Как приучить ребенка самостоятельно играть: подбор увлекательных игрушек и организация игрового пространства

Подрастая, ребенок доставляет родителям все больше хлопот. Двухлетний малыш не всегда может сам себя занять надолго, ему требуется постоянное присутствие мамы. Как же научить ребенка играть одному, чтобы выкроить время для хозяйства? Этот вопрос часто встает перед молодыми мамами, которые не успевают решать ежедневные задачи по дому. Мы постараемся разобраться, какие ошибки совершают родители малышей и научим тому, как занять ребенка.

Важным элементом развития ребенка, его психологического и физического созревания, является игра. Ее функция кроется не столько в результате, сколько в самом процессе. Малыш сам придумывает правила, сочиняет сюжет, ищет применение знакомым вещам – строит поезд из стульев, собирает новую модель из конструктора или просто играет в дочки-матери. Все это служит мощным толчком в развитии нервной системы, а также воспитывает элементарные навыки, которые принесут пользу во взрослой жизни.

Играть можно не только с другими детьми или выполнять правила, придуманные мамой. Важно, чтобы ребенок смог попадать в волшебный мир игры самостоятельно, ведь так он учится многому — преодолевать препятствия, развивать мышление, фантазию, искать различные способы решения. Какая игра наиболее комфортна в каждом возрасте? Как приучить малыша быть самодостаточным, не терять интерес к своим действиям на протяжении длительного периода?

Разделение интересов по возрастам

Для каждого возраста существуют наиболее удачные игры, очень важно уметь правильно их подбирать. То, что понравится ребенку 5 лет, не подойдет 3-летнему. Двухлетний малыш не сможет разбираться в хитроумных правилах настольных игр или перевоплощаться в какого-либо героя мультфильма. Для этого возраста идеальна деятельность, предлагающая использовать, брать в руки различные предметы. Малыш именно сейчас учится управлять своим телом – прыгать, спускаться по ступеням, а также начинает постигать манипуляции по складыванию игрушек в коробки или ящики.

Занятия для детей 1,5-2 лет

Чаще всего мама 1-2-годовалого малыша находится рядом и время от времени пытается заинтересовать его игрушкой, чтобы он не требовал от нее слишком много внимания. Если же у крохи не все получается, он сразу же дает понять, что ему нужна помощь. В этом возрасте ребенок вполне может находиться в одиночестве, если правильно подобрать для него вид занятия.

Первое, о чем нужно позаботиться – безопасность малыша. Важно создать для него пространство, в котором он может свободно перемещаться и играть. Прежде, чем оставлять ребенка одного, нужно убедиться, что он не будет иметь доступ к розеткам, не сможет открыть окно, достать ножницы или нож. Затем можно разложить вокруг него различные предметы, которые безопасно брать в рот. Пусть они все будут разного размера, цвета, изготовлены из различных материалов. Отлично подойдут шелестящие мягкие книжки, резиновые игрушки, различные сортеры.

Дети в возрасте 2-3 лет уже немного по-другому относятся к игре. Они не так активно тянут любой предмет в рот, у таких малышей начинает проявляться интерес к играм с четким сюжетом. Следующий этап, к которому движется малыш – ролевая игра. У ребенка, которому уже исполнилось 2 года, появляется интерес к подражанию. Он старательно копирует действия взрослых, перенося их в свой вымышленный мир.

Девочки будут усаживать куклу за стол, кормить ее с ложечки, укладывать спать, мальчики — с удовольствием катать в машинке солдатиков или человечков. Очень хорошо в этом возрасте пробовать складывать из конструктора различные строения. Задача родителей – помочь сыну или дочери найти способы взаимодействия с предметами, которые могут заменить собой ту или иную взрослую вещь. Затем попытаться придумать несколько вариантов игры, создать нужную атмосферу и «запустить» фантазию ребенка.

Есть смысл постараться уйти на задний план и позволить малышу побыть одному, самостоятельно развлечь себя. Скорее всего, он сможет занимать сам себя в течение двадцати-тридцати минут, затем захочет пообщаться со взрослыми. В этот момент нужно плавно переключить его внимание на другие события – покормить, собраться на прогулку или просто почитать книжку. Важно не позволять малышу почувствовать скуку, а дать ему возможность сохранить благоприятные впечатления от игры, придуманной им самим.

Этот период в жизни ребенка условно можно назвать дошкольным. Трехлетний малыш начинает осознавать понятие дружбы, он учится общаться, строить отношения с ровесниками. Если понаблюдать со стороны за игрой дошкольников, которым 3-4 года, можно увидеть, как они создают правила и стремятся добиться их выполнения от своих товарищей. На этом этапе на первый план выходит ролевая игра – дети с легкостью распределяют роли и следуют намеченной линии поведения.

