Формирование самооценки

Доказано, что формирование самооценки происходит в первые 5 лет жизни человека. В этот период в особенности важно проявлять к маленькому человечку доверие, уважение и любовь. Частая критика и упреки в дальнейшем способны сыграть плохую шутку – став взрослым, такой человек будет страдать от заниженной самооценки, даже если добьется успеха в жизни. Наши специалисты прекрасно понимают, какую важную роль играет формирование самооценки. Для ее коррекции применяются различные методики: аутогенные тренировки, арт-терапия, десенсибилизация, поведенческие тренинги и игротерапия. Вас беспокоит собственная самооценка? Обращайтесь на консультацию, мы поможем разобраться в причинах заниженной самооценки и провести коррекцию.

Широко известно высказывание из талмуда, что мы видим вещи не такими, которые они есть, а такими, какие мы сами. И во многом наше видение зависит от того, как мы себя оцениваем и насколько гармоничен наш внутренний мир.

Cамооценка — одно из базовых понятий в современной психологии. По сути дела, самооценка определяет направление и уровень активности человека, его отношение к окружающему миру, является важным фактором сознательной саморегуляции. Многие исследователи сходятся во мнении, что неадекватная или заниженная самооценка негативно влияет на социальное поведение человека и значительно снижает адаптацию к стрессам.

Что же такое самооценка и как она формируется?

Все, наверное, помнят сказку Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утёнок». Неприятности утёнка начались с самого появления на свет. Вылупился из яйца позже всех, был неуклюж и разительно отличался от собратьев своей неординарной внешностью. На своей первой презентации на птичьем дворе, утёнок провалил экзамен на аттестат «правильного утёнка» и был с позором выгнан, а все птицы нашли его внешность уродливой. После такого сокрушительного удара судьбы, утёнок не сломался, а продолжал бороться за своё место под солнцем. Ему пришлось пережить холод и голод, издевательства окружающих из-за его необычной внешности, и не раз он был на грани решения — свести счёты с жизнью. Он не мог понять кто он и зачем родился на свет, ведь никто не принимал его за своего. Его согревала только мысль, что когда он подрастет, то он станет таким же красивым как прекрасные птицы, которых он видел только однажды и не знал им названия.

Негативная оценка внешности утёнка, полученная им на птичьем дворе однажды, а в последствии закрепленная мнением окружающих, надолго закрепила образ «безобразного урода» в сознании утёнка. Он считал, что для него в этой жизни уготована роль изгоя, вынужденного вечно прятать своё уродство от окружающих. У него даже не промелькнула мысль, что может быть всё по-другому. И даже в финальном эпизоде сказки, когда утёнок превратился в прекрасного лебедя, подплыл к величественным птицам и сказал: «Убейте меня!», — всё ещё воспринимая себя уродливым и ничтожным существом.

Ситуация, описанная в сказке, весьма тривиальна и описывает основные этапы формирования самооценки. Большинство специалистов в области психологии развития сходятся во мнении, что ядро личности и основы самооценки формируются в первые пять лет жизни человека. Как правило, мнение о себе основывается на отношении к нам важных для нас людей или референтных групп. Значение референтных групп для человека меняется в процессе его становления как личности. Первые навыки самооценки ребёнок получает в семье. Если родители проявляют в обращении с ребёнком любовь, уважение и доверие, то и ребёнок привыкает сам относится к себе как к человеку, достойному этих чувств.

Считается, что для формирования положительной самооценки у ребёнка необходимо соблюдение трёх условий:

  • Полное внутреннее принятие родителями своего ребёнка;
  • Ясные и последовательные требования;
  • Уважение индивидуальности в рамках установленных ограничений
  • Стэнли Куперсмит, 1967 год

    В дальнейшем значение родителей как главной референтной группы снижается, и на первый план выступают группы товарищей по учёбе, службе в армии, работе. Насколько человек будет успешно адаптирован в этих группах и сможет максимально реализовать свой потенциал зависит дальнейшее формирование адекватной самооценки. Самооценка в идеале – это динамический процесс, который развивается вместе с внутренним миром человека. В реальности мы часто видим совершенно другую картину. Представьте себе преуспевающего финансиста, который «ворочает» миллионами и руководит огромной компанией, но чувствует себя при этом глубоко несчастным и одиноким человеком. Вроде бы всё есть, а ничто не радует. Наверное, сложно предположить, что у такого внешне преуспевающего человека может быть заниженная самооценка.

