Тренинговое занятие для педагогов «Развитие самооценки»

Тренинговое занятие для педагогов «Развитие самооценки»

Цель: Повышение уровня педагогических знаний педагогов. Формировать понятие о самооценке и ее видах; показать влияние самооценки на процесс общения.

Материал: фломастеры, листы бумаги, конверты, шарфы, маски

Упражнение введение в занятие: «Посмотрите на меня, я сегодня….». Каждый участник группы продолжает продолжение прилагательным, характерным для него.

Само понятие самооценка сейчас довольно распространено.

Вопрос педагогам: Как и из чего складывается самооценка человека?

Давайте пристальнее посмотрим, как складывается самооценка. В детстве, когда впервые закладывается «ценность» человека, мы впитываем представления о себе от окружающих. И если ребенок видел от родителей любовь и поддержку, то, скорее всего, став взрослым, он будет относится к себе хорошо.

Если же родители бранили, высмеивали или унижали свое чадо, то в дальнейшем у такого человека выработается менее позитивная самооценка. Повзрослев, мы оставляем родительский дом и входим в большой мир ровесников и старших, и бесчисленные новые познания накладывают на нас свой отпечаток. К сожалению, если вы привыкли придавать слишком большое значение неизбежным жизненным разочарованиям, то не исключено, что именно разочарованность станет главной частью вашего имиджа.

Формирование самооценки – процесс, который начинается в раннем детстве и продолжается до того времени, когда человек почувствует себя самодостаточным, когда его не будет трогать мнение окружающих, когда он будет максимально привлекательным в своих собственных глазах.

Иногда человек, посмотрев на себя в зеркало, начинает тихо ненавидеть то, что он там видит. Каких-то несколько появившихся морщинок или едва заметные складки в области талии способны подорвать внутреннее самоощущение личности. К сожалению, люди часто делают акцент не на том, на чем следует.

Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которых зависит ощущение себя в этом мире, самочувствие и работоспособность, стиль взаимоотношений с людьми.

Вопрос педагогам: какие ассоциации у вас возникают со словом самооценка

С понятием самооценка связаны такие понятия как эгоист, альтруист, ложный альтруист, человек – беда.

В психологии существует такое понятие, как позитивная самооценка, которая является совокупностью талантов и достижений, а так же согласие с самим собой, со своим «Я». Развитие самооценки – это не самовлюблённость, а логическое продолжение веры в себя.

Самооценка так же бывает завышенной, заниженной и адекватной.

Упражнения для повышения самооценки представляют собой определенные положительные установки, которые Вы даете сами себе. Для того, чтобы упражнения для повышения самооценки принесли положительные результаты, Вы, в первую очередь, должны страстно этого захотеть и приложить все усилия для того, чтобы Ваша самооценка соответствовала Вам.

Для того, чтобы формировать адекватную самооценку о себе необходимо знать вою оценку. Поскольку мы с вами люди – существа социальные. Наша самооценка зависит от окружающего мира. Наше мнение о себе не всегда совпадает с мнением окружающих

Упражнение «Напиши кто я» каждому из участников на спину крепится листок и все пишут фломастерами те качества, которыми обладает этот человек.

Рефлексия упражнения: обсуждение итогов. Насколько представления отдельного человека отличаются от мнения коллектива.

Формирование самооценки проходит под влиянием многих факторов, в том числе важно отношение к окружающей действительности, отношение общества к личности и наоборот, взлеты и падения, победы и поражения.

Упражнение: Конформизм: Из помещения выходит за дверь двое желающих, им предлагается решить пример (например: 257598- 457403= -199805). С группой, находящейся в зале обговаривается, что при возвращении первого все будут сидеть некоторое время молча, но при этом непринуждённо дотрагиваться до своего носа (почесать, далее каждый должен озвучить неправильный вариант решения примера (-198805). Важно отследить реакцию того человека, который зашёл. Будет ли он непроизвольно почесывать свой нос и согласится ли с неправильным вариантом ответа всей группы. После того, как первый участник озвучит свой результат, его просят тоже назвать неправильный вариант решения примера, когда войдёт второй участник.

Рефлексия: Легко ли было согласиться с неправильным ответом? Что вы почувствовали, когда человек, с которым вы вместе решали пример, вдруг сказал неверный ответ? Почему вы почесали свой нос? Была ли в этом необходимость?

Люди не произвольно поддаются влиянию группы, в некоторой степени им даже это нравится, это показывает, что они являются неотъемлемой частью общества.

Разминка «Найди свою группу» все участники разбиваются на 3 группы. Каждая группа выбирает себе название: хрю, иа, чмоки-чмоки. Все участники расходятся по залу, завязывают глаза и по команде должны кричать своё название и собраться все вместе.

Упражнение «Влияние установки на взаимоотношения людей».

Шести участникам на голову надеваются бумажные ободки с надписями установок. В течение 3–5 минут участники беседуют между собой, обсуждая любую тему, при этом соблюдая указанные установки. Остальные участники наблюдают. Список установок: заискивайте передо мной; не разговаривайте со мной; ругайте меня; унижайте меня; хвалите меня; уважайте меня.