Родители в это время не должны мешать зарождающейся дружбе — следует позволить отпрыску наладить отношения с товарищами. Однако иногда дошкольники не могут найти компромисс, каждый из них хочет стать лидером. Здесь важно уметь мягко, но настойчиво разнять спорщиков и предложить им потратить свою энергию на другие цели, например, устроить мини-соревнования.

Дома с ребенком можно моделировать события, происходящие в магазине, в школе, в поликлинике. В виде игры показать ему, как правильно себя вести в общественных местах — например, спокойно ожидать маму, которая собирается оплатить счет в кассе.

Несколько причин того, почему малыш не хочет играть сам

Иногда родители жалуются, что чадо ни под каким предлогом не хочет оставаться наедине с собой. Наиболее вероятная причина в том, что малыш не получил от мамы достаточно внимания. Маленьким детям очень важен контакт с мамой – телесный и психологический. Важно выделить на общение с малышом хотя бы 20 минут – побаловаться с ним, обнять его и рассказать что-нибудь интересное. После он сможет довольно длительный период обходиться без мамы.

Есть и другие причины того, почему ребенок не желает оставаться сам. Он может не очень хорошо себя чувствовать, быть голодным. Ему может быть некомфортно – холодно, жарко или неудобно находиться в новой одежде.

Нельзя оставлять малыша одного тогда, когда он не в настроении – чем-то расстроен, плачет или просто капризничает. Этим можно только усугубить его состояние и оставить негативное впечатление от самостоятельной игры. В следующий раз малыша будет труднее оставить в одиночестве – он вспомнит этот момент и будет заранее сопротивляться тому, что его хотят «бросить».

Иногда устранение возможных причин недовольства ребенка не помогает, малыш все равно не хочет оставаться без родителей – впадает в панику, кричит, держится за мамину руку. Не стоит настаивать, лучше подождать несколько дней и попробовать снова. Если же малыш, которому уже больше двух, не готов оторваться от мамы даже на 5-10 минут, есть смысл проконсультироваться с детским психологом. Проблема может оказаться гораздо глубже и серьезнее, без участия специалиста с ней справиться будет трудно.

Когда в семье появляется ребенок, родителям стоит сразу продумать не только место для сна, но и место, где он будет играть. Важно, чтобы игровое пространство было удобным и безопасным. Доктор Комаровский советует опуститься на уровень роста крохи и оглянуться вокруг – можно увидеть много интересного. Не стоит полагаться на запреты — малыш может заиграться и забыть, что в розетку лезть нельзя. Лучше сделать так, чтобы он не смог навредить себе. Опасность представляют различные шкафчики и ящики – не только возможностью прищемить палец, но и содержимым. Нужно, чтобы ножницы, ножи, циркули, хрупкие и бьющиеся предметы были недосягаемы для ребенка.

Особо следует остановиться на организации хранения игрушек. Если они будут просто сложены в углу – комната быстро превратится в захламленное неопрятное помещение. Кроме того, ребенок не сможет приучиться складывать машинки и куклы, оставляя после своих действий порядок. Нужно продумать место для каждого вида игрушек – хранить их на открытых стеллажах, в специальных корзинах или коробках.

Психологи советуют не давать ребенку сразу много игрушек. Нужно выделить ему для занятий небольшое количество, остальные убрать. Когда малыш наиграется выделенным количеством, их можно спрятать и предложить ему другие, которых он давно не видел. Тогда кроха будет заинтересован своим занятием и ему долго не наскучит игра.

Что подойдет для самостоятельной игры?

Чтобы ребенок не потерял интерес к игре и не устал, нужно правильно подбирать для него игрушки. Не стоит оставлять его одного со сложной развивающей или настольной игрой, в которой он не сможет разобраться без участия взрослого. Лучше подобрать знакомые предметы или предложить сюжет, участником которого он сможет стать сам. Игрушки, которые наилучшим образом подойдут для самостоятельных занятий:

  • Всевозможные предметы для имитации профессиональной деятельности: набор доктора, парикмахера, инструменты столяра, швейная, стиральная машинка.
  • Мягкие игрушки или куклы, с которыми малыш не расстается – кладет рядом в постель, сажает за стол и берет в поездку.
  • Предметы, не предназначенные для игры – картонные коробки, подушечки, крышки от банок, кусочки ткани. Иногда малыш умело превращает простые вещи во что угодно.
  • Идеальна для самостоятельной игры детская палатка, в которой ребенок сможет уютно устроиться. Вместо покупного домика можно использовать стул, накрытый одеялом.
  • Подойдут игры, которые малыш уже освоил и должен разбираться в них без помощи взрослых – пазлы, сортеры, мозаика, конструктор и т.д.
  • Предметы быта тоже могут стать отличными игрушками для ребенка

    Спортивные игрушки – мячи, обручи, скакалки лучше не использовать. Ребенок может попасть мячом в шкаф или люстру, поскользнуться, упасть. Также не стоит давать ему интерактивные игрушки – они не позволяют развиваться воображению и ограничивают возможные варианты развития событий. Напротив, нужно стремиться развивать инициативность и фантазию малыша, чтобы он смог занимать себя сам.

