Заниженная самооценка

Заниженная самооценка – это склонность преуменьшать собственные достоинства и преувеличивать недостатки. Фигурально выражаясь, это самоотравление негативным коктейлем, состоящим из самоуничижения, страха перед окружающими и зависти к ним.

От ежедневного принятия такого ядовитого «энергетика», по мнению М. Горького, гибнет больше людей, чем от чахотки. Недаром В. Шекспир считал заниженную самооценку или неуверенность в себе вреднее ее антипода – самовозвеличивания.

Она мешает во всем: в личной жизни, карьере, общении. В итоге «заниженец» лишает себя малейшего шанса на самореализацию . Фигуристка-чемпионка Соня Хени как-то заметила: тому, кто себя ни в грош не ставит, мир не предложит ни на цент больше.

Заниженная самооценка: признаки

Составить психологический портрет неуверенного в себе человека нетрудно: таких людей среди нас подавляющее большинство, ими богаты произведения русских классиков, особенно романы Достоевского.

Субъекта с заниженной самооценкой безошибочно можно определить по следующим приметам:

• настроен пессимистично, нервозен, раздражителен;

• всегда находится в позиции защиты;

• хронически боязлив, нерешителен;

• свои успехи объясняет стечением обстоятельств;

• постоянно носит в душе бремя вины;

• его корежит от комплиментов в свой адрес;

• критичен к себе до чрезвычайности;

• убедив себя в том, что не достоин любви и дружбы, не верит в искренние чувства к нему людей;

• то и дело сравнивает себя с окружающими, всегда проигрывая им в своем воображении;

• завидует успешным личностям, втайне ненавидит их;

• не может позволить себе быть откровенным из-за внутренней зажатости;

• скрывается под различными масками, якобы придающими ему уверенности, но на самом деле еще более его напрягающими;

• вечно пытается кому-то угодить, понравиться либо демонстрирует напускное равнодушие.

Таков в общих чертах портрет «заниженца», ощущающего себя «маленьким человеком», «чмом», «тварью дрожащей», «гадом ползучим», «червем смердящим».

Его можно узнать и по внешним маркерам: затравленному взгляду, сутулости, неловкости в движениях, гримасе неудовлетворенности, небрежной манере одеваться и причесываться, беспорядку в личных вещах.

Причины заниженной самооценки

Теперь выясним, кто или что приговорил этого бедолагу к пожизненному пребыванию на обочине жизни. В чем причина неуверенности в себе? Как показали психологические исследования, у привычки недооценивать себя причин масса.

Назовем сначала объективные факторы, влияющие на самовосприятие человека:

• возраст: пик самонеприятия приходится на 20-30 лет;

• пол: у женщин к себе на порядок больше претензий, чем у мужчин;

• образование: у учителя Василия Ивановича индекс самоприятия зачастую на порядок ниже, чем у сантехника Васи.

Теперь рассмотрим типичные ситуации, приводящие к падению планки самооценки:

1. Обращение с ребенком, как с паршивым щенком

«Не гадь!», «Не лезь!», «Заткнись!», «Сиди тихо!» — эти окрики постоянно слышит чадо от родителей-невротиков. Неуверенные в себе, они посылают в подсознание ребенка вербальные демотиваторы: «Куда тебе, горе луковое», «Ничего путного из тебя не выйдет!», «Бери пример с брата – вот кто молодец!». Подобные внушения формируют у малыша с пеленок комплекс неполноценности .

«Полицейскому» типу домашнего воспитания можно противопоставить феномен доброжелательной еврейской семьи. Как бы ни отличился сынок, у мамы и папы всегда найдутся слова поддержки. Разучил несколько пьес на скрипке – «Будущий гений!». Решил простейшую задачку – «Золотая голова!». Заработал первый доллар – «Миллионер растет!».

Получая ежедневно такие волшебные таблетки, заряжающие уверенностью в себе, маленький Моня верит, что станет, если не Биллом Гейтсом, то наверняка Ростроповичем или Эйнштейном. И действительно, в среде ученых, финансистов, музыкантов много выходцев из еврейских семей.