Рефлексия: Как вы себя чувствовали? Как можно избежать негативных последствий установок?

Каждому из нас нравится, когда нам дарят подарки и сегодня, подводя итоги нашего занятия, я бы хотела, чтобы вы тоже подарили друг другу подарки. Сейчас вы мысленно выберете 2-3 человек и пишите то, что бы вы хотели им подарить. Дарить нужно то, чего по вашему мнению этому человеку не хватает или вообще нет. Всё, что связано с самооценкой этого человека. Затем вы подходите к конверту с именем этого человека и вкладываете туда свой подарок. Конверты раздаются в конце занятия.

Рефлексия всего занятия: Упражнение с волшебным мешочком. В мешочке находятся небольшие фигуры из яркой, блестящей бумаги. Мешок передают по кругу. Каждый участник берёт мешок, достаёт одну фигурку и произносит «Я беру из мешочка …. потому, что сегодня ….» (например: я беру из мешочка уверенность в себе, потому, что я лучшая).

Благодарю вас за работу, всего доброго.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Тренинговое занятие с педагогами в период подготовки к аттестации «Дорога профессионального роста» Тренинговое занятие с педагогами в период подготовки к аттестации. «Дорога профессионального роста» Цель: Оказание психологической помощи.

www.maam.ru

Конспект внеурочного занятия на повышения самооценки

Тема: «Развитие позитивной самооценки».

Цели: повышение самооценки учащихся, снятие мышечного напряжения.

1) повышение значимости ребенка в коллективе,

2) снятие эмоционального и физического напряжения,

3) повышение самооценки учащихся,

4) развитие внимания,

5) развитие находчивости и сообразительности.

— Поприветствуем друг друга большими пальчиками, указательными, мизинчиками.

Игра «Слон, жираф и крокодил».

Цели: развитие внимания, снятие напряжения.

Когда психолог говорит: «слон» — все должны широко развести руки в стороны, изображая большого слона; «крокодил» — все хлопают рукой об руку, изображая пасть крокодила; «жираф» — все вытягивают руку вверх, изображая шею жирафа. В ходе игры психолог называет одно животное, а сам, чтобы запутать детей, показывает другое.

1. Упражнение «Похвалилки».

Цель: повышение самооценки ребенка, его значимости в коллективе.

Дети получают карточки, где зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие. Дети по кругу должны озвучить свою карточку. Например: «Однажды я (дальше читает, что написано в карточке) быстро выполнил задание ».

— А теперь, каждый сам попробует себе придумать или вспомнить какое-то одобряемое действие. Дети, по кругу передавая мяч, озвучивают окончание предложения: «Однажды я…».

2. Упражнение «Летит-летит по небу шар…»

Цель: снятие напряжения, эмоциональная разрядка.

Дети рассказывают стихотворение с движением (заменяют слова: «летит» — махи руками, «по небу» — показываем указательным пальцем вверх, «шар» — показываем руками большой шар; «мы», «нас» — показываем правой рукой на себя).

Летит, летит по небу шар,

По небу шар летит.

Но знаем мы, что этот шар до нас не долетит.

До нас шар долетел, и он нас сегодня перенесет на морской берег…

3. Упражнение «На берегу моря».

Цель: снятие напряжения.

— Солнце на море очень яркое и чтобы не получить солнечный удар, мы оденем на головы панамки (дети изображают соответствующее действие с воображаемой панамкой).

— Давайте полюбуемся морским солнышком: подняли голову вверх — сощурили глазки, так как солнце очень яркое; опустили голову вниз – посмотрели на камешки. И так повторили 3 раза.

— А теперь прогуляемся по морскому берегу. Представьте, какой горячий песок лежит у нас под ногами – покажем, как мы идем по горячему песку. Наберем песок в ладоши, сильно сожмем кулаки с песком, разжимаем кулачки и выпускаем из них песочек. Повторим так три раза.

— А сейчас зайдем в прохладную воду. Набираем воду в ладоши и отпускаем. Давайте поиграем в воде, брызгаем друг на друга (один на кого-то брызгает; тот, на кого брызнули, изображает, как он жмурится и вздрагивает от прохладной воды). А теперь давайте немного проплывем (дети показывают соответствующие движения).

— А теперь поиграем с камешками: подбросим камешек – поймаем, бросим камешек далеко в море.

Дети изображают мимикой, пантомимикой действия с воображаемыми камешками, песком, водой, солнышком.

4. Упражнение «Дополни предложение».

Цели: повышение самооценки ребенка, развитие сообразительности, находчивости.

Психолог предлагает поочередно каждому дополнить предложение: «Я самый (самая)…», называя о себе что-то хорошее. Выигрывает тот, кто придумает о себе больше хороших слов, отвечать надо в течение произносимого вслух психологом счета: 1 – 2 – 3.

5. Упражнение «Морские волны».

