Семейные конфликты и их причины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

тЕМА: «СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ ПРИЧИНЫ»

КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ

ХРОМОВ ВЛАДИМИР ВЯЧЕСЛАВОВИЧ.

Семейные конфликты в современной психологической литературе. 6

1.1. Семейные конфликты и их характеристика. 10

1.2. Причины конфликтов. 16

2. Эмпирическое исследование причин семейных конфликтов. 26

Параметры исследования. 26

2.2. Анализ результатов изучения основных причин конфликтов в семье 27

2.2.1. Анализ результатов изучения представлений личности о своей конфликтности 27

2.2.2. Анализ результатов изучения уровня терпимости супругов. 28

2.2.3. Анализ результатов изучения способов разрешения конфликтных ситуаций. 29

Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Ни одна сфера жизни человека не свободна от конфликтов. Исключением не является и семья. Конфликт — это столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликты неистребимы, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти.

Конфликты бывают внешними (конфликт с другими людьми) и внутренними (конфликт с самим собой). При внутренних конфликтах внешнего оппонента нет. Однако это не значит, что внутренние конфликты — пустяк или что они не важны для принятия решений. Внутренние конфликты определяют нашу систему ценностей, нередко вердикт «верно» или «неверно» является результатом внутреннего конфликта. Эти конфликты — основа этики и морали. Если бы люди в тех или иных ситуациях не ощущали внутреннего конфликта, они никогда не задумывались бы о вопросах нравственности. Понятию «внутренний конфликт» очень близко понятие «совесть».

Не говоря уже о том, что большинству людей никакого удовольствия конфликты не доставляют, современные ученые-медики отмечают губительные последствия стрессов, причиной большинства которых является конфликт. Улаживать конфликты — это решать человеческие проблемы. Уладить конфликт означает почти наверняка сохранить взаимоотношения. Если бы это было не так, люди не пытались бы улаживать конфликты.

При спорах и раздорах любая семья и взаимоотношения в ней могут сохраниться, дать трещину или распасться. Но люди хотят помогать друг другу и поддерживать взаимоотношения. Это желание сохраняется даже тогда, когда появившиеся разногласия вызывают конфликт.

Конечно, признанный, серьезный, глубоко переживаемый конфликт берет свое, но, если есть намерение его уладить, вероятность того, что удастся сохранить взаимоотношения в их внутреннем, глубинном проявлении, очень велика. Очень важно, чтобы стороны объективно оценили друг друга и предприняли возможные усилия для признания ценности и важности своих взаимоотношений, даже при их нынешнем конфликте. Этот шаг одинаково пригоден для споров между учителем и учеником, матерью и детьми, между мужем и женой.

Самое главное, чтобы противоположные стороны видели смысл сохранения отношений. Если же они не видят смысла сохранить их, то они не заинтересованы в его улаживании. Итак, для улаживания конфликта необходимо, чтобы все участники признали, что каждый из них ценен сам по себе как личность, что в позициях оппонента могут быть свои достоинства, что каждого волнуют свои (иногда одинаковые) проблемы и что у каждого из них где-то глубоко внутри скрыто одно желание: уладить конфликт и сохранить взаимоотношения.

Женатые люди сегодня сталкиваются с большими проблемами, чем они ожидали, собираясь вступать в брак.

Брак соединяет двух людей с разными пристрастиями, разным семейным окружением, разным уровнем зрелости, — разные темпераменты под одной, иногда крошечной крышей. Финансовые проблемы становятся еще одним бременем в супружеских трудностях. Когда на сцене появляются дети, вырастают конфликты по разным воспитательным подходам. Все эти различия могут принести большую горечь. Если их не решать, они легко могут привести к распаду семьи, эмоциональным проблемам, насилию, а иногда один или оба партнера ищут внимания и компании вне дома.

Сопоставьте эти проблемы со знанием о том, что часто брак не получается, потому что один или оба партнера вступают в брак, не понимая, что они делают. Иногда они слишком молоды, чтобы понять, что же такое брак, или они, возможно, слишком эгоцентричны, чтобы отдавать так же много, как они получают.

К тому же, бытом многих семей правят сейчас три докультуры: психологическая неграмотность – незнание женской и мужской психологии, азов эмоционального общения в семье; половое невежество – незнание законов человеческой сексуальности, разладов мужской и женской половой природы и способов их смягчения; воспитательная неграмотность – незнание коренных отличий детской психологии от взрослой, неумение воспитывать детей в ключе их психологии и в духе нынешнего образа жизни.

Эти три невежества чрезвычайно усложняют жизнь большинства семей, особенно молодых, тогда как знания могут очень помочь им. Впрочем, одних знаний здесь явно не хватает. Семья попала сейчас в острый кризис: взрыв разводов и одиночества, увеличение количества абортов, падение рождаемости.

Данная работа посвящена изучению основных причин семейных конфликтов, т. к. только зная причины конфликта, можно управлять его ходом и, что не менее значимо, предотвращать его.

Предмет работы – причины семейного конфликта, а объектом изучения является сам конфликт.

Можно предположить, что одной из основных причин семейных конфликтов является недостаточная осведомлённость супругов друг о друге. Следствием является и личностное непонимание, и различные взгляды на воспитание ребёнка, и нетерпимость к проступкам другого, и, наконец, неудовлетворённость семейной жизнью.

Цель и гипотеза ставят перед нами следующие задачи:

Исследование основных причин конфликтов в семье.

Изучение способов разрешения конфликтных ситуаций у исследуемых пар.

Выявление уровня терпимости каждого из супругов.

Семейные конфликты в современной психологической литературе.

Народная мудрость гласит: “Дом держится на четырёх углах, а семья – на двух головах”. Четыре угла семейного очага – это взаимная любовь, взаимная верность, взаимное уважение и взаимная помощь. В качестве созидателей, хранителей семейного очага муж и жена равно ответственны за его судьбу, за прочность и долговечность брака, в равной мере определяют психологический климат в семье, гармонию супружеских отношений. Нельзя строить семейные отношения на неравенстве, господстве одного из супругов над другим.

Вступая в брак, люди хотят семейного счастья. Но их надежды не всегда сбываются. В отдельных регионах до 50 % семей распадаются.

После вступления в брак молодожёнам предстоит хорошо узнать друг друга, изучить привычки, выработанные в прежней жизни, научиться взаимодействовать, отказываться от того, что этому взаимодействию мешает. Но это удаётся далеко не всем – и тогда супруги перестают понимать друг друга, между ними возникают конфликты, перерастающие в семейные ссоры и скандалы.

Почему далеко не всем удаётся сохранить семью? Почему между супругами возникают ссоры и конфликты, нередко ведущие к разводам? Почему исчезает любовь и уважение, когда-то объединявших их? Чтобы ответить на эти вопросы, надо выяснить, как молодожёны понимают любовь, какого человека называют любимым.

Потребности, которые супруги удовлетворяют в браке, различны, поэтому и содержание любви неодинаково. Один человек понимает любовь как физическое влечение. Потребность в половой близости, другой – как близость с другим человеком, с другом. Обращает на себя внимание тот факт, что конфликтующие и разводящиеся супруги на первое место в любви ставят личные потребности и стараются использовать любимого человека как средство их удовлетворения. Такая любовь носит потребительский характер. При настоящей же любви человек посвящает свою жизнь любимому, стремится доставить ему радость, сделать его счастливым. Непонимание этого приводит к тому, что любовь пропадает (при этом возникает вопрос: а была ли она вообще?)

Каждый человек имеет свою “модель” любимого (любимой). Сильная потребность иметь любимого рядом приводит к тому, что нередко людям кажется, что они нашли его наконец-то. Эта установка мешает реально увидеть достоинства и недостатки любимого. Однако рано или поздно человек раскрывается, и нередко наступает разочарование, причём не только в объекте любви, но и в любви вообще (отсюда возникает суждение – “любви нет вообще”).

