Упражнения для повышения мотивации младших школьников

Развитие мотивации учения у младших школьников

Определение структуры мотивационной сферы школьников. Рассмотрение возрастных особенностей мотивации учения у детей. Основные методы и приёмы стимулирования учебной деятельности и развития мотивов учения у школьников на уроках иностранного языка.

курсовая работа, добавлен 29.08

Развитие мотивации учения как психолого-педагогическая проблема. Особенности развития мотивации учения младших школьников. Контрольно-оценочная деятельность как фактор развития мотивации. Стиль взаимодействия с учащимися. Активные формы обучения.

курсовая работа, добавлен 20.04

Факторы, обусловливающие проявление учебной активности у младших школьников. Педагогические средства развития мотивации учения. Закономерности действия интересов учеников в обучении. Методы мотивации и стимулирования познавательной деятельности учащихся.

дипломная работа, добавлен 13.05

Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста. Особенности формирования мотивации учения младших школьников. Методы и средства стимулирования мотивации учения. Организация и проведение развивающих занятий с детьми.

дипломная работа, добавлен 30.03

Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии. Психологические характеристики мотивационной сферы учения. Способы диагностики мотивации к учебной деятельности. Педагогические рекомендации по развитию мотивации учащихся начальной школы.

курсовая работа, добавлен 01.11

Этап мотивации учебной деятельности. Психологические характеристики отдельных сторон мотивационной сферы учения. Пути формирования мотивации учения. Реализация этапа мотивации учебной деятельности. Мотивация изучения теорем и алгоритмов.

дипломная работа, добавлен 08.08

Анализ педагогических условий формирования мотивации учения старшеклассников на уроках истории. Исследование специфики уроков истории в старших классах. Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников. Проблемы мотивации учения школьников.

курсовая работа, добавлен 11.10

Понятие учебная мотивация . Педагогические методы повышения мотивации учебной деятельности младших школьников. Средства диагностики мотивов учения. Методы исследования мотивации. Методические рекомендации по развитию мотивации младших школьников.

дипломная работа, добавлен 17.07

Условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности. Воспитание положительной мотивации к учебе. Работа учителя, прямо направленная на упрочнение, развитие мотивационной сферы. Задания и упражнения для воздействия на мотивационную сферу учащихся.

презентация, добавлен 31.03

Особенности развития мотивации в каждом возрасте, успешная учебная деятельность. Формирование у современных школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов. Педагогические характеристики мотивационной сферы учения.

курсовая работа, добавлен 01.02

Понятие учебной мотивации. Изучение влияния мотивации на успешность учебной деятельности младших школьников. Различия в уровне успешности учебной деятельности в зависимости от мотивов учения. Анализ и обработка данных методики Лесенка побуждений .

курсовая работа, добавлен 14.10

Развитие мотивационной сферы младших подростков при переходе со ступени начального общего образования на основную. Формирование учебной мотивации школьников на уроках физики и внеурочной деятельности, используя информационно-коммуникационные технологии.

курсовая работа, добавлен 07.07

Теоретическое обоснование проблемы мотивации учения как одной из актуальных в современной педагогике. Мотивы учения младших школьников и их формирование. Мотивы, связанные с содержанием обучения и с его процессом. Анализ методики проведения исследования.

курсовая работа, добавлен 07.05

Сущность, структура и виды учебной мотивации. Психологические характеристики отдельных сторон мотивационной сферы. Выявление уровней сформированности мотивации учения школьников (на примере учащихся 6-х классов). Методы стимулирования мотивации учеников.

курсовая работа, добавлен 10.11

Младший школьник как субъект учебной деятельности, его возрастные и индивидуальные особенности. Методика изменения учебной деятельности. Изучение мотивации учения младших школьников в 1 и 4 классе: проведение анкетирования, метод проективного рисунка.

курсовая работа, добавлен 16.03

Понятие и особенности мотивационной сферы младших школьников, а также определение факторов, влияющих на ее становление и развитие. Диагностика познавательных мотивов у младшего школьника, этапы проведения и анализ результатов формирующего эксперимента.

курсовая работа, добавлен 11.01

Проблема успешности учебной деятельности современных учащихся в психолого-педагогической литературе. Мотив как побуждающая сила деятельности. Проведение исследования по влиянию мотивов учения на успешность учебной деятельности младших школьников.

дипломная работа, добавлен 13.08

Самоконтроль как психологический компонент учебной деятельности. Способы развития самоконтроля у младших школьников, методы и приемы его формирования на уроках математики. Выявление уровня сформированности выполнения самопроверки у младших школьников.

