EURO MEDIA STAR GROUP ™

The International Children's Painting Competition « Les enfants ne veulent pas de guerre …» Paris, France

Международный Конкурс Детских Рисунков «Дети не хотят войны …»

Париж, Франция, 20 апреля 2018 г.

Положение о конкурсе

Les enfants ne veulent pas de guerre, ils veulent juste jouer, rire, apprendre, avoir des amis et danser ! Дети не хотят войны , они просто хотят играть, смеяться , учиться, дружить и танцевать! Коллектив холдинга # EURO _ MEDIA _ STAR _ GROUP (Париж, Франция)

Положение о международном конкурсе детских рисунков « Les enfants ne veulent pas de guerre …» — «Дети не хотят войны …» (далее по тексту — Конкурс) разработано и утверждено # EURO _ MEDIA _ STAR _ GROUP (Париж, Франция). Организация и проведение Конкурса строится на принципах патриотизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов участников Конкурса. В настоящем Положении используются следующие основные термины: Организатор – # EURO _ MEDIA _ STAR _ GROUP (Париж, Франция), Участник – автор рисунка, который соответствует требованиям Конкурса. Жюри – это международная группа экспертов, осуществляющая оценку конкурсных работ и определяющая Победителей Международного Конкурса Детских Рисунков.

Юные художники из Франции и Германии

Цели и задачи конкурса детских рисунков

— воспитание у подрастающего поколения чувства за веру в будущее нашей планеты, когда настанет время, — без войн, которые к сожалению в разные исторические периоды приносят настоящему человечеству много страданий, разрушений, потерям близких, родных, друзей; — поддержание интереса детей к мировой истории и роли страны конкурсанта в мировом историческом процессе; — побуждение детей к изучению исторических событий, происходивших в разное время во всем мире; — раскрытие творческих способностей детей.

Искренние слова благодарности в наш адрес: Огромное Вам спасибо за награды и за возможность ребенку проявить себя в таком замечательном конкурсе! Екатерина Шевченко, город Чугуев, Харьковская область, Украина. 21 апреля 2017 г.

Задачами организатора Конкурса являются

— организация и проведение международного конкурса детских рисунков; — обеспечение участия в Конкурсе как можно большего числа детей разных стран и континентов; — организация работы квалифицированного жюри Конкурса для оценки работ участников Конкурса; — организация информационного обеспечения Конкурса; — Выпуск необходимого числа Медалей и Дипломов для победителей и участников Конкурса.

Работа Ботирова Шохрух "Дети не хотят войны", Республика Узбекистан

Требования к рисункам, представленным на Конкурс

Рисунки должны соответствовать тематике Конкурса и отображать пропаганду к недопущению войн на нашей планете (сюжет на усмотрение автора). Рисунок на конкурс может представить только его автор (родители с согласия автора или директор учебного заведения с согласия автора и родителей). Рисунки должны быть выполнены без помощи родителей или педагогов. Рисунки могут быть выполнены на любом материале (ватман, картон, холст и т.д.) и исполнены в любой технике рисования (масло, акварель, тушь, цветные карандаши, мелки и т.д.). Представленные на Конкурс работы должны быть формата изображения JPEG, в цвете, объем изображения не более 1 МБ. Рисунок отправляется на конкурс по электронной почте, вместе с заявкой и оплатой. Оплату можно произвести в любой форме. Для тех кто желает оплатить через Яндекс.Деньги, мы приводим ниже номер нашего счета. Каждый рисунок должен сопровожден заявкой, где указывается — фамилия и имя автора, его возраст, название рисунка и событие, которому посвящен рисунок; страна, почтовый адрес проживания автора; электронный адрес; наименование и почтовый адрес учебного заведения в котором учиться автор и творческий руководитель (если таковой имелся), а так же согласие на использование рисунка. Количество работ, представленных на Конкурс одним ребенком, не может превышать 1 рисунка. Все присланные на Конкурс рисунки могут использоваться # EURO _ MEDIA _ STAR _ GROUP (Париж, Франция), в дальнейшем для проведения различных акций патриотической направленности, в том числе для проведения выставок и издания книг. Коллективные и анонимные рисунки (не содержащие информацию об участнике конкурса) к участию в конкурсе не допускаются и не рассматриваются.

Работа Савиных Марины "Рыжик", Хабаровский край , Россия

Функции и обязанности Организатора

На Организатора Конкурса # EURO _ MEDIA _ STAR _ GROUP (Париж, Франция), возлагаются следующие функции по координации проведения Конкурса: — определение условий проведения Конкурса; — формулирование требований к конкурсным работам, заявленным для участия в данном Конкурсе; — утверждение сроков представления работ и проведения экспертной оценки членов Жюри; — определение критериев оценки конкурсных работ; — принятие решения о составе Жюри; — проведение мероприятий в рамках информационно-рекламной кампании Конкурса; — распространение информации о результатах Конкурса; — организация и проведение международной выставки (экспозиции) в городе Канны (Франция) — лучших рисунков Конкурса. В обязанности Организатора Конкурса входит: создание равных условий для всех участников Конкурса; обеспечение гласности проведения Конкурса; недопущение разглашения сведений о промежуточных и окончательных результатах Конкурса ранее даты официального объявления результатов Конкурса.

Порядок предоставления рисунков для участия в конкурсе

Участники – дети трёх возрастных категорий: — до 10 лет, — с 10 до 14 лет (включительно), — с 15 до 17 лет (включительно). Участники представляют свои работы на конкурс: — через администрацию своих учебных учреждений; — через родителей. Представленные рисунки для участия в Конкурсе проверяются Организатором Конкурса на соответствие требованиям, предъявляемым к работам Участников Конкурса и указанным в Положении и передаются членам Жюри для оценки. Автор (родители автора), подавая свою работу (работу своего ребёнка) на конкурс, подтверждает авторство рисунка и соглашается с тем, что он может быть опубликован в любых изданиях, показан любым способом на любых акциях, проводимых # EURO _ MEDIA _ STAR _ GROUP (Париж, Франция), как во время проведения Конкурса, так и после его окончания, в разных городах Франции и Европы и не претендует на выплату авторского гонорара.

Работа Ожерельевой Арины "Садко", Хабаровский край , Россия

Сроки представления рисунков для участия в Конкурсе, размер взноса

Рисунки для участия в Конкурсе принимаются в любое время в течение года. Город и страна проведения Конкурса — Париж, Французская Республика. Участник вправе отозвать свою работу для участия в Конкурсе не менее чем за 10 дней до истечения срока приёма работ. Работа жюри к онкурса по оценке работ участников Конкурса — в последний день проведения конкурса.

Для тех, кто оплатил взнос в размере 20,- евро, по желанию дополнительно медаль, отправка дипломо и оплаченных медалей победителям и участникам к онкурса в течение 10 дней с момента последнего дня проведения конкурса. Аналогично отправляются дипломы в электронном виде — производиться рассылка электронных копий.