Человек может влюбиться с первого взгляда, если объект любви соответствует его модели – отличается красотой, эрудицией, интеллигентностью, чуток, добр и деликатен, имеет престижную профессию. Однако в семейной жизни, когда появляются домашние заботы, когда необходимо заботиться о других членах семьи, посвящать им своё время, и нередко подчинять свои интересы, “любимый” зачастую поворачивается совсем другой стороной.

В молодости, на этапе поиска будущего супруга, внешность играет весьма важную роль. В супружеской жизни главным становится отношения между супругами, наличие у них таких качеств, как нежность, порядочность, честность и дружелюбие. Поэтому, если один из супругов перестаёт отвечать потребностям другого, наступает разочарование и любовь уходит. Так, если один из супругов учится, стремится повысить своё образование, другому необходимо задуматься над собственным духовным развитием, совершенствовать свои общие и специальные знания, повышать свою профессиональную квалификацию. Многие так и поступают. Но нередко один из супругов этому препятствует: мешает учиться, стремится загрузить различными делами, отвлекающими от интересующей его деятельности, ограничить общение с новыми людьми, соответствующими возросшим духовным потребностям и способностям супруга (или супруги). В этом случае возрастающая разница в уровнях развития супругов и конфликты, усиливающие противоречия, могут стать причиной исчезновения любви и распада семьи.

Многие молодые супруги не понимают, что брак – это постоянный труд, творческий поиск путей сохранения взаимопонимания и любви. И к любви себя надо готовить. Надо учиться дарить счастье другому.

Источниками нарушения семейных отношений являются, как правило, столкновение различных представлений мужа и жены о целях семьи, о конкретном содержании её функций и способов их реализации, о распределении ролей в семье. Если супруги не будут понимать друг друга в жизненно важных для существования брака вопросах и действовать соответствующим образом, если не выработают общую систему взглядов, то супружеские отношения будут разрушаться.

Учёные считают, что многие причины неудачных браков существуют уже в момент их заключения. Эти причины именуются факторами риска построения счастливой семьи.

Возраст вступления в брак. Социологические исследования показывают, что раннее заключение брака является важным фактором, влияющим на удовлетворённость отношениями в семье. При изучении успешных и неуспешных браков выяснилось, что в группе успешных семей только 43 % вступили в брак до 21 года, а неуспешных 69 %. Успешный брак предполагает высокий уровень социальной и психологической зрелости людей, т. к. для него необходимы устойчивые установки, определённые знания и умения, чего в зачастую нет в юношеском возрасте.

Экономический фактор. Изучение бракоразводной практики показало, что малая зарплата, отсутствие отдельной квартиры никогда не называется в качестве первопричины разлада в семье, на первом месте обычно стоят причины нравственно-психологического характера, а материальные затруднения могут усугублять разногласия и осложнять уже нарушенные отношения.

Жилищные условия. Этот фактор связан с раздельным или совместным проживанием молодой пары с родителями. Данные исследований говорят о том, что молодые семьи, проживающие совместно с родителями, несколько стабильнее тех, кто живёт раздельно, хотя конфликты между молодыми супругами и их родителями при совместном проживании возникают нередко. С одной стороны совместное проживание содействует внешнему социальному контролю со стороны родителей за молодой парой, выполнением её семейных функций, обогащает личностные контакты. Однако, с другой стороны жизнь с родителями может затруднять процесс адоптации супругов, мешает их желанной самостоятельности, мешает развитию чувства ответственности за созданную семью.

Огромную роль играют такие факторы, как родительские семьи, в которых воспитывались супруги; отношение родителей к браку детей; добрачная беременность – является при создании семьи высоким фактором риска. Ускоренное формирование семьи приводит к неудовлетворённости, что влияет и на эмоциональную сторону взаимоотношений между мужем и женой.

Продолжительность знакомства до брака. Этот фактор является довольно значимым для прочности брака. Непродолжительность знакомства до брака не позволяет будущим супругам узнать друг друга настолько, чтобы иметь адекватное представление о возможности совместной адоптации, особенностях характеров и темпераментов.

Отношение между людьми в семье из всех человеческих отношений бывают наиболее глубокими и прочными. Они включают четыре основных вида отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные. Психофизиологические – это отношения биологического родства и половые отношения. Психологические включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку. Социальные отношения содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение и пр. Культурные – это особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определённой культуры (национальной, религиозной и т. д.), внутри которой данная семья возникла и существует. Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное взаимопонимание и воспитание детей. Внутри каждого из вида отношений могут существовать как согласие, так и разногласие, которые могут положительно или отрицательно сказываться на отношениях и воспитании.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка. Для этого сначала необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Совместная жизнь требует от супругов постоянной готовности к компромиссу в каждом из названных видов отношений, умения считаться с личными интересами и потребностями партнёра, уважать друг друга, доверять друг другу, находить взаимопонимание друг с другом. Статистика бракоразводных процессов показывает, что самые большие трудности возникают в сфере отношений, связанных с внутрисемейной культурой. На них приходится большая часть разводов, особенно в молодых семьях, существующих от года до пяти лет. Культура общения предполагает, в свою очередь, взаимное доверие, вежливость, тактичность, чуткость, доброжелательность, внимательность, отзывчивость, доброту.

И ещё раз хочется обратиться к народной мудрости: “Любовь без детей, что цветок без запаха”. Рождение и воспитание детей – апогей супружеской жизни. Как ни романтична любовь сама по себе, как ни сильна она и прекрасна, величие супружеству придают дети. В процессе воспитания детей возникает очень много проблем и вопросов. По данным социологов конфликты между супругами по поводу детей по частоте стоят на первом месте. Причём не только у молодых родителей, но и родителей со стажем.

1.1. Семейные конфликты и их характеристика.

В психологии под конфликтом понимается обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей. Конфликты бывают открытые или скрытые. Открытые конфликты принимают форму ссоры, скандала, драки и т. д. Скрытые же конфликты не имеют яркого внешнего проявления, это внутреннее недовольство, но их влияние на супружеские отношения не менее ощутимо, чем открытых. Особенности конфликтов в семье выражаются в том, что психическое состояние супругов может перейти в стрессовое, искажающее психику человека; обостряются отрицательные переживания в духовном мире человека, может наступить состояние опустошённости, при котором всё кажется безразличным.

Конфликт вызывается какой-то сложной для супругов проблемой. Конфликты специфичны для разных стадий развития семьи. Наиболее существенна роль конфликта в период формирования семьи, когда супруги только начинают приспосабливаться друг к другу. Именно на этом этапе важно определить способы и пути решения конфликтных ситуаций. На первом этапе развития семьи, когда закладывается система ценностей и формируется семейная микрокультура, важную роль играет функция досуга. С рождением ребёнка появляются новые проблемы, требующие разрешения, особое значение приобретает хозяйственно-бытовая и воспитательная функция. На этапе взросления детей, выхода супругов на пенсию отношения в семье меняются, и конфликт имеет другую почву.

Существует зависимость между конфликтом и личностями конфликтующих. Так, есть люди, которые испытывают положительные эмоции при конфликте. Некоторые же переживают их очень болезненно, поскольку не переносят любую психическую напряжённость. Определённые черты характера человека (злость, вспыльчивость, капризность, обидчивость и т. д.) могут обострять возникающие разногласия, усугублять неприязненность в отношениях. Вот почему важно воспитывать в себе с юных лет те качества, которые могут способствовать умению налаживать отношения с людьми. Можно с уверенностью сказать, что если супруги по каким-то причинам не сумели найти верный, адекватный способ решения своих проблем, то конфликт, даже естественный и закономерный для данной стадии жизненного цикла семьи, оказывается непреодолимым.

