Самооценка, успеваемость и будущее детей младшего школьного возраста

С первого взгляда может показаться, что тут нет ничего общего. Но при более подробном рассмотрении становится очевидным,

что успеваемость напрямую влияет на самооценку,

а в дальнейшем самооценка влияет на успеваемость.

Во взрослой жизни высокая самооценка способствует более успешному построению карьеры и межличностных отношений.

Самооценка является основным компонентом для развития самосознания. Под самосознанием имеется в виду осознание самого себя и своих возможностей как физических, так и умственных.

Самооценка позволяет младшему школьнику ставить реальные цели и тем самым получать удовлетворение от проделываемой работы.

В начальной школе ребята могут либо повысить самооценку за счет собственных усилий, поддержки сверстников и объективности преподавателей, либо понизить ее в случае неспособности устанавливать контакт и при низком доверии родителей к словам и претензиям ребенка.

Важно! Самооценка ребенка определяется не только справедливостью или несправедливостью действий учителя, но и внутренними психическими особенностями ученика, связанными с его отношением к себе и оценкой, получаемой от ближнего окружения: как от взрослых, так и от детей, с которыми ребенок контактирует вне дома.

На сегодняшний день и в школе, и дома к ребенку предъявляются все большие требования к обучению и самовосприятию. И родители, и учителя должны помнить о том, что дети -личности постоянно меняющиеся и развивающиеся. То, что сегодня для одного является сложным, другому дается легко. Но завтра все может оказаться наоборот. Поэтому стоит активно укреплять веру ребенка в себя и в свои интеллектуальные способности.

Каждый родитель и учитель сталкиваются с негативными эмоциями ученика на получаемую оценку, замечания о поведении, разногласия со сверстниками и нежеланием выполнять требования. К сожалению, часто источник подобного поведения не просто остается неизвестным, его даже не пытаются прояснить. А это очень важно, ведь эти реакции являются сигналом какого-то неблагополучия возникшего в психике ребенка.

Подобное поведение может иметь разную продолжительность, глубину и заряженность. Если Вы замечаете хоть малейшее изменение в поведении ребенка, обратитесь к специалисту. Ведь в данный момент происходит формирование взглядов и интересов Вашего ребенка, а соответственно формируется его личность и самооценка.

Важно! Помните, что самооценка, закрепившаяся на этапе первичной оценки другими людьми, и ставшая чертой характера, не ограничится только образовательным процессом, со временем низкая самооценка распространится и на другие жизненные сферы.

На определенном жизненном этапе самооценка становится более важной, чем оценка окружающих. В такие периоды самооценка становится стержнем, за счет которого переживаются как нормативные, так и ненормативные кризисы, которые являются неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Виды самооценки и их влияние на дальнейшее становление личности ребенка

Очевидным фактом является то, что оценка себя не существует отдельно от тех действий, на выполнении которых она формируется.

Важно! Всегда при научении ребенка чему-то новому помните главное правило «От простого к сложному» и не забывайте давать ребенку возможность как следует и с разных сторон освоить новый навык.

При адекватной самооценке ребенок более активно берется за освоение новых задач, он более контактен и активен, самостоятельно пытается решить задачки и сам выражает желание попробовать справиться с более трудной задачкой. При сложностях с решением они обращаются ко взрослым и не отступают при возникших трудностях. Такие дети более самостоятельны.

Заниженная или неадекватная самооценка очень влияет на настроение и поведение ребенка. Дети выбирают более легкие задачи, чем способны решить, таким образом не происходит развитие. Почти никогда самостоятельно не проявляют инициативу в любых действиях. Такие дети очень чувствительны к похвале как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Но проблемы самооценки могут быть настолько глубокими, что похвалы всегда бывает мало.

Негативной для формирования успеваемости является и завышенная самооценка. Дети с завышенной самооценкой часто переоценивают свои возможности, берутся решать задачи, которые им не под силу, часто не выполняют свои обещания. Что явно не способствует их гармоничному развитию. Для таких детей свойственна резкая смена настроения.

Знать уровень самооценки ребенка важно и необходимо для того, чтобы помочь ему сформироваться в дальнейшем в уверенную в себе личность. Необходимо помнить о том, что самооценка ребенка только начинает формироваться. Она очень подвижна, легко поддается воздействию окружающих.

Общаясь с ребенком дома, а также с учителем в школе важно формировать или подкорректировать самооценку в сторону адекватной. Ведь в будущем, опираясь именно на самооценку, ребенок строит планы, мечты, надежды. Самооценка полностью формирует то, на что человек претендует и что в итоге получает.

Важно! Ребенок не появляется на свет с каким-либо отношением к себе. Как и многие другие особенности его личности, самооценка формируется в процессе воспитания сначала в семье, далее в социуме.

Ученые, проводившие исследования в данном направлении, не выявили связи между самооценкой и количеством времени, проводимым родителями с ребенком. Значимыми и ведущими являлись показатели качественные. Необходимо бережно и уважительно относиться к тому, что и как делает Ваш ребенок. Чем он интересуется. Что вызывает в нем неприязнь. Не стоит всегда ставить под сомнения слова ребенка о ком-то или о чем-то, даже если речь идет о поведении или высказывании взрослых.

В психологическом консультировании часто сталкиваемся с проблемами и травмами, нанесенными детям в школе учениками и учителями, но еще большей травмой является недоверие к словам ребенка в семье.

Важно! Помните, что самооценка — не статичное образование, она меняется на протяжение первых лет обучения в начальной школе. В какие-то моменты она будет завышенной, адекватной или заниженной.

Любите своих детей и прислушивайтесь к тому, что они говорят!

www.all-psy.com

Выявляем и корректируем самооценку младшего школьника

Самооценка младших школьников: как ее распознать, как она влияет на успеваемость, и какими методами можно ее подкорректировать?

Процесс формирования ^

На развитие и формирование самооценки школьников младших классов влияет множество факторов:

  • семейная обстановка (полноценность семьи, ценности, мировоззрение, культура, отношения и пр.);
  • общение (с взрослыми, знакомыми, друзьями, сверстниками и т.д.);
  • возможности (материальные, духовные, умения, таланты);
  • воспитание (методы, средства, уклон) и многое другое.

Необходимо понимать, что самооценка младшего школьника очень хрупка. Так, буквально за несколько дней и даже из-за одного человека она может либо сильно опуститься, либо подняться.

Очень важно тщательно следить за тем, чтобы ребенок попал в подходящее окружение, находился под адекватным влиянием.

С другой стороны – это очень хорошо: самооценку можно легко корректировать, пока человек не полностью сформировался как личность. Чтобы понять, стоит ли вам проводить работу над своим ребенком, рекомендуем ознакомиться с материалом, написанным ниже.