По взносу у каждого участника, а точнее у педагогов, либо родителей есть выбор — стоимость взноса участия в конкурсе и получение дипломов в электронном виде — 15,- Евро, в оригинале + в электронном виде (расходы на почту из Франции в вашу страну на ваш адрес в цене), — 25,- Евро. Стоимость медали на ленте национального флага Франции — доплата, по желанию по цене — 40,- Евро. Итого, если вы хотите Диплом в оригинале по почте + медаль + персональный Сертификат к медали = 65 евро.

Выставка во Франции в городе Ницца

Открытие выставки лучших работ, картин или рисунков конкурса в городе Ницца с 11 по 15 июля 2018 года (Франция), либо в Париже с 29 декабря 2018 г. по 02 января 2019 г. В этот период всем участникам и гостям, сопровождающим будет предложена интересная и увлекательная программа пребывания на Лазурном берегу Франции. Сочетание отдыха на море, многочисленные экскурсии, встречи со сверстниками из разных стран, — останется для каждого из вас в вашей памяти и сердце, как яркое и интересное событие в вашей жизни.

Состав и функции Жюри

Состав Жюри Конкурса определяется Организатором Конкурса. Жюри осуществляет экспертную оценку представленных на конкурс рисунков в соответствии с критериями оценки, указанными в Положении. Победители определяются по наибольшей сумме полученных баллов. Критерии оценки: — соответствие тематике Конкурса (соответствие настоящего Положения ); — оригинальность работы; — художественная ценность. Члены Жюри обязаны обеспечить: неразглашение сведен ий о окончательных результатах Конкурса ранее даты завершения Конкурса, нераспространение присланных на Конкурс рисунков, а также сведений об участниках Конкурса в Интернете или в иных средствах массовой информации.

Работа Зеновой Софьи "Дети против войны", Днепропетровская область, Украина

Победителям Конкурса будут вручены медали и дипломы, их работы будут размещены на выставке в городе Канны (Франции), организатором # EURO _ MEDIA _ STAR _ GROUP (Париж, Франция). Победителям Конкурса в трёх возрастных категориях будут вручаться: — за 1 место — за 2 место — за 3 место

Все дети получают от Организационного Комитета Международного Конкурса один из нижеперечисленных Дипломов:

? Обладатель Гран-при — Диплом «Гран-при».

? Лауреат (три призовых места) — дипломы «Лауреат I степени», «Лауреат II степени», «Лауреат III степени».

? Дипломант (три места) — дипломы «Дипломант I степени», «Дипломант II степени», «Дипломант III степени».

? Все остальные участники — Диплом «Дипломант».

Организационный Комитет Международного Конкурса

visioneuromedia.com

Не нужно проводить глубокий анализ, чтобы понять нынешнее состояние мира, этап, к которому подошла Организация Объединенных Наций (ООН), и подоплеку кризиса в Восточной Гуте. Для этого с лихвой достаточно посмотреть на заголовки новостей, прошедших по лентам американских и российских информагентств, в связи с проектами резолюций Совета Безопасности (СБ) ООН по Сирии.

Первая новость американского производства… Информацию о том, что подготовленный США проект резолюции о создании нового механизма ООН по расследованию применения химического оружия в Сирии наткнулся на вето России, «Голос Америки» подал всему миру буквально так: «Россия ветировала американский проект резолюции о расследовании применения химического оружия в Сирии».

Как известно, Россия пожелала ответить на эту атаку США проектом резолюции, требующим расследования атаки с применением химического оружия в Сирии. Но она не была принята. Об этой ситуации российский «Спутник» (Sputnik) сообщил под следующим заголовком: «США тоже отклонили российский проект резолюции о проведении расследования».

Вы, возможно, сбиты с толку: в чем разница, кто, что и почему блокирует… И с вами трудно не согласиться. На самом деле обе страны представили в СБ ООН проекты резолюций о расследовании применения химического оружия в Думе. Но поскольку у каждой из двух стран свой расчет, они воспользовались правом вето друг против друга.

США на основании этой атаки желают посредством Асада обеспечить легитимность своему спорному присутствию в Сирии и вернуть свою силу / союзников на Ближнем Востоке. Россия же посредством Асада стремится укрепить свое присутствие в этой стране, в регионе Ближнего Востока — Восточного Средиземноморья и устранить своего соперника с поля боя.

То есть все не так просто, как кажется. Речь идет о гораздо более крупных ставках и процессе сведения счетов. Поэтому кровавая игра продолжится. Ведь главное здесь — не люди, которые гибнут, а сталкивающиеся интересы крупных держав!

США лишь бы мускулами поиграть!

Русские не остановятся на полпути

Сирийские ловушки Трампа

Американский генерал: Просто скажите, кого убить

Вето как способ легитимации

Также следует отметить, что впоследствии обе стороны используют это вето как легитимное основание своих дальнейших ходов. По крайней мере США скажут всему миру следующее: «Мы хотели решить этот вопрос мирно, дипломатическим путем, но Россия и ее союзники захотели войны. Поэтому мы тоже будем воевать». И, по правде сказать, уже говорят это. Как?

Оставим в стороне Трампа, Белый дом, Пентагон и обратим внимание на заявление постоянного представителя США при ООН Хейли (Haley). Прошло всего несколько дней с тех пор, как Хейли заявила, что ее страна ответит на произошедшее в Думе вне зависимости от позиции / решения СБ ООН. Более того, в день проведения этого голосования ВМС США в своем письменном заявлении сообщили, что авианосец «Гарри Трумэн» (Harry Truman) и сопровождающая его ударная группа держат курс на Средиземное море. Следовательно, США, как в случае с Ираком, судя по всему, решительно настроены ударить по Сирии несмотря на ООН. Ведь США нужна война.

Очень просто: потому что США проигрывают! США теряют не только Сирию, но и вместе с ней претензию на глобальную гегемонию, лидерство в западном мире и своих союзников, прежде всего Турцию. США, потерявшим все это, будет непросто даже защитить свою национальную целостность.

США хотят войны, потому что они уже не способны вести войны чужими руками — гибридные войны на Ближнем Востоке. США, которые потеряли ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.) и не смогли добиться желаемой эффективности от террористической организации Партия «Демократический союз» — Отряды народной самообороны / Рабочая партия Курдистана, с каждым днем все больше утрачивают свободу для маневра.

США хотят войны, потому что Израилю нужно, чтобы США воевали в его интересах и претворили в жизнь проект Великого Израиля. Одним словом, США, которые своим статусом империи / сверхдержавы обязаны двум масштабным мировым войнам, нуждаются в новой масштабной войне для сохранения этого статуса.

