Низкая самооценка у ребенка: кто виноват и что делать?

Проблема низкой самооценки, к сожалению, знакома многим людям. Если ваш ребенок не любит фотографироваться, смотреть на себя в зеркало и до ужаса боится публичных выступлений, то, возможно, она близка и ему. Мы взяли интервью у психолога, специалиста центра «12 коллегий» Юлианы Исаковой и выяснили: неуверенность в себе – приговор или зона развития.

— Низкая самооценка у подростка – это нормально или с ней нужно сразу обращаться к психологу?

— Вопрос степени. Вообще, переживания, связанные с самооценкой, типичны для подростка и их можно считать особенностью возраста. Один день подросток думает, что у него все прекрасно, он талантлив и хорош собой. Но уже завтра без каких-либо объективных факторов самооценка может измениться на диаметрально противоположную. Он решит, что он неудачник, особенно если ему кто-то что-то сказал или прокомментировал его действия.

В целом, переживания из-за своих особенностей нормальны, но нужно обращать внимание на уровень серьезности этой проблемы и если она мешает подростку в его повседневной жизни, то можно обратиться к специалисту.

— Есть ли грань, после которой точно надо обращаться к психологу?

— Есть несколько колокольчиков: общается ли он с другими детьми или проводит все свободное время в одиночестве? Как реагирует на изменения? Если он пошел в новую секцию, поехал в новый лагерь, поведение изменилось? Что у него со здоровьем? Часто ли болит голова и живот? Пропускает ли он по этой причине школу?

— Самооценка у подростка неустойчивая?

— Да, все верно. Она ситуативна, изменчива и во многом зависит от слов окружающих.

— Как формируется самооценка у ребенка и что на нее влияет?

— Процесс развития ребенка и формирования самооценки делится на два периода: дошкольный и школьный. До школы ребенок ориентирован на значимых взрослых, и его самооценка напрямую зависит от их слов и обратной связи. Ребенок пока мало сталкивается со сверстниками и не до конца понимает: что у нечего получается хорошо, а что не очень. Поэтому считается нормальным, если ребенок приходит в школу с несколько завышенной самооценкой – это не проблема, а особенность возраста.

Потом, когда ребенок идет в начальную школу, он начинает сравнивать себя с другими, получает отзывы от сверстников и учителей, его самооценка несколько понижается и становится адекватной, ведь теперь она основана на опыте. В этот момент формируется отношение к себе и своей деятельности, поэтому очень важно, какой «заряд» дает учитель младших классов: критикует или, наоборот, хвалит детей.

— Что делать родителю, чтобы у ребенка была адекватная самооценка?

— Есть несколько базовых правил. Во-первых, когда обсуждаете деятельность ребенка, сравнивайте его результаты с его предыдущим опытом, а не с другими детьми, братьями или сестрами, собой или еще кем-то. Сравнение всегда должно происходить с ним же в прошлом. «На этой неделе у тебя две тройки, а на прошлой было четыре. Ты молодец и постарался».

Во-вторых, не используйте обобщения и критикуйте не ребенка, а его поступок. Когда родители раздражены, они часто используют формулировки: «Какой ты у меня невнимательный, все теряешь» или «Какой ты неряха: все разбросал». Дети запоминают такие оценки и считают, что они правдивы.

Есть принцип обратной связи, при котором в общении с ребенком, вы обращаете внимание не на промахи, а на успехи. К примеру, вы учите его писать буквы. Он написал весь алфавит, часть букв получилась хорошо, часть – не очень. Что обычно делают родители? Указывают на неудачные буквы и просят их переписать. А можно спросить: «Какие буквы получились лучше всех и тебе больше всего нравятся?». Вместе выберите их с ребенком и потом предложите остальные написать столь же аккуратно.

— Корректно ли говорить ребенку, что он лучше всех? Или это тоже сравнение?

— Дошкольнику — корректно, а школьник уже способен отличить реалистичную оценку от фантастической. Если оценка нереалистична, у него может возникнуть ощущение обмана, поэтому лучше использовать сравнения только с его прошлыми результатами.

— Низкая самооценка поддается корректировке?