Конфликты могут быть легкоразрешимыми и трудноразрешимыми. В первых причина может быть легко установлена и устранена. В трудноразрешимых конфликтах даже при выявлении причины их нелегко ликвидировать, поэтому отношения между супругами остаются напряжёнными. Однако причину, испортившую отношения, нужно постараться устранить как можно скорее.

Возникновение ссор, которые никогда не проходят бесследно, — одно из губительных последствий адаптации любви. Говорят: милые бранятся, только тешатся. Но это не так. Всякая ссора необратима, то есть накладывает какой-то отпечаток на дальнейшие отношения. Но как часто ссоры основываются на пустяках!

Чаще всего неосознаваемой причиной ссоры является отрицательная психологическая установка. В состоянии эмоциональной усталости человек часто становится придирчивым, несдержанным. Лучше сразу понять причину срыва и тут же это понимание продемонстрировать: « Я понимаю, ты сегодня устал и поэтому так придирчив…» такое проявление доброжелательности обычно помогает виновному одуматься. Если же другому вовремя не удаётся сдержаться, ссора нарастает, как снежный ком.

Часто конфликты возникают из-за того, что супруги не поняли друг друга, потому что не выразили своего отношения к делу достаточно ясно. Чтобы поссориться используется всё: и как чистят зубы, и как держат ложку, и какое у другого увлечение. Для этого нужна только соответствующая установка. И если взята установка на «войну» в доме, то ссора неизбежна. И нет большей обиды, чем та, которая нанесена близким человеком. Он может «ударить» больно, потому что знает, куда надо бить, чтобы причинить боль. Обида – тяжелейшее переживание. Хотя здесь есть и такой аспект: необоснованная и чрезмерная обидчивость некоторых. Психологи обращают внимание вот на что. Обида может вызвать агрессию, которая включает все иммунные механизмы, начинающие работать вхолостую. Любой же гормон, который не использован организмом, превращается для него в яд, а значит, ослабляет человека. Если постоянно думать о своих обидах, организм будет подвергаться опасным перегрузкам. Для того чтобы освобождаться от этих болезненных явлений психики, нужно заниматься самовоспитанием мысли. Преодолеть излишнюю обидчивость – значит найти пути к более гибкому межличностному общению.

Возникновение конфликтов связано со стремлением людей удовлетворять те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учёта интересов другого супруга или члена семьи.

Выбор средств взаимодействия конфликтующими супругами зависит от уровня культуры, типа темперамента, особенностей характера, степени психолого-педагогической готовности к семейной жизни, возраста и т. п.

В зависимости от средств, выбираемых супругами для разрешения конфликта, он может выполнять как разрушительную, так и созидательную роль. К средствам, разрушающим семейные отношения, относятся оскорбления, унижение человеческого достоинства, стремление проучить, сильнее обидеть, свалить вину за возникший конфликт друг на друга. В итоге исчезает взаимное уважение, супружеское взаимодействие становится неприятной обязанностью. Во втором случае, когда конфликт выполняет созидательную роль, супруги стремятся выбирать средства, способствующие выяснению причин конфликтов, ищут их прежде всего в своих действиях и поступках, выражают взаимную готовность изменить сложившиеся взаимоотношения.

Сам дух семьи, характер отношений в ней, общий стиль и тон супружества принято называть семейной атмосферой. В сущности, она является основным источником радости или неприятностей, ощущения полноты супружества или его неполноценности. Семейная атмосфера складывается из многих элементов, главный из которых – нравственное здоровье семьи, тесно связанное с жизнью общества. Можно сказать, что нравственная семейная атмосфера устойчива в такой мере, в какой социальна семья и в какой искренни и честны супруги в своих взаимоотношениях. Причём нравственное сознание семьи и супругов постоянно возрастает, если здесь не провозглашают принципов, а ими руководствуются, не говорят о том, как надо вести себя, а просто живут по законам совести и чести, не рассуждают о морали, а живут в соответствии с ней. Такая атмосфера оптимистична, пронизана высокой нравственностью, уверенностью в будущем.

Семейная атмосфера – это психологический климат семьи. Она включает в себя духовную жизнь родителей и детей, единство их интересов, увлечений, переживаний. В этом случае психологи говорят о духовном единстве семьи, когда каждый стремиться понять других, разделить их заботы, помочь. Духовное единство сплачивает семью в коллектив, помогает созданию общего стиля и тона жизни.

Каждый в семье реально может утвердить себя в глазах близких, завоевать уважение, доверие, получить одобрение, выразить себя именно в сфере быта и свободного времени. Культура свободного времени очень влияет на атмосферу в семье. Если свободное время планируется для самосозидания и роста духовных потребностей, оно даёт самую разнообразную гамму положительных впечатлений.

Духовная же близость создаётся на основе психологической совместимости супругов, родителей и детей в системе межличностных отношений, что имеет регулирующее значение для стиля и тона супружеских отношений.

Совместимость – значит близость, похожесть или такая разница, когда характеры, взгляды, привычки не враждебны, а дополняют друг друга. Именно от такой многословной совместимости – эмоциональной, духовной, моральной, сексуальной – зависит судьба брака: чем полнее это совместимость, чем больше у мужа и жены близких сторон, тем лучше им друг с другом, чем меньше – тем тускнее их жизнь.

Слово «совместимость» родилось в биологии и медицине. Чтобы ткань, которую пересаживают в другой организм, прижилась (оказалась совместимой), ей нужно почти близнецовое родство с этим организмом. Для психологической совместимости важно не родство, а сходство, душевные «общие знаменатели»: достаточно, чтобы люди хотя бы в чём-то главном дополняли друг друга или были похожи друг на друга, как похожи берёзы разных пород, как похожи рифмующиеся слова. То есть надо, чтобы разные свойства людей не враждовали, а уживались между собой.

Такое уживание исключительно важно для семейной жизни, потому что полюбить можно разных людей, а сохранить любовь (или влечение) – только к совместимому человеку. И чем индивидуальнее люди, чем глубже их своеобразие, тем больше граней совместимости нужно их психологии, подсознанию.

Наилучшая совместимость – это, видимо, сплав похожести и полярности, и она стоит на трёх китах: на родстве душ, то есть похожести душевного отношения к жизни; на душевной близости – близости интересов, взглядов, идеалов; на противоположности нервного склада. Лучше всего совмещаются люди, у которых близок душевно-духовный мир и полярный темпераменты (например, холерик и флегматик или сангвиник).

Любовь – стихийная сила, она приходит и уходит сама. Совместимость – чаще плод наших страданий, дитя нашей воли и чувств, сознания и поведения. Создавать её приходится обычно каждый день, без перерывов: ведь люди всё время меняются – взрослеют, стареют, у них растут дети, делаются другими уклад жизни, привычки, характеры, взгляды, пристрастия, и ко всем этим переменам надо всё время приноравливаться, приспосабливать свою душу и поведение.

При этом не стоит удаляться в крайность и думать, что хорошие отношения у мужа и жены могут быть только при полной, всесторонней совместимости. Часто людей связывают далеко не все нити, но они терпимо относятся к не очень приятным для них чёрточкам в другом человеке, уважают его право на самостоятельность, «автономию». Кстати говоря, и эта терпимость к неизбежным недостаткам близкого человека, и уважение к его самостоятельности входят в число главных опор совместимости.

Полная, всесторонняя совместимость вообще бывает очень редко. Куда чаще встречается неполная совместимость, не всесторонняя, но разносторонняя, и её обычно хватает для хороших отношений, если только бережно относиться к ним.

