Содержание Введение Глава 1. Понятие семьи и её функции 1.1. Факторы возникновения семейных конфликтов Глава 2. Семейные конфликты и их характеристика 2.1. Характеристика семейных конфликтов 2.2. Причины конфликтов Глава 3. Методы коррекции семейных отношений Заключение Список используемой литературы

Введение. Только те семейные и общественные отношения и могут быть крепки, которые вытекают из внутреннего убеждения и оправдываются добровольным, разумным согласием всех в них участвующих. Н.А.Добролюбов.Конфликтология как отдельная наука и всем, что с ней связано, я заинтересовалась ещё в школе, так как впервые о понятиях «социум», «социальный конфликт» и других обществоведческих терминах я узнала именно из курса «Обществознания» 8-11 классов. Немалую часть времени я уделяла изучению конфликтных ситуаций в семье, между подростками и малыми группами людей, подготавливая различные доклады и рефераты по этим темам не только потому, что считаю эти темы интересными, но и крайне полезными в повседневной жизни. Теперь же я решила углубить свои исследования немного глубже и изучить проблему семейного конфликта с наибольшей точностью и достоверностью.

Семья – это тот социальный институт, в который человек попадает в первую очередь и где он проводит большую часть времени: конфликты в семейном кругу становятся неотъемлемой его частью. От частоты конфликтных ситуаций в семье, от итога их разрешения или не разрешения зависит сохранность и целостность семьи. Но люди хотят помогать друг другу и поддерживать взаимоотношения. Это желание сохраняется даже тогда, когда появившиеся разногласия вызывают конфликт.

Актуальность этой работы можно подтвердить не только вышесказанным, но и тем фактом, что в настоящее время очень многие молодые пары, вступившие в брак, сталкиваются с суровой реальностью и совместное проживание, ведение дел, оказывается не таким уж и простым занятием, отсюда возникают столкновения взглядов и мнений, что зачастую приводит к разводам. По статистике таких «кратковременных» браков с каждым годом становиться все больше, а время совместного проживания сокращается, и в среднем составляет лишь 1,5-2 года. Цифры отнюдь неутешительные. Таким образом, цель моей работы ответить на следующие вопросы: каковы основные причины возникновения конфликтов в семьях? есть ли способы удачного разрешения этих конфликтов с выгодным итогом для каждой из сторон ? Если есть, то каковы они?

В поисках ответа на этот вопрос, я пришла к выводу, что решение существует, но, дабы не открывать всех карт заранее, начнем по порядку.

1. Понятие семьи и её функции

Чтобы в полной мере осознавать важность проводимого мной исследования, необходимо понимать предмет изучения. Поэтому хотелось бы подробнее рассмотреть семью как таковую, понять её структуру и функции.

Вообще существует много понятий и определений слова «семья», одно из них принадлежит Соловьеву Николаю Яковлевичу: «Семья — малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениями между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими одно хозяйство».

Как у любого института, у семьи тоже есть свои функции. В основном они напрямую связаны с удовлетворением потребностей семейной группы и её членов. Хотелось бы перечислить основные функции семьи, играющие важнейшую роль как в становлении семьи, так и в обществе:

1.воспитательная функция состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и самореализации в детях. По отношению к обществу эта функция, реализуемая семьей, обеспечивает социализацию подрастающего поколения; 2. хозяйственная функция заключается в удовлетворении материальных потребностей семьи. В этом смысле семья обеспечивает восстановление затраченных при физическом труде сил; 3. эмоциональная функция реализуется в удовлетворении потребностей семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья; 4. функция духовного общения – эта функция проявляется в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии членов общества; 5. функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто не обладает в достаточной степени способностью строить своё поведении в полном соответствии с социальными нормами. Это касается пожилых людей, детей и тех членов семьи, которые страдают каким- либо физическим недугом; 6. сексуально-эротическая функция (репродуктивная) реализуется в сексуально эротических потребностях членов семьи, семья в этом смысле осуществляет регулирование сексуально эротической направленности поведения членов семьи, а также обеспечивает биологическое воспроизводство общества.

Вышеперечисленные функции являются давно устоявшимися, то есть это те самые нормы, которые в браке являлись и должны являться самыми значимыми. Однако есть некоторые особенности, затрагивающие каждую семью, препятствующие гармоничному выполению семьей своих функций.

Так какие же факторы, с научной точки зрения, нарушают гармоничное функционирование семьи? Хотелось бы их перечислить:

— личностные особенности членов семьи (характер, темперамент, ценностные ориентации); — взаимоотношения между членами семьи, а также уровень сплоченности и взаимопонимания в семейном кругу;) — определенные условия жизни семьи (материальный достаток).

От воспитательной функции каждой семьи завист целостный моральный и интеллектуальный образ государства в целом, по этой причине, я считаю, это одна из важнейших функций, но и одна из самых трудноисполнимых. Причиной этому могут быть:

— неполный состав семьи; — недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей; — негативность отношений между родителями; — конфликтность семьи (не только по вопросам воспитания но и по иным вопросам касающимся воспитания семьи); — вмешательство со стороны родственников в воспитании детей.