— К счастью, это не приговор, с ней можно работать и улучшать в любом возрасте: школьном, подростковом и взрослом. Она успешно корректируется.

— Чаще всего происходит комплексная работа. Во-первых, необходимо научить родителей давать положительные оценки и правильно реагировать на успехи и неудачи, чтобы ребенок чувствовал поддержку. Затем ребенок приходит на индивидуальные консультации или групповые тренинги. Групповая работа полезна еще тем, у кого есть сложности в общении с другими ребятами.

— Ребенок переживает из-за внешности – что делать?

— Из-за внешности в основном переживают подростки – еще одна характеристика возраста. Тело быстро меняется, они перестают узнавать себя в зеркале и им нужно время, чтобы принять новый образ.

Но если изменения или некоторые особенности переживаются ребенком болезненно, то важно понять: проблема реальная или он себе ее придумал. Если реальная, к примеру, акне, то стоит вместе обратиться к врачу за консультацией и поддержать ребенка на пути к выздоровлению. Если проблема надуманная, подумайте об индивидуальной консультации с психологом.

— Что делать, если ребенок переживает из-за интеллектуальных способностей или спорта?

— Здесь работает принцип компенсации. Не получается в одной сфере – ищем ту, в которой получится. Важную роль играют примеры компенсации родителей, друзей и знакомых. Помните речь Стива Джобса о том, как трудности продвигали его к гораздо большим успехам? Такие истории мотивируют искать «свои» сферы, развиваться и добиваться результата.

— Стоит ли требовать от ребенка гармоничного развития во всех областях или лучше дать возможность заниматься тем, что нравится и получается?

— На первом этапе лучше дать развиваться в том, что нравится, особенно если есть вопросы к самооценке. Ребенку важно почувствовать эйфорию от успеха и реализации возможностей. На следующих этапах в качестве вызова и новой ступеньки можно предлагать задачи из других сфер.

Также надо учитывать тип нервной системы ребенка. Люди с некоторыми типами нервной системы не выносят однотипную продолжительную деятельность, зато с радостью принимаются за новые задачи. Это тоже стоит учитывать.

— Завышенная самооценка тоже связана с неуверенностью в себе?

— Завышенная самооценка, чаще всего, — это маскировка заниженной. Часто агрессивное, вызывающее и хамоватое поведение подростка означает неуверенность в том, как же он на самом деле выглядит. Это корректируется на групповых занятиях.

— Несколько слов на прощание подросткам и их родителям, для которых тема самооценки актуальна…

— Среди подростков часто принято вести себя позитивно. Показывать, что у них все здорово и нет переживаний. Пока они вместе на такой волне, каждому кажется, что только у него есть проблемы, а жизнь остальных легка и беззаботна. Одна из задач тренинга – честно поговорить о том, что они такие не одни и других те же самые проблемы. Важно понять, что ты не уникален в своих переживаниях и ты можешь с ними справиться.

Юлиана Исакова — психолог-консультант, специалист центра «12 коллегий», закончила факультет психологии СПбГУ по специальности «Общая психология».

С 2008 Юлиана ведет тренинги, развивающие занятия и индивидуальные консультации для детей в возрасте 6-13 лет, а также проводит диагностику детей и подростков.

Прошла дополнительную подготовку по следующим курсам:

  • Специальный курс «Посредничество в разрешении конфликтов» (21 час, СПбГУ, факультет психологии) 2008 г;
  • Специальный курс «Технология практической групповой работы» (36 часов, СПбГУ, факультет психологии) 2009 г.;
  • Методический семинар-тренинг «Арт-терапия эмоциональных нарушений и кризисных состояний у детей и подростков» (24 часа, «Иматон») 2011 г.;
  • Повышение квалификации по программе «Эмоциональные нарушения у детей. Методы психологической коррекции» (72 часа, «Иматон») 2012 г и др.

Вы можете бесплатно забронировать путевку в лагерь «12 коллегий», где работает Юлиана:

У моего ребенка низкая самооценка. Что делать?

