Самооценка по У. Джеймсу

Самооценка бывает двух родов: самодовольство и не­довольство собой. Самолюбие может быть отнесено к третьему отделу, к отделу поступков, ибо сюда по большей части относят скорее известную группу действий, чем чувствований в узком смысле слова. Для обоих родов самооценки язык имеет доста­точный запас синонимов. Таковы, с одной стороны, гордость, самодовольство, высокомерие, суетность, самопочитание, занос­чивость, тщеславие; с другой — скромность, униженность, сму­щение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание соб­ственного позора и отчаяние. Указанные два противополож­ных класса чувствований являются непосредственными, пер­вичными дарами нашей природы. Представители ассоцианизма, быть может, скажут, что это вторичные, производные явления, возникающие из быстрого суммирования чувств удоволь­ствия и неудовольствия, к которым ведут благоприятные или неблагоприятные для нас душевные состояния, причем сумма приятных представлений дает самодовольство, а сумма непри­ятных — противоположное чувство стыда. Без сомнения, при чувстве довольства собой мы охотно перебираем в уме все воз­можные награды за наши заслуги, а, отчаявшись в самих себе, мы предчувствуем несчастье; но простое ожидание награды еще не есть самодовольство, а предвидение несчастья не является отчаянием, ибо у каждого из нас имеется еще некоторый посто­янный средний тон самочувствия, совершенно не зависящий от наших объективных оснований быть довольными или недоволь­ными. Таким образом, человек, поставленный в весьма небла­гоприятные условия жизни, может пребывать в невозмутимом самодовольстве, а человек, который вызывает всеобщее уваже­ние и успех которого в жизни обеспечен, может до конца испытывать недоверие к своим силам.

Впрочем, можно сказать, что нормальным возбудителем са­мочувствия является для человека его благоприятное или не­благоприятное положение в свете — его успех или неуспех. Че­ловек, эмпирическая личность которого имеет широкие преде­лы, который с помощью собственных сил всегда достигал успе­ха, личность с высоким положением в обществе, обеспеченная материально, окруженная друзьями, пользующаяся славой, едва ли будет склонна поддаваться страшным сомнениям, едва ли будет относиться к своим силам с тем недоверием, с каким она относилась к ним в юности. («Разве я не взрастила сады вели­кого Вавилона?») Между тем лицо, потерпевшее несколько неудач одну за другой, падает духом на половине житейской дороги, проникается болезненной неуверенностью в самом себе и отступает перед попытками, вовсе не превосходящими его силы.

Чувства самодовольства и унижения одного рода — их мож­но считать первичными видами эмоций наряду, например, с гне­вом и болью. Каждое из них своеобразно отражается на нашей физиономии. При самодовольстве иннервируются разгибающие мышцы, глаза принимают уверенное и торжествующее выраже­ние, походка становится бодрой и несколько покачивающейся, ноздри расширяются и своеобразная улыбка играет на губах.

Вся совокупность внешних телесных выражений самодоволь­ства в самом крайнем проявлении наблюдается в домах умалишенных, где всегда можно найти лиц, буквально помешанных на собственном величии; их самодовольная наружность и чван­ная походка составляют печальный контраст с полным отсут­ствием всяких личных человеческих достоинств. В этих же «замках отчаяния» мы можем встретить яркий образец проти­воположного типа — добряка, воображающего, что он совершил смертный грех и навек загубил свою душу. Это тип униженно пресмыкающийся, уклоняющийся от посторонних наблюдений, не смеющий с нами громко говорить и глядеть нам прямо в глаза. Противоположные чувства, подобные страху и гневу, при аналогичных патологических условиях могут возникать без всякой внешней причины. Из ежедневного опыта нам известно, в какой мере барометр нашей самооценки и доверия к себе поднимается и падает в зависимости скорее от чисто органичес­ких, чем от рациональных причин, причем эти изменения в на­ших субъективных показаниях нимало не соответствуют изме­нениям в оценке нашей личности со стороны друзей.

www.psychologos.ru

Уровень притязаний и самооценка личности

Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.

Самооценка личности не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства, столь свойственное нашему далекому предку (по Дарвину). Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», но и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой стороны, самооценка принадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности. Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях. По словам Т. Манна, человек, познавший самого себя, становится другим человеком.

В структуре самооценки выделяют два компонента:

— когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации;

— эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Американский психолог У. Джеймс (1842 — 1910) предложил формулу для самооценки:

Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Уровень притязаний — уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

При явно завышенной самооценке человек:

— приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс двухлетних детей («я лучше всех»);

— имеет идеализированное представление о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей (стараясь жить согласно этому идеальному «Я», часто создает ничем неоправданные трения с другими людьми; ведь, как говорил Ф. Ларошфуко, нет лучшего способа попасть в жизни впросак, чем считать себя лучше других);

— игнорирует личные неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает все, что мешает сложившемуся представлению о себе;

— истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность;

— становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не прислушивается к чужому мнению;

— экстернален, свой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами — с чем угодно, но только не с собственными ошибками;

— к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придиркам и зависти;

— как правило, ставит перед собой невыполнимые цели;

— имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности;

— легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость;

— ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда -скрытое или явное негативное отношение к нему);

— подвержен преследованию невротических и даже истерических проявлений («я способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и невезучий»);

— прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего поведения;

— имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и устойчивый взгляд, командные нотки в голосе.