Даже если США не будут воевать, они попытаются достигнуть своих целей или хотя бы значительной их части, сделав вид, что собираются воевать. А одна из критически важных целей здесь — конечно, Турция и вместе с ней «новая ближневосточная тройка» (Турция, Россия, Иран), а также тюрко-исламский мир.

США знают, что в тот момент, когда они снова вернут Турцию, дуэту Россия — Иран станет гораздо сложнее. Поэтому на Турцию, которая держится и старается держаться ближе к середине, США нападают разными методами, давлением пытаются нас переубедить.

Но возможно ли это? Откровенно говоря, за это время немало воды утекло. И в этой колонке мы неоднократно писали, что США должны продемонстрировать Турции новую волю и с этой волей дать единое определение двусторонним отношениям. А прежде всего необходимо испытывать уважение к предпочтениям Турции и политике, которую она преследует. Иначе пиши пропало…

Китай тоже желает вступить в превентивную войну с США в Сирии?

В период, когда кризис продолжает обостряться, Китай приказал своим военным кораблям присоединиться к российскому флоту в случае какого-либо агрессивного акта со стороны США в отношении Сирии. То есть уравнение становится все более сложным.

Это неожиданное событие? Конечно, нет. Мы знаем, что поддержка Китая на данном этапе не ограничивается только голосованием в СБ ООН. Первые сообщения о том, что Китай намерен включиться в это новое ориентированное на Ближний Восток уравнение, появлялись в прессе с ноября 2015 года. Например, впервые о том, что Россия и Китай будут действовать совместно в Сирии, сообщило британское издание «Дейли экспресс» (Daily Express) 20 ноября 2015 года со ссылкой на доклады из России и ближневосточного региона.

Цель Китая — любой ценой держать США вдали от своего ближнего зарубежья и занимать их внимание другими регионами. Поэтому сейчас Китай для достижения этой цели пошел на риск войны с США за пределами своих границ.

Помимо этого, Китай желает гарантировать свои регионально-глобальные интересы, прежде всего в рамках проекта «Один пояс, один путь» («Новый шелковый путь»). А для этого Китай, разумеется, не заинтересован в ослаблении России и Ирана и в том, чтобы Турция снова сказала: «США». По крайней мере в кратко- и среднесрочной перспективе.

Таким образом, это последнее событие (вышеупомянутый приказ китайским кораблям) — новая форма борьбы с точки зрения Китая. Китай и в военном измерении стремится подтвердить / показать свой статус глобальной силы. С точки зрения США речь идет о совершенно не привычной для них ситуации. И вся проблема в этом. Именно поэтому игра с каждым днем все более ожесточается.

Вето — предлог, США и «прочие» хотят войны

США:Мы тут поддерживали Ваших врагов, которые совершают у Вас теракты, мы хотели устроить революцию и убить президента, но это всё было в прошлом давайте снова дружить! Так что ли?!

в ответ (Показать комментарийСкрыть комментарий)
  • Популярное
  • Обсуждаемое

Путин может по-настоящему отомстить Западу

А был ли «химический» мальчик?

Мы, британцы, были правы, что бомбили Сирию

Правда ли, что крымчане поддержали аннексию?

Смогут ли США победить без ядерного оружия?

Русофобия: западный мир сошел с ума

Британия и преступления против человечности

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Дубосарский А.И.

Адрес электронной почты редакции: info@inosmi.ru

Телефон редакции: +7 495 645 66 01

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Произошла ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позже.

Факт регистрации пользователя на сайтах РИА Новости обозначает его согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на русском языке.

Комментарии пользователей размещаются без предварительного редактирования.

Комментарий пользователя может быть подвергнут редактированию или заблокирован в процессе размещения, если он:

  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, ущемляет права меньшинств, нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации
  • порочит честь и достоинство других лиц или подрывает их деловую репутацию;
  • распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия;
  • преследует коммерческие цели, содержит спам, рекламную информацию или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений («флуд»);
  • смысл текста трудно или невозможно уловить;
  • текст написан по-русски с использованием латиницы;
  • текст целиком или преимущественно набран заглавными буквами;
  • текст не разбит на предложения.
  • В случае трехкратного нарушения правил комментирования пользователи будут переводиться в группу предварительного редактирования сроком на одну неделю.

    При многократном нарушении правил комментирования возможность пользователя оставлять комментарии может быть заблокирована.

    Пожалуйста, пишите грамотно – комментарии, в которых проявляется неуважение к русскому языку, намеренное пренебрежение его правилами и нормами, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    inosmi.ru

    Война и дети. Девочка из Золотой смены

    В октябре нынешнего года исполнится сто лет комсомолу – огромной молодёжной организации, которая объединяла миллионы юношей и девушек Советского Союза. Сколько полезных и нужных дел за плечами комсомольцев! А сколько подвигов они совершили во время Великой Отечественной войны…

    Сегодня мы открываем рубрику «Юный бессмертный полк». Она – о героях-комсомольцах и героях-пионерах, которые погибли в борьбе с фашистами, не успев повзрослеть и получить комсомольский значок. А первый рассказ – о Гуле Королёвой, героине знаменитой книги Елены Ильиной «Четвёртая высота».

    Оказывается, в социальной сети «ВКонтакте» есть группа, собравшая тех, кому дорога девочка Гуля Королёва. Родилась она до войны, снималась в детском кино. Фильмы нравились людям, и ей писала вся страна.

    Вот «ВКонтакте» и собрались те, кто дружил бы с ней, будь они все детьми и была бы она жива.

    …Марионеллу (так на самом деле звали Гулю) Королёву в 1935 году за роль дочери партизана Василинки наградили путёвкой в «Артек».

    Помню, как 50 лет назад мы познакомились с выдающимся скрипачом Наумом Григорьевичем Латинским (теперь и его уже нет в живых). Он рассказывал, что мальчиком был награждён путёвкой в «Артек» за свои триумфальные выступления в Московской консерватории, в Большом театре.

    – А я ведь был в одной смене с Гулей Королёвой! Мы назывались Золотая смена.

    – Так книга Елены Ильиной «Четвёртая высота» про Гулю у меня есть, я её ещё в детстве читала!

    – Покажите! – заволновался Наум Григорьевич.

    Достала с полки книгу, где на зелёной обложке – красная звезда, а на фоне звезды – маленький росточек.

    Наум Григорьевич рассматривал книжку, и глаза его заблестели от слёз:

    – Какие ребята! Наша Золотая смена.

    Там каждый был премирован путёвкой за труд, за геройский поступок. Вот как съезжалась в «Артек» Золотая смена:

    «. Среди ребят оказались настоящие герои – один пионер спас от гибели самолёт (развёл костёр, и лётчик понял, что посадки нет), другой пристрелил двух волков, третий спас из огня пожара маленького ребёнка.

    – А ты тоже спасла кого-нибудь? – спросила Гуля низенькую черноглазую девочку.

