Самооценки не может быть слишком много, ее может либо быть достаточно, либо недоставать. Вопрос об избытке самооценки поднимают люди, не уверенные в себе. Натаниель Брандер

Что такое самооценка?

Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида, т.е. то, что личности кажется значимым. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).

Самооценка, т.е. оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, безусловно, относится к базисным качествам личности. Именно она во многом определяет взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Человек, живя и действуя в окружающем мире, постоянно сравнивает себя с другими людьми, свои собственные дела и успехи с делами и успехами других людей. Такое же сравнение — самооценку мы проводим и по отношению ко всем своим качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или в работе. Иными словами, мы с детства учимся оценивать сами себя.

Психологи рассматривают самооценку с различных точек зрения.

Так, оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности — парциальной. Помимо этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную, т. е. соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню — высокому, среднему, низкому. Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать источником конфликтов личности, которые могут проявляться по — разному.

Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.

Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Почему так? Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку.

Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы ‘примеряет’ на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения — самооценку.

В каждом конкретном случае, прежде чем приступить к работе по запросу, с помощью специальных методик проводится всестороннее исследование самооценки клиента, анализируется его семейная ситуация, система ценностей, сложившихся в его/ ее семье и социальной группе. Исследование глубинных слоев самосознания позволяет выявить истинные причины проблемы, что дает возможность провести эффективную коррекцию заниженной самооценки

Низкая (заниженная) самооценка и ее причины

Причины низкой (заниженной) самооценки личности разнообразны. Чаще других отмечают такие причины, как негативные внушения окружающих, либо негативные самовнушения. Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни — внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «Ты не на что не годен!», подчас применяя при этом физическое воздействие. Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму». В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального Я» — чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.

У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими. При этом возможно, они забывают, что неудачи – также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. Также важен вопрос о критериях оценки и самооценки (как и что именно оценивать?), т.к. в некоторых, даже профессиональных областях (не говоря уже о личных отношениях) они могут оставаться относительными или недостаточно четко проясненными.

Завышенная самооценка и ее причины

Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла.

Перфекционизм и уровень самооценки

Перфекционизм — стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях — нередко служит еще одной причиной завышенной или заниженной самооценки. Проблема в том, что критерии оценок в тех или иных областях могут различаться, а достичь совершенства по всем возможным направлениям («быть отличником по всем предметам») заведомо невозможно. В этом случае, чтобы повысить самооценку человека (вернее, сделать самооценку более адекватной) стоит выделять отдельные области с более или менее общими критериями и сформировать отдельную самооценку в них.

Уровень притязаний при самооценке

Важным моментом при исследовании самооценки, с моей точки зрения, служит уровень притязаний индивида. Если человек выдвигает нереалистические притязания, его чаще подстерегают непреодолимые препятствия на пути к цели, он чаще испытывает неудачи. Критериями оценок обычно служат современные индивиду общекультурные, социальные, индивидуальные ценностные представления, стереотипы восприятия, стандарты, усвоенные им в течение жизни. В этом случае возникает вопрос, имеем ли мы дело с самооценкой? Ведь человек принимает внешнюю оценку за собственную и живет с ней. Внешние оценки при этом отличает ригидность, они трудно поддаются изменениям, если только человек не научится себя оценивать более адекватно.

Известная формула классика У. Джемса: Cамооценка = Успех / Уровень притязания,

Это значит, что самооценку можно повысить, либо повышая уровень успеха, либо снижая притязания.

В реальности все может обстоять сложнее: нередко люди, изначально придерживаясь подхода, что все равно у них ничего не выйдет, могут увеличить свой успех, а в других случаях лица с заниженной самооценкой буквально до минимума занижают свои притязания, но повышения самооценки это не вызывает. Творческие люди, движимые неудовлетворенностью собой, нередко ставят более сложные задачи, склонны стремиться к совершенствованию, к самоактуализации – более полному выявлению и раскрытию своих личностных возможностей.

Как повысить самооценку

Существует немало способов поднять самооценку. На практических консультациях мы с Вами найдем такие методы, которые наилучшим образом соответствуют именно Вашей личности. Также вы можете уже сейчас попробовать изменить свою самооценку и стать более успешным, более уверенным в себе человеком.

Советы по коррекции заниженной самооценки

Найдите свои положительные качества

Возьмите бумагу и ручку и запишите 5−10 качеств, за которые вас ценят и любят близкие люди. В моменты, когда вам кажется, что вы не справитесь, берите этот листок и перечитывайте.

Перестаньте себя жалеть

Жалея себя, вы принимаете тот факт, что вы не способны справиться с чем-то, что вы беспомощны, а всему виной обстоятельства. Вы имеете право на ошибку, но будьте объективны — берите ответственность на себя.

Заведите журнал успеха

Каждое свое достижение (в любой области, будь то работа, хобби или отношения с женщиной/мужчиной) записывайте. Периодически перечитывайте свои записи.

Планируйте свои дела

Это поможет избежать «безвыходных» ситуаций, которые могут вывести вас из равновесия. Лучше составлять план с вечера, а утром корректировать, если есть необходимость.

Придумайте себе вознаграждение за действия или работу, которых вы избегаете по причине неуверенности в себе (выступить на публике, пойти в тренажерный зал и т.д.). Сделайте себе подарок: купите желаемую вещь, съездите на отдых.