При явно заниженной самооценке человек:

— обладает преимущественно тревожным, застревающим, педантичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу такой самооценки;

— как правило, неуверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен;

— остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них;

— конформен, легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу;

— страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда — любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем и, прежде всего самому себе, свою значимость, что он чего-то стоит;

— ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть;

— нередко «уходит» в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни;

— слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости;

— становится часто занудой, раздражает окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и на работе;

— имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре глаза часто отводит в сторону.

Адекватность самооценки определяется соотношением двух противоположных психических процессов в человеке:

— познавательного, способствующего адекватности;

— защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

Самооценка связана также с самоуважением. От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны: кто я такой; чего ждут от меня другие; в чем совпадают и расходятся наши интересы. Уважающие себя люди имеют и свою линию поведения: они уравновешенны, не агрессивны, независимы.

psyera.ru

Инструкция: Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

  1. Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.
  2. Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их — каждый решает сам.
  3. Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств — и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.
  4. Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств:

    • Межличностные отношения, общение.
      1. Вежливость — соблюдение правил приличия, учтивость.
      2. Заботливость — мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.
      3. Искренность — выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.
      4. Коллективизм — способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.
      5. Отзывчивость — готовность отозваться на чужие нужды.
      6. Радушие — сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.
      7. Сочувствие — отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.
      8. Тактичность — чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.
      9. Терпимость — умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам.
      10. Чуткость — отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.
      11. Доброжелательность — желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.
      12. Приветливость — способность выражать чувство личной приязни.
      13. Обаятельность — способность очаровывать, притягивать к себе.
      14. Общительность — способность легко входить в общение.
      15. Обязательность — верность слову, долгу, обещанию.
      16. Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.
      17. Откровенность — открытость, доступность для людей.
      18. Справедливость — объективная оценка людей в соответствии с истиной.
      19. Совместимость — умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.
      20. Требовательность — строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.
      21. Поведение.
        1. Активность — проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.
        2. Гордость — чувство собственного достоинства.
        3. Добродушие — мягкость характера, расположение к людям.
        4. Порядочность — честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
        5. Смелость — способность принимать и осуществлять свои решения без страха.
        6. Твердость — умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.
        7. Уверенность — вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.
        8. Честность — прямота, искренность в отношениях и поступках.
        9. Энергичность — решительность, активность поступков и действий.
        10. Энтузиазм — сильное воодушевление, душевный подъем.
        11. Добросовестность — честное выполнение своих обязанностей.
        12. Инициативность — стремление к новым формам деятельности.
        13. Интеллигентность — высокая культура, образованность, эрудиция.
        14. Настойчивость — упорство в достижении целей.
        15. Решительность — непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.
        16. Принципиальность — умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.
        17. Самокритичность — стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.
        18. Самостоятельность — способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.
        19. Уравновешенность—ровный, спокойный характер, поведение.
        20. Целеустремленность — наличие ясной цели, стремление ее достичь.
        21. Деятельность.
          1. Вдумчивость — глубокое проникновение в суть дела.
          2. Деловитость — знание дела, предприимчивость, толковость.
          3. Мастерство — высокое искусство в какой-либо области.
          4. Понятливость — умение понять смысл, сообразительность.
          5. Скорость — стремительность поступков и действий быстрота.
          6. Собранность — сосредоточенность, подтянутость.
          7. Точность — умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.
          8. Трудолюбие — любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.
          9. Увлеченность — умение целиком отдаваться какому-либо делу.
          10. Усидчивость — усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
          11. Аккуратность — соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
          12. Внимательность — сосредоточенность на выполняемой деятельности.
          13. Дальновидность — прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.
          14. Дисциплинированность — привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.
          15. Исполнительность — старательность, хорошее исполнение заданий.
          16. Любознательность — пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.
          17. Находчивость — способность быстро находить выход из затруднительных положений.
          18. Последовательность — умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.
          19. Работоспособность — способность много и продуктивно работать.
          20. Скрупулезность — точность до мелочей, особая тщательность.
          21. Переживания, чувства.
            1. Бодрость — ощущение полноты сил, деятельности, энергии.
            2. Бесстрашие — отсутствие страха, храбрость.
            3. Веселость — беззаботно-радостное состояние.
            4. Душевность — искреннее дружелюбие, расположенность к людям.
            5. Милосердие — готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.
            6. Нежность — проявление любви, ласки.
            7. Свободолюбие — любовь и стремление к свободе, независимости.
            8. Сердечность — задушевность, искренность в отношениях.
            9. Страстность — способность целиком отдаваться увлечению.
            10. Стыдливость — способность испытывать чувство стыда.
            11. Взволнованность— мера переживания, душевное беспокойство.
            12. Восторженность — большой подъем чувств, восторг, восхищение.
            13. Жалостливость — склонность к чувству жалости, состраданию.
            14. Жизнерадостность — постоянство чувства радости, отсутствие уныния.
            15. Любвеобильность — способность сильно и многих любить.
            16. Оптимистичность — жизнерадостное мироощущение, вера в успех.
            17. Сдержанность — способность удержать себя от проявления чувств.
            18. Удовлетворенность — ощущение удовольствия от исполнения желаний.
            19. Хладнокровность — способность сохранять спокойствие и выдержку.
            20. Чувствительность — легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

    Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.

