего школьного возраста, для которых характерен низкий уровень самооценки. Самооценка — ценность, которая припи­сывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой.

Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необхо­димость оказания своевременной социально — психологической помощи данной категории детей.

Коррекционно — развивающая программа. профилактики и коррекции школьной неуспеваемости. младших школьников.

Программа состоит из четырёх основных блоков: диагностический, коррекционный и оценочный.

С этой целью и была разработана программа коррекции низкого уровня самооценки у детей младшего школьного возраста. В нашей программе основным методом в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку, была избрана сказкотерапия, как процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки.

Сказки и сочинение историй в целях обучения и целительства применяются с глубокой древности. М. Эриксон, Н. Пезешкиан, Б. Беттелхеймс стали применять метафоры, сказки и притчи в качестве средств психотерапевтической интервенции. Н. Пезешкиан рассматривал притчи и поговорки как примеры живой образности речи, способствовавшей разрешению внутрипсихических конфлик­тов и снятию эмоционального напряжения. Сочинение и чтение сказок используется в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, и для того, чтобы укрепить в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода. Ребенок не «расшифровывает» смысл рассказа, а постигает его благодаря активизации своего воображения. Метафорическая история «включает» воображение ребенка и приводит к позитивным изменениям благодаря опоре на внутренний потенциал силы, самосознания и роста (Кроули Р.).

Программа занятий по развитию внимания у младших школьников. в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы.

В основе данной программы лежат рассмотренные Т. Д. Зинкевич- Евстигнеевой в книге «Практикум по сказкотерапии» следующие положения: • сказкотерапия — это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.• сказкотерапия — это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.• сказкотерапия — процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное — создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.• сказкотерапия — процесс активизации ресурсов, потенциал | личности.• сказкотерапия — процесс экологического образования воспитания ребенка.• сказкотерапия — процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.• сказкотерапия — терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности.• сказкотерапия — природосообразная, органичная человеческому восприятию воспитательная система, проверенная многими поколениями предков.• сказкотерапия — созерцание и раскрытие внутреннего внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего. Цель коррекционной программы — формирование позитивной Я- концепции: повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведен- ческих реакций средствами сказкотерапии и социально — психологических игр на основе эклектического подхода.

Задачами программы являются: 1. Формирование у детей адекватных эмоциональных реакций в отношении себя, своих возможностей; 2. Формирование и закрепление саногенных состояний; 3. Обучение детей техникам конструктивного разрешения меж­личностных конфликтов; 4. Формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста -Я учусь владеть собой. Коррекционно-развивающая программа. «Развитие познавательной сферы младших школьников».

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний. Задачи коррекционно -развивающей программы сопровождения: выявления уровня психического развития детей младшего школьного возраста. Korrektsionna_programma_dlya_mladshih_shkolnikov.docx. 78.63 КБ.

Коррекционная программа. «Формирование коммуникативных умений. и навыков у младших школьников с ограниченными.

Тематический план занятий. Название темы. Часы. Давай познакомимся. Диагностика. Установле­ние межличностных контактов между участ

никами группы. Выработка правил группы. Мир эмодий. Снятие эмоционального напряже­ния. Научись любить себя.

Формирование позитив­ного отношения к себе. Все в моих силах. Актуализация потенциала ребенка. Вместе тесно, а врозь скучно. Обучение методам социально- приемлемого выражения негативных эмоций, техникам конструктивного разрешения конфликтов. Без друзей меня чуть- чуть, а с друзьями много. Русская народная сказка «Зимовье зверей».

Развитие коммуникативных умений и навыков в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Праздник. Заключительное занятие — рефлексия. Всего часов. 20. Каждое занятие строится по следующим блокам: ознакомительно- организационный блок: настройка детей на занятие; коррекционно- развивающий блок: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция эмоционально- личностной сферы ребенка; аналитико- рефлексивный блок: анализ отношения участников к занятию, к окружающим, рассмотрение перспектив на дальнейшую работу. Тема 1. Цель: Создание игровой доверительной атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между детьми.

Знакомство с правилами группы. Диагностика уровня самооценки детей. Методы: Методика диагностики самооценки «Лесенка», социально — психологические игры. Материалы и оборудование: медальоны с изображением сказочных героев, магнитофон, кассета с записью веселой и грустной Музыки, для каждого ребенка лист бумаги с изображением домика и грустные и веселые «лица». Занятие №1. 1. Диагностика самооценки «Лесенка».

Работа с детьми проводится в индивидуальном порядке. Руководитель показывает ребенку изображенную на листе бумаги лесенку (количество ступенек — 7) и предлагает ему поставить себя на одну из ступенек. Далее ребенку предлагается выбрать ступеньку, на которую его поставит мама, папа, учитель, друг (подруга).

Упражнения для первичного знакомства. Мой сказочный герой».

Детям предлагается рассказать о себе от имени какого — либо сказочного героя (каждый ребенок придумывает себе «псевдоним» сказочного героя, выбирает для себя соответ­ствующий медальон). Во время представления дети могут вспомнить эпизоды из сказок, голоса сказочных героев, отрывки из сказок. Выработка ритуала приветствия и правил группы: называть друг друга по имени, не обзываться, не драться, не толкаться. Упражнения на создание атмосферы доброжелательности и соучастия.«Привет! Ты мне нравишься!» Все дети сидят в кругу.

Один ребенок идет по кругу и дотрагивается до любого ребенка, сидящего в кругу. Они вдвоем начинают бежать по кругу в противо­положные стороны. Когда дети встречаются, они останавливаются, пожимают друг другу руки и говорят: «Привет!

Ты мне нравишься, потому что . » и придумывают окончание фразы. Первый игрок возвращается в круг, а второй дотрагивается до головы другого играющего и игра продолжается (необходимо, чтобы каждый ребенок принял участие в игре).«Сочиняем сказку». Руководитель группы начинает историю: «Жили — были..», дети продолжают по кругу. Когда очередь опять доходит до руководителя, он направляет сюжет’истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.«Шустрики — мямки». Руководитель рассказывает детям о том, что люди все разные, не похожие друг на друга.

Есть такие, которые не любят шумных игр, громких звуков, любят тихонько играть и чаще одни или с такими же «тихими» ребятами, любят читать в одиночестве и думать о чем — либо интересном. В этом и заключается их особенность. А есть совершенно другие дети: они любят веселые и шумные игры в больших детских компаниях, они много бегают, прыгают, шумят. И нельзя сказать, что они плохие дети, просто они такими родились: шумными и подвижными. Давайте с вами придумаем для таких разных детей шуточные названия.

Пусть «шумных» зовут шустрики, а «тихих» — мямлики. Руководитель предлагает детям «разделить» сказочных героев на шустриков и мямликов. Затем детям предлагается подумать, кто же он: шустрик или мямлик (дети анализируют свое поведение). Далее руководитель предлагает детям потанцевать.