курсовая работа, добавлен 14.09

Проблема неуспеваемости в работах отечественных и зарубежных педагогов. Формирование мотивации учения неуспевающих учащихся в современной школе. Коррекционная работа учителя на уроках русского языка по преодолению неуспеваемости младших школьников.

дипломная работа, добавлен 14.05

Проблема развития учебной мотивации у младших школьников. Анализ особенностей по формированию мотивации к учению в сельском социуме. Определение пути и средств по формированию учебной мотивации. Специфика сферы школьного образования в сельской местности.

курсовая работа, добавлен 07.12

Формирование познавательных мотивов у младших школьников на уроках технологии THE FORMATION OF COGNITIVE MOTIVES AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN ON THE LESSONS OF TECHNOLOGY Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • МОТИВАЦИЯ ,
  • ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ,
  • МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ,
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ ,
  • MOTIVATION ,
  • DEVELOPMENT OF MOTIVATION OF THE TEACHINGS ,
  • METHODS OF ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY ,
  • METHODS OF FORMATION OF COGNITIVE MOTIVES
  • научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Чернышева Елена Ивановна, Чалых Елена Александровна

    В данной статье рассматривается вопрос о формировании познавательных мотивов у младших школьников на уроках технологии. Выявляются основные методы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках технологии и методические приемы формирования познавательных мотивов в обучении у младших школьников на уроках технологии. Представлено экспериментальное исследование.

    Abstract 2013 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Chernysheva Elena Ivanovna, Chalyh Elena Aleksandrovna

    This article addresses the question of formation of cognitive motives of younger schoolchildren on the lessons of technology. Identifies the main methods of activation of cognitive activity of younger schoolchildren on the lessons of technology and methods of forming of cognitive incentives in teaching the younger schoolchildren on the lessons of technology. Presented experimental research.

    Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Перспективы науки и образования , Чернышева Елена Ивановна, Чалых Елена Александровна

    Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

    Чернышева Елена Ивановна, Чалых Елена Александровна Формирование познавательных мотивов у младших школьников на уроках технологии // ПНиО. 2013. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnyh-motivov-u-mladshih-shkolnikov-na-urokah-tehnologii (дата обращения: 19.09).

    Чернышева Елена Ивановна et al. Формирование познавательных мотивов у младших школьников на уроках технологии Перспективы науки и образования (2013). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnyh-motivov-u-mladshih-shkolnikov-na-urokah-tehnologii (дата обращения: 19.09).

    Чернышева Елена Ивановна Чалых Елена Александровна (2013). Формирование познавательных мотивов у младших школьников на уроках технологии. Перспективы науки и образования URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnyh-motivov-u-mladshih-shkolnikov-na-urokah-tehnologii (дата обращения: 19.09).

    Чернышева Елена Ивановна, Чалых Елена Александровна Формирование познавательных мотивов у младших школьников на уроках технологии // ПНиО. 2013. №3 С.247-253.

    Чернышева Елена Ивановна et al. Формирование познавательных мотивов у младших школьников на уроках технологии Перспективы науки и образования (2013).

    Чернышева Елена Ивановна Чалых Елена Александровна (2013). Формирование познавательных мотивов у младших школьников на уроках технологии. Перспективы науки и образования

    vylechitrebenka.ru

    Упражнения на повышение самооценки младших школьников

  • общение (с взрослыми, знакомыми, друзьями, сверстниками и т.д.);
  • возможности (материальные, духовные, умения, таланты);
  • воспитание (методы, средства, уклон) и многое другое.
  • Необходимо понимать, что самооценка младшего школьника очень хрупка. Так, буквально за несколько дней и даже из-за одного человека она может либо сильно опуститься, либо подняться.

    С другой стороны – это очень хорошо: самооценку можно легко корректировать, пока человек не полностью сформировался как личность. Чтобы понять, стоит ли вам проводить работу над своим ребенком, рекомендуем ознакомиться с материалом, написанным ниже.

    1. Средняя. У ребенка много интересов, он ищет себя во многих сферах деятельности. У него адекватные взгляды на жизнь, соответствующие его возрасту. Он не стремится к «заоблачным далям», но и не останавливается на одном уровне. Успеваемость часто хорошая. С таким школьником легко разговаривать на разные темы, у них проявляется уважительное отношение к взрослым и большинству сверстников.
    2. Завышенная. Ребенок часто заявляет о своих желаниях, настаивая на их выполнении, считает, что все его достижения – это гениально. От него нечасто можно услышать слова благодарности, так как он считает, что все это – его заслуги и обязанности окружающих. Школьник стремится быть лучше остальных, быстрее повзрослеть. Даже желания у него порой слишком «взрослые». Почти всегда такие дети – лидеры. Они остро реагируют на критику, им свойственно сверстников или даже взрослых.