Как помочь ребенку повысить самооценку? Читай здесь.

Диагностика самооценки младших школьников ^

Всем видам самооценки свойственны свои особенности, поэтому очень легко распознать ее по характерным признакам поведения. Рассмотрим каждую из них:

  • Низкая самооценка. Такой ребенок часто замкнут, предпочитает одиночество, много времени проводит у себя в комнате отдельно от всех, он не блещет высокой успеваемостью, достижениями в спорте или в других занятиях. Однако у него может быть хобби, в котором у него действительно есть успехи, но он не принимает похвалу (стесняется, отнекивается, молчит, опустив глаза). Он часто хвалит сверстников, пытается подражать кому-то из них. Этот ребенок считает себя некрасивым. Часто у представителей такой самооценки развита сутулость (съежившись, школьник пытается замкнуться еще больше, стать менее заметным)
  • Средняя. У ребенка много интересов, он ищет себя во многих сферах деятельности. У него адекватные взгляды на жизнь, соответствующие его возрасту. Он не стремится к «заоблачным далям», но и не останавливается на одном уровне. Успеваемость часто хорошая. С таким школьником легко разговаривать на разные темы, у них проявляется уважительное отношение к взрослым и большинству сверстников.
  • Завышенная. Ребенок часто заявляет о своих желаниях, настаивая на их выполнении, считает, что все его достижения – это гениально. От него нечасто можно услышать слова благодарности, так как он считает, что все это – его заслуги и обязанности окружающих. Школьник стремится быть лучше остальных, быстрее повзрослеть. Даже желания у него порой слишком «взрослые». Почти всегда такие дети – лидеры. Они остро реагируют на критику, им свойственно сверстников или даже взрослых.
  • Влияние уверенности в себе на успеваемость ^

    Школьники с разной успеваемостью обладают своей характерной самооценкой. Опираясь на исследования, специалисты склонны доверять следующей тенденции:

  • Низкая самооценка. Ребенок делает задание, а ему говорят, что итог неправильный. Он еще больше разочаровывается в своих способностях, с чем и смиряется. Постепенно начинается его отставание на фоне развития остальных детей.
  • Средняя. В этом случае ребенок адекватно реагирует на критику, старается делать правильно не потому, что от него этого хотят взрослые, а опираясь на то, что «так надо, чтобы было верно».
  • Завышенная. Школьник пытается быть всегда и во всем лучше остальных. Это касается и успеваемости. Да, для него это действует как определенный стимул, но такой ребенок не всегда готов учиться на ошибках, объясняя это тем, что к нему излишне придираются и очень многого хотят.
  • О том, как повысить самооценку и уверенность в себе мужчине, читай далее.

    Как обеспечить развитие адекватной самооценки ребенку? Читай статью.

    Методика коррекции самооценки у детей ^

    Чтобы помочь ребенку приобрести адекватную самооценку, необходимо обратить внимание на следующие рекомендации:

    1. Не сравнивайте. Очень неправильно поступают взрослые, когда указывают на успеваемость другого ребенка, ставя его в пример, говоря, что он лучше в чем-то. Таким образом легко не только существенно снизить самооценку школьника, но и посеять в нем обиду (в том числе и на того ребенка).
    2. Не переоценивайте. Выставляйте ребенку те требования, которые соответствуют его возрасту и способностям. Когда вы ожидаете слишком многого, школьник расстраивается, что он не может этого сделать. Он не понимает, что это пока еще не в его силах (а способности у каждого ребенка – свои), поэтому усердно начинает самобичевать самого себя. Уровень самооценки падает.
    3. Не забывайте о методе «кнута и пряника». Школьник сделал хорошо – похвалите (не «Ты самый хороший, самый умный», а «Молодец! У тебя хорошо получилось!»). Если же он поступает неправильно, нужно сначала объяснить это, по возможности привести примеры из жизни, сказать о последствиях таких действий, а в конце – как нужно сделать правильно.
    4. Больше разговаривайте. Именно общаясь с взрослым, ребенок может начать понимать, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Из этого он станет делать выводы, которые будут корректировать его мировоззрение и, как следствие, – самооценку себя и окружающих людей.
    5. Поддерживайте. Если ребенок не уверен в себе, необходимо начинать адекватно выделять его достоинства, говорить о том, что иметь все и сразу – это невозможно. Главная задача – дать понять школьнику, что он не плох, а индивидуален, в принципе, как и каждый другой ребенок. Нет ни плохих, ни хороших.
    6. Пресекайте. Когда ребенок явно выраженно возвышает себя перед другими, необходимо сообщить, что такое поведение неверно. Также нужно корректно рассказать ему, что нет лучших: одни преуспевают в каком-то определенном деле, другие – в ином. У кого-то достоинства такие, у кого-то другие. Каждому в жизни пригодятся свои способности, поэтому можно говорить о том, что не кто-то лучше/хуже, а что все очень и очень разные. Возможно, что с первого раза ребенок не услышит ваши слова, поэтому время от времени нужно возвращаться к подобным разговорам.
    7. Приобретите детскую энциклопедию. Пока младший школьник не способен самостоятельно заниматься изучением информации и перерабатывать ее, вы можете использовать ее для себя, чтобы давать более грамотные советы своему ребенку. Это обычная книжка-пособие, в которой раскрываются множество вопросов детского поведения. В ней затрагиваются различные важные моменты: взаимоотношения с родителями, со сверстниками, с представителями противоположного пола, секреты успеха учебы, советы о том, как все успевать, как делать правильно те или иные вещи и многое другое. Вся информация здесь составлена специалистами. Они дают адекватную оценку каждому явлению. С помощью этого легко подкорректировать самооценку школьника. Преимущество такой книги заключается также в том, что ребенок потом сможет возвратиться к отдельным вопросам в любой момент.
    8. gopsy.ru

      Особенности самооценки младшего школьника

      Самооценка младшего школьника — это важная составляющая его формирующейся личности. Ее уровень оказывает существенное влияние на мотивацию ребенка к учебе, на его способность усваивать новые материалы и вырабатывать полезные навыки, на его уверенность в себе.

      Что такое самооценка ребенка

      Самооценка ребенка — это восприятие дошкольником своих качеств, своего характера и личности. Она отражает его мнение о себе как о человеке. В раннем детстве ребенок оценивает прежде всего свои физические возможности и внешность. Становясь старше, он обращает внимание на свои практические навыки и начинает осознавать ценность моральных качеств.

      Самосознание и самооценка в дошкольном возрасте начинают оказывать мощное влияние на все поступки ребенка, на его отношение с учителями, родителями или с другими детьми.

      Огромное влияние на самооценку у ребенка оказывает отношение окружающих к нему, то есть мнение детей и взрослых относительно его поступков, умения делать те или иные вещи, выражать свои эмоции, подчиняться конкретным нормам поведения.