Структура семьи — это состав ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. В каждой семье она может быть различной в зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности: поровну или же главная их часть сосредоточена в руках одного человека (жены или мужа). В отечественных семьях в большинстве случаев супруги ориентированы на равномерное распределение обязанностей и равноправное участие в решении семейных проблем. Семейная связь – это в некотором роде психологическое расстояние между членами семьи. Если оно очень близкое (симбиоз) или, напротив, очень большое (разобщенность) – это может привести к семейной дисфункции.

Если сравнить семью с живым организмом, то можно описать динамику её жизненного цикла. В науке это называется жизненный цикл семьи (ЖЦС). Само понятие «жизненный цикл семьи» введено в науку американским демографом Полом Гликом в конце 40-х годов XX в .Динамика семьи — это изменение ее структуры и функций в зависимости от этапов жизнедеятельности. Исследования ЖЦС начинаются с момента, когда молодые вступают в брак, затем семья расширяется с появлением в ней детей и снова сужается в момент покидания детьми отчий дом, создавая уже свои семьи. Таким образом, получается гармоничный круговорот, где одна семья заменяется другой.

1.1.Факторы возникновения семейных конфликтов

Хотелось бы рассмотреть непосредственно те факторы, которые становятся почвой для возникновения конфликтов. Исходя из этих факторов, их понимания, семья может найти компромиссное решение для решения возникших проблем или же предотвращать их на корню. В социологии такие проблемы делят по силе воздействия раздражителей и длительности воздействия на членов семьи:

— сверхсильные раздражители. Таковыми является смерть одного из членов семьи, болезнь родственника и т.п. факторы; — длительные (хронические раздражители). К таким трудностям относятся, например физическая и психическая нагрузка в быту, на производстве, трудности в связи с решением жилищных проблем, длительный и устойчивый конфликт между членами; — трудности, связанные с резкой сменой образа жизни семьи или одного из её членов. Например, внезапная смена работы и т.п.;

— трудности, связанные с их суммированием и наложением друг на друга. Например, необходимость практического решения проблемы в начале второго этапа, то есть после появления в семье первого ребенка, завершения образования, освоения профессии, ухода за ребенком, первичного обзаведение имуществом, решения семейной проблемы.

Сами же источники возникновения можно разделить на три типа:

— связанные с этапами жизни семьи, то есть трудности первичные, которые переживаются всеми семьями в более или менее острой форме;

— адаптация друг к другу, формирование отношений с родственниками;

— проблемы воспитания и ухода за ребенком, ведение трудоемкого домашнего хозяйства.

Таким образом в семье существует три основных кризиса, выделяемые учеными: первый возникает в конце первого года совместной жизни, когда особенно остро проявляется разница в темпераментах. Второй возникает в периоде между третьим и седьмыми годами, когда супруги пытаются достигнуть консенсуса в вопросе воспитания чада. Третий возникает в периоде между семнадцатью и двадцатью пятью годами, когда остро встает вопрос о дальнейшем устройстве детей в жизни, но больше начинают проявляться возрастные изменения в характерах супругов (кризис среднего возраста, например).

Все чаще возникают обстоятельства, когда семейные трудности возникают и по другим причинам, когда ЖЦС резко приобретает негативную окраску. Такие ситуации возникают, когда семья становится неполной: смерть одного из родителей, внебрачный ребенок, длительная разлука супругов или развод.

Бывают и другие трудности, ведущие к нарушению функционирования семьи. Они бывают кратковременные, но степень серьезности заставляет членов семьи чувствовать себя незащищенными, беспомощными и сконфуженными, что ставит под вопрос безопасное будущее. Например, это может быть резкое тяжёлое заболевание, крупная потеря имущества. Такие трудности называют «ситуационные нарушения».

Основная опасность таких ситуаций заключается в их способности нарушить психическое здоровье индивидов, что в дальнейшем тормозит их личностное развитие и усугубляет жизнеспособность членов.

Удачное разрешение трудностей, возникающих на пути, в конечном счете, зависит как раз от самой семьи, способности каждого участника работать в группе, анализировать и совместно принимать решения. И, возможно, именно возникновение таких ситуаций, помогает обнаружить подводные камни, о которых не подозревали индивиды, просто сожительствуя. По-другому это можно назвать латентным нарушением. Латентное нарушение – это такое, которое в нормальных условиях практически не оказывает сколько-нибудь значительного негативного воздействия на её жизнь. Однако, при попадании семьи в дискомфортные условия, оно играет важную роль, определяя неспособность семьи противостоять таким условиям. Как в обычных условиях, так и в условиях небольших нарушений, члены семьи общаются, испытывая разнообразные чувства друг к другу, выполняют роли, несут на себе определенные обязательства.

2. Семейные конфликты и их характеристика.

2.1 Характеристика семейных конфликтов.

Имея полную картину предмета моего изучения, пришло время рассмотреть непосредственно сами конфликты и их характеризировать их.

Сам по себе конфликт — столкновение противоположных целей, позиций, мнений, взглядов оппонентов как субъектов взаимодействия. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. В конфликтологии их делят на скрытые и открытые.