    Школьники с разной успеваемостью обладают своей характерной самооценкой. Опираясь на исследования, специалисты склонны доверять следующей тенденции:

  • Низкая самооценка. Ребенок делает задание, а ему говорят, что итог неправильный. Он еще больше разочаровывается в своих способностях, с чем и смиряется. Постепенно начинается его отставание на фоне развития остальных детей.
  • Средняя. В этом случае ребенок адекватно реагирует на критику, старается делать правильно не потому, что от него этого хотят взрослые, а опираясь на то, что «так надо, чтобы было верно».
  • Как обеспечить развитие адекватной самооценки ребенку? Читай статью .

    Чтобы помочь ребенку приобрести адекватную самооценку, необходимо обратить внимание на следующие рекомендации:

  • Не переоценивайте. Выставляйте ребенку те требования, которые соответствуют его возрасту и способностям. Когда вы ожидаете слишком многого, школьник расстраивается, что он не может этого сделать. Он не понимает, что это пока еще не в его силах (а способности у каждого ребенка – свои), поэтому усердно начинает самобичевать самого себя. Уровень самооценки падает.
  • Не забывайте о методе «кнута и пряника». Школьник сделал хорошо – похвалите (не «Ты самый хороший, самый умный», а «Молодец! У тебя хорошо получилось!»). Если же он поступает неправильно, нужно сначала объяснить это, по возможности привести примеры из жизни, сказать о последствиях таких действий, а в конце – как нужно сделать правильно.
  • Поддерживайте. Если ребенок не уверен в себе, необходимо начинать адекватно выделять его достоинства, говорить о том, что иметь все и сразу – это невозможно. Главная задача – дать понять школьнику, что он не плох, а индивидуален, в принципе, как и каждый другой ребенок. Нет ни плохих, ни хороших.
  • Приобретите детскую энциклопедию. Пока младший школьник не способен самостоятельно заниматься изучением информации и перерабатывать ее, вы можете использовать ее для себя, чтобы давать более грамотные советы своему ребенку. Это обычная книжка-пособие, в которой раскрываются множество вопросов детского поведения. В ней затрагиваются различные важные моменты: взаимоотношения с родителями, со сверстниками, с представителями противоположного пола, секреты успеха учебы, советы о том, как все успевать, как делать правильно те или иные вещи и многое другое. Вся информация здесь составлена специалистами. Они дают адекватную оценку каждому явлению. С помощью этого легко подкорректировать самооценку школьника. Преимущество такой книги заключается также в том, что ребенок потом сможет возвратиться к отдельным вопросам в любой момент.
  • Видео: Как поднять самооценку ребенка

    Игры для повышения самооценки ребенка

    Для достижения успеха в этом деле необходимо, чтобы взрослый сам видел достоинства ребенка, относился к нему с уважением (а не только любовью) и умел замечать все его успехи (даже самые маленькие). Поэтому вам лучше заранее продумать, какие положительные качества у ребенка уже имеются, а какие ему необходимо приобрести.

    Другие комплексы игр для работы с детской тревожностью

    Игры, обучающие ребенка умению управлять своим поведением см. >

    Игры, обучающие ребенка расслаблению см. >

    Тревожностью обычно называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или решить проблему. Это так называемая ситуативная тревожность.

    Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами Однажды я. Например: Однажды я помог товарищу в школе или Однажды я быстро выполнил домашне.

    Эти игры учат доверию, снимают мышечное напряжение, дают детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствуют повышению самооценки, способствуют улучшению взаимоотношений между детьми.

    Правило 1. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, не приводите их в пример. Если вы хотите подчеркнуть динамику в работе ребенка над каким-то своим качеством, то лучше сравнивать его успехи с его же результатами вчера, неделю или месяц назад.

    Самые популярные материалы

    Первое свидание — событие, где люди могут понять, насколько они интересны друг другу, есть ли у них.

    Во время сна у человека периодически чередуются две основные фазы: м.

    Игры для повышения самооценки, помощи демонстративным, застенчивым детям.

    Такие игры помогут детям лучше увидеть своих сверстников, оценить их и пережить чувство общности с ними. В этих играх могут участвовать от 2 до 6 детей от старшего дошкольного возраста (5-6 лет) до младшего школьного (9-11лет).