      Ребенком должен быть освоен навык соотносить и координировать собственные желания и намерения с планами и возможностями других людей, находить общий язык с ними, предвидеть их оценку его действий, мотивов и проявлений эмоций. Для характеристики самооценки детей дошкольного возраста ключевым является влияние деятельности, которая становится для них основной. Такая ведущая деятельность напрямую связана с теми успехами, которые ребенок сможет показать в школе. Необходимо учить ребенка контролировать свое поведение, поскольку без самоконтроля невозможна здравая и адекватная оценка своей личности. На каждом этапе своей работы дети должны сохранять внимание, аккуратность и терпение. Развитие этих качеств незамедлительно дает положительные результаты, которые, в свою очередь, становится залогом прочной положительной детской самооценки.

      Как формируется самооценка младших школьников

      Развитию самооценки в младшем школьном возрасте нужно уделять большое внимание. Соответствующие мероприятия должны проходить в классе регулярно. Дети, которые еще не достигли возраста 7 лет, не в состоянии осознанно формировать оценку личности. Они мыслят образами. У детей дошкольного возраста формируется лишь осознанный интерес к самооценке.

      Развитие самооценки в дошкольном возрасте происходит постепенно и имеет свои особые черты. Впервые попав в школьную среду, дети стремятся разделить своих одноклассников на группы. Мысленно они называют одних хорошими, а других плохими, одних слабыми, а других сильными. Иерархия в детском коллективе может формироваться необыкновенно быстро. Уже через 3-4 месяца в классе на первом году обучения достаточно четко распределены все роли. Однако со временем школьные успехи и достижения меняют социальные роли и иерархические связи в детском коллективе. На самооценку ребенка начинают сильно влиять замечания педагогов и оценки за выполненные задания. Школьник постоянно сравнивает себя с другими детьми. Когда сверстники или старшее поколение стремятся поддерживать такое сравнение, ребенок начинает воспринимать его как основной инструмент самооценки, какая бы она ни была.

      Большое значение имеет то, как ребенок воспринимает свои первые оценки. Младшие школьники, у которых неустойчивая самооценка зачастую занижена, нелегко смиряются с невысокими баллами, полученными за домашнее задание или ответ у доски. Внутренне они не соглашаются с такой оценкой их деятельности и нередко создают конфликтные ситуации. Однако конфликты только усугубляют ситуацию. Эмоциональное напряжение нарастает, волнение усиливается, ребенок приходит в растерянность.

      Постепенно дети начинают воспринимать оценки как ярлыки и переносят оценки за ту или иную деятельность на личность. Например, школьник, получивший тройку за несколько контрольных работ, начинает казаться одноклассникам не очень хорошим человеком, характер которого и способности также можно оценить лишь на 3 балла. Так у детей развивается привычка наклеивать ярлыки и переносить оценочные высказывания учителей на личность сверстников в целом.

      Формированием правильной самооценки редко занимаются целенаправленно, предоставляя ребенку возможность самостоятельно сложить мнение о себе самом. Однако немногие ребята могут правильно оценить свой характер и поступки, поэтому в большинстве случаев дети нуждаются в деликатной и ненавязчивой помощи мудрых взрослых.

      Особенности самооценки младших школьников

      Психологи провели глубокие диагностические исследования среди большого количества младших школьников. Им удалось выяснить, что у детей этого возраста присутствуют разные виды самооценок: адекватная, завышенная и заниженная. Каждый из этих видов самооценки может быть устойчивым или гибким. Всех детей можно разделить на несколько групп, согласно видам самооценки, которыми они обладают:

    9. Дети младшего школьного возраста с адекватной самооценкой обычно выглядит энергичными и активными. Их можно назвать находчивыми и усидчивыми. Они с удовольствием учатся, не испытывая отторжения к критике, они открыты к общению и обладают чувством юмора. Новые задачи они считают привлекательными и интересными. Для поддержания дружбы им не приходится прикладывать значительных усилий.
    10. Дети, самооценка которых устойчиво завышена, прилагают очень много сил, чтобы преуспеть в деятельности любого рода. Им нравится проявлять полную самостоятельность в решениях и выборе друзей. Они не уважают общественные правила. Если у ребенка завышенная самооценка, он обычно самоуверен и считает, что может без помощи и поддержки окружающих добиться больших успехов как в учебе, так и в межличностных отношениях.
    11. Младшие школьники, у которых самооценка завышена, но при этом неустойчива, склонны слишком высоко себя оценивать, преувеличивать свои возможности, переоценивать личные качества и результаты своего труда. Они пытаются браться за задания, выполнить которые им явно не по силам. Когда они терпят неудачу (а так случается чаще всего), они либо резко меняют вид деятельности, либо упорно продолжают настаивать на том, что могут выполнить данную работу. У них формируются многочисленные социальные связи, но почти всегда непрочные.
    12. Если у ребенка занижена самооценка, он будет предпочитать самые легкие задачи и задания, ведь сделать их у него больше шансов. Процесс учебы вызывает у него тревогу и волнение. У такого ребенка нет достижений, на основе которых он может оценить себя более высоко, однако он стремится не потерять хотя бы то самоуважение, которое у него есть. Повышение самооценки в подобных обстоятельствах становится крайне необходимо, ведь, имея плохое мнение о себе, ребенок не понимает, как правильно общаться, что делать на уроках и как выстраивать отношения со взрослыми. От всех окружающих он подсознательно ждет неприятностей. У него развивается негативная внутренняя позиция.

    Функции самооценки младших школьников

    Самооценка школьника выполняет несколько функций:

  • обучающая — когда ребенок выполняет упражнения, а потом оценивает их результат, он заново повторяет учебный материал;
  • стимулирующая — невыполненные упражнения побуждают школьника приложить больше сил в следующий раз;
  • мотивационная — воспитывает стремление добиваться своего;
  • аналитическая — побуждает использовать структурное мышление и упорядочивать опыт и знания.
  • Все эти функции психология считает ключевыми для возрастного развития детей. Любая деятельность — школьная, бытовая или игровая — дает возможность ребенку развивать те или иные навыки. Адекватная самооценка дошкольника опирается на совокупность их правильной оценки.

    Диагностика самооценки младшего школьника

    Современная педагогика может предложить разнообразные способы и упражнения, которые позволяют выяснить мнение дошкольников о самих себе. Специальные мероприятия, которые призваны определить, какова самооценка школьника, должны проводиться перед уроками, чтобы мышление и эмоции детей не были перегружены.

