Заниженная самооценка у ребенка – необдуманные слова взрослых ранят детей

Иногда слова могут ранить наших детей даже больше, чем физическое наказание. Влияние родителей на формирование личности ребенка огромно: слова, которые они используют в общении с ребенком, формируют основу его самоощущения и отношения к себе. Слова, подобно зеркалу, показывают нашим детям важную информацию о том, кто они и кем станут. Многие, казалось бы, безобидные слова, которые мы произносим, не задумываясь, (например: «Почему ты не можешь быть такой, как твоя сестра?») могут причинить серьезную эмоциональную травму, лишить малыша чувства собственного достоинства и привести к формированию заниженной самооценки у ребенка.

Часто взрослые ошибочно полагают, что поступают правильно, говоря те или иные вещи, что это на пользу ребенку. Большинство детей достаточно эмоционально устойчивы и могут справиться с обидными комментариями родителей в свой адрес, если это происходит нечасто. Но постоянная критика со стороны взрослых приводит к низкой самооценке у детей. Чем больше мы будем осознавать влияние наших негативных слов на психику детей, тем более высока вероятность того, что мы найдем другие способы повлиять на них.

Группу специалистов в области психического здоровья и группу родителей спросили, какие родительские высказывания, по их мнению, потенциально вредны для самооценки ребенка и не должны использоваться.

Заниженная самооценка у ребенка: 10 типичных высказываний, которых следует избегать в общении с детьми

«Тупица», «Ты плохой мальчик»… «Неряха». Все это причиняет боль!

Вредно: Влияние родителей на детей трудно переоценить. Слова родителей для малыша, как слова Бога, не подвергаются сомнению. Если вы называете свое чадо придурком, паршивцем или неумехой, то, вероятней всего, он в это поверит. Негативные прозвища — это неконструктивная критика, так как ущемляют личность ребенка в целом. Прозвища, как правило, становятся само сбывающимися пророчествами. Малыш, которого назвали «неуклюжим», может не захотеть заниматься танцами или спортом. А «застенчивый» будет избегать контактов со сверстниками и взрослыми. Кстати, вот хорошая статья о помощи застенчивому ребенку.

Полезно: Критикуйте конструктивно: направляйте внимание вашего ребенка на определенное поведение, которое следует изменить, к примеру: «В этой комнате беспорядок!», «Бумага и карандаши, которые ты оставил на полу, должны быть собраны».

«Если бы тебя не было» … «Никто не будет тебя любить».

Вредно: Отвержение означает вашу сильную неприязнь или желание отделиться от своего ребенка. Для малыша быть нелюбимым самым близким человеком, мамой или папой, означает, что с ним действительно что-то не так и его нельзя любить. В чем нуждается ребенок больше всего — это уверенность, что родители любят его безусловно, не смотря ни на что, любят просто так, а не за то, что они делают или не могут сделать.

Полезно: Ежедневно открыто проявляйте любовь к своему ребенку на словах («я люблю тебя») и физически (объятия, похлопывания по плечу и т.д.).

«Ты никогда ничего не достигнешь» … «Когда-нибудь ты попадёшь в тюрьму»

Вредно: Самооценка у детей и подростков – хрупкая вещь. У детей есть тенденция оправдывать наши представления о них. Однажды священник посетил тюрьму, чтобы поговорить с большой группой заключённых. Он спросил, скольким из них говорили в детстве, что они в итоге окажутся в тюрьме. Священник был шокирован, когда почти все присутствующие подняли руку. Родители должны верить в своих сыновей и дочерей и предсказывать им хорошее будущее.

Полезно: «Сейчас у тебя трудный период, но я хочу, чтобы ты знал, что я верю в тебя, верю, что ты все преодолеешь».

«Ты вывел(а) меня из себя» … «Ты причина того, что твоя мать и я разводимся»… «Твой брат никогда бы этого не сделал. Это всё ты».

Вредно: Обвинение ребёнка за действия других людей. Дети – удобная и лёгкая мишень для обвинения за проблемы других членов семьи. Не перекладывайте вину на плечи ребенка за свои эмоции и поступки. Наши дети учатся брать ответственность за свои действия, когда мы подаем личный пример ответственности за собственные ошибки и слабости.

Полезно: Если вы накричали на сына или дочь, сразу после того, как остынете, извинитесь перед ним, сказав примерно следующее: «Сожалею, что накричал(а) на тебя. Я чувствую себя очень уставшим(шей) сегодня, и мне надо больше стараться контролировать свои эмоции».

«Как так вышло, что ты пришёл только вторым?» … «Ты получил только 97 баллов из 100 на экзамене? Что случилось с остальными тремя баллами?»

Вредно: Родители-перфекционисты давят на своих детей, чтобы они стали лучшими игроками в футбол и/или получали только отличные оценки в школе. Послание в этом требовании таково: «Ты недостаточно хорош такой, какой ты сейчас». Ожидание от малыша нереального приводит к формированию низкой самооценки у ребенка, к потере у него уверенности в себе.

Полезно: Чтобы подчеркнуть положительные стороны, вы можете сказать что-то вроде: «Ты хорошо потрудился для получения большого количества отличных оценок в табеле успеваемости» или «Ты очень хорошо выступил в соревнованиях по бегу. Отлично стартовал и быстро пришёл к финишу».

«Почему ты не можешь быть больше похожим(ей) на свою сестру?» … В твоём возрасте я проходил(а) три мили до школы».

Вредно: Когда вы говорите своему чаду, что он(а) не так хорошо ведёт себя или не столько достиг(ла) по сравнению со своей сестрой, вы сеете семена обиды и сильного соперничества между своими детьми. Дети не должны чувствовать конкуренции с другими членами семьи, потому что один из них неизбежно почувствует себя неполноценным по сравнению с другими. Даже положительные сравнения могут привести к отрицательным результатам. Говоря: «Ты лучше играешь в теннис, чем твой брат», вы вносите чувство соперничества и разногласие между своими детьми.

Полезно: Вместо высказывания: «Ты подаешь мяч гораздо лучше, чем твой брат в твоём возрасте», лучше сказать: «За последний год твои броски заметно улучшились». Сравнивайте ребенка только с самим собой, отмечая его рост и прогресс.

Провоцирование в ребенке стыда

«Постыдись, ты ведёшь себя как дитя!» … «Не могу поверить, что ты боишься маленького котёнка».

Вредно: Когда ребёнка стыдят, он(а) чувствует себя неполноценным. Стыд скорее деморализует, чем мотивирует на изменения. Некоторые взрослые публично унижают ребёнка, указывая другим на его слабости, например – мокрую постель из-за ночного недержания. Этого делать нельзя!

Полезно: Когда ребенок не хочет делиться своими игрушками и плачет из-за этого, вместо того, чтобы говорить: «Ты уже слишком большой, чтобы плакать», скажите «Иногда трудно бывает делиться. В следующий раз мы уберём твои самые любимые игрушки».