    – Нет, я хлопок собирала, – ответила девочка, с трудом выговаривая русские слова. – Таджикистан знаешь?

    – Мамлякат! – узнала она. – Нахангова! Ну, конечно, знаю! Во всех газетах твою фотографию видела. Всё, всё о тебе знаю – как ты хлопок обеими руками собирала и как получила за свою работу орден Ленина. И как в Кремле была – тоже слышала».

    Всю Золотую смену после лагеря пригласили потом в Москву, в Кремль. Угощение для них было приготовлено. С ребятами говорили члены советского правительства. И уже из Москвы подружившиеся в «Артеке» дети разъезжались по своим городам и сёлам.

    …Гуля погибла в Великую Отечественную вой­ну. Ей было 20 лет. В Уфе, в эвакуации, жили её крошечный сынишка Ёжик (Саша) и мама. Можно было не идти на фронт, раз маленький ребёнок, но Гуля пошла. Уже погиб на войне отец Ёжика.

    Гуля была санинструктором, вытаскивала с поля боя раненых, оказывала помощь. Спасла многих. Однажды по её горячей просьбе Гулю взяли в атаку – брать высоту, занятую фашистами. По пути она перебинтовывала раненых. И сама получила ранение в ногу, но продвигалась с бойцами вперёд. Вдруг тяжело ранили командира батальона Плотникова. Перебинтовала и его. Он остался лежать. А дальше?

    «Гуля вырвала гранату из-за пояса… И в этот миг она почувствовала, что левая рука у неё стала немая, тяжёлая, словно не своя, и рукав наполнился чем-то горячим и липким. Закружилась голова…

    Гуля вытащила вторую гранату, последнюю. Эту уже нельзя было бросать – её нужно было оставить для себя, чтобы не сдаться врагу живой…»

    « – Товарищи! – закричала она и словно издали услышала свой сильный и звонкий голос. – Я – первая на штурм! Кто за мной? В атаку, вперёд! За Родину!

    – За Родину! – гулко отозвались десятки голосов.

    Гуля, нагнувшись, пробежала несколько шагов и вдруг будто споткнулась, поднялась и снова упала.

    Уже похолодевшую Гулю бережно положили на плащ-палатку, а вокруг всё так же гремел бой за высоту».

    То есть вы поняли? Когда тяжело ранили командира, Гуля сама подняла бойцов на высоту, на фашистов. Высота была взята. А Гуля погибла.

    Посмертно её наградили орденом Красной Звезды.

    …На территории лагеря «Лазурный» Международного детского центра «Артек» есть памятник «Они были артековцами». На памятнике – и имя Гули Королёвой.

    А в 2016 году, уже всего полтора года назад, в «Артеке» торжественно открыли Аллею пионеров-героев артековцев. В живописном месте парка комплекса «Горный» установлены 12 белоснежных бюстов воспитанников «Артека», погибших в Великую Отечественную войну. Партизанский разведчик Володя Дубинин, погибший при разминировании входов керченских каменоломен; вступивший в неравный бой лётчик-истребитель Тимур Фрунзе; Рубен Ибаррури, принявший в битве под Сталинградом командование батальоном вместо погибшего командира; санинструктор Гуля Королёва; лейтенант Иван Туркенич, погибший в боях за освобождение Польши; корреспондент Лиля Каростоянова; командир противотанковой батареи Алихан Гагкаев; комсомолец Радий Руднев; снайпер Алия Молдагулова, которая, ворвавшись в траншеи противника, уничтожила 78 гитлеровцев; расстрелянный фашистами партизан Витя Коробков… Вот их сколько, героев-артековцев!

    …Гуля была доброй и весёлой девочкой, очень спортивной. Любила и умела дружить. Когда она заболела и была отправлена в Крым в санаторий, там лечились и дети Испании, где в те годы шла гражданская война. Так она все свои деньги потратила на апельсины «испанчатам», объясняя подруге:

    – Испанцы без апельсинов жить не могут. Как мы с тобой – без картошки.

    …Накануне нынешнего Нового 2018 года, 31 декабря, кто-то поместил в сети фотографию Гули, совсем малышки, со словами: «В этот зимний праздничный день почему-то захотелось выложить Гулино летнее фото))». Это Геленджик, 1926 год.

    Гулина могила – близ Сталинграда, у хутора Паншино.

    Книга «Четвёртая высота» была написана почти сразу после войны. Много писем получала от читателей её автор Елена Ильина.

    И такое письмо из Германии, от Урзулы Х.:

    «…Все люди должны сделать так, чтобы никогда не было войны… Теперь фашисты опять призывают взяться за оружие. Можно только спросить: неужели эти люди ничему не научились после такой жестокой войны? Ведь война принесёт только бедствия и несчастья. Я не хочу войны! Я хочу мира!»

    А вот адрес группы памяти героини Великой Отечественной войны Марионеллы Владимировны Королёвой (Гули): https://vk.com/gulyakoroleva1922 Я вступила в эту группу.

    Там письма Гули, фотографии. Там почти вся книга «Четвёртая высота». Там очень хорошие люди собрались вокруг её имени. Они не только не хотят войны. Они не хотят, чтобы забывались имена героев. И имя девочки из Золотой смены «Артека» чтобы тоже не было забыто.

    rvs.su

    Дети Донбасса просят мира и хотят домой (ФОТО)

    Донецк, Сентябрь 22 (ПолитНавигатор, Микаэль Чагалян) – 21 сентября все мировое сообщество отмечает Международный День мира, который был учрежден в 2002 году на 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. И «мир» – это как раз то состояние, по которому очень истосковался Донецк, да и все жители Донбасса.

    Как правило, страдали от военных действий и варварских обстрелов городов мирные жители и, прежде всего, дети. Многие юные жители Донбасса оказались сегодня вдали от родного дома, и сегодня они живут с мамами и бабушками в общежитиях Донецка.

    Именно для них депутаты парламента Александр Колесник, Оксана Бевцык, Рустам Абдулаев и Ринат Билялов устроили в День мира замечательный праздник. Все дети – беженцы из самых пострадавших от войны районов Донбасса. Их возраст – от 2 месяцев до 16 лет, и они рады буквально каждому знаку внимания.

    «Мир – это когда вокруг ничего не бабахает, а в небе вместо самолетов летают птички. А еще солнышко и все улыбаются. Это когда нет войны. Я хочу, чтобы был мир, и никто на земле не воевал», – заявила 11-летняя Настя.

    10-летняя Лиза рисовала солнышко и цветы: «Мир – это когда солнышко и цветы. Я знаю, что это такое. А война – это когда бомбят и стреляют. Я это тоже знаю и видела», – говорит ребенок.

