Почему ребенок не хочет ходить в школу?

Зачастую родители встречаются с проблемой, когда ребенок не хочет ходить в школу. Для понимания дальнейшей стратегии поведения необходимо понять основание такого категоричного отказа. Причинами могут быть как конфликтные взаимоотношения с одноклассниками, так и непосильное домашнее задание. А могут быть и другие проблемы, с которыми столкнулся малыш в школе. Для понимания глубины возникшего вопроса необходимо разобраться с причинами.

Первопричины нежелания посещать школу

Все дети обладают различными талантами и склонностями к определенному виду работы или творчества. У одних рабочая рука правая, а у других — левая. Некоторые дети любят математику и все, что может быть с ней связанно. А кто-то хорошо танцует и имеет отличную растяжку. Невозможно, создав одни условия для всех, ожидать одинаковых результатов и в учебе, и на дополнительных занятиях. А вот если ребенок категорически отказывается посещать занятия в школе, то обязательно есть причины возникшей проблемы.

Рассмотрим самые основные:

  • Несовместимость профориентации. Главная задача родителей выявить таланты своего чада и направить их в нужное русло. Никогда прирожденная балерина не сможет стать экономистом. Не стоит гнаться за красивыми профессиями, которые якобы смогут обеспечить ребенка в будущем. Разрешите ему заниматься тем, что по душе.
  • Ребенок не ходит в школу, так как непосильная программа. Если ребенок не может справиться со всем спектром предоставленных в школе заданий, то он будет выглядеть более слабым на общем фоне. У каждого малыша свой уровень интеллектуального развития.
  • Чрезмерный контроль. Каждому нормальному человеку нужен полноценный отдых. Почему же по приходу домой со школьника требуют незамедлительного и беспрекословного выполнения домашнего задания. Значит, ребенка преследует усталость и рассеянность, он хуже усваивает материал. Таким способом мозг пытается справиться с непосильной нагрузкой.
  • Бесконтрольность. В жизни бывают ситуации, когда родители за работой не успевают уделять детям достаточное количество времени. Таким образом, ребенок начинает отставать от школьной программы. Это нормальное явление, школьник по приходу домой отправится гулять, а не займется домашним занятием. Выходом из такой ситуации может быть прививание малышу самоконтроля и самоорганизованности. Наилучший возраст для такого обучения это 5-6 лет, то есть до школы.
  • Проблемные одноклассники. Причиной частого отказа от посещения школы могут быть непризнание личности школьника среди сверстников. В школе могут быть развиты дедовщина или конфликтные ситуации с учителями.
  • Семейные проблемы. Очень часто нежелание учиться у школьника возникает вследствие проблемных взаимоотношений в семье. Постоянные конфликтные ситуации, ссоры родителей приводят к замкнутости ребенка.
  • Друзья. Иногда на успеваемость детей большое влияние имеет компания, в которой они проводят свободное время. Поэтому не ждите от школьника больших свершений, если среди его друзей нет стремящихся к знаниям.
  • Для того чтобы определить, почему ребенок не хочет идти в школу, иногда достаточно просто откровенного разговора со школьником.

    Профилактические мероприятия для повышения желания посещать учебное учреждение

    Понимание первопричин родителями возникшего у ребенка желания не посещать учебное заведение — это уже половина решения проблемы. Однако категорический отказ от посещения школы ребенком не всегда наступает моментально. За несколько недель можно заметить ухудшение настроения при мысли о посещении занятий или жалобы школьника на плохое самочувствие перед выходом из дома. Такие показатели уже говорят о возникших проблемах в учебном заведении.

    Для решения и профилактики дальнейшего отказа ребенка ходить в школу или ухудшения школьной успеваемости существует несколько рекомендаций:

  • Позволять малышу изредка не посещать учебное заведение. Причинами такого поведения могут быть плохое самочувствие или грусть. Не стоит категорично настаивать на посещении занятий, не выяснив основную причину возникшего нежелания. Это могут быть и конфликтная ситуация с учителем, и ссора с хорошим другом, и непонимание материала школьной программы. Изначально необходимо разобраться с причинами отказа, а потом только принимать решение о дальнейшем обращении к психологу. Ребенок должен знать, что его родители, в первую очередь, будут с ним, а не станут оправдывать учителя или друга. Зная, что вы представляете его интересы, он с удовольствием продолжит посещать обучение.
  • Не преувеличивать значение школьной программы. Несколько пропущенных занятий не сделают ребенка умнее, а вот счастливее — возможно. Поэтому изредка можно устраивать непродолжительные каникулы школьнику. Особенно это важно в зимний период, так как в это время организм накапливает усталость быстрее, чем в другие сезоны.
  • Если у ребенка наблюдается низкий уровень успеваемости, то лучше взять в поликлинике справку о щадящем обучении. Таким образом, вы освободите школьника от чрезмерных нагрузок и дадите ему возможность заняться посильными ему нагрузками.