    1. Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).

    2. Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И), а затем вычислите их процентное отношение:

    Результаты сопоставьте с оценочной шкалой.

  5. Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности: аккуратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, правдивость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозрительность, эгоизм, нахальство.
  6. В столбик «идеал» под номером (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в людях, под номером 2 — то качество, которое цените чуть меньше и т. д., в порядке убывания значимости. Под номером 13 укажите то качество — недостаток — из вышеуказанных, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь, как известно, идеальных людей не бывает, у каждого есть недостатки, но какие-то вы можете простить, а какие-то — нет), под номером 14 — тот недостаток, который простить труднее и т. д., под номером 20 — самое отвратительное, с вашей точки зрения, качество людей.
  7. В столбик 2 «Я» под (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое лично у вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток), под номером 2 — то качество, которое развито у вас чуть менее и т. д. в убывающем порядке, под последними номерами — те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют.
  8. где Ri1 (номер) — ранг 1-го качества в 1-м столбике; Ri2 — ранг 1-го качества во 2-м столбике; Дi— разность рангов 1-го качества в столбцах. Возводим Д в квадрат. Подсчитаем все Дi, возведенные в квадрат, их должно быть 20. Предположим, что первое слово в столбце 1 — ум ( Ri1 = 1 ), а в столбце 2 это слово находится на пятом месте, т. е. Ri2 = 5, тогда по формуле вычисляем (1 — 5) = -4, возводим в квадрат = 16, и так далее для всех n слов по порядку (n — количество анализируемых качеств, n = 20).

  9. Затем полученные (Дi, в квадрате) складываем, умножаем на 6, делим произведение на (n х n х n — n) = (20 х 20 х 20 — 20)= = 7 980 и, наконец, от 1 отнимаем частное, т. е. находим коэффициент ранговой корреляции:

    psylist.net

    9. Прагматическая концепция личности – у. Джеймс (1842–1910).

    американский философ и психолог, один из основателей прагматизма, направления, оказавшего сильное влияние на американскую культуру XX в. Джеймс различает в личности «чистое Я» – субъект самосознания и «эмпирическое Я», в которое включается все, что человек воспринимает как свое, за что чувствует ответственность и с состоянием чего связывает самооценку. В это широкое «Я» включается 3 вида личности. 1) Физическая личность, охватывающая тело индивида, его одежду, близких людей, дом, плоды его труда. 2) Социальная личность – роли индивида в отношениях семейных, товарищеских, профессиональных, сословных и т. д. По словам Джеймса, «на практике всякий человек имеет столько же различных социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит». (студент, сын, друг) 3) Духовная личность есть совокупность интеллектуальных, нравственных, религиозных характеристик индивида. Главная составляющая жизненного благополучия и его критерий – самоуважение (самооценка) личности. Оно прямо пропорционально успеху и обратно пропорциональна притязаниям индивида. Компоненты личности образуют ценностную иерархию, в которой более высокую ступеньку занимает то, что отвечает более общим, перспективным интересам развития индивида. Духовная личность, соединяющая индивида с абсолютным началом, ценнее социальной, социальная ценнее физической. Джеймс дает своим последователям практический жизненный совет: соизмерять притязания со своими возможностями, максимально их разворачивая, и заботиться в первую очередь о своей духовной личности. «УСПЕХ!».

    10. «Философская антропология» – Макс Шелер (1874–1928)

