Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера — Ханина

Опросник представляет собой весьма надежный и информативный инструмент для измерения тревожности как инди-видуального свойства личности и как состояния в какой-либо определенный момент в прошлом, настоящем, будущем.

Под личностной тревожностью понимается относительно устойчивая индивидуальная характеристика, черта, дающая представление о предрасположенности человека к тревожности, т. е. о его склонности воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на эти ситуации появлением состояния тревожности различного уровня.

Как реактивная диспозиция личностная тревожность активизируется при восприятии определенных «опасных» стимулов, связанных со специфическими ситуациями угрозы престижу, самооценке, самоуважению индивида.

Высокий показатель личностной тревожности дает представление о высокой вероятности появления состояния тревожности у субъекта в ситуациях, где речь идет об оценке его компетентности, подготовленности и воспринимаемых им как угрожающие. Эта группа людей обычно требует повышенного внимания со стороны психотерапевта.

Низкотревожные субъекты, напротив, не склонны воспринимать угрозу своему престижу, самооценке в широком диапазоне ситуаций. Вероятность возникновения у них состояния тревожности значительно ниже, хотя и не исключена в отдельных особо важных и личностно значимых случаях

Реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства, озабоченности, «нервозности», сопровождающимися активацией вегетативной нервной системы. Состояние тревожности как эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию может быть различным по интенсивности и является достаточно динамичным и изменчивым по времени.

Высокий показатель реактивной тревожности косвенно свидетельствует о выраженном психоэмоциональном напряжении пациента. Этот показатель чутко реагирует на изменения психоэмоционального состояния пациента в процессе лечения и является одним из наиболее удобных для оценки эффективности психотерапевтической коррекции.

Шкала Спилбергера — Ханина состоит из 40 вопросов, в том числе из 20 вопросов, характеризующих реактивную тревожность (опросник А) и еще 20 вопросов, характеризующих личностную тревогу (опросник Б).

В зависимости от задач исследования каждый из опросников может применяться самостоятельно либо оба вместе. В последнем случае реактивная тревожность измеряется первой.

Опрос может проводиться индивидуально или в группах, без ограничения времени.

Для снижения вероятности образования установки на по-ложительные или отрицательные вопросы в каждый из опросников включено примерно одинаковое число суждений, характеризующих высокую и низкую степень тревожности.

Испытуемому предлагается ответить на вопросы, указав, как он себя чувствует в данный момент (реактивная тревожность, 1—20 вопросы) и как он себя чувствует обычно (личностная тревожность, 21—40 вопросы).

На каждый вопрос возможны 4 варианта ответа по степени интенсивности реактивной тревожности и по частоте выраженной личностной тревожности.

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в

данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Помните, что в каждой строке должна быть зачеркнута только одна цифра! Утверждения Вовсе нет Пожалуй, так Верно Совершен-но верно 1.Я спокоен 2 3 4 2.

мне не по себе ; 1

і 2 3 4 19. Мне радостно ‘2 3 4 20. Мне приятно і 2 3 4 Опросник «Б»

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете

обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Помните, что в каждой строке должна быть зачеркнута только одна цифра! Утверждения

1. Я испытываю удовольствие

і 2.Я обычно устаю

і 3. Я легко могу заплакать

I 4. Я хотел бы быть таким счастливым, как и другие

і 8. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня

9. Я слишком переживаю из-за пустяков

Я принимаю все слишком близко к сердцу

Мне не хватает уверенности в себе

Обычно я чувствую себя в безопасности

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

У меня бывает хандра

Я так сильно переживаю свои раз-очарования, что потом долго не могу о них забыть

Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах Обработка результатов

При ответах на высокотревожные вопросы «1» означает отсутствие либо легкую степень тревожности, а отметка «4» означает высокую тревожность. При обработке результатов балльные оценки в этих вопросах имеют обратную направ-ленность.

Тр = Ерп — Еро + 50, где:

Тр — показатель реактивной тревожности;

Ерп — сумма баллов по прямым вопросам (3, 4, 6, 7, 9, 12, 14, 15, 17, 18);

Еро — сумма баллов по обратным вопросам (1, 2, 5, 8, 10, 11, 13, 16, 19, 20).