Открытые конфликты мы не раз можем встретить в общественных местах (магазины, транспорт и т.д.), они принимают формы скандалов, драк и других ярко выраженных эмоциональных проявлений. Скрытые же конфликты не имеют ярко выраженного проявления, так как это внутреннее недовольство, но последствия таких конфликтов не менее ощутимо.

Представление о сущности семейных конфликтов позволяет их участникам контролировать и управлять проблемами, предвидеть их последствия. По мнению Кеннета Эварта Боулдинга, американского экономиста, социолога и поэта, конфликт — это ситуация, в которой стороны понимают несовместимость своих позиций и стремятся опередить противника своими действиями. Конфликт выступает как вид социального взаимодействия, при котором стороны осознают свое противостояние и свое отношение к нему. И тогда они сознательно организуются, вырабатывают стратегию и тактику борьбы. Но все это не исключает того, что конфликты можно и нужно преодолевать или ограничивать.

Признано, что общество сохраняется как целое, благодаря постоянному разрешению присущих ему внутренних конфликтов. Другими словами, когда одни, находясь у власти, управляют и командуют, другие вынуждены подчиняться и исполнять издаваемые указы, директивы, распоряжения.

То же самое происходит и в семье, как части общества:причиной семейного конфликта может оказаться несовпадение интересов и целей каждого отдельного индивида, входящего в определенную семейную группу.

В зависимости от путей решения, выбираемых членами семьи для разрешения той или иной проблемы, он может выполнять как сокрушительную, так и созидательную роль. Например, разрушить семью могут скандалы, взаимные оскорбления и, чаще всего встречающиеся, перекладывания вины друг на друга. И наоборот, взаимопомощь, желание разрешить конфликт, прийти к консенсусу – оптимальный вариант для скорейшего разрешения конфликтов.

§ 1. Конфликты постсоветского пространства: причины возникновения, тенденции развития и типология

Как часто бывало в мировой истории, распад такого многонационального государства, как Советский Союз, породил множество проблем и конфликтов на его бывшей территории. В предшествующих главах данного учебного пособия неоднократно подчеркивалось, что преобладающей причиной международных, а в некоторых случаях и внутриполитических конфликтов были территориальные споры.

Пограничные проблемы, вставшие перед Россией и другими постсоветскими государствами после распада Советского Союза, уникальны как по своим масштабам, так и по качественным характеристикам. Так, из 24 новых границ протяженностью более 24 тыс. километров, возникших в результате дезинтеграции Советского Союза, более 11

тыс. километров (45,8 %) приходится на Россию.

Располагая самым мощным экономическим, военно-силовым, демографическим и другим потенциалом по сравнению со всеми сопредельными постсоветскими государствами, Россия столкнулась и с наиболее масштабными пограничными проблемами, практически не имеющими аналогов в мировой истории. Для нового пограничья РФ характерно несовпадение государственных границ с ландшафтными, этнокультурными, историческими, геополитическими и другими рубежами. В условиях общей нестабильности политической и экономической ситуации на постсоветском пространстве это обстоятельство повышает его потенциальную конфликтность.

Можно выделить следующие региональные подсистемы в новом российском пограничье: 1)

Прибалтийскую (границы между Россией, Белоруссией, Латвией, Литвой и Эстонией); 2)

Восточнославянскую (границы между Россией, Украиной и Белоруссией); 3)

Кавказскую (все границы между Россией и государствами Закавказья); 4)

Каспийскую (проходящие по поверхности Каспийского моря рубежи между новыми прикаспийскими государствами); 5)

Центральноазиатскую (границы между новыми государствами Центральной Азии, а также между Россией и Казахстаном).

Особняком стоит Приднестровская (украинско-молдавская) граница, которая хотя территориально и не соотносится с Россией, но играет весьма существенную роль в ее внешней политике.

Несмотря на то что для каждой из подсистем характерна своя специфика потенциальной конфликтогенности, ключевыми проблемами для нового российского и всего постсоветского пограничья стали прозрачность рубежей между подавляющим большинством бывших советских республик и сохраняющаяся в ряде случаев неопределенность статуса границ. В предшествующий период эти границы рассматривались как формальные разделительные линии, проведенные для удобства административного управления, локальные изменения которых в ряде случаев могли решаться на местном уровне, исходя из хозяйственных нужд. После прекращения существования Союза ССР как субъекта международного права (декабрь 1991 г.) и конституиро- вания Российской Федерации (до апреля 1992 г. — РСФСР) в качестве суверенного государства с самостоятельным международно-правовым статусом, бывшими советскими республиками было произведено взаимное признание государственного суверенитета и установлены дипломатические отношения. Политически это квалифицировали как «мирный развод и раздел советского наследства» на основе принципа uti possidetis (владей тем, чем владеешь).