Цель: снижение мышечного напряжения.

Выполняется в кругу. Психолог говорит «Штиль!» — дети тихо сидят на корточках. «Волны!» — дети по очереди встают, начиная справа от психолога (встал психолог, через 2 секунды встал ребенок, стоящий справа от психолога и т.д.). Последний участник встает и хлопает в ладоши, после чего все в таком же порядке, начиная с психолога, начинают садиться. «Шторм!» — тоже, что и «волны», только дети не ждут 2 секунды, а встают друг за другом, начиная с психолога. Заканчивается игра «Штилем».

Цель: выяснение эмоционального состояния ребенка на занятии, подведение итога.

Дети садятся в круг. Идет подведение итога занятия.

— Какое упражнение вам понравилось?

— Чему мы научились на занятии?

Все участники группы встают в круг и, взявшись за руки, дружно произносят: «Мы молодцы, ура!».

infourok.ru

Занятия развивающего плана для детей 5 и 6 лет

Детей 5-6 лет пора начинать готовить к переходу в первоклассники. Залог успешной учебы в школе закладывается в указанном возрасте. Развивающие занятия помогут осуществить качественную подготовку ребенка, как в дошкольном учреждении, так и в домашней обстановке.

С 5-ти летнего возраста дети обучаются с удовольствием

Занятия с детьми позволят повысить интерес к процессу обучения и школе, если будут организованы интересно и качественно. Учителями начальной школы отмечается, что дети 5-6 лет, при обучении которых применялись развивающие методики, отличаются повышенной работоспособностью, позитивным настроем, аккуратностью и организованностью.

Особенности развития малышей в 5,6 лет

Занятия, нацеленные на развитие мышления, логики, познания мира разнообразны. Знания и умения пятилетнего малыша уже немалые. В пять лет ребенок достаточно хорошо владеет речью, умеет анализировать ситуации, дает объяснения некоторых явлений и отстаивает свое мнение. У ребенка есть навыки счета, он умеет сравнивать и выполнять задания по инструкциям. У детей в этот период «взрослеет» сознание и повышается ответственность.

В 5-6 лет у ребенка вырабатывается ответственность и понимание необходимости учиться

Наблюдения за детьми показывают, что у ребенка все в большей степени проявляется самостоятельность, возникают новые интересы, воодушевление успехами в творчестве.

Но психика ребенка еще не сформировалась окончательно. Он все еще впечатлителен, эмоционален, сравнивает себя с другими детьми.

В 5-6 лет все еще продолжается процесс познания мира. Развивающие процессы все еще проходят посредством игр и общения. Но уже идет постепенный переход на обучающие занятия, которые предполагают учебный процесс с установленными правилами и требованиями и, конечно, оценкой результата.

Что должны знать родители

В возрасте пяти лет родителям надо оценить, как развивается их малыш. Надо проследить, как складываются взаимоотношения между ребенком и окружающим миром.

Игра на развитие произношения

За детьми следует понаблюдать по следующим направлениям:

  • поведение ребенка в домашних условиях, на улице, в общественных местах;
  • общение с окружающими людьми;
  • какие у детей друзья, понимание и восприятие дружеских отношений;
  • насколько развита речь детей, есть ли у ребенка проблемы с произношением, как он строит предложения.
  • Важным моментом является комфорт и гармония в семье, поскольку подготовку к школьной жизни надо начинать с привития таких навыков, как порядок, ответственность, которые ребенком усваиваются, в первую очередь, в семье. Развивающие занятия, помимо получения новых знаний, помогут настроить детей на правильное восприятие мира, скорректировать поведение.

    Целевая направленность занятий

    Занятия, которые направлены на развитие детей пяти-шести лет отличаются огромным разнообразием. Занятия такого типа позволят постепенно, перевести игровые формы в обучающие. Такой переход для детей осуществляется без напряжения и без проблем.

    Развивающая игра для детей 5-6 лет

    Задания представлены в виде разгадывания загадок, раскрашивания картинок. Затем ребенком осваиваются прописи. Дети в 5-6 лет любят выполнять логические задания.

    В программе обучения детей, которая использует развивающие формы, занятия должны реализовывать следующие цели:

    • развивать познавательный интерес;
    • совершенствовать творческие, физические и интеллектуальные способности;
    • задания должны способствовать положительному отношению к будущему школьному обучению.

    Игра на тренировку памяти

    В программе для указанной возрастной группы должны быть задания:

  • по основам родной речи, которые закладывают фундаментальную базу при обучении чтению, русскому языку, развивают речь детей.
  • математического направления — начала арифметики и геометрии, задания, направленные на развитие внимания, укрепления памяти и логического мышления.
  • по формированию интереса к природе, умению чутко к ней относиться, а так же первые знания по экологии.
  • по исследованию физической составляющей простейших бытовых явлений и астрономических знаний.
  • Дети 5-6 лет очень любят играть с конструкторами

    Детей этого возраста интересуют занятия по изобразительному искусству, им нравится конструировать, изготовлять какие-нибудь изделия.