Тл = Елп — Ело + 35, где:

Тл — показатель личностной тревожности;

Елп — сумма баллов по прямым вопросам (22, 23, 24, 25, 28,29,31,32,34,35,37,38,40);

Ело — сумма баллов по обратным вопросам (21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

Показатель, не достигающий 30 баллов, рассматривается как свидетельствующий о низкой тревожности, от 31 до 45 баллов — об умеренной, свыше 45 баллов — о высокой.

sci.house

Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory — STAI) — является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработана Спилбергером Ч.Д.и адаптирована Ханиным Ю.Л..

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Шкала ситуативной тревожности

Шкала личной тревожности

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Интерпретация результатов

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

Уровень реактивной тревожности вычисляется по формуле:

Тр — показатель реактивной тревожности;

Ерп — сумма баллов по прямым вопросам (3, 4, 6, 7, 9, 12, 14, 15, 17, 18);

Еро — сумма баллов по обратным вопросам (1, 2, 5, 8, 10, 11, 13, 16, 19,20).

Для исчисления уровня личностной тревожности применяется формула:

Тл — показатель личностной тревожности;

Елп — сумма баллов по прямым вопросам (22, 23, 24, 25, 28,29,31,32,34,35,37,38,40);

Ело — сумма баллов по обратным вопросам (21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

  • до 30 баллов – низкая,
  • 31 — 44 балла — умеренная;
  • 45 и более — высокая.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинике с различными целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в динамике и др.

psy-clinic.info

Шкала самооценки уровня тревожности (ч.Д. Спилбергера, ю.Л. Ханина).

Диагностика ситуативной и личностной тревожности Спилбергера – Ханина. В психодиагностике разработано немало методов оценки уровня тревожности. Эти методы применяются, главным образом в консультативной и клинической практике, при работе с детьми.

Тревога – эмоциональное состояние, чувство сильного волнения, беспокойства, нередко без всякого внешнего повода. Состояние тревоги часто возникает и в норме. О патологической тревоге можно говорить, тогда, когда она дезорганизует всю жизнедеятельность человека.

Тревожность– склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Различают ситуативную тревожность (связанную с конкретной внешней ситуацией) и личностную тревожность (которая является стабильным свойством личности).

Методика Ч.Д.Спилбергера это единственная методика которая позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности). Существует два типа расчета тревожности.

Тест «Диагностика ситуативной и личностной тревожности» представлен в виде опросника из 40 вопросов. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Тест разработан Ч.Д. Спилбергером и адаптирован Ю.Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.

Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Шкала ситуативной тревожности состоит из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие эмоций, напряженности, беспокойства, озабоченность, а 10 – отсутствие тревожности). Результаты подсчитываются по ключу.

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

где ?1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7 9, 13, 14, 17, 18; ?2 — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, И, 15, 19, 20);

где ?1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; ?2 — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

При интерпретации результат можно оценивать следующим образом: до 30 — низкая тревожность; 31-45 — умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания; высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, руководства и психокоррекционной работы.

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет

Мне ничего не угрожает

Я нахожусь в напряжении

Я испытываю сожаление

Я чувствую себя свободно

Меня волнуют возможные неудачи

Я чувствую себя отдохнувшим

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

Я уверен в себе

Я не нахожу себе места

Я не чувствую скованности, напряженности

Я слишком возбужден и мне не по себе

Бланк для ответов

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет

Я испытываю удовольствие

Я очень быстро устаю

Я легко могу заплакать

Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие

Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения

Обычно я чувствую себя бодрым

Я спокоен, хладнокровен и собран

Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня

Я слишком переживаю из-за пустяков

Я вполне счастлив

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть

Я уравновешенный человек

Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Обработка и интерпретация результатов:

В методике есть нормативы, указывающие на высокий уровень тревожности, средний и низкий. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания. Высокая тревожность предполагает склонность к проявлению тревоги в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Также разработана шкала для оценки личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека), которая также состоит из 20 высказываний. Испытуемый должен оценить, как он себя обычно чувствует. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкалы ситуативной и личностной тревожности можно использовать в консультативной практике, при оценке результатов коррекции эмоциональных состояний, оценке динамики эмоциональных состояний у работников и т.д.

Методика Айзенка по определению типа темперамента.

С помощью методики Айзенка определяют экстраверсию (направленность личности на внешний мир) и нейротизм (результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения) – свойства, лежащие в основе темперамента. В опроснике Айзенка 57 вопросов. На них необходимо ответить «да» или «нет». Полученные результаты сопоставляют с ключом, в котором есть три шкалы: экстраверсия – интроверсия; нейротизм, шкала лжи. Принадлежность к типу темперамента выявляется при помощи системы координат, на которой отмечаются результаты по шкале «нейротизм» и шкале «экстраверсия». Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет.