    А в чём причина низкой самооценки?

    Причина в том, что финансист пронёс свою низкую самооценку из детства через всю свою жизнь. Складывалось впечатление, что он так и остался в своём детстве, воспринимающим себя бездарем и никчёмным человеком ни на что неспособным в жизни. Референтная группа родителей, осуждающая его и критикующая, стала для него основной. Как будто не было блестящей учёбы в школе и в университете, не было успешной карьеры.

    Подобные жизненные сценарии в практике психиатрической клиники «IsraClinic» достаточно распространены. Люди попросту не умеют и не позволяют себе быть счастливыми. Находятся в плену собственных табу, проигрывая при этом чужие жизненные сценарии. При видимой успешности их жизнь представляется им пустой и лишенной всякого смысла. Такие люди, лишенные поддержки и профессиональной помощи, начинают искать смысл жизни в неадаптивном поведении — алкоголь, наркотики, игра в казино.

    Стоит так прожигать свою жизнь и навсегда лишить себя возможности быть счастливым? Решение за Вами.

    Исправление неправильной самооценки

    Самооценка может быть не только заниженной, но и завышенной, когда человек не в состоянии объективно критиковать себя. Мысленно он себя идеализирует, что в реальности приносит проблемы в отношениях с другими людьми. Главная задача психолога в данном случае – определить, какие именно проблемы имеются у человека с самооценкой и разработать подходящую ему схему коррекции.

    Как правило, исправление неправильно сформированной самооценки в «IsraClinic» проводится комплексно, с учетом индивидуальных особенностей личности. Однако приоритет при коррекции самооценки отдается психотерапии.

    Методики коррекции самооценки

    Коррекция самооценки, как было указано выше, проводится комплексным методом, то есть применением различных методов терапии одновременно. Только так можно достичь должных результатов. К методикам коррекции самооценки относятся:

    • метод игротерапии;
    • поведенческие тренинги;
    • аутогенные тренировки;
    • методы десенсибилизации;
    • метод арт-терапии (в особенности, при коррекции самооценки детей);

    Применение описанных методик на практике дает возможность вызвать у пациента нетипичные, несвойственные для него реакции и усвоить их посредством многократного повторения. Например, если ранее пациент практически не мог никому отказать в просьбах, чем часто давал повод пользоваться собой, то на сеансах психотерапии он учится говорить твердое «Нет!», не испытывая при этом чувства вины. Многократное повторение усвоенных новых реакций дает результат – пациент спокойно отказывает в неудобных ему просьбах и вне стен кабинета психолога.

    Профилактика, сохранение правильной самооценки

    Самооценка, согласно последним исследованиям специалистов, формируется на протяжении всей жизни, она поддается коррекции, однако ее основы закладываются в детстве, в возрасте до 5 лет. Профилактические меры простые – необходимо любить своих детей и не скрывать своих чувств.

    Помните, «перелюбить» ребенка невозможно. Также немаловажное значение имеет уважение – никогда не прибегайте к унижению, как методу воспитания, тем более – на людях. Этим вы не только не сможете добиться должного воспитательного эффекта, но и можете всерьез занизить ребенку самооценку, что во взрослой жизни вызовет серьезные проблемы в общении, личной жизни и в построении карьеры. При любых подозрениях на сниженную самооценку обратитесь к специалистам, которые знают, как помочь таким пациентам.

    Специалисты «IsraClinic» будут рады оперативно ответить на Ваши вопросы, связанные с диагностикой и лечением в Израиле. Заполните форму заявки, мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время.