    В пять-шесть лет детей можно занимать различными делами до двух часов – они не устанут. Причем концентрация внимания в течение этого времени не снижается. Детей можно привлекать к занятиям в течение этого времени. Только задания нужно менять и делать небольшие перерывчики.

    Что нужно учитывать при организации занятий

    Обучение должно быть организовано по всем видам деятельности детей. Они должны совершенствовать навыки лепки, конструирования, рисования. Но в 5-6 лет начинается постепенный переход к стилю обучения, когда детей надо научить выполнять требуемые задания. Дети все еще чувствуют потребности в игровой деятельности. На основании этого процесс обучения хотя и становится целенаправленнее, но включает в себя и элементы игры.

    Интеллект ребенка определен такими познавательными процессами, как внимание, воображение, восприятие и память.

    Вниманию детей 5-6 лет характеризует непроизвольность; Малыш еще не в состоянии руководить своими эмоциями, концентрировать и направлять внимание на важные вещи. В силу этого может оказаться под внешними впечатлениями. Данные впечатления выражаются в том, что ребенок быстро отвлекается, он не может сосредоточить внимание на каком-то одном предмете или действии, а деятельность должен часто менять. Руководство со стороны взрослых направляется на то, чтобы постепенно повышать уровень концентрации внимания. Ребенок при таком отношении будет развивать ответственность за результаты своих действий.

    Надо учить ребенка пересказывать прочитанное

    Данная направленность действий предполагает то, что ребенком будут добросовестно и тщательно выполняться любые задания, причем независимо от того интересно оно или нет.

    Особенности восприятия информации в 5-6 лет

    Важнейшие характеристики внимания, которые предстоит развивать у ребенка – это:

  • проявление устойчивости внимания, то есть способности длительный период сохранять концентрацию;
  • умение переключать внимание, вырабатывать быструю ориентацию в разных ситуациях и перестраиваться с одного вида деятельности на другой;
  • распределение внимания на два и более объекта.
  • Для развития функции внимания очень важно влияние эмоциональных факторов, выработка интересов к выполняемым действиям, ускорение мыслительных процессов и формирование волевых качеств. Указанные свойства прекрасно развиваются в процессе выполнения развивающих упражнений.

    Игра на понимание ситуации

    Развитие восприятия у ребенка присутствует с первых месяцев. Но в 5-6 лет уровень восприятия находится на пике. Ребенок впитывает в себя новое, воспринимает информацию из окружающего мира. Но наиболее полно входит в сознание то, что ему интересно. Поэтому основная цель взрослых – это заинтересовать детей в тех знаниях, которые они должны получить.

    Какие формы занятий наиболее подходящие

    Использование для развивающего обучения игрушки и различные игры. Большим преимуществом является то, что дети играют и обучаются одновременно на совершенно добровольной основе. Они заинтересованы в результатах, не переутомляются. Так развитие логики прекрасно прогрессирует на играх Никитина. Настольные игры постепенно обучают математике, правилам движения, буквам и чтению. В процессе игры у детей формируется усидчивость, терпение и навыки достойного поведения.

    Художественное творчество — великолепный способ развития способностей

    Творчество в этом возрасте лучше всего проявляется в конструировании и выполнении поделок. Причем задания должны постепенно усложняться, включая элементы самостоятельного моделирования. Ребенок учится созиданию. Он учится мыслить и размышлять логически, развивает мелкую моторику.

    Развивающее обучение в 5-6 лет лучше всего осуществляется через игровую деятельность. Ребенок должен в процессе развития подготовиться к традиционной школьной системе обучения.

    detki.guru

    Конспект занятия на тему: «Самооценка»

    Занятие на тему: «Самооценка»

    Цель занятия: Ознакомить воспитанниц с понятиями: завышенная, адекватная и заниженная самооценка.

    Формировать представления учащихся о себе, помогать корректировать самооценку;

    Предложить методики, с помощью которых можно определить самооценку учащихся разных возрастов;

    Формировать умение правильно оценивать себя и других

    Вводимые понятия: самооценка, притязания,

    Материалы к занятию:

    Предварительно можно побеседовать с воспитанниками по следующим вопросам.

    — Любишь ли ты, когда тебя хвалят?

    — Как часто тебя хвалят? Хотелось ли тебе, чтобы тебя чаще хвалили? (Если не любишь когда тебя хвалят, то почему?)

    — Нравится ли товарищам общаться с тобой?

    — Какие роли тебе дают ребята?

    — Какую роль ты сам себе выбрал?

    — Как вы думаете: по-разному ли к вам относятся ваши друзья, учителя, родные?

    — Что такое, по-вашему, самооценка?

    Самооценка — это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

    Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию. Она развивается путем постепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общие требования, в требования человека к самому себе.

    Самооценка человека зависит от множества факторов. Психологи, однако, пользуются формулой:

    Повысить самооценку можно либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи. Расхождение между притязаниями и реальным поведением человека ведет к искажениям самооценки. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным.

    Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как человек говорит, а и в том, как он поступает.

    Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания. Они более зависимы.

    Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, такие люди в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех.

    Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него абсолютного, решающего значения.

    При завышенной самооценке человек уверенно берется за работу, превышающую реальные возможности.

    Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.

    По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.

    Для определения самооценки используем методику “Лесенка”.

    Методика «Лесенка» (приложение 1)

    Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

    Рисуем на доске лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.

    На второй — чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

    На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если трудно нарисовать человечка).

    1-3 ступенька — низкий уровень самооценки (заниженная);

    4-7 ступенька — средний уровень самооценки (правильный);

    8-10 ступенька — высокий уровень самооценки (завышенная).

    Дальше предлагается следующая методика для определения самооценки или методика «Изучение общей самооценки».

    Вы считаете, что командовать, руководить лучше, чем подчиняться?

    Когда вам поручают какое-нибудь дело, вы всегда настаиваете, чтобы делать его по-своему?

    Вы всегда и везде стремитесь быть первым?

    Если бы вы всерьез занялись наукой, то рано или поздно стали бы профессором?

    6-7 положительных ответов (+) — завышенная самооценка;

    3-5 (+) — адекватная (правильная);

    Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

    Большую часть времени я нахожусь в подавленном состоянии.

    Я примерно также способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

    Я все делаю хорошо (любое дело).

    Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

    Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

    Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

    Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

    Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

    Я сам думаю, что постоянно кому-нибудь необходим.

    Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

    Мне чаще везет, чем не везет.

    В жизни я всегда чего-то боюсь.

    Подсчитывается количество согласий (“да”) под нечетными номерами, затем — количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +10.

    Результат от -3 до +3 — о средней самооценке

    Результат от +4 до +10 — высокой самооценке.

    Правила поднятия самооценки:

    Максимум усилий на внешний вид

    Не зацикливайтесь на своих физических изъянах. Они есть у всех!

    Люди не замечают вещей, столь очевидных для вас.

    Не будьте излишне критичны к другим.

    Найдите кого-нибудь в своем окружении, с кем вы можете разделить волнения и переживания.

    Стеснительность может сделать некоторых людей агрессивными.

    Человек способен к различным вариантам самонастроя – он может настраиваться как на успех, так и на неудачу.

    Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 2 кн., М: Просвещение, 1994.

    Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы, Ростов — на — Дону, 2003.

    Под ред. Чернышева А.С. Психологические основы педагогической практики студентов, М., 2000.

    Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии, СПб: Речь, 2001.

    Лошкарёва Нина Александровна «Изучение самооценки учащихся», Фестиваль педагогический идей «Открытый урок»

    Самооценка «Опросник» (приложение 2)

    Отвечаем на вопросы: “да” (+), “нет” (-)

    Вы настойчиво и без колебаний осуществляете принятые решения, не останавливаясь перед трудностями?

    По сравнению с большинством людей вы достаточно способны и сообразительны?

    Вам трудно сказать себе “нет”, даже если ваше желание неосуществимо?

    Вы считаете, что достигните в жизни гораздо большего, чем ваши сверстники?

    В своей жизни вы успеете сделать очень многое, больше, чем другие?

    Если бы вам пришлось заново начать жизнь, вы достигли бы гораздо большего?

    Подсчитайте количество “да” (+).

    Изучение общей самооценки ( приложение 3)

    Инструкция испытуемому: Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно зачитать номер положения и против него — один из трех вариантов ответов: “да” (+), “нет”(-), “не знаю” (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

    Со мной большинство ребят советуются (считаются).

    У меня отсутствует уверенность в себе.

    Временами я чувствую себя никому не нужным.

    В любом деле я считаю себя правым.

    Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

    Меня мало беспокоят возможные неудачи.

    Я редко жалею о том, что уже сделал.

    Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке.

    infourok.ru

    Конспект занятия «Игры для развития адекватной самооценки»

    Конспект занятия «Игры для развития адекватной самооценки»

    «Игры, направленные на развитие адекватной самооценки» .

    ИГРА «Сочиняем сказку».

    Игра помогает детям выразить свою индивидуальность, учит адекватным способам взаимодействия, взаимопонимания, развивает умение спокойно до конца слушать собеседника.

    Предложить детям выбрать тему сказки (если дети испытывают затруднения, психолог помогает и назначает тему). рассказать, что сейчас все вместе сочиняем сказку, которая будет новой, и которую еще никто не читал.

    Все дети садятся в круг и по очереди, держа в руках «волшебную палочку» начинают сочинять. Первый ребенок говорит одно предложение, второй – второе и т. д.

    В конце, когда сказка окончена, проводится коллективное обсуждение, понравилась ли полученная сказка детям, что они чувствовали, когда сочиняли сказку, что делали пытаясь поправить друг друга.

    После сочинения сказки можно предложить детям нарисовать к ней иллюстрации.

    В заключение получившуюся сказку с иллюстрациями собрать в папку и оставить в группе.