    Перед началом игры проводится разминка . Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди выступает перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и починить испорченное зеркало.

    Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываться, причесываться, делать зарядку, танцевать. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!

    Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении; увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все, даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая — Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) путешествует по комнате и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: Ау-у-у-у , или: Тр-р-р-р , и т.п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т.е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает несинхронно, т.е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их.

    Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки. Ой, какие вы все красивые, веселые, умные! Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал . Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

    Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно — иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств .

    После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки — реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и масштаб этих достоинств — это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль Лучшего хвастуна или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.

    Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

    Царевна Несмеяна (или Грустный принц )

    Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к царевне Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети меняются ролями.

    Источники: http://gopsy.ru/lichnost/samoocenka-mladshih-shkolnikov.html, http://www.psychologos.ru/articles/view/igry_dlya_povysheniya_samoocenki_rebenka, http://www.r-vmeste.ru/umnichki/Igry-dlya-povysheniya-samoocenki-pomoschi-demonstrativnym-zastenchivym-detyam.html

    Комментариев пока нет!

    Основными показателями физического развития детей являются

    ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ Под физическим развитием следует далее.

    Москитол после укусов для детей

    Спрей-бальзам после укусов Mosquitall (Москитол) «Скорая далее.

    Вязание спицами детей комплекты

    СХЕМЫ ВЯЗАНИЯ СПИЦАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ: ДЕТСКИЙ КОМПЛЕКТ С УТЯТАМИ. Очень далее.

    lechimdetej.ru

    Упражнения уверенности младших школьников

    Выявляем и корректируем самооценку младшего школьника

    Самооценка младших школьников: как ее распознать, как она влияет на успеваемость, и какими методами можно ее подкорректировать?

    На развитие и формирование самооценки школьников младших классов влияет множество факторов:

    • семейная обстановка (полноценность семьи, ценности, мировоззрение, культура, отношения и пр.);
    • Очень важно тщательно следить за тем, чтобы ребенок попал в подходящее окружение, находился под адекватным влиянием.

      Как помочь ребенку повысить самооценку? Читай здесь .

      Всем видам самооценки свойственны свои особенности, поэтому очень легко распознать ее по характерным признакам поведения. Рассмотрим каждую из них:

    • Низкая самооценка. Такой ребенок часто замкнут, предпочитает одиночество, много времени проводит у себя в комнате отдельно от всех, он не блещет высокой успеваемостью, достижениями в спорте или в других занятиях. Однако у него может быть хобби, в котором у него действительно есть успехи, но он не принимает похвалу (стесняется, отнекивается, молчит, опустив глаза). Он часто хвалит сверстников, пытается подражать кому-то из них. Этот ребенок считает себя некрасивым. Часто у представителей такой самооценки развита сутулость (съежившись, школьник пытается замкнуться еще больше, стать менее заметным)
    • Завышенная. Школьник пытается быть всегда и во всем лучше остальных. Это касается и успеваемости. Да, для него это действует как определенный стимул, но такой ребенок не всегда готов учиться на ошибках, объясняя это тем, что к нему излишне придираются и очень многого хотят.

    О том, как повысить самооценку и уверенность в себе мужчине, читай далее .

  • Не сравнивайте. Очень неправильно поступают взрослые, когда указывают на успеваемость другого ребенка, ставя его в пример, говоря, что он лучше в чем-то. Таким образом легко не только существенно снизить самооценку школьника, но и посеять в нем обиду (в том числе и на того ребенка).
  • Больше разговаривайте. Именно общаясь с взрослым, ребенок может начать понимать, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Из этого он станет делать выводы, которые будут корректировать его мировоззрение и, как следствие, – самооценку себя и окружающих людей.
  • Пресекайте. Когда ребенок явно выраженно возвышает себя перед другими, необходимо сообщить, что такое поведение неверно. Также нужно корректно рассказать ему, что нет лучших: одни преуспевают в каком-то определенном деле, другие – в ином. У кого-то достоинства такие, у кого-то другие. Каждому в жизни пригодятся свои способности, поэтому можно говорить о том, что не кто-то лучше/хуже, а что все очень и очень разные. Возможно, что с первого раза ребенок не услышит ваши слова, поэтому время от времени нужно возвращаться к подобным разговорам.
  • Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе

    Для достижения успеха в этом деле необходимо, чтобы взрослый сам видел достоинства ребенка, относился к нему с уважением (а не только любовью) и умел замечать все его успехи (даже самые маленькие). Поэтому вам лучше заранее продумать, какие положительные качества у ребенка уже имеются, а какие.

