Взаимосвязь самооценки и тревожности

Тревожность как свойство личности, имеющее когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты. Теоретический анализ научно-психологической литературы по проблемам взаимосвязи самооценки и уровня тревожности. Этапы исследования, характеристика выборки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Обращение к проблеме взаимосвязи самооценки и тревожности обусловлено той ролью, которую самооценка играет в процессе развития личности.

Проблема связи самооценки с другими свойствами личности недостаточно изучена в психологии, поэтому исследование связи самооценки и уровня тревожности актуально.

Тревожность — свойство личности, имеющее когнитивный (чувство собственной некомпетентности, негативная самооценка, ожидание неудачи), эмоциональный (эмоциональная возбужденность, ощущение чрезмерности требований, недостаточный контроль за собственными реакциями), поведенческий аспекты. Проблема тревожности как относительно устойчивого личностного образования сравнительно редко встает в чистом виде перед психологами. Тем не менее, многие авторы указывают на то, что данная проблема актуальна в настоящее время. Этой проблеме посвящено большое количество работ, и не только в психологии, но в физиологии, биохимии, психиатрии, социологии, философии. Впервые о проблеме тревожности в психологии заговорил З.Фрейд в своей работе «Страх».

Проблема тревожности широко рассматривается в работах как зарубежных: Ч.Д. Спилбергер (1983); А. Адлер (1997); О. Ранк (2001); З. Фрейд, (2000, 2001) и др., так и отечественных авторов: Н.Д. Левитов (1964); Ф.Б. Березин (1988); Л.В. Бороздина (1993); В.М. Астапов (2001); А.М. Прихожан (1991, 1998, 2000, 2007); К.Р. Сидоров (2006)и др.

Самооценка — сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, в том числе и регулятивную функцию. Проблема оценивания и оценки в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов. Значимый вклад в изучение самооценки внесли С.Л. Рубинштейн (1973), Л.И. Божович (1955, 1979, 1995); А.И. Липкина (1968); А.Н. Леонтьев (1975); И.И. Чеснокова (1977); В.В. Столин (1983); И.С. Кон (1987, 1989); Р. Бернс (1986); К. Роджерс (2007); Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова (1990, 1997, 2001); О.Н. Молчанова (2006) и многие другие.

Работа посвящена проблеме исследования взаимосвязи самооценки и уровня тревожности.

Теоретической основой данной работы послужили труды таких ученых как Н.Д. Левитова (1964), Ч.Д. Спилбергера (1983); А.М. Прихожан (1991, 1998, 2000, 2007); Л.В. Бороздиной (1999); К.Р. Сидорова (2006) и др. авторов.

Самой распространенной в вопросе тревожности является точка зрения Ч.Д. Спилбергера. Он предложил различать тревогу как состояние и как свойство. Его разделение тревоги на ситуативную (СТ) и личностную тревогу (ЛТ), повторил и дополнил Н.Д. Левитов. Он говорил о тревоге как о черте характера, В настоящее время это положение используется в теории, а также в экспериментальной и диагностической практике [27].

В определении самооценки используется модель, предложенная Л.В. Бороздиной, где самооценка включена в структуру самосознания и определяется как оценка человеком себя по определенному свойству или оценки собственного потенциала в целом [10].

Цель исследования: выявить взаимосвязь самооценки и уровня тревожности.

Гипотеза исследования: Существует взаимосвязь между самооценкой и тревожностью: высокой самооценке соответствует низкий уровень тревожности и наоборот.

3. Определить взаимосвязь самооценки и уровня тревожности.

4. Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.

Первым серьезным теоретиком проблемы самооценки был Уильям Джеймс. В начале XX века изучение этой проблемы переместилось из психологии в область социологии. Новый взгляд был предложен представителями символического интеракционизма (Кули, Мид). Психоаналитическое направление, раскрывая структурный компонент собственной теории — «эго» или Я, отождествляемого с сознанием, специально изучением самооценки не занималось, однако в работах К.Хорни имеются указания двоякого рода, выходящие на тему самооценки. Теоретические разработки в изучении «Я-концепции» индивида в работах представителя гуманистической психологии К. Роджерса в значительной степени повлияли на современное состояние проблемы самооценки [27].

Вопросу самооценки в отечественной психологии уделяли и уделяют достаточно много внимания. Например, Липкина и Рыбак (1968) рассматривают самооценку в учебной деятельности; Сафин (1975) исследует устойчивость самооценки и механизм ее сохранения. Разумеется, в каждом из этих экспериментальных исследований ставятся и решаются также вопросы теории самооценки. В них разрабатываются вопросы социально- психологической природы и нравственной основы самооценки, ее структуры и роли в психической жизни личности (Ананьев, 2001; Рубинштейн, 1973, 2006; Бороздина 1999; Сидоров, 2006 и др.) [32].

З.Фрейд (2000) выдвинул две точки зрения на тревожность. Первая из них заключалась в том, что тревожность возникает в результате вытеснения влечений. Согласно его второй точке зрения, тревожность — или то, что мы называем невротической тревожностью, — возникает в результате страха перед теми влечениями, обнаружение или следование которым создаст внешнюю опасность.

К. Хорни основу сущности человека видит в его врожденном чувстве тревоги. Именно базальная тревога заставляет человека стремиться к безопасности, строить свое поведение таким образом, чтобы не провоцировать ее усиления [30].

Согласно О. Ранку, чувство страха, которое сопровождает рождение, остается на протяжении всей жизни. Испытанный, и в полной мере прочувствованный страх становится первой моделью восприятия окружающего, которая воздвигает барьер на пути повторения первичной ситуации наслаждения [22].

А. Адлер рассматривал беспокойство, тревожность как чрезвычайно распространенную черту характера, которая сопровождает индивидуума с самого раннего детства до старости.[1]

Оригинальность подхода Божович заключалась в том, что выделялись два вида тревожности — адекватная, отражающая объективное отсутствие условий для удовлетворения той или иной потребности, и неадекватная — при наличии таких условий. Только в последнем случае можно говорить о тревожности как устойчивой функциональной структуре эмоциональной сферы, устойчивом личностном образовании [6].

Вопросы, которые ставили Адлер, Фрейд, Хорни, Божович и др. и в настоящее время остаются актуальными, поэтому при изучении проблемы тревожности, особенно важно не только интегрировать уже имеющиеся достижения в этой области, но и заново критически и творчески осмыслить те направления исследований, которые были проведены [19].

Сидоров отмечает, что деление тревожности на ситуативную (СТ) и личностную (ЛТ) прочно вошло в психологический обиход и стало весьма удобным не только в теории, но и в диагностической и экспериментальной практике [28].

Важным результатом исследований Кэттела и его коллег (1961, 1972) явилось выделение собственно феномена тревожности. Был также выделен ряд типичных для состояния тревоги физиологических и биохимических показателей [31].

Я. Рейковский, рассматривая влияние тревоги на уровень притязаний, концептуирует тревогу и тревожность как проявление дефектов в структуре личности [24].

В работах Березина (1988), оценивается роль тревоги в процессе психической адаптации человека.[5]

Таким образом, на современном этапе развития психологии, большинство авторов считают тревожность — индивидуальной психологической особенностью, состоящей в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях.

1.математической статистики — коэффициент ранговой корреляции Спирмена;

2. психодиагностические методы — тестирование, беседа;

3.методы качественного описания — нахождение средней величины, медианы, дисперсии, сигмы.

2.Исследование самооценки по методике Дембо- Рубинштейна в модификации А.М.Прихожан.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в обогащении психологии сведениями об особенностях и механизмах формирования тревожности и самооценки, рассматриваемой в контексте социального становления личности. Результаты исследования могут быть использованы в организации всех направлений деятельности психологов, в разработке и осуществлении программ профилактики эмоциональных нарушений.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи самооценки и уровня тревожности

Одним из направлений исследования самооценки является поиск ее связей с различными личностными качествами, в частности чертой тревожности.