В случае неудачи, осознайте сложившуюся ситуацию и найдите положительные моменты. Вы потеряли работу — зато у вас появится время усовершенствовать свои знания или сменить профессию. Найденные плюсы избавят вас от депрессии и помогут вынести пользу из сложившейся ситуации.

www.b17.ru

Самооценка и её развитие

1. Самооценка. Понятие, виды, структура………………………….4

2.1. Этапы развития самооценки………………………………..10

2.2. Факторы, влияющие на развитие самооценки……….…..14

Интенсивное социальное развитие нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности и делают особо значимыми исследования проблем становления регуляторных процессов, позволяющих человеку выступать подлинным субъектом собственного поведения и деятельности, самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации.

Среди факторов, обуславливающих формирование механизмов саморегуляции, центральное место принадлежит самооценке, детерминирующей направление и уровень активности субъекта, становление его ценностных ориентации, личностных смыслов и в конечном итоге «потолок» его достижений.

Самооценка является важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащихся, играет значимую роль в становлении их индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Вопросы, связанные с ее развитием, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии.

Умение оценивать себя закладывается в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Теоретические проблемы самооценки нашли наиболее полную разработку в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.О. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, И.И. Лесноковой, Е.В. Шороховой, У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и др. Обсуждаются вопросы онтогенеза самооценки, роли в формировании личности и самосознания, ее структуры и функций.

В данной работе будет описано понятие самооценки, раскрыты ее виды, а также направления развития самооценки личности.

1. Самооценка. Понятие, виды.

Самооценка личности – ценность, которая придается индивидом себе или отдельным своим качествам. Основным критерием самооценки выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции самооценки – регуляторная, на основании которой происходит решение задач личного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира. По определению психолога В.В. Столина, самооценка это «сознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды». Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).

Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.

Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Почему так? Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку. [6, С. 115]

Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни — внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «У тебя это не получается!», подчас применяя при этом физическое воздействие. Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму». В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального Я» — чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.

У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими. При этом возможно, они забывают, что неудачи – также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. Также важен вопрос о критериях оценки и самооценки (как и что именно оценивать?), т.к. в некоторых, даже профессиональных областях (не говоря уже о личных отношениях) они могут оставаться относительными или недостаточно четко проясненными. [6, С. 126]

Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла.

Перфекционизм — стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях — нередко служит еще одной причиной завышенной или заниженной самооценки. Проблема в том, что критерии оценок в тех или иных областях могут различаться, а достичь совершенства по всем возможным направлениям («быть отличником по всем предметам») заведомо невозможно. В этом случае, чтобы повысить самооценку человека (вернее, сделать самооценку более адекватной) стоит выделять отдельные области с более или менее общими критериями и сформировать отдельную самооценку в них. [9, С. 203]

Структура самооценки рассматривается исследователями как состоящая из двух компонентов — когнитивного и эмоционального, функционирующих в неразрывном единстве. Первый отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности, второй — отношение к себе, накапливающийся «аффект на себя». Знания о себе человек приобретает в социальном контексте, и они неизбежно «обрастают» эмоциями. Однако качественное различие выделенных компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, в связи с чем развитие каждого из них имеет свою специфику. Отмечается, что самооценка функционирует в двух формах — общей и частной (парциальной, конкретной, локальной). [4, С. 212]

Более изученными являются природа, характеристики и возрастная динамика частных самооценок, отражающих оценку субъектом своих конкретных проявлений и качеств; менее совещенными остаются проблемы формирования и функционирования общей самооценки. Все понимают как одномерную переменную, отражающую степень самоуважения личности. С высоким самоуважением связываются максимальная активность личности, продуктивность ее деятельности, реализация творческого потенциала. Такой подход к пониманию общей самооценки не оставляет места в мироощущении субъекта неудовлетворенности собой, критическому отношению к себе как побудительной силе развития, рождения потребности в самосовершенствование. И теоретический подход к пониманию общей самооценки реализуется в исследованиях, определяющих ее как иерархически вы отроенную систему частных самооценок, находящихся в постоянном взаимодействии между собой. При этом подчеркивается несводимость целостного отношения к себе к простой совокупности частных самооценок. Такое понимание общей самооценки позволяет характеризовать ее по ведущим тенденциям, проявляющимся в функционировании частных самооценок — по мере адекватности, критичности, рефлексивности, устойчивости.