    Методика для определения самооценки обычно является комплексной, то есть она включает в себя как минимум 3-4 разных упражнения:

  • Педагог предлагает ребенку изобразить себя, нарисовать. Школьник должен охарактеризовать рисунок, объяснить, нравится ли ему тот, кого он изобразил. Педагог должен поинтересоваться, какие качества у нарисованного мальчика или девочки самые хорошие, а какие — плохие.
  • Важная часть методики — предложить детям придумать себе новые имена. Детская фантазия зачастую превосходит все ожидания взрослых, и названные имена могут дать много информации психологам.
  • Популярна и тестовая методика: детям выдают бланки опросников, и на вопросы они дают ответы, которые после обрабатываются.
  • Диагностика самооценки должна быть разносторонней. Делается она для того чтобы понять, нуждается ли самооценка дошкольников в корректировке, и если нуждается, то в какой именно. Адекватная самооценка у младшего школьника встречается нечасто. Важно помнить, что самооценка в таком возрасте способна быстро меняться, поэтому диагностические упражнения должны проводиться не реже 1 раза в месяц.

    Низкая самооценка у ребенка

    Очень низкая самооценка у ребенка встречается не так уж часто. Каждый такой ребенок имеет драматический опыт тяжелых семейных обстоятельств. Чаще всего это тяжело больные либо страдающие алкоголизмом родители. Изредка фиксируется низкая самооценка детей, родители которых придерживаются крайне авторитарного стиля воспитания. Такие папы и мамы готовы в любой момент применить физическое наказание. Поэтому ребенок растет в страхе и постоянном стрессе. Такие дети обычно ведут себя достаточно скромно, легко соглашаются с ровесниками и учителями, предпочитают держаться в тени, неохотно участвуют в общих играх и не любят отвечать перед всем классом. Им крайне тяжело добиваться поставленных целей, а также выполнять домашнее задание и заниматься творчеством. Их самореализация сильно страдает, поскольку они всегда скованны, замкнуты и избегают общения.

    Младшие школьники, у которых пониженная самооценка, обычно отказываются от предложенных им заданий, так как не уверены в своих силах и способностях справиться с поручениями. У них очень велик страх совершения ошибки, ведь дома за любую провинность они могут быть сильно наказаны. Из-за таких особенностей поведения дошкольники с низкой самооценкой имеют очень мало друзей. Их личностные качества плохо развиты. У сверстников нет возможности установить с ними прочное дружеское общение, потому что правильно оценить сами себя такие дети не могут. Критика для них — больной вопрос, здесь возможны 2 крайности: либо ребенок крайне резко, негативно и болезненно воспринимает любое замечание, либо абсолютно равнодушен к критике и полностью ее игнорирует.

    Самосознание и самооценка у детей дошкольного возраста начинают определять социальный статус дошкольника. Педагогам и другим взрослым следует об этом помнить, потому что неосторожное слово или необъективная оценка может оказать губительное влияние на социальные связи и заниженную самооценку у ребенка. Детей необходимо принимать такими, какие они есть, и в любом случае относиться к ним с пониманием и любовью.

    Завышенная самооценка у ребенка

    Завышенная самооценка у ребенка — это сигнал к тому, что школьнику нужна помощь психолога. Дети с высокой самооценкой обычно ведут себя очень активно. Им нравится быть лидерами и привлекать других детей участвовать в их собственных играх. Они охотно предлагают свои идеи и добиваются участия остальных в выбранных ими развлечениями. Им хочется и нравится быть во всем первыми. Самоутверждение для них очень важно. Поэтому любую возможность для самореализации они используют на 100%.

    Благодаря самооценке дети учатся договариваться о компромиссе, строить межличностные отношения, давать объективную оценку своим возможностям и ставить перед собой посильные задачи. Ребята с чрезвычайно завышенной самооценкой зачастую очень ярко и громко выражают свои эмоции. Они стремятся привлекать к себе как можно больше внимания, но при этом отличаются сильным снобизмом и пренебрежением к чувствам других людей. Несмотря на очевидные лидерские задатки, такие дети неспособны стать хорошими друзьями и завоевать уважение одноклассников. Педагоги утверждают, что даже результаты контрольных работ или соревнований школьники с завышенной самооценкой не воспринимают всерьез и продолжают считать себя лучше других детей. Реакция на критику и замечания у них нередко агрессивная. Когда одноклассники или взрослые не отвечают их ожиданиям, ребенок с завышенной самооценкой способен применить насилие, чтобы «наказать» других людей за собственные неудачи.

    Коррекция самооценки младшего школьника

    Чтобы понять, как повысить самооценку ребенку, следует обратиться к накопленному педагогическому опыту. Современные педагогические системы предлагают максимально избегать сравнения детей между собой. Это защищает их от многих комплексов и конфликтных ситуаций, а также позволяет им развиваться и выстраивать социальные связи более свободно и уверенно. Такая методика приобретает все больше сторонников, поскольку показывает превосходные результаты.

    Любому ребенку гораздо более комфортно учиться, расти и заниматься творчеством в обстановке, где сравнивают его успехи с его же деятельностью в более раннем периоде. Ребенок таким образом сосредотачивает свое внимание на собственной работе и оценочное суждение выносит в первую очередь о себе самом. Окружающие люди становятся его источником психологической поддержки, а не потенциальными источниками критики.

    Особо осторожно и аккуратно взрослые должны поступать, когда ребенку предстоит публично дать оценку самому себе. Это новый опыт у большинства дошкольников, и лишь единицам из них удается получить от него положительное впечатление. Ребенку необходимо оказать полноценную поддержку и помочь ему перешагнуть через внутренние барьеры.

    Лучше начинать оценивать себя перед ровесниками, потому что педагогу сложно скорректировать реакцию класса всего класса сразу. Гораздо легче направлять ситуацию в необходимое русло, когда количество детей ограничено. Хорошей помощью могут служить наводящие вопросы, на которые ребенок мог бы кратко ответить «да» или «нет». Они являются своего рода подсказками и учат детей быть объективными, однако не терять при этом достоинства и оставаться вежливыми.

    Необходимо прививать детям благодарность за оценку их деятельности и уважение критических замечаний. Младший школьный возраст — это как раз то время, когда следует показать детям ценность справедливых и объективных чужих оценок. Для ребенка это очень важно.

    Школьник со здоровой самооценкой понимает, что периодические неудачи — это естественно и нормально. Он воспринимает их спокойно и ищет возможность извлечь полезу и ценный опыт, который поможет в будущем быть более успешным и достигать высоких результатов.

    Нередко родители считают похвалу основным инструментом повышения самооценки ребенка, однако это не совсем правильно. Похвала должна быть уместной и справедливой. В психологии известно, что задача взрослого — найти и использовать основание для комплиментов, однако ребенок должен доверять оценке взрослого. Если дети поймут, что слова поддержки и высокие оценки на самом деле просто попытка ими манипулировать, ценность похвалы будет нивелирована в их глазах, и корректировать самооценку у таких младших школьников станет намного сложнее.