«Существуют данные о корреляции определенных показателей самооценки с тревожностью как свойством личности. Принято считать, что высокой самооценке релевантен относительно низкий уровень тревожности, и наоборот, увеличение индекса тревоги регистрируется также при неустойчивой самооценке» [26,с.64].

«Если учесть, что оценка себя человеком стабильно признается фактором регуляции поведения, поиск ее соотношений с теми или иными личностными переменными приобретает особый смысл, поскольку за простыми корреляциями могут скрываться причинно-следственные связи. А это в свою очередь делает необходимой проверку самих связей, их надежности и характера в качестве основы для содержательного изучения» [9,с.110].

«…особенности самооценки и уровня притязаний в отдельности не связаны с повышением тревожности. Тревожность вызывается конфликтом, выражающимся в рассогласовании уровней самооценки субъекта и его притязаний» [9,с.106]

«Расхождение высоты СО и притязаний сопряжено с ростом личностной тревожности» [28, с.83].

«Характерной чертой тревожных детей является снижение самооценки. Они не способны уважать себя, ценить себя, что проявляется в неверии в свои способности, в свои силы» [18, с.152].

Вывод: таким образом, в психологической литературе достаточно освещена проблема взаимосвязи самооценки и уровня тревожности.

Самооценка (англ. self-esteem) — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.

Самооценка развитого индивида образует сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного уровня осознанности и обобщенности.

Самооценка характеризуется по следующим параметрам: 1) уровню (величине) — высокая, средняя и низкая самооценка; 2) реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) самооценка; 3) особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная самооценка; 4) временной отнесенности — прогностическая, актуальная, ретроспективная; 5) устойчивости и др.

Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными самооценками разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т. п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицательное влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка, а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность самооценки может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность самооценки возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте.

Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной самооценки становится для человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких как аффект неадекватности, дискомфорт успеха и других.[21]

Тревожность (англ. anxiety) — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.

Вопрос о причинах тревожности открыт. В настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой тревожность, имея природную основу (свойства нервной системы), складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов. В дошкольном и младшем школьном возрастах главной причиной бывают нарушения детско-родительских отношений. В более взрослом возрасте тревожность может порождаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера.

Выделяют два основных вида тревожности. Первый из них — это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Другой вид — так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.

Тревожность является показателем неблагополучия личностного развития, оказывает на него отрицательное влияние. Такое же влияние имеет и нечувствительность к реальному неблагополучию, «защищенность», возникающая под действием защитных механизмов, прежде всего вытеснения, и проявляющаяся в отсутствии тревоги даже в потенциально угрожающих ситуациях. Т. может явиться предвестником невроза, а также его симптомом и механизмом развития.[17,21]

Вывод: т.о., самооценка и тревожность являются индивидуальными психологическими особенностями личности, формирующимися прижизненно.

2. Выделить и изучить особенности самооценки и тревожности.

4. Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования

Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и уровня тревожности.

Объект исследования: свойства личности — самооценка и тревожность.

Гипотеза исследования: Существует взаимосвязь между самооценкой и тревожностью: высокому уровню самооценки соответствует низкий уровень тревожности и наоборот.

2.Формирование выборки. В исследовании на добровольной основе приняли участие мужчины и женщины в возрасте от 30 до 45 лет. Всего 29 человек. Все являются военнослужащими РА.

3. Проведение психодиагностического исследования проводилось в два этапа. Первый этап включал проведение тестирования по методикам Спилбергера (использовалась шкала личностной тревожности) и Дембо-Рубинштейна (шкала самооценки). Тестирование проводилось индивидуально с каждым из участников исследования. Каждый испытуемый получил бланки тестов с инструкциями, работал самостоятельно, время ответа не ограничивалось.

Второй этап включал в себя подсчет результатов теста, после чего с каждым испытуемым была проведена беседа. В ходе беседы испытуемые были ознакомлены с понятием самооценки и тревожности, их видами и свойствами, с индивидуальными результатами.

4.Выявление взаимосвязи самооценки и уровня тревожности методом ранговой корреляции Спирмена.

Методика, предложенная Ч.Спилбергером, на русский язык была адаптирована Ю.Л.Ханиным. Она позволяет дифференцированно измерять тревожность как личностное свойство(уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).

Бланк шкал включает в себя инструкции, 20 вопросов-суждений для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ) и 20 вопросов- для оценки ситуативной тревожности (СТ).

Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым предлагается ответить на вопросы шкал, соответствуя инструкциям. На каждый вопрос возможно четыре варианта ответа по степени интенсивности.

Временных и возрастных ограничений нет. Обработка результатов проводится при помощи ключа путем подсчета суммы баллов по всем ответам. При интерпретации показателей применяются ориентировочные оценки тревожности:

Низкая………..до 30 баллов

Высокая……….45 и более баллов.

Вторая методика «Исследование самооценки по методике Дембо- Рубинштейн» (в модификации А.М.Прихожан) применялась для определения уровня самооценки испытуемых.

Данная методика основана на непосредственном оценивании ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Методика может проводиться как индивидуально, так и в группе. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

Обработка проводится по шести шкалам (не учитывается шкала здоровье). Каждый ответ выражается в баллах.

Длина каждой шкалы 100 мм., соответственно с этим ответы получают количественную характеристику. По каждой из шкал определить уровень притязаний, высоту самооценки, значение расхождений между уровнем притязаний и самооценкой. Далее рассчитать среднюю величину каждого показателя по шести шкалам.

revolution.allbest.ru

/ взаимосвязь ур. тревожности

На правах рукописи

КУЗНЕЦОВА Оксана Владимировна

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ И МЕХАНИЗМОВ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ЮНОСТИ

Специальность: 19.00.13 – Психология развития, акмеология

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Работа выполнена в лаборатории психологии личности Учреждения Российской академии наук Института психологии РАН

доктор психологических наук Харламенкова Наталья Евгеньевна

доктор психологических наук, профессор Прихожан Анна Михайловна

кандидат психологических наук

Савина Ольга Олеговна

Московский государственный педагогический университет

Защита состоится 1 октября 2009 года в _13_ часов на заседании диссертационного совета Д 002.016.03 Учреждения Российской академии наук Института психологии РАН по адресу: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.13, кор. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии наук Института психологии РАН.

Автореферат разослан «___» __________ 2009

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат психологических наук _________________ Никитина Елена Альфредовна

Общая характеристика работы

Актуальность проблемы исследования. Устойчивый интерес к проблеме тревожности нашёл отражение в работах многих отечественных и зарубежных учёных (З. Фрейд, К. Хорни, Ч. Спилбергер, А.М. Прихожан, Л.М. Костина и др.), что нередко рассматривается в качестве доказательства степени ее разработанности, и в какой-то мере завершенности.

Между тем в исследованиях по проблеме тревожности чаще всего обсуждаются вопросы, касающиеся ее определения, дифференциации от других, близких по смыслу, феноменов, возможных причин возникновения, а также вопросы, ориентированные на разработку программ коррекции тревожности в виде специально организованных занятий и тренингов. При этом остаются мало изученными способы и механизмы самостоятельного преодоления тревожности, а также роль тревожности в процессе адаптации. Выявить такие механизмы позволяет детальное изучение взаимосвязи тревожности с другими психическими феноменами. Сопоставление уровней тревожности с уровнями адаптации и с направлениями и типами реакций на фрустрацию открывает новые возможности для изучения внутренних ресурсов юношей и девушек с высоким уровнем тревожности, необходимых им для адаптации.

При оценке состояния проблемы тревожности в психологической науке отмечаются две, на первый взгляд, взаимоисключающие друг друга тенденции: с одной стороны, ссылки на неразработанность и неопределённость, многозначность и неясность самого понятия «тревожность», а с другой стороны, наличие явной согласованности между исследователями по ряду основных вопросов, которая позволяет очертить некоторые общие контуры данной проблемы, например, по соотношению тревожности как состояния и тревожности как свойства, по пониманию функций состояния тревоги и личностной тревожности. Такие особенности исследования проблемы тревожности в психологии дополняются целым рядом социальных и социально-психологических причин, повышающих к ней интерес.