Анализ накопленных в исследованиях данных позволил ученым выделить качественные характеристики общей и частных самооценок. Общая самооценка на разных уровнях развития характеризуется различной полнотой отражения психического мира личности, ее физических данных; разной мерой последовательности, скоординированности, интегрированности частных самооценок, стабильности и динамичности как системы. Частные самооценки различаются не только спецификой отражаемого в них содержания, но и степенью значимости для личности, мерой обобщенности и эмансипированности от внешних оценок. Показатели, в равной мере относящиеся к той и другой форме функционирования самооценки, представлены, как правило, в виде оппозиций: самооценка определяется как адекватная — неадекватная, высокая — низкая, стабильная — динамичная, реальная — демонстрируемая, осознаваемая — неосознаваемая, точная — неточная, уверенная — неуверенная и т.п. [4, С. 218]

Самооценка функционирует в разной модальности: категорической, отражающей однозначную оценку субъектом своих качеств, или проблематической, реализующей неоднозначное отношение к себе, по нашим представлениям, детерминированное рефлексивным анализом оценочной ситуации, допуском возможности ее разноплановых трале формаций.

works.doklad.ru

Проблема завышенной самооценки

Завышенная самооценка — это беспричинное переоценивание собственного потенциала. Склонны к такому явлению люди, которых в детстве слишком сильно любили, часто хвалили без надобности, постоянно твердили, что их дитя самое лучшее, безупречное. Родители желают вырастить детей уверенными в себе и сильными, но, когда сами дети не прикладывают усилий к совершенствованию, плохо учатся, а им говорят, что они лучшие, постепенно развивается чрезмерно высокая самооценка.

Человек с завышенной самооценкой добивается целей, он может быть успешным, самостоятельным, но по отношению к другим людям становится эгоистом. Часто такие личности «переступают» через соперников или вовсе стараются напакостить им, лишь бы добиться своего. Им надо постоянно самоутверждаться, потому что они привыкли к похвале и всеобщему признанию — жить с накопившимися успехом им скучно и непонятно.

Признаки завышенной самооценки достаточно однообразны и сводятся к одному понятию — гордыне. Этих людей легко распознать, они не умеют адекватно оценивать свои силы, а проявляется это следующим образом:

  • Он уверен в своей правоте, даже если свидетельствующие факты говорят об обратном.
  • Все конфликты и споры должны заканчиваться его словом, поэтому зачастую перепалки с подобными личностями превращаются в чересчур эмоциональное действо.
  • Он отрицает любое мнение — главенствующей может быть только его точка зрения.
  • Во всех проблемах и неприятностях он будет винить обстоятельства и других причастных людей.
  • Он никогда не извиняется, считая это ниже собственного достоинства.
  • Для него быть лучшим превыше всего, поэтому непрекращающееся соревнование становится его смыслом жизни.
  • Такие люди высказывают свое мнение даже в тех случаях, когда это неуместно или их мысли не важны.
  • В беседах он постоянно произносит «Я».
  • Критика для него бессмысленна, а любые характеристики от сторонних лиц воспринимаются с безразличием.
  • Такой человек всегда стремится к трудным делам, но старается избегать рисков.
  • Он никогда не показывает себя угнетенным, даже если внутри полон отчаяния — показаться людям нерешительным является его личной фобией.
  • Личные интересы всегда стоят на первом плане.
  • Он везде и во всем старается поучать окружающих.
  • В беседах таких люди всегда перебивают оппонентов, стараясь доказать свою точку зрения.
  • Любые просьбы с его стороны похожи на приказы.
  • Это основные признаки завышенной самооценки, но таким людям вряд ли захочется подражать. Они индивиды, ставящие других ниже себя, а любые высказывания в свой адрес воспринимают с агрессией, пусть даже не проявляющейся.

    Почему так происходит?

    Причины завышенной самооценки кроются не только в воспитании детей с особым рвением обеспечить их всем, что имеется. Да, такие дети вырастают с ошибочным представлением окружающего мира — они считают, что являются лучше остальных, раз их желания исполняются лишь при одной мысли.

    У девушек завышенная самооценка может развиться из-за внешности — часто эффектные, стройные и действительно красивые представительницы пола, привлекающие мужчин, начинают вести себя надменно, используя окружающих. Они становятся жертвами собственных желаний, забывая о жизненных принципах и ценностях — всем известны истории, когда девушки соблазняли и обманывали, добивались продвижения по карьерной лестнице благодаря обольщению и т. д.

    У мужчин признаки высокой самооценки заключаются в тех же симптомах — их называют «нарциссами», потому что они привыкли воспринимать окружающих как «серую массу». Их проблема кроется в стремлении доминировать, в том числе в случаях, когда они просто не в состоянии справиться с текущими задачами. По статистике мужскую повышенную самооценку можно встретить в несколько раз чаще, чем женскую.

    Подростковые проблемы

    Завышенная самооценка у подростка тоже нередкая проблема, встречающаяся в современном обществе. Когда у него сформировалась высокая самооценка, он сталкивается с большими проблемами — ребенок просто не замечает собственных недостатков и еще не до конца осознает, чего можно делать в жизни, а что может привести к серьезным последствиям. В результате возникают частые конфликты со сверстниками, с учителями и родителями. В будущем им будет сложно справляться с неудачами, строить отношения с противоположным полом и создавать семью.

    Когда восхищение детьми завышено, подростки рискуют безуспешно пройти период социализации — в этом случае «лучший» однажды может стать «одним из многих». Завешенная самооценка может быстро трансформироваться в заниженную, а ее обладательница (или обладатель) поймет, что на самом деле ничего не умеет.

    Чтобы этого не произошло, родители должны хвалить исключительно за труды. Худшая похвала — это оценка внешности ребенка, хотя он не причастен к этому факту. Важно поддерживать детей, но не превозносить их на трон за то, что они просто получили пятерку или написали реферат. Это обычные школьные задания, с которыми справляется абсолютно каждый.

    Стоит ли обращать внимание?