Лучше всего совместимость создаётся, когда ей помогает любовь. Любящие как бы обмениваются частицами своих «я», перенимают друг от друга какие-то чёрточки, свойства душ. Обмениваются не всегда лучшим в себе, а часто тем, что у одного ярче и что кажется другому притягательным.

Обмен частицами своего «я», психологическое обобщение друг друга – топливо любви, которое поддерживает её огонь. Если этого топлива нет, любовь чаще всего гаснет.

Сплав этой общности и разности и создаёт всю непростую мозаику супружеских отношений. С одной стороны, самим психологическим глубинам человека – личности нужно, чтобы у него было как можно больше общих интересов с близким человеком, чтобы у них «рифмовалось» как можно больше сторон души. С другой стороны, чем развитее человек, тем он своеобразнее во вкусах, пристрастиях, привычках, взглядах. Сама психология человека – индивидуальности делает невозможным, чтобы у людей совпадали все интересы или хотя бы основные стороны характера. Между полюсами этого противоречия и балансирует у каждой пары сплав похожести и непохожести.

Совместимость – это или тяготение к тому, что нравится в человеке, или «мирное сосуществование» с тем, что кажется нейтральным или не очень приятным. Несовместимость – неуживание с тем, что не нравится, царапает, ощущается как неприятное. Совместимость с достоинством человека часто несёт в себе вкрапления несовместимости с его недостатками, вернее, с тем, что кажется недостатками. Причём главное здесь – именно «кажется» — не то, что есть на самом деле, а то, что видится, ощущается, кажется хорошей чёрточкой или плохой.

У одних людей между совместимостью и несовместимостью идёт острая вражда, и цепь их отношений рвётся на звенья притяжений и отталкиваний. У других – чаще у тех, кто терпимее и у кого недостатки слабее – совместимость перевешивает и уколы несовместимости ранят меньше, не очень затмевают хорошие отношения.

Эти отношения дают больше радостей, если люди ведут себя как бы по законам двойной оптики: не дают себе привыкать к хорошим сторонам близкого человека и стараются так строить жизнь, чтобы эти хорошие стороны не тускнели; чужие недостатки стараются терпеть и прощать, свои – сдерживать и строить жизнь так, чтобы они поменьше вылезали наружу.

Старания эти невероятно трудны, они отнимают массу душевных сил, но дают взамен такие потоки радостей, такие заряды энергии, которые намного превосходят нервные траты.

Если такие старания слабы, люди поворачиваются друг к другу слабыми сторонами и нити их влечений начинают слабеть и лопаются одна за другой. На основе этого и возникает конфликт.

Поэтому следует заботиться о каждом элементе семейной атмосферы, иначе неизбежно в ней появляется противоречия, конфликты, несоответствия и возникает неприятная эмоциональная напряжённость. Именно семья создаёт высокую ценность, быть может самую прекрасную, – радость. И поэтому семейная атмосфера должна быть по существу своему оптимистичной, построенной на положительных эмоциях и переживаниях.

Чаще всего семейные конфликты возникают у семей с напряжённой и конфликтной атмосферой.

Напряжённая атмосфера характерна для противоречивых типов семей, в которых супруги с одинаковыми или противоположными недостатками: муж и жена – службисты или ленивы; или один трудолюбив, а другой лентяй; или кто-то неряшлив, кто-то чистоплотен. Здесь постоянно сталкиваются разные характеры и разные установки. Если любят, супруги терпят недостатки друг друга, хотя это даётся и не просто.

Конфликтная атмосфера характерна для неблагополучной семьи и супругов, эмоционально и рационально несовместимых. В таких семьях настроения пессимистичны (супруги не могут расстаться из-за детей или по иной причине и потеряли надежду на лучшую жизнь) или аффектны (скандалы, ненависть друг к другу).

1.2. Причины конфликтов.

В семье случаются разногласия, и это естественно. Ведь для совместной жизни объединяются мужчина и женщина с индивидуальными психическими различиями, неодинаковым жизненным опытом, разными взглядами на мир, интересами; позже в орбиту семейных отношений включены взрослые и дети – представители трёх поколений. И по самым различным вопросам, начиная с того, где провести выходной или отпуск, и кончая тем, в какой вуз поступать сыну или дочери, могут быть противоречивые мнения.

Неизбежны проблемы на работе, неудовлетворённость друг другом, поведение детей, отношением друзей. Жизнь не бывает без трудностей, она каждого испытывает на выдержку и стойкость. Легко любить, когда всё хорошо, а как сохранить чувство, когда плохо в семье или на работе и, кажется, не видно конца неприятностям. Возможна

xreferat.com

Семейные конфликты (стр. 1 из 3)

Конфликтология — относительно молодая наука. В завершенном виде она появилась лишь к середине XX в. Но конфликты существовали всегда, а первые попытки их осмысления относятся к глубокой древности.

Древние философы считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы, людей и даже Богов. Правда, сам термин «конфликт» они еще не употребляли, но уже видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни, а представляет собой лишь ее часть.

Конфликтология является одной из самых молодых отраслей научного знания, развившейся на стыке многих наук и прежде всего – социологии и психологии.

Конфликтология выделилась как относительно самостоятельное направление в социологии в конце 50-х годов XX века и изначально получила название «социология конфликта». Это событие связывается с работами Р. Дарендорфа (Германия) «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957), а также Л. Козера (США) – «Функции социальных конфликтов» (1956).

В этот же период аналогичная ситуация наблюдается и в психологии. Благодаря исследованиям М. Шерифа, Д. Рапопорта, Р. Доза, Л. Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, Д. Скотт и др. психология конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление.

Исследования в области социологии конфликта и особенно в области психологии конфликта способствовали развитию конфликтологической практики. Становление конфликтологической практики происходит в 70-е годы XX столетия. В этот период Горовиц и Бордман создают программу психологического тренинга, направленного на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии. Ч. Освуд разработал методику ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначенную для разрешения международных конфликтов.

В становлении конфликтологической практики особое место заняли переговорные методики разрешения конфликта (Д. Скотт; Ш. и Г. Боуэр; Г. Келман и др.). Разработка технологий переговоров с участием посредника-медиатора (В. Линкольн, Л. Томпсон, Р. Рубин и др.) привела к созданию в США в 1970-1980-х годах учебных заведений по подготовке специалистов-медиаторов. В этот период всемирную известность приобрел Гарвардский метод «принципиальных переговоров» Р. Фишера и У. Юри.

В 1980-е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах мира. А в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов. В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт-Петербурге в 1993 году.

Понятие «конфликт» (от лат. Conflictus-столкновение) имеет не одну интерпретацию . В философии – это категория, отражающая стадию (фазу и форму) развитие категории «противоречие», когда существующие противоположности превращаются крайние противоположности (полярность, антагонизм), достигая момента взаимоотрицания друг-друга и снятия противоречия.

Но, рассматривая исходные позиции для определения понятия «конфликт», А.Г. Здравомыслов считает неправомерной попытку подвести его под более широкую категорию противоречий, поскольку противоречия, по его мнению, далеко не всегда влекут за собой конфликты. Для превращения противоречий в конфликты необходимы осознание противоположности интересов и соответствующая мотивация интересов. Пока противоположность интересов не осознана, конфликт, как полагает английский политолог Э. Гидденс, ещё не наступает.

Существует огромное разнообразие конфликтов в обществе, что определяется основаниями их возникновения.

Семейные конфликты являются одной из самых распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85 % семей происходят конфликты, а в остальных 15-20 % возникают ссоры по различным поводам.

В соответствии с поставленной целью контрольной работы рассматривается следующие задачи:

Выявить причины возникновения семейных конфликтов;

Классифицировать семейные конфликты;

Определить возможности предупреждения и разрешения семейных конфликтов.