«Пошёл к чёрту» … «Черт возьми!»

Вредно: Существует мало вещей, более разрушительных для ребёнка, чем бранные, непристойные оскорбления со стороны родителей. Самоощущение ребенка (хороший он или плохой, умный или глупый, достойный любви или нет) зависит полностью от родителей. Дети очень уязвимы эмоционально. Когда родитель ругает ребенка, он решает, что это его вина и делает самые худшие выводы о себе.

Полезно: Вместо бранного ругательства объясните вашему сыну или дочке, что он / она сделал неправильно и почему это неприемлемо, например: «Когда ты оставляешь кухонный стол неприбранным, это означает больше работы для кого-то другого. Убери со стола».

«Если ты сейчас же не подойдёшь сюда, я уеду и оставлю тебя здесь»… «Если ты ещё раз так сделаешь, тебя заберёт полиция».

Вредно: Угроза – это преувеличенное заявление о намерении нанести вред, которое родители используют для запугивания и терроризирования ребёнка, например: «Я переломаю тебе все кости, если не будешь хорошо себя вести». Угрозы создают атмосферу страха и заставляют малыша ощущать, что он живёт в небезопасном и враждебном мире. Угроза бросить, оставить особенно травматична для детей, так как они очень уязвимы и зависимы от своих родителей в удовлетворении своих основных потребностей выживания.

Полезно: Дети должны получать предупреждения, а не угрозы. Предупреждение – это реалистичное заявление «если-тогда», по поводу того, что случится с ребёнком, если он продолжит плохо вести себя, например: «Если ты попытаешься снова ущипнуть свою сестру, то придётся тебя поставить в угол».

Провоцирование в ребенке чувства вины

«Как ты мог(ла) так поступить после всего, что я для тебя сделал(а)?» … «Ты меня скоро в могилу сведёшь!»

Вредно: Мальчики и девочки, которых заставляют чувствовать вину за обычные ошибки или проблемы, не поддающиеся их контролю, в итоге считают, что они ответственны за всё плохое, происходящее в семье, что приводит к безграничному чувству вины. Чрезмерное чувство вины может препятствовать приобретению новых свойств поведения или самостоятельности из-за страха обидеть родителя.

Полезно: «Плохо брать без разрешения то, что принадлежит другому. Как бы ты себя чувствовал(а), если бы твой брат взял что-то из твоей комнаты без спросу?».

Уважаемые родители, помните о вашем огромном влиянии на формирование личности ребенка. Учитесь конструктивной критике, учитесь сдерживать свои негативные эмоции (отличная статья на эту тему «Как не срываться на ребенка»). Будьте внимательны при выборе слов в общении со своим чадом. Вы ведь не хотите, чтобы ваши необдуманные слова стали причиной заниженной самооценки у ребенка?

yverennost.com

Влияние самооценки на развитие личности Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Мартышова В.В.

В статье исследуется проблема влияния самооценки на развитие человека. Освещаются такие аспекты этого влияния как жизнестойкость, нравственность.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Мартышова В.В.,

Текст научной работы на тему «Влияние самооценки на развитие личности»

?Анализируя выраженность адаптивных и неадаптивных копинг-стратегий когнитивного, эмоционального и поведенческого типа в группе разведенных женщин, мы обнаружили, что во всех трех типах большее число испытуемых ориентируются на неадаптивные варианты. Список использованной литературы:

1. Кабакова, М. П. Особенности психологической помощи в ситуации развода и в постразводный период / М. П. Кабакова, Г. К. Сланбекова // Психология в школе. — 2016. — №3. — С. 3-10.

2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие для студентов вузов/ О.А. Карабанова.-М.: Гайдарики, 2012.- 320 с.

3. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. — М. : Институт психологии РАН, 2008. — 474 с.

© Капашева Г.А., Бурленова С.О., Барикова А.Р., 2016

бакалавр 1 курса обучения «Педагогическое образование. Иностранный язык», Астраханский государственный университет, факультет иностранного языка

Г. Астрахань, Российская Федерация

ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова Самооценка, сознание, личность.

Сложно переоценить значимость самооценки в жизнедеятельности человека. Самооценка — это отношение к себе, оценка себя как единицы общества. Под самооценкой зачастую подразумевается характеристика своего внутреннего «Я», опирающаяся с одной стороны на мнение окружающих людей, а с другой — подкреплённая представлением о себе самого человека.

Изучение феномена самооценки стало столь актуальным благодаря тому, что дало наиболее широкое представление как о личности в целом, так и об её отдельных компонентах.

Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона сознания личности. С помощью самооценки регулируется поведение личности [8, с.362].

Самооценка формируется на основе существующих в данном обществе норм морали и обуславливается его мировоззрением, положением в системе производственных отношений, господствующих в данном обществе [4, с. 25-26].

Самооценка — это структурный компонент самосознания, который является специфически человеческим побудителем поведения и развития личности. Самооценка, так же как и представление о себе формируется в результате взаимодействия индивидуума с окружающей средой и оценочного воздействия с другими людьми. Поведение, опыт, развитие, структура личности согласуются с самооценкой [1, с.96].

Самооценка, являясь общезначимой ценностью для общества и личности, наряду с притязанием на признание и именем собственным, формирует представление себя как представителя определённого пола, представление себя во времени, оценку себя в отношении прав и обязанностей [7, с.58].

Самооценка является одной из самостоятельных личностных подструктур, а её формирование

зачастую является результатом ориентации ребёнка в избранном родителями направлении [5, с.195].

Психологи рассматривают самооценку с различных позиций. Так, оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности -частной. Кроме этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку, которую нередко именуют уровнем притязаний. Также самооценка может быть адекватной или неадекватной, в зависимости от совпадения (несовпадения) реальных достижений индивидуума с его потенциальными возможностями [6, с.8-9].

Я-концепция, концепция «другого», выступая в качестве механизмов самооценки, оказывают существенное влияние на состояние психического здоровья и развитие зрелой жизнестойкости личности, как их носителя [2, с. 123-124]. Психическим механизмом адекватной самооценки является совесть, проявляющаяся, способности осуществлять нравственный самоконтроль, в самооценке своих поступков, с точки зрения их соответствия нравственным требованиям и обязанностям [3, с. 290].

Таким образом, самооценка — это индивидуальное, присущее каждому отдельно взятому человеку понятие о своём «Я». Она влияет на особенности поведения индивида в различных жизненных ситуациях. Самооценка служит регулятором взаимоотношений конкретно взятого человека с окружающей средой. С помощью самооценки человек формирует своё представление о себе и о своих связях с другими людьми. Самооценка подразделяется на актуальную и потенциальную, адекватную и неадекватную. Родителям необходимо обращать внимание на развитие именно адекватной самооценки детей. Она должна развиваться в согласовании с уважением к другим людям. Большое внимание необходимо уделять взаимосвязи самооценки с усвоением прав и обязанностей ребенка. Список использованной литературы:

1.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. — 398 с.