    1. Духовность личности По мнению М. Шелера, личность есть чисто духовное образование, дух «есть единственное бытие, которое не может само стать предметом, и он есть чистая и беспримесная актуальность, его бытие состоит лишь в свободном осуществлении его актов. Центр духа, личность, не является, таким образом, ни предметным, ни вещественным бытием, но есть лишь постоянно самоосуществляющееся в себе самом (сущностно определенное) упорядоченное строение актов». В человеческой природе Шелер насчитывает 2 основных начала: это жизненное начало, некий жизненный порыв, и дух, идущий от Бога. По своему жизненному началу человек есть животное, живое существо, но также и существо разумное, обладающее духом – поскольку Бог его им наделяет. Божественный Дух превосходит человеческую природу, поэтому человек становится человеком тогда, когда он ассимилирует в себя Дух божественный, делая его своим достоянием. Достояние Духа достигается благодаря человеческому слову. В словах выражается вся мысль и вся культура. Таким образом, слово является неким символом, через который человек может познать Бога. Для самого себя человек всегда является центральной проблемой, но понимаемый с точки зрения взаимоотношения с Богом, человек может познать сам себя, познавая в себе духовные божественные проявления сквозь символы. Символы – это и наука, и религия, миф, философия и т. п. Сквозь эти символы просвечивает высшая духовная божественная реальность, поэтому тайна мира и тайна всего мироздания, а также тайна Самого Бога сокрыты в человеке. Поэтому философская антропология, по Шелеру, должна быть не разделом какой-либо философской системы, а наоборот, вся философия должна выводиться из человека. Из знания о человеке через знание символов возможно и познание всего мироздания. Человек – прежде всего существо духовно-творческое (М. Шелер, Н. А. Бердяев). 2. Классификация антропологических подходов Осмысление того, что такое человек, и ценностный строй мировоззрения, в рамках которого идет это осмысление, тесно взаимосвязаны. Макс Шелер (1927 г.) писал, что в западной культуре есть 3 традиционных круга представлений, дающих разные понятия человека. 1) Теологическая антропология, основанная на иудейско-христианских представлениях о творении, Адаме и Еве, рае и грехопадении. 2) Философская антропология, опирающаяся на греко-античное понятие человека как разумного существа, у которого есть «разум», логос (речь и способность постигать «чтойность»), фронесис, mens, ratio. «С этим воззрением тесно связано учение о том, что в основании всего универсума находится надчеловеческий “разум”, которому причастен человек, причем только он один из всех существ». 3) Естественно-научная антропология, отстаивающая положение о том, что «человек есть достаточно поздний итог развития Земли, существо, которое отличается от форм, предшествующих ему в животном мире, только степенью сложности соединения энергий и способностей, которые сами по себе уже встречаются в низшей по сравнению с человеческой природе». Пример ценностного подхода к пониманию человека дает позиция М. Шелера, предлагающего свой вариант философской антропологии. Он считает, что человек двойственен, существует в двух разных плоскостях. Во-первых, в сфере реального, где действуют витальные инстинкты и потребности, главные из них – голод, половое влечение, жажда власти. Во-вторых, в сфере идеального, где царят идеи и ценности. Направленность к идеальному отличает человека от животных. Сущность человека – духовная, она выражается в его способности к усмотрению безусловных ценностей. Из нее вытекают различные переживания: любовь, отчаяние, решимость к свободе, почитание высшего. Дух противоположен жизни, реальному, где господствуют витальные влечения, он ставит человека выше витальных влечений, поднимает его над миром. Вместе с тем лишь дух, укоренившийся во влечениях, обладает жизненной силой. Развитие духовного есть осуществление божественного. Дух позволяет человеку относиться к миру объективно, незаинтересованно. Носитель духа – личность. «Только человек – поскольку он личность – может возвыситься над собой как живым существом, и, исходя из одного центра, как бы по ту сторону пространственно-временного мира. Сделать предметом своего познания все, в том числе и себя самого». 3. “Философская антропология” 3. Под названием “философская антропология” и с теми же целями существует основанная в 20-х годах XX в. философская школа, главными представителями которой являются немецкие философы М. Шелер, Г. Плеснер (1892–1985) и А. Гелен (1904–1976). Сущность человека, конечно же, многогранна. И сам Шелер говорил, что человека невозможно познать, человек слишком широк. Поэтому последующие направления философской антропологии стали разрабатывать учение о человеке с точки зрения биологической, находя сущность человека в его жизненном начале. Человек – это прежде всего начало жизненное (но не следует сводить его только к животному началу). Основным представителем биологического направления в философской антропологии является немецкий философ Арнольд Гелен (1904–1976). Согласно этому направлению, человек это животное, но животное особое в силу своего биологического и социального предназначения. Это животное, способное создавать совершенно особые творения. Поэтому человек отличается от других животных, и это свое отличие от них он ощущает как некоторую ущербность. Отсюда извечное недовольство человека своими творениями, будь то культура, наука и т. п. Человек вечно недоволен, он отчуждается от этих творений и в прямом смысле воюет с этими своими творениями. После Макса Шелера философская антропология не угасла, она и сейчас является одним из наиболее влиятельных направлений в западной философии. Существует множество различных ее направлений, из которых выделяются два основных: биологическое и функциональное. Разделяются эти направления философской антропологии по следующему критерию: мы должны познать человека или по его сущности, или по его проявлениям. Что важно, что первично: познать сущность человека или познать его проявления? Однако большинство представителей философской антропологии после Шелера (и одновременно с Шелером) рассматривали человека с точки зрения не его сущности, а с точки зрения его проявлений.

    studfiles.net

    Крупнейшей философско-психологической теорией личности, является концепция личности американского психолога У.Джеймса (1842 — 1910). Теория У.Джеймса возникла до психоанализа и позднее, по мере того, как последний получал все большую популярность, оказалась в течение многих лет в тени. Второе дыхание теория личности У.Джеймса получила в последнее время. Так как объективные (т.е. основанные на более менее объективных методах) психологические теории личности (психоанализ, бихевиоризм и др.) оказались недостаточными для раскрытия закономерностей «вселенной психики и сознания», поэтому сейчас все более возрастает интерес к интрапсихологическим теориям — теории измененного сознания, паранормальным психическим процессам, интуиции, медитативно — мистическим состояниям и пр.