1. Семейные конфликты

Уникальность семейных отношений обусловливает не только специфику возникновения и протекания конфликтов в семье, но и особым образом отражается на социальном и психическом здоровье всех ее членов. Семейные конфликты — это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов. Считается, что эффективное супружеское взаимодействие определяется динамическим равновесием понятий "МЫ" и "Я". Равновесие действительно является динамическим, ведь в каждый момент времени существует акцент только на одном из двух понятий. При слишком сильном развитии составляющей “МЫ” – всегда существует опасность торможения личностного роста одного из супругов (а иногда и обоих). Если сильно развит "Я"–компонент – возникают предпосылки для разобщенности и обид.

Понятно что нельзя сводить весь комплекс отношений и проблем, которые возникают в браке, только к наличию или отсутствию эгоизма. Все гораздо сложнее. В чем же cпецифика семейных отношений? Почему для них характерны конфликты?

Семейные отношения регламентированы обществом и прописаны законодательно в Семейном Кодексе РФ. Но зачастую, понятия "Брак, супруги, ответственность, долг, развод, совместно нажитое имущество и проч." не всегда совпадают с представлениями одного или обоих супругов.

Семейные отношения основаны на обязательствах друг перед другом, перед собой и перед обществом. Каждый из супругов может понимать свои обязательства или обязательства партнера по-разному, игнорировать их, понуждать другого партнера к выполнению и так далее. Часто брак становится площадкой для манипулирования друг другом и подмены общих целей на личные.

Семейные отношения формируются в большинстве случаев на основе опыта родительской семьи каждого из супругов (который порой очень трудно объединить в единое понимание), и необычайно редко на основе зрелых представлений и реалистичных пожеланий каждого из партнеров. Это становится поводом для семейных конфликтов.

Установки, возникающие в браке, обычно очень жесткие и поддерживаются обоими супругами, иногда непроизвольно.

Основные, наиболее часто встречающиеся неконструктивные установки на брак:

На самом деле установок значительно больше и все их перечислить невозможно. Важно научиться их правильно и вовремя распознавать и заменять на более эффективные.

Исключить возникновение семейных конфликтов невозможно, и семейные конфликты между близкими людьми возникают практически всегда. Просто в одних семьях их умеют решать, а в других – нет.

Поскольку, семья – это не просто сумма людей (членов семьи), а открытая саморазвивающаяся система со своими законами, нормами поведения и типом взаимоотношений. И изменения, происходящие с одним из членов семьи, прямо или косвенно отражаются на остальных ее членах. Семейные конфликты всегда затрагивают личные интересы кого-либо из членов семьи. И каждая семья проходит определенные стадии развития, для которых характерны свои периоды напряжения и кризисы.

И здесь важно иметь эффективные и приемлемые для всех членов семьи способы решения данных проблем.

2. Причины возникновения семейных конфликтов

Семейные конфликты многообразны. Это и конфликты между супругами, родителями, детьми, это и межпоколенные конфликты между представителями младшего и старшего поколений. Конфликты в семье между её членами возникают по поводу выполнения семейных функций, психологических противоречий, различного понимания семейных целей и задач развития каждого поколения, системы семейных ценностей членов семьи. Семейный конфликт воспринимается и переживается членами её семьи как расхождение, столкновение их интересов, целей и потребностей.

Каждый из нас сможет выделить несколько причин, которые вызывают частые конфликты в семье:

• разные взгляды на семейную жизнь;

• неудовлетворенные потребности и пустые ожидания;

• пьянство одного из супругов;

• неуважительное отношение друг к другу;

• нежелание участвовать в воспитании детей;

• неуважение к родственникам;

• нежелание помогать по дому;

• различия в духовных интересах;

Это далеко не все причины, вызывающие конфликты в семье. Чаще всего причин несколько. Конфликты можно поделить на два типа в зависимости от их разрешения.

Созидательный — представляет собой определенное терпение в отношениях друг к другу, выдержку и отказ от оскорблений, унижения; поиск причин возникновения конфликта; взаимная готовность к ведению диалога, старание изменить сложившиеся отношения. Итог: налаживаются доброжелательные отношения между супругами, общение становится более конструктивным.

Разрушающий — представляет собой оскорбления, унижение: стремление «насолить», больше проучить, свалить вину на другого. Итог: исчезает взаимное уважение, общение друг с другом превращается в обязанность, часто неприятную.

Итак, определимся, что является основой для порождения конфликта в семье:

1. Неудовлетворенная потребность в самоутверждении.

2. Стремление одного или обоих супругов реализовывать в браке прежде всего личные потребности (эгоизм).

3. Неумение супругов общаться друг с другом, с родственниками, друзьями и знакомыми, коллегами по работе.

4. Сильно развитые материальные амбиции у одного или обоих супругов.

5. Нежелание одного из супругов участвовать в ведении домашнего хозяйства.

6. Наличие у одного или обоих супругов завышенной самооценки.

mirznanii.com

Семейные конфликты реферат по психологии скачать бесплатно конфликт проблема кризис супруги дети ссора внутриличностный конфликтология способы родители воспитание подростки семьи взаимоотношения возраст межличностные психологическое консультирование взаим, Сочинения из Психология. Moscow State University

3 стр. на 18 стр.

Это только предварительный просмотр

Поиск в превью документа

Конфликтология Тема: «Семейные конфликты»

1. Типичные межличностные конфликты у супругов……………………..4

1.1. Психотравмирующие последствия…………………………………….7

1.2. Предупреждение супружеских конфликтов…………………………..8

1.3. Разрешение конфликтов между супругами…………………………. 9

2. Конфликты во взаимодействии родителей и детей……………………..10

3. Психологическое консультирование конфликтных семей…………….14 3.1. Этапы психологического консультирования……………………….15

Введение Проблема конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для

любого общества. Однако в России на всех этапах развития конфликты

оказывали не просто заметное, а, как правило, решающее влияние на ее

историю. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность,

межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, убийства, бытовые

и семейные конфликты, самоубийства как способы разрешения

внутриличностных конфликтов – основные причины гибели людей в нашей

стране. Конфликт был, есть и в обозримом будущем будет решающим фактором,

влияющим на безопасность России и ее граждан.

Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми

можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла.

Конфликт наиболее острый способ разрешения значимых противоречий,

возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии

субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

В своей работе я хочу рассмотреть семейные конфликты, т.к. семья — 0 0 1 Fдревнейший институт человеческого взаимодей ствия, уникальное явление. Ее

уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом 0 0 1 Fвзаимо действуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки

лет, т. е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе

интенсивного, взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и

1. Типичные межличностные конфликты у супругов

0 0 1 FВ зависимости от субъектов взаимодействия семейные кон фликты

0 0 1 Fподразделяются на конфликты между: супругами, роди телями и детьми,

супругами и родителями каждого из супругов, бабушками (дедушками) и

Ключевую роль в семейных отношениях играют супружеские конфликты. 0 0 1 FОни чаще возникают из-за неудовлетворения по требностей супругов. Исходя

0 0 1 Fиз этого выделяют основные причи ны супружеских конфликтов:

• психосексуальная несовместимость супругов;

• 0 01 F неудовлетворение потребности в значимости своего «Я», не уважение чувства

достоинства со стороны партнера;

• неудовлетворение потребности в положительных эмоциях: отсутствие ласки,

заботы, внимания и понимания;

• 0 01 F пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворе нию своих

потребностей (алкоголь, наркотики, финансовые расходы только на себя и

• 0 01 F неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимо понимании по 0 0 1 Fвопросам ведения домашнего хозяйства, вос питания детей, в отношении к

• различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях.