2.Брюхова Н.Г. Влияние психологических особенностей на развитие жизнестойкости личности взрослого человека / Жизнестойкость личности в условиях модернизации общества: ресурсы развития: материалы 3 международной научно-практической конференции // Отв. ред. Калинина Н.В., Седунова А.С. — Ульяновск, 2011.С. 121-124.

3.Брюхова Н.Г. Нравственное саморазвитие человека / European Social Science Journal. 2015. № 7. С. 289-301.

4.Введенский Б.А. Большая советская энциклопедия. — 2-е изд. М.: Гос. науч. Изд- во «БСЭ», 1955. Т. 38., 321 с.

5.Доценко Е.Л.Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.- М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. — 344 с.

6.Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: «Знание», 1976. — 64 с.

7.Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: кн. для учителя начальных классов / В. С. Мухина — М.: Просвещение, 1986. — 143c.

8.Петровский А.В. Психология. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/Петровский А.В., Ярошевский М.Г. — 4-е изд.,стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 512 с.

© Мартышова В.В., 2016

Я. Маштакова, студент 3 курса М.Е.Питанова, к.пс.н., доцент ФГБОУ ВО ПГУ Г.Пенза, Российская Федерация

ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ НА ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

В статье представлен психологический аспект овладения иностранным языком. Знание особенностей

cyberleninka.ru

Влияние самооценки на социометрический статус личности в старшем школьном возрасте

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Допущена к защите

педагогики и психологии

_________ Л.В. Адащик

Влияние самооценки на

социометрический статус личности

в старшем школьном возрасте

Учащаяся гр. 45 М. В. Брич

Руководитель ________ Л. В. Адащик

Понятие социометрического статуса………………………………………..4

Проблема самооценки в современной психологии…………………………8

Понятие самооценки и ее виды………………………………………………8

1.2.2 Самоуважение. Механизмы формирования самооценки………………….10

1.2.3 Особенности развития самооценки на разных возрастных этапах…….….13

Формирование самооценки в течение первых семи лет жизни……….13

1.2.3.2 Особенности самооценки в младшем школьном возрасте………………14

1.2.3.3 Механизмы формирования самооценки в подростковом возрасте…….14

Особенности самооценки в старшем школьном возрасте…………….16

1.2.4 Причины обращения к самооценке…………………………………….……17

1.3 Влияние самооценки на социометрический статус личности……………….18

2.1.2 Метод социометрических измерений (социометрия)……………………. 20

2.1.2.1 Социометрическая процедура……………………………………………..21

2.1.2.2 Способы обработки материала…………………………………………….22

2.3 Практические рекомендации по формированию положительной самооценки………………………………………………………………………….25

Большую часть своей жизни личность проводит в группе. И велико значение занимаемого в группе положения. Исходя из этого возникает вопрос: почему одни люди легко идут на контакт, хорошо принимаются в группе, другие – наоборот. Данная работа призвана рассмотреть влияние самооценки на жизнь личности и конкретно – на социометрический статус личности в группе. По нашему мнению, эта тема – тема первостепенной важности в социальной психологии так как ее актуальность для современников велика. Если личность сможет адаптироваться в коллективе, если каждый найдет «ключи к успеху», в мире станет на порядок меньше депрессий, стрессов и разочарований. Это оздоровит каждую нацию в отдельности и население Земли в целом.

Объект данного исследования – самооценка, предмет – влияние самооценки на социометрический статус личности.

За основу мы брали следующую рабочую гипотезу:

Люди с высокой самооценкой более общительны, они быстрее сходятся с людьми и ярче проявляют качества своей личности, однако индивиды с завышенной самооценкой впоследствии могут потерять свой первоначальный статус ввиду того, что редко считаются с чужим мнением.

Попутно планировалось проверить предположение, что люди со схожими уровнями самооценки тянутся друг к другу.

Цель исследования – выявление взаимосвязи самооценки и социометрического статуса личности в коллективе.

Задачи исследования: 1) Осуществление анализа литературы по исследуемой проблеме. 2) Проведение эксперимента по изучаемой проблеме. 3) Выявление зависимости социометрического статуса личности в группе от самооценки. 4) Разработка некоторых практических рекомендаций родителям и педагогам по воспитанию в детях правильного к себе отношения.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Понятие социометрического статуса

Психология и поведение отдельного человека зависят от окружающей среды[9]. Появляясь на свет, человек является совершенно незрелым. Находясь в полной зависимости от окружающих, он может жить только в симбиозе, став частью окружающей среды[12]. Последняя представляет собой сложноустроенное общество, в котором люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами[9]. Группа – это совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких общих для них признаков (Р. С. Немов). Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государством, нациями, народностью, партиями, классами, другими социальными общностями, которые выделяю по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. Через них осуществляется воздействие идеологии общества на психологию людей. Непосредственным же проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшие объединения людей (отт 2 до 30 человек), занятых общим делом и находящихся в прямой взаимосвязи друг с другом. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Примерами малых групп, представляющих для человека наибольшее значение являются семья (первая группа, которая берет на себя заботу о человеке), школьный класс, трудовой коллектив, объединение близких друзей, приятелей и т.п.

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием[9]. Общность может быть внешней (по территориальному признаку – соседи) и внутренней, глубокой (семья). В малых группах легко идентифицируется членство, ясно определена центральная деятельность и члены связаны друг с другом хорошо установленными взаимоотношениями. Мера психологической общности определяет сплоченность группы, то есть уровень ее социально психологического развития. Основными параметрами деления малой группы на виды являются каналы коммуникаций, психологический климат группы, групповые нормы.

Каналами коммуникаций именуют структуру межличностных отношений в группе, психологическим климатом группы — нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений.

Межличностные взаимоотношения в группах можно рассматривать в статике (что есть на данный момент) и динамике (изменении и развитии).

Общие правила поведения в группе называются групповыми нормами.

Принятые в группе ценности и нормы являются социально-психологической основой всех отношений, складывающихся в группе. Они выполняют регулятивную, оценочную, санкционирующую и стабилизирующую функции[9]

В группах происходят два взаимосвязанных процесса: дифференциация и интеграция. Дифференциация – это разделение группы по определенным признакам (статусу, полу, возрасту, материальному положению, национальности и др.) Интеграция – сплочение и объединение группы.

Одни и те же члены группы в различных характерных для нее системах взаимоотношений обычно занимают неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в системе внутренних отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя установка» и «роль».

Роль – нормативно заданный и коллективно одобренный образец поведения, ожидаемый от человека, занимающего в группе определенную позицию.

Позиция – это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. Она определяется связями данного человека с остальными членами группы. От позиции, занимаемой человеком в группе, зависит степень его потенциального влияния на поступки остальных членов группы.