Процедура проведения: «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно, то знак «–». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя? 2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить? 3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке? 4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь, сердит, злишься? 5. Часто ли у тебя меняется настроение? 6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами? 7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли? 8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят? 9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь? 10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины? 11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек? 12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе? 13. Верно ли, что многое раздражает тебя? 14. Нравится ли тебе такая работа, где надо делать все быстро? 15. Ты переживаешь из–за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо? 16. Тебе можно доверить любую тайну? 17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников? 18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физической нагрузки) сильно бьется сердце? 19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь? 20. Ты когда-нибудь говорил неправду? 21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу? 22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям? 23. Ты часто чувствуешь себя усталым без всякой причины? 24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом? 25. Ты обычно весел и всем доволен? 26. Обидчив ли ты? 27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами? 28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству? 29. У тебя бывают головокружения? 30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение? 31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело? 32. Любишь ли ты иногда похвастаться? 33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей? 34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте? 35. Ты обычно быстро принимаешь решения? 36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя? 37. Тебе часто снятся страшные сны? 38. Можешь ли ты забыть обо всем и повеселиться в обществе друзей? 39. Тебя легко огорчить? 40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь? 41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание? 42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь? 43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры? 44. Ты всегда ешь то, что тебе подают? 45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят? 46. Ты любишь часто ходить в гости? 47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить? 48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями? 49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком? 50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки? 51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье? 52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из–за разных мыслей? 53. Бываешь ли ты обычно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить? 54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким? 55. Ты стесняешься заговорить первым с незнакомыми людьми? 56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить? 57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ? 58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины? 59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников? 60. Тебе часто приходится волноваться из–за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

Ключ: 1. Экстраверсия — интроверсия:

«да» («+») 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57. «нет» («–») 6, 33, 51, 55, 59. 2. Нейротизм: «да» («+») 2, 5, 7, 10, 13, 15, 17, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 50, 51, 52, 56, 58, 60. 3. Показатель лжи: «да» («+») 8, 16, 24, 28, 44. «нет» («–») 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48. Интерпретация результатов

Оценочная таблица для шкалы «Экстраверсия-интроверсия»

studfiles.net

Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера

Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, ч уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
azps.ru

/ Психодиагностика-3 / 005 Диагностика состояний / Методика тревожности Спилбергера

Тест «Шкала реактивной и личностной тревожности» (опросник Спилбергера)

Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, ч уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий “веер” ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

studfiles.net

Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина

Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера-Ю.Л.Ханина позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки реактивной, то есть ситуативной, или личностной, то есть постоянной.

Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Методика также является развернутой субъективной характеристикой личности, что вовсе не уменьшает ее ценности в психодиагностическом плане.

С 1950 года в мировой научной литературе появилось более 5000 статей и монографий по вопросам исследования тревожности как личностного свойства и тревоги как состояния. С годами эти два понятия постепенно сблизились в наименовании «тревожность», разделившись в то же время в определениях: «реактивная» и «активная», «ситуативная» и «личностная».

По Ю.Л.Ханину, состояние тревоги (ситуативной тревожности), которое обозначается заглавными буквами СТ, появляется как реакция человека на разного рода социально-психологические стрессоры, такие как ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения и многое другое.

Личностная тревожность (постоянная тревожность), которая обозначается заглавными буквами ЛТ, как черта, свойство, диспозиция, наоборот, дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию тех или иных стрессоров.

Соответственно мы говорим об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему Я в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением ситуативной тревожности. Величина личностной тревожности характеризует прошлый опыт индивида, говорит о том, насколько часто ему приходилось испытывать состояние тревоги.

Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой формы тревожности: – подшкала оценки ситуативной тревожности с главным вопросом о самочувствии на данный момент и подшкала оценки личностной тревожности с формулировкой о самочувствии обычно.

Ситуативная тревожность и личностноая тревожность имеют свои индексы. Результаты оцениваются следующим образом: до 30 баллов – низкая тревожность; 31-45 – средняя тревожность; 46 и выше – высокая тревожность. Это не мешает на шкале 20-80 соотнести полученные результаты с диапазонами нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности.