психолог портала «Я — родитель»

Самооценка – это отношение человека к самому себе. Формируется она достаточно рано, ещё в дошкольном возрасте, но с взрослением претерпевает множество изменений. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной. Несмотря на то, что существует масса методик, выявляющих проблемы с отношением к себе самому, самооценка часто бывает ситуативной – любой человек в каком-то вопросе уверен в себе и своих силах, в каком-то – нет, это нормально и естественно. Как определить, адекватно ли оценивает себя ребенок, и нужно ли как-то вмешиваться в формирование детской самооценки? Давайте разбираться.

Для детей дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, т.к. в этом возрастном периоде детям присущ так называемый детский эгоцентризм. Малыши уверены, что мир крутится вокруг них, а никак не наоборот. Всем знаком яркий пример детского эгоцентризма, когда малыш, наблюдая Луну из окна автомобиля, сообщает, что Луна за ним следит. Детская психика пока устроена так, что ребенок в силу возрастных особенностей не в состоянии понять физических законов, поэтому вывод прост: Луна всегда видна лишь потому, что следит за ним. Такой эгоцентризм заложен в природе ребенка, поэтому не нужно его пугаться и пытаться исправить: в норме к 7 годам у малыша формируется произвольность, а эгоцентризм остаётся в детстве.

Для подростков же характерна заниженная самооценка, и это тоже объясняется возрастными особенностями. Подростки склонны преувеличивать (а то и вовсе выдумывать) телесные недостатки, размышлять о бренности бытия и о людях-пешках, тинейджеры часто отмечают, что их эмоциональный фон скорее депрессивный, нежели позитивный. Но есть и интересный механизм: в психологии традиционно завышенная самооценка (не применимо к дошкольникам) воспринимается как заниженная, но отягощённая защитными механизмами. Бравирующий подросток, заявляющий, что он властелин мира, на самом деле может быть глубоко в себе не уверен и, чтобы защитить самого себя от этих фрустрирующих переживаний, изображает из себя самоуверенного мачо. У тинейджеров обычно это временное явление, и оно проходит с наступлением нового возрастного периода.

В любом возрасте на детскую самооценку влияет несколько факторов: семья, отношения со сверстниками, успехи в учебе. Разница лишь в том, что в разные возрастные периоды для ребенка важны разные вещи, а значит и на формирование самооценки будет влиять разное. Например, в подростковом возрасте самым важным для детей является интимно-личностное общение, а значит в первую очередь самооценка будет зависеть от отношений со сверстниками. У младших школьников основное занятие – учеба, соответственно самооценка будет формироваться в зависимости от успехов в школе.

Итак, как понять, что у ребёнка проблемы с самооценкой?

Если мы говорим о дошкольном и младшем школьном возрасте, следует обратить внимание на рисунки малыша. Если на них он себя всегда изображает внизу листа, рисует серым/черным цветом, либо не изображает вообще, то следует обратиться к психологу за более точным определением уровня самооценки.

Малышам также можно предложить пройти интересную методику. Нарисуйте ребенку простую лесенку:

Расскажите, что на самых верхних ступенях находятся самые «хорошие» дети, а на низких – самые «плохие». Предложите малышу изобразить себя на какой-либо ступеньке, а потом спросите, чем он руководствовался, выбирая для себя ступеньку. Наиболее неуверенные в себе вовсе отказываются выполнять это задание или ставят себя на самую низкую ступень.

Неуверенного ребенка всегда видно: он открыто говорит, что не уверен в себе и своих силах, безынициативен, боится брать на себя ответственность, тревожен, зависим от мнения окружающих, особенно значимых взрослых.

Если вы заметили такие симптомы у своего ребенка, то следует придерживаться нескольких правил:

Не важно, есть ли для этого веские основания – ребенок должен чувствовать, что есть вещи, которые он выполняет хорошо. Даже простое «Ты уже проснулся? Какой молодец!» утром помогут малышу сохранить позитивный настрой. «Перехваленных» детей не бывает, это миф, поэтому не бойтесь переборщить.

Избегайте сравнений ребенка с другими детьми.

«Маша получила 5, а ты – 3, не стыдно?» – как часто дети слышат подобные фразы в свой адрес, а ведь именно они формируют заниженную самооценку.

В конфликтах избегайте перехода на личности.