2. Негативное самовнушение

Над неуверенным в себе человеком с детства зависает, как дамоклов меч, чувство ущербности. Он тащит его по жизни, как преступник-рецидивист бремя своих судимостей. К убежденности в собственной бездарности всегда примешивается чувство вины.

На этот микс со всех сторон, как мухи на дерьмо, слетаются манипуляторы. Они вынуждают «заниженца» все время оправдываться. Тот пытается на них равняться, тратит уйму времени и энергии на то, чтобы что-то кому-то доказать – и только подкармливает свою неуверенность.

3. Давление социального статуса

Чем незавиднее общественное положение у закомплексованного человека, тем больше его волнует проблема социальной ущемленности. Мужчины болезненно реагируют на карьерные неудачи, мизерную зарплату, безработицу. Женщины больше зацикливаются по поводу отсутствия мужа, семьи, ребенка. Невостребованность в социуме – питательная среда для возрастания самонеприятия.

4. Негативное влияние окружения

Мнение о себе самом может измениться в результате сближения с негативно настроенными людьми. Жалобы, сплетни, обреченность, бесцельность существования заразительны. Становясь сначала «жилеткой» для нытика, можно со временем превратиться в его подобие.

5. Заболевание физическим «несовершенством»

«Заниженцы» часто ненавидят свое отражение в зеркале. Они хотели бы быть похожими на людей с подиумов или телеэкранов. Вместо того, чтобы ценить свою непохожесть, они страдают от полноты или худобы, форм или размеров частей тела, типа кожи или волос. Маниакальное стремление к стандартам красоты, принятым в обществе, может обернуться депрессией, анорексией , булимией.

Заниженная самооценка: как с ней бороться?

Вот 10 рекомендаций, которые помогут вам скорректировать самовосприятие и стать увереннее в себе:

1. Повторяйте ежедневно, как мантру: «Я имею право на ошибки, собственное мнение, приоритеты. Я никому ничего не должен. Моя значимость не подлежит сомнению и суду».

2. Общайтесь с людьми позитивными, энергичными, целеустремленными. Но не сравнивайте себя с ними. У вас есть собственный шарм. Научитесь проявлять его в манере вести себя, одеваться, говорить. Тогда вашу самость заметят и оценят другие.

3. Перестаньте себя корить за промахи и вести им счет. Запретите внутреннему цензору ругать вас, как маленького ребенка. Вы не нуждаетесь в его разносах, так как сами можете исправлять свои ошибки.

4. Старайтесь с достоинством принимать похвалу, комплименты, поздравления. Не нужно смущенно лепетать при этом: «Ну, что Вы, не стоит благодарности…» или «Да ничего особенного, пустяки…». Просто скажите: «Спасибо».

5. Спокойно реагируйте на замечания других людей, не впадайте в уныние от критики. Чужое мнение всегда субъективно, а неудачный опыт – тоже опыт.

6. Составьте перечень качеств, которые вам в себе не нравятся. Не надо пытаться их изжить. Так вы потратите кучу времени и сил на борьбу с тем, что мало поддается изменению – собственной натурой. Примите себя со всеми потрохами. Для этого напротив каждого «пунктика» напишите фразу, начинающуюся словом «зато». Например, «Я не люблю физический труд, зато виртуозно играю на гитаре» или «Я не очень щедрый, зато экономный». Так вы помирите себя с собой.

7. Уделяйте время своему хобби. Дело, которое вам по душе, всегда будет спориться, дарить удовлетворение, снимать нервное напряжение. Самооценка стремительно пойдет вверх, даже если вы просто будете поглощены увлекательным процессом.

8. Помогайте окружающим, делайте им приятные сюрпризы, делитесь опытом, знаниями. Это даст вам возможность почувствовать себя нужным людям и поднимет ваш социальный статус. Только не позволяйте манипулировать собой, становясь для кого-то постоянной палочкой-выручалочкой.