    Основные идеи анализа внутреннего мира личности субъективными методами были заложены в теории У. Джеймса.

    Основные вехи жизни и творчества У. Джеймса.

    У. Джеймс (1842 -1910) родился в состоятельной семье в Новой Англии, поступил в Гарвардский университет, но не знал, какой факультет выбрать — сначала занимался химией, затем анатомией, потом перешел в медицинскую школу (1863г.). В 1865 г. в период отпуска участвовал в экспедиции в бассейне реки Амазонки, но трудности путешествия убедили его, что лучше быть теоретиком в науке, чем заниматься самому активными научными полевыми исследованиями.

    В 1869 г. У. Джеймс наконец получил медицинскую степень, но затем впал в длительную глубокую депрессию (считал себя никчемным, пытался покончить с жизнью, испытывал ужас темноты, однажды возник образ больного — пациента психиатрической больницы, юноши -идиота, которого Джеймс видел в больнице; «он — это я» и т.д.; этот страх — ужас преследовал Джеймса в течение года). Через год депрессия прошла. Джеймс, по его словам, сознательно положил ей конец, он выбрал веру в свободную волю.

    После выздоровления Джеймс преподавал в Гарвардском университете на отделении анатомии и физиологии, затем стал читать курс психологии и преподавать ее на отделении философии. С 1878 г. писал учебник «Принципы психологии», опубликованный в 1890г., был популярным лектором. Опубликовал два сборника лекций «Воля в вере и другие популярные статьи». (1896) и «Разговоры с учителями» (1899).

    1902 г — серия лекций, опубликованных под названием «Разнообразие религиозного опыта».

    В последние годы основал философское направление прагматизма, которое утверждало, что знание может быть оценено с точки зрения его полезности, а истинность, должна проверяться в практических следствиях из убеждений.

    Основные положения учения У. Джеймса о личности.

    Личность возникает как взаимодействие инстинктивных и привычных граней (привычек) сознания на основе личных волевых процессов. Все другие проявления личности (патология, персональные различия, этапы развития, особенности самоактулизации и т.д.) — это преобразования (реорганизация) основных строительных блоков личности, данных природой и усовершенствованных (утонченных) эволюцией.

    По Джеймсу, условно мы можем различать в себе как личности два основных элемента:

    • познаваемый нами (моим самосознанием) аспект личности — то есть я сознаю себя как личность, как особый объект по отношению к моему самосознанию — эмпирическое Эго;

    • познающий элемент — т.е. собственно «Я» как субъект, познающий себя как личность (чистое Эго).

    Таким образом, «мое самосознание является как бы двойственным — частью познаваемым и частью познающим, частью объектом и частью субъектом».

    Личность как объект (эмпирическая) включает в себя и свое: то есть что ей близко, с ней связано, о чем он так же печалится и радуется и др., как и самой себе. По Джеймсу, «в самом широком смысле личность человека составляет общая сумма всего того, что он может назвать своим»: не только физические и душевные качества, но также его платье, дом, жена, дети, его труды, его яхта, капиталы и т. д.

    Отсюда анализ личности может быть разделен на три части: а) анализ составных элементов личности; б) анализ чувств и эмоций, вызываемых ими (самооценка); в) анализ поступков, вызываемых ими.

    Составные элементы личности могут быть подразделены также на три класса:

    1. физическая личность,

    2. социальная личность,

    3. духовная личность.

    1. Физическая личность — то есть телесная организация, одежда, наш дом, капиталы и т.п.

    2. Социальная личность — формируется на основе нашего человеческого стремления быть благоприятным в глазах других; «признание в нас личности со стороны других представителей человеческого рода делает из нас общественную личность». У человека столько социальных личностей, сколько имеется групп людей или даже отдельных людей, которые признают в данном человеке личность и мнением которых он дорожит. Наша личность находится в раздвоении, растроении, расчетверении и т.д.- т.е. мы по разному ведем по отношению к разным людям — с родителями, с детьми, с начальством, с подчиненными. Это может вести к дисгармонии социальной личности. Добрая слава, позор, честь — это названия для социальных личностей.

    У. Джеймс пишет: «Представление, которое складывается о человеке в глазах окружающей его среды, является руководящим мотивом для одобрения или осуждения его поведения» — т.е. социальная личность, как осознанное мнение, зеркало, в которое смотрится индивид, является мотивом его поведения. У.Джеймс: «то, что называют мнением среды, составляет один из сильнейших двигателей в жизни».

    4. Духовная личность — это «полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств» — т.е. эмоции, желания, ощущения. Самый центр, самое ядро нашего «Я», поскольку оно нам известно, святое святых нашего существа — это чувство активности, обнаруживающееся в некоторых наших душевных состояниях. Среди элементов духовной личности одни интимнее (например, желания, эмоции) других (внешние ощущения).