    ?Сразу отметим, что агрессивность как свойство личности ребенка или взрослого следует отличать от «доброкачественной» агрессии, возникающей в ситуации опасности и исчезающей, когда человеку ничто не угрожает. Такая ситуативная агрессия имеет совершенно нормальный защитный характер, и вряд ли с.

    Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как Комплименты , Я дарю тебе. , которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя глазами других детей . А чтобы о достижениях каждого ученика или воспитанника узнали окружающие, в.

    Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

    Один мой друг недавно придумал ритуал, который восстанавливает доверие ребенка. Способствует сближению. И открывает сердце юного создания для помощи от старших. Он договорился с сыном созваниваться каждый день и делиться 2-мя новостями из собственной жизни. Первая новость – о том, чем он из сл.

    Для того, чтобы успевать «всё», для начала нужно сделать несколько простых шагов. Определить, для че.

    Вы говорите ребенку: «Нужно умыться» или «Помой руки!», а он вас не слушается. Вы напоминаете, что п.

    Игры с детьми, направленные на повышение самооценки

    Елена Терехова, для InHa.ru

    Уважение, внимание, забота и одобрение у любого человека повышают чувство собственной ценности. Решающую роль в формировании самооценки ребенка играет его отражение в глазах значимых взрослых. Поэтому очень важно, даже если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, не отказывать ему в любви и поддержке. Ребенок должен жить в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

    Следующие упражнения – из арсенала детского психолога, занимающегося игровой терапией. Но многие игры можно использовать и в семье, во время детских праздников:

    За что меня любит мама

    Цель: повышение значимости ребенка в глазах окружающих его детей.

    Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама.

    Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.

    После этого обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

    Цель: повышение у детей уверенности в себе.

    Инструкция ведущего: А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется Я – лев . Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.

    Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: Я – лев Андрей . Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой .

    Цель: сплочение детей, снижение тревожности, повышение самооценки.

    Ребята, вы любите играть под теплым летним дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождик. Но дождик оказался не простым, а волшебным – клеевым. Он склеил всех нас в одну цепочку (дети выстраиваются друг за другом, держа за плечи впереди стоящего) и теперь предлагает нам погулять .

    Дети, держась друг за друга, передвигаются по комнате, преодолевая различные препятствия: обогнуть широкое озеро , пробраться через дремучий лес , прятаться от диких животных и др. Главное условие – дети не должны отцепляться друг от друга.

    Ну вот, дождик закончился, и мы снова можем спокойно двигаться. Высоко в небе светит ласковое солнышко, и нам захотелось прилечь в мягкую траву и позагорать .

    Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.

    Инструкция ведущего: Ребята, садитесь на стульчики и пусть каждый скажет о себе: Я очень хороший или Я очень хорошая . Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово Я шепотом, потом – обычным голосом, а затем – прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами очень и хороший (или хорошая ).

    И, наконец, дружно: Я очень хороший (хорошая) .

    Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит, например: Я – Катя! Я – очень хорошая! или Я – Саша! Я очень хороший!

    Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем все вместе: Мы очень хорошие! — сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим .

    Детям предлагается бумага и фломастер. Нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести ее по контуру. Затем взрослый просит на каждом, получившемся на бумаге, пальце написать или нарисовать что-нибудь хорошее о себе. После этого ведущий собирает ладошки , читаем их или показывает группе, а дети угадывают где, чья ладошка.

    Цель: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети.

    Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: Мне нравится в тебе . Принимающий комплимент кивает головой и отвечает: Спасибо, мне очень приятно! Упражнение продолжается по кругу.

    После упражнения обсудить с детьми, что они чувствовали, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

    Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

    Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется Зайки и слоники . Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся и т.д. Дети показывают. А теперь покажите, что делают зайки, когда слышат шаги человека ? Дети разбегаются по группе, прячутся и т.д. А что делают зайки, если видят волка? Психолог играет с детьми в течение нескольких минут. А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как? Дети показывают. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра? Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

    После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

    Другие статьи по этой теме на InHa.ru:

    Играем с тревожными детьми

    Психологические причины детской тревожности

    Гипоактивный ребенок: маленький копуша

    Полезные игры и упражнения для гиперактивных детей

    orebenkah.ru

    Формирование адекватной самооценки младшего школьника (стр. 1 из 11)

    Департамент образования города Москвы

    Педагогический колледж № 9 Арбат

    Формирование адекватной самооценки младшего школьника

    1. Младший школьный возраст как период формирования адекватной самооценки.