Кроме того, выделяют факторы, влияющие на конфликтность

супружеских отношений. К ним относят кризисные периоды в развитии семьи

Первый год супружеской жизни характеризуется конфликтами адаптации

друг к другу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Происходит эволюция

чувств, влюбленность исчезает и супруги предстают друг перед другом такими,

какие они есть. Известно, что в первый год жизни семьи вероятность развода

велика, до 30% общего числа браков (И. Дорно). 0 0 1 FВторой кризисный период связан с появлением детей. Еще не окрепшая

система «Мы» подвергается серьезному испытанию. Что же лежит в основе

конфликтов в этот период?

• Ухудшаются возможности профессионального роста супругов.

• 0 01 F У них становится меньше возможностей для свободной реализа ции в

лично-привлекательной деятельности (увлечения, хобби).

• Усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к

временному снижению сексуальной активности.

• . Возможны столкновения взглядов супругов и их родителей по проблемам

Третий кризисный период совпадает со средним супружеским возрастом,

который характеризуется конфликтами однообразия. В результате 0 0 1 Fмногократного повторения одних и тех же впечат лений у супругов наступает

0 0 1 Fнасыщение друг другом. Это состоя ние называют голодом чувств, когда

0 0 1 Fнаступает «сытость» от ста рых впечатлений и «голод» по новым (Ю.

Рюриков). 0 0 1 FЧетвёртый период конфликтности отношений супругов на ступает после

18—24 лет совместной жизни. Его возникновение часто совпадает с

приближением периода инволюции, возникновением чувства одиночества, 0 0 1 Fсвязанного с уходом детей, уси ливающейся эмоциональной зависимостью

0 0 1 Fжены, ее пережива ниями по поводу возможного стремления мужа сексуально

0 0 1 Fпро явить себя на стороне, «пока не поздно» (С. Кратохвил).

0 0 1 FЗначительное влияние на вероятность возникновения супру жеских

конфликтов оказывают внешние факторы: ухудшение материального положения 0 0 1 Fмногих семей; чрезмерная занятость од ного из супругов (или обоих) на работе;

0 0 1 Fневозможность нор мального трудоустройства одного из супругов; длительное

отсутствие своего жилья; отсутствие возможности устроить детей в детское

учреждение и др.

Перечень факторов конфликтности семьи был бы неполным, если не

назвать макрофакторы, т. е. изменения, происходящие в современном обществе,

а именно: рост социального отчуждения; ориентация на культ потребления;

де 0 01 Fвальвация моральных цен ностей, в том числе традиционных норм 0 0 1 Fсексуального поведе ния; изменение традиционного положения женщины в

семье (противопо 0 01 Fложными полюсами этого изменения являются пол ная

экономическая самостоя 0 01 Fтельность женщины и синдром до мохозяйки);

0 0 1 Fкризисное состояние экономики, финансов, соци альной сферы государства.

Исследования психологов показывают, что в 80—85% семей есть

конфликты. Оставшиеся 15—20% фиксируют наличие «ссор» по различным

поводам (В. Поликарпов, И, Залыгина). В зависимости от частоты, глубины и

остро 0 01 Fты конфликтов выде ляют кризисные, конфликтные, проблемные и

невротические семьи (В. Торохтий).

Кризисная семья. Противостояние интересов и потребностей супругов

но 0 01 Fсит острый характер и захватывает важные сферы жиз недеятельности

семьи. Супруги занимают непримиримые и даже враждебные позиции по

отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки. К кризисным

брачным союзам можно отнести все те, которые или распадаются, или находятся

на грани распада.

Конфликтная семья. Между супругами имеются постоянные сферы, где их 0 0 1 Fинтересы сталкиваются, порождая сильные и про должительные

отрицатель 0 01 Fные эмоциональные состояния. Одна ко брак может сохраняться

благодаря другим факторам, а также уступкам и компромиссным решениям

конфликтов. 0 0 1 FПроблемная семья. Для нее характерно длительное существова ние

трудностей, способных нанести ощутимый удар стабильности брака. Например,

отсутствие жилья, продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие 0 0 1 Fсредств на содержание семьи, осу ждение на длительный срок за преступление

0 0 1 Fи ряд других про блем. В таких семьях вероятно обострение взаимоотношений,

0 0 1 Fпо явление психических расстройств у одного или обоих супругов.

0 0 1 FНевротическая семья. Здесь основную роль играют не наслед ственные

на 0 01 Fрушения в психике супругов, а накопление воздей ствия психологических

труд 0 01 Fностей, с которыми встречается се мья на своем жизненном пути. У 0 0 1 Fсупругов отмечается повышен ная тревожность, расстройство сна, эмоции по

любому поводу, повышенная агрессивность и т.д.

Конфликтное поведение супругов может проявляться в скрытой и 0 0 1 Fоткрытой формах. Показателями скрытого кон фликта являются:

демонстративное молчание; резкий жест или взгляд, говорящий о несогласии; 0 0 1 Fбойкот взаимодействия в ка кой-то сфере семейной жизни; подчеркнутая

0 0 1 Fхолодность в от ношениях. Открытый конфликт проявляется чаще через

открытый разговор в подчеркнуто корректной форме; взаимные словесные

оскорбления; демонстративные действия (хлопанье дверью, битье посуды,

стучание кулаком по столу), оскорбление физическими действиями и др.

1.1 Психотравмирующие последствия Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для

0 0 1 Fсупругов, их де тей, родителей, в результате чего они приобретают ряд

0 0 1 Fотрица тельных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется

0 0 1 Fотрицательный опыт общения, теряется вера в возможность су ществования

дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются

отрицательные эмоции, появляются психотравмы. Психотравмы чаще 0 0 1 Fпроявляются в виде пережива ний, которые в силу выраженности,

0 0 1 Fдлительности или повто ряемости сильно воздействуют на личность.

Выделяют такие психотравмирующие переживания, как состояние полной 0 0 1 Fсе мейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое

напряжение и состояние вины.

Состояние полной семейной неудовлетворенности возникает в результате 0 0 1 Fконфликтных ситуаций, в которых проявляется за метное расхождение между

0 0 1 Fожиданиями индивида по отноше нию к семье и ее действительной жизнью.

Выражается в скуке, бесцветности жизни, отсутствии радости, ностальгических 0 0 1 F

0 0 1 Fвос поминаниях о времени до брака, жалобах окружающим на труд ности

0 0 1 Fсемейной жизни. Накапливаясь от конфликта к конфлик ту, такая

неудовлетворенность выражается в эмоциональных взрывах и истериках.

Семейная тревога чаще проявляется после крупного семейного конфликта. 0 0 1 FПризнаками тревоги являются сомнения, страхи, опа сения, касающиеся

прежде всего действий других членов семьи.

Нервно-психическое напряжение — одно из основных

психотравмирующих переживаний. Оно возникает в результате:

• создания для супруга ситуаций постоянного психологического давления,

трудного или даже безвыходного положения;

• создания для супруга препятствий для проявления важных для него чувств,

• создания ситуации постоянного внутреннего конфликта у супруга. 0 0 1 FПроявляется в раздражительности, плохом настроении, на рушениях сна,

Состояние вины зависит от личностных особенностей супруга. Человек

чувствует себя помехой для окружающих, виновником любого конфликта, ссор 0 0 1 Fи неудач, склонен воспринимать отно шения других членов семьи к себе как

обвиняющие, укоряющие, несмотря на то, что в действительности они такими

1.2 Предупреждение супружеских конфликтов Разработано много рекомендаций по нормализации супружеских

взаимоотношений, предупреждению перерастания спорных ситуаций в

конфликты (В. Владин, Д. Капустин, И. Дорно, А. Егидес, В. Левкович, Ю.