    «Сегодня у нас сразу три праздника – День мира, Рождество Пресвятой Богородицы и годовщина Куликовской битвы. Мы собрали детей и предложили им нарисовать рисунки на асфальте, как они видят этот мир. Все они рисовали синее небо, дом, цветы, солнце, радугу. Я хочу от всей души пожелать всем детям земли мирного неба над головой», – сказал депутат парламента Новороссии Александр Колесник.

    «В этих общежитиях сегодня проживают более ста детей из Шахтерска, Авдеевки, Енакиево, Краматорска и многих других горячих точек. У меня слезы на глазах оттого, как дети изобразили этот мир. Хочу также пожелать всем малышам синего неба и ясного теплого солнышка», – добавила депутат парламента Оксана Бевцык.

    «К сожалению, самыми хрупкими жертвами войны, которую развязала Украина против жителей Донбасса, стали именно дети. И мы, взрослые, должны сделать все, чтобы как можно скорее закончился этот печальный и мрачный период в жизни детей и взрослых», – подчеркнула депутат парламента Ирина Попова.

    «Я – за мир!», «Я хочЮ мира», «Нет войне!», «Солнечному миру – да, да, да», «Мама» и просто «МИР» – такими подписями дети сопроводили свои рисунки на асфальте. Все дети хотят мира…

    www.politnavigator.net

    Виктор Ерофеев: Хотят ли русские мира?

    Последний опрос общественного мнения показал, что значительная часть россиян хочет ужесточения политики. Почему? Вот что думает по этому поводу писатель Виктор Ерофеев.

    Знаменитый вопрос Евтушенко: «Хотят ли русские войны?» — перевернулся в воздухе: Россия охотно воюет и в Украине (что она отрицает), и в Сирии. Так что логично было бы спросить: «Хотят ли русские мира?» Или военным парадам, фейковым штурмам Рейхстага, лозунгам «Можем повторить!» и «На Берлин!» не будет конца? Сельские жители по всей стране любят ходить в камуфляже, в славный День победы продавщицы надевают пилотки, а дети разгуливают в военной форме.

    Кто здесь курица и где яйцо? Власть ли подпитывается боевыми народными чувствами? Или власть вместе с пропагандой вселила в народ радость военной мобилизации?

    По-моему, это редкий случай слияния курицы с яйцом.

    Треть россиян, которых опросил сейчас Левада-Центр, хотят, чтобы будущий президент, кем бы он ни был (а будет он, скорее всего, тем же самым), ужесточил внутреннюю политику. Путин все еще излишне либерален для тех, кто требует снова ввести смертную казнь, разрешить порку как наказание, уничтожить «пятую колонну», запретить свободное хождение доллара и многое-многое другое. А Западу, если говорить о внешней политике, надо бы решительней показать «кузькину мать».

    Сорок процентов населения желают, чтобы все было так, как есть. Ничего не менять. Все прекрасно. И только какие-то 13 процентов хотят либерализации и примирения с Западом.

    Ну, ладно, мы знаем цену опросам в авторитарных странах. Это как пламя свечи на сильном ветру, которое мечется в разные стороны. По результатам другого опроса четверть молодых людей до 25 лет хотят уехать из России навсегда. А всего по стране каждый десятый мечтает об эмиграции. Концы не сходятся. Но все-таки: хотят ли русские мира?

    С точки зрения европейских понятий, Россия живет в Зазеркалье. Чтобы развернуться и стать ближе к Западу, нужно разбить зеркало, что в русском собрании суеверий означает смерть.

    Всякий раз после российских всеобщих выборов (любого уровня) выясняется, что народ голосует за власть. Оппозиция ставит под сомнение результаты. О подтасовках — отдельная песня, но какими бы крупномасштабными они ни были, видно, что народ все равно стоит за власть. Тогда интеллигенция осыпает народ проклятьями, вспоминая про рабов, крепостное право, и это продолжается пару месяцев. Затем проклятья затихают, и народ (в представлении все тех же 13 процентов) вновь становится жертвой режима, который оккупировал страну своими чекистскими способами.

    Виктор Ерофеев: Назначенные враги и друзья России

    С кем дружит Россия, с кем враждует? Те страны, что были врагами вчера, сегодня стали друзьями, — и наоборот. Писатель Виктор Ерофеев объясняет этот кажущийся парадокс. (16.08.2016)

    Комментарий: Ставка на вооружение — новая реальность России

    Москва хочет обновить свой атомный арсенал. Всем нам пора привыкать к новой, нацеленной на конфронтацию риторике России, считает Инго Маннтойфель. (17.06.2015)

    В Орле открыли первый в России памятник Ивану Грозному

    Историки утверждают, что ранее царю не ставили памятники в России из-за того, что он считается одним из самых жестоких правителей в истории России. (15.10.2016)

    Комментарий: Сталин, которого мы выбираем

    Опросы общественного мнения показывают: все больше россиян одобряют Сталина и его «мудрую политику». Как это объяснить и оценить? Писатель Виктор Ерофеев делает такую попытку. (19.01.2016)

    Интеллигенция лукавит? Скорее, лукавит сама либеральная идеология. Чтобы спасти народ, нужна вера в необходимость его спасения. Но вот беда. Так ли болезненно относится народ к чекистам? Интеллигенция видит в них продолжателей дела НКВД-КГБ. Для большинства же народа чекисты — завидные избранники судьбы, защитники родины, смотрящие за порядком. Это — без всякой иронии — реальный миф. Эти герои всегда находятся в состоянии войны с Западом, теперь война обострилась им в радость, а народу на потеху. Путин подписывает указ о продлении контрсанкций — ура! Все радуются! Отказалась Россия платить свой взнос в Совете Европы — реакция: допрыгались! Кто допрыгался? Как кто?! Европа!

    Короче, война лучше мира. Не большая война, не слишком атомная. В народном сознании есть счетчик потерь, за ограниченные пределы которых заходить для власти нежелательно. Но сама по себе война не отпугивает общество, которое не прониклось «западным» пацифизмом.

    Как-то на московском либеральном радио я узнал из голосования, что четверть их радиослушателей поехала бы воевать на Донбасс, чтобы закрыть долги по кредитам. Военное напряжение освобождает как власть, так и народ от дорогостоящей принадлежности к единой человеческой цивилизации. Для власть имущих, отгородившихся от Запада, нахождение за новой занавеской холодной войны (хотя война не такая уж и холодная!) выгодно: она лучше всего скрывает хроническое отставание экономики, провал модернизации. Мобилизация снимает ответственность с власти за все беды. И во всем виноват Запад. А кому не нравится — границы пока что открыты. Пусть туда и стекает протестное движение!

    Столкнувшись с единственно возможной для Кремля формой властвования, интеллигенция кается: это мы виноваты! Как же мы допустили такое!? Бьет себя в грудь. Но не без лукавства. Кто больше кается — тот, вроде, и прав. А неправы те, кто помалкивает, идя на компромиссы с властью. Но в любом авторитарном режиме компромисс волей-неволей становится повседневностью.