Именно поэтому сегодня на территории бывшего СССР процесс оформления в соответствии с нормами международного права государственных границ далек от завершения. Нерешенность проблем делимитации и, как следствие, новых угроз (наркоторговля, неконтролируемая миграция, соотношение полномочий в сфере трансграничного взаимодействия между центром и приграничными регионами, влияние процессов глобализации и т. п.) обусловлены в первую очередь спецификой постсоветского периода, наличием целого ряда объективных и субъективных факторов. Если пограничные конфликты в Средней Азии и на Кавказе зачастую имеют трайбалистскую или клановую подоплеку, то в Прибалтийской и отчасти в Восточноевропейской зонах они имеют ярко выраженный политический характер. Так, делимитация границ России с государствами Балтии ставится в прямую зависимость от их недружественной или ярко выраженной анти- российской политики. Например, Договор о российско-литовской границе от 24 октября 1997 г. был ратифицирован Государственной думой РФ только в мае 2003 г., что, по мнению аналитиков, связано с неприятием Россией вступления прибалтийских государств в НАТО и их требованиями о возмещении ущерба, нанесенного в период вхождения Прибалтики в состав СССР. Аналогичным образом в 2005 г. была отозвана подпись Российской Федерации под договором с Эстонией о границе, поскольку эстонская сторона в одностороннем порядке включила в текст уже согласованного договора положение о советской оккупации и ответственности России.

С другой стороны, членство стран Балтии в Евросоюзе побуждает их к скорейшему разрешению спорных пограничных вопросов, причем в пользу России. В декабре 2006 г. министр путей сообщения Ай- нар Шлесерс заявил, что Латвия намерена отказаться от претензий на территорию Пыталовского района Псковской области и подписать уже в феврале 2007 г. с Россией «парафированный (согласованный) пограничный договор, без всяких деклараций», поскольку в противном случае пересмотр границ потребует выхода страны из Евросоюза.

Территориальный фактор конфликтогенности постсоветского пространства тесным образом переплетается с национальным (этническим) фактором. Основой зарождения множества конфликтных ситуаций на территории бывшего СССР является многонациональный состав государства, последствия специфических — «марксистско-ленинских» — подходов к решению «национального вопроса», формирование и активизация национальных элит. Одной из весомых причин возникновения конфликтов на постсоветском пространстве стало и стремление большинства новых независимых государств формировать государственность на основе прямолинейной реализации принципа о праве наций на самоопределение. Но поскольку все государства СНГ, за исключением Армении, этнически неоднородны, то любая попытка в интересах «титульной нации» нарушить хрупкий баланс между самоопределением титульной нации и интеграцией национальных меньшинств с целью создания моноэтничного государства неизменно ведет к дестабилизации ситуации (см. главу V).

Источником частых конфликтов в постсоветских государствах становится, например, проблема представительства в государственном управлении так называемых этнических меньшинств — русских, немцев, узбеков — и связанные с этим вопросы отношений отдельных регионов с центральной властью.

Чреваты конфликтами сфера применения языка и связанная с нею сфера образования (как школьного, так и высшего). Так, например, в Казахстане принят один государственный язык — казахский, хотя доля казахов среди населения составляет лишь половину, а этнических русских, по данным государственной переписи 1999 г., насчитывается около 30 %. Несмотря на то что законом о языке определено, что «в местах компактного проживания национальных групп могут быть использованы их языки», в регионах вводятся в действие программы функционирования и развития языков, ориентированных именно на усиление роли казахского языка. Например, в ВосточноКазахстанской области, где проживает 70 % русскоязычного населения, программа языкового развития целиком ориентирована на казахский язык. В Молдове лингвистический фактор стал одной из причин возникновения Приднестровского конфликта26. Новый всплеск обострения отношений с Ригой, пришедшийся на зиму 2004 г., был связан с реформой образования в Латвии, предусматривавшей перевод среднего образования исключительно на латышский язык. Такая инициатива государства сплотила разрозненные прежде русскоязычные группы и способствовала радикализации их настроения, что едва не привело ситуацию в Латвии к этническому конфликту и крайне отрицательно повлияло на ее отношения с Россией.

В целом проблема русскоязычного населения — одна из наиболее конфликтогенных на постсоветском пространстве. Всего после распада Советского Союза за пределами России (с учетом стран Балтии) оказалось свыше 25 млн россиян, что составило 17,4 % от общего населения Российской Федерации. Проведение большинством правительств стран СНГ курса на приоритетное развитие титульных наций, неодинаковый уровень их социально-политического развития, отсутствие внутриполитической стабильности, развитых демократических институтов и гарантий безопасности граждан — все это вызывает межэтническую напряженность и осложняет положение соотечественников, которые до сих пор сталкиваются с проявлениями бытового национализма, кадровой дискриминации, страдают от произвола административных, правоохранительных и судебных властей на местах. Особенно острые формы конфликт принял в таких государствах, как Эстония и Латвия, отказавших большинству русскоязычного населения в предоставлении гражданства.

Однако несмотря на то что в последние годы было принято значительное количество законодательных актов, различных постановлений, несмотря на ратификацию ряда международных договоров РФ, в России до сих пор не сложилось единства мнений, терминологических и концептуальных подходов к «русскому вопросу», а политика в отношении соотечественников пока отличается непоследовательностью.