Действительно, в последние десятилетия отношение российских психологов к проблеме тревожности существенно изменилось в связи с резкими переменами в жизни общества, порождающими неопределённость и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживание эмоциональной напряжённости, фрустрированности, тревоги и тревожности. Несмотря на это, изучение тревожности продолжает оставаться в узких рамках конкретных прикладных проблем, таких как школьная, экзаменационная, соревновательная тревожность, тревожность операторов, лётчиков-испытателей, спортсменов и т.д., решения которых не всегда бывает достаточно для раскрытия общепсихологических закономерностей, и для выявления тех зависимостей, которые являются предметом исследования в психологии развития.

Важность исследования тревожности как черты личности именно в юношеском возрасте обусловливается тем, что к этому возрасту интенциональная структура субъекта уже достаточно сформировалась и можно говорить о более или менее устойчивой личностной организации. По мнению С. Стеллса, в юношеском возрасте тревожность перестаёт быть феноменом, сопровождающим кризисы развития, и либо оптимизируется, либо становится частью самой личности.

Настоящее исследование направлено на изучение тревожности как черты личности и как состояния в норме, в связи с тем, что до сих пор представление о личностной тревожности не является целостным: ранее исследователями было установлено, что коренным отличием тревожности в норме от патологической тревожности является фактор противодействия (сопротивления) личности таким переживаниям. Диссертационное исследование расширяет знания о механизмах этого сопротивления и выявляет направления и типы реакций на фрустрирующие ситуации, способствующие или препятствующие успешной адаптации личности.

Объектом исследования являются юноши и девушки 16-17 лет с разной степенью ограничения возможностей здоровья.

Предмет исследования – тревожность и механизмы адаптации юношей/девушек с различной степенью ограничения возможностей здоровья.

Общая теоретическая гипотеза: уровни личностной и ситуативной тревожности связаны с индивидуальными способами адаптации, при этом ресурсами адаптационного процесса выступают особенности самоотношения.

На основе общей теоретической гипотезы были сформулированы следующие исследовательские гипотезы:

1. Трудность удовлетворения значимых потребностей, связанная с ограничениями возможностей здоровья, сопряжена с высокой личностной тревожностью;

2. Между испытуемыми с разной степенью ограничения возможностей здоровья существуют различия по уровню ситуативной тревожности;

3. Существует взаимосвязь между уровнем личностной тревожности и способностью к её опредмечиванию;

4. Типы индивидуального приспособления к условиям социальной среды характеризуются сочетанием уровней ситуативной и личностной тревожности с уровнями адаптации личности;

5. Типы адаптации (парадоксально адаптивный тип, умеренно адаптивный тип, традиционно адаптивный тип, традиционно неадаптивный тип) связаны с определённой спецификой реакций на фрустрацию;

6. Существуют различия в механизмах адаптации между людьми в зависимости от значимости ценности здоровья и возможности/невозможности удовлетворения значимых потребностей;

7. Существуют различия по факторам самоотношения у юношей/девушек с разными типами адаптации.

Целью исследования явилось установление взаимосвязи уровней ситуативной и личностной тревожности с уровнем адаптации личности и выявление механизмов адаптации при разных уровнях тревожности.

На основе поставленной выше цели и выдвинутых гипотез были сформулированы следующие задачи исследования:

Выполнить категориальный анализ, дифференциацию и операционализацию понятийного аппарата, проанализировать психологические концепции и подходы к изучению проблем тревожности и адаптации;

Исследовать ситуативную и личностную тревожность у юношей и девушек с разной степенью ограничения возможностей здоровья;

Выявить типы адаптации личности;

Эксплицировать механизмы адаптации личности, реализуемые через внешние, аллопластические стратегии (реакции на фрустрацию) и внутренние, аутопластические способы адаптации, направленные на регуляцию отношения личности к себе.

В ходе исследования использовались следующие методы и методики:

Шкала тревожности Ч. Спилбергера;

Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда;

Тест рисуночной фрустрации С. Розенцвейга (звуковой вариант);

Метод ранжирования ситуаций, вызывающих тревогу;

Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС);

Для обработки данных использовался пакет прикладных программ статистической обработки данных STATISTICA 6.0: корреляционный анализ Rs Спирмена, методы сравнения групп (критерий достоверности различий одновременно между тремя подгруппами экспериментальных групп – Н-критерий Крускала-Уоллиса, U-критерий Манна-Уитни, угловое преобразование Фишера – критерий ?*), а также кластерный и факторный анализ.

Достоверность результатов исследования обеспечена соответствующим выбором методов анализа результатов исследования, большим объемом выборки респондентов (400 человек), наличием экспериментальной и трёх контрольных групп, сочетанием количественного, качественного и статистического анализа результатов исследования, взаимопересечением результатов, полученных при помощи различных методик и их соотнесением с данными других исследователей.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологические принципы: принцип целостного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова), субъектно-деятельностный подход (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, В.В.Знаков, С.Л.Рубинштейн, Е.А. Сергиенко).

Теоретической основой диссертации стали исследования А.М. Прихожан (1978–2007), представления Ф.Б. Березина (1988–1994) о явлениях тревожного ряда, представления Ю.Л. Ханина (1980) о зоне оптимального функционирования как основе для понимания влияния тревожности на деятельность, Л.Н. Аболина (1989) о содержании и особенностях эмоционального опыта человека.

В качестве основного фактора, способствующего появлению и закреплению тревожности как устойчивого личностного образования, рассматривается фрустрация важных на данном этапе развития личности потребностей, а направления и типы реакций на фрустрацию, которые могут, как способствовать, так и препятствовать успешной адаптации личности к социальному окружению, в своем особом сочетании определяются как индивидуальные способы (механизмы) социальной адаптации. При этом понимание «механизма» основано на представлении Л.И. Анцыферовой о том, что это закрепившиеся в психологической организации личности функциональные способы её преобразования, в результате которых появляются различные психологические новообразования, повышается или понижается уровень организованности личностной системы, меняется режим её функционирования.

В настоящее время отсутствует однозначное отношение к роли тревожности в процессе социальной адаптации: одни исследователи рассматривают тревожность как фактор, препятствующий успешной адаптации (Т. Ларсон (2005), Т. Уилсон (2007), С. Адельсон (2002), Д. Рошер (1998)), другие считают, что тревожность, напротив, выполняет защитную функцию в процессе адаптации, повышая осведомлённость и осторожность в ситуациях угрозы потери значимых ценностей (Дж. Рэтбоу (2005), Л. Берри (2001)), для третьих тревожность выступает в качестве индикатора благополучия развития личности, повышаясь в случаях сбоев и нарушений (С.В. Белов (2001), Б. Пирс (1999), К. Присли (2004)), четвёртыми тревожность рассматривается как показатель сложности для личности самого процесса адаптации, как «цена», или «стоимость» адаптации к социальному окружению (А. Бредли (2003), Р.М. Баевский (1974)). В диссертации формулируется положение о том, что существует индивидуально оптимальный уровень тревожности, который позволяет личности адаптироваться, однако, и при высоком уровне тревожности адаптационный процесс возможен, но является более ресурсозатратным и в большей степени зависит от способности личности к восполнению внутренних ресурсов, за счет регуляции самоотношения.

В качестве испытуемых в исследовании приняло участие 400 человек: 200 юношей и 200 девушек в возрасте 16-17-ти лет. Исследование самоотношения проводилось позднее основного исследования: факторы самоотношения исследовались в четырёх группах, аналогичных по составу и численности группам основного исследования.