Инструкция к тесту (первая группа суждений)

Внимательно прочитав каждое приведенное ниже суждение, выберите подходящую для Вас цифру в соответствии с Вашим самочувствием на данный момент: 1 – нет, это совсем не так; 2 – пожалуй так; 3 – верно; 4 – совершенно верно.

Содержание теста (первая группа суждений):

psychologyc.ru

Шкала самооценки спилбергера

PSYQ — психологические тесты онлайн, Шкала тревоги Спилбергера. Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory, STAI) является информативным способом самооценки как уровня тревожности в данный. Тест -опросник на тревожность Спилбергера — Ханина Возможны 4 варианта выбора, в зависимости от степени выраженности. Инструкция.

Тест на тревожность (Спилбергера-Ханина). Инструкция: Прочитайте

внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и поставте галочку

Банк Рефератов — Изучение невротических реакций у студентов в сессионный период. В результате обработки шкалы получаем уровень депрессии ( УД ), который колеблется от 1. Если уровень депрессии (УД) не более 2.

Суицид. Шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилберга и Ю.Л.

Ханина. Предлагаемый тест является надежным и информативным

способом самооценки уровня. СКАЧАТЬ «Шкала Ч.Д. Спилберга, Ю.Л.

  1. Также известен как Опросник Спилбергера. Автор Методики Ч.Д. Спилбергер. В России методика адаптирована Ю.Л. Ханиным. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель. Варианты.
  2. Как оплатить обучение, формы оплаты. Варианты оплаты, рассрочка. Социальный налоговый вычет. Оплата обучения. Библиотека » Кризисные состояния и постстрессовые расстройства » Тест определения тревожности Спилбергера-Ханина.
  3. Главная страница. »Формы. »Тест Спилбергера Ханина. Выявление тревожности. Тест на стрессоустойчивость Холмса и Раге. Тест для диагностики самочувствия; активности и настроения (САН).

Если УД более 2. 0 баллов и менее 3. Если УД более 3. 0 и менее 4. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более 4. Протоколы обследования студентов с помощью этой методики представлены в Приложении. Методика Ч. Спилбергера — Ю.

Ханина. Для уточнения гипотезы мы использовали методику диагностики самооценки Ч. Д. Спилберга (1. 96.

Операциональные ОПРЕДЕЛЕНИЯ шкалы: Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность человека воспринимать широкий круг жизненных ситуаций как угрожающих ему и реагировать на них появлением состояния тревоги. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

Высокая личностная тревожность повышает вероятность эмоциональных и невротических срывов, риск психосоматических заболеваний, особенно в тех случаях, когда требования выполняемой профессиональной деятельности предъявляют к работнику повышенные требования. По Ю. Л. Ханину личностная тревожность как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением ситуативной тревожности. Ситуационная (реактивная) тревожность характеризует особенности текущего состояние человека, вызванное выполнением им какой- либо деятельности в тех случаях, когда он напряжен, беспокоен, нервозен. Высокая выраженность ситуационной тревожности может служить показателем наличия определенных проблем при выполнении работником конкретного вида трудовой деятельности; она вызывает нарушения внимания, общения с коллегами и клиентами, снижение координации движений и способности быстро и надежно решать профессиональные задачи. Ситуативная, или реактивная, тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью.

Это состояние возникает, как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, и особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности.

В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуаций и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете» .

В 1. 97. 6- 7. 8 г. Ю. Л. Ханиным [3. Спилбергера — Ханина. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопросы шкал согласно инструкциям, помещенным в опроснике, и напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно. Каждая из частей шкалы снабжена собственной инструкцией, заполнение бланка ответов несложно, продолжитель- ность обследования составляет примерно 5- 8 мин. Бланк шкал самооценки Спилберга включает инструкции и 4. С Т) и 2. 0 — для оценки уровня личностной тревожности (Л Т). На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности. Первая шкала предназначена для определения того, как человек чувствует себя сейчас, в данный момент, то есть для диагностики актуального состояния, а задание второй шкалы направлена на выяснение того, как субъект диагностирует тревожность как свойство личности. Каждое высказывание, включенное в опросник, оценивается респондентами по четырех бальной шкале.