Рюриков). Большинство из них сводится к следующему:

Уважай себя, а тем более другого. Помни, что он (она) самый близкий для

тебя человек, отец (мать) твоих детей. Старайся не копить ошибки, обиды и

«грехи», а сразу реагируй на них. Это исключит накопление отрицательных

Исключи сексуальные упреки, так как они не забываются.

Не делайте замечаний друг другу в присутствии других (детей, знакомых,

Не преувеличивай собственные способности и достоинства, не считай себя

всегда и во всем правым. Больше доверяй и ревность своди к минимуму. Будь

внимательным, умей слушать и слышать супруга. Не опускайся, заботься о 0 0 1 Fсвоей физической привлекатель ности, работай над своими недостатками.

Никогда не обобщай даже явные недостатки супруга, веди разговор только о

конкретном поведении в конкретной ситуации.

Относись к увлечениям супруга с интересом и уважением. В семейной

жизни иногда лучше не знать правду, чем во что бы то ни стало пытаться

установить истину. Старайтесь находить время для того, чтобы хотя бы

иногда отдохнуть друг от друга. Это поможет снять эмоционально-

психологическую перенасыщенность общением.

1.3 Разрешение конфликтов между супругами 0 0 1 FКонструктивность раз решения супружеских конфликтов, как никаких

других, зависит в первую очередь от умения супругов понимать, прощать и

Одно из условий завершения конфликта любящих супругов — не

добиваться победы. Победу за счет поражения любимого человека трудно

назвать достижением. Важно уважать другого, какая бы вина ни лежала на нем. 0 0 1 FНужно быть способным честно спросить у самого себя (и глав ное, честно

ответить себе), что же тебя на самом деле волнует. При аргументации своей

позиции стараться не проявлять неуместный максимализм и категоричность.

Лучше самим придти к взаимопониманию и не втягивать в свои конфликты

других — родителей, детей, друзей, соседей и знакомых. Только от самих

супругов зависит благополучие семьи.

Отдельно стоит остановиться на таком радикальном способе разрешения

супружеских конфликтов, как развод . По мнению психологов, ему

предшествует процесс, состоящий из трех стадий: а) эмоциональный развод, 0 0 1 Fвыражающийся в отчуж дении, безразличии супругов друг к другу, утрате

доверия и любви; б) физический развод, приводящий к раздельному 0 0 1 F

0 0 1 Fпро живанию; в) юридический развод, требующий правового оформ ления

прекращения брака. 0 0 1 FМногим развод приносит избавление от враждебности, не приязни,

обмана и того, что омрачало жизнь. Конечно, он имеет и негативные

последствия. Они различны для разводящихся, детей и общества. Наиболее

уязвима при разводе женщина, у которой обычно остаются дети. Она больше, 0 0 1 Fчем мужчина, под вержена нервно-психическим расстройствам.

0 0 1 FНегативные последствия развода для детей гораздо значи тельнее по

сравнению с последствиями для супругов. Ребенок теряет одного (подчас 0 0 1 Fлюбимого) родителя, ибо во многих слу чаях матери препятствуют отцам

встречаться с детьми. Ребенок часто испытывает давление сверстников по

поводу отсутствия у него одного из родителей, что сказывается на его нервно-

0 0 1 Fпсихическом состоянии. Развод ведет к тому, что общество по лучает неполную

0 0 1 Fсемью, увеличивается число подростков с от клоняющимся поведением, растет

преступность. Это создает для общества дополнительные трудности.

2. Конфликты во взаимодействии родителей и детей

Данная разновидность конфликтов — 0 01 F одна из самых распро страненных

в повседневной жизни. Однако она в определенной степени обойдена

вниманием специалистов — 0 01 F психологов и пе дагогов. Мы не рассматриваем

проблему конфликта поколений, которая намного шире и активно

разрабатывается социологами. Из более чем 700 психолого-педагогических

работ по проблеме конфликта вряд ли наберется с десяток-другой публикаций, 0 0 1 Fв центре которых стояла бы проблема конфликтов между родителя ми и

0 0 1 Fдетьми. Она, как правило, изучается в контексте более об ширных

0 0 1 Fисследований; семейных отношений (В. Шуман), возрас тных кризисов (И.

Кон), влияния супружеских конфликтов на развитие детей (А. Ушатиков, А. 0 0 1 FСпиваковская) и др. Однако не возможно найти такую семью, где бы

отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже в благополучных 0 0 1 Fсемьях в бо лее чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения

(с точки зрения подростка) с обоими родителями (И. Горьковая).

Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Кроме 0 0 1 Fобщих причин, продуцирующих конфликтность взаимоот ношений людей,

0 0 1 Fкоторые рассмотрены выше, выделяют психологи ческие факторы конфликтов

во взаимодействии родителей и детей.

1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и

дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье

устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении 0 0 1 Fпсихологических ролей каждого члена семьи, фор мировании семейного «Мы»,

0 0 1 Fспособности членов семьи разре шать противоречия.

Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений,

выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень

психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, 0 0 1 Fприводя к невротическим реак циям ее членов, возникновению чувства

0 0 1 Fпостоянного беспокой ства у детей.

2. 0 01 F Деструктивность семейного воспитания. Выделяют сле дующие черты

деструктивных типов воспитания:

• разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

• противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

• опека и запреты во многих сферах жизни детей;

• повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений,

3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной 0 0 1 Fконфликтности. Возрастной кризис представля ет собой переходный период от

одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети

стано 0 01 Fвятся непослуш ными, капризными, раздражительными. Они часто

вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них 0 0 1 Fвоз никает отрица 0 01 Fтельное отношение к ранее выполнявшимся тре бованиям,

доходящее до упрям 0 01 Fства. Выделяют следующие воз растные кризисы детей:

• кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

• 0 01 F кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольно му возрасту);

• кризис б—7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

• 0 01 F кризис полового созревания (переход от младшего школь ного к

подростковому возрасту — 12—14 лет);

• подростковый кризис 15-17 лет (Д. Эльконин).

4. 0 01 F Личностный фактор. Среду личностных особенностей ро дителей,

способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ

мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным 0 0 1 Fпривычкам (употребление ал коголя и т.д.), авторитарность суждений,

0 0 1 Fортодоксальность убе ждений и т.п. Среди личностных особенностей детей

называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения,

игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство,

эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом,

рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок

родителей и детей.

Выделяют следующий типы отношений родителей и детей:

• оптимальный тип отношений родителей и детей;

• потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а

дети делятся с ними своими мыслями;

• скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает

• скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в

заботы, интересы и занятия детей;

• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и

при этом скорее правы родители;

при этом скорее правы дети;

• 0 01 F родители не вникают в интересы детей, а дети не испыты вают желания

делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в

конфликты, взаимное отчуждение— С. Годник).

Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми

подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов

подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения

(постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя 0 0 1 Fопека и сверхожида ния); конфликт неуважения прав на самостоятельность

0 0 1 F(тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторите та

(стремление добиться своего в конфликте любой ценой). 0 0 1 FОбычно ребёнок на притязания и конфликтные действия ро дителей

отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

• реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

• реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

• реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с

родителями, сокрытие информации и действий). Исходя из этого основными

направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть

1. 0 01 F Повышение педагогической культуры родителей, позво ляющей

учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные

2. 0 01 F Организация семьи на коллективных началах. Общие пер спективы,

0 0 1 Fопределенные трудовые обязанности, традиции взаи мопомощи, совместные

увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих

3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного

4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям. По мнению

психологов (Д. Лешли, А. Рояк, Т. Юферова, С. Якобсон), конструктивному 0 0 1 Fповедению родителей в конфлик тах с маленькими детьми может

• всегда помнить об индивидуальности ребенка;

• учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;

• стараться понять требования маленького ребенка;

• помнить, что для перемен нужно время;

• противоречия воспринимать как факторы нормального развития;

• проявлять постоянство по отношению к ребенку;

• чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;

• одобрять разные варианты конструктивного поведения;

• совместно искать выход путем перемены в ситуации;

• уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;

• ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их

справедливость и необходимость;

• дать ребенку возможности прочувствовать неизбежность

негативных последствий его проступков; логически разъяснять

возможности негативных последствий;

• расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;

• использовать положительный пример других детей и родителей;

• учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.