Экспериментальная база исследования: школа-интернат для слепых и слабовидящих детей (г. Королёв, МО); школа-интернат для слепых и слабовидящих детей (пос. Малаховка, МО); школа-интернат для слепых и слабовидящих детей № 1 (г. Москва); школа-интернат для слепых и слабовидящих детей № 2 (г. Москва); школа-интернат для слепых и слабовидящих детей № 5 (г. Москва); вечерняя школа для слепых и слабовидящих детей (г. Москва); общеобразовательная школа № 630 (г. Москва); общеобразовательная школа № 8 (г. Сергиев Посад, МО), Спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва ЦСКА (г. Москва).

Формирование выборки осуществлялось по двум критериям: 1) ценность здоровья; 2) возможность/невозможность удовлетворения значимых потребностей, на основе которых были сформированы четыре группы испытуемых.

Экспериментальная группа (ЭГ) – 100 чел. (юноши/девушки с ограниченными возможностями здоровья по зрению). Ценность здоровья в группе очень высока, в связи с переживанием чувства неполноценности из-за сниженной зрительной функции, а также в связи с переживанием угрозы потери здоровья. Дефект зрения сопряжён с высокой вероятностью ухудшения здоровья и с необходимостью соблюдения рекомендаций врача. Люди с ограниченными возможностями здоровья чаще, чем другие, оказываются в ситуациях, провоцирующих тревогу вследствие того, что многие раздражители для них являются сенсорно неопознаваемыми, а значит, способными нанести вред, а также потому, что большинство социальных ситуаций не приспособлено для людей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим удовлетворение значимых потребностей существенно ограничивается.

Контрольная группа 1 (КГ1) – 100 чел. (юноши/девушки без каких-либо ограничений возможностей здоровья). В связи с наличием полноценного здоровья испытуемые идентифицируют себя с группой «нормы», которая представлена такими же условно здоровыми людьми, что обусловливает перманентное отношение к собственному здоровью, т.е. восприятие его как данности, чем объясняется меньшая значимость ценности здоровья для данной категории испытуемых. Условно здоровые люди реже, чем люди с ограничениями возможностей здоровья оказываются в тревогогенных ситуациях. Удовлетворение значимых потребностей не ограничивается фактором здоровья.

Контрольная группа 2 (КГ2) – 100 чел. (юноши/девушки с незначительными ограничениями возможностей здоровья по зрению). Ценность здоровья для данной группы испытуемых, так же, как для испытуемых контрольной группы 1, менее значима, чем для испытуемых с ограниченными возможностями здоровья, однако, они чаще, чем их условно здоровые сверстники оказываются в тревогогенных ситуациях, что уменьшает возможность удовлетворения значимых потребностей.

Контрольная группа 3 (КГ3) – 100 чел. (юноши/девушки, профессионально занимающиеся индивидуальными видами спорта). Ценность здоровья для спортсменов, так же, как и для испытуемых экспериментальной группы, очень высока, в связи с тем, что: 1) полноценное здоровье необходимо им для достижения высоких спортивных результатов; 2) существует угроза потери здоровья (угроза быть травмированным); 3) часто возникают переживания по поводу недостаточности своего здоровья для достижения высоких спортивных результатов. Люди, занимающиеся спортом, также часто оказываются в ситуациях, провоцирующих тревогу. Это и ситуации оценки соответствия определенным нормативам, и ситуации постоянной борьбы, и ситуации взаимодействия с людьми, не занимающимися спортом. Возможности удовлетворения значимых потребностей в условиях спортивной деятельности также существенно ограничиваются. Таким образом, данная группа испытуемых во многом сходна с экспериментальной группой, основным отличием между ними является наличие у испытуемых экспериментальной группы объективных ограничений возможностей здоровья.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования состоит в изучении адаптации при разных уровнях тревожности, в выделении типов индивидуальной адаптации с учётом уровней личностной и ситуативной тревожности, в выделении аллопластических и аутопластических механизмов адаптации, в дифференцированном изучении личностной и ситуативной тревожности, первая из которых традиционно понимается как устойчивый мотив, черта, а вторая – не только как состояние, но и как реакция на ситуацию тестирования, оценки, которая является показателем способности личности к адаптации при высоком уровне тревожности.

В диссертации выявлены индивидуальные способы адаптации личности: умеренно адаптивный тип, традиционно адаптивный тип, парадоксально адаптивный тип, традиционно неадаптивный тип. Данные типы отражают специфику приспособления личности к среде в зависимости от уровня ее тревожности и факторов, вызывающих тревожность.

Выявленные конкретные механизмы адаптации отражают особенности регуляции тревожных состояний разными средствами: путем экстернализации (аллопластические механизмы) и интернализации (аутопластические механизмы).

Доказано, что при высоком уровне тревожности снижается способность соотносить состояния тревожности с конкретными социальными ситуациями и личностными проблемами. При этом наиболее эффективными становятся аллопластические механизмы, реализуемые посредством реакций на фрустрацию, а также аутопластические механизмы, направленные на поддержание уровня самоуважения в целом и самоценности в частности. Среди аллопластических механизмов выделены такие, как механизм «трансформации тревоги в активную целенаправленную деятельность», который состоит в переходе с фиксации на проблеме к ее разрешению, механизм «актуализации тревоги», состоящий в ситуативном повышении тревожности в ситуациях удовлетворения потребности, обеспечивающем эффективную адаптацию личности, и механизм «дифференциации общего чувства тревоги», который проявляется в разных по направленности реакциях на фрустрацию в сочетании с «фиксацией на удовлетворении потребности». Среди вторых – аутопластический механизм адаптации компенсаторного характера, состоящий в компенсации низкого уровня самоуважения за счёт повышения аутосимпатии.

Практическая значимость результатов исследования. Данное исследование охватывает четыре различных категории людей юношеского возраста. Выявление универсальных и специфичных для конкретной группы молодых людей механизмов адаптации личности с учётом уровней ситуативной и личностной тревожности позволяет дифференцировать имеющиеся у личности внутренние ресурсы адаптации, в зависимости от особенностей ее здоровья и рода деятельности. Знание особенностей опредмечивания тревожности юношами/девушками определяет направление психологической работы с исследованными категориями испытуемых с целью регуляции тревожности наиболее конструктивными способами и обеспечения процесса адаптации личности как более успешного и эффективного.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В период юности ограничение возможностей здоровья фрустрирует удовлетворение значимых потребностей и способствует повышению личностной тревожности.

2. При высоком уровне тревожности снижается способность к ее опредмечиванию, которая состоит в умении субъекта соотносить тревожность с конкретными личностными проблемами или социальными ситуациями и тем самым редуцировать состояние диффузного напряжения, обеспечивая возможности для адаптации.

3. Существует четыре типа индивидуальной адаптации – умеренно адаптивный тип, традиционно адаптивный тип, парадоксально адаптивный тип, традиционно неадаптивный тип – различающихся сочетанием уровней ситуативной и личностной тревожности с уровнем адаптации, которые по-разному представлены в исследованных группах.

4. Выделены аллопластические механизмы адаптации: механизм «трансформации тревоги в активную целенаправленную деятельность», который состоит в переходе с фиксации на проблеме к ее разрешению, механизм «актуализации тревоги», состоящий в ситуативном повышении тревожности в ситуациях удовлетворения потребности, и механизм «дифференциации общего чувства тревоги», который проявляется в разных по направленности реакциях на фрустрацию в сочетании с «фиксацией на удовлетворении потребности».

5. Выделен аутопластический механизм адаптации компенсаторного характера, заключающийся в компенсации низкого самоуважения за счёт повышения аутосимпатии.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования на разных этапах излагались и обсуждались на заседаниях лаборатории психологии личности Учреждения Российской академии наук Института психологии РАН (2005, 2006, 2007, 2008, 2009), в ходе совместных заседаний лаборатории психологии развития и лаборатории психологии личности Учреждения Российской академии наук Института психологии РАН (2008, 2009). Материалы исследования были представлены и обсуждались на международной научно-практической конференции «Психология совладающего поведения» (Кострома, 2007), на секционном заседании научно-практической конференции «Психология психических состояний» (Казань, 2008).