Понятие "социометрический статус" ввел Я. Морено, понимая под ним — положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Статус – положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. В отличие от позиции, статус индивида в группе – это реальная социально – психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

Внутренняя установка человека в системе внутригрупповых отношений – это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет, степень влияния на остальных членов группы. Действительный статус и его восприятие человеком может совпадать или расходиться[9]

Каждый конкретный участник группы оценивает других и оценивается ими. Со временем возникают предпочтения и устанавливается шаблон влечений и отвержений. Различные комбинации межличностных ролей развиваются из реакций отдельных личностей друг на друга. Изучение показывает, что шаблоны доминирования не обязательно принимают порядок рангов, как в «порядке клевания» среди цыплят. А доминирует над Б, который доминирует над В и Г, но В и Г доминируют над А. Чем продолжительнее период контакта, тем отчетливее оформляются такие шаблоны. В каждом случае возникает уникальная сеть взаимоотношений.

Между участниками группы может возникать взаимное притяжение или взаимное отталкивание; возможно, что человек привлекателен для одних и неприятен для других; он может быть привлекателен или неприятен для одних или безразличен для других; возможно также взаимное безразличие.

Социометрический статус характеризует индивидуальные свойства личности в качестве члена группы[16]. Это количество выборов (предпочтений) которое получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. Положительный социометрический статус характеризует лидерскую позицию члена группы[7]. Лидеры – это люди или социальные роли, способные оказывать большее чем другие влияние на коллектив. Как правило они занимают центральное место в коммуникационной структуре группы, и проявляемые ими инициативы более эффективны, чем инициативы других членов группы, то есть они намечают план действий, направляют их и руководят членами своей группы, которые следуют по намеченному ими пути и выполняют их рекомендации. Им принадлежит самая важная роль в выборе направления движения группы, в сохранении ее традиций и обычаев, и они вселяют в других членов группы уверенность в достижении стоящих перед ними целей. Функциями лидеров являются функция специалиста в конкретной области (эксперта), длительно инициирующего структуру соответственно стоящей перед ней задаче и функция специалиста в области межличностных отношений, который регулирует психологический микроклимат в группе. Негативный социометрический статус характеризует дезорганизующие тенденции в поведении члена группы. Самый простой прием определения социометрического статуса – процедура тайного голосования за того или иного кандидата при выборах по конкурсу. Специальной методикой измерения социометрического статуса является социометрия[7]. В процессе выбора могут обнаруживаться такие внутригрупповые образования, как диады (возникают всякий раз, когда существует обоюдный выбор) и триады (могут возникать когда все три человека нравятся друг другу, когда один привлекает двух других, которые не особо нравятся друг другу или когда два человека зависят от третьего, который эксплуатирует их). Морено говорит также об образованиях, звезд, которые состоят из естественного лидера и его последователей[16].

Значение статуса для человека велико, следовательно и важность изучения данного феномена переоценить нельзя. Неофициальные кодексы, существующие во многих закрытых группах эффективны потому, что действия большинства людей направлены на сохранение или повышение своего личного статуса в группе. Люди весьма чувствительны к мнениям тех, кого они знают как индивидов, и, чтобы сохранить их доверие, они приносят значительные жертвы, иногда рискуя навлечь на себя возмущение официальных лиц или даже смерть (человек не имеет права сделать ничего такого, что не соответствовало бы персонификации, которую создали о нем другие, ибо любое нарушение вызовет изменение взаимоотношений).

Представление каждого человека о самом себе поддерживается преимущественно реакциями людей, которых он знает лично. Каждое переживание человека каким-то образом связано с другими людьми, и его Я-концепция четко вплетена в эту ткань взаимоотношений.

Вопрос о статусе, который занимает ребенок в системе межличностных отношений, и факторах, его определяющих, исследовался отечественными и зарубежными психологами. Так в работе Walker (2004) описаны исследования поведения детей 4-5 лет (около 200 детей) в зависимости от их социометрического статуса. В работе Braza было показано, что в социальных взаимоотношениях детей наибольшие различия обнаруживают два показателя: лидерство и готовность следовать за лидером, то есть быть ведомым. Косвенное подтверждение роли взрослого в установлении социометрического статуса ребенка было получено в исследованиях Krantz. Оказалось, что социометрический статус ребенка-дошкольника положительно коррелирует со степенью его участия в просоциальной деятельности. Просоциальная активность детей дошкольного возраста целиком организуется и поддерживается взрослым, поэтому данные Krantz свидетельствуют в пользу влияния оценок взрослого на социометрический статус ребенка-дошкольника. Также оказалось, что дети, вовлеченные в социальное взаимодействие, могут предсказать свой социометрический статус точнее детей, не участвующих в просоциальной деятельности. Интересные данные были получены в исследовании Sandstrom и Coie, в котором изучалась связь между социометрическим статусом и агрессивностью.

Из отечественных психологов вопросами статуса занимались Т.А.Репина, Я.Л.Коломинский, В.В.Абраменкова.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков[9] и места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения[1]. Самооценка является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности, тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть с трудностью целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным: возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность[7].

Вид самооценки – это соответствие самооценки реальному положению дел. Выделяют самооценку адекватную и неадекватную. Неадекватная самооценка подразделяется на завышенную и заниженную. Человек с адекватной самооценкой реально воспринимает свои способности, особенности и возможности. Он трезво осознает как свои недостатки, так и достоинства. При завышенной самооценке человек склонен себя переоценивать, при заниженной же, напротив, недооценивать. Склонность к определенному виду самооценки является достаточно устойчивым личностным качеством.

Многое из того, что человек делает или отказывается делать, зависит от его уровня самооценки. Те, кто сам не считает себя очень талантливым, не стремится к очень высоким целям и не проявляет огорчения, когда ему не удается что-нибудь хорошо сделать. Человек, который думает о себе как о никчемном, ничего не стоящем объекте, часто неохотно приланает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. С другой стороны, те, кто высоко себя ценит, часто склонны работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо[16].

Человек с высоким уровнем самооценки воспринимает себя как более способную и достойную личность, чем человек с низким уровнем самооценки. Интересно также, что отрицательное самовосприятие приводит к более предсказуемому поведению, чем положительное[3].

Психиатры часто говорят о том, адекватна или неадекватна самооценка человека, но всегда возникает вопрос о границах этой адекватности. Считается, что самооценка измеряется по континууму, по одномерной шкале от высокой к низкой. В действительности, вопрос этот гораздо сложнее, так как самооценка человека складывается из чувств, которые он испытывает к самому себе. Любая ориентация, возможная в отношении других людей, может быть обращена на самого себя. Точно так же, как другой человек может быть объектом бескорыстной любви, человек может подходить к себе как к объекту безусловно ценному. Точно так же, как на других можно обижаться или ненавидеть, человек может относиться к себе, как к опасному объекту. Тщеславие может рассматриваться как форма героепочитания, когда сам субъект выступает в качестве героя. Точно так же как к другим людям можно относиться с презрением, человек может унижать самого себя[16]

Завышенная и заниженная самооценки являются в равной мере нежелательными потому, что в первом случае имеется опасность формирования и сохранения многих отрицательных качеств, таких как нетерпимость к мнениям других, высокомерие, во втором – безынициативность, трудность общения с другими[7]. Допускалось правда, что нереалистическая позитивная самооценка и завышенное чувство оптимизма являются признаками хорошего душевного здоровья (Taylor & Brayn, 1988); более поздние исследования свидетельствуют о том, что в долговременной перспективе точная самооценка является обязательным условием нормального душевно состояния (Solvin, Block&Funder,1995). Негативная самооценка приводит к ослаблению иммунной системы и, следовательно, большей уязвимости для болезней. (Striumen, Lenieux& Coe,1993) С повышенной самооценкой также повышается уровень серотонина в крови, гормона, участвующего в сужении кровяных сосудов, стимуляции и расслабления мускулов и передачи импульсов между клетками. Есть теория, что биохимические элементы могут использоваться для повышения самооценки[3].