    Власть повторяет ежедневно, что она все делает правильно. Она ни в чем не признается: ни в том, что сбили самолет, ни в том, что не дали реально расследовать убийство Немцова, ни в том, что участвовали в олимпийских допингах. Она ни в чем не виновата. Но иногда, чтобы не выглядеть совсем уж неправдоподобно святой, она сдает отдельных коррупционеров так же, как псы выкусывают из шерсти блох.

    Итак, около половины народа безмолвствует, находясь в глубоком историческом шоке. Путинский электорат имеет чисто биологическую задачу выжить. Любое изменение он воспринимает как угрозу. Он — за застой. Если он выжил вчера, то на завтра ему нужна такая же погода.

    Но треть народа, напоминает Левада-Центр, хочет все-таки улучшения погоды. Это тоска по климату, прямо противоположному интеллигентской мечте. Треть России хочет больше порядка, больше строгости — вообще, а не только и не обязательно политической. Этот порядок увязывается со Сталиным. Шутка — шуткой, но он в таком случае оказывается в глазах значительной части россиян самым порядочным людоедом, всегда боровшимся за мир во всем мире.

    Виктор Ерофеев, писатель, литературовед, телеведущий, автор книг «Русская красавица», «Хороший Сталин», «Акимуды» и многих других, кавалер французского Ордена Почетного легиона.

    www.dw.com

    Хотят ли европейские войны: фильм недели — «Дюнкерк»

    Один коллега-критик выдал по поводу Нолана странное утверждение, будто в России этого гения никто не любит, поэтому и «Дюнкерк» все, кроме него, этого критика, будут ругать.

    Я убежден в противоположном. Британец Кристофер Нолан — едва ли не самый популярный режиссер в среде наших молодых киноманов. Из десяти полнометражных фильмов, которые он снял, начиная с 1998-го, у нас малоизвестен лишь самый первый — триллер (а у Нолана всё в той ли иной степени триллер) «Преследование». Остальные его девять картин видели, полагаю, многие из тех, кто интересуется кино: «Помни», «Бессонница», «Бэтмен: Начало», «Престиж», «Темный» («Черный») рыцарь», «Начало», «Темный» («Черный») рыцарь: Возрождение легенды», «Интерстеллар», наконец, «Дюнкерк».

    Все фильмы Нолана относятся к мужскому кино. Не зря, когда я вчера пошел на «Дюнкерк» в один из любимых мультиплексов, из женщин в зале присутствовала только моя супруга. А из представителей многоопытных поколений — только я. Вот она, классическая аудитория Нолана: парни-синефилы 20-30 лет. Для малолеток его фильмы слишком насыщенные и запутанные. В «Дюнкерке» вроде все понятно, но и там есть флэшбеки, причем не сразу понимаешь, что фильм вдруг погрузился в прошлое, причем недавнее, показывает с другой точки зрения то, что происходило двадцать минут назад.

    Главное: «Дюнкерк» отличается от прежних фильмов Нолана тем, что в нем нет ни мистики, ни фантастики, ни злодеев из комиксов. Это фильм о Второй мировой, причем об одном из ее реальных эпизодов.

    В мае и июне 1940-го германские войска, успевшие оккупировать несколько европейских стран, в два счета расщелкали словно фундук Францию и ее ближайших союзников Нидерланды и Бельгию. До сих пор кажется странным, как же быстро сдалась Франция, родина легендарных наполеоновских вояк. Не историк, но читал, что ее военная техника не уступала немецкой. Однако, линия Мажино длиной 400, кажется, километров, полная подземных ходов, дотов, дзотов и тайных орудий, которая была выстроена против Германии, оказалась ерундой. Не чета линии Маннергейма, великого и верноподданного генерала царской армии, еще в начале 1900-х несколько лет изучавшего фортификационные сооружения средневековой коварной Средней Азии. И в итоге выстроившего такую систему обороны против СССР, что во время краткосрочной советско-финской зимней войны 1939-40-го годов, Красная армия, которая по замыслу Сталина через 3 дня должна была маршировать по Хельсинки, никуда не продвинулась.

    Но причиной поражения французов стали не только недочеты линии Мажино, но и то, что немецкие танки спокойно пропороли Арденнские горы и Арденнский лес, вообще обойдя линию Мажино. Французы считали Арденны естественной природной преградой. Но ошиблись.

    «Дюнкерк» напоминает об одной из сюжетных линий картины Джо Райта «Искупление» (2007 год) с Кирой Найтли и Джеймсом Макевоем, получившей семь оскаровских номинаций плюс «Оскар» за музыку. Полагаю, должны быть и другие подобные фильмы.

    К концу мая 1940-го остатки разгромленных французских войск и огромная часть британского экспедиционного корпуса, прибывшего сражаться во Франции против Германии, оказались заперты на самом северо-востоке страны, у пролива Па-де-Кале, но огромном берегу, куда набрасываются гигантские приливы и где негде укрыться от истребителей-мессершмиттов и бомбардировщиков-хенкелей.

    Англичане прислали на поддержку лишь несколько эсминцев и отдельные эскадрильи «Спитфайров» — собственных знаменитых истребителей. Но, строго говоря, не прислали ничего, потому что на кону стояло возможное вторжение немецкой армии в Великобританию, и эсминцы с истребителями были нужны для отражения непосредственной агрессии.

    Что ни говорите, правительства всех государств — одинаково циничные и мыслят крупными категориями.

    У Черчилля на голом берегу под пулями и бомбами оказалось несколько сот тысяч военнослужащих. Но эсминцы и «Спитфайры» Великобритании были нужнее. Людей, конечно, было жаль, но ничего: бабы еще нарожают. Эту фразу приписывают советскому военачальнику, но, похоже, Черчилль мыслил так же.

    Гражданских жаль было меньше. Чтобы вывезти на родину хотя бы часть солдат, английское правительство бросило клич владельцам частных лодчонок: через Па-де-Кале отправиться в Дюнкерк (под обстрелом все тех же мессершмиттов), без всякого оружия и спасти столько людей, сколько удастся.

    Англичане — патриоты. Почти без поддержки с воздуха тысячи моторок, маленьких яхт, рыболовецких траулеров поплыли спасать своих брошенных солдат.

    Фильм Нолана – об этом небывалом в истории реальном подвиге.

    Через пару дней Черчилль наверняка довольно курил сигару, рассевшись в кресле перед камином и попивая любимый сорт армянского коньяка, ящик которого ему регулярно присылал Сталин. Ведь он надеялся, что удастся спасти максимум 30 000 человек. А остальные? Пусть земля им будет пухом! Но английские граждане-мореходы на своих моторных лодчонках и яхтах вывезли с берега Дюнкерка в Англию 338 000 человек, в том числе более ста тысяч французов, которых редкие британские эсминцы, пришедшие в Дюнкерк, если верить фильму, брать на борт отказывались.