Объём и структура работы. Диссертация включает: введение, три главы, сорок таблиц, четыре диаграммы, список литературы и приложения.

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, отражено ее современное состояние, обозначено общее направление работы, определены объект и предмет, сформулированы цель, задачи, гипотезы исследования, раскрыты научная новизна, теоретическое и прикладное значение работы, определена теоретическая и методологическая основа исследования и методические средства, приведены сведения о достоверности результатов и апробации работы, представлены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретический анализ проблемы тревожности в подростковом и раннем юношеском возрасте» рассматриваются история и современное состояние проблемы тревожности в подростковом и раннем юношеском возрасте: даются основные определения тревожности и близких по содержанию понятий (страх, внутренний конфликт, фрустрация, стресс), выделяются причины личностной тревожности, проводится сравнение нормальной и невротической тревожности. Обсуждаются результаты исследования тревожности в работах Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, А.М. Прихожан, В.М. Астапова, А.И Захарова, В.Р. Кисловской, Б.И. Качубей, Е.В. Новиковой и др. (§ 1.1, 1.2).

Для психологии развития наиболее важным вопросом является проблема фиксации тревожности в качестве устойчивого мотива, личностной черты, в связи с чем, анализируются и обсуждаются внешние и внутренние причины тревожности (§ 1.3). К первым относятся: семейное воспитание; школьная успеваемость; взаимоотношения с учителями; взаимоотношения со сверстниками. Среди внутренних причин был выделен внутриличностный конфликт и негативный эмоциональный опыт.

Тревожность является одним из центральных компонентов посттравматического синдрома (Н.В. Тарабрина), а также симптомом нарушенных межличностных отношений (Г. Салливен, К. Хорни, В. Лейбин). Постулирование эмпирической передачи тревоги от матери к ребенку отмечается в работах А.И. Захарова (2006), Т. Ларсона (2005), М. Раттера (1987), Д. Рошера (1998), Т. Уилсона (2007). При этом нарушение отношений приводит к фрустрации потребностей ребенка, которая выражается в проявлении общего чувства тревоги (§ 1.4, 1.5).

В подростковом и юношеском возрасте появление и закрепление тревожности также соотносится с фрустрацией потребностей, среди которых особое место занимает потребность в устойчивом положительном самоотношении. По Я. Рейковскому положительное самоотношение связано с удовлетворением таких потребностей как потребность в сохранении тождества, потребность в сохранении собственной ценности, потребность в сохранении контроля над собой и окружающими. Фрустрация потребностей приводит к различным внутренним конфликтам, которые сопровождаются тревожностью (§ 1.6).

Традиционное разделение тревожности на ситуативную и личностную основано на проявлении тревожности как состояния и как свойства личности (§ 1.7), при этом последняя определяется как наиболее устойчивая личностная характеристика, которая без специальных психотерапевтических приемов трудно корректируется. Несмотря на это субъект способен регулировать влияние личностной тревожности, через изменение ситуативной тревожности, оставаясь адаптивным.

Во второй главе «Анализ проблемы адаптации и ее взаимосвязь с тревожностью и фрустрацией» дается определение понятия «адаптация», рассматриваются основные направления исследования адаптации в отечественной и зарубежной психологии, представленные работами Г. Селье, П.К. Анохина, Н.В. Тарабриной, В.Ю. Верещагина, А.В. Петровского, В.В. Богословского, Д.В. Колесова, А.А. Реана, А.А. Алдашевой, С.Т. Посоховой и др. (§ 2.1). Особое внимание уделяется социальной адаптации личности. Она трактуется как интеграция личности в сложившуюся систему социальных отношений (И.Н. Никитина), как единство процессов ассимиляции и аккомодации, т.е. как взаимообусловленный процесс (Ж. Пиаже), как результат встречной активности субъекта и социальной среды (С.Г. Айрапетян). По И.А. Милославовой адаптация определяется и как приспособление, и как приспосабливание, благодаря которой человек усваивает необходимые для жизнедеятельности стандарты, стереотипы, активно используя их в повторяющихся ситуациях. Согласно Т.Н. Вершининой активность социальной среды по отношению к субъекту предполагает приспособление, а активность субъекта в среде – приспосабливание. В целом социальную адаптацию понимают как процесс приспособления личности к существующим общественным отношениям, нормам, образцам, традициям общества, в котором живет и действует человек.

Традиционно адаптация рассматривается как процесс и как результат. При рассмотрении адаптации как процесса выделяют его временные характеристики, стадии адаптации, рассматривают их протяженность. В рамках этого направления происходит выявление основных элементов адаптационного процесса, связанных в единую логическую и временную последовательность. М.А.Дмитриева в процессе адаптации человека к профессиональной деятельности выделяет ряд этапов: первичная адаптация, период стабилизации, возможная дезадаптация, вторичная адаптация, возрастное снижение адаптационных возможностей (Дмитриева, 1991).

studfiles.net

Курсовая работа: Взаимосвязь уровня самооценки и личностной тревожности у продавцов-консультантов:

В данной курсовой работе дано общее понятие о самооценке, представлены её виды. Также раскрыто понятие тревожность, ее виды и формы. Представлена взаимосвязь уровня самооценки и личностной тревожности у продавцов консультантов.

Как в зарубежной, так и в отечественной психологической литературе информации о самооценке и ее связи с различными свойствами личности (в нашем случае тревожности) очень мало. Поэтому мы считаем, что исследование связи самооценки и уровня личностной тревожности актуально.

В результате многочисленных теоретических и эмпирических исследований, проведенных в отечественной и зарубежной психологии по проблемам самооценки, возникло представление, что самооценка своим влиянием пронизывает все аспекты человеческого существования.

Значимый вклад в изучение самооценки внесли С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.И. Липкина и др., А.Н. Леонтьев, И.И. Чеснокова, В.В. Столин, И.С. Кон, Р. Бернс, К. Роджерс, Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова и многие другие.

Наиболее перспективной представляется модель самооценки, предложенная Л.В. Бороздиной, где самооценка включена в структуру самосознания и определяется как оценка человеком себя по определенному свойству или оценки собственного потенциала в целом.

Изучение проблемы самооценки, является очень важной с точки зрения практической психологии – как в области психотерапии, так и в области психологического консультирования.

Что касается проблемы тревожности, то ни одна психологическая проблема не претерпела таких спадов и подъемов в своем изучении, как проблема тревожности. Если в 1927г. по данной проблеме приводилось всего 3 статьи, то в 1960-м — уже 222, а в 1995-м — более 600.В отечественной психологии период активных исследований тревожности приходился на 1970-е начало 1990-х годов. Несмотря на большое количество исследований, мы сталкиваемся с большим разбросом мнений в определении тревожности. Неопределенность термина «тревожность» в психологии является следствием его использования в различных значениях. Это и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов; и фрустрация социальных потребностей; и свойство личности, и мотивационный конфликт.

Наиболее приемлемой является точка зрения предлагаемой Спилбергером различать тревогу как состояние и как свойство. Его разделение тревоги на ситуативную и личностную тревогу, повторенную и дополненную Н.Д. Левитовым о тревоге как о хронической черте характера, стало удобным в теории, а также в экспериментальной и диагностической практике.

Очень важен вопрос этиологии тревожности. В настоящее время выделяются два типа источников устойчивой тревожности, это и длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состояний тревоги (Ханин, Спилбергер), и внутренние–психологические и (или) психофизиологические причины.

Проблема тревожности широко рассматривается в работах как зарубежных: Ч.Д. Спилбергер, А. Адлер, О. Ранк, З. Фрейд и др., так и отечественных авторов: Н.Д. Левитов, Ф.Б. Березин, Л.В. Бороздина, В.М. Астапов, А.М. Прихожан, К.Р. Сидоров, и др.