И все-таки что делать, если ребенок не хочет посещать школу? Встречаются случаи, что для повышения уровня успеваемости встает необходимость перевести ребенка в другое место обучения. Иногда может возникнуть необходимость в мотивации школьника к обучению или перевести его на домашнее обучение.

Методы мотивации ребенка к обучению

Никогда не стоит забывать о силе мотивации во время обучения. Так иногда и ребенку необходима рука поддержки или помощь со стороны родителей. Помогите развить школьнику интерес к обучению и умению получать удовлетворение от позитивных промежуточных результатов. Ребенок должен понимать, для чего ему необходимо учить весь спектр предоставляемой в школе программы. Мотивируйте ребенка тем, что без образования нельзя достичь успеха в жизни и нет возможности найти работу по душе.

Каждый ребенок имеет какие-нибудь увлечения, которые можно развивать, и малыш будет хотеть их. Перед тем как найти интересующие для малыша увлечения, может быть много проб и ошибок. Поэтому не стоит нападать на ребенка из-за нежелания заниматься интересующим вас хобби, таким как английский язык или дополнительные занятия по алгебре. А вот чтобы определить увлечения ребенка, можно с ним поговорить на эту тему. И после этого помочь малышу определиться с занятиями.

Для того чтобы повысить успеваемость ребенка, можно после каждого успеха или хорошей отметки устраивать школьнику подарок или компенсацию. Таким образом, он будет увлечен и заинтересован в получении более высоких оценок. А вот в качестве компенсации можно сделать небольшой пикник на выходных или купить поощрение. Помните, что ребенку важно получать поддержку от родителей.

При подрастании дети начинают интересоваться законами жизни и правилами. Происходит первое знакомство со справедливостью. Это можно использовать для мотивации и в школе. Очень не хочется учиться, когда в классе никто не проявляет интереса к процессу обучения. Мотивировать получится только в том случае, если ребенку объяснить о его индивидуальности и обговорить с ним его обязанности и права.

Хорошая мотивация это друг, который любит учебное учреждение. Поэтому при встрече таких детей попросите их обсудить школьные дела с вашим ребенком. Мнение ровесника намного важнее, нежели родителей. И зачастую дети прислушиваются к своим сверстникам.

Если у ребенка наблюдается проблема в определенной сфере, нужно обсудить с ним ее. При этом не стоит утверждать, что ребенок виновник в своих неурядицах. Предложите свои решения выхода из сложившихся ситуаций и обсудите это со школьником.

Иногда основная причина нежелания ездить или ходить в школу — это младший брат или сестра, которые остаются рядом с родителями. При этом главное дать ребенку понять, что он взрослый и может нести ответственность за себя. Такого результата можно достичь, разрешая ему немного больше, чем обычно. Например, вместо 3 конфет, предложить своему чаду 5. И указать, что такое увеличение связано с тем, что он подрос и вместе с обязанностями у него появляются и права.

Главным правилом при мотивировании своего чада это выполненные обещания. Никогда не обещайте то, чего невозможно выполнить. Таким образом, у ребенка не будет чувства, что его используют и обманывают. Утратить доверие школьника очень легко, а вот восстановить его гораздо сложнее.

Не менее важным является и выбор учебного заведения. Так как в этом месте ребенок проводит больше всего времени, он должен испытывать комфорт, который особо важен для продуктивного учебного процесса. Наилучшим вариантом будет и присутствие психолога в школе. Именно он первым заметит изменения в поведении школьника и сможет помочь в сложившейся ситуации.

Изменения в поведении вашего ребенка будут заметны не сразу. Если родители приложили максимум усилий в улучшение своей модели поведения, то результат точно будет. А вот чтобы избежать проблемных ситуаций в школе, необходимо интересоваться жизнью своего ребенка. Просто разговор или определенный совет помогут ребенку чувствовать вашу поддержку .

Что делать, если ребенок отказывается ходить в школу

Думается, многие родители сталкивались с проблемой, когда ребёнок наотрез отказывается ходить в школу. Причины, по которым дети отказываются посещать учебное заведение, бывают разными, а потому и выходы из сложившейся ситуации также различны.