    1.1 Психолого-педагогическая характеристика личности младшего школьника

    1.2 Особенности самооценки младшего школьника

    2. Факторы становления адекватной самооценки младшего школьника

    2.1 Влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника

    2.2 Роль педагога в развитии самооценки младшего школьника

    2.3 Основные пути формирования самооценки младшего школьника

    Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческий отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной адекватной самооценки.

    В психолого-педагогических исследованиях вопросы самооценки исследуются достаточно широко; наиболее полная разработка её теоретических и практических аспектов отражена в трудах как отечественных, так и зарубежных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, У. Джемс, И.С. Кон, Л.Н. Корнеева, М.И. Лисина, А.И. Липкина, В.В. Овсянникова, К. Роджерс, В.Ф. Сафин, В.В. Столин, X. Хекхаузен, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова, Э. Эриксон).

    В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Низкая самооценка мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбрать интересное занятие.

    Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

    Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов. И это осознание не появится автоматически: родителям и воспитателям надо учить ребёнка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих. В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от её хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребёнка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.

    Самооценка младших школьников ещё не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих. То, как оценивает себя учащийся, представляет собой копию оценок, сделанных учителем. Отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности – возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребёнка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

    Кроме педагога, большое значение в формировании самооценки младшего школьника имеет стиль семейного воспитания, ведь то, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни. Если воспитание грешит однообразием, не способствуя различению типов поведения, у ребёнка начинает формироваться неадекватная самооценка.

    По утверждению Ю.С. Ерофеева, Д.В. Ершова, Е.Н. Вето, самооценка не является постоянной. Она меняется в зависимости от обстоятельств, поэтому многие эмоциональные расстройства, влияющие на самооценку, можно предупредить или преодолеть, но для этого родителям и педагогам необходимо знать, как формируется самооценка в младшем школьном возрасте и как они могут помочь ребёнку в развитии дифференцированной адекватной самооценки.

    Актуальность данного вопроса обусловила выбор темы исследования «Формирование адекватной самооценки младшего школьника».

    Проблема исследования: Каковы особенности формирования адекватной самооценки младшего школьника?

    Цель исследования: изучение особенностей формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.

    Объект исследования: самооценка как основной компонент самосознания младшего школьника.

    Предмет исследования: процесс формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.

    Гипотеза исследования: предполагаем, что к факторам, определяющим формирование адекватной самооценки в младшем школьном возрасте, относится стиль семейного воспитания и оценочная деятельность педагога.

    — рассмотреть младший школьный возраст как основный период развития адекватной самооценки;

    — определить влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника;

    — изучить роль педагога в развитии самооценки младшего школьника.

    Методологическую основу данного исследования составили труды К. Аспера «Внутренний ребёнок и самооценка», А.А. Аркушенко «Психология развития и возрастная психология», Б.С. Волкова «Младший школьник. Как помочь ему учиться», С. Н. Галкина «Воспитание. Личность. Общество», О. Л. Зверева «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей», К. О. Казанской «Детская и возрастная психология».

    методы теоретического исследования связей между изучаемыми исследованиями;

    – методы анализа и обобщения литературных данных.

    — проанализированы ведущие факторы формирования самооценки младшего школьника;

    — определены основные пути формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.

    Объем и структура курсовой работы: курсовая работа включает в себя введение, две главы по два и три параграфа, заключение, список используемой литературы, который содержит 30 источников и приложение. Общий объём работы составляет 70 страниц.

    В введении определяется актуальность исследования, ставится проблема, выдвигается гипотеза, определяется объект и предмет исследования, а так же обозначаются задачи и методы исследования, выделяется методология, а так же теоретическая значимость данного исследования.

    В первой главе «Младший школьный возраст как период формирования адекватной самооценки » приводится психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста, рассматриваются особенности самооценки младшего школьника.

    Во второй главе «Факторы становления адекватной самооценки младшего школьника » рассматривается влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника, определяется значимость оценочной деятельности педагога в развитии самооценки младшего школьника, описываются основные пути формирования самооценки в младшем школьном возрасте.

    В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы основные выводы.

    Список используемой литературы содержит 30 источников.

    Приложение включает в себя рекомендации для педагогов по формированию адекватной самооценки младшего школьника (М. Феннел «Как повысить самооценку»), рекомендации для родителей по развитию адекватной самооценки в младшем школьном возрасте (Г. Рейчлин, К. Винклер «Карманный справочник для родителей»), групповые игры для повышения самооценки младшего школьника, методику определения самооценки младшего школьника (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн).