    Они (личности) находятся во взаимозависимости. Чувство самосохранения, эгоизм, альтруизм и др. заставляет нас развивать одни стороны личности и тормозить другие стороны.

    По Джеймсу, «одним из курьезнейших законов нашей (психологической) природы является то обстоятельство, что мы с удовольствием наблюдаем в себе известные качества, которые нам кажутся отвратительными у других» (физическая неопрятность, жадность, честолюбие, ревность, деспотизм и пр.).

    «Все совершенствование социальной личности заключается в замене низшего суда над собой высшим» (то есть Богом).

    Важнейшим элементом сознания личности является самооценка. Она бывает двух видов: 1. самодовольство, выражающееся в чувствах гордости, высокомерия, суетности, самолюбования, заносчивости, тщеславия и пр.; 2. недовольство собой — скромность, униженность, смущение, стыд, неуверенность, позор, раскаяние, отчаяние и пр.

    Эти, по Джеймсу, два противоположных по типу чувствований являются первичными дарами нашей природы. Эти типы чувств выражаются в мимике, походке, манерах поведения и пр.

    Наряду с самооценкой особое место занимает забота о себе и самосохранение. Это значительный класс основных инстинктивных побуждений, включающих:

    1. заботу о физической личности (страх, гнев, и пр.) — т.е. все целесообразные действия по поиску питания, жилья, защиты, развития орудий и т.д.;

    2. заботу о социальной личности (выражается в чувствах любви, дружбы, ревности, конкуренции, жажде славы, честолюбии и пр.);

    3. заботу о духовной личности (стремление к духовному прогрессу — умственному, нравственному, духовному в узком смысле).

    Необходимым компонентом самосознания является самоуважение.

    У. Джеймс дает его формулу: Самоуважение = Успех / Притязание.

    Самоуважение возрастает (уменьшается) при возрастании успеха (числитель) или уменьшении (знаменатель) притязаний.

    Джеймс пишет: «Отказ от притязаний дает нам такое же желанное облегчение, как и осуществление их на деле, и отказываться от притязаний будут всегда в том случае, когда разочарования беспрестанны, а в борьбе не предвидится исхода».

    Так, решительный отказ влюбленному в любви, как будто умеряет его горечь при мысли о потере любимой особы. По Джеймсу, как иногда приятно отказаться от притязаний, например, казаться молодым и стройным. «Слава Богу, — говорим мы себе, — иллюзии миновали!». Джеймс: «Наше самочувствие, повторяю, зависит от нас самих. Карлейль говорит: Приравняй свои притязания к нулю и целый мир будет у твоих ног. Справедливо писал мудрейший человек нашего времени, что жизнь начинается с момента отречения».

    Такова стоическая философия — заранее считать себя лишенным всего того, что зависит не от нашей воли. Так, Эпиктет советует сделать личность неуязвимой, суживая ее содержание, и в то же время укрепляя ее устойчивость- «Я должен умереть — хорошо, но должен ли я умирать немедленно, жалуясь на судьбу? Нет, ибо я не бессмертен, я хорошо знаю, что всякий, кто родился должен когда-нибудь умереть» — то есть сужая свою личность, ограничивая ее, мы делаем себя более независимым от чужой воли.

    Человеком можно овладеть, если мы воздействуем на его какую — либо личность, то, что он считает своим. Но чем меньше будет у человека этого своего, тем меньше он подвержен влиянию чужой воли, тем более мы бессильны влиять на него.

    Но есть другой тип людей — экспансивные люди, которые наоборот, расширяют свою личность, готовы объять весь мир — и здесь тоже есть плюс для устойчивости в жизни: ничто человеческое мне не чуждо (то есть богатство содержания личности): «Пусть презирают мою скромную личность, пусть обращаются со мной как с собакой, пока есть душа в моем теле, я не буду их отвергать, они — такие же реальности, как я. Все, что в них есть действительно хорошего, пусть будет достоянием моей личности». Эти люди, по Джеймсу, «способны испытывать своеобразное тонкое чувство восхищения при мысли, что несмотря на болезнь, непривлекательную внешность, плохие условия жизни, несмотря на общее к ним пренебрежение, они все — таки составляют неотъемлемую часть мира бодрых людей и не лишены некоторой доли в пользовании богатствами Вандервильдтов и даже самих Гогенцоллернов».

    Джеймс заключает: «Таким образом, то суживаясь, то расширяясь, наше эмпирическое «Я» пытается утвердиться во внешнем мире». Тот, кто может воскликнуть вместе с Марком Аврелием : «О, вселенная! Все, что ты желаешь, то и я желаю!» имеет личность, из которой удалено до последней черты все, ограничивающее ее содержание — содержание такой личности всеобъемлюще.

    Соотношение эгоизма и альтруизма в человеке.

    На основе биологических законов понятно, почему люди наделены влечениями к самосохранению и эмоциями, довольства и недовольства собой. Для нас самые ценные объекты — наше тело, затем друзья, духовные склонности.