    Высокая самооценка — это хорошо или плохо? Есть ли в этом проблема? Или в психологии просто пытаются привлечь внимание? Возможно, нет смысла искать, что повышает гонор? В действительности первым страдает сам обладатель — люди с высокой самооценкой не могут принимать адекватные решения. Самолюбие делает их заложниками, не позволяя действовать на результат. Они живут в иллюзии, а прожив жизнь осознают, что стремились к бессмысленным достижениям.

    Ощущение превосходства мешает им совершать ошибки и учиться на них, получая неоценимый жизненный опыт. Из-за этого в важных ситуациях они просто отказываются действовать, боясь ошибиться и принимать поражение.

    Характеристика переоцененных личностей включает внутренний конфликт — они постоянно сомневаются, не находя гармонии. Также никто не любит общаться с людьми, которые надменно относятся к окружающим. Разумеется, это становится причиной частых эмоциональных стрессов.

    И главное — высокая самооценка мешает развиваться. Куда стремиться идеалу? Ведь он уже совершенен! Нередко встречаются слишком самоуверенные люди, знающие себе цену и убежденные в личном успехе, хотя на деле не обладают минимумом умений.

    Повысить самооценку — не значит стать беспринципным человеком, для которого не важны никакие аргументы. Психологи, работающие с такими личностями, убеждены, что их можно изменить, сделав немного «проще». Избавившись от самого скрытного комплекса, а именно так и называется высокая самооценка иначе, можно стать гораздо счастливее:

  • Важно не пытаться быть во всем идеальным — в мире не существует абсолютных идеалов.
  • Следует научиться мириться с провалами, ведь проиграть может каждый. Любые неправильные решения ведут нас к дальнейшей работе над ошибками и будущим победам.
  • Относитесь реалистично к происходящему.
  • Не стоит никому ничего доказывать, следует идти только к собственным целям, не стараясь быть лучшим везде и во всем.
  • Научившись уважать чужие старания и опыт, можно стать уважаемым членом общества, а не выскочкой. Невозможно уметь делать все лучше остальных.
  • При неудачах следует проанализировать ситуацию, а поиск виновных начать с себя.
  • Следует смириться с недостатками, научившись ценить себя за достоинства. Также не стоит акцентировать внимание на недостатках других, пытаясь за счет этого выйти победителем.
  • Самокритика помогает стать совершеннее.
  • Что такое завышенная самооценка для окружающих? Для родственников, которые не могут уйти в сторону, это тяжкий груз. Однако если вовремя высказывать свое мнение, дипломатично указывая на его недостатки, возможно, он прислушается и изменится. Главное, не переходить на крики и скандалы, до добра это точно не доведет.

    Чрезмерно горделивых людей иногда стоит пожалеть, ведь они по сути являются жертвами — в них вселили эту самоуверенность, не позволив даже попытаться стать другими. Поэтому спокойное отношение и понимание переоцененных людей лучшее лекарство для них, чем регулярные упреки и претензии.

    apatii.net

    Самооценка человека и как ее повысить быстро

    Самооценка – психологический термин, который означает то, в каком свете человек видит самого себя, кем себя считает, как оценивает свою личность. Фундамент для формирования того или иного уровня самооценки составляют персональные качества человека, его убеждения по отношению к собственному «я». Нормальная самооценка способствует адекватному восприятию своей личности и своих поступков. Человек с нормальным уровнем самооценки в силах видеть свои положительные качества и подавлять отрицательные, работая над ними. Ему не составляет труда достигать поставленных целей, жить в гармонии с самим собой и просто получать удовольствие от жизни и быть счастливым.

    Тем не менее, довольно часто бывает так, что уровень самооценки индивида снижен. Факт заниженной самооценки является настоящим бичом психологического здоровья людей. Губительно воздействуя на сознание, низкая самооценка не дает выразить человеку свою индивидуальность, реализовать себя и свой потенциал, становится огромным препятствием на пути к успеху, да и просто мешает жить и получать удовольствие от каждого прожитого момента.

    Человек с заниженной самооценкой часто не способен замечать в себе хорошее, ему с трудом удается реализовать свои планы и стремления. При малейших трудностях у него опускаются руки, подвернувшиеся для самореализации возможности остаются упущенными. Как следствие, человека охватывает необоснованный комплекс вины, наступает разочарование в жизни, ощущение собственной никчемности. Данные факторы могут привести к затяжной депрессии и плачевным результатам, поэтому очень важно начать бороться с низким уровнем самооценки.

    Стоить отметить, что повышение самооценки не сиюминутное дело, а тяжкий труд, требующий много волевых усилий и времени. К этой проблеме нужно подходить с огромным желанием и максимальной серьезностью, чтобы результаты оказались действительно впечатляющими.

    Причины заниженной самооценки.

    Откуда берется низкая самооценка? Что выступает причиной её появления?