    Нолан использовал правильный ход: позвал, в основном, молодых актеров с незнакомыми лицами, чтобы добиться большей правдивости. Среди актеров, которые в титрах отмечены особо (титры идут лишь в финале) Кеннет Брана, Киллиан Мёрфи, которого Нолан снимает из фильма в фильм, Марк Райленс (сыгравший легендарного советского разведчика Рудольфа Абеля в фильме Спилберга «Шпионский мост» и получивший за эту роль «Оскара») и еще один любимый актер Нолана Том Харди. Причем Нолан (может, у него шуточка такая по отношению к актеру?) из фильма в фильм прячет его лицо под маской. Тут он — пилот «Спитфайра», его лицо весь фильм закрыто шлемом и кислородным респиратором. Лишь в финале он его снимает и… ба. Да это же Харди!

    Фильм Нолана — едва ли не самый детальный и правдивый фильм о войне, снятый в нашем тысячелетии.

    Фильм о том, что можно либо жертвовать собой, либо спасаться, что в случае войны означает элементарное: участвовать в ней или нет.

    Это фильм о том, что такое спасение и выживание на войне. Воюем вместе — но выживает каждый сам по себе. И зачастую выживание возможно лишь за чужой счет. Уточнение: мы говорим о европейцах. А разница в сознании все же есть. Ведь известно, что практически только наши летчики в воздушных боях шли на таран. Летчики других стран — в редчайших случаях. Первый таран совершил в 1914 году легендарный автор мертвой петли и основоположник высшего пилотажа Петр Нестеров.

    Но вот простые британские граждане-моряки в фильме Нолана даже не помышляют о том, чтобы выживать и спасаться.

    При этом у Нолана двойственное отношение к ситуации «выжить на войне».

    Солдатам, попавшим с окровавленного песка Дюнкерка в абсолютно мирную Англию, где за окном поезда играют дети, а сам поезд такой, что подобных дневных у нас и сейчас нет, стыдно, что они проиграли и сбежали. Кто-то из подобранных в море гражданским суденышком по-детски говорит его капитану: «Отвезите меня домой». Они думают: родина будет их презирать. Они боятся высунуться из окна вагона, с трепетом берут в руки газеты, чтобы узнать, что же про них пишут. А их, оказывается, воспринимают как героев. У нас бы так в Великую Отечественную.

    «Вы молодцы, ребята», — по возвращению в Англию говорит кому-то из них слепой старик. «Мы ведь просто выжили!». «Так это и есть героизм», — возражает старик.

    Любопытное. Одновременно странное

    В фильме почему-то ни разу не названы немцы. Их именуют: враг. Кресты на крыльях немецких самолетов почти не различимы. Если бы не упоминания хенкелей и мессершмиттов, которые молодому зрителю, поди, ничего не скажут, и не догадаешься, что речь идет о войне с Германией. А вот к французу англичане относятся плохо, называют лягушатником, не хотят брать его на борт. Загадка. Может, все дело в том, что именно из-за французов англичане влипли в Дюнкерке?

    Думаю, «Дюнкерк» с его воздушными боями и постоянными погружениями под воду потопленных судов особенно эффектно смотрится в кинотеатрах IMAX. Ведь он снят в двух форматах, в том числе 3D на 65 мм пленке. То есть это не просто кино, в котором самолеты залетают прямо в зал, но еще и широкоформатное, которое на рубеже 1960-70-х активно делали только в двух странах: США и СССР — и даже строили для него специальные залы — предшественники IMAX (впрочем, я тут не специалист, кто знает ситуацию лучше меня, пусть меня поправит).

    www.forbes.ru

    Хотят ли русские войны?

    Микромилитаризм вместо плана глобальной экспансии

    1 сентября 1939 года с инсценированного нападения на радиостанцию в пограничном поселке Глейвиц началась Вторая мировая война в Европе. Что бы ни говорили политики десятилетия спустя, к войне были готовы практически все великие державы, в том числе и Советский Союз. Уже 17 сентября советские войска перешли границу Польши, в 1940 году аннексировали государства Прибалтики, взяли под контроль Бессарабию, а чуть позже вторглись в Финляндию. Конечно, по сравнению с тем, что случилось позже, на фоне нацистских военных преступлений и трагедий целых народов, агрессивность сталинского СССР казалась менее значительной, но сегодня историческая память о ней заставляет соседей России волноваться, наблюдая за все более «отчаянной» внешней политикой Москвы.

    Следует ли проводить параллели между событиями 76-летней давности и тем, что происходит сейчас на востоке Европы? Как бы ни хотелось этого сделать, я со всей настоятельностью утверждаю, что любые такие аналогии ошибочны и способны создать неверное представление о формирующихся как внутри России, так и на ее периферии новых политических реалиях.

    Единственное, что может хоть как-то напомнить сегодня о событиях того далекого времени – это указание на то, что Россия, как и прежде Советский Союз, пытается-де «собрать» осколки прежде великой империи. Однако более внимательный взгляд легко покажет, что Крым и/или Южная Осетия не имеют ничего общего с Восточной Польшей или странами Прибалтики: захват последних был эпизодом масштабного плана глобальной экспансии, элементом грандиозного проекта нового передела мира (который отчасти и был осуществлён по итогам Второй мировой войны), тогда как стратегическая ценность ныне обретенных Россией союзников и/или территорий является, мягко скажем, сомнительной. И чем больше сравниваешь прошлое и настоящее, тем сомнительнее выглядит тезис о том, что Россия стремится сегодня развязать новую войну в Европе.

    Представлявшийся в свое время противоестественным вопрос «Хотят ли русские войны?» сегодня, разумеется, может и должен задаваться – но ответ на него, как ни крути, положительным быть не может.

    Прежде всего следует обратиться к поведенческим стереотипам населения, так как без готовности народа к мобилизации ни о каких военных приготовлениях речи не идет. И тут мы видим несколько обстоятельств, дезавуирующих распространённые на Западе опасения.

    Во-первых, настораживающий многих «патриотизм» в России сегодня во многом фиктивен. Подавляющее большинство граждан не против усиления величия страны, «вставания с колен» и «крымнашизма», но практически никто не готов пожертвовать чем-либо ради государства. Если в этом есть сомнения, достаточно организовать 3%-ный десятилетний рублевый займ на развитие экономики Крыма – и результаты подписки на него скажут очень много о реальном патриотическом подъеме в России. Сегодня патриотами выступают прежде всего те, кто немного потерял из-за нарастания агрессивной риторики: даже беглый взгляд показывает, что георгиевскими ленточками разукрашены в Москве в основном дорогие иномарки. Однако если риторика сменится реальными лишениями, такой патриотизм растает как дым.