Не «ты плохой!», а «ты нехорошо поступил, но я всё равно люблю тебя. Давай подумаем, что помешало тебе поступить правильно» — такой подход поможет ребенку не только жить с осознанием того, что он как личность остается ценным и любимым, но учит рефлексии – ребенок задумывается о себе и формирует новые поведенческие модели.

Чаще просите у малыша совета или помощи.

«Как ты думаешь, суп уже разогрелся?», «давай вместе протрём пыль, твоя помощь мне очень важна!». Вообще, важно относиться к ребенку как к равному, как к уже сложившейся личности, тогда и он будет чувствовать это отношение и поверит в собственные силы. Но не переусердствуйте – внимательно отнеситесь к тому, о чем вы его просите. Не взваливайте на дошкольника ответственность за младшую сестру, а на подростка – за ваш материальный достаток.

Будьте осторожны с наказаниями.

Ребенок всегда должен понимать, за что его наказывают. Будьте последовательны в наказаниях, наказывайте только за серьезные проступки, а не за ситуации, когда малыш старается изо всех сил, а у него не получается.

Чаще говорите ребенку о своей любви.

Такое простое, казалось бы, правило, а ведь множество детей искренне чувствуют себя недолюбленными. Телесный контакт также очень важен – обнимайте, целуйте, гладьте по голове, держите за руку.

Поддерживайте инициативу ребенка.

Это крайне важно делать в любом возрасте – для подростка, например, подавление инициативы является триггером девиантного поведения. Даже если дошкольник решил стать космонавтом, поддержите его, сводите в планетарий. Скорее всего, через неделю он забудет об этом желании, но осознание того, что в него верят, останется.

Реагируйте сами на собственные успехи и неудачи адекватно.

Ребенок всегда равняется на родителей, а значит именно вы являетесь для него главным авторитетом. Если он видит адекватную реакцию, то будет стараться, пусть и неосознанно, поступать так же. Для демонстрации такого поведения отлично подходят настольные игры – там малыш наглядно видит кто проиграл и как отреагировал на свою неудачу.

Материал подготовлен для нашего издания порталом Я — Родитель в рамках нашей совместной ежемесячной рубрики. Сайт «Я-родитель» уже более 7 лет помогает мамам, папам, бабушкам и дедушкам и всем тем, кто занимается воспитанием детей, найти путь к своему ребенку, научить его только хорошему и вместе с ним стать лучше самим! Портал дает рекомендации о воспитании детей, смотря на проблему с разных ракурсов – и с точки зрения родителей, и с точки зрения ребенка.

Способы повышения самооценки у ребёнка!

?аза?ша Портфолиолар Топтамасына Тапсырыс Жасау

Не секрет, что заниженная самооценка отрицательно воздействует на психику человека. А причины её возникновения необходимо искать в неправильном воспитании ребёнка. Если родители своим авторитетом излишне подавляют малыша, не дают ему возможности поступать и думать по-своему, то в этом случае и появляется низкая самооценка.

Когда папа и мама замечают, что их ребёнок нерешительный, боится начинать что-то новое, ни в коем случае не нужно расстраиваться. В современной психологии существуют специальные методы, помогающие поднять самооценку. Рассмотрим некоторые из них.

1. В общении со своим чадом родители должны быть очень аккуратными, следить за своими выражениями. Никаких унижений и оскорблений! Необходимо хвалить малыша за самые малые достижения.

2. Не следует забывать, что дети – это зеркальное отражение поступков взрослых. Поэтому маме и папе нужно следить за своим поведением. Если мама в присутствии ребёнка будет заниматься самобичеванием, то вряд ли её малыш вырастет уверенным в себе.

3. Если у мальчика или девочки низкая самооценка по поводу своей внешности, и они пытаются подогнать себя под определённые идеалы, родителям нужно объяснить, что каждый человек красив по-своему. Чаще делать ребёнку комплименты, особенно девочке.

4. Взрослым необходимо как можно чаще говорить о том, как сильно они любят своё маленькое чудо, что они очень гордятся его достижениями. Проявлять больше нежности.

5. Дома нужно создать тёплую уютную атмосферу, чтобы ребёнку хотелось возвращаться туда. Родители должны проявлять интерес ко всем делам малыша, быть в курсе всех событий, расспрашивать о проблемах и советами пытаться помочь их решить.