    Джеймс: «Каждый человек чтобы существовать, должен иметь известный минимум эгоизма в форме инстинктов телесного самосохранения. Этот минимум эгоизма должен служить подкладкой для всех дальнейших сознательных актов, для самоотречения и еще более утонченных форм эгоизма. Зеркало (мое смотрение в мнение других обо мне) много значит для меня, но мои духовные силы так же должны интересовать меня более, чем духовные силы окружающих».

    По Джеймсу, телесная, социальная и духовная личности образуют естественную личность. Но так как все они являются объектами моей мысли, которая непрерывна, поэтому при всей верности биологических и эволюционных позиций та или иная личность может быть первичной, порождающей в нас страсть. Единственной помехой, для чрезмерного альтруизма является естественный отбор, который искореняет все, что вредно для особи и для ее вида. Тем не менее, многие из человеческих влечений (половая страсть, алкоголизм, любовь к музыке, к пению) остаются неупорядоченными и проявляются, видимо, в большей степени чем это необходимо. Джеймс: «Впрочем, альтруистические и эгоистические инстинкты скоординированы», но различие их в том, что последние многочисленнее.

    txtb.ru

    Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, В.С, Мухина, Е.А. Серебрякова, А.Г. Спиркин, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон; А. Адлер, Р. Бернс, К. Левин, К. Роджерс, 3. Фрейд.

    А.Н. Леонтьев, характеризуя проблему самосознания как проблему высокого жизненного значения, венчающую психологию личности, расценивал ее в целом как нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа. Действительно, до настоящего времени не существует более или менее определенной и общепризнанной трактовки этой особой субъективной реальности. Чаще всего самосознание рассматривается как ориентировка человека в собственной личности, осознание себя как «Я». Самосознание позволяет человеку, отражая внешний мир, выделять себя в нем, осознавать свое отношение к этому миру и себя в своих отношениях с окружающими, познавать собственный внутренний мир, переживать и определенным образом оценивать его. Самосознание — это осознание и целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Благодаря самосознанию человек воспринимает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей.

    Необходимо отметить, и это неоднократно подчеркивал С.Л. Рубинштейн, что самосознание не надстраивается по виду над личностью, а включается в нее. Оно не имеет самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, а включается в процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента. Согласно С.Л. Рубинштейну, самосознание — это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а совсем не осознание своего сознания. Исторически самосознание — более поздний продукт развития, появившийся на основе сознания и совместно с ним возникшей речи. Различные акты самосознания — это как бы общение человека с самим собой, для которого нужно развитие внутренней речи, достаточной сформированное таких свойств мышления, как абстракция и обобщение, позволяющих субъекту составить представление и понятие о своем «Я», отличном от «Я» другого.

    В центре проблемы самосознания лежит различение двух его сторон: выделение «Я» как субъекта («действующее Я») и как объекта самопознания и самоотношения («рефлексивное Я»). В психологической науке это основополагающее для всех теорий «Я» различение было введено У. Джеймсом, который полагал, что в едином и целостном «Я» содержатся два неразрывных составляющих: эмпирическое «Я» («Я» как объект познания) и «чистое Я» («Я» как субъект познания). Под эмпирическим «Я» (или «Мое») У. Джеймс понимал совокупность, итог всего того, что человек может назвать своим: свое тело, одежду, жилье, семью, друзей, репутацию, творческие достижения, психические силы и качества. Это эмпирическое «Я» он подразделяет на три подсистемы: а) материальное «Я» — тело, одежда, собственность; б) социальное «Я» — то, чем признают данного человека окружающие; при этом каждый человек имеет столько социальных «Я», сколько существует отдельных групп, с мнением которых он считается; в) духовное «Я» — совокупность психических особенностей, склонностей и способностей. Под «чистым», или познающим, «Я» У. Джеймс имел в виду то обстоятельство, что человек чувствует себя субъектом своих действий, восприятия, эмоций и осознает свое тождество и неразрывность с тем, чем он был накануне. Это степень центрации субъективной системы, которая может быть более либо менее отчетливо выраженной или диффузной.[20]

    Оценить важность внутренних процессов самосознания трудно, так как они неразрывно связаны с практической деятельностью субъекта, его взаимодействием с внешним миром. Но стоит только прервать связь индивида с внешним миром, поместив его в условия изоляции, и эти внутренние процессы активизируются (И.С. Кон).[21]

    Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность. В самосознании она выступает и как субъект, и как объект познания и отношения. Самосознание предстает как особо сложный процесс (самоосознавание), динамическое образование психики, которое пребывает в постоянном движении не только в онтогенезе, но и в повседневном функционировании. Результатом процесса самосознания служит Я-концепция, понимаемая как совокупность установок, направленных на самого себя .Я-концепция при этом не просто продукт самосознания, но и важный фактор детерминации поведения.