    Во-вторых, сегодня в России, как и в большинстве развитых стран, очень высока цена человеческой жизни. В первой половине ХХ века, в эпоху двух мировых войн, массовых репрессий, концлагерей и расстрелов, война воспринималась как нечто обычное – но сегодня она таковой не является. Весьма показательным в этом отношении явился указ президента Путина о засекречивании потерь вооруженных сил в «мирное время»: общество явно не готово узнавать о десятках «грузов 200», приходящих из Донбасса, Южной Осетии или откуда-то еще. И это очень саморазоблачительный шаг – ведь обратной стороной готовности к войне является признание того, что dulce et decorum est pro patria mori (сладка и прекрасна за родину смерть – Гораций), и если бы в России были провоенные настроения, «добровольцы» должны были удостаиваться торжественных и публичных похорон, а не молчания или вранья, окружающего их смерти.

    В-третьих, провоенные настроения, в отличие от патриотического позерства, должны иметь основания. На протяжении последних ста лет Россия/Советский Союз вел либо оборонительные, либо «освободительные» войны, причем последние предполагали, что местные жители приветствуют «вежливых людей» как благодетелей (что было правдой в Болгарии в 1878 году или в Праге в 1945 году, а применительно к Эстонии или Бессарабии в 1940 году тот же эффект создавался пропагандой). Как только СССР начал военные операции, не поддерживаемые теми, кого они были призваны осчастливить, его влияние стало разрушаться – от Венгрии 1956-го и Чехословакии 1968-го до Афганистана 1980-х годов. Сегодня, однако, ясно, что на Россию никто не собирается нападать, а «освобождения» от нас после Приднестровья, Абхазии, Крыма и Донбасса никто не ждет. Завоевательную же, и даже «превентивную» войну в Европе «продать» россиянам попросту невозможно.

    Наконец, в-четвертых, война давно уже стала событием не чисто геополитическим, а в том числе и идеологическим. Для того, чтобы народ хотя бы задумался о том, чтобы ее принять, противник должен быть представлен в образе исчадия ада, угрожающего существованию твоей страны или всего человечества. Современный Запад – в отличие, например, от того же ИГИЛ – ну никак не тянет на такой образ. Тем более что в сознании большинства россиян Запад ассоциируется с высокими стандартами жизни, очевидными достижениями, материальным богатством – в общем, с большинством из того, что они сами видят в качестве идеального общества. Не стоит забывать, что в истории нет примеров того, чтобы страна начинала войну против блока, на территорию которого за предшествующие 15-25 лет добровольно выехало до 5% ее собственного населения.

    Можно привести и дополнительные аргументы, но даже этих достаточно, чтобы прийти к выводу, что рассуждения о готовности российского населения к военной мобилизации исключительно преувеличены, а данные опросов общественного мнения, показывающие 60%-ную «готовность к войне», обусловлены лишь специфическими формулами опросников.

    При этом не менее сомнительна и серьезность намерений российской элиты довести дело до полномасштабной вооруженной конфронтации с НАТО и другими евроатлантическими структурами.

    Во-первых, и это общеизвестный факт, российская элита слишком связана с Западом экономически и лично: здесь хранятся ее (не)законно нажитые капиталы, куплена и зарегистрирована недвижимость, живут и учатся дети, и т.д. На это обычно отвечают, что переплетение экономических интересов, например, не помешало ведущим державам в 1914 году вступить в Первую мировую войну. Но разница состоит в том, что тогда решения принимали политики, для которых зависимость от «врага» была минимальной (что до родственных связей монархов, то такова была практика Европы многие сотни лет), а убытки от разрыва экономических связей несли финансисты и промышленники. В отличие от этого, в современной России именно чиновники являются наиболее заинтересованной в сохранении мира и спокойствия «на западном фронте» категорией граждан.

    Во-вторых, война или угроза войны в российской политической реальности рассматривается исключительно как инструмент удержания власти нынешней элитой, повышения популярности проводимого ею курса и создания условий для более успешного «распила» бюджетных средств. Настоящая же война, как показывает практика, например, тех же европейских монархий, которые вступили в Первую мировую, нередко оборачивается политической и экономической катастрофой, перерождающейся в революцию. Даже крупные локальные войны – как война США во Вьетнаме, приведшая к краху Бреттон-Вудской системы или Советского Союза в Афганистане, запустившая экономику под откос – не служат повышению «стабильности», и поэтому идеальная война сегодня должна быть не только «победоносной», но, что намного более важно, «маленькой».

    В-третьих, война – даже успешная – выступает самым мощным средством превращения иллюзорной мобилизации в реальную, что также является для авторитарной власти серьезной проблемой. В российской истории в качестве примеров сразу же вспоминаются итоги Отечественной войны 1812 года, в том числе и Декабрьское восстание, и патриотический подъём конца Великой Отечественной войны, заставивший вновь закрутиться маховик репрессий, так как уровень свободы в обществе стал «опасным», а степень влияния выдающихся советских полководцев казалась угрожающей верховной власти. Между тем нынешняя верхушка более всего опасается неконтролируемых процессов в политической и социальной жизни – и потому, несомненно, понимает и внимательно оценивает опасности, приносимые даже победоносной военной кампанией.

    Наконец, в-четвертых, власть в России воровата и недостаточно компетентна, но ни в коем случае не безрассудна. И она прекрасно осознает, что сегодня страна не обладает потенциалом, достаточным для того, чтобы сломить сопротивление (разумеется, если не учитывать возможность использования ядерного оружия) ни одной из крупных европейских армий, не говоря уже о НАТО в целом. Да, в Москве понимают, что НАТО не собирается воевать за полное сохранение status quo в Европе, и потому не останавливаются перед операциями в Южной Осетии, Крыму или на Донбассе. Но по той же причине ни один русский солдат, целые батальоны которых могут «сбиваться с курса» и оказываться под Дебальцево, не заблудится в эстонских болотах или литовских лесах. И если старое российское летающее корыто рухнет где-нибудь под Нориджем, это станет поводом не для войны, а для самых щедрых компенсаций, которые когда-либо платились невинно потерпевшим.

    Русские в начале XXI века не хотят войны. Политика России сегодня основана на тактике, которую Эммануэль Тодд в свое время удачно определил как micromilitarisme theatrale (театральный микромилитаризм) (см.: Todd, Emmanuel. Apres l`Empire. Essai sur la decomposition du systeme americain, Paris: Gallimard, 2002, p. 71). В случае России этот «микромилитаризм» ограничен пределами стран, не входящих в НАТО; масштабами, прямо не угрожающими экономике самой России; и характером, гарантирующим иллюзорную (театральную), но не реальную социальную мобилизацию. Это, разумеется, не может и не должно успокаивать грузин, украинцев или молдован, но является прочным основанием полагать, что в той части мира, которая формально именует себя Европой, люди могут спать спокойно, и не отвлекать себя от повседневных занятий мыслями об угрозе, подступающей с Востока.

    intersectionproject.eu