Проблема тревожности касается возрастной, педагогической, медицинской, клинической, социальной психологии.

Изучение самооценки, как и поиск путей возникновения и преодоления тревожности является одной из важнейших задач практической и научной психологии и психиатрии.

Одним из направлений исследования самооценки является ее связь с различными личностными свойствами, в частности, с личностной тревожностью.

Цель — изучить взаимосвязь уровня самооценки и личностной тревожности у продавцов-консультантов.

Предмет -взаимосвязь уровня самооценки и личностной тревожности.

Объект – самооценка как свойства личности.

1) Теоретический анализ понятий самооценки и личностной тревожности в психологии.

2) Изучение уровня самооценки и его взаимосвязи с личностной тревожностью.

3) Обработка и интерпретация результатов исследования.

Гипотеза: чем выше самооценка, тем ниже уровень личностной тревожности и чем выше уровень личностной тревожности тем ниже самооценка.

Методы: анализ литературы, тестирование, метод математической обработки.

База исследования: ОАО «Амурская ярмарка».

Выборка: 10 человек.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ САМООЦЕНКА И ТРЕВОЖНОСТЬ

1.1 Понятие самооценки и ее виды

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения. Самооценка является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности, тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть с трудностью целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным: возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность.

Вид самооценки – это соответствие самооценки реальному положению дел. Выделяют самооценку адекватную и неадекватную. Неадекватная самооценка подразделяется на завышенную и заниженную. Человек с адекватной самооценкой реально воспринимает свои способности, особенности и возможности. Он трезво осознает как свои недостатки, так и достоинства. При завышенной самооценке человек склонен себя переоценивать, при заниженной же, напротив, недооценивать. Склонность к определенному виду самооценки является достаточно устойчивым личностным качеством.

Многое из того, что человек делает или отказывается делать, зависит от его уровня самооценки. Те, кто сам не считает себя очень талантливым, не стремится к очень высоким целям и не проявляет огорчения, когда ему не удается что-нибудь хорошо сделать. Человек, который думает о себе как о никчемном, ничего не стоящем объекте, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. С другой стороны, те, кто высоко себя ценит, часто склонны работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо.

Человек с высоким уровнем самооценки воспринимает себя как более способную и достойную личность, чем человек с низким уровнем самооценки. Интересно также, что отрицательное самовосприятие приводит к более предсказуемому поведению, чем положительное.

Психиатры часто говорят о том, адекватна или неадекватна самооценка человека, но всегда возникает вопрос о границах этой адекватности. Считается, что самооценка измеряется по континууму, по одномерной шкале от высокой к низкой. В действительности, вопрос этот гораздо сложнее, так как самооценка человека складывается из чувств, которые он испытывает к самому себе. Любая ориентация, возможная в отношении других людей, может быть обращена на самого себя. Точно так же, как другой человек может быть объектом бескорыстной любви, человек может подходить к себе как к объекту безусловно ценному. Точно так же, как на других можно обижаться или ненавидеть, человек может относиться к себе, как к опасному объекту. Тщеславие может рассматриваться как форма героепочитания, когда сам субъект выступает в качестве героя. Точно так же как к другим людям можно относиться с презрением, человек может унижать самого себя.

Завышенная и заниженная самооценки являются в равной мере нежелательными потому, что в первом случае имеется опасность формирования и сохранения многих отрицательных качеств, таких как нетерпимость к мнениям других, высокомерие, во втором – безынициативность, трудность общения с другими.

В результате проведенного исследования Бороздиной был выявлен элемент неадекватности завышенной самооценки у мужчин и неадекватности заниженной самооценки у женщин. Как пишет И.С.Кон, мужчины и в старости остаются менее самокритичными, чем женщины. Однако по комплексу полученных результатов не только не исключена, но и вполне вероятна в каждой из субвыборок частичная неадекватность обратного знака — завышение самооценки у женщин и занижение у мужчин. Эти данные указывают на выраженную индивидуальную дифференциацию самооценки, что может означать ее зависимость от многих факторов — личностных особенностей человека, общего стиля его жизни, воспитания и др.

«Установлено, что субъекты с промежуточными показателями оценки себя характеризуются более оптимальными, устойчивыми психическими состояниями, чем лица с высокими и низкими ее значениями».

Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.Высота считается очень важным параметром для самооценки.Существуют различные варианты ее измерения.

Наиболее распространенной в отечественной психологии является техника Дембо-Рубинштейн. В методике Дембо-Рубинштейн обследуемые проставляют три отметки на графических шкалах, соответствующие реальной, идеальной и достижимойсамооценки.

Анализ полученных данных выявляет совершенно очевидное отличие позиций реальной самооценки в разных возрастных группах. Реальная самооценка с возрастом имеет очевидную тенденцию к снижению. Что же касается идеальной самооценки по параметру высоты, то она также характеризуется падением с увеличением возраста испытуемых. Достижимая самооценка тоже имеет возрастную динамику. В пожилом и старческом возрасте достижимая самооценка почти не различается с реальной, иногда полностью сливаясь с ней. Отставание реальной самооценки от достижимой и идеальной имеет линейную зависимость: оно уменьшается с возрастом. Это означает, что отдельные элементы общей структуры самооценки с ранней молодости до поздней старости постепенно сближаются. В результате вся самооценочная конструкция снижается по мере увеличения возраста, нередко до полного слияния образующих ее элементов: реальной, достижимой и идеальной. В результате исследования самооценки, проведенного Бороздиной в разных возрастных группах была выявлена следующая закономерность: обследуемые первой зрелости ориентированы, главным образом, на идеальную самооценку; лица второй зрелости – на достижимую; пожилые определенно начинают склоняться к реальной самооценке; у престарелых она становится ведущим элементом. Интересен специфический механизм самооценивания в разных возрастных группах. У лиц первой зрелости базовым механизмом служит «социальное сравнение», то есть сопоставление себя с другими; у испытуемых второй зрелости — установка на личные представления и свои реальные достижения; пожилые, сохраняя подобную установку, обращаются к социальному сравнению и вводят «временное», к чему преимущественно тяготеют и престарелые, ориентируюсь на собственное «Я» в цикле жизни и выполняя это сравнение в диаде «Я есть — Я был».

Самооценка сильно влияет на наше восприятие окружающих. Человек, в глубине души не уважающий себя, считающий, что он не способен вызвать к себе серьезное отношение других, едва ли сможет сам кого-то уважать. Тот, кто думает, что недостоин любви, никогда не научится любить. Человек, низко себя ставящий, едва ли будет когда-либо счастлив. С другой стороны, в традициях воспитания стран постсоветского пространства уже с самого детства внушали человеку, что хорошего человека отличает самокритичность. Но самокритичность подразумевает конкретные недостатки, с которыми нужно бороться. Низкая самооценка отличает не отдельные недостатки, она отрицает ценность личности в целом. Поэтому является скорее препятствием к борьбе с отдельными недостатками, так как если человек считает себя плохим в целом, то не видит смысла в искоренении отдельных недостатков. Эта позиция вредна и опасна не только для самого человека, но и для окружающих, так как тот, кто не ценит собственной личности, не посчитается и с чужой.

Полноценный человек, деятельный и полезный для общества, реализующий свои творческие возможности, способный прийти на помощь близким – это человек с несколько завышенной или адекватной самооценкой. К такому тянутся, с таким дружат, такому скорее повезет в любви.

1.2 Тревожность — ее виды и формы

Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. С одной стороны, это «центральная проблема современной цивилизации», важнейшая характеристика нашего времени, с другой — это психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации.

Поэтому не удивительно, что этой проблеме посвящено большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и биохимии, физиологии, философии, социологии.

В «Психологическом словаре» под тревожностью понимается «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения».

Согласно концепции Спилбергера, следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. С точки зрения автора, существует возможность измерения различий между двумя упомянутыми видами психических проявлений, которые обозначаются A-state (тревога-состояние) и A-trait (тревога-черта), то есть между временными, преходящими особенностями и относительно постоянным предрасположением.