    Самосознание — сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считал В.С. Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны товарищ с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами и собственным телом. Сознание «Я» проявляется примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее важность в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все указанные компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

    Другое представление о структуре самосознания принадлежит В.С. Мухиной, которая выделяет пять звеньев в структуре самосознания. Первое звено — имя свое, кругом которого формируется сознаваемая человеком собственная сущность. Идентификация с именем происходит с первых лет: ребенку трудно мыслить о себе за пределами имени, оно ложится в основу самосознания, приобретает особый личностный смысл. Благодаря имени ребенок получает вероятность представить себя как обособленного от других уникального индивида.

    Второе звено — притязание на признание. С раннего возраста ребенок открывает, что все поступки делятся на «хорошие» и «плохие». Так как все хорошее эмоционально поощряется, то у ребенка появляется стремление быть хорошим, стремление к признанию себя хорошим. Реализуя притязание на признание во всем многообразии видов деятельности, человек утверждает чувство собственного достоинства и самоценности.

    Третье звено — половая идентификация. Она включает психологическое признание собственной идентичности со своим полом в физическом, социальном и психологическом плане.

    Четвертое звено — психологическое час личности. Оно связано с построением субъективной картины жизненного пути, со стремлением соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем.

    Пятое звено — социальное пространство личности. Это сфера прав и обязанностей человека, определяющая стиль и содержание общения в контексте культуры, к которой он принадлежит.[17]

    Наиболее принятой является структура самосознания или Я-концепции (У. Джеймс, И.И. Чеснокова, Р. Берне, Л.В. Бороздина и др.), в которой выделяются следующие аспекты: когнитивный (самопознание), эмоционально-ценностный (самоотношение и самооценка) и поведенческий (саморегуляция). Когнитивная подструктура — некая описательная составляющая, фиксирующая знания, представления человека о самом себе. С точки зрения процессуальности когнитивная образующая выступает как самопознание — процесс получения знания о себе, развитие и обобщение этих знаний из отдельных ситуативных образов. Самопознание — начальное звено, основа существования и проявления самосознания.

    И.И. Чеснокова предлагает различать два уровня самопознания. На первом уровне субъект соотносит себя с другими, происходит сопоставление «Я» и «другого человека». Основными внутренними приемами самопознания служат самовосприятие и самонаблюдение. На этом уровне самопознания складываются единичные образы самого себя и своего поведения, как бы привязанные к конкретной ситуации. Данные образы богаты непосредственным чувственным содержанием. В итоге формируются некоторые относительно устойчивые стороны представления о своем «Я», но ещё нет целостного, истинного понимания себя, как правило, уже связанного с понятием о собственной сущности. Этот уровень самопознания является основным и единственным на ранних онтогенетических ступенях развития человека примерно до подросткового возраста.

    Для второго уровня самопознания характерно соотнесение знаний о себе в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе. Ведущими внутренними приемами данного уровня самопознания являются самоанализ и самоосмысливание. На втором уровне постепенно у субъекта возникает обобщенный образ своего «Я», который как бы сплавляется из единичных конкретных образов «Я» в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе, т.е. результатом процесса самопознания выступает целостный Я-образ.

    В содержании Я — образа выделяются две образующие: знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объединяют субъекта с другими людьми, — система самоидентичности и знания, выделяющие «Я» субъекта в сравнении с другими людьми, придающие субъекту ощущение уникальности, -дифференцирующая образующая.[12]

    Представления о себе многоплановы. Исследователи различают несколько форм представлений о себе, дифференцированных либо по сфере проявлений человека («физическое Я», «социальное Я», «профессиональное Я», «семейное Я», «моральное Я», «духовное Я» и т.д.), либо на временном континууме («Я в прошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем»), либо по какому-либо иному признаку.

    Представления о себе могут быть как позитивными, так и негативными. Отделить знания от оценки, отношения к ним крайне трудно, поскольку они тесно взаимосвязаны. В большинстве исследований возбудимый и оценочный компонент Я — концепции не разделяют, в таком случае говорят об эмоционально-ценностном самоотношении. Однако ряд экспериментов убедительно доказывает, что самоотношение и самооценка не тождественны.[5]

    Оценочная подструктура — наличие критической позиции человека по отношению к тому, чем он обладает, оценка представлений о себе с точки зрения определенной системы ценностей, поэтому самооценка отвечает на вопрос: не что Я имею, а чего это стоит, что это значит, означает (Л.В. Бороздина). Самооценивание — осознание человеком, чем является для него то или иное знание о себе, осознание его значимости для себя (отражение — отношения к себе).

    Результатом процесса самооценивания является самооценка — суждение о значении или значимости своих поступков, способностей, черт или личности в целом. Выделяются частные самооценки — оценка каких-либо отдельных сторон своей личности или конкретных действий (например, оценка своего интеллектуального потенциала или своих успехов в профессиональной деятельности) и общая (глобальная) самооценка, которую иногда называют самоуважением. Общая самооценка личности — это не автономная, одномерная переменная и не простая сумма всех частных самооценок, а определенный вид взаимосвязи значимых самооценок, т.е. оценка себя в наиболее значимых деятельностях, по отношению к значимым мотивам. Таким образом, за единой, интегральной самооценкой (самоуважением) постоянно стоит система смысловых образований.[15]

    studbooks.net