    Похвала и критические замечания не должны быть лишены эмоциональной окраски. Эмоциональная окраска должна быть умеренной, а мнение взрослого — абсолютно искренне. Дети хорошо замечают фальшь. Педагоги и родители должны проявлять мудрость и терпение, а не лицемерить и говорить то, что на самом деле не считают.

    Психологи утверждают, что с возрастом школьники все менее склонны переоценивать себя и свои возможности, а их способность давать себе правильную оценку возрастает.

    Коррекция самооценки младших школьников — необходимая работа в любом детском коллективе. Ее должны проводить только опытные педагоги и психологи. Она должна проводиться сразу после того как прошла диагностика самооценки младших школьников. Психика ребенка младшего школьного возраста очень подвижна, для нее характерна большая гибкость, и если корректировку отложить, то спустя некоторое время она уже может оказаться неуместной и принести больше вреда, чем пользы.

    Всегда нужно учитывать особенности самооценки младших школьников и помнить, что эти особенности зависят от возраста. Школьники, которые учатся в 4-7-м классах, имеют совершенно другие психологические черты и навыки.

    Особенности самооценки подростка

    Самооценка подростка имеет свои отличительные черты. Во время переходного возраста ребенок критически оценивает весь свой опыт. Мнение других людей и личные успехи, на которых раньше строилась самооценка подростка, утрачивают прежнее значение в его глазах. На первое место выходит его социальное положение среди сверстников. Именно они заявляют моральные и нравственные ценности, на которые опирается самооценка подростка. Например, для юношей большую роль приобретают физическая подготовка и выносливость. Юные девушки начинают высоко ценить внешнюю привлекательность.

    У подростка еще нет устойчивой психики, эмоции мешают ему рассуждать здраво. Гормональные изменения, которые стремительно происходят в этом возрасте, вызывают психическую неустойчивость. Особенности самооценки в подростковом возрасте необходимо учитывать во время школьных занятий и мероприятий, проводимых психологом или педагогом.

    Самооценка подростка не имеет той гибкости, которая присуща детям дошкольного или младшего школьного возраста. Однако ее можно изменить, если подобрать правильные методы и проявить настойчивость. Самооценка подростков может совершенно не соответствовать их поведению, поэтому оценивать ее следует только квалифицированным специалистам.

    Характерные особенности самооценки в юношеском возрасте носят временный характер. Старшие школьники имеют гораздо более уравновешенный характер. В этом возрасте они сосредоточены на своем будущем.

    Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте — это ответственный и необходимый труд, плоды которого не видны сразу, но его значение переоценить невозможно. Самооценка младших школьников оказывает мощное влияние на их личность, способности к обучению и общению, развитие характера и интерес к творческой деятельности. Родители и педагоги должны превосходно знать, как поднять самооценку ребенку, в каких бы жизненных обстоятельствах он ни находился.

    mypsihologiya.ru

    Самооценка младших школьников

    Департамент образования города Москвы

    Государственное образовательное учреждение

    Педагогический колледж №14

    ПЦК психолого–педагогических дисциплин

    Выпускная квалификационная работа

    Тема:«Самооценка младших школьников»

    Кривошеева Юлия Дмитриевна,

    студентка IV курса 402 группы

    Федорова Эллен Адельевна,

    Малютенкова Татьяна Борисовна,

    Председатель ГАК _______________

    Дата защиты ____________________

    К защите допущена ______________

    Глава I. Теоретические основы проблемы самооценки в младшем школьном возрасте.

    Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии

    Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста

    Глава II. Опытно-практическая работа по изучению особенности самооценки в младшем школьном возрасте.

    2.1. Диагностика самооценки младших школьников

    2.2. Анализ результатов исследований самооценки детей младшего школьного возраста

    Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.

    Анализируя исследования Е.В. Черносвистова, Н.Г. Алексеева, Л. И. Божовича, А. И. Липкиной, следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является « Я-КОНЦЕПЦИЯ». «Я – КОНЦЕПЦИЯ», по мнению знаменитого психолога И. П. Шахова, это относительно устойчивая и осознанная система представлений личности о себе, на основе которой человек строит отношение к себе и свое взаимодействие с другими людьми.

    Составной и неотъемлемой частью « Я – КОНЦЕПЦИИ» является самооценка. Самооценка – оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Самооценка является системообразующим ядром индивидуальности личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта.

    В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место : в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.

    Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

    Проблема: в чем особенности самооценки у младших школьников?

    Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.

    Объект исследования: личностная сфера младшего школьника.

    Предмет исследования: особенности самооценки младшего школьника.

    Изучить самооценку, как психологическую категорию.

    Выявить факторы формирования самооценки младших школьников.

    Диагностировать самооценку детей младшего школьного возраста.

    Проанализировать полученный результат.

    На основе выведенных задач были определенны следующие методы:

    Теоретический анализ психолого–педагогической литературы по проблеме;

    Эмпирические : наблюдение, беседа, диагностические методики;

    Статические методы обработки данных.

    Глава I. Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии

    Глава I.1. « Я – концепция» личности как психологическая категория

    Понятие « Я – концепции» вошло в словарь российского педагога – практика относительно недавно, в начале 70-х годов. Но изучение этой психологической структуры велось давно. В работах американского психолога У. Джеймса, основателя психоанализа З. Фрейда и его дочери А. Фрейд заложены основы изучения этого психического феномена. Этой проблеме в достаточной мере посвящены работы известный отечественных психологов И. С. Кона, В. В. Столина, А. Г. Спиркина, И. И. Чесноковой.

    Что же такое « Я – концепция», какую роль она играет в психической жизни ребенка?

    «Я – концепция» — это результат, итоговый продукт работы самосознания ( Психологический словарь. – М., 1997.). «Я – концепция» — система представлений человека о самом себе, котрая включает три составляющих.

    Первая составляющая – слова, как правило, прилагательные, к которым мы прибегаем для описания особенностей своего характера, составных качеств личности. Например, «общительный», «ловкий», « сильный», « терпеливый» и т.д.

    Вторая составляющая – самооценка, эмоционально – аффективная оценка того представления, которое мы составляем о себе.

    Третья составляющая – поведенческая реакция, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.

    По мнению Роберта Бернса, «Я-концепция» включает в себя следующие три составляющие ( 4, с.43):

    Когнитивная составляющая « Я- концепции»

    Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными мнении, являются ли они истинными или ложными. Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных : “надежный”, “ общительный”, “сильный”, “совсестливый” и т.д. Все это абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя : мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего само – восприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относятся любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т.п. Все они входя в « Образ Я» с различным удельным весом — одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.