9. Не позволяйте вашим близким руководить вами. Принимая их советы, поблагодарите за участие, но скажите, что лучше знаете себя и свои потребности. Живя той жизнью, которая вам нравится, вы сможете осуществлять истинные свои желания, обретая уверенность в себе.

10. Не бойтесь перемен. Чаще бросайте вызов самому себе. Рискуя, получите гораздо больше, чем имеете. А главное – поймете, чего вы стоите.

Теперь вы знаете, что делать, если занижена самооценка. Проблема эта решаема, стоит лишь приложить усилия. Не бойтесь меняться и не расстраивайтесь, если не сразу все получится. Помните: ошибки – это нормально, а вы достойны большего.

rostduha.ru

Елизавета II: почему королева Великобритании всегда носит одну и ту же модель сумочки

26.02.2018 | 13:16 (Киев) | joinfo.ua

Британская королева Елизавета II в течение 60 лет радовала общественность своими яркими нарядами и многие задавались вопросом, почему монарх носит одну и ту же модель сумочки. Joinfo.ua расскажет почему, со ссылкой на ИноСМИ.

Почему королева Великобритании всегда носит одну и ту же сумочку

Вне зависимости от моды, Ее Величество всегда выглядит сногсшибательно и изящно, когда появляется на официальных мероприятиях или просто прогуливается в саду Букингемского дворца.

Она предпочитает носить новые и каждый раз невероятно яркие наряды. Однако уже давно было подмечено, что королева носит одну и ту же модель сумочки, разработанную британским брендом Launer.

Генеральный директор бренда Джеральд Бодмер раскрыл секрет, почему королева выбрала именно их сумку: "Она не чувствует свой образ до конца завершенным без своей сумки. Но если королеве не нравится то, что мы ей предоставили, она никогда не станет носить это. Она определенно знает, чего хочет".

Более того, по его словам, любовь Елизаветы II к этой сумке имеет отношение к наследию. Основанный в 1941 году Сэмом Лонером бренд сосредоточил свою деятельность в самом центре Сохо.

Бренд быстро приобрел репутацию марки, производящей изящный товар хорошего качества, который тут же попал на полки самого популярного в Лондоне универмага Harrods.

Мать королевы купила свою первую сумку от Launer еще в 50-х годах и подарила ее своей дочери. Елизавета II тут же отметила, что подарок матери идеально ей подходит по форме и длине ручек. С тех пор монаршая особа оставалась верной производителю.

Напомним, ранее стало известно, почему монарх никогда не подписывает чеки своей рукой. Королева Великобритании имеет доверенных лиц, которые делают это за нее. Более того, данная прихоть вовсе не связана с тем, что членам королевской семьи нежелательно ставить свои подписи на чем-либо.

joinfo.ua

Дьявол носит «Prada» (2006)

The Devil Wears Prada

  • Продолжительность: 109 мин.
  • Жанр:Комедия , Драма .
  • Страна:США.
  • Кинокомпании:20th Century Fox.
  • Слоган: «В этом сезоне дьявол придет на каблуках. «.
  • Режиссер:Дэвид Фрэнкел .
  • Сценарий:Лорен Вайсбергер, Элин Брош МакКенна. »
  • Продюсеры:Джон Бернард, Джозеф М. Карачиоло мл.. »
  • Оператор:Флориан Баллхаус.
  • Художник:Джесс Гончор.
  • Композитор:Теодор Шапиро .
  • Костюмы:Патришиа Филд.
  • Бюджет: 35,000,000 $.
  • Кассовые сборы в мире: 201,519,688 . »
  • Премьера в США: 29.06.2006 . »
  • Качество: BDRip
  • Звук: Профессиональный дублированный

Скромная провинциалка со слабо развитым чувством стиля (Энн Хэттевей) устраивается на работу ассистенткой самой влиятельной и стервозной женщины в мире моды – Миранды Пристли (двукратная обладательница премии «Оскар» Мэрил Стрип). Как не вылететь с работы, наладить общий язык с боссом, не потеряв при этом своего достоинства и обрести свое Я – вот вопросы, с которыми придется столкнуться юной героине.