    Формирование самооценки младших школьников

    Курсовая на тему Формирование самооценки младших школьников

    Разместил (а): Atovan

    • Сравнительный анализ самооценки младших школьников и подростков 102 кб.
    • Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание 93 кб.
    • Формирование духовности младших школьников 112 кб.
    • Формирование самоконтроля у младших школьников в процессе обучения 42 кб.
    • Формирование самооценки детей в неблагополучных семьях 324 кб.
    • Методические особенности преподавания экономических дисциплин у школьников младших 33 кб.
    • Определение самооценки младших школьников методом сравнения оценки и самооценки 77 кб.
    • Курсовая работа на тему:

      Составной и неотъемлемой частью « Я – КОНЦЕПЦИИ» является самооценка. Самооценка – оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Самооценка является системообразующим ядром индивидуальности личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта. Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк – от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничтожения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.

      Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе, адекватную самооценку.

      Глава I. Теоретическая часть.

      Замечено, что однажды сложившаяся установка как бы сама себя поддерживает. Отказаться от привычных ориентиров, заложенных с детства, трудно. В раннем детстве в сознании создается как бы своеобразный фильтр, сквозь который впоследствии ребенок будет пропускать любую ситуацию, интерпретировать ее.

      Взрослые очень часто наивно полагают, что могут быстро и достаточно легко повысить уровень заниженной самооценки ребенка. Казалось: похвали его, предоставь школьнику “высокую” должность в классе — и все будет хорошо, ребенок станет ценить себя выше. Но если у ребенка стабильно отрицательное отношение к себе, своим способностям, реакция на доброжелательные действия может оказаться крайне негативной; например, он может сказать себе: “Наверное, я совсем глупый, если учитель все время старается внушить мне обратное”. Или: “Почему меня, такого толстого, назначили капитаном команды? Наверное, учитель хочет показать всем, какой я неповоротливый и тупой”.

      В зависимости от Я-концепции ученика экзамен может восприниматься им как положительный стимул или как угроза, а первая парта в классе — либо как наказание, либо как место, откуда лучше всего слышно учителя. Если ребенок не успевает по какому-то предмету, он будет избегать его или плохо выполнять задания, с которыми, по его мнению, он все равно не справится. Воспринимая себя в целом неудачником, все последующие ситуации он будет воспринимать только как подтверждение собственной неполноценности. А ребенок, как и любой человек, нуждается в благожелательном, позитивном отношении со стороны окружающих.

      Формирование низкой самооценки. Родители заведомо снижают самооценку малыша, когда пытаются поставить его в зависимое, подчиненное положение, требуют от ребенка послушания, им хочется, чтобы он умел подстраиваться, не конфликтовал со сверстниками, был полностью зависим от взрослых в повседневной жизни. Ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, ему не хватает ощущения, что он ценен.

      Формирование средней самооценки. У детей со средней самооценкой родители обычно занимают покровительственную, снисходительную позицию. Уровень притязаний таких взрослых не очень высок. Скромные цели позволяют им принимать своих детей такими, какие они есть, проявлять терпимость к их поведению. В то же время различные самостоятельные действия детей вызывают у них тревогу. Дети таких родителей очень зависимы от того, что думают по их поводу другие люди.

      Формирование высокой самооценки. В семье, где у детей формируется высокая самооценка, матери удовлетворены взаимоотношениями детей с отцом, в таких семьях ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Обычно один из родителей принимает основные решения, с которыми соглашается вся семья, все относятся друг к другу дружелюбно и искренне. Ребенок видит, что родителям обычно сопутствует успех, он тоже приучается настойчиво и успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его все время поддерживают и одобряют.

      Ребенок с высокой самооценкой привыкает постоянно испытывать свои возможности, узнавая и признавая свои сильные и слабые стороны.

      В семейной жизни важную роль играет дисциплинирующее начало. Главное, чтобы дисциплина была основана на принципах справедливости и на ясных, достижимых стандартах поведения, соответствующих возможностям ребенка. Если родители любят малыша, оказывая ему ежедневно доверие, ребенок и сам привыкает относиться к себе как к человеку, достойному этих чувств.