    Дидактические игры и игровые приемы, направленные на развитие фонематического восприятия у дошкольников Монгуш Н. С. воспитатель МБДОУ № 24 г. Кызыла Республики Тыва Консультация для педагогов «Дидактические игры и игровые приемы, направленные.

    Дидактические игры по ознакомлению с произведениями искусства для детей старшей группы Дидактические игры для детей старшей группы, направленные на ознакомление дошкольников с произведениями искусства. Определи жанр картины.

    Игры, направленные на развитие эмоций «Коврик эмоций». Игра – ходилка Описание игры: Играющие поочередно бросают кубик и делают количество шагов, соответственно числу точек на.

    Игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы Данные игры помогут детям развить эмоционально-волевой контроль. Способствуют развитию умения контролировать и приемлемо выражать свои эмоции,.

    Игры, направленные на речевое развитие Игры, направленные на речевое развитие. Подготовила Зулаева Любовь Ивановна, воспитатель групп раннего возраста МКДОУ ДС «Буратино», г. Лагань.

    Конспект ООД в старшей группе на тему: «На тонком льду» ОО «Познавательное развитие» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29» Шатурского района, Московской области Конспект.

    «Ку-ку, кукушка». Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» Конспект НОД По образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Ку – ку, кукушка» Воспитатель: Тимошкина Б. А. Цель: расширить представление.

    Статья «Практические игры-тренинги, направленные на предупреждение основных проблем воспитания дошкольников» Основным фактором, предопределяющим основную проблематику в воспитании детей в настоящее время, является высокая загруженность родителей,.

    Проект на тему: Развитие элементов логического мышления посредством игры Проект:«Развитие элементов логического мышления детей дошкольного возраста посредством игры» Тип проекта: познавательный. Сроки реализации:.

    Упражнения и игры, направленные на снижение агрессивности у дошкольников Упражнения и игры, направленные на снижение агрессивности у дошкольников 1. «Головомяч» Цель: развивать сотрудничество в парах, формировать.

    www.maam.ru

    Занятия самозащитой и повышение самооценки для взрослых

    Развивающие занятия самозащитой для взрослых соединяют в себе практические приемы самозащиты и психологические методики для физического и духовного саморазвития, повышения самооценки. Специально разработанная программа позволяет комплексно подходить к потребностям современного человека. Занятия для взрослых восполняют дефицит физической активности, развивают психологическую устойчивость и гибкость, повышают уверенность в себе, снимают стресс, дают возможность приобрести эффективные навыки самозащиты и поведения в стрессовых ситуациях.

    В нашем центре занятия для взрослых построены таким образом, чтобы каждому участнику процесса было интересно, будь то индивидуальные занятия или групповые. Вне зависимости от пола и возрастной категории, удовольствие от физических нагрузок получит любой человек, посещающий тренировки. Разнообразие видов нагрузок, их направленность, учет уровня подготовки и ориентация на индивидуальные пожелания составляют необходимый минимум нашего центра. Это позволяет поддерживать хорошую физическую форму, приобретать дополнительную энергию и улучшать здоровье. Тренировки помогут укрепить связки и суставы, развить гибкость и подвижность, увеличат выносливость и энергетический потенциал.

    Другим немаловажным преимуществом занятий для взрослых является возможность свободного проявления эмоций. Далеко не всегда у нас есть возможность выразить те или иные свои чувства. Повседневная жизнь накладывает массу ограничений на эмоциональный мир. В итоге раздражение, агрессия и неудовлетворенность часто накапливаются, оказывая негативное воздействие на нас и наших близких. На занятиях для взрослых центра «Радуга-плюс» нет жестких рамок для эмоций — можно проявить и злость, и страх, и радость. Стресс, приобретаемый каждым человеком, выйдет в результате специально подобранных упражнений. Это поможет снять напряжение и разгрузить эмоциональный фон. Опытный и квалифицированный тренер научит выражать свои эмоции без вреда для окружающих.

    Уверенность в конфликтных ситуациях

    Система занятий, разработанная нашими специалистами, поможет успешно разрешать конфликтные ситуации. Многократный анализ конфликтного сценария помогает его участникам увидеть разные грани и особенности конфликтного взаимодействия. Тренер поможет отследить собственные реакции, и уйти от стереотипов проявления и защиты от агрессии. Тренировки позволяют проигрывать конфликт так, как если бы он действительно происходил, однако, спокойная атмосфера занятий и умелое руководство тренера направят процесс и поведение участников в нужное русло. Неуверенность в себе постепенно превратиться в веру в собственные силы, неловкость движений сменится безусловным владением собственным телом, а неуместные проявления агрессии найдут эффективные каналы выражения. Знание о том, каким образом нужно вести себя в конфликтной ситуации на порядок снижает частоту возникновения таковых.

    Для кого эти занятия?