Если ребёнок поступил в первый класс или перешёл в новую школу, вероятнее всего, его нежелание посещать занятия связано с периодом адаптации, который у каждого из детей длится по-разному. Кто-то быстро привыкает ко всему новому, активно знакомится и показывает себя, другие, напротив, – стеснительны, малообщительны и редко идут на контакт первыми – таким деткам бывает сложнее освоиться в новом классе, и им нужно больше времени.

Согласно данным специалистов, адаптационный период длится 2-3 месяца. В случае если он затянулся, стоит попробовать поговорить с ребёнком, узнать, как дела в школе, не довольствуясь ответом «Хорошо» или «Нормально». Вопросы надо ставить так, чтобы сын или дочь не могли ответить на них односложно.

Возможно, у школьника возник конфликт с учителем или одноклассниками, который следует решать своевременно, не доводя до истерик и психологических травм у ребёнка. В первую очередь следует поговорить с классным руководителем. Если проблема не решается, не надо уговаривать ребёнка подождать и убеждать, что всё наладится рано или поздно. Лучше забрать его из школы или перевести в другой класс. Это вполне возможно и не страшно. Главное, чтобы ребёнок чувствовал, что он под надёжной защитой.

Ещё одной частой причиной нежелания сына или дочери ходить в школу является неуспеваемость по одному или нескольким предметам. Не имея возможности освоить материал самостоятельно из-за неуверенности в себе или по иным причинам, школьник забрасывает учебники. Вполне логично, что идти с невыученными уроками ребёнку не хочется, и он решает оттянуть неприятный момент вызова к доске.

В чём скрывается причина такого страха? Нежелание показаться глупым и смешным или же погоня за хорошими оценками, которые требуются для того, чтобы получить похвалу от родителей?

Если это действительно так, родителям стоит подумать: не слишком ли высокие требования предъявляют они своему ребёнку? Ведь ребёнок – это личность, которая, как и любой взрослый, имеет свои особенности, интересы, свой взгляд на мир. Ребёнок должен учиться, потому что ему интересно, а не потому, что так хотят его родители.

Такая проблема тоже решается через разговор. Стоит поговорить с учителем, чтобы понять суть возникшей проблемы и найти адекватные пути её решения, и с самим ребёнком, чтобы понять, чего хочет он.

Кроме того, родители должны следить за тем, чтобы ребёнок учил уроки каждый вечер, не затягивая до ночи. Тут самое время снова вспомнить о том, что все дети разные. Надо учитывать, что даже если в семье есть старшие дети, которые учили уроки самостоятельно и всегда успешно, это вовсе не значит, что младший ребёнок также сможет самостоятельно выполнить домашнее задание в таком же качестве. Важно убедить ребёнка в том, что он талантлив, умён и сможет освоить предмет. А также следует помнить, что главное не оценка, а полученные знания.

Ещё одной причиной, которая часто встречается среди учеников начальной школы, – это разочарование ребёнка в школе как таковой. Дети, которые до этого момента посещали какие-то кружки или занятия, редко испытывают разочарование, потому что уже готовы работать. Сложности возникают с детьми, которые посещали только детский сад. Таким детям особенно важно рассказать о школе всю правду, не стараясь заманить ребёнка яркими описаниями. Можно рассказать дошкольнику о том, что ему предстоит попробовать себя в разных сферах и найти новых друзей, что всегда привлекательно. Кроме того, ребёнок должен быть готов к тому, что для того, чтобы было интересно на уроках нужно работать, к чему не готовы ещё ученики младших классов.

Важно помнить и то, что нежелание ребёнка ходить в школу может также быть связано с банальной усталостью из-за больших нагрузок в школе, кружках и секциях. Исправить ситуацию достаточно просто: родителям следует лично корректировать расписание ребёнка и его режим дня так, чтобы школьнику хватало время на отдых и на прогулки.

Какие бы причины ни скрывались за нежеланием ребёнка посещать школу, они легко решаемы, если между родителем и ребёнком есть контакт. Следует быть внимательным к своему ребёнку, его школьной жизни и интересам, тогда проблему нежелания посещать школу можно будет решить до того, как она перерастёт в катастрофу.

Что делать, если ребенок не хочет ходить в детский сад

В каком возрасте начинать ходить в сад?

Воспитатели советуют водить ребенка в группу короткого дня на три-четыре часа, потому что впоследствии ребенок намного легче и быстрее привыкает к пребыванию в саду в течение всего дня.