    Оценочная составляющая «Я-концепции»

    Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и , вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью, не вызовут разногласий. В основном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, «Я- концепция» — это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их « Я- концепции».

    Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной «Я- концепции» могут возникнуть серьезные затруднения. Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе открытую оценку. Задумавшись над любой из характеристик вашего самоописания, вы скорее всего, в каждой из них сможете обнаружить хотя бы легкий оценочный оттенок, существующий иногда лишь на периферии сознания.

    Человек усваивает оценочный смысл различных характеристик, присутствующих в его «Я –концепции». При этом усвоение новых оценок может изменять и значение усвоенных прежде. Например, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими : его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благоприятный социальных резонанс. Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вынесена на второй план каким–нибудь другим ценностным ориентиром, скажем спортивными достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая самооценка может снизится, но в целом оставаться позитивной. Таким образом, самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных значений различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором они нормативно фиксируются в языковых значениях . Например, слова «скучный», «толстый», «ленивый» содержат негативную имманентную оценку, в то время как «умный», «смелый», « надежный» — позитивную. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.

    Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, как было показано, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Всякая попытка себя охарактеризовать содержат оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д.

    В литературе, посвященной «Я- концепции», можно найти два ее развернутых определения. Оба они согласуются с точкой зрения, изложенной выше. Первое определение принадлежит К.Р. Роджерсу (16,с.48). Он утверждает, что « Я- концепция» складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Таким образом, это – сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон и включающая как собственно «Я», так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я – в прошлом, настоящем и будущем(24,с.58).

    Во втором определении, принадлежащем Стейнсу, «Я- концепция» формулируется как существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя, а также представления о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести.

    Поведенческая составляющая «Я- концепции»

    Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями. Например, подросток, считающий себя человеком твердым и суровым, не может проявлять подобные качества характера по отношению к своему школьному учителю.

    Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность «Я- концепции» как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с «Образом Я», являются очень сильными и устойчивыми.

    Когда возникает наше «Я»? Каковы первые признаки воспоминания? По мнению В.Т. Бахура, доктора медицинских наук, консультанта и руководителя неврологического цикла Центральной республиканской клинической больницы, первые воспоминания всегда очень отрывочные, зафиксировавшиеся в памяти благодаря какому-то необычному сочетанию обстоятельств, чрезвычайно обостривших в этот момент эмоциональную восприимчивость. И хотя какие-то полуосознанные ощущения и восприятия в нашей памяти могут в отдельных случаях относиться к довольно ранним периодам жизни, все же обычно первые четкие фрагменты наших воспоминаний приходятся на возраст не ранее трех лет (6,с. 192).

    А что же до этого, до этих первых воспоминаний? На самых ранних стадиях развития младенца, по крайней мере, до 4 месяцев, его личность и окружающий мир еще абсолютно не дифференцируются в его психике. Этот яркий, многоцветный, многозвучный «хаос», впечатления о мире еще даже минимально не систематизированы. Внешнее слито в психике младенца с внутренним. Окружающие предметы для младенца до 4 месяцев существуют как его ощущения. Все действия еще крайне беспорядочны, хаотичны.

    Лишь в возрасте 4-8 месяцев ребенок начинает производить действия, уже определенно направленные на предметы и явления, существующие вне его и отдельно от него. В это время и происходит простейшие выделение ребенком своего тела из окружающего. В мозге активно происходят процессы формирования так называемой схемы тела: импульсы, приходящие от различных частей тела, фиксируются в прогрессивно созревающих мозговых структурах, создавая в них некий устойчивый комплекс, соответствующих нашему телесному единству. Ведь именно наше тело, как пишет советский ученый Е.В. Черносвистов, — это то начало отсчета, та формация, которая ограничивает каждое наше «Я». Формирование в мозге структур в виде «схемы тела» и создает в нашей психике основу нашего «Я»(25,с. 89).

    Такие первые ступени отделения « Я» от «не- Я» находятся еще на абсолютно неосознаваемом уровне. Но тем не менее они являются большим и важным шагом на пути формирования самосознания, т.е. понимания себя как отдельного существа, находящегося в мире, сознательно его воспринимающего и воздействующего на него в своих целях. А в дальнейшем происходит все более убыстряющийся процесс формирования двух систем в индивидуальной психике – систему «Я» и системы «не – Я», т.е. внешнего мира. Совершенствуется представление о своей физической индивидуальности – своем теле, являющимися границей между «Я» и «не – Я». Важную роль в этих процессах играет изучение ребенком внешнего вида других людей. Ведь уже в 8 месяцев ребенок очень внимательно всматривается в окружающих, в первую очередь мать, отца, братьев, сестер.

    Новый толчок процессы индивидуализации получают с момента возникновения речи. Вместе со словесным мышлением происходит становление более высоких уровней или слоев «Я». На основании этой стадии развития психики мы узнаем, что окончательное выделение своего «Я» ребенком происходит приблизительно на трехлетний возраст. Именно тогда ребенок по отношению к себе начинает уверенно употреблять личные местоимения «Я», «мой», в то время как раньше называл себя так, как звали его другие. По наблюдению Н.Г. Алексеева, именно в 3 года происходит совмещение употребления ребенком своего имени, местоимения «я» и идентификации своего образа в зеркале(1,с. 78).

    Развитие и усложнение системы «Я», системы самосознания, продолжается и в дальнейшем. Оно проходит через ряд этапов, стадий, и каждый новый этап прибавляет что-то новое к нашему «Я», делает его все более сложным.

    Самой важной составляющей «Я- концепции» является самооценка. Советские психологи рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт ее развития, порождаемый всей ей жизнедеятельностью( Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн). Самооценка, как и самосознание в целом, имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями.

    Исследования показывают, что критерии, по которым оценивают качества человека в обществе и по которым он оценивает качества других, применяются им и по отношению к самому себе. Подчеркивая детерминацию самооценки личности общественными отношениями, С.Л. Рубинштейн писал : « Общественная оценка человека основывается у нас … на его общественно полезном труде … на том, что он собой представляет, и что он дает. Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это новое … отношение к труду является стержнем, на котором перестраивается вся психология личности; оно же становится основой и стержнем ее самосознания» (17,с. 49).

    Самооценка — сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Исходным методологическим положением для исследователей самооценки является классическое положение К. Маркса о том, что «человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр относится к самому себе как к человеку» (12,с. 62).

    По мнению Л.И. Божовича, познание другого не только опережает познание самого себя, но и служит для него источником и опорой. Сравнение, сопоставление себя с другими является общепризнанным критерием самооценки. Сравнивая себя с другими людьми в процессе деятельности, человек замечает у себя то, что сначала замечает у других, и в результате приходит к осознанию своих поступков и действий, свойств и качеств собственной личности. Происходит своеобразный перенос различных свойств личности. Подмеченных у другого человека, на самого себя. Это подтверждается результатами ряда психологических исследований (5,с. 350).