  • Фильм снят по мотивам романа Лорен Вайсбергер «Дьявол носит «Prada»» (The Devil Wears Prada, 2003).
  • Помимо Мэрил Стрип на роль Миранды Пристли претендовала Хелен Миррен.
  • В русском варианте дубляжа Миранду Пристли (Мэрил Стрип) озвучивает главный редактор модного журнала «L`Officiel-Россия» — Эвелина Хромченко.
  • Все факты . »

    Очарование гламурного ада.

    Фильм, разумеется, "рассчитан на женскую аудиторию", невероятно светел и . оптимистичен, даже при наличии изрядной "ложки дёгтя". Забавно, что здесь НЕТ МУЖЧИН! Есть фигурки некого пазла, одни симпатичные, другие не очень, но мужского Характера в фильме нет, поскольку изобилуют очень яркие Женские персонажи. ЧИСТО ДАМСКОЕ КИНО.

    Думаю, что большинство отдадут место протагонисту Миранде Пристли (как же — "икона" . чего?).

    Друзья мои, вы не задумывались о причинах бешеного успеха фильма (десятикратная касса)?

    Элементарно. Очередная кино-реализация "великой американской мечты" — "КАЖДЫЙ может выйти из грязи в князи". Вот и всё. Фильм — о журналистке, силой обстоятельств взлетевшей на вершину модного бизнеса и.

    Андреа . Фильм о ней — толстоватой (бедняжке пришлось на съёмках и полнеть, и худеть!), небрежно одетой девице, случайно оказавшейся в "мире ином". И качества её личности — доброта, внимание, аккуратность и ЖЕЛАНИЕ СТАТЬ сделали её очаровательной старшей ассистенткой Миранды. И когда я смотрела, перед глазами вставал образ Денизы из "Дамского счастья" Золя.

    Но, увы. Поняв — нет, "почувствовав" — в финале, ЧТО потребуется от неё для удачной карьеры — утрата чувств, беспринципность — стать "гламурной машиной". (в действительности в бизнесе это неверно. Знаю на собственном опыте. ) — "звонок" от Миранды летит в фонтан.

    В принципе, я была бы не против продолжения фильма — обожаю Энн — в виде хотя бы мини-сериала. Интересно, "кто кого бы сожрал" )).

    Но её роль "дьявола" в мире гламура. Собственно, крупный бизнес ОБЯЗАН ставить в роли лидера "дьявола" (именно в кавычках). Но "мужские" фильмы — "Уолл Стрит", напр., не вызывали у меня подобного омерзения. То, что в фильме вытворяла Миранда. Нет. Палку перегнули. Кстати, многие модные дома отказывались комментировать и книгу, и фильм, опасаясь гнева редактора мирового фэшн-глянца, англичанки Анны Винтур, которую "за спиной" называют "ядерной зимой" — по сценарию она была прообразом Миранды. Правда, сама актриса отказывалась слепо копировать Винтур, но.

    2. "Обмен" Найджела на Жаклин — уже мелочи. "Проза жизни". ДА НЕ ЖЕЛАЛА МИРАНДА "УХОДИТЬ С НЕБЕС". Вот и сделала "ход конём".

    И сколько раз вы ведите в этой . извините . мегере Женщину? Я — ДВА. Первый — сцена с мужем Миранды, её тревога за дочерей из-за развода. И второй — теплая финальная улыбка в лимузине, когда "перешедшая Рубикон" Андреа приветливо машет рукой своему уже бывшему боссу.

    1. Режиссёр — 60-летний Дэвид Френкель, имеющий довольно скромную фильмографию, специализировался именно на комедийном жанре — фильмы яркие, сочные и. Ладно. Сценаристка прорвалась в кинематограф именно после "Дьвол. ", оператор — ни то, ни сё, Венди Файнерман спродюсировала только один, по-моему, удачный прект — "Форрест Гамп". Но тем не менее, эта странная компания смогла — с помощью отичного каста! — снять очень удачный фильм. Как я говорю, многие фильмы из проходняка вытягивают именно актёры.