Начну с личной истории. Моя дочь Элина пошла в группу короткого дня в 2,3 года (на полный день пока еще не перешли). Не скажу, что были большие проблемы, истерики, но стоило нам пропустить несколько дней, как возвращались слезы. А еще каждый день она повторяла одну и ту же фразу: «Я не хочу в садик».

Некоторые родители говорят детям, что садик — это работа, поэтому ребенок должен туда ходить. Почему это не совсем верный подход объясняет детский психолог Екатерина Ильичева:

Последите за собой, что вы говорите о работе: обычно родители отзываются о ней в негативном ключе. Конечно, ребенок это слышит. Для него работа представляется местом, куда не хочется идти, где тяжело, откуда приходишь совершенно без сил. И представьте, что он должен чувствовать, когда ему говорят, что теперь надо ходить на работу! Я бы лучше ребенку сказала правду: там много игрушек и деток, некоторые малыши будут плакать, а некоторые веселиться, тебе придется делиться игрушками, но их много и они все интересные!

Лайфхаки от психолога

Вот советы от Екатерины, как психологически облегчить для ребенка период адаптации.

Это какой-либо предмет от мамы, чтобы ребенку было не так тоскливо: например, платочек, пахнущий ее духами, или другая безопасная для малышей вещь.

Оставить игрушку на ночь в саду

А утром сказать: в садике нас ждет зайчик, ему, наверное, грустно без нас, пойдем его заберем.

Что советуют в детском саду

Мама малышки Елизаветы Наталья Бондарь рассказала, какие советы давал психолог в детском саду, когда она впервые привела трехлетнюю дочку:

Обязательно нужно преподносить посещение сада, как отличное событие в жизни малыша, рассказывать, как там интересно. Также можно «проживать» ситуацию в игровой форме: давай поиграем, как мамочка с малышом идут в садик (пусть ребенок в этой ситуации будет в роли родителя), как мама и папа идут на работу, а ребенок играет, читает, гуляет, веселится, а потом за ним приходят папа и мама. Нам также советовали брать с собой любимую игрушку. Если есть возможность, в первое время желательно устраивать ребенку выходной в среду, так будет легче привыкнуть.

Еще воспитатели у нас спрашивали, какое любимое занятие малыша, и чтобы увлечь, рисовали, танцевали, лепили, строили с детьми — кому что нравилось.

От подарков до фотографии

У Екатерины Зениной есть дочь Кристина (3 года). К детскому саду они готовились заранее.

В первый день лучше всего сходить с малышом на прогулку вместе с группой. Если нет такой возможности, то оставьте его не более чем на 2 часа. Во второй день, если все прошло благополучно, можно оставить на 3-4 часа и постепенно увеличивать время пребывания в детском саду.

Екатерина рассказала, что ей также помог метод «задаривания», хотя он неоднозначен. После садика они с дочкой заходили в магазин и не покупали там что-то, а «выигрывали» в автомате мяч-попрыгун за 10 рублей. Конечно, мама переживала, не перерастет ли это в привычку, поэтому она объясняла ребенку, что так будет не всегда. «Мы скоро выиграем все попрыгунчики, и другим деткам ничего не останется, давай оставим мячики другим». В их случае удалось не превратить это в зависимость и вскоре отказаться от «задаривания».

И скажите примерно следующее: «Я отдаю тебе ключик от дома и пойду на работу, без ключика я домой не попаду. Я приду за тобой с работы, и мы вместе пойдем домой». Так ребенок будет понимать, что вы обязательно вернетесь за ним!

Положите в кармашек платья или рубашки фотографию мамы, чтобы ребенок не так сильно скучал

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Как помочь ребенку 1-1,5 лет начать ходить самостоятельно без руки?

Каждый родитель с нетерпением ждет новых успехов крохи. Когда начнет переворачиваться, когда сам сядет, поползет, и наконец, пойдет. Но вот малышу исполняется год, а первых шагов все нет. Тогда мамы начинают нервничать: «другие-то дети уже ходят, а наш не хочет». Сегодня поговорим о том, почему детки в возрасте от года до полутора лет бояться ходить.

Во сколько малыш начинает ходить?

Если малыш развивается хорошо, нет никаких заболеваний и задержки в развитии, то к 18 месяцам детки обычно начинают уже ходить. Врачи устанавливают довольно большой промежуток времени от 9 месяцев до 1,5 года.