    1. Младший школьный возраст как период формирования адекватной самооценки

    1.1 Психолого-педагогическая характеристика личности младшего школьного возраста

    Р. С. Немов под личностью рассматривал человека, представителя определённого общества, сознательного деятеля, занимающего в нём определённое положение, выполняющего социальные роли, наделённого природными особенностями.

    По мнению Л.Ф. Обуховой, личностью ребёнок становится с рождения. Однако развитие ребёнка представляет собой сложный и длительный процесс изменений, обусловленных различными видами его деятельности. В разных её формах обогащается жизненный опыт ребёнка, приобретаются навыки и привычки поведения, расширяются познавательные способности и силы, развиваются чувства и воля, формируется моральный облик.[25;154]

    Для успешного развития личности ребёнка необходима разумная организация его деятельности, правильный выбор её видов и форм, осуществление систематического контроля за её протеканием и результатами.

    Младший школьный возраст охватывает период жизни от шести до одиннадцати лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребёнка — его поступлением в школу. По утверждению А.А. Аркушенко, в это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). Возрастает подвижность нервных процессов. Процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как: повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость.[3;14]

    Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, в семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться и развиваться.[18;32]

    mirznanii.com

    Упражнения для повышения самооценки младшего школьника

    РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

    заместитель декана факультета повышения квалификации

    Уже в раннем детстве у человека начинают складываться зачатки его личности, развивающиеся впоследствии в систему представлений о самом себе («образ Я»). В этот образ входит как осознание своих физических, интеллектуальных, моральных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное отношение к внешним факторам и окружающим людям.

    Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образцом, эталоном [2, 364].

    Главные функции, выполняемые самооценкой:

    1) регуляторная – на ее основе происходит решение задач личностного выбора;

    2) защитная – обеспечивает относительную стабильность и независимость личности.

    Выполняя две эти функции, самооценка влияет на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношений с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, достижения целей определенного уровня, то есть уровня притязаний личности.

    В отечественной психологии показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач), место самооценки в системе межличностных отношений, определены приемы формирования адекватной самооценки, а при ее деформации – приемы ее преобразований путем воспитательных воздействий (Мухина, 1997).

    По характеру временной отнесенности выделяются:

    1) прогностическая самооценка – оценка своих возможностей, осуществляемая вначале задачи, до развертывания процесса решения;

    2) актуальная (корригирующая, симультанная) самооценка – оценка своих возможностей решения задачи, осуществляемая в процессе решения.

    3) ретроспективная самооценка – оценка особенностей своего решения задачи.

    Прогностическая самооценка связана с развитием у человека способности к прогнозированию и характеризуется глубиной осуществляемого прогноза, степенью его обоснованности и вероятности. В прогностической самооценке синтезируется информация, получаемая субъектом в ходе анализа ситуации оценивания.

    Важной характеристикой прогностической самооценки является присущий личности уровень притязаний, основу которого составляет оценка субъектом своих возможностей в той или иной сфере деятельности.

    Эмоциональный компонент прогностической самооценки более всего сопряжен с мерой сформированности у человека ответственности за возможные последствия своих действий (Захарова,1989).

    Что касается актуальной самооценки, то делается акцент на том, что «этот вид самооценки отражает эмоциональные состояния и ожидания субъекта, степень «удачности» его деятельности». (Захарова,1989).

    Говоря о ретроспективной самооценке, важно отметить, что «ее назначение – не только подведение итогов, но и участие в составлении субъектом перспективных программ собственных действий» (Захарова, 1989).

    Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе и меру удовлетворенности собой.

    Основу когнитивного компонента самооценки составляют операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин.

    Качественное различие когнитивного и эмоционального компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, в связи с чем развитие каждого из них имеет свою специфику. С возрастом ребенок овладевает более совершенными способами оценивания, его знания о себе расширяются и углубляются, интегрируются, становятся более осознанными, усиливается их побудительно-мотивационная роль; эмоционально-ценностное отношение к себе также дифференцируется, становится избирательным и приобретает стабильность.

    Младший школьный возраст — начало школьной жизни. Учебная деятельность становится для ребенка ведущей. В начале младшего школьного возраста он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Ребенок открывает для себя значение новой социальной позиции — позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Развитие личности ребенка в этот период зависит от школьной успеваемости: оценивают его как хорошего или плохого ученика.

    Если ребенок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников.

    По Э. Эриксону, полноценное развитие в младшем школьном возрасте предполагает формирование чувства компетентности. Если ребенок не чувствует себя компетентным в учебной деятельности, то его личностное развитие искажается. Оценка успеваемости в этом возрасте является, по существу, оценкой личности ребенка.