    Все мы родом из детства, следовательно, и корни заниженной самооценки зарыты глубоко там же. Часто можно заметить, как родители упрекают или ругают своего ребенка, называя его растяпой, неряхой, неумехой или другими нелицеприятными выражениями. Тем самым они делают самую большую ошибку в воспитании любимого чада. Ребенок охотно верит своим родителям. А как же иначе, ведь ещё древними мудрецами было подмечено, что сознание ребенка – чистая доска. Он, как губка, впитывает всё, что говорят ему его мать и отец – первые в жизни учителя, которые являются пока единственным авторитетом для ещё только формирующейся маленькой личности. Пусть даже родителя ругают маленького человечка с благими, по их мнению, намерениями, ребенок всё равно усвоит для себя, что он плохой, что он не соответствует ожиданиям самых родных людей, и рано или поздно это эволюционирует до комплекса вины и проблем с адекватной самооценкой. Чтобы избежать этого, родителям ни в коем случае не надо применять такую тактику воспитания; не надо его ругать малыша, если у него что-то не получается — лучше взять и показать, научить.

    Бывает так, что и у самих родителей имеются серьезные проблемы с самооценкой. В таком случае им очень хорошо надо поработать над собой, полюбить себя, чтобы поднять самооценку и стать достойным примером для своих чад, так как давно было доказано, что дети на подсознательном уровне копируют модель поведения своих родителей, соответственно, и у них очень велика вероятность проявления низкой самооценки в будущем.

    Кроме того, и во взрослом сознательном возрасте иногда могут произойти события, которые так или иначе повлияют на падение самооценки до нулевой отметки. Как правило, такие события сопровождаются глубоким эмоциональным воздействием на психику личности. Подобным фактором может выступить стресс в результате потери близких, увольнения с работы, неожиданное расставание с дорогим человеком, любая большая неудача, повлекшая за собой депрессию.

    В любом случае, к повышению самооценки нужно приступать незамедлительно, тем более это вполне можно сделать и своими силами, хотя в случае затянувшейся депрессии всё же лучше обратиться к специалистам.

    Как повысить самооценку?

    В первую очередь, необходимо усвоить, что самооценка – фактор сугубо субъективный, зависящий от самого человека. Часто то, как видят человека другие люди, и то, как он сам себя оценивает, — два абсолютно разных критерия. Работа над повышением самооценки относится к разряду «помоги себе сам».

    Один из залогов успешной работы над своей самооценкой – правильная установка. Раз уж решение заняться повышением самооценки принято, не стоит откладывать на потом работу над этим вопросом, потому как чем дольше длится процесс подготовки, тем больше заниженная самооценка будет способствовать возрастанию неуверенности в своих силах. В конечном итоге желание потрудиться над этой проблемой и вовсе сойдет на нет.

    wikigrowth.ru

    Такие проблемы как самооценка

    НОУ ВПО «Тверской институт экологии и права»

    доктор психологических наук, профессор,

    заведующий кафедрой общей психологии и психологии труда

    НОУ ВПО «Тверской институт экологии и права»,

    начальник кафедры психологии

    ФГКОУ ВПО «Московский университет МВД Российской Федерации им. В.Я. Кикотя»

    В статье представлены результаты исследования влияния уровня развития самооценки на успешность учебной и служебной деятельности курсантов образовательных организаций правоохранительных органов. На основе анализа эмпирических данных, полученных в ходе психологического обследования испытуемых по методике Дембо-Рубинштейна, выявлено, что факторами, детерминирующими успешное становление личности профессионала являются: наличие положительной направленности, адекватная самооценка, присутствие индивидуализированного эталона, развитость профессионально важных личностных качеств. Учитывая влияние профессионального «Я-образа» на успешность профессиональной деятельности, практическим психологам правоохранительных органов целесообразно осуществлять диагностику уровня профессиональной самооценки сотрудников ОВД при осуществлении мероприятий профессионального психологического отбора, аттестации кадров, формировании резерва кадров на выдвижение.

    1. Бернс Р. Я – концепция и Я – образы. Самосознание и защитные механизмы личности. – Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003. – 656 с.

    2. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний // Учебное пособие. – М.: Инс-т Психологии РАН РФ, 1993. – 141 с.

    3. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. докт. пед. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД РФ, 2009. – 480 с.

    4. Джеймс У. Психология – М.: Педагогика, 1991. –368 с.

    5. Кон И.С. Открытие Я. – М.: Политиздат, 1978. – 367 с.

    6. Основные виды деятельности и психологической пригодности к службе в системе ОВД / Под ред. Б.Г. Бовина, Н.И. Мягких, А.Д. Сафронова– М.: НИЦПМО МВД России, 1997. – 344 с.

    7. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально ценностная система – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 108 с.

    8. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Т. 1. – 312 с.

    sites.google.com

    Что такое Самооценка Человека? Структура самооценки

    Вопросы самооценки – одни из самых важных для любого человека. И решению проблем связанных с самооценкой посвящены многие гигабайты информации в Интернет, книги, обучающие курсы и тренинги личностного роста. Но проблема заключается в том, что мало кто понимает достаточно глубоко что такое Самооценка, из чего она состоит и как формируется. Именно эти вопросы мы рассмотрим в данной статье подробно и структурно.

    Самооценка Человека – определяет практически всё, что для него доступно (достижимо) в этой жизни и что не доступно (не достижимо). Посудите сами:

    Какие люди добиваются успеха в жизни? Уверенные, уважающие и ценящие себя, те, кто даёт себе такое право – право на успех, на счастье, на силу, на самые большие и ценные призы в жизни.