Наибольшее количество постсоветских конфликтов связано с эт- нотерриториальным фактором.

спорность линий границ, связанная с ее изменениями, а соответственно, и с изменениями национально-государственной принадлежности территории; 2)

спорность принадлежности и статуса территориальной единицы, связанная с их изменениями, а также с упразднением или слиянием автономий; 3)

отсутствие автономии у отдельных этнических групп, имеющих государственность на других территориях или не имеющих ее вообще; 4)

этническая неоднородность национально-государственных образований (например, национальных автономий); 5)

этническая, историческая, конфессиональная, культурная, экономическая общность территорий, разделенных национально-политическими границами, либо, напротив, своеобразие какой-либо части территории по упомянутым признакам; 6)

невозможность проживания народа на данной территории (как следствие депортаций, заявлений об исключительности прав одного этноса на его «исконные» территории и т. д.).

В одном только Среднеазиатском регионе можно насчитать более 50 территориально-этнических спорных вопросов, что связано с этнической и культурной мозаичностью населения региона, молодостью существующих национальных государств, несовпадением ареалов расселения этносов в прошлом и настоящем. Наиболее значимые из них — спор между Таджикистаном и Кыргызстаном относительно границы между Исфаринским и Баткенским районами соответствующих республик, так как правительство Таджикистана считает изменение границы в пользу Киргизии, осуществленное в 1958 г., нелигитимным актом. Оспариваемые территории имеют преимущественно сельскохозяйственное, овцеводческое значение. «Официальный» характер приобрели также стремления каракалпаков к независимости и бадах- шанский сепаратизм на Памире (в Таджикистане). Кроме того, зафиксированы требования политической автономии со стороны представителей некоторых этнических меньшинств (уйгуров в Казахстане, немцев в Казахстане и Киргизии, корейцев в Узбекистане и Казахстане, русских в Северном Казахстане, курдов в Туркменистане).

В целом только за период с 1988 по 1991 г. на этнической почве в бывших советских республиках произошло более 150 конфликтов, в том числе около 20 — повлекших человеческие жертвы. Кроме того, начиная с конца 1980-х гг. на территории бывшего СССР зафиксировано шесть региональных вооруженных конфликтов с участием регулярных войск и использованием тяжелого вооружения: Карабахский (армяно-азербайджанский) 1988-1994 гг., грузино-югоосетинский 1991-1992 гг., грузино-абхазский 1992-1994 гг., Приднестровский 1992 г., чеченский 1994-1996 гг. и 1999-2001 гг., конфликты и гражданская война в Таджикистане 1992-1996 гг., а также около двадцати кратковременных вооруженных столкновений, приведших к жертвам среди мирного населения (наиболее значительный — осетино-ингушский конфликт 1992 г.). Наиболее существенными отличительными чертами таких конфликтов являются высокая скоротечность латентной фазы и стремительный выход на вооруженный уровень развития. Такой индикатор не просто ставит постсоветские конфликты в один ряд с приблизительно тридцатью крупнейшими вооруженными конфликтами, имевшими место в «остальном мире» на рубеже 19801990 гг., но и ввиду их повышенной интенсивности (примерно 15 % вооруженных конфликтов на 6 % населения) позволяет считать территорию СНГ одним из самых значительных узлов опасности и нестабильности в мире.

Тяжелейшими последствиями вооруженных конфликтов стали человеческие и материальные потери. По далеко не полным данным, вследствие эскалации конфликтов на территории бывшего Союза погибли и пропали без вести свыше 100 тыс. человек. Экономический ущерб в зонах конфликтов вообще с трудом поддается оценке. По самым приблизительным подсчетам, только прямые материальные потери в зонах конфликтов составляют около 13 млрд долларов. Не следует забывать, что экономические последствия конфликта сказываются в течение долгого периода после его разрешения. Так, лишь на содержание миротворцев в зонах конфликтов Россия затрачивает почти 20 млн долларов ежегодно.

Массовые перемещения людей, спасавшихся от войны и этнических чисток, кардинально изменили этнический состав ряда территорий, порождая здесь различные конфликтные ситуации. За годы карабахского конфликта Азербайджан покинули не менее 600 тыс. граждан нетитульной национальности. В результате этих миграционных процессов сегодня более 90 % из 7,6 млн жителей республики составляют азербайджанцы. Заметно изменился и состав этнических меньшинств: если прежде второй по численности этнической группой после азербайджанцев в республике были русские и армяне, то теперь их места заняли лезгины, талыши и курды. Резко изменился и религиозный состав: более 95 % — мусульмане и около 4 % — христиане.

Значительно уменьшились диаспорные общности вследствие гражданской войны в Таджикистане. С 1989 по 1996 г. удельный вес русских в составе населения уменьшился с 7,6 до 3,2 %, украинцев — с 0,8 до 0,4 %, татар — с 16 до 0,7 %, туркмен — с 0,4 до 0,3 %, казахов — с 0,2 до 0,1 %, белорусов — с 0,2 до 0,1 %. Сократилось число граждан и других национальностей. За это же время удельный вес таджиков возрос с 62,3 до 68,4 %, узбеков — с 23,5 до 24,8 %. На повышение доли коренных национальностей повлияли и более высокие темпы естественного прироста. Одновременно возросли темпы внутренней миграции представителей нетитульной национальности (узбеков, кыпчаков и других тюркских кочевых и полукочевых этнических групп), расселенных в годы советской власти в новых местах проживания и возвращающихся на старые места. Эти процессы имеют последствия в виде конкуренции за землю и воду среди реэмигрантов и местного населения, что зачастую приводит к конфликтным ситуациям.