    Чтобы ребенок научился играть самостоятельно, родители должны проследить за выполнением нескольких условий. Мы о них рассказали выше, теперь же кратко напомним о самых главных требованиях:

  • Создание безопасных условий для игры, выделение достаточного пространства.
  • Предварительное тесное общение с отпрыском, чтобы он не чувствовал себя брошенным.
  • Адекватное реагирование на просьбы о помощи. Мама не должна уходить надолго и не отвечать на зов малыша.
  • Развитие воображения, тренировка привычки занимать себя.
  • Поощрение за самостоятельность, похвала мамы.
  • Плавное увеличение времени, отведенного на автономные занятия.

    Научить ребенка играть самостоятельно не так сложно. Нужно действовать последовательно, не забывая о выбранной модели поведения с малышом даже в гостях. Кроха постепенно приучится развлекать себя сам. Этот процесс будет мягким и комфортным, если мама с папой станут поддерживать ребенка, регулярно уделять ему хотя бы немного времени и поощрять новые достижения.

    Если ребенок не хочет играть один

    Играя в одиночестве, ребенок получает особое, ни с чем не сравнимое удовольствие. Но, оставаясь наедине с самим собой, он должен чувствовать себя спокойно и безопасно. Ведь в большинстве случаев сложность не в том, что малыш не может придумать, чем ему заняться, а в том, что он не слишком уверенно чувствует себя без маминого присутствия. Некоторые дети словно «забываются», погружаясь в игру, в это время их совершенно не интересует местонахождение родителей. Малыши абсолютно безмятежны, поскольку уверены, что мама рядом и никуда не исчезнет, пока они самозабвенно играют. Но многие дети, оставшись в одиночестве даже на короткое время и утратив возможность вас контролировать, чувствуют сильную тревогу. Одиночество актуализирует и обостряет страхи. Это естественно. Именно поэтому предоставленный сам себе ребенок не может сосредоточиться на игре, поскольку ему необходимо поминутно убеждаться в том, что кто-то из взрослых рядом, в шаговой доступности. Отсюда и бесконечные просьбы поиграть вместе: малыш чувствует себя в безопасности, только когда вы с ним. Конечно, через какое-то время он станет самостоятельным и автономным и сможет спокойно переносить одиночество. Но ребенку понадобится поддержка, для того чтобы научиться обходиться без вашей помощи в процессе загона машинки в гараж или организации обеда для кукол.

    В возрасте 2–4 лет ребенок начинает постепенно понимать, что он – отдельная личность, учится не оборачиваться к вам, когда спрашивают его имя, а отвечать самостоятельно. Он постепенно обретает индивидуальность, а этот процесс требует от него огромных затрат энергии. Это сложный период, ребенок будто раскачивается на качелях, то приближается к вам, не желая расставаться ни на минуту, то отдаляется, пробуя свои силы в независимом поведении. Это трудное время, когда одновременно он хочет оставаться малышом на маминых коленях и становиться взрослым, самостоятельным, умелым, проявлять инициативу. Он может всерьез тревожиться из-за столь противоречивых желаний, его боязнь одиночества усиливается, он чувствует себя неуверенно, поэтому ему необходимо больше вашего внимания, чем обычно. Малышу недостаточно собственных ресурсов, чтобы справляться с такими важными переменами. Отказываясь играть один, он как бы сообщает вам: «Папа, мама, я еще не совсем комфортно чувствую себя сам с собой». Либо у него складывается впечатление, что вы уделяете ему недостаточно внимания. Существует множество причин, объясняющих его чувство незащищенности. Важно попытаться понять, что мешает малышу стать источником игровых сюжетов и фантазий для самого себя, и помочь ему преодолеть эти затруднения.