    Согласно К.Роджерсу, высокая, «забегающая вперед» реальных возможностей личности самооценка необходима для личностного роста. Именно при наличии высокой самооценки возможно реальное понимание ситуации, себя и окружающих людей [2, 365].

    В исследованиях особенностей генезиса самооценки А.В. Захаровой также был рассмотрен младший школьный возраст, в качестве узлового в становлении самооценки как системного образования. Она пишет: «…именно в этот период появляются те «приобретения» в ее развитии, которые знаменуют переход от начальных, исходных форм к более зрелым, детерминированным конкретным «личным участием» ребенка; в это время также происходит не только интенсивное развитие структуры, форм, видов самооценки, но и их интеграция в целостную систему. А.В. Захарова выделяет два основных фактора, обеспечивающие условия развития самооценки:

    — общение с окружающими (усваиваются способы оценивания, формы и критерии оценок);

    — собственная деятельность субъекта (происходит апробация данных способов).

    Таким образом, нужно отметить, что самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представления о себе.

    В исследовании приняло участие 120 школьников младших классов: 60 первоклассников (30 девочек и 30 мальчиков) и 60 учащихся 4 класса (30 девочек и 30 мальчиков) из 2-х школ. Статистически значимой разницы между мальчиками и девочками в данных группах не обнаружено.

    Использованы методики: измерение самооценки по методике Дембо – Рубинштейн (вариант для младших школьников); детский вариант шкалы явной тревожности (SMAS). В 1 классе методики проводились индивидуально.

    Наиболее благоприятными, с точки зрения личностного развития, являются средние или высокие показатели уровня самооценки, которые были обнаружены у 63,3% первоклассников и учеников 4 класса. Низкая самооценка у 28,3% учащихся 1 класса и 26.7% — 4 класса. Очень высокая самооценка из группы у 8,4% (1 класс) и 10% (4 класс).

    65,7% учеников, имеющих средние и высокие показатели самооценки, показали нормальный уровень тревожности, несколько повышенная тревожность (часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни) у 23,7% первоклассников и 21,1% учеников 4 класса. Явно повышенная тревожность у 5,3% детей из каждой возрастной группы. 1-й уровень тревожности – состояние тревожности испытуемому не свойственно – у 5,3% учеников 1 класса и 7,9% — 4 класса.

    При низком уровне самооценки 47% первоклассников и 18,8% учеников 4 класса обнаружили нормальный уровень тревожности, который необходим для адаптации и продуктивной деятельности, несколько повышенная тревожность у 23,5% учеников 1 класса и 43,8% – 4 класса, явно повышенная тревожность у 17,6% первоклассников и 31,2% четвероклассников. Группу риска (очень высокая тревожность) представлена 11,9% учеников 1 класса и 6,2% — 4 класса.

    Таким образом, нормальный уровень тревожности характерен детям со средними и высокими показателями самооценки. При низкой самооценке младшие школьники обнаружили несколько повышенный и явно повышенный уровень тревожности.

    Высокие отметки для маленького ученика – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям, его особенно значительные успехи отмечают сладким пирогом или подарком – в зависимости от семейных традиций. Более того, в классе, где мнение учителя – решающее, высокие отметки и прочие оценки обеспечивают соответствующий статус [4, 58]. Но на становление самооценки младших школьников оказывает не только учебная успеваемость, общение с учителем и другими детьми, а так же стиль семейного воспитания, ценности, принятые в семье. Как правило, дети с высокой самооценкой растут в семьях, где уделяется большое внимание личности ребенка (здесь взрослые знают интересы ребенка, внимательны, считаются с ним, но при этом достаточно требовательны). Дети с низкой самооценкой часто растут в семьях, где взрослые равнодушны друг к другу и к детям: дети безнадзорны и бесконтрольны.

    Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

    1.Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 1992. Т. 13. №4. С. 99-100.

    2.Дьяченко М.И., Каидыбович Л.А. Психологический словарь – справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. — 576с.

    3.Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии, 1989. №1. С. 5-14.

    4.Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю.Кулагина. – М.: Эксмо, 2009. – 176с.

    5.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество // Учебник для студентов ВУЗов. М.: Академия, 1997.- 456 с.

    6.Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с.

    7.Роджерс К. Становление человека. Взгляд на психотерапию. М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 437 с.

    8.Романова Р.М., Филонов Г.Н., Волков Г.Н., Печко Л.П. Становление самосознания личности школьника / Под общ. ред. Р.М. Роговой. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. — 112 с.

    9.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. — 334 с.

    sibac.info