Вследствие различий в интенсивности, характере проявления и средствах урегулирования, в литературе не сформировалось единой точки зрения на типологию постсоветских конфликтов. Пожалуй, единственное, в чем сходятся все исследователи, это мнение о том, что межгосударственный конфликт классического типа для постсоветского пространства не характерен. Гораздо большую опасность представляет интернационализация внутренних этнополитических конфликтов, которые имеют наибольшее распространение на территории бывшего Советского Союза.

Типологию постсоветских межнациональных конфликтов можно представить следующим образом. 1.

Территориальные конфликты, часто тесно связанные с воссоединением раздробленных в прошлом этносов, источником которых служат внутриполитические, нередко вооруженные столкновения между правительством и национальными движениями или сепаратистскими группировками, пользующимися военно-политической поддержкой соседних государств (Нагорный Карабах, отчасти Южная Осетия, северо-восточные районы Казахстана, Южный Дагестан и др.). 2.

Конфликты, порожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме создания независимого государственного образования (грузино-абхазский конфликт). 3. Конфликты, в основе которых лежат притязания того или иного государства на часть территории соседнего государства (стремление Эстонии и Латвии присоединить к себе ряд районов Псковской области). 4.

Конфликты, источниками которых служат последствия произвольных территориальных изменений, осуществляемых в советский период (проблема Крыма, Северный Казахстан). 5.

Конфликты как следствие столкновений экономических интересов (чеченский конфликт). 6.

Конфликты, в основе которых лежат факторы исторического характера, обусловленные традициями многолетней национальноосвободительной борьбы против метрополии (например, конфронтация между Конфедерацией народов Кавказа и российскими властями). 7.

Конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов или порожденные многолетним пребыванием депортированных народов на территориях других республик (турки-месхетинцы в Узбекистане, чеченцы в Казахстане). 8.

Этнокультурные и лингвистические конфликты (Приднестровье, Казахстан). 9.

Конфликты, вызванные дискриминацией русскоязычного населения в ряде государств СНГ и Балтии. 10.

Конфликты, связанные с абсолютизацией и противопоставлением принципов права наций на самоопределение и территориальную целостность государств, со стремлением легитимации социальнополитического превосходства титульной нации данного государства над другими народами.

Конечно, в чистом виде трудно вычленить каждый из этих типов конфликтов. Зачастую конфликты возникают в результате целого комплекса противоречий: этнических, территориальных, политических, экономических, религиозных.

В постсоветских республиках можно выделить три типа вооруженных конфликтов: а) конфликты, вызванные стремлением национальных меньшинств реализовать свое право на самоопределение; б) конфликты, вызванные разделением бывшего союзного наследства; в) конфликты как гражданские войны.

4.2. Семейные конфликты

4.2. Семейные конфликты

Семья – древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.

I. Типичные межличностные конфликты у супругов

В зависимости от субъектов взаимодействия семейные конфликты подразделяются на конфликты между: супругами; родителями и детьми; супругами и родителями каждого из супругов; бабушками (дедушками) и внуками.

Ключевую роль в семейных отношениях играют супружеские конфликты. Они чаще возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Исходя из этого выделяют основные причины супружеских конфликтов:

? психосексуальная несовместимость супругов;

? неудовлетворение потребности в значимости своего «Я», неуважение чувства достоинства со стороны партнера;

? неудовлетворение потребности в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания;

? пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих потребностей (алкоголь, наркотики, финансовые расходы только на себя и т. д.);

? неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопонимании по вопросам ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, в отношении к родителям и т. д.;

? различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях.

Кроме того, выделяют факторы, влияющие на конфликтность супружеских отношений. К ним относят кризисные периоды в развитии семьи (С. Кратохвил).

Первый год супружеской жизни характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Происходит эволюция чувств, влюбленность исчезает и супруги предстают друг перед другом такими, какие они есть. Известно, что в первый год жизни семьи вероятность развода велика, до 30 % общего числа браков (И. Дорно).

Второй кризисный период связан с появлением детей. Еще неокрепшая система «Мы» подвергается серьезному испытанию. Что же лежит в основе конфликтов в этот период?

? Ухудшаются возможности профессионального роста супругов.

? У них становится меньше возможностей для свободной реализации в личнопривлекательной деятельности (увлечения, хобби).

? Усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временному снижению сексуальной активности.

? Возможны столкновения взглядов супругов и их родителей по проблемам воспитания ребенка

Третий кризисный период совпадает со средним супружеским возрастом, который характеризуется конфликтами однообразия. В результате многократного повторения одних и тех же впечатлений у супругов наступает насыщение друг другом. Это состояние называют голодом чувств, когда наступает «сытость» от старых впечатлений и «голод» по новым (Ю. Рюриков).