    Техника самозащиты, предлагаемая нашим центром, может практиковаться людьми с разным уровнем физической подготовки. Начиная с простых, но эффективных упражнений, постепенно усложняя те или иные аспекты тренировочного процесса, можно освоить азы боевого искусства за короткий срок. Структура занятий позволяет постоянно повторять усвоенное и наращивать новые необходимые элементы.

    Предлагаемая система самозащиты в разы увеличивает возможности и шансы благоприятного выхода из конфликтной ситуации. Основной упор на занятиях делается не на развитие физической силы и массы, а на знание физиологических особенностей человеческого организма, умение использовать энергию и силу противника против него самого, а также на понимание собственных возможностей и ограничений. В сумме всё это позволяет эффективно действовать в сложных ситуациях.

    Любой человек сможет увидеть ощутимый и продуктивный результат занятий. Умение управлять собственным телом на новом уровне принесет пользу даже в повседневной жизни, ведь тренировки помогут сберечь здоровье в случае неожиданного падения, не дрожать от страха в темной подворотне, а также сохранять самообладание и контроль в конфликтной ситуации. И, как следствие, повысить собственную самооценку

    raduga-plus.info

    Занятия на развитие самооценки

    Ведущую роль в формировании самосознания дошкольника играет внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная форма общения со взрослым, а также интенсивное развитие общения с. Однолит ткамы. Общение становится той сферой действительности, которая аккумулирует все психические функции ребенка: его внимание, восприятие, память, мышление, эмоции. Психика и личность ребенка приобретает именно тех качеств, которые необх и дни ей для обеспечения общения со взрослыми и ровесниками. В самосознания появляются те свойства, отражающие роль и место ребенка в общении и позволяют регулировать его. Как подчеркну вал. С. Л. Рубинштейн,»не существует»я»вне отношением к»ты», и не существует самосознания без осознания другого человека как самостоятельного субъекта»[129, с 636]. Дошкольник в процессе общения получает от и. Других значительное количество регулирующих воздействий: оценок, замечаний, одобрений. Впоследствии сама начинает выражать их партнерам. Так у ребенка накапливается информация о том, что ей удалось лучше, что вызвало сх свержению, что — наоборот — делать не стоит. Все более четкими и объемными становятся представления о себе, в частности о своих возможностях. Если в раннем возрасте самоотношение ребенка было преимущественно положительным и. Негно чким в различных ситуациях деятельности, то у дошкольника оно все больше зависит от конкретных успехов в деятельности и меняется чаще. В 3-4 г ребенок только начинает выделять некоторые умения, лич тесные и познавательные черты, так завышает свои возможности в достижении результата, почти не умеет находить ошибки по сравнению с образцом. Стремление взрослого привлечь внимание малыша к его недостаткам с принимается последнее негативно как обобщенная личностная оценка со значением»плохой»При развитого опыта общения ребенок в 5 г знает о своих умениях, имеет некоторое представление о познавательных м ожливости, личностные черты, адекватно реагирует на успех и неудачу. В 6-7 р дошкольник осознает свои физические, личностные и умственные возможности, оценивает их правильнні, особистісні та розумові можливості, оцінює їх правильно.

    На основе знаний и мыслей о себе у дошкольника развивается сложный компонент самосознания — самооценка. Она во многом зависит от того, как ребенка оценивает взрослый. Чем точнее и аргументированней оценочная действие взрослого, тем благоприятнее условия формирования самооценки. Оценка взрослого ребенка должна иг. Ават стимулирующую роль, мобилизовать усилия ребенка на получение результата. Заниженные оценки взрослых имеют самые негативные последствия, снижают самостоятельность и инициативность ребенка. Впоследствии сформировано представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в определенной степени противостоять им в случае тормозного их влияния на развитие личности. Старшие дошкольники самостоятельно вм иють анализировать результаты своих действий, отделяют себя от оценки другогоншого.

    . Общение со сверстниками начинает играть все более весомую роль в процессе развития самосознания дошкольника. В раннем возрасте ребенок видел во взрослом, прежде всего, партнера, теперь — ребенок ориентируется на взрослого как на образец, которого трудно достичь. Позиция взрослым лого не позволяет ребенку применять для его деятельности оценочных действий время партнера дети начинают видеть в своих ровесниках, между ними возникает обмен оценками, а на их основе развивается способность ь видеть себя со стороны, с позиции другого. Растет значимость оценок сверстников. Формирование способности к оценке товарищей опережает и стимулирует формирование самооценки. К ровесника ребенок требовательна и в ценю его объективно, чем себя. Она находит ошибки и недочеты в работе товарища в то время как аналогичные ошибки у себя не замечает. К концу дошкольного возраста умения оценивать работу ровесника переносятся на собственную деятельностьяльність.

    Растет ориентация ребенка на анализ деятельности и ее результатов как основу оценки ровесника. В младших дошкольников взаемооцин-ки более субъективные, определяются эмоциональным отношением друг к другу. Ди идти почти не могут обобщать действия товарищей в разных ситуациях, не умеют различать их личностные качества (Т. О. Репина). Положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно. В старших дошкольников преобладают позитивные. Наиболее чувствительны к оценкам сверстников дети 4,5-5,5 лет. Высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами у детей 5-7 лет, богатый опыт индивидуальной деятельности помогает им критически оценивать действия сверстников [153, с 217, с. 217].