      Для младших школьников и подростков эмоциональная жизнь определяется во многом кругом их друзей, поэтому реакция родителей на приятелей сына или дочери как бы косвенно показывает истинное отношение взрослых к своему ребенку. Если ребенок невысокого мнения о себе, он склонен считать, что другим не интересны его мысли и занятия. Какие-то детали в поведении родителей подкрепляют это убеждение. Ведь ребенок очень остро улавливает малейшие знаки невнимания или пренебрежения со стороны взрослых. Кто-то из родителей зевнул, когда ребенок рассказывал что-то важное, перебил его или сменил тему разговора — по всем этим мелочам ребенок безошибочно угадывает, интересен или безразличен он близким людям.

      1 этап — от рождения до 18 месяцев. Основа формирования позитивного самоощущения, приобретение чувства доверия к окружающему миру, формирования позитивного отношения к самому себе.

      2 этап — от 1,5 до 3-4 лет. Ребенок осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от того, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. На этом этапе развития самооценка тесно связана с чувством автономии. Ребенок более самостоятельный, более любознательный обычно обладает и более высокой самооценкой.

      3 этап — от 4 до 6 лет. У ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. В это время развивается либо чувство вины, либо чувство инициативы, в зависимости от того, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение.

      4 этап — школьные годы от 6 до 14 лет. Развитие чувства трудолюбия, способности к самовыражению в продуктивной работе. Опасность данного этапа: неумение выполнять определенные действия, низкий статус в ситуации совместной деятельности ведут к появлению чувства собственной неадекватности. Ребенок может разувериться в своей способности участвовать в каком либо труде. Таким образом, развитие, происходящее в школьные годы, существенно влияет на представление человека о себе как о компетентном, творческом и способном работнике.

      Первый уровень развития самооценки можно назвать процессуально-ситуативным. НА данном уровне самооценки человек не устанавливает связи между своими поступками и качествами личности. Он оценивает свое «Я» лишь по определенным непосредственным внешним результатам деятельности. В связи с тем, что эти результаты не обязательно адекватны личностным возможностям человека и могут быть всецело обусловлены стечением внешних обстоятельств, самооценка имеет тенденцию к необъективности. Стихийность, случайность, противоречивость внешних ситуаций способствует тенденции к неустойчивости самооценки. Самоизменение на этом уровне самооценки носит характер самоисправления поступков, когда человек, решая исправиться. Не имеет еще в виду развитие свойств личности, а подразумевает лишь совершение одних поступков или отказ от других.

      Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Эти исследования сконцентрированы вокруг двух групп вопросов. С одной стороны, в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. По данному вопросу можно выделить работы таких психологов, педагогов как: Б.Г.Ананьев [4], А.Н.Леонтьев [37], С.С.Рубинштейн [61], М.Н.Скаткин [64].

      Л.С.Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка — обобщенное т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить сое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

      Р.Бернс [8], анализируя большое число исследований американских авторов, отмечает, что на грани дошкольного и младшего школьного возраста происходит качественный скачок в развитии самооценки. Однако расширительное толкование этого понятия лишает выводы конкретности, не позволяет достаточно охарактеризовать происходящие изменения.

      Достаточно очевидно, что оценка себя не существует изолировано от представления о самих оцениваемых качествах. Поэтому, самооценку следует рассматривать в аспекте общего представления о себе. Согласно имеющимся в науке данным в состав содержательных представлений субъекта о том, каков он, не входят ценностно-нейтральные качества, лишенные для субъекта личностного смысла. Эти качества наделяются субъектом высокой позитивной или негативной ценностью.

      Проведенное Элькониным и его группой экспериментальное исследование опиралось на следующие гипотезы:

      1) Ранний "Образ Я" появляется в связи с "кризисом семи лет" поскольку к этому возрасту вызревают когнитивные предпосылки для его формирования. Именно в этом возрасте ребенок отходит от непосредственного слитного ощущения себя. Его отношения с самим собой опосредуются.

      2) Ранний "Образ Я" носит скорее предвосхищающий, чем констатирующий и вероятнее ценностно-заданный, чем познавательный характер.