    — Мерил Стрип /Миранда Пристли — главный редактор "Подиума". Живая легенда. Да, даже в 65 играет очень убедительно и ярко. Ха-ха! Как вам её роль в недавнем "Чем дальше в лес"?!

    — Энн Хэтэуэй /Андреа Сакс — "из грязи в князи". Не хотелось бы быть предвзятой, но с Мэрил я её не сравнила бы и в годы молодости Стрип. И первого "Оскара" обе получили примерно лет в тридцать. Так что у 32-летней Энн, которую серьёзный киножурнал-агрегатор в 27 лет назвал "лучшей молодой актрисой" запас есть. Ей бы режиссёра и продюсера крутых, и роли серьёзные. И кинообразование какое-нибудь получить. Отыграла отлично, в отличие от "суперинтеллектуального аттракциона" Нолана "Интерстеллар";

    — "Глобусная" милашка-англичанка Эмили Блант/Эмили, старшая ассистентка Миранды, напарница Энди. Мне она также нравится, сыграла очень достойно "стойкого оловянного солдатика" — не без привитого желания иногда "куснуть". Приятная роль (в отличие от недавнего нашумевшего боевика — я по нему "пройдусь" — ну абсолютно не е-ё-ё персонаж. );

    — Стэнли Туччи/Найджел, креативный директор "Подиума". Сыграл блестяще ироничного стратега, заметившего "слёта" перспективность Энди и непрерывно "пасшего" её. Добр, мил, умён;

    — А вот Саймона Бейкера/Кристиан Томпсон, успешный и привлекательный писатель, опутавший "амурной сетью" Энди я невзлюбила сразу же. Ну не мой это типаж — а'ля ДиКаприо.

    my-hit.org

    Дресс-код королевской семьи: почему королева всегда носит перчатки и не приемлет бежевый цвет

    Новости Великобритании. Что значит выглядеть по-королевски? Почему королева всегда носит перчатки и, имея в гардеробе костюмы всех цветов радуги, не приемлет бежевый цвет? Нарушают ли королевские особы правила дресс-кода хотя бы в свободное время? И можно ли увидеть восхищающую всех своими нарядами герцогиню Кембриджскую Кэтрин в спортивном костюме или джинсах, а ее появляющегося в обществе исключительно в шортиках сына принца Джоржа в костюме спайдермэна?

    Королева известна своими разноцветными шляпками самых разных фасонов. Их часто можно видеть во время официальных встреч.

    Диана Мэйтэр, главный консультант по вопросам английского этикета:

    Согласно правилам этикета, на официальные церемонии женщины надевают шляпки.

    Вплоть до 1950-х редко можно было увидеть женщин без шляпки, так как правилами не было предусмотрено «показывать свои волосы на публике».

    Однако все изменилось, и сейчас шляпки необходимы для более торжественных случаев.

    Одна из шляпок королевы, например, стала предметом обсуждения в социальных сетях: синюю шляпку с сине-желтыми цветочками, которая была на ней на церемонии открытия парламентской сессии, сравнили с флагом Евросоюза.

    Что неудивительно, так как известно, что в нарядах королевы и членов ее семьи, как правило, присутствуют цвета страны, с представителями которой она встречается или которую она посещает. Однако, в случае с данной шляпкой остается лишь догадываться, были ли такие цвета и фасон выбраны преднамеренно или это лишь совпадение.

    Непременный атрибут принца Джорджа

    Принца Джорджа, в отличие от других детей трехлетнего возраста, пока не видели ни в футболке с его любимым персонажем, ни в брюках.

    По мнению экспертов, причина в том, что согласно традиции юные принцы и принцессы на публике должны быть одеты официально.

    Но принц Джордж непременно будет в шортах и рубашке.

    Несмотря на то, что такой наряд для принца