Четвертый период конфликтности отношений супругов наступает после 18–24 лет совместной жизни. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей, усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне, «пока не поздно» (С. Кратохвил).

Значительное влияние на вероятность возникновения супружеских конфликтов оказывают внешние факторы: ухудшение материального положения многих семей; чрезмерная занятость одного из супругов (или обоих) на работе; невозможность нормального трудоустройства одного из супругов; длительное отсутствие своего жилья; отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение и др.

Перечень факторов конфликтности семьи был бы неполным, если не назвать макрофакторы, т. е. изменения, происходящие в современном обществе, а именно: рост социального отчуждения; ориентация на культ потребления; девальвация моральных ценностей, в том числе традиционных норм сексуального поведения; изменение традиционного положения женщины в семье (противоположными полюсами этого изменения являются полная экономическая самостоятельность женщины и синдром домохозяйки); кризисное состояние экономики, финансов, социальной сферы государства.

Исследования психологов показывают, что в 80–85 % семей есть конфликты. Оставшиеся 15–20 % фиксируют наличие «ссор» по различным поводам (В. Поликарпов, И. Залыгина). В зависимости от частоты, глубины и остроты конфликтов выделяют кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи (В. Торохтий).

Кризисная семья. Противостояние интересов и потребностей супругов носит острый характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи. Супруги занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки. К кризисным брачным союзам можно отнести все те, которые или распадаются, или находятся на грани распада.

Конфликтная семья. Между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы сталкиваются, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Однако брак может сохраняться благодаря другим факторам, а также уступкам и компромиссным решениям конфликтов.

Проблемная семья. Для нее характерно длительное существование трудностей, способных нанести ощутимый удар стабильности брака. Например, отсутствие жилья, продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение на длительный срок за преступление и ряд других проблем. В таких семьях вероятно обострение взаимоотношений, появление психических расстройств у одного или обоих супругов.

Невротическая семья. Здесь основную роль играют не наследственные нарушения в психике супругов, а накопление воздействия психологических трудностей, с которыми встречается семья на своем жизненном пути. У супругов отмечается повышенная тревожность, расстройство сна, эмоции по любому поводу, повышенная агрессивность и т. д.

Конфликтное поведение супругов может проявляться в скрытой и открытой формах. Показателями скрытого конфликта являются: демонстративное молчание; резкий жест или взгляд, говорящий о несогласии; бойкот взаимодействия в какой-то сфере семейной жизни; подчеркнутая холодность в отношениях. Открытый конфликт проявляется чаще через: открытый разговор в подчеркнуто корректной форме; взаимные словесные оскорбления; демонстративные действия (хлопанье дверью, битье посуды, стучание кулаком по столу), оскорбление физическими действиями и др.

Психотравмирующие последствия. Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, их детей, родителей, в результате чего они приобретают ряд отрицательных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, появляются психотравмы. Психотравмы чаще проявляются в виде переживаний, которые в силу выраженности, длительности или повторяемости сильно воздействуют на личность. Выделяют такие психотравмирующие переживания, как состояние полной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение и состояние вины.

Состояние полной семейной неудовлетворенности возникает в результате конфликтных ситуаций, в которых проявляется заметное расхождение между ожиданиями индивида по отношению к семье и ее действительной жизнью. Выражается в скуке, бесцветности жизни, отсутствии радости, ностальгических воспоминаниях о времени до брака, жалобах окружающим на трудности семейной жизни. Накапливаясь от конфликта к конфликту, такая неудовлетворенность выражается в эмоциональных взрывах и истериках.

Семейная тревога чаще проявляется после крупного семейного конфликта. Признаками тревоги являются сомнения, страхи, опасения, касающиеся прежде всего действий других членов семьи.

Нервно-психическое напряжение – одно из основных психо-травмирующих переживаний. Оно возникает в результате:

? создания для супруга ситуаций постоянного психологического давления, трудного или даже безвыходного положения;

? создания для супруга препятствий для проявления важных для него чувств, удовлетворения потребностей;

? создания ситуации постоянного внутреннего конфликта у супруга.

Проявляется в раздражительности, плохом настроении, нарушениях сна, приступах ярости.

Состояние вины зависит от личностных особенностей супруга. Человек чувствует себя помехой для окружающих, виновником любого конфликта, ссор и неудач, склонен воспринимать отношения других членов семьи к себе как обвиняющие, укоряющие, несмотря на то, что в действительности они такими не являются.

Предупреждение супружеских конфликтов. Разработано много рекомендаций по нормализации супружеских взаимоотношений, предупреждению перерастания спорных ситуаций в конфликты (В. Владин, Д. Капустин, И. Дорно, А. Егидес, В. Левкович, Ю. Рюриков). Большинство из них сводится к следующему:

Уважай себя, а тем более другого. Помни, что он (она) самый близкий для тебя человек, отец (мать) твоих детей. Старайся не копить ошибки, обиды и «грехи», а сразу реагируй на них. Это исключит накопление отрицательных эмоций. Исключи сексуальные упреки, так как они не забываются. Не делайте замечаний друг другу в присутствии других (детей, знакомых, гостей и т. д.).