      В течении учебного года у детей происходит формирование самооценки. Некоторая ситуативная самооценка, не связанная с содержательным представлением о себе, появляется раньше, чем "Я-концепция". Однако, самооценка становится значительно более устойчивой и внеситуативной именно тогда, когда она связывается с "Я-концепцией", при этом содеражательные расхождения между ними не обнаруживаются. Во время учебного года "Образ Я" увеличивается в два раза.

      Неоднозначны критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя путями: ) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в, какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок бесконечно много. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно [41].

      Изучение роли самооценки в познавательной деятельности обнаружило, что особое значение ребенок придает своим интеллектуальным возможностям, оценка этих возможностей другими его всегда очень беспокоит. Так, в проведенном исследовании ни один из учеников (в том числе неуспевающие), перечисляя причины своей недостаточно эффективной или плохой успеваемости, не сослался на затруднения в понимании учебного материала, в овладении навыками, приемами мыслительной деятельности и пр. Все дети предпочитали считать себя (и считаться) ленивыми, недисциплинированными, но никто не относил свой неуспех за счет недостаточных интеллектуальных способностей.

      Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.

      Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи.

      Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

      Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.

      Устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникают потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.

      Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.

      Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определенным образом, как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей — один из основных компонентов самооценки.

      В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его будущего — пусть еще несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной деятельности в частности.

      В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

      Известно, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя; "В твоей работе есть ошибка" — ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие с тревогой, бледнея или краснея, спрашивают; "А какая, где?" И, безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.

      Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении — важнейший показатель самооценки личности.

      Наиболее естественно, как уже отмечалось, реагируют на ошибки в их работах дети с правильной самооценкой. Они обычно даже с интересом самостоятельно ищут ошибку: "Мол, интересно, в чем? Какая?" Дети с пониженной самооценкой, если им предложить самим найти свою ошибку, обычно молча перечитывают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Нередко они сразу опускают руки и отказываются проверять себя, мотивируя тем, что все равно ничего не увидят. Благожелательное отношение учителя, поощрения служат существенным стимулом, поддерживающим их деятельность.

      Поощряемые и подбадриваемые учителем, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибку.

      Как уже говорилось, в самооценке ребенка отражается не только его отношение к уже достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его стремления, надежды. Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что человек претендует.

      Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.

      Дети, которые не критичны к себе, часто очень критичны к другим. Если маленькому школьнику (первокласснику, второкласснику), который обычно получает хорошие отметки и высоко оценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет массу недостатков.

      Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

      Дети с высокой самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и общественной работе, так и в играх.

      Обнаружилось, что нет никакой связи между самооценкой ребенка и материальной обеспеченностью семьи. Зато прочность семьи оказалась очень важным фактором; в распавшихся семьях чаще встречались дети с пониженной самооценкой.

      Не выявилось связи между самооценкой ребенка и количеством времени, которое родители проводят вместе с ним. Главнее — не сколько, а как общаются родители с ребенком. Важно бережное, уважительное отношение родителей к личности ребенка, их интерес к жизни сына или дочери, понимание характера, вкусов, знание друзей. В семьях, где воспитывались дети с высокой самооценкой, родители, как правило, привлекали детей к обсуждению различных семейных проблем и планов, К мнению ребенка внимательно прислушивались и относились к нему с уважением и тогда, когда оно расходилось с родительским.

      Совсем другая картина открылась в семьях, где жило большинство детей с пониженной самооценкой. Родители этих учеников не смогли сколько-нибудь содержательно охарактеризовать своего ребенка. Эти родители включаются в жизнь своих детей только тогда, когда они создают для них определенные трудности; чаще всего толчком к вмешательству служит вызов родителей в школу.

      He существует практически такого действия, которое мог бы предпринять учитель, не опасаясь, что ребенок с заниженной самооценкой не даст ему негативной интерпретации. Неважно, насколько позитивным будет выглядеть это действие в глазах других детей, насколько сам учитель будет вкладывать в него искренние благие намерения — ребенок может отреагировать отрицательно в любом случае. Вот почему так важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось положительное представление о себе [42].

      Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно -ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя.