Рекомендации для родителей:«Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности». Самооценка

Рекомендации для родителей:«Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности».

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка является важным регулятором поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Можно отметить особенности поведения учащихся с различным уровнем самооценки.

Адекватная самооценка характеризуется – активностью, общительностью, оптимизмом.

Высокая самооценка — стремление к успехам в различных видах деятельности, уверенность в своих силах.

Завышенная самооценка – высокомерие, бестактность. Переоценка своих возможностей, недооценка чужих.

Низкая самооценка – неуверенность в себе, застенчивость, повышенная тревожность.

Заниженная самооценка – пассивность, замкнутость. Постоянная недооценка своих возможностей, переоценка чужих.

Для каждого возрастного периода характерны различные факторы, которые влияют на формирование самооценки.

В младшем школьном возрасте личностное развитие ребенка в значительной степени определяется учебной деятельностью, ее результативностью. Оценка успеваемости в начале школьного обучения по существу является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка в классе. Дети ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и троечниками, хорошими и средними учениками.

У отличников и некоторых хорошо успевающих детей может сложиться завышенная самооценка. Такие дети постоянно ждут самых высоких оценок в свой адрес, и достаточно тяжело переживают не только отсутствие похвалы, но и чужую пятерку. Поставленная им четверка может вызвать острую эмоциональную реакцию – обиду, слезы, непонимание, за что поставлена отметка, даже обвинения учителя в несправедливости.

У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки расшатывает их уверенность в себе, в своих возможностях.

Во – вторых, становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с детьми. Большое значение имеют стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность.

В семьях, где растут дети с высокой, но незавышенной самооценкой, внимание к личности ребенка ( его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.

Дети с заниженной самооценкой (необязательно очень низкой) самооценкой пользуются дома большой свободой, но эта свобода, по сути – бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг другу. Родители таких детей включаются в их жизнь тогда, когда возникают конкретные проблемы, в частности с успеваемостью, а обычно мало интересуются их занятиями и переживаниями.

Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей, — поддержание престижа разговоры дома вращаются вокруг, вопроса: «А кто еще в классе получил пятерку?», послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д.

Когда ребенок приходит в школу, он принимает ценности и притязания родителей, но позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место, занимаемое среди сверстников. Школа и семья – внешние факторы развития самосознания.

К концу начальных классов самооценка снижается.

Для подросткового возраста характерны колебания и снижение уровня самооценки. Поведение и самосознание ребенка во многом зависит от внешних оценок. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводит к заметному сдвигу в самооценке.

Подросток, со своей метущейся душой, пытается понять себя и открыть в себе все новые и новые черты. Проявляется интерес к своим личностным качествам, своим переживаниям, ребенок как бы открывает для себя собственный внутренний мир. Анализируя свои переживания, поступки и черты, подросток стремится понять, какой он есть на самом деле и каким он хотел бы быть, познать себя ему помогают друзья – сверстники, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства и отчасти близкие взрослые.

Важное место в самооценке подростка занимает образ физического «Я». Интерес к своей внешности резко повышается из-за ее изменения. Бурный рост, появление вторичных половых признаков, подростковая неуклюжесть, угловатость, утрата детской чистоты кожи – все это вызывает пристальный интерес и беспокойство. Представление о своей физической непривлекательности или даже «уродстве» могут приводить к возникновению чувства неполноценности, замкнутости, неврозу.

Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание и тактичность. И наоборот, бестактные замечания и ирония в семье по поводу физических данных ребенка усугубляют его пессимизм и дополнительно невротизируют.

Низкая оценка своего физического «Я» подростком может приводить к нарушениям в поведении и снижении успеваемости в школе.

Чувство взрослости становится важным новообразованием данного возраста. В чем это проявляется. Прежде всего в желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как ко взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть – учебы. В последнем случае отвергается не только контроль за успеваемостью, временем выполнения домашнего задания и т.п., но и зачастую и помощь. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их (будь то пристрастие к какому – то направлению в современной музыке или отношение к новому учителю), даже, несмотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.

Так же большое влияние на формирование самооценки оказывают значимые взрослые. Если взрослые – и учителя и родители – будут постоянно подчеркивать неудачи, промахи, а успехи объяснять случайностью, у подростка сформируется низкая самооценка, препятствующая нормальному развитию.

Для ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившихся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные дети поэтому по разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или физической силы. Для кого-то осознание своей бездарности – трагедия, вызывающая невротические реакции. Для других это неважно: они не способны к наукам, но зато сильны и предприимчивы, их это вполне устраивает.

В данный период подросток создает в своем воображении идеальный образ (человека на которого он хочет быть похож). Идеалом может стать для него кто-то из родственников или других близких взрослых, популярный певец или артист, герой любовного романа или кинофильма. Помимо содержания идеального образа, на который ориентируется подросток, важно и то, как этот идеал соотносится с представлениями о себе сегодняшнем. Если идеальный образ сильно отличается от реального представления о себе. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности или пассивности, апатии. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подросток не только мечтает о том, каким он будет в ближайшем будущем, но и стремится развить в себе желательные качества.

Неудачником вырастет тот ребенок, которого…

Постоянно сравнивают с другими детьми, подчеркивая его недостатки;

Используют в отношении его слова «тупой», «глупый», «надоел», «не приставай», «нельзя», «отстань»;

Регулярно высмеивают, подчеркивают, что он маленький и слабый;

Следят за каждым его шагом, делают «правильные» замечания, не оставляют наедине со своими мыслями;

Держат в ежовых рукавицах, не балуют разговорами по душам, не отвечают на его «дурацкие» вопросы, не гладят по голове и не целуют…

· Принимайте ребенка таким, какой он есть, без оценивания и сравнивания его с другими детьми.

· Если Вы запугиваете, угрожаете ребенку: Вы рискуете потерять веру в вашу любовь и воспитать неуверенного в себе человека.

· Если Вы прибегаете к насилию: ребенок усвоит этот метод как способ общения.

· Если Вы шантажируете и подкупаете ребенка: он станет манипулировать людьми и чувствами.

· Говорите о своих чувствах сразу: выраженные позднее, они лишаются своей подлинности и им трудно поверить.

· Говорите о своих проблемах и тревогах, выслушивайте мнение детей по этому поводу.

· Принимайте ребенка, как бы тяжко он не провинился перед вами.

· Не приносите жертв: детям хорошо только тогда, когда по-настоящему хорошо их родителям.

gigabaza.ru

Определяем самооценку ребенка (тесты)

В статье «Варианты детской самооценки и их признаки» мы говорили о том, что оценка нашим ребенком его способностей, его сил и возможностей не является чем-то постоянным. Этот «показатель» быстро и часто меняется, в зависимости от людей, с которыми общается наше сокровище, от того, как они с ним общаются, от происходящих событий, от его роли в них и т.д. Такая изменчивость, такая непостоянность детской самооценки требует от нас (родителей) постоянно следить за её уровнем и стараться вовремя и правильно реагировать на все изменения. Но начинать нужно с адекватной оценки её уровня в конкретный момент времени. Сделать это достаточно просто, тем более, что все необходимое для этого есть у любого из нас дома.

Как определить уровень детской самооценки дома?

Самым простым, доступным любому родителю и достаточно показательным способом определения нынешнего уровня является оценка месторасположения детских рисунков на листах бумаги. В подавляющем большинстве случаев, если ребенок больше и чаще рисует в верхней части листа, то у него завышенная самооценка. Если в нижней части, то, скорее всего, детская самооценка занижена. Если же рисунки располагаются примерно по середине, то все в порядке, у ребенка, скорее всего, адекватная оценка себя и своих способностей / возможностей. Если вы решите воспользоваться этим способом определения уровня, то ни в коем случае не акцентируйте внимание маленького художника на нем. Пусть он рисует, как и рисовал, самостоятельно, подсознательно выбирая место для рисунка. Кстати, детские рисунки можно считать полноценным зеркалом их психологического состояния, отражающим их страхи, переживания, восприятие окружающих людей, событий и т.д.

В качестве второго способа определения уровня детской самооценки в домашних условиях можно использовать небольшой тест «Лесенка.

Он очень хорошо зарекомендовал себя с детьми, возрастом старше 3-х лет. Провести его очень просто – нарисуйте на листе бумаги обычную лесенку, состоящую из 10-ти ступенек. Потом покажите её своему сокровищу и расскажите, что на этой лесенки совсем плохие дети стоят на самой нижней, на первой ступеньке. Если ребенок чуть лучше, то он стоит уже на второй ступеньке, если он еще лучше, то может встать на следующую, третью, и т.д., до 10-ой, где стоят самые, самые хорошие. После этого попросите юного художника самостоятельно нарисовать себя на той ступеньке, где он «видит» себя, где, как ему кажется, он бы стоял.

  1. Если он нарисует себя на 1-3-ей ступеньке, то его самооценка занижена и очень сильно;
  2. Если свой рисунок он разместит на ступеньке 4-7, то детская самооценка адекватная и поводов для беспокойства нет, то это только сейчас. «Попускать» и переставать следить нельзя;
  3. Если своего человечка чадо нарисует на ступеньках 8-10, то, сами понимаете, детская самооценка завышена.
  4. После можно попросить маленького художника нарисовать на этой лесенке своих друзей. Так вы получите наглядный показатель того, как оценивает свое положение ваше чадо среди друзей и других людей. Единственное, о чем хотелось бы предупредить, тест «Лесенка» слишком показательный и его результаты видны самому ребенку, что может «застолбить» проблему.

    И третий способ оценки уровня детской самооценки в домашних условиях – это тест, называемый «смешные человечки». Он не такой показательный, как предыдущий, и больше похож на обычную игру. Сначала нарисуйте обычное дерево, на ветках которого будут сидеть забавные зверюшки (любые). Потом уберите этих зверушек и спросите ребенка, где бы он сидел, если бы попал на это дерево, а где сидели бы его друзья? Недостаток теста «Смешные человечки» в том, что он показывает лишь самоощущение ребенка в знакомом ему коллективе.

    В конце хочется сказать лишь о том, что только доверительное общение со своим маленьким человечком может показать реальную картину. Такое общение, такой разговор покажет и расскажет о гораздо большем, чем любой, даже самый «умный» тест. Старайтесь чаще разговаривать со своими детьми и учитесь слышать их. Так вы легко и быстро находить решения его маленьких, но таких больших проблем.

    Больше материалов по психологии общения вы можете найти в одноименном разделе нашего клуба родителей, перейдя по приведенной ссылке.

    Рано или поздно, но любой родитель, на самую простую, обычную просьбу поделиться чем-то слышит от ребенка: «Не дам!». Конечно, один.

    Задумываясь о детской самооценке, оценивая её уровень и заботясь о её адекватности, многим из нас кажется, что серьезно волноваться и.

    Мы (родители) довольно часто (пусть даже не осознанно) сравниваем себя с окружающими нас людьми, с их способностями, с их чертами.

    В статьях нашего клуба родителей уже не раз затрагивалась тема агрессивности ребенка и опять хочется к ней вернутся сейчас. Да.

    В продолжение темы детской самооценки хочется подробнее остановиться на ситуации, когда она занижена, ведь именно мы (родители) можем и должны.

    Многие из нас (родителей) сталкиваются с таким неприятным явлением, как детская ревность. Проявляться она может к брату и/или сестре, к.

    Рождение второго ребенка в семье очень часто ставит перед родителями вопрос: можно ли вырастить и воспитать детей друзьями и не.

    roditeli.club

    Завышенная детская самооценка и её приведение к адекватному уровню

    Задумываясь о детской самооценке, оценивая её уровень и заботясь о её адекватности, многим из нас кажется, что серьезно волноваться и переживать нужно только в том случае, если она занижена. Никому ведь из нас не хочется, чтобы наше чадо терзалось одиночеством. Однако, «униженными и оскорбленными» чувствуют себя дети не только с заниженной, но и с завышенной оценкой своих способностей / возможностей. Последние, кстати, могут и, как чаще всего бывает, страдают от этого еще сильнее. Ребенку с завышенной самооценкой помощь нужна не меньше и, как уже говорилось в статье «Самооценка ребенка и методы её повышения до адекватного уровня», оказать её лучше всего можем только мы — родители.

    Как справиться с завышенной детской самооценкой?

    Если вы посредством собственных наблюдений или при помощи тестов, описанных в статье «Определяем самооценку ребенка (тесты)» пришли к выводу, что у вашего сокровища формируется или уже сформировалась завышенная самооценка, то самое время включаться в его жизнь основательно и предпринимать меры для приведения её к адекватному уровню. Углубляться в дебри психологии и психоанализа при этом не стоит.

  5. Очень эффективно умерить «пыл» подрастающего зазнайки позволяет система оценок или рейтинговая система. Для этого, к примеру, вырежьте красивые звезды и давайте их, если подрастающий человечек сделал что-то хорошее или поступил правильно. За шалости, баловство и непослушание эти звездочки забирайте. Также установите цель: 10 звезд – посещение парка или покупка желанной игрушки. В этом случае ребенку придется сильно стараться, чтобы быть таким хорошим, как ему кажется.
  6. Перестаньте хвалить маленького человечка при любом поводе. Ваше восхищение тем, что он уже есть такой у вас, привело к «задираю носа». Теперь акцентируйте свое и детское внимание только на конкретных поступках и делах, а не на готовности сделать так и т.п. Обязательно чередуйте похвалу с критикой, но только конструктивной, по делу. Всегда мягко и понятно объясняйте те недочеты, которые допустил маленький человек, но мог бы их и избежать.
  7. Старайтесь всегда быть в курсе его отношения к сверстникам. Если вы видите / слышите, что ваше чадо считает себя лучше всех, то поговорите с ним предметно и скажите, что Вася быстрее бегает, Маша красивее рисует и ему есть к чему стремиться и чему у своих друзей учиться. Обязательно упомяните и о том, что он лучше читает, быстрее пишет и т.д.
  8. Очень хорошо понижает завышенную детскую самооценку предоставление со стороны родителей возможности «набить собственные шишки». Найдите такие ситуации и старайтесь предоставить свободу выбора. В споры детей, по возможности, не вступайте. Пусть он лучше в детстве пройдет «школу жизни», чем в более сознательном возрасте будет «ходить по граблям», корни которых сидят глубоко.

На основании этих небольших советов вы можете найти и собственные способы приведения завышенной оценки собственных способностей к адекватному уровню, исходя из темперамента ребенка, из особенностей его характера и т.д.

Больше материалов по психологии общения с ребенком вы можете найти в одноименном разделе нашего клуба родителей, перейдя по приведенной ссылке.

Начать эту статью мы хотим с главного правила, которое нам (родителям) необходимо помнить всегда – ребенок понимает и воспринимает абсолютно.

В статье «Варианты детской самооценки и их признаки» мы говорили о том, что оценка нашим ребенком его способностей, его сил.

В предыдущей статье, касающейся привычки ребенка грызть ногти, мы говорили о причинах онихофагии. В большей степени в ней говорилось о.

Суть этого метода заключается в том, что человеческая психика, как и организм в целом, способна самостоятельно восстанавливаться после некоторых полученных.

Ежедневное общение с ребенком крайне редко проходит без ссор. В одних семьях они случаются часто, в других редко, но без.

Самооценка ребенка не является величиной постоянной. Её уровень постоянно меняется в процессе общения с другими людьми и под влиянием происходящих.

Если мы слышим словосочетание «пристальное внимание», то нам сразу кажется, что речь идет о чем-то, вроде тотального контроля, о неусыпном.

Многие из нас (родителей) сталкиваются с ситуацией, когда наше маленькое сокровище начинает «поедать» свои ногти (грызть их). Мало того, эту.

Как можно понять из названия статьи, этот метод выхода из конфликтной ситуации с ребенком подразумевает более решительные действия со стороны.

roditeli.club

Как повысить самооценку ребенку: советы родителям

Начиная с садика и на протяжении всей жизни, самооценка играет важную роль для каждого человека. Это так называемый фундамент личности и его успеха. Как же родителям повысить самооценку ребенку, чтобы он стал уверенным в себе?

Чем ребенку грозит заниженная самооценка

Маленькому ребенку заниженная самооценка может мешать овладевать новыми навыками и умениями, а также наладить контакты с ровесниками. Дело в том, что потерпев неудачи несколько раз подряд, малыши будут бояться браться за что-то новое. Поэтому такие дети могут даже отставать от сверстников в развитии.

У подростка проблема заниженной самооценки имеет более масштабные результаты и даже может привести к расстройствам психики и душевным страданиям. Бывали случаи, когда по причине очень низкой самооценки подростки кончали жизнь самоубийством, обосновывая свой поступок так: «Я никому не нужен», «меня никто не любит», «я — ничтожество».

Но самое страшное то, что в отличие от взрослых, у которых на формирование самооценки влияет множество факторов, у детей чаще всего это качество формируют сами родители. Поэтому с раннего детства нужно начинать действовать очень осторожно.

Признаки заниженной самооценки у ребенка

1. Из-за боязни быть высмеянным и отвергнутым малыш не хочет контактировать с другими детьми.

2. Ребенок ведет себя беспокойно, часто нервничает и паникует.

3. Когда берется за что-то новое — сразу прогнозирует свою неудачу, поэтому часто даже отказывается от действия.

4. Достигнутый успех в каком-то деле он считает скорее случайностью и мимолетной удачей, нежели результатом своего упорного труда.

5. Ребенок полностью зависит от мнения других, старается практически во всем их копировать.

Конечно, есть много различных методик-опросников, которые позволяют определить низкую самооценку, но многие из признаков можно заметить просто благодаря наблюдениям за своим отпрыском. Например, можно использовать один из самых популярных тестов — «10 ступенек».

Попросите ребенка нарисовать ступеньки или гору, а затем объясните, что внизу находятся самые плохие дети, а вверху — очень хорошие. Далее пусть ваш сын или дочь нарисуют себя на той ступеньке, на которой они видят свое место. Понятно, что дети с заниженной самооценкой нарисуют себя внизу, а с завышенной –- на верху ступенек.

Как повысить самооценку ребенка

Чтобы ваш ребенок не страдал заниженной самооценкой, нужно с раннего детства работать над ее повышением. Для этого важно принять во внимание несколько важных правил.

1. Старайтесь никогда не сравнивать своего ребенка с другими детьми. Часто бывает, что родители ставят сыну или дочке в пример соседских детей, их друзей или одноклассников, указывая на успехи чужих отпрысков, и в то же время на недостатки своего. Это большая ошибка многих мам и пап — ребенка можно и нужно сравнивать только с самим собой, при этом всегда отмечать его успехи. Например: «Еще месяц назад ты читал гораздо хуже, а сейчас очень хорошо».

Очень распространено, когда родители сравнивают детей с их братьями и сестрами. Это чревато еще одной серьезной проблемой — ревностью, которая порождает ненависть и конфликты.

2 . Указывайте ребенку на его преимущества и достоинства, чтобы он сам понял, в чем его сильная сторона. Например, если он в какой-то области откровенно слаб, найдите то занятие, которое у него получается лучше всех, и постоянно об этом напоминайте. Если у ребенка есть явные недостатки — помогите ему от них избавиться. Например, если у девочки излишний вес, и она страдает от насмешек одноклассников, ее можно записать на танцы.

3. Избегайте физических наказаний, которые могут не только унизить ребенка, но и поспособствовать тому, что из спокойного мальчика или девочки вырастет агрессивный, и неуверенный в себе человек. Поэтому если обстоятельства сложились таким образом, что ребенка нужно наказать за какой-то проступок — применяйте словесные меры воздействия или на некоторое время лишите его каких-то привилегий: сладостей, просмотра телевизора, игры на компьютере, покупки новой игрушки. И еще — забудьте о крике, говорить с ребенком нужно спокойно и уверенно.

4. Никогда не называйте ребенка плохим. Просто давайте определенную оценку его конкретному действию. Тем более, нельзя вешать ярлыки по типу «какой ты глупый», «дурак» и так далее. Запомните фразу капитана Врунгеля: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет».

5. Хвалите своего ребенка, то также очень осторожно, чтобы самооценка с заниженной со временем не превратилась на завышенную. Если родители постоянно восторгаются поступками и поведением своего малыша, то это однозначно повлияет на его мнение о себе — и, как показывает статистика, зачастую не в лучшую сторону.

Поощряйте ребенка, когда он действительно этого заслужил. Например, если застелил постель или сложил свои вещи. При этом не стоит слишком акцентировать на этом внимание, достаточно всего лишь сказать «спасибо» или «молодец». Особого внимания заслуживают поступки, которые ребенок делает по собственной инициативе — они уж никак не должны остаться незамеченными.

6. Займите правильную позицию относительно ребенка. Не ставьте его в жесткие рамки — нужно, чтобы он имел в семье свои права и обязанности, а родители прислушивались к его мнению, иногда даже признавая свои ошибки.

7. Чаще говорите своему ребенку слова любви, обнимайте и целуйте его.

8. Если в каком-то деле у ребенка случилась неудача, поддержите его и попробуйте помочь. Например, вместе разделите задание на части и помогайте друг другу реализовать каждый из пунктов. Ни в коем случае не критикуйте — ищите способы повысить навыки и способности отпрыска. Так, если сын или дочь не успевают в учебе по одному из предметов, можно нанять репетитора.

Может у вас есть свои рекомендации, как повысить самооценку ребенку?

megapoisk.com

Психологи и психологическая помощь

Онлайн и очно в Челябинске личные и семейные психологические консультации для взрослых

Онлайн и очное Впервые участие в Международной конференции

Приглашаю на психологическую конференцию. Где будет 40 спикеров

Подпишитесь на анонсы

Будьте в курсе предстоящих событий, и новых материалов сайта!

Рекомендации для родителей детей, имеющих заниженный уровень самооценки

Виды деятельности: психолог-консультант

Самооценка – это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка человека во многом определяет его жизнь. От неё зависит и уверенность в своих силах, и отношение к окружающему миру, и выбор круга общения. Начало формирование самооценки выпадает на дошкольный период. На самооценку влияет окружение ребёнка, в частности огромное значение, оказывают родители.

Признаки заниженной самооценки:

  • Тревожность
  • Сложности в адаптации ко всему новому
  • Настрой на неудачу при выполнении любого дела
  • Страх новых дел, игр, людей
  • Ребенок не замечает своих достижений
  • При наличии хотя бы 3х признаков из 5, можно говорить о заниженной самооценки ребёнка.

    Причины заниженной самооценки:

  • Родители не принимают ребенка таким, какой он есть
  • Родители часто обвиняют и ругают своего ребёнка
  • Родители слишком опекают своего ребенка, тем самым транслируя ему свою тревогу
  • Агрессивный настрой со стороны сверстников
  • Хвалите ребенка не только за достижения, но и за усилия
  • Давайте понять ему, что старания и настойчивость часто важнее результата
  • Помогите детям ставить реальные цели. Если дети, или родители, ожидают слишком многого, то это неминуемо ведет к разочарованию.
  • Исправляя ошибки, не нужно задевать личность ребёнка. Говорите о его действиях и поступках, а не о нем самом. Например, говорить «Ты совсем что ли? Головы на плечах нет?» — не рекомендуется. Желательно говорить «Это опасно, садиться так на подоконник. Ты мог упасть и разбиться. Не делай так больше, ладно?»
  • Давайте ребёнку почувствовать свою ответственность. Личные достижения ребёнка, даже не в значительном деле, оказывают благоприятное влияние на самооценку.
  • Показывайте детям, что вы их любите!
  • www.chelpsy.ru

    Повышение самооценки: советы и рекомендации

    Такое качество личности, как самооценка, неразрывно связано с уверенностью в себе, достижением определенных успехов в профессиональной деятельности или личной жизни. Ведь люди, у которых данная характеристика занижена, часто имеют много комплексов и проблем, связанных с этим. Принять себя таким, какой ты есть, верить в собственные силы — вот одни из главных составляющих будущего успеха. Поэтому повышение самооценки — частая причина обращения к психологам. Однако можно и самостоятельно работать над собой, учитывая некоторые нюансы и соблюдая достаточно простые правила.

    Для начала следует определить, что же такое самооценка и как она формируется. В психологии данное качество рассматривают как субъективное отношение к собственным личным качествам. Чаще всего самооценка формируется в детстве, и на нее во многом влияет отношение окружающих, в частности, значимых взрослых (родителей). Однако и в последующей жизни она может меняться. Так, если человека окружают коллеги или знакомые, негативно настроенные, постоянно его критикующие, то, как результат, может произойти снижение его самооценки.

    Можно попробовать пройти простой тест и оценить себя в целом по 10-балльной шкале. Большинство людей ставят себе 5-6 баллов, и это является средним результатом. Но нужно учесть, что такой ответ говорит о том, что вы относитесь к себе наполовину положительно и на столько же отрицательно. Повышение самооценки является непременным условием достижения успеха. Ведь только таким образом у человека появляется возможность не бояться трудностей, верить в положительный исход дела.

    Психологи рекомендуют работать над собой и выполнять упражнения на повышение самооценки, которых предлагается достаточно много. Так, никогда не стоит ориентироваться только на мнение окружающих. Конечно же, оно важно, но не настолько, как вам кажется. Поведение знакомых, которые постоянно критикуют ваши успехи или достижения, можно проанализировать. Нужно задаться вопросом: «А зачем они это делают (говорят)?» Отмечено, что многие самоутверждаются и поднимают свою самооценку за счет унижения других. Если это главная причина, таких людей необходимо игнорировать или вовсе исключить из общения.

    Также повышение самооценки зависит от собственных результатов. Можно набросать себе план того, что вы планируете достичь, и приступить к его выполнению. Не стоит при этом сразу ставить себе цель стать олимпийским чемпионом или нобелевским лауреатам. То, что планируется, должно быть реально выполнимым. Если по какой-либо причине вы не достигли в чем-то успеха, не стоит расстраиваться. Проанализируйте ситуацию. Только лишь ваша вина в этом? Может, сыграли свою роль и внешние обстоятельства?

    Способы повышения самооценки могут быть такие, как использование коротких фраз-убеждений (аффирмаций). Так, свое утро рекомендуется начинать с произнесения фраз: «я успешен», «у меня все получится» и т. д. Никогда не стоит оправдываться перед окружением. Это способствует тому, что вы будете чувствовать еще большую неуверенность в себе. Еще один залог успеха — гармоничные отношения с близкими. Нужно помнить, что всегда найдется кто-то, кто поможет в трудную минуту, а значит, вы достаточно сильны, чтобы пережить неудачи и попробовать сделать еще одну попытку.

    Для того чтобы повышение самооценки было эффективным, необходимо постоянно работать над собой. Можно заняться любимым делом, пусть это будет ваше основное занятие или хобби. Практически у каждого человека повышается уверенность, когда он знает, что делает что-то лучше других. И одно из главных правил — действовать, ведь только в движении, с помощью проб и ошибок, можно достичь каких-либо результатов.

    fb.ru

    Консультация для родителей «Самооценка ребёнка дошкольного возраста»

    Консультация для родителей «Самооценка ребёнка дошкольного возраста»

    Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

    На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде. Становится устойчивой и меняется с большим трудом.

    Поэтому важно огромное внимание уделять развитию самооценки ребенка дошкольного возраста (3-6 лет).

    Самооценка дошкольника и ее компоненты

    Самооценка имеет два основных компонента.

    Интеллектуальный – это представление о себе, знания о себе, сравнения с другими и анализ.

    Эмоциональный компонент – это отношение к себе, которое формируется из отношений взрослых и сверстников к ребенку, удовлетворение его положением в семье и среди сверстников.

    В дошкольном возрасте преобладает именно эмоциональный компонент. Поэтому дошкольник постоянно спрашивает «Я хороший? Я молодец?». Эти вопросы могут мучить малыша непрерывно.

    • Уверен в себе, активен, уравновешен;

    • часто смеется, действует свободно, любит играть с другими детьми;

    • любит шутить даже о себе, не обидчив, не манипулирует окружающими;

    • не впадает в истерику, если кто-то другой оказывается лучшим или в условиях конкуренции;

    • является творческим и верит в собственные способности;

    • не боится новых ситуаций и любых изменений в жизни;

    • умеет анализировать результаты своей деятельности;

    • может признавать наличие ошибок в своей работе, пытается выяснить причины своих ошибок;

    • достаточно общителен и дружелюбен;

    • быстро переключается с одного вида деятельности на другой

    • настойчив в достижении цели;

    • стремится сотрудничать, помогать другим;

    • он верит в себя, хотя способен попросить о помощи;

    • способен принимать решения.

    • он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих.

    • у такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

    Но встречаются и дети с неадекватно завышенной самооценкой.

    • Такой ребенок, как правило, очень подвижный, несдержанный;

    • быстро переключается с одного вида деятельности на другой, часто не доводит начатое дело до конца;

    • не склонен анализировать результаты своих действий и поступков;

    • в большинстве случаев они пытается решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца;

    • чаще всего ребенок не осознает своих неудач.

    • такой ребенок склонен к демонстративному поведению и доминированию (всеми силами старается обратить на себя внимание, стремится к управлению другими детьми)

    • ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав;

    • часто перебивает, относится к другим свысока;

    • при завышенной самооценке ребенок часто агрессивный, принижает достижения других детей.

    • от ребенка с завышенной самооценкой можно услышать:

    Ребенок с заниженной самооценкой

    • Чаще всего нерешительный, малообщительный, недоверчив к другим людям, молчалив, движения скованны;

    • стремится к уединению, обидчивы;

    • очень чувствительный, готов расплакаться в любой момент;

    • не стремится к сотрудничеству и не способен постоять за себя;

    • ребенок с заниженной самооценкой тревожный, не уверен в себе;

    • такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего;

    • он заранее отказывается от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними;

    • ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным;

    • такой ребенок плохо адаптируется к новым условиям;

    • такой ребенок, как правило, имеет низкий социальный статус в группе сверстников.

    «Не умею», «Не знаю» и «Не могу». Если ребенок так реагирует на новые задания, даже не ознакомившись с ними и не предприняв попытку выполнить их, то это знак, что его самооценка не является нормальной. Он недооценивает собственные способности и возможности.

    • Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки «Я плохой», «Я ничего не могу», «Я неудачник».

    Ребёнка с низкой самооценкой легко узнать среди других детей. В игре «Моряки» он не выберет роль капитана. В игре «Дочки-матери» возьмёт на себя роль ребёнка, а не мамы, папы, то есть ведомого. Сегодня – в игре, завтра – в жизни.

    ВЫВОД: С раннего детства надо заботиться о том, чтобы самооценка у детей была не заниженной, а адекватной.

    Кто влияет на формирование самооценки ребенка:

    Самооценка не дана нам изначально. Её формирование происходит в процессе какой-либо деятельности и межличностного взаимодействия. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом.

    Оценка дошкольником самого себя во многом зависит оценки взрослого.

    1. Родителям необходимо помнить всегда, что катанию на лыжах, плаванию, игре в шахматы, чтению – всему этому вашего малыша могут научить другие люди, но прежде всего от вас, родителей, зависит формирование его самооценки. В этой области вас никто не заменит.

    Ребенок живет с убеждением: «Как меня видят родители, так видит и целый мир. Если я важен для них, то я так же важен для всех».

    Чувство собственного достоинства малыша формируется под влиянием отношения к нему родителей.

    Если оцениваете его критически, считаете, что он недостаточно умный или способный, то он это чувствует.

    Со стороны родителей важно мягкое, грамотное оценивание ребенка. Образ, который создают родители, причем как положительный, так и отрицательный, постепенно становится собственными знаниями ребенка о себе. Например, при постоянном отрицательном оценивании «Опять плохо», «Лучше бы ты не брался» самооценка становится низкой. Если у ребенка не все получается, целесообразнее ему помочь справиться с трудностями, чем упрекать.

    2. Сверстники также оказывают влияние на формирование самооценки ребенка. Дети говорят то, что думают и чувствуют, и если им кто-то не нравится, то об этом будет сказано открыто. Такая детская непосредственность, может, конечно, занижать уже низкую самооценку, но и повысить ее. Это происходит потому, что дети оценивают другие качества сверстника. Например, умение играть, придерживаться правил, быстро бегать.