Не преувеличивай собственные способности и достоинства, не считай себя всегда и во всем правым. Больше доверяй и ревность своди к минимуму. Будь внимательным, умей слушать и слышать супруга. Не опускайся, заботься о своей физической привлекательности, работай над своими недостатками. Никогда не обобщай даже явные недостатки супруга, веди разговор только о конкретном поведении в конкретной ситуации.

Относись к увлечениям супруга с интересом и уважением. В семейной жизни иногда лучше не знать правду, чем во что бы то ни стало пытаться установить истину. Старайтесь находить время для того, чтобы хотя бы иногда отдохнуть друг от друга. Это поможет снять эмоционально-психологическую перенасыщенность общением.

Разрешение конфликтов между супругами. Конструктивность разрешения супружеских конфликтов, как никаких других, зависит в первую очередь от умения супругов понимать, прощать и уступать.

Одно из условий завершения конфликта любящих супругов – не добиваться победы. Победу за счет поражения любимого человека трудно назвать достижением. Важно уважать другого, какая бы вина ни лежала на нем. Нужно быть способным честно спросить у самого себя (и главное, честно ответить себе), что же тебя на самом деле волнует. При аргументации своей позиции стараться не проявлять неуместный максимализм и категоричность. Лучше самим придти к взаимопониманию и не втягивать в свои конфликты других – родителей, детей, друзей, соседей и знакомых. Только от самих супругов зависит благополучие семьи.

Отдельно стоит остановиться на таком радикальном способе разрешения супружеских конфликтов, как развод. По мнению психологов, ему предшествует процесс, состоящий из трех стадий: а) эмоциональный развод, выражающийся в отчуждении, безразличии супругов друг к другу, утрате доверия и любви; б) физический развод, приводящий к раздельному проживанию; в) юридический развод, требующий правового оформления прекращения брака.

Многим развод приносит избавление от враждебности, неприязни, обмана и того, что омрачало жизнь. Конечно, он имеет и негативные последствия. Они различны для разводящихся, детей и общества. Наиболее уязвима при разводе женщина, у которой обычно остаются дети. Она больше, чем мужчина, подвержена нервнопсихическим расстройствам.

Негативные последствия развода для детей гораздо значительнее по сравнению с последствиями для супругов. Ребенок теряет одного (подчас любимого) родителя, ибо во многих случаях матери препятствуют отцам встречаться с детьми. Ребенок часто испытывает давление сверстников по поводу отсутствия у него одного из родителей, что сказывается на его нервно-психическом состоянии. Развод ведет к тому, что общество получает неполную семью, увеличивается число подростков с отклоняющимся поведением, растет преступность. Это создает для общества дополнительные трудности [35].

II. Конфликты во взаимодействии родителей и детей

Данная разновидность конфликтов – одна из самых распространенных в повседневной жизни. Однако она в определенной степени обойдена вниманием специалистов – психологов и педагогов. Мы не рассматриваем проблему конфликта поколений, которая намного шире и активно разрабатывается социологами. Из более чем 700 психолого-педагогичеоких работ по проблеме конфликта вряд ли наберется с десяток-другой публикаций, в центре которых стояла бы проблема конфликтов между родителями и детьми. Она, как правило, изучается в контексте более обширных исследований; семейных отношений (В. Шуман), возрастных кризисов (И. Кон), влияния супружеских конфликтов на развитие детей (А. Ушатиков, А. Спиваковская) и др. Однако невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в более чем 30 % случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями (И. Горьковая).

Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, которые рассмотрены выше, выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.

1. Типы внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.

Дисгармония семьи – это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

? разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

? противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

? опека и запреты во многих сферах жизни детей;

? повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

3 Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:

? кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству),

? кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);

? кризис 6–7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

? кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту – 12–14 лет);

? подростковый кризис 15–17 лет (Д. Эльконин).

4. Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т. д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т. п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т. п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:

? оптимальный тип отношений родителей и детей;

? потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;

? скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);

? скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;

? поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;

? поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;

? родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение – С. Годник).

Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

? реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

? реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

? реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий). Исходя из этого основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастны психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.

4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям. По мнению психологов (Д. Лешли, А. Рояк, Т. Юферова, С. Якобсон), конструктивному поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать следующее:

? всегда помнить об индивидуальности ребенка;

? учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;

? стараться понять требования маленького ребенка;

? помнить, что для перемен нужно время;

? противоречия воспринимать как факторы нормального развития;

? проявлять постоянство по отношению к ребенку;

? чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;

? одобрять разные варианты конструктивного поведения;

? совместно искать выход путем перемены в ситуации;

? уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;

? ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их

? справедливость и необходимость;

? дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;

? логически разъяснять возможности негативных последствий;

? расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;

? использовать положительный пример других детей и родителей;

? учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей [35].