Спилбергер считает что, тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, а тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Понимание тревоги в теории Спилбергера определяется следующими положениями:

1. Ситуации, представляющие для человека определенную угрозу или личностно значимые, переживается как неприятное эмоциональное состояние различной интенсивности;

2. Интенсивность переживания тревоги пропорциональна степени угрозы или значимости причины переживаний. От этих факторов зависит длительность переживания состояния тревоги;

3. Высокотревожные индивиды воспринимают ситуации или обстоятельства, которые потенциально содержат возможность неудачи или угрозы, более интенсивно;

4. Ситуация тревоги сопровождается изменениями в поведении или же мобилизует защитные механизмы личности. Часто повторяющиеся стрессовые ситуации приводят к выработке типичных механизмов защиты.

Сидоров отмечает, что деление тревожности на ситуативную и личностную тревожность прочно вошло в психологический обиход и стало весьма удобным не только в теории, но и в диагностической и экспериментальной практике.

Относительно соотношения двух названных форм тревожности, генетически первичной следует считать ситуативную тревожность, вторичной – личностную тревожность. Жизненный опыт человека, фиксирующий частоту и интенсивность испытываемых состояний тревоги, непосредственно влияет на формирование тревожности как черты личности; личностная тревожность же определяет особенности функционирования ситуативной тревожности при ее актуализации и, значит, выступает базовой в подобном случае.

Мэй определял тревогу как «субъективное состояние личности, понимающей, что ее существование может быть разрушено, что она может превратиться в «ничто». Человек испытывает тревогу, когда осознает, что его существование или какие – то ценности, отождествляемые с ним, могут быть уничтожены. Позднее Мэй выдвинул другое определение тревоги – как ощущение угрозы, направленной на важные для человека ценности. Значит, тревога может происходить как из осознания возможности нашего небытия, так и из угрозы жизненно важным для человека ценностям и стать причиной застоя и упадка. Тревога может возникнуть при встрече с препятствиями. Свобода не может существовать без тревоги, становясь более свободным, человек неизбежно испытывает тревогу.

Важным результатом исследований Кэттела и его коллег явилось выделение собственно феномена тревожности, в отличие от сходных явлений депрессии, склонности пессимистическому восприятию жизни, невротизма. Был также выделен ряд типичных для состояния тревоги физиологических и биохимических показателей.

Я. Рейковский рассматривая влияние тревоги на уровень притязаний (его занижение или завышение), концептуирует тревогу и тревожность как проявление дефектов в структуре личности и, прежде всего, в нарушении механизмов саморегуляции, проявляющихся в переживании незащищенности, в снижении чувства безопасности.

В работах Березина, оценивается роль тревоги в процессе психической адаптации человека. Тревога изменяет характер поведения, ведет к усилению поведенческой активности, побуждает к более интенсивным и целенаправленным усилиям и тем самым выполняет адаптивную функцию. Однако в случае, если интенсивность и длительность тревоги неадекватны ситуации, это препятствует формированию адаптивного поведения и ведет к нарушениям поведенческой интеграции, а иногда и к клинически выраженным нарушениям психики и поведения.

Березин основываясь на экспериментальных исследованиях и клинических наблюдениях, развивает представление о существовании тревожного ряда: 1. Ощущение внутренней напряженности (включает механизмы адаптации). 2. Гиперестезические реакции (множество событий внешней среды становятся значимыми для субъекта, что способствует появлению ощущения неопределенной угрозы). 3. Собственно тревога характеризуется чувством неясной опасности (признаком тревоги является невозможность определить характер угрозы и неосознаваемость причин. 4.Страх. Неосознаваемость причин тревоги, делают невозможным организацию деятельности по устранению или предотвращению угрозы. 5.Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, нарастание интенсивности тревоги приводит субъекта к представлению о невозможности избегания угрозы. 6.Тревожно-боязливое возбуждение (дезорганизация поведения достигает максимума, возможность целенаправленной деятельности исчезает).

Все эти феномены проявляются по-разному, в зависимости от стабильности психического состояния.

Таким образом, на современном этапе развития психологии, большинство авторов считают, что тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, а тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях.

Астапов говорит о необходимости функционального подхода к изучению тревоги, на основании которого можно определить это состояние как результат сложного процесса, включающего когнитивные, аффективные и поведенческие реакции на уровне целостной личности. Этот процесс развертывается в ситуации, субъективно оцениваемой как потенциально опасная. Тревога ориентирована на поиск источника опасности и оценку средств для её преодоления.

Он рассматривает следующие психические функции тревоги:

1. Функция сигнала – имеет приспособительное значение – сигнализирует о неопределенной опасности и побуждает к ее поиску.

2. Функция поиска – человек пытается найти источник угрозы, так как соприкосновение с опасностью разряжает беспокойство (нормальная тревожность), при постоянном поиске источника угрозы можно говорить о патопсихологических нарушениях личности.

3. Функция оценки – анализ сложившейся ситуации. Имеет сложный характер, включающий не только перцептивные функции, но и процессы памяти, способность к абстрактному мышлению, актуализации прошлого опыта и умений человека и т. д. Особенность этой функции заключается в том, что она включает защитные и приспособительные функции, помогающие организму адаптироваться.

На основании функционального подхода можно определить тревогу как результат сложного процесса, включающего когнитивные, аффективные и поведенческие реакции на уровне целостной личности. Тревога ориентирована на поиск источника опасности и оценку средств для ее преодоления.

Прихожан выделяет такие разновидности тревожности, как:

— устойчивая тревожность в какой-либо сфере (тестовая, межличностная, экологическая и др.) — ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную;

— общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. В этих случаях частная тревожность является лишь формой выражения общей.

Различают также нормальную и невротическую тревожность. Нормальная тревожность — это реакция человека на угрозу его ценностям, которые он считает для себя единственно важными и возможными для существования себя как личности. Нормальная тревожность адекватна реальной угрозе, она не таит в себе депрессию или меланхолию. Ранк подчеркивал, что нормальная тревожность сопровождает переживания индивида на протяжении всей его жизни и если потенциально формирующие тревожность переживания преодолены успешно, то это ведет к большей независимости и к восстановлению новых уровней отношений с другими людьми.

Мэй отмечал, что нормальная тревожность, как и любая тревожность, есть реакция индивида на угрозу ценностям, которые он считает единственно возможными для его существования как личности. Но нормальной тревожностью может быть призвана реакция, которая:

— адекватна реальной угрозе;

— не включает подавление или другие механизмы разрешения внутреннего психического конфликта, а в результате этого — и внешнего;

— не требует невротических защитных механизмов для управления собою, но может быть изменена конструктивно на уровне произвольного осознания или ослаблена при объективном изменении ситуации.

Большое внимание в литературе уделяется также конкретным, частным видам тревожности, например, школьной тревожности у детей (Костина, 2004; Дмитриева, 2005; Никитина, 2006; Сушков, 2006 и др. авторы).

Прихожан изучала формы тревожности в процессе индивидуальной и групповой работы с детьми и подростками. Под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающихся способах ее преодоления и компенсации, а также в отношении человека к этому переживанию.

Проведенная работа подтвердила наличие двух основных категорий тревожности: 1) открытая — сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги; 2) скрытая — в разной степени не осознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения.

Внутри этих категорий были выявлены и подверглись специальному анализу различные формы тревожности. Выделены три формы открытой тревожности. 1.Острая, нерегулируемая — самостоятельно справиться с ней индивид не может. 2.Регулируемая и компенсируемая тревожность. Внутри этой формы выделились две субформы: а) снижение уровня тревожности; б) использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности. 3.Культивируемая тревожность — в этом случае тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого.

Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая. Одна из ее форм — «неадекватное спокойствие». В этих случаях индивид, скрывая тревогу как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает сильные и негибкие способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний. Вторая форма скрытой тревожности — «уход от ситуации».

Исследования тревожности у детей и подростков, проводимые Прихожан (1991, 1998, 2000, 2007), привели к предположению о том, что тревожность все же не является собственно личностным образованием. Она пока своего рода функция неблагоприятных особенностей общения. В тех случаях, когда удается изменить отношение родителей к ребенку (например, уговорить родителей снизить уровень требований, более выражено проявлять эмоциональную поддержку) тревожность исчезает.

Таким образом, анализ видов и параметров самооценки показывает, что существует множество точек зрения на разделение самооценки на какие-либо определенные виды, а также на выделение конкретных параметров данного конструкта.

Прихожан отмечает, что с подросткового возраста тревожность все более опосредуется самооценкой, приобретая черты собственно личностного образования. Изменяется ее мотивирующая функция – вместо функции «сигнала» об опасности, она приобретает функцию защиты привычного отношения к себе, привычной самооценки. В дальнейшем при осознании и обобщении индивидом опыта своей жизни тревожность может как бы «окрасить» систему ценностей, повлиять на мировоззрение. Тревожность, возникнув первоначально на базе одной потребности (потребности в межличностной надежности), затем как бы «укореняется» в личности и начинает обслуживать одну из ее центральных потребностей — потребность в удовлетворяющей, привычной самооценке, которая приобретает ненасыщаемый характер. В этих условиях тревожность может становиться переживанием, имеющим для человека самостоятельную ценность, и может стать предметом потребности.

В работах, выполненных под руководством Бороздиной, при исследовании людей среднего возраста, было установлено, что особенности самооценки и уровня притязаний в отдельности не связаны с повышением тревожности. Тревожность вызывается конфликтом, выражающимся в рассогласовании уровней самооценки субъекта и его притязаний.

В работе Сидорова подтверждается этот факт на материале юности, где экспериментально доказано, что «расхождение высоты самооценки и притязаний сопряжено с ростом личностной тревожности».

Представление о том, что тревожность может быть вызвана любым внутренним конфликтом и основой является не содержание, а личностный смысл наиболее распространено».

Существуют подходы к изучению тревожности в связи с другими личностными конструктами, например, самооценкой.

По данным Прихожан, обследовавшей тревожных детей Москвы, выявилось, что характерной чертой таких детей является снижение самооценки. Они не способны уважать себя, ценить себя, что проявляется в неверии в свои способности, в свои силы.

Спилберге были установлены устойчивые корреляции между подшкалой реактивной тревожности и показателями самооценки.

Роджерс указывает на то, что конфликт личности между Я – идеальным и Я – реальным приводит к возникновению эмоционального напряжения и тревожности.

По мнению Прихожан, современное состояние исследований проблемы тревожности характеризуется определенной двойственностью, сочетанием общепринятых положений и недостаточной экспериментальной и клинической доказанностью, что во многом обусловлено недостаточностью онтогенетического аспекта изучения проблемы.

Причины, вызывающие тревожность и влияющие на изменение ее уровня, очень разнообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека.

Обнаруживается связь тревожности с характеристиками семьи и особенностями семейного воспитания; школьной успешностью; взаимоотношением с учителями и сверстниками; посттравматическим стрессом; экологией; природными предпосылками; социальными причинами – восприятие человеком окружающей его действительности как угрожающей и нестабильной.

В качестве важнейшего источника тревожности выделяется внутриличностный источник тревожности — внутренний конфликт, связанный с отношением к себе, самооценкой, Я – концепцией.

В результате исследований Сафина и его сотрудников выявилась следующая закономерность. Устойчивая, неадекватно завышенная самооценка коррелирует с низкой тревожностью и экстраверсией, а устойчивая, неадекватно низкая самооценка – с высокой тревожностью и интроверсией.

По данным Бороздиной была выявлена определенная зависимость: формирование личностной тревожности как следствия внутриличностного конфликта.

В настоящее время выделяются два типа источников устойчивой тревожности, это и длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состояний тревоги (Ханин, Спилбергер, 1983), и внутренние–психологические и /или/ психофизиологические причины.

Вопрос о причинах устойчивой тревожности принадлежит к числу наиболее значимых, наиболее изучаемых и наиболее спорных.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Организация и методы исследования

Цель данного исследования — выявить взаимосвязь самооценки и личностной тревожности у продавцов-консультантов.

Объект исследования – продавцы-консультанты.

Предметом исследования — является взаимосвязь самооценки и личностной тревожности у продавцов — консультантов.

— выявить степень самооценки и уровень тревожности.

— определить взаимосвязь самооценки и уровня личностной тревожности.

— сделать выводы о результатах проведенного исследования.

База исследования: исследование проводилось ОАО «Амурская ярмарка». В исследовании приняли участие 10 человек (мужчины и женщины в возрасте 20-50 лет, работающие продавцами-консультантами).

Для проведения исследования были использованы:

методика диагностики самооценки эмоциональных состояний Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина (личностной тревожности), методика Т. Дембо – С. Рубенштейна в модификации Бороздиной, метод ранговой корреляции Спирмена.

Методика диагностики самооценки эмоциональных состояний.

Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина.

Данный текст является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

Реактивная тревожность — характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда нарушение тонкой координации.

Личностная тревожность — характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную и личностную тревожность.(см. Приложение А).

Показатели личностной тревожности (ЛТ) подсчитываются по формуле:

где S1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

S2 – сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

При интерпретации результат можно оценивать так:

до 30- низкая тревожность;

31-45 – умеренная тревожность;

46 и более – высокая тревожность.

Методика Дембо- Рубеншейн в модификации Бороздиной.

Данная методика использовалась с целью определения уровня самооценки (см. Приложение Б).

Обследуемому предъявляется набор шкал в виде буклета бланков, на каждом бланке обозначена вертикальная линия длиной 120 мм. Участнику обследования говорят, что она обозначает почерк (пилотажная шкала), причем верхний полюс шкалы соответствует идеальному почерку, а нижний полюс занимают люди с самым плохим почерком (на середине отмечается середин в для глазомер). Обследуемого просят обозначить на этой линии чертой своё место. Затем на этой шкале его просят обозначить свои идеальные и достижимые позиции. Всего 10 шкал: здоровье, ум, характер, счастье, профессиональное мастерство, социальные контакты, внешность, общая оценка себя, будущее (определяется по одному параметру). По данной процедуре определяется реальная и достижимая самооценка, затем составляется график

Метод коэффициента рангов Спирмена.

Коэффициент корреляции рангов Спирмена (rs) — это непараметрический показатель, с помощью которого пытаются выявить связь между рангами соответственных величин в двух рядах измерений.

Этот коэффициент рассчитывать проще, однако результаты получаются менее точными, чем при использовании r. Это связано с тем, что при вычислении коэффициента Спирмена используют порядок следования данных, а не их количественные характеристики и интервалы между классами.

Дело в том, что при использовании коэффициента корреляции рангов Спирмена (rs) проверяют только, будет ли ранжирование данных для какой-либо выборки таким же, как и в ряду других данных для этой выборки, попарно связанных с первыми. Если коэффициент близок к +1, то это означает, что оба ряда практически совпадают, а если этот коэффициент близок к -1, можно говорить о полной обратной зависимости.

Коэффициент rsвычисляют по формуле

где d — разность между рангами сопряженных значений признаков (независимо от ее знака), а — число пар.

Корреляционный анализ

При изучении корреляцийстараются установить, существует ли какая-то связь между двумя показателями в одной выборке либо между двумя различными выборками и если эта связь существует, то сопровождается ли увеличение одного показателя или уменьшением другого.

2.2 Анализ результатов исследования

В результате проведенного исследования по методике самооценки эмоциональных состояний Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина мы получили следующие результаты, таблица 1.

Таблица 1 — Результаты изучения уровня личностной тревожности

domashke.net