    Какие люди ничего не достигают и даже целей таких не ставят? Те, кто не любят себя, не уважают, считают, что они недостойны счастья и успеха, те кто в себя не верит. Такие люди себе даже право думать о значимых целях и призах не дают.

    Чтобы человек поставил значимые цели и начал к ним идти, дал себе право на успех – у него с самооценкой должно быть всё в порядке, то есть она должна быть позитивной, адекватно высокой и достаточно неуязвимой.

    Рассмотрим следующие вопросы:

    1. Что такое Самооценка? Составляющие.
    2. Виды самооценки: Адекватная и Динамичная самооценка.
    3. Проблемы самооценки: Гордыня, Ничтожество, Неверие в себя (неуверенность), Уязвимость и Зависимость.
    4. В последующих статьях более подробно рассмотрим все составляющие самооценки.

    Что такое Самооценка Человека и какая она должна быть

    Самооценка – это отношение человека к самому себе, его представления о себе (убеждения, чувства, эмоции направленные на себя и свою судьбу).

    Суть работы самооценки. Позитивная самооценка – усиливает человека, работает как поддержка, усиление и защита самого себя всегда, при любых обстоятельствах. Суть – “На себя только Свет”. Негативная самооценка – всегда работает на разрушение человека, угнетение, подавление души и её потенциала.

    Какой должна быть самооценка человека в идеале? Самооценка должна быть – Позитивной (даёт радость и счастье), Сильной (даёт устойчивость, уверенность) и Неуязвимой (даёт независимость от других людей, обстоятельств и собственных проблем). Как у лучших Рыцарей и Воинов в Истории, которые никогда не теряют лицо и свою Честь, не впадают в уныние и панику, всегда ведут себя достойно и безупречно, даже когда все остальные вокруг паникуют, ругаются, злятся.

    Из чего состоит Самооценка? Три кита:

    1. Отношение к Себе, Достоинствоуважение и любовь. Способность ценить себя, знать свои достоинства, уважать и любить. Читайте дополнительно: Как научиться уважать себя? Как полюбить себя? Эта составляющая даёт позитивность и светлые чувства по отношению к себе, то есть состояние Счастья.

    1. Уверенность Вера в себя и свои силы. Чтобы верить в себя – для этого должны быть очень серьёзные основания, для этого нужно знать кто ты и какова твоя природа. Основа Веры в себя – это понимание, что ты Бессмертная Душа с огромным потенциалом, а не жующий организм – потомок обезьяны. Читайте: кто такой Человек? Данная составляющая даёт внутренний стержень – силу, устойчивость, способность преодолевать преграды, неудачи, сопротивление окружающих и доступ к огромному потенциалу своей Души.

    1. Защита Чести – способность защищать свои духовные ценности (достоинство, чувства, цели) и всё, что тебе дорого (близких, др.). Сильная самооценка даёт человеку силы и право бороться за своё счастье, за свои цели и ценности, и побеждать никогда не сдаваясь и не отказываясь от своего достойного выбора ни при каких обстоятельствах (даже если весь мир против). Эта составляющая даёт неуязвимость, независимость и состояние свободы.

    В совокупности, все три составляющие самооценки дают человеку силу достичь любую цель, преодолеть любые преграды на пути к ней и возможность чувствовать себя достойным и счастливым в любой ситуации.

    1. Адекватная самооценка – умение объективно и абсолютно искренне себя оценивать, это знание своих достоинств и недостатков, своего уровня развития и достижений (чего достоин, а чего ещё пока не заслужил). Понимание, на какой ступени эволюции ты в данный момент стоишь.

    2. Динамичная самооценка – основывается на понимании законов постоянного развития: если я постоянно развиваюсь, работаю над собой, устраняю свои недостатки и формирую достоинства, то мне не стоит переживать и убиваться из-за собственных проблем, потому что вопрос времени, когда все они будут решены, а все достоинства раскрыты. “Сколько бы у меня не было десятков проблем и сотен разных недостатков – я уважаю себя за то, что иду вперёд, изменяю себя и свою жизнь, каждый день одерживаю победы над собой”.

    Завышенная самооценка – гордыня: неуважение к другим, высокомерие, всезнайство. Всегда ведёт человека к одиночеству, к краху и в итоге к своей противоположности – к ничтожеству.

    Неуверенность – неверие в себя и свои силы. Ведёт к неспособности воспользоваться своими талантами, достоинствами и направить их на достижение цели. Человек остаётся неудачником.

    Уязвимость – слабость, не способность к борьбе. Закон звучит примерно так – “Человек рано или поздно должен потерять всё, что он не способен защитить”. Слабость – в нежелании признавать, что в мире кроме Добра существует Зло, которое нужно уметь побеждать.

    Есть и другие проблемы самооценки, которые являются производными от первых четырёх. О них поговорим в последующих статьях на эту тему.

    По сути, для того чтобы сформировать неуязвимую самооценку – человек должен сформировать в себе все её составляющие – научиться уважать и любить себя (без эгоизма и гордыни), раскрыть огромную веру в себя и свои силы, а также научиться защищать свою Честь.

    Дамы и Господа! Если вы почувствуете необходимость и потребность в индивидуальной работе над своей самооценкой с наставником – напишите мне. Возможна работа по индивидуально составленной программе, именно под вас – с персональным тренером (со мной).