Самооценка сильно влияет на наше восприятие окружающих. Человек, в глубине души не уважающий себя, считающий, что он не способен вызвать к себе серьезное отношение других, едва ли сможет сам кого-то уважать. Тот, кто думает, что недостоин любви, никогда не научится любить. Человек, низко себя ставящий, едва ли будет когда-либо счастлив. С другой стороны, в традициях воспитания стран постсоветского пространства уже с самого детства внушать человеку, что хорошего человека отличает самокритичность. Но самокритичность подразумевает конкретные недостатки, с которыми нужно бороться. Низкая самооценка отличает не отдельные недостатки, она отрицает ценность личности в целом. Поэтому является скорее препятствием к борьбе с отдельными недостатками, так как если человек считает себя плохим в целом, то не видит смысла в искоренении отдельных недостатков. Эта позиция вредна и опасна не только для самого человека, но и для окружающих, так как тот, кто не ценит собственной личности, не посчитается и с чужой.

Полноценный человек, деятельный и полезный для общества, реализующий свои творческие возможности, способный прийти на помощь близким – это человек с несколько завышенной или адекватной самооценкой. К такому тянутся, с таким дружат, такому скорее повезет в любви.

1.2.2 Самоуважение. Механизмы формирования самооценки

Основные механизмы формирования самооценки:

усвоение оценок других людей.

По мнению социальных психологов, чтобы получить знание о себе, недостаточно просто погрузиться в размышления о себе. Порой нам невозможно понять, что именно мы чувствуем и почему мы поступаем так или иначе. В поисках разгадки мы оглядываемся вокруг и обращаемся к нашему социальному окружению. Мы узнаем много нового о себе, когда наблюдаем за тем, как люди ведут себя с нами и как мы ведем себя с ними[16]

б) социальное сравнение, то есть сравнение своих качеств с подобными характеристиками других людей (теория социального сравнения). Мы не одинокие искатели сведений о себе, а социальные существа, часто наблюдающие за тем, как люди реагируют на нас и сравнивающие себя с другими. Мы приходим к пониманию самих себя когда сравниваем себя с другими.

Как правило, мы предпочитаем сравнение себя с теми, кто на нас похож, так как таким образом можем наиболее точно поставить диагноз себе. «Мы находим мало удовлетворения в том, чтобы видеть себя на небесах, если не можем видеть ужасы и ад, творящиеся с другими».

Выделяют также восходящее и нисходящее социальное сравнение. Восходящее сравнение – это сравнение себя с теми, у кого соответствующие черты, способности выражаются ярче, чем у нас. Оно помогает определить нам стандарт или идеал. Нисходящее социальное сравнение – сравнение себя с теми, у кого эта же черта выражена слабее. Оно может создать у нас комфортное ощущение и помогает оценить настоящее положение 1 . Когда мы сравниваем себя с другими, наша самооценка растет, если мы обнаруживаем в них какие-либо отклонения – эффект контраста. Когда происходит сравнение с кем-то, кто похож на нас, практически равен нам, наша самооценка растет в том случае, если мы находим в этом человеке что-то очень хорошее – эффект ассимиляции (Brown и др., 1992). Подобным образом, если человек сравнивает себя с членами своей группы и это сравнение не в его пользу, уровень его самооценки падает, депрессия усиливается в гораздо большей степени, чем при неблагоприятном для него сравнении с людьми из другой группы. Из этого также следует, что успех в своей группе на фоне относительных неудач окружающих (подобно большой лягушке в маленьком пруду) могут стать более серьезной основой для повышения уровня самооценки, чем равные успехи в более крупной и более преуспевающей группе[3].

в) смысловая интерпретация жизненных переживаний. 6

г) теория самосознания. Состоит в том, что когда люди фокусируют свое внимание на самих себе, то они оценивают и сравнивают свое поведение со своими внутренними стандартами и ценностями[1]. Чем выше расхождение, тем ниже самооценка. Если отношение к себе положительное, можно с уверенностью сказать, что человек обладает определенными идеальными чертами своего идеального «Я», отрицательная же реакция на самого себя указывает на наличие нежелательных характеристик. (Eisenstadt&Leippe, 1994). Также имеет значение, какие положительные и отрицательные качества, с точки зрения конкретного человека широко распространены, а какие являются относительно редкими. Самая низкая самооценка обнаруживается у людей, считающих что «идеальные» качества, которых им не хватает, достаточно широко распространены, а их нежелательные характеристики относительно редки.

Хотя люди обычно применяют один и тот же критерий для оценки себя и других, они часто более строги к самим себе. В формировании самооценки каждый человек принимает в расчет внутренние переживания, которые недоступны другим. Считает ли он себя хорошим человеком или плохим, мужественным или трусливым, честным или нечестным очень зависит и от того, что оно сам о себе знает, а не только от его престижа в обществе. Человек может испытывать агрессивные влечения, давать себе волю в эротических фантазиях, осуществлять на практике то, что он расценивает как извращение, или обладать детскими желаниями, о которых он стыдится поведать даже самым близким своим друзьям. Поскольку другие не обнаруживают своих внутренних склонностей, у каждого создается впечатление, что только он и некотрые другие неприспособленные индивиды виновны в таких предосудительных мыслях и поступках. Он не понимает того, что такие импульсы на самом деле достаточно широко распространены[16].

Самооценка – динамическое, постоянно развивающееся явление. На уровень самооценки значительное влияние оказывают пол и возраст человека. В коллективе самооценка становится основой для формирования официального и неофициального статуса личности, адекватного выполнения социальных ролей. Самооценка каждого члена коллектива сказывается на характере межличностных взаимоотношений: каждый заинтересован в сохранении достигнутого уровня самооценки и очень болезненно переживает ее понижение. На устойчивость самооценки личности влияет социально-психологический климат в коллективе, стиль руководства, системы материального и морального стимулирования и т.п. Эффективность этих воздействий зависит от того, насколько они эмоционально затрагивают самооценку личности[7].