3. Психологическое консультирование конфликтных семей

Сущность психологического консультирования конфликтных семей

заключается в выработке рекомендаций по изменению негативных

психологических факторов, затрудняющих жизнь семьи и вызывающих

конфликты, особенно при переходе семьи из одной стадии развития в другую.

Основные задачи психологического консультирования:

индивидуальные и групповые консультации лиц, обратившихся к

специалисту с целью решения сложных проблем, приобретения

психологических знаний или разрешения конфликтов;

выявление конфликтных семей и проведение с ними консультаций;

оказание помощи супругам в выявлении их ошибок и выборе правильного

поведения в трудных ситуациях семейной жизни;

обучение методам саморегуляции психического состояния.

Семейное консультирование рассматривается как одна из форм 0 0 1 Fсупружеской терапии, поскольку речь идет о более про стых, поверхностных и

кратковременных психотерапевтических воздействиях, в основном в 0 0 1 Fконфликтных и кризисных ситуаци ях. Консультации позволяют найти выход

0 0 1 Fиз конкретных кон фликтных ситуаций, при этом применяются прежде всего

0 0 1 Fтакие методы, как экспликация, поощрение, индивидуальные реко мендации и

советы (С. Кратохвил). 0 0 1 FПсихологическое консультирование сопряжено с определенны ми

1. 0 01 F Проблема времени. Психолог должен за короткий срок оп ределить

причи 0 01 Fны, мотивы, условия конфликта, показать суп ругам возможности

восстановления их отношений;

2. 0 01 F Различная степень конфликтности семейной жизни у суп ругов.

Значительная часть обращающихся за психологической помощью — это

молодые люди недавно поженившиеся. Для них коррекция психологической

несовместимости эффективна. Однако нередко психолог имеет дело с семьями, 0 0 1 Fкоторые неиз бежно эволюционируют к разводу. Эффективность их

0 0 1 Fпсихоло гического консультирования незначительна.

Еще одна группа консультируемых — 0 01 F люди с противоречи вой системой 0 0 1 Fмотивов, как препятствующих, так и содействую щих сохранению супружеских

0 0 1 Fотношений. Первая группа моти вов обусловливает сохранение конфликтов,

0 0 1 Fвплоть до готовно сти идти на развод, в то время как мотивы, содействующие

0 0 1 Fсо хранению семьи, делают возможным психологическую 0 01 Fкоррек цию

3. 0 01 F Повышенная агрессивность консультируемого по отноше нию к супругу 0 0 1 Fи консультанту. Особенность конфликтных се мей, находящихся на стадии

развода, — 0 01 F упрощенная мотивиров ка такого решения. Это затрудняет полную

диаг 0 01 Fностику супру жеских отношений. Важно заинтересовать

консультируемых в более глубоком раскрытии их семейных и личных, проблем,

а также трансформировать ситуацию, где психолог проводит 0 01 Fэкс пертизу

взаимоотношений супругов, в ситуацию, когда сами они с помощью психолога

переосмысливают мотивы конфликта.

4. 0 01 F Наличие неосознаваемых компонентов конфликтного пове дения супругов 0 0 1 Fзначительно усложняет положение консульти руемых и работу психолога-

консультанта (В. Смехов).

3.1 Этапы психологического консультирования 0 0 1 FОпределение не обходимости консультирования и прогноз эффекта

воздействия на семью — это начальная диагностическая стадия коррекции

супру 0 01 Fжеских отношений. Диагностическая стадия может вклю чать

структурный, описательный, динамический» генетический и прогностический

уровни . Для диаг 0 01 Fностики супру жеского конфликта рекомендуется 0 0 1 Fиспользовать методику ана лиза конфликтной ситуации — МАКС (В. Смехов).

0 0 1 FОна пред ставляет собой свободное описание конфликта в виде ответов на

вопросы, которые объединены в одиннадцать рефлексивных планов. Важно

представить внутреннюю картину конфликтного события хотя бы одного из его 0 0 1 Fучастников. Эффективное ис пользование методики возможно после

0 0 1 Fустановления психотера певтического контакта.

0 0 1 FВторым этапом консультирования конфликтных семей явля ется

0 0 1 Fвосстановление супружеских отношений. Успешность пере хода к нему зависит

от снижения психической напряженности консультируемого. Иногда в 0 0 1 Fсупружеском конфликте сложив шиеся отношения воспринимаются как

неизбежные, из-за чего появляются чувства беспокойства, безысходности,

0 0 1 Fжалости к се бе. Важно стремиться изменить пессимистичное отношение

0 0 1 Fсуп ругов к ситуации.

При нормализации супружеских отношений важно:

не допустить нового обострения конфликта в присутствии психолога

(обвинений, оскорблений, грубости);

не стать на сторону одного из супругов, так как нередки попытки

включить консультанта в качестве «союзника» в конфликте;

с самого начала стремиться к расширению понимания супругами

конфликтной ситуации, оценки ее с позиции оппонента;

терпеливо относиться к медленной, но положительной эволюции,

восстановлению супружеских отношений;

уважительно относиться к нормам и ценностям, которые принимаются или

не стремиться давать советы, а помогать найти правильное решение

соблюдать деликатность и анонимность, особенно в тех вопросах, которые

касаются интимных отношений супругов. 0 0 1 FПсихологу-консультанту не всегда удается нормализовать от ношения

супругов, которые обратились за помощью. Р. Мэй подчеркивает необходимость

психологу-консультанту развивать в себе то, что А. Адлер назвал мужеством

несовершенства, т.е. умение мужественно принимать неудачу.

Заключение Ключевую роль в семейных конфликтных отношениях играют

супруже 0 01 Fские конфликты. Они возникают из-за неудовле творения

потребностей супругов. Наиболее конфликтными являются кризисные 0 0 1 Fпериоды в развитии семьи. В зависи мости от уровня конфликтности

выделяются кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи.

0 0 1 FСемей ные конфликты имеют психотравмирующие последствия: состояние

полной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно- 0 0 1 Fпсихическое напряжение, со стояние вины. Специалистами выработаны

рекомендации по регулированию супружеских конфликтов.

Конфликты между родителями и детьми возникают из-за

деструктивности внутрисемейных отношений! недостатков в семейном

воспитании, возрас 0 01 Fтных кризисов детей, индиви дуально-психологических

особенностей родителей и детей. Бесконфликтному общению родителей с 0 0 1 Fдетьми способст вует повышение педагогической культуры родителей,

0 0 1 Fорга низация семьи на коллек 0 01 Fтивных началах, подкрепление сло весных

требований организацией воспитания, интересом родителей к внутреннему

миру детей. 0 0 1 FСущность психологического консультирования конфликт ных семей

за 0 01 Fключается в выработке специальных рекомен даций по изменению

неблагоприятных психологических факторов, затрудняющих

функционирование се 0 01 Fмьи и соз дающих в ней конфликтные отношения.

Библиография 1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.:

2. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию

конфликтов. – М., 1993.

3. Канатаев Ю.А. Психология конфликта. – М.: ВАХЗ, 1992.

4. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. – М.: АПО, 1992.

5. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль, 1989.

www.bankreferatov.ru