    Успехов вам в формировании всегда позитивной и неуязвимой самооценки!

    www.psychology-faq.com

    Почему низкая самооценка — проблема?

    Низкая самооценка типична для одиноких женщин. Наша культура связывает “женское счастье” с наличием в жизни девушки мужчины и семьи. Поэтому одинокие дамы зачастую страдают заниженной самооценкой и это для них становится серьезной проблемой.

    Проблема низкой самооценки

    Пониженная самооценка означает, что женщина не видит себя как значимого члена общества.

    Люди с низкой самооценкой ведут себя неуверенно и скованно в коммуникации с окружающими, отталкивают их, что еще больше вредит их мнению о себе. Это порочный круг.

    Низкая самооценка очевидна окружающим. Такие женщины редко смотрят собеседнику в глаза, сутулятся, стараясь сделать себя меньше, одеваются либо серенько, либо слишком броско, пытаясь привлечь к себе внимание (потому что не считают, что они достойны внимания за свою сущность, а не за одежду).

    Именно низкая самооценка заставляет женщин одеваться слишком откровенно и позиционировать себя как сексуальный объект. Это приводит к тому, что к ним подходят мужчины, которые хотят их только использовать. Такие контакты заканчиваются неприятными чувствами для девушек и только еще больше упрочивают ее мнение, что с ней что-то не так.

    Именно заниженная оценка и неуверенность заставляют девушек позиционировать себя как сексуальный объект, выбирая слишком откровенные одеяния.

    Стеснительность и застенчивость

    Если вы считаете себя стеснительной или застенчивой — это признак низкой самооценки. Вы боитесь, что вам нечего предложить окружающим людям, что они сочтут вас смешной, неприятной, ненужной.

    Скромность, с другой стороны, — это не низкая самооценка. Скромность — это отсутствие хвастовства, стремления привлечь к себе внимание. Скромные люди понимают свою ценность и им не нужно привлекать чужое внимание.

    Фраза “девушка должна быть скромной” предполагает не застенчивость или стеснительность, а просто отсутствие хвастовства, показухи и бравады. Вы можете быть уверенной в себе и в то же время скромной. На деле, уверенность в себе сопровождается отсутствием потребности привлекать к себе излишнее внимание.

    Скромность подразумевает отсутствие показухи, а не застенчивость и стеснительность.

    Как поднять самооценку и уверенность в себе

    Первый шаг — это понять, что какие бы ни были успехи у вас в жизни, какой бы красивой ни была ваша внешность, вы не лучше и не хуже других людей.

    И наоборот — даже если вы считаете себя некрасивой или не думаете, что вы успешны, вы нисколько не хуже всех других людей на планете.

    Совершенно для любого человека в мире все может измениться за несколько мгновений.

  • Он может попасть в автокатастрофу и оказаться парализованным на всю жизнь.
  • Его бизнес может разориться.
  • Он может врезаться в чужую машину и убить человека, оказаться за решеткой.
  • То же самое для женщины — ее красота может исчезнуть в мгновенья в пожаре при аварии.
  • Один из моих бывших знакомых в России решил съездить за хлебом — они с друзьями планировали сесть и выпить в пятницу вечером, а хлеба не оказалось. Он с приятелем собрался быстро сбегать в магазин. И хотя универсам был всего в 500 метрах, решили ехать на машине. На перекрестке в них въехал КАМАЗ — не сумел затормозить. Оба парня погибли.

    Такие вещи происходят каждый день по всему миру с тысячами людей. Миллионы других сегодня выяснят, что больны и, возможно, смертельно.

    В то же время, кто-то выигрывает в лотерею. Их жизнь внезапно преображается в лучшую сторону.

    Каждый человек имеет неограниченный потенциал успеха, в том числе и вы

    Успехи, как и поражения, это всего лишь временная амплитуда постоянно меняющегося состояния удовлетворения. Каждый человек обладает неограниченным потенциалом успеха.

    У меня был личный тренер, у которого был клиент, бывший профессиональный ныряльщик. В одно из погружений что-то пошло не так и он слишком долго пробыл под водой, в результате у него парализовало нижнюю часть тела. 20-летний парень из спортсмена мирового значения превратился в инвалида в коляске.

    Мой тренер рассказал, как этот парень нашел новую карьеру в качестве мотивационного оратора. Он стал таким востребованным, что получал 10 тысяч долларов за появление на корпоративных конференциях, при этом бесплатно выступал в школах и университетах.

    Моя первая мысль в ответ на это была: “Ну, конечно, ему легко — он в инвалидной коляске!”

    Я, разумеется, ничего вслух не сказала, мне сразу стало стыдно за такие мысли, но факт остается фактом — он сумел самый ужасный случай превратить в полезное себе и другим. Конечно же, собственные проблемы покажутся ерундой, когда тут человек в коляске, и он не плачет, а добивается успеха. Этот парень занимался с моим тренером для выступления в команде в каком-то виде спорта для людей с ограниченными возможностями.