Подробно другим значениям, чувства к самому себе формируются и укрепляются благодаря упорядоченным реакциям других людей. Если другие постоянно относятся к человеку с уважением, он начинает считать само собой разумеющимся, что он заслуживает такого отношения. И наоборот. По мере того, как выкристаллизовываются такие оценки, они становятся все более независимыми от реакции других людей. Человека, у которого образовался комплекс неполноценности, вряд ли успокоят уговоры его друзей. Как только сформируется определенный уровень самооценки, появляется тенденция его к самоподкреплению. Все, что истолковывается как угроза самооценке, которой придерживается человек, вызывает сильные реакции. Всякий раз, когда по жестам окружающих он замечает, что их чувства не такие, какими, по его мнению, они должны были бы быть, он расстраивается. Чтобы восстановить самооценку, обычно прикладываются большие усилия. Когда такие попытки не достигают цели, автоматически активируются некоторые типичные шаблоны поведения – защитные механизмы. Они позволяют человеку сохранить чувство личной ценности в своих собственных глазах.

Таким образом, каждый человек участвует в комбинации различных отношений с другими людьми. В каждом кругу он играет несколько отличные межличностные роли. Для индивида эти круги представляют собой «значимых других», чьи суждения оказываются решающими для формирования его самооценки. Оценить себя значит рассмотреть себя внутри некой иерархической системы. Люди весьма различны по их самооценке и многие из этих различий обнаруживаются в повседневной жизни. Уровень самооценки человека в большой степени зависит от реакции людей связанных с ним лично, и человек не может позволить себе их разочаровывать.

У ребенка, стремление к самопознанию и самооценке возникает впервые в общении с близкими взрослыми, которые относятся к младенцу, как к будущей личности и существу, уже одаренному сознанием.

На протяжение первых семи лет жизни развитие потребности в общении со взрослыми, а с трех лет – и со сверстниками обуславливает формирование отношения ребенка к себе. В фундаменте коммуникативной потребности лежит стремление ребенка к доброжелательному вниманию других людей, а над ним надстраивается в последовательном порядке стремление к сотрудничеству, уважению и к общности мнений и оценок с окружающими людьми. Удовлетворив эти стремления, ребенок получает возможность оценить свои успехи и недостатки с помощью сверстников и взрослых в разных сферах активности.

В контактах со взрослыми, ребенок оценивает себя путем сравнения с идеалом; в контактах со сверстниками – путем сравнения с равными себе существами. Оба способа одинаково необходимы ему для развития самопознания, хотя и обеспечивают последнее по-разному[8].

1.2.3.2 Особенности самооценки в младшем школьном возрасте

Представление младшего школьника о себе и его самооценка строятся преимущественно на оценках, которые он получает от взрослых, прежде всего от родителей и учителя, хотя ему и приходится иногда делать выводы из некоторых своих поступков. Однако думать о себе ребенку неинтересно, он не испытывает в этом особой необходимости.

1.2.3.3 Механизмы формирования самооценки в подростковом возрасте

Интерес к себе и другим людям возникает только в подростковом возрасте. Думая об окружающих людях, подросток сравнивает себя с ними. Установка на сравнение себя с другими людьми выражена у подростка очень ярко. Особое внимание привлекают поступки – себя и других людей. Подросток оценивает собственные поступки, пытаясь понять, к чему они привели или приведут в будущем. Он желает осознать свои особенности («Почему я такой»), выяснить свои недостатки – эта потребность возникает из необходимости «правильно вести себя в обществе», верно построить свои отношения со сверстниками и взрослыми, быть в состоянии отвечать требованиям других людей и на свои собственные. Знать себя – непременное условие для того, чтобы достичь целей, которые ценны и важны. Именно по этому подросток сначала особенно озабочен своими недостатками, хочет избавиться от них. Он нацелен на положительное в другом человеке, готов брать с него пример. Такое внимание к своим недостаткам и потребность преодолеть их сохраняются на протяжении всего подросткового возраста.

Младшие подростки особенно не размышляют о своих достоинствах. Но со временем возникает стремление разобраться в особенностях своей личности в целом – и в своих минусах, и в своих плюсах. Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышления о себе – характерная особенность подростка.

Преобладающие образцы для подростков – реальные люди, а не литературные герои. Среди многих качеств, привлекающих ребят в тех людях, на которых они хотят быть похожи, на первом месте стоят нравственные качества, затем качества мужественности. Сверстника подростков привлекают в общем те же качества, что и в образцах-взрослых. Однако очень важно, что именно со сверстником подросток сравнивает себя, именно его избирает образцом на который стоит равняться, потому что подростку легче сравнивать себя со сверстником, чем со взрослым. Привлекательные качества взрослый обнаруживает во взрослых делах и во взрослых отношениях, и поставить себя на его место подростку еще трудно. И вообще взрослый – это образец, практически трудно досягаемый для подростка, а сверстник, особенно одноклассник, близок ему во многих отношениях. Сверстник – это своего рода мерка, которая позволяет подростку оценить себя с учетом вполне реальных возможностей: ведь у другого, его сверстника, возможности такие же, только он лучше использует их, значит, на него можно прямо равняться. Это очень важно, так как равняться прямо на взрослого подросток часто не в состоянии.

Таким образом, самооценка подростка складывается под влиянием сравнения себя со сверстниками, собственно суждений сверстников и оценок взрослых.

С возрастом представление о себе расширяется и углубляется, возрастает самостоятельность в суждениях о себе. Младшие подростки видят разные свои недостатки, но у многих самооценка возможностей завышена: они считают себя способными сделать то, что в действительности сделать не могут. Многие пятиклассники еще не умеют правильно оценить уровень своих знаний и умений, а также увидеть, насколько трудна стоящая перед ними задача: первое оценивается выше, второе – ниже того, что есть на самом деле. Это особенность ярко видна при решении разного рода математических задач. Сообразительность – важный показатель в глазах подростков, важный показатель способности, поэтому в оценках и самооценках это существенный критерий. Было обнаружено, что примерно у половины подростков самооценка не совпадает с действительными результатами, причем в подавляющем большинстве случаев она является завышенной. Наряду с этим было обнаружено, что взрослые – учителя и родители – склонны, напротив, занижать оценку возможностей подростков.

Особенности самооценки в старшем школьном возрасте

Для самооценки десятиклассников характерны типично юношеские особенности — она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна. Дети именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои воз­можности и не слишком тревожны.

В XI, выпускном классе ситуация становится более напряженной. Жизненный выбор, который в прошлом году был доста­точно абстрактным, становится реальностью. Часть старшекласс­ников и в этой

xreferat.com

5. Влияние самооценки личности на ее стрессоустойчивость.

Несовпадение должного (что должно быть) и сущего (того, что есть) свойственно не только окружающей нас реальности, но и нам самим. Здесь

также коренится внушительный источник стрессовых реакций. У него два полюса: чрезмерно завышенные представления о себе и, наоборот, заниженная самооценка. Между прочим, любопытно: а что встречается чаще, завышенная или заниженная оценка нами собственных способностей и возможностей?