    3. Самооценка формируется в таких видах деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка. В разных видах деятельности самооценка разная. (В игре, в трудовой деятельности, в изо)

    В результате такой работы у детей развиваются навыки самоконтроля и самооценки на основе сравнения собственной работы с плодами труда ровесников.

    Рекомендации для родителей для формирования адекватной самооценки ребенка:

    1. Оцените свой уровень самооценки. (завышенная или заниженная) Неуверенные в своей силе люди обычно воспитывают неуверенных детей. Если у вас самих есть множество комплексов, то вам никогда не удастся доказать ребенку, что нужно быть уверенным в себе. Ничего не может быть полезней для детей, чем позитивный пример. Поэтому поставьте перед собой вопросы: любите ли вы себя? Верите ли в свои силы? Не боитесь ли перемен? Если хотите эффективно воспитать своего малыша, то займитесь сначала преодолением собственных комплексов.

    2. Во-вторых, больше времени проводите с ребенком и уделяйте ему внимание. Отсутствие родителей в жизни ребенка отбирает у него ощущение собственной силы. Чтобы избежать этого, обязательно проводите много времени с ребенком. Вы никогда не убедите его в том, что он важен для вас, если вы не находите для него времени.

    3. В-третьих, относитесь к делам малыша с уважением. Если вы играете с ребенком в какую-нибудь игру, не поглядывайте время от времени в телевизор. Не путайте имена его друзей, название мультиков и главных героев, что он смотрит и слушает. Интересуйтесь, как у него дела, что он любит, а что нет. Ведь если кто-то для вас важен, то вы будете интересоваться его делами – точно так же нужно поступать и по отношению к малышу.

    4. Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.

    5. Поощряйте в ребенке инициативу.

    6. Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.

    Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь, и т. п. (если недостаточно уверен в себе ребенок)

    Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: «Ты это сможешь!». «Ты это почти умеешь!», «Ты обязательно справишься!», «Я в тебя верю!», «У тебя все получится!» и т. д.

    Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за помощь вам, за красивый рисунок.

    Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

    Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.

    Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой «профилактики».

    За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.

    Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.

    Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о «старых грехах». Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство «вечно виноватого».

    7. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки». Или: «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!». Энциклопедические знания.

    Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.

    8. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).

    8. ПРИЕМЫ ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ЗАВЫШЕННОЙ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА:

    1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.

    2. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

    9. ПРИЕМЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА:

    1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший.

    2. Попросите о помощи как у равного или старшего.

    3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным. от ребенка!

    10. Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

    Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: «Ничего из тебя никогда не выйдет!», «Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т. д.)» — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Наоборот.

    Для дошкольного возраста характерна несколько завышенная самооценка. Именно, небольшая завышенность самооценки помогает ребенку справляться со сложностями его окружающего мира.

    К концу дошкольного возраста у ребенка начинается самооценка становиться более гармоничной, адекватной. Дети начинают воспринимать себя более объективно, учитывают и знания о себе и отношение к себе окружающих.

    «Игрушки в жизни ребёнка». Консультация для родителей Государственное бюджетное образовательное Учреждение г. Москвы «Школа» №853 дошкольное отделение №3 Консультация для родителей. Тема: «Игрушки.

    Как развить наблюдательность у ребёнка? Консультация для родителей. Самый лучший урок, которому вы можете научить ребёнка — умение наблюдать. Наблюдение — метод психологического исследования, рассчитанный.

    Консультация для родителей «Интерес ребёнка пяти лет» Интерес ребёнка пяти лет Всё больший интерес ребёнка пяти лет направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются.

    Консультация для родителей «Как перестать кричать на ребёнка» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как перестать кричать на ребёнка». Немногие из нас могут похвастаться тем, что они ни разу в жизни не кричали.

    Консультация для родителей «Что значит уважать ребёнка?» Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляю консультацию для родителей на тему: «Что значит уважать ребёнка?» Общение с ребёнком-не.

    Консультация для родителей: «Самообслуживание и его значимость для ребёнка» Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и.

    Консультация для родителей «Театрализованная деятельность ребёнка» Театральная игра входит в мир ребенка уже с раннего возраста. Игра для ребенка- это основной и самый любимый вид деятельности ребенка. Маленьких.

    Консультация для родителей «Воспитание здорового ребёнка» Все родители без исключения хотят видеть своего ребенка самым умным и счастливым. Каждый взрослый видит свое чадо культурным и самостоятельным,.

    Консультация для родителей «Здоровый сон ребёнка» Ребёнок скоро пойдёт в детский сад. Чтобы адаптация прошла без проявлений отрицательных эмоций, важно отрегулировать ритм сна, время укладывания.

    Консультация для родителей «Знакомство ребёнка с природой» Природа это кладовая для обогащения детей. Мир природы — живой, изменчивый и разнообразный. С раннего возраста ребёнка окружает природа.

    www.maam.ru