  • Наследственная предрасположенность — если один или оба родителя пошли поздно, то и их ребенок, скорее всего, пойдет примерно так же.
  • Пол — девочки обычно начинают ходить раньше мальчиков.
  • Телосложение — упитанные малыши позже худеньких сверстников начинают двигательную активность, не только ходить, но и переворачиваться, садиться и вставать на ножки.
  • Общий склад характера — непоседы раньше стремятся покорить этот мир, а созерцатели выжидают подходящего момента, более осторожно походят к процессу самостоятельного передвижения.
  • Почему ребенок 1-1,5 лет боится ходить самостоятельно без помощи рук?

    Существует множество как физических, так и психологических причин, по которым ребенок отказывается ходить самостоятельно.

    Врачи и психологи называют следующие:

    Вот такие причины нежелания ходить выделяют специалисты.

    Одна мама поделилась воспоминаниями: «Старшая дочка уже в 8 месяцев бодро бегала по комнате, а младший сын в 1,2 только начал делать первые осторожные шажки».

    Зачастую психологи просят родителей, у которых детки начинают ходить, минуя стадию ползания, научить детей в игровой форме ползать.

    Поэтому не стоит торопить чадо скорее начать ходить, дайте юному исследователю познать мир через прикосновения ладошек к различным поверхностям.

    Что делать, если ребенок 1-1,5 лет боится ходить?

    Но вот вашему крохе исполнилось полтора годика, а первых шагов все нет? Что делать в этом случае?

    Для начала следует запастись терпением. Это то, что касается рекомендаций для родителей. Ведь им предстоит выяснить причину отказа малыша передвигаться вертикально.

    1. Педиатру — осмотрит малыша, проверит его общее самочувствие и даст направления к более узким специалистам.
    2. Хирургу — врач уже более детально осмотрит мышечный корсет, состояние суставов.
    3. Неврологу — доктор убедиться у психомоторном здоровье крохи, изучит рефлексы и реакции на раздражители, проверит тонус мышц. Специалист вовремя заметит тревожные признаки и составит программу реабилитации. Поэтому стоит показать ребенка невропатологу в 3-4 месяца, чтобы убедиться, что малыш развивается согласна возрастной норме.
    4. Ортопеду — самый узкий специалист. К нему направляет обычно либо хирург, либо невролог, если есть подозрение, что с мышцами, суставами и костями малыша есть проблемы. Ортопеды называют несколько наиболее распространенных проблем: дисплазия тазобедренного сустава, гипертонус (мышцы постоянно напряжены) и мышечная дистония (тонус мышц одной половины тела отличается от тонуса другой половины).

    При дисплазии суставов назначают широкое пеленание, лечебную гимнастику и плавание. При гипертонусе и мышечной дистонии советуют курс массажа, гимнастику и также плавание. Чтобы исключить эти моменты детей обычно направляют на профилактический осмотр ортопеда, также как и невролога, в 3 месяца. Но если вы не попали в назначенный срок, или врач просмотрел симптомы, то это в дальнейшем может спровоцировать проблемы с ходьбой. Поэтому врачи рекомендуют не пренебрегать визитами к специалистам в первый год жизни малыша .

    Итак, хождение по врачам окончено, все специалисты дали заключение о полном здоровье ребенка, но чадо ходить все равно отказывается. Чем можно ему помочь?

  • Не показывать своих переживаний по этому поводу . Видя, что родители нервничают, малыш и сам начинает волноваться, становится еще менее уверенным в себе.
  • Не ругать, не кричать, не понукать — от давления детки начинают испытывать стресс, что формирует негативное отношение к процессу хождения.
  • Уделяйте особое внимание физическому развитию малыша . Делайте по утрам зарядку и массаж. Двигательная активность укрепит мышцы, а мамино внимание и забота придадут сил. Вечером можно делать легкий расслабляющий массаж, погладить ножки и спинку, похвалите за успехи и скажите, что завтра будет новый день, наполненный интересными вещами.
  • Стимулируйте малыша отрываться от опоры , кладите его любимые игрушки повыше, чтобы ему пришлось встать на ножки.
  • Играйте с ребенком . Особенно полезны игры с двумя взрослыми. Когда ребенок ходит от мамы к папе, от бабушке к дедушке, взрослые его хвалят, целуют или обнимают. Позитивные эмоции также помогут малышу быстрее освоить такой сложный способ передвижения, как ходьба.
  • Вот такие рекомендации и советы дают специалисты. И главное, что следует помнить — ваш ребенок — самый лучший, самый умный и красивый. Его стоит поощрять и направлять, но не подталкивать и заставлять. И тогда малыш будет вам благодарен.