  • Девушки, прошедшие через массовые изнасилования, становятся лицом компании по борьбе с сексуальным прессингом.
  • Мать, потерявшая сына в результате насилия в семье, получила титул гражданина года в Австралии, возглавив движение по предотвращению семейного насилия.
  • Юная мусульманка из Пакистана, которой выстрелили в голову, чтобы она не ходила в школу, возглавила движение за образование девушек и стала самой молодой обладательницей Нобелевской премии мира.
  • Вы можете сказать: ну, да, это они — они достойны, а кто я такая?

    Точно так же, как эти люди жили своей жизнью, не думая, что они особенные, они поднялись и встали на защиту человеческого достоинства, когда их приперло к стенке.

    Их ценность не была в красоте или богатстве. Они не изобрели айфон и не покорили Эверест (который был покорен уже тысячи раз). Они просто были нормальными людьми. Их заметили благодаря трагедии, но они все еще остались нормальными людьми.

    Как и вы. То, что о вас не пишут на первых страницах газет, не значит, что в вас нет ценности. Эти люди 100% предпочли бы не быть знаменитыми, а просто жить своей нормальной жизнью.

    Ценность каждого человека в нем самом, вне зависимости от его работы и достижений.

    Ваша ценность существует изначально

    В вас есть ценность, вне зависимости от того, кем вы работаете, сколько вам лет, есть ли у вас дети или муж. Просто потому, что вы человек на этой Земле.

    Вы — результат эволюции, ее вершина. Сотни тысяч ваших предков нашли пару и родили детей, и вы — комбинация их всех. Те же самые гены, что в вас, существуют и в сотнях тысяч других людей по всему миру, так что мы все — удаленные братья и сестры.

    Если у вас голубые или серые глаза, то в вас сидит тот же кусочек гена, что и во всех других голубоглазых людях мира. Доказано, что эта мутация идет от одного-единственного общего предка. Представьте, сколько у вас на этой планете генетических родственников?

    Вы соединены незримыми нитями с каждым человеком этой планеты. Вы здесь и поэтому вы важны.

    Когда-то вы стали самым быстрым сперматозоидом из многих тысяч, который сумел оплодотворить яйцеклетку. Это было ваше самое первое и важное достижение, которое поставило вас в ряд с другими победителями — обитателями этой планеты. Юмор, конечно — но в каждой шутке есть доля шутки, остальное — чистая правда.

    Что бы и кто бы о вас ни думал, ваша ценность от этого не меняется. Она просто есть. Она может быть скрытой внутри или же выйти наружу и стать очевидной всем, но она уже есть.

    Мы все рождаемся голышом и уйдем из этого мира ни с чем. Младенцы ничего не могут и не умеют, но их охраняют и обожают. Старики порой мало на что способны, но их ценят в обществе, стараются им помочь.

  • Решите сегодня, что самое главное для вас — делать то, что вы хотите, и быть с теми, с кем вы хотите.
  • Примите решение, что то, что другие люди думают о вас — это не вашего ума дело. Пусть себе думают, что хотят. Главное, что вы сама думаете о себе.
  • Другие люди понятия не имеют, что для вас правильно и что вам нужно. Они и свою-то жизнь с трудом умудряются держать под контролем. Вы знаете, что вам нужно, лучше всех. Когда вы прекратите пытаться соответствовать ожиданиям других, вы сможете достичь того, чего хотите для себя. Вам никогда не дается мечта, которую вы не можете претворить в жизнь. У вас есть право на собственное мнение.

    Маленькая девочка, которой нужна ваша любовь

    Все мы родом из детства. Полюбите ту маленькую девочку, которая сидит у вас внутри и отчаянно хочет любви и ласки. Дайте этой маленькой девочке признание того, что она важна. Дайте ей уверенность в себе, что она стоит, чтобы о ней заботились.

    • Позаботьтесь о себе — купите себе цветы, если вы любите цветы.
    • Наденьте красивое платье, если вы любите красиво одеваться.
    • Закажите столик в ресторане, если обожаете вкусно поесть.
    • Проснитесь до восхода солнца и посмотрите на встающий огненный диск.

    Каждый день — это новый день. Те частицы, что были частью Солнца год назад, возможно, сейчас стали частью вас.

    Поймите, что у каждого встреченного вами человека есть заботы и огорчения, кто-то их не любит и не ценит. Даже кумиры миллионов имеют армию ненавистников.

    Что бы с вами ни случилось в прошлом, вы можете поставить черту и начать жить в данную секунду с чистого листа. Вы — уже не та, что вы были, когда это случилось, даже клетки тела обновляются почти полностью за 35 дней. Вы тогда не знали того, что знаете сейчас, и то решение, которое вы приняли, было единственным, которое вы могли тогда принять.

    Простите себя и ту молодую девушку, которая делала когда-то ошибки. Простите тех, кто вас поранил — они тоже живут свою жизнь и совершают ошибки, о которых жалеют. Вам не нужны их извинения — вы можете их простить и отпустить, чтобы оставить этот груз позади навсегда.

    Дайте любовь и понимание той маленькой девочке внутри вас, чтобы ей никогда не было страшно и одиноко. Любовь к себе — единственная любовь, которая всегда будет взаимна. Держите ее в своем сердце, поддерживайте огонек. И от этого небольшого огонька тепло распространится на всю вашу жизнь.

    Каждый день — новый день. Каждую секунду вы можете начать жизнь с чистого листа.

    blogs.elenasmodels.com