    Оценке ровесников подлежат прежде всего те сферы деятельности детей, которые выполняются ими совместно. Первыми дети учатся отличать те свойства товарищей, от которых зависит успешность их спилкув ния и сотрудничества: игровые умения, умения продуктивных видов деятельности, изобретательность, выдумка, способность учитывать предложения товарищей. В оценках сверстников дети учитывают, как они выполняют в имогы взрослых: не бить никого, слушаться воспитательницу, мамму.

    На формирование самооценки влияет отношение дошкольника к ровесникам. Выделяют три позиции дошкольника в отношении сверстников

    1. Эгоистичный позиция которая заключается в том, что ребенку безразличны другие дети, а ее интересы сосредоточены на предметах, в частности игрушках, из-за которых возникают споры и конфликты

    2. Конкурентное позиция проявляется, когда сверстники интересуют ребенка только как средство самоутверждения ради одобрение и поощрение взрослого дошкольник пытается быть послушным, хорошим, никого не кри ивдиты. Оценка других детей неадекватна, потому играет роль своеобразного фона, на котором ребенок стремится показать свои преимуществаги.

    3 ребенка с гуманной позицией положительно относится к товарищам, хорошо знает их интересы, настроения и желания, охотно, по собственной инициативе делится тем, что имеет, помогает другим не в расчете на похвал лу, а потому что получает от этого радость и удовлетворение. Гуманная позиция в отношении сверстников наиболее благоприятна для формирования адекватной самооценкики.

    На основе опыта оценки товарищей у ребенка формируется самооценка. Характерной для дошкольника является завышенная самооценка, сопровождаемая положительными эмоциями. Преобладание положительных самооценок в дошкиль ьникив играет защитную функцию, предохраняя незрелую личность ребенка от разрушительного воздействия отрицательных эмоцийій.

    Стремление к одобрению со стороны взрослых порождает у ребенка хвастовство, желание подчеркнуть наиболее выигрышные свои свойства, привлечь внимание к ним. Младшие дошкольники оценивают себя в абсолютных величинах:»ловкий,»лучше играю в разные игры»Средние дошкольники приписывают высокие оценки наиболее популярным ровесникам, или тем, к кому они относятся лучше. При этом такие оценки даются с учетом ситуации: «сегодня я добрый, потому добрые не пришли в детский сад»У старших дошкольников представления о себе более точное и дифференцированное:»я старательный, но не очень»»я стараюсь, когда составляю домик из кубиков, леплю грибочек»В самооценках возникают ссылки на примеры из поведения:»Я, наверное, не очень умная, умный. Женя — он всегда первый на занят тях соответствуетзумніший. Женя — він завжди перший на заняттях відповідає»

    Нередко дети гордятся качествами, которыми не обладают, рассказывают о вымышленных достижения. Это происходит по нескольким причинам (Р. Х. Шакуров). Приписывая себе определенную черту, ребенок ориентируется, насампере ед, на ее обобщенное положительное оценочное значение»хороший», а не на содержание этого качества. Кроме того, дошкольник не может в полной мере разобраться в своем психической жизни и осознать свои свойства. Бывает есть, что потребность в эмоциональной поддержке и одобрении со стороны взрослого настолько обострена, что ребенок приписывает себе те черты, за которые ее похвалятякі її похвалять.

    Постепенно у детей возрастает способность мотивировать самооценку, изменяется содержание аргументов. В 4-5 г аргументом самооценки выступает оценка окружающих, прежде всего, взрослых:»я хороший, потому что меня вы ихователька хвалит»В 5-7 г положительную самооценку дети объясняют с точки зрения наличия у себя нравственных качеств:»я хороший, потому делюсь игрушками с другими»Старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы с воих и чужих поступков. Они начинают объяснять собственное поведение, опираясь на свои знания и опыт время даже в 6-7 р не все дети могут мотивировать самооценку (Т. О. Репина). Заключение о развитии самооценки у дошкольникавиток самооцінки у дошкільника:

    — ведущую роль в формировании самосознания дошкольника играет общение со взрослым, а также интенсивное развитие общения со сверстниками;

    — предпосылкой возникновения самооценки является формирование у ребенка представлений о себе на основе информации, поступающей от партнеров по общению;

    — ведущую роль в возникновении самооценки играет совместная деятельность и общение с ровесниками;

    — самооценка тесно связана с оценкой ребенка взрослым, оценками ребенка по ровесника и ровесника отношении ребенка;

    — содержанием взаимооценок и самооценок выступают умения, возможности, свойства детей;

    — на протяжении дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, которая служит защитным фактором для незрелой личности ребенка;

    — растет объективность, аргументированность, дифференцированность, мотивированность оценок и самооценок

    uchebnikionline.com