Вербальная интерпретация позиций оценочной шкалы в первой и во второй частях различна. Для СТ: «нет» — 1 балл, «скорее нет» — 2 балла, «скорее да» — 3 балла, «да» — 4 балла. Для ЛТ: «почти никогда» — 1 балл, «иногда» — 2 балла, «часто» — 3 балла, «почти всегда» — 4 балла. Шкала состоит из 2- х частей, раздельно оценивающих реактивную (Р Т, высказывания № 1- 2. Л Т, высказывания № 2. Приложение ). 1) по реактивной тревожности: 2) 1 балл — нет, это не так; 3) 2 балла — пожалуй, так; 4) 3 балла — верно; 5) 4 балла — совершенно верно. РТ = Е1 — Е2 + 5.

Е1 — сумма зачеркнутых цифр по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 1. Е2 — сумма остальных зачеркнутых цифр (по пунктам 1, 2, 5, 8, 1. ЛТ = Е1 — Е2 + 3. Где Е1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 2.

Е2 — сумма остальных зачеркнутых цифр (по пунктам 2. Ю. Л. Ханин получил нормативы поуровневой выраженности тревожности: от 2. Значительные отклонения показателей тревожности от «зоны психологического комфорта» (3.

Высокая тревожность вызывает появление неприятного и затрудняющего деятельность состояния человека, в этом случае необходимо сменить акценты с боязни неудачи и неодобрения окружающих на содержание деятельности, ее смысл, процесс осуществления. Можно, например, спланировать деятельность по отдельным подзадачам, которые легче осуществить и тем самым уменьшить чувство тревоги за конечный результат. Низкая тревожность, наоборот, требует пробуждения активности личности, заинтересованности и чувства ответственности. Этот опросник широко распространен в прикладных исследованиях, особенно в области клинической психодиагностики и высоко оценивается за достоверные диагностические данные (бланк теста в приложении). Опросник невротичности и склонности к невротическому реагированию Хека — Хесса, или шкала жалоб (BFB) Это — наиболее типичных опросников для скрининга неврозов. Он стандартизован на возраст от 1. Опросник крайне прост, длительность исследования с его помощью составляет 5- 1.

Обработка данных является медико- психологической экспресс — диагностической методикой, предназначенной для выявления степени выраженности невротизации. За каждый ответ «да» дается один балл, за каждый ответ «нет» — 0 баллов, за исключением вопроса №2. Надо подсчитать количество баллов: если получено до 1.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Наши проекты: Библиотека ». Кризисные состояния и постстрессовые расстройства ».

Тест определения тревожности Спилбергера- Ханина. Автор книги: Книга: Тест определения тревожности Спилбергера- Ханина — Тест определения тревожности Спилбергера- Ханина читать книгу онлайн. Тест определения тревожности Спилбергера- Ханиначасть 1 Определение реактивной тревожности. Фамилия___________________ Дата_____________Инструкция: “Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет”. Нет, это не так. Пожалуй, так. Верно. Совершенно верно.

Я спокоен. 1. 23. Мне ничто не угрожает. Я нахожусь в напряжении. Я испытываю сожаление. Я чувствую себя свободно. Я расстроен. 12. 34. Меня волнуют возможные неудачи.

Я чувствую себя отдохнувшим. Я встревожен. 1.

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения. Я уверен в себе.

Я нервничаю. 1. 23. Я не нахожу себе места. Я взвинчен. 1. 23. Я не чувствую скованности, напряженности. Я доволен. 1. 23. Я озабочен. 1. 23.

Я слишком возбужден и мне не по себе. Мне радостно. 1. Мне приятно. 1. 23. Определение личностной тревожности. Фамилия___________________ Дата_____________Инструкция: “Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно . Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет”.

Почтиникогда. Иногда. Часто. Почти всегда.

Я испытываю удовольствие. Я очень быстро устаю. Я легко могу заплакать. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие. Нередко я проигрываю из- за того, что недостаточно быстро принимаю решения. Обычно я чувствую себя бодрым. Я спокоен, хладнокровен и собран.

Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня. Я слишком переживаю из- за пустяков. Я вполне счастлив. Я принимаю все слишком близко к сердцу. Мне не хватает уверенности в себе. Обычно я чувствую себя в безопасности. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудно- стей.

У меня бывает хандра. Я доволен. 12. 34. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня. Я так сильно переживаю свои разочарования. Я уравновешенный человек. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я ду- маю о своих делах и заботах. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.

Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания. РТ = Е1 — Е2 + 3. Е1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7, 9, 1. Е2 — сумма остальных зачеркнутых цифр.

ЛТ = Е1 — Е2 + 3. Е1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 2. Е2 — сумма остальных цифр по пунктам 2. До 3. 0 — низкая тревожность, 3.

lmkstudent.weebly.com