6. Ни в коем случае не настраивать детей на поражения. Такими словами, как: «Ты всё равно не сможешь это сделать» или «У тебя ничего не получится» взрослые и понижают самооценку у малышей. Необходимо наоборот подбадривающие слова говорить: «Ты всё умеешь», «У тебя обязательно всё получится».

Одним из качеств полноценно здоровой личности является адекватная самооценка. Она формируется в зависимости от характера человека, мнения окружающих, его социального статуса и на протяжении долгого периода. Низкая самооценка может иногда наблюдаться и у тех, кому длительный период приходилось преодолевать трудности, не смотря на то, что этот человек – обладатель оптимистичных взглядов.

Рассмотрим детально, что являет собой низкая самооценка и что делать, если вы ею обладаете.

Низкая самооценка и ее причины

Личность с заниженной самооценкой не всегда способна осознать, почему окружающие не столь приветливы в общении с ней и, где искать первопричины столь негативного отношения.

Стоит отметить, что иногда причины низкой самооценки заложены в самом детстве человека. Если их оставить неразрешенными, то череда этих факторов будет увеличиваться, а значит, в зрелом возрасте личности придется столкнуться со сложными взаимоотношениями в коллективе, семье, неспособностью определиться со своим жизненным призванием, любимыми занятиями и пр.

Низкая самооценка у женщины ставит ее в неблагоприятное положение в обществе. Она будет опасаться навредить кому-то, обидеть чем-то, при этом стараясь сделать других счастливыми. Это вызвано страхом быть отвергнутой. Из-за недостатка чувства собственного достоинства, ей сложнее заинтересовать, а затем и удержать, привлекательного мужчину.

Низкий уровень самооценки может быть вызван и болезненными переживаниями, испытав которые, человек отказывается признавать их самому себе. Этим он вытесняет отрицательные события в своей жизни в зону подсознания, что рано или поздно ударит по его самооценке.

Низкая самооценка и ее симптомы

Главным симптомом низкой самооценки является свойство сравнивать свои достижения, внешность с другими людьми. Такая самооценка – это привычка постоянно быть озадаченным тем, «что обо мне думают окружающие?», бояться, что общество не поймет и не примет его внутренний мир, интересы. Человек часто припоминает себе свои жизненные провалы, упущенные шансы. Иногда начинает жалеть себя, что со временем вырабатывает его неумение жить собственной жизнью.

Внешние признаки низкой самооценки:

  1. Зажатость в общении.
  2. Излишняя жажда понравится всем и каждому.
  3. Небрежность во внешнем виде.
  4. Сутулость.
  5. Грустная мимика.

Очень низкая самооценка проявляет себя в неумении индивида строить близкие отношения в своей жизни (имеется ввиду как создание семьи, так и поиск друзей).

Нередко такой личности кажется, что окружающий мир настроен против нее. Подсознательно она склонна думать, что ее не за что любить, что она не достойна любви. По этой причине ей сложно быть уверенной в чувствах и намерениях своего партнера, друзей, членов семьи.

Как избавиться от низкой самооценки?

  1. Для того, чтобы избавиться раз и навсегда от этой самооценки, в первую очередь, помните, что вам следует полюбить саму себя. А это значит, что после этого вас полюбит мир.
  2. Помните, что для того, чтобы понравится кому-то, никогда не становитесь чей-то копией, не подражайте. Сохраните свою индивидуальность.
  3. Люди с низкой самооценкой забывают ухаживать за собой даже тогда, когда они находятся в четырех стенах один – на — один с самим собой.
  4. Следите за питанием. Уважайте свой организм. Посвящайте свободное время тому, что вам интересно больше всего.
  5. Не бегите за одобрением окружающих. Примите себя такой, какой вы есть. Помните, что личность внутри вас создаете только вы сами и никто другой.
  6. И наконец, запомните, что в жизни вашим главным правилом должно быть: «Любить, ценить и уважать саму себя».
  7. Низкая самооценка никогда не привносит положительных изменений в вашу жизнь. Избавляйтесь от нее и получайте удовольствие от жизни.