    Когда ваш малыш систематически зовет вас поиграть с ним, не чувствуйте себя обязанными откликнуться на его просьбу немедленно! Если вы действительно заняты или хотите немного отдохнуть, вы можете спокойно и твердо сказать ему: «Сейчас я занята и не могу помочь тебе. Я обязательно поиграю с тобой, когда освобожусь». Вы не становитесь плохими родителями, отказывая ребенку в незамедлительном выполнении его просьбы. Вы просто даете ему понять, что вы отдельный человек, со своими потребностями, и вправе ожидать от него терпения и понимания. Даже если маленький ребенок пока не способен обходиться без посторонней помощи, он не может быть постоянно зависим от других людей и от их присутствия. Это может усложнить его взрослую жизнь! Нам всем необходим собственный мирок, в котором мы способны получать удовольствие от уединения. Играя самостоятельно, ребенок обращается к своему воображению, он имитирует, представляет себя кем-то другим. В своей игре он может воображать себя сразу несколькими персонажами, выстраивать между ними отношения, говорить за них. Если же вы являетесь постоянным участником его игр, этот процесс несколько затормаживается.

    Малыш нуждается в вас, чтобы научиться играть самостоятельно.

  • Вдохновите его. Наблюдайте за ним на расстоянии и, когда заметите, что у него что-нибудь получилось, обратите на это внимание. Похвалите его постройку, уют в кукольном домике или правильно собранные паззлы. Чтобы согласиться играть в одиночестве, ребенок должен быть достаточно уверен в себе. Ему необходимо слышать, что он делает все хорошо и правильно.
  • Помогите ему найти занятие. Иногда, оставаясь в одиночестве, он не знает, чем можно заняться. Он чувствует себя растерянным перед горой игрушек, ему сложно сделать выбор. Не настаивая на определенной игре, помогите ему выбрать занятие, задавая вопросы в игровой форме. Малыш наверняка подхватит одну из ваших идей, и у него сразу же появится желание поиграть.
  • Оставайтесь неподалеку. Не стоит садиться в непосредственной близости от него, но и не удаляйтесь далеко и разговаривайте с ним, не оставляя свои занятия. Ваш голос заполнит пустоту, пугающую ребенка.
  • Проявляйте интерес к играм ребенка. Для того чтобы помочь ему сделать выбор, вам нужно уверенно ориентироваться в его игрушках и иметь представление о его предпочтениях.
  • Для того чтобы малыш играл самостоятельно, предложите ему большой выбор игр. К 2–3 годам в его арсенале должно быть множество разнообразных игрушек: машин, животных, кукол и всего, что к ним прилагается. В этом возрасте не стоит ограничивать выбор игрушек, покупая мальчикам только технику, а девочкам только куклы и мягкие игрушки. Ребенок познает мир во всем его многообразии, и такие искусственные ограничения обедняют его игру.

    Купите для малыша домик-палатку, в которой он сможет уединяться, когда вы поблизости. Он будет чувствовать себя комфортно в таком маленьком, уютном пространстве. Предложите ему пригласить в свой домик гостей и устроить для них чаепитие. Спросите его позволения, прежде чем заглядывать к нему. Это хороший способ дать ребенку почувствовать, что он огражден от внезапных вторжений. Такой подход откроет для него еще одну приятную сторону одиночества, возможность распоряжаться своим временем и пространством по собственному усмотрению.

    Малыш делает первые шаги в мире логических представлений: подумайте о конструкторах и паззлах. И, конечно, цветные карандаши, краски, разноцветный пластилин, ножницы с тупыми концами и клей для самых маленьких найдут свое применение в его творчестве. И не забывайте о книгах с картинками, которые ваша кроха будет просматривать в одиночестве. после того как прочтет их вместе с вами!

    Игра — ключ к умственному и физическому развитию малыша, она помогает крохе всесторонне и гармонично развиваться. Вот только в эпоху настоящего изобилия прекрасных игрушек, направленных на развитие сюжета, творчества и фантазии, у современных детей почему-то с этим большие проблемы. Им трудно придумать сюжет, у них проблемы с фантазией и воображением, они пассивны, заторможенны, несамостоятельны и не заинтересованы в игре. А все потому, что мы сами отбиваем у наших детей охоту играть. Читать далее

    Игра занимает огромное место в жизни любого ребенка. И не только ребенка, ведь психологи считают, что и во взрослой жизни игра продолжает жить в искусстве и спорте. Однако если игра для взрослых лишь развлечение, то для малыша 5–7 лет это самое важное, обязательное и жизненно необходимое дело. Читать далее

    Не сосчитать детей, для которых строительство своего дома – из камней, веток, ледяных глыб или одеял и подушек – было и остается самым любимым занятием. Игра в «домик», как и «дочки-матери», – одна из тех, что «на века». А ведь она не только развлечет малыша, но и поможет вам многое узнать о нем. Читать далее