    Важнейшим источником развития самооценки является оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности. По мнению Л,И, Божович, общественная оценка выполняет двоякую роль в формировании самосознания школьника. «Во-первых, являясь критерием соответствия его поведения требования окружающих, она как бы указывает человеку на характер его взаимоотношений с окружающей средой и тем самым определяет и его эмоциональное благополучие, его поведение, и его отношение к самому себе как субъекту поведения. Во-вторых, общественная оценка помогает человеку выделить то или иное качество из конкретных видов поведения и деятельности и сделать его предметом сознания оценки самого человека» (5,с. 371). Б.Г. Ананьев подчеркивал, что решающее значение в образовании мыслей о себе имеет жизнь в коллективе и правильное развитие оценочных отношений, формирующих самооценку(2, с.68).

    Формируясь в процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в ее развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека. Многие советские ученые изучали самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию в ее развитии, обусловливающее поведение и деятельность человека, характер его взаимоотношений с окружающими людьми.

    По мнению Д.Б. Эльконина, уже у детей старшего дошкольного возраста управление своим поведением приобретает « внутренний механизм». Ребенок начинает регулировать свое поведение через отношение к себе, к своим возможностям. Е.И. Савонько полагает, функция самооценки как регулятора поведения развивается на ряду с развитием других психических особенностей ребенка и на каждой возрастной ступени приобретает качественное своеобразие. Развитие этой функции самооценки ученые связывают со становлением ее устойчивости, так как именно устойчивая самооценка выражает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может оказывать существенное влияние на его поведение(28,с. 99).

    Самооценка –это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Самооценка включает в себя выделение человеком собственных умений, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним отношение. Умение человека оценить свои силы и возможности, устремления, соотнести их с внешними условиями, требованиями окружающей среды, умение самостоятельно ставить перед собой ту или иную цель имеет огромное значение в формировании личности.

    Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека. Неадекватная, низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний человека, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы человека. Такая самооценка может сопровождаться тяжелыми эмоциональными срывами, внутренним конфликтом и т.д. Заниженная самооценка наносит ущерб и обществу, так как человек не в полной мере реализует свои силы и возможности, трудится не с полной отдачей.

    Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку как механизм, обеспечивающий человеку ориентацию в окружающей среде, согласованность его внутренних требований к себе с внешними условиями. При этом социальная среда понимается ими как всегда враждебная человеку, враждебная его потребностям и стремлениям. Эта точка зрения З.Фрейда и неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромм). Поскольку самооценка человека, считают они, складывается под давлением постоянного конфликта между внутренними пробуждениями и внешними запретами, адекватная самооценка невозможна в принципе. Представление человека о самом себе является неполным, искаженным. По мнению З. Фрейда, наиболее сложные и острые внутренние конфликты личности связанны с переоценкой и недооценкой своей личности. Идеализированное представление человека о своем «Я» постоянно сталкивается с актуальным и реальными «Я»(23,с.67).

    От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Самооценка, особенно способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к выполнению которых считает себя способной. Уровень притязаний человека и, следовательно, характер его самооценки ярко выявляются в различных ситуациях выбора, как в трудных жизненных ситуациях, так и в повседневной деятельности, в общественной работе.

    Неудача или успех наиболее остро переживаются в той деятельности, которую сам человек считает для себя основной, где у него есть высокие притязания.

    Можно выделить следующие уровни развития самооценки:

    Первый уровень развития самооценки можно назвать процессуально-ситуативным. НА данном уровне самооценки человек не устанавливает связи между своими поступками и качествами личности. Он оценивает свое «Я» лишь по определенным непосредственным внешним результатам деятельности. В связи с тем, что эти результаты не обязательно адекватны личностным возможностям человека и могут быть всецело обусловлены стечением внешних обстоятельств, самооценка имеет тенденцию к необъективности. Стихийность, случайность, противоречивость внешних ситуаций способствует тенденции к неустойчивости самооценки. Самоизменение на этом уровне самооценки носит характер самоисправления поступков, когда человек, решая исправиться. Не имеет еще в виду развитие свойств личности, а подразумевает лишь совершение одних поступков или отказ от других.

    Второй уровень развития самооценки можно назвать качественно – ситуативным. Для него характерно то, что человек устанавливает прямолинейные связи между своими поступками и качествами, т.е. совершение ( несовершение0 отдельного поступка отождествляет с наличием (отсутствием) соответствующего качества. Человек не абстрагирует качество от поступка и не осознает, что качество личности выражается намного богаче и сложнее, нежели отдельный акт поведения. Так как отдельный поступок не обязательно адекватен отождествляемому с ним качеству и может иметь случайный и порой противоречащий другим поступкам характер, самооценка на этом уровне имеет тенденцию к необъективности и неустойчивости. В связи с тем, что человек отождествляет усвоение качества с фактором конкретного поступка, он склонен ограничивать программу самовоспитания отдельными разрозненными актами поведения. Случайные колебания самооценки способствуют ситуативности самовоспитания.

    Третий уровень можно назвать качественно-консервативным. Для него характерно разрешение прямолинейных, формальных связей между поступками и качествами личности. Качество личности абстрагируется человеком от конкретного поступка , выступает в его сознании как самостоятельная объективная реальность. Осознание того, что конкретный поступок не означает усвоение соответствующего ему качества, разрушение прямолинейных связей между ними, недостаточная осознанность новых сложных связей между свойствами личности и поведением приводят к определенному отрыву в сознании человека его внутреннего мира от непосредственного практического поведения. Главную роль в самооценке принимает констатация уже достигнутого ранее уровня развития свойств личности наряду с недооценкой корректив , вносимых в характеристику внутреннего мира новыми изменениями в поведении. В результате самооценка имеет тенденцию к консервативности и недостаточной объективности.

    Четвертый уровень можно назвать качественно–динамическим. Он характеризуется осознанием сложных связей между качествами личности и поступками. Отрыв внутреннего мира от непосредственного поведения преодолевается. Самооценка имеет тенденцию к объективности, динамична в соответствии с изменениями во внутреннем мире человека и при этом устойчиво отражает реальный уровень развития качеств личности. Самооценка личности дается с учетом ее отношения к самовоспитанию. Самовоспитание становится вполне осознанным, планомерным и активным процессом.

    Уровни самооценки – это последовательно восходящие, преемственно связанные между собой ступени ее генезиса. Они качественно специфичны. Каждый генетически более поздний уровень самооценки возникает не посредством уничтожения ранее существующего, а на основе преобразования предшествующего. Генетически более ранние уровни самооценки в процессе ее становления в преобразованном виде входят в структуру более поздних уровней, и эта многоступенчатость высоких уровней самооценки обуславливает сложный характер их функционирования.