Как показывают многочисленные психологические исследования на эту тему, у большинства из нас существует некое неосознаваемое предрасположение в пользу своего Я. Мы, как правило, оцениваем себя практически по всем параметрам не как среднего человека, а несколько выше.

Лучше реалистически оценить свои способности (к юношеским годам они

вполне отчетливо проявляются) и сформировать соответствующий уровень притязаний. Вполне допустимо, чтобы он был чуть-чуть выше того, что можно достичь наверняка. Так в жизненной стратегии — обозначаемые цели должны быть чуть выше наших сегодняшних возможностей, чтобы был стимул развития. Но они не должны быть недостижимыми.

Существует знаменитая формула самоуважения У. Джемса, из которой следует, что степень самоуважения зависит от соотношения уровней успеха (числитель) и притязаний (знаменатель).

ЕСЛИ результат такого деления евысок, может оказаться полезным подумать о понижении уровня своих притязаний.

Однако занижать свои притязания чрезмерно тоже не стоит. Это может привести к тому же стрессу, но уже по другой причине — из-за заниженной самооценки. Ощущение своего неблагополучия, невезучести, обида на судьбу-злодейку и неблагоприятно складывающиеся обстоятельства стрессогенны не менее завышенных притязаний. Поэтому забота о повышении своей самооценки входит в число средств профилактики стрессов.

Действовать рекомендуется на трех уровнях:

• телесном — займитесь своим здоровьем, режимом питания, внешним видом и т.д.;

• эмоциональном — ищите эмоционально-комфортные для себя ситуации, обеспечьте себе хоть чуть-чуть ощутимый успех в каком-нибудь занятии, создавайте себе и другим маленькие праздники и пр.;

• рассудочном — примите и полюбите себя такими, каковы вы есть! Речь, разумеется, не о нарциссическом самолюбовании, а об ощущении ценности и неповторимости собственной жизни. Ведь знание недостатков наших детей или родителей не мешает нам любить их. Почему же к себе нельзя подойти с той же меркой?

Этика делового общения.

Общие этические принципы и характер делового общения.

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие/-3-е изд. – М.: ИНФА – М., 2006 г.

2. Зарецкая Т.Н. Деловое общение: учебник: — в 2-х томах. Т.1,2 – М.: Дело, 2006 г.

3. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лаврененко – 4-е изд., перераб., доп. – М.: ЮНИТИ, 2007

4. Психология делового общения. Хрестоматия./под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: БАРАХ-М, 2006 г.

1. Общие этические принципы и характер делового общения

Деловое общение является необходимой частью человече­ской жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений высту­пают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом со­трудничестве со своим подчиненными, начальником или коллега­ми, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек по­нимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффектив­ным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозмож­ным.

Этика (от греч. Ethos – обычай, нрав) – учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.

Мораль (от лат. moralis – нравственный) – это система этиче­ских ценностей, которые признаются человеком. Мораль – важ­нейший способ нормативной регуляции общественных отноше­ний, общения и поведения людей в самых различных сферах об­щественной жизни – семье, быту, политике, науке, труде и т.д.

Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социаль­ном пространстве. Однако в морали должное далеко не всегда совпа­дает с сущим, фактическими нормами поведения людей.

В этом противоречии между должным и сущим заключена и противоречивая сущность мотивации общения (в том числе и де­лового общения и поведения человека). С одной стороны, он стремится вести себя нравственно должным образом, а с другой, ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых очень часто связана с нарушением нравственных норм. Этот внутренний конфликт между возвышенным идеалом и практическим расчетом, нравственным долгом и непосредст­венным желанием существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно он проявляется в этике делового об­щения, потому что именно в этом виде общения основной предмет, по поводу которого оно образуется, является внеш­ним для индивидов.

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно воз­никает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необ­ходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведе­ния людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях со­циальной системы и в различных формах. Его отличительная черта – оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений – это, прежде, всего получение максимальной прибыли.

С учетом всего сказанного этику делового общения можно опре­делить как совокупность нравственных норм, правил и представле­ний, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный слу­чай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.

Противоречие между этикой и бизнесом, должным и су­щим весьма остро проявляется сегодня в деловом общении, причем на самых разных его уровнях: как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими, предпринимателями и вообще деловыми людь­ми по отношению к указанному противоречию существуют две основные позиции.

1. Считающие себя прагматиками полагают, что в деловом общении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Единственная обязанность управляющего корпорацией, рабо­тающего по найму у владельца бизнеса, – любыми доступными средствами максимизировать прибыль, «делать как можно больше денег». С этой позиции, которую можно назвать «деловой макиавел­лизм», этические нормы и сам язык этики рассматриваются как помеха в деловом общении. В нем стараются избегать раз­говоров о морали, этических идеалах, долге и социальных обя­занностях, поскольку в результате появляются «излишние», «не относящиеся к делу» проблемы, касающиеся моральной и соци­альной ответственности.

Крайним случаем неэтического поведения бизнесменов, ру­ководителей предприятий является нарушение закона. Но не­этическим поведением следует также считать различного рода действия компаний, не предпринимающих надлежащих мер для устранения дефектов в своей продукции, которые могут привес­ти к вредным последствиям для населения. Поэтому в понятие этики делового общения входит и забота руководителей пред­приятий о качестве своей продукции, ответственность за тот вред, который она может нанести населению.

Этика делового общения касается, конечно, не только со­циальной ответственности руководителей предприятий. Она охватывает широкий круг вопросов, относящихся к целям и средствам ведения бизнеса. В этой связи следует отметить, что представители делового прагматизма подчас используют негод­ные средства для достижения своих целей, такие, как взятки, подкуп и т.д. Но помимо этого и сами цели делового общения могут носить неэтический характер. При этом общение может рассматриваться неэтичным не потому, что оно противозакон­но, а вследствие несовместимости целей делового общения моральным ценностям. Примером может служить заключение сделок, контрактов на постройку экологически вредных пред­приятий.

2. Вторая позиция по отношению к противоречию между этикой и бизнесом состоит в том, что соблюдение этических норм в деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный императив поведения, но и как средство (инструмент), помогающее увеличить рентабельность, способст­вующее укреплению деловых связей и улучшению делового об­щения.

Думается, что этот подход является более цивилизованным и, в конце концов, более эффективным, так как предприятие – компонент общества, и утверждая этические нормы общения у себя, оно в то же самое время способствует их распространению и в социуме, окружающей социальной среде. А чем более благо­получной становится этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается и для бизнеса.

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса.

Применительно к дело­вому общению основной этический принцип можно сформули­ровать таким образом: в деловом общении при принятии реше­ния о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуа­ции, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в обще­нии, и допускала координацию интересов всех сторон.

Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация, интере­сов. Естественно, если оно осуществляется этическими средст­вами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное реше­ние часто дело совсем непростое. Рыночные отношения предос­тавляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количест­во вариантов решений, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения.

Однако, несмотря на всю проблематичность и трудность вы­бора нравственной позиции, в общении имеется ряд таких по­ложений, следуя которым можно в значительной степени облег­чить деловое общение, повысить его эффективность и избежать промахов в процессе взаимодействия с другими в бизнесе. Пом­ните, что:

• В морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей.

• Когда идет речь об этических промахах других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов». Когда речь идет о промахах своих, следует поступать наоборот.

• В морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе.

• Нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечном счете, только от нас самих.

• Когда речь идет о практическом утверждении норм мора­ли, основной императив поведения – «начни с себя».

Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам». В отрицательной форме в формулировке Кон­фуция оно гласит: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим». Это правило применимо и к деловому общению, но по отноше­нию к отдельным его видам: «сверху-вниз» (руководитель-подчиненный), «снизу-вверх» (подчиненный-руководитель), «по горизонтали» (сотрудник-сотрудник) требует конкретизации.

Этика делового общения «сверху-вниз». В деловом общении «сверху-вниз», т.е. в отношении руководителя к подчиненному золотое правило этики можно сформулировать следующим обра­зом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Искусство и успех дело­вого общения во многом определяются теми этическими норма­ми и принципами, которые использует руководитель по отно­шению к своим подчиненным. Эти нормы касаются, прежде всего, того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, опреде­ляющая деловое общение. Без соблюдения этики делового об­щения между руководителем и подчиненным большинство лю­дей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными. Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определя­ет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения. Отметим некоторые из них.

• Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно и психо­логически комфортно, когда произойдет его идентифика­ция с коллективом. Вместе с тем каждый стремится ос­таться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали та­ким, каким он есть.

• При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовест-ностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бес­конечно попрекать подчиненного его слабостями, недос­татками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные сто­роны его личности.

• Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необ­ходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего заме­чания, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.

• Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения. Вначале попроси­те объяснить причину невыполнения задания самого со­трудника, возможно он приведет неизвестные вам факты. Делайте ваши замечания один на один: необходимо ува­жать достоинство и чувства человека.

• Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.

• Тогда, когда это уместно, используйте прием «бутерброда» – спрячьте критику между двумя комплиментами. Закон­чите разговор на дружеской ноте и, вскоре, найдите время поговорить с человеком, чтобы показать ему, что вы не держите зла.

• Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в личных делах. Если совет поможет, вас скорее всего не поблагодарят. Если не поможет – на вас ляжет вся ответ­ственность.

• Не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками.

• Никогда не давайте сотрудникам возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.

• Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграж­дение.

• Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого ру­ководителя.

• Укрепляйте у подчиненного чувство собственного досто­инства. Хорошо выполненная работа заслуживает не толь­ко материального, но и морального поощрения. Не лени­тесь лишний раз похвалить сотрудника.

• Привилегии, которые вы делаете себе, должны распро­страняться и на других членов коллектива.

• Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в работе. Члены коллектива все равно так или иначе узнают о них. Но утаивание ошибок — проявление слабости и непорядочности.

• Защищайте своих подчиненных и будьте им преданными. Они ответят вам тем же.

• Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая прежде всего два фактора: 1) ситуацию, наличие времени для нюансов, 2) личность подчиненного – кто перед вами, добросовестный и квалифицированный работник или чело­век, которого нужно подталкивать на каждом шагу. В зави­симости от этого следует выбирать и этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.

Этика делового общения «снизу-вверх». В деловом общении «снизу-вверх», т.е. в отношении подчиненного к своему началь­нику, общее этическое правило поведения можно сформулиро­вать следующим образом: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчинен­ные».

Знать, как следует обращаться и относиться к своему руково­дителю, не менее важно, чем-то, какие нравственные требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно най­ти «общий язык» и с начальником, и с подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать своим недоброжелателем.

Вот несколько необходимых этических норм и принципов, ко­торые можно использовать в деловом общении с руководителем.

• Старайтесь помогать руководителю в создании в коллек­тиве доброжелательной нравственной атмосферы, упроче­нию справедливых отношений. Помните, что ваш руково­дитель нуждается в этом в первую очередь.

• Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зре­ния или командовать им. Высказывайте ваши предложе­ния или замечания тактично и вежливо. Вы не можете ему прямо что-то приказать, но можете сказать: «Как вы отнесетесь к тому, если бы . » и т.д.

• Если в коллективе надвигается или уже случилось какое-либо радостное или, напротив, неприятное событие, то об этом необходимо сообщить руководителю. В случае не­приятностей старайтесь помочь облегчить выход из этой ситуации, предложить свое решение.

• Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или только «нет» Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит впе­чатление льстеца. Человек, который всегда говорит «нет», служит постоянным раздражителем.

• Будьте преданы и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы. На человека, который не имеет устойчивого характера и твердых принципов, нельзя положиться, ею поступки нельзя предвидеть.

• Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т.д. «через голову», сразу к руководителю вашего руко­водителя, за исключением экстренных случаев. В против­ном случае ваше поведение может быть расценено как не­уважение или пренебрежение к мнению начальника или как сомнение в его компетентности. В любом случае ваш непосредственный руководитель потом случае теряет авторитет и достоинство.

• Если вас наделили ответственностью, деликатно подни­мите вопрос и о ваших правах. Помните, что ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действий.

Этика делового общения «по горизонтали». Общий этический принцип общения «но горизонтали», т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сфор­мулировать следующим образом: «В деловом общении относи­тесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относил­ся к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.

Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового об­щения с равными по статусу сотрудниками из других подразде­лений — дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижение по службе. В то же самое время это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.

Вот несколько принципов этики делового общения между коллегами.

• Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого.

• Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответст­венности в выполнении общей работы.

• В отношениях между коллегами из других отделов вам следует отвечать самому за свой отдел, а не сваливать ви­ну на своих подчиненных.

• Не относитесь с предвзятостью к своим коллегам. На­сколько возможно отбрасывайте предрассудки и сплетни в общении с ними.

• Называйте своих собеседников по имени и старайтесь де­лать это почаще.

• Улыбайтесь, будьте дружелюбны и используйте все много­образие приемов и средств, чтобы показать доброе отноше­ние к собеседнику. Помните – что посеешь, то и пожнешь.

• Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и деловых возмож­ностей. Если они не оправдаются, вам будет неудобно, даже если на это были объективные причины.

• Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спра­шивать о личных делах, а тем более проблемах.

• Старайтесь слушать не себя, а другого.

• Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все равно выплы­вет наружу и встанет на свои места.

• Посылайте импульсы ваших симпатий – словом, взгля­дом, жестом дайте участнику общения понять, что он вас интересует. Улыбайтесь, смотрите прямо в глаза.

• Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.

• не отреагирует на ваши доводы;

• проявит недоверие к вашим словам, информации.

По окончании делового телефонного разговора потратьте 3—5 минут на анализ содержания и стиля разговора. Проанализируйте свои впечатления.

studfiles.net