    Самооценка – результат сложного и длительного процесса, в котором взаимодействуют различные факторы ее формирования: оценки окружающих, анализ самим человеком своих успехов и неудач, результатов деятельности, в которых проявляются качества его личности. Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение , самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение:

    Самонаболюдение- это наблюдение человека над своими поступками, поведением, деятельностью, а также над своими переживаниями. Существует два вида самонаблюдения: непосредственное и ретроспективное ( т.е. самонаболюдение за тем, как вел себя человек когда-то в прошлом, что он переживал). Важно обратить внимание на то, что самонаболюдение не должно превращаться в бесплодное самосозерцание и самолюбование, а должно служить развитию процессов самосознания и самосовершенствования личности. Следует анализировать не только внутренние переживания, предшествующие действию или поступку, но и результаты деятельности, собственное поведение. Практическая деятельность одновременно и проверяет, и формирует качества личности.

    Самоанализ предполагает самонаблюдение, использует материал, получаемый в результате его. Самоанализ в той или иной мере осуществляется в различных видах повседневной деятельности людей, а так же в их размышлениях о себе. Если же самоанализ сопровождается сознательной установкой человека анализировать свои определенные поступки, характеризующие те или иные свойства собственной личности, психические процессы, что имеет место при самовоспитании, это повышает систематичность и целенаправленность самоанализа.

    Разные люди в зависимости от умений и навыков могут осуществлять самоанализ с различной эффективностью. Важно подчеркнуть опасность односторонности выводов самоанализа, возможность субъективизма в интерпретации человеком тех или иных своих поступков, поведения, достижений и неудач.

    В процессе и на основе логического самоанализа зарождается и формируется самоотчет.

    Самоотчет – это отчет человека перед самим собой о процессе и результатах собственной деятельности, собственных поступках и проявившихся в них качествах личности. Самоотчет может осуществляться в форме устной речи, специальных дневников.

    Можно выделить два вида самоотчета: итоговый и текущий.

    Итоговый самоотчет – самоотчет за достаточно длительный период времени, когда на определенном жизненном этапе выявляется степень соответствия между обязательствами, которые человек считал для себя посильными и добровольно принял, и объективными результатами деятельности. Самоотчет, которому предшествует детальное систематическое фиксирование своих поступков, достигнутых результатов деятельности, глубокий и всесторонний анализ, характеризующийся установлением причинной зависимости между поступками и свойствами собственной личности, способствует повышению объективности результатов самопознания. Основной итогового самоотчета, как правило, служит самоанализ значительного фактического материала, характеризующего поведение человека в различных ситуациях и обстоятельствах в течение достаточно длительного периода времени. Сопоставление полученных данных позволяет лучше обосновать свои суждения и сделать более объективные выводы о себе, качествах собственной личности.

    Текущий самоотчет – самоотчет человека за короткий промежуток времени – день, несколько дней, неделю. Такой вид самоотчета характерен для процесса самовоспитания: человек, ставя задачу искоренить свои недостатки и развить положительные качества личности, систематически фиксирует данные самоанализа, свидетельствующие о степени реализации разработанной программы самовоспитания.

    Способность человека отмечать даже незначительные сдвиги в работе над собой имеет исключительное значение для развития процесса самовоспитания.

    Правильное использование самоанализа и самоотчета способствует тому, что самооценка становится более самостоятельной и объективной, достаточно независимой и устойчивой от воздействий случайных оценок других. Один из способов самооценки – это социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих.

    Самоконтроль – это способность человека устанавливать отклонения реализуемой программы деятельности от заданной и вносить коррективы в план деятельности. Следовательно, наличие программы практического поведения, программы собственной деятельности – непременное условие осуществления самоконтроля. Особое значение имеет произвольный самоконтроль для стабилизации, повышения устойчивости деятельности по самовоспитанию.

    Сравнение постоянно используется людьми в их размышлениях о себе, о оценке поступков и проявляющихся в них качеств личности. А.Я.Арет выделяет следующие виды сравнения: « тотальное, глобальное, или полное ( когда сравниваем себя с кем-то в целом, во всем), и парциальное, или частичное (когда сравниваем себя в отдельной области), презентное (сравнения себя с кем-то в современнсости, в данный момент) и ретроспективное (сравнение себя с кем-то в прошлом, или сравнение «сегодняшнего Я» с тем, каким мы были в прошлом, год, пять, и т.д. лет тому назад)».

    Самооценка – результат постоянного сопоставления того, что человек наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях, и в то же время с тем, что, как он предполагает, видят в нем другие.

    Выделение средств самооценки может быть сделано лишь условно, так как реальный процесс самопознания характеризуется их взаимодействием и неразрывной взаимностью.

    Центральной характеристикой любой личности является «Я- концепция».

    Самооценка определяется как сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности.

    Формирование самооценки происходит на нескольких уровнях.

    Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение.

    Самой главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень. Данная особенность- это возрастная норма для данного периода развития личности.

    I.2. Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста

    Ребенок стал школьником. Это приводит к новому распорядку его дня, рождает новые обязанности. Из необходимости каждый день учиться вытекают многие изменения в жизни ребенка. Нужно вовремя встать, ежедневно готовить домашнее задание, приносить в школу все, что нужно для занятий. Школьная жизнь требует от ребенка умения согласовывать свои действия с требованиями учителя, с распорядком школьной жизни, с действиями и желаниями одноклассников. Осознание этой новой позиции вызывает перестройку отношения ребенка ко многому в его повседневной жизни. Мысль о том, что он школьник, заставляет его изменить свое поведение то в одном, то в другом. У него появляются новые мотивы поведения – быть хорошим учеником, добиться похвалы учителя. Занятия в школе порождают и новые переживания – желание и ожидание успеха, и боязнь неуспеха. Младшего школьника волнуют замечания учителя, и он старается приложить усилия для того, чтобы их не было. Дети обычно охотно подчиняются новому режиму, соглашаются с требованиями родителей о распорядке занятий, досуга, прогулок. Поступление в школу ставит ребенка в новое положение в семье, среди окружающих и изменяет их отношение к нему. У ребенка появились четкие обязанности – и с этим считаются близкие. Изменившееся восприятие ребенка окружающими людьми постепенно сказывается и на восприятии им самого себя.

    В его жизни вошли новые явления: он каждый день учится, усваивает новые знания, овладевает навыками письма, счета. Большое влияние оказывает на него учитель, который дает знания . Проверяет и контролирует их выполнение, оценивает его действия, ставит отметки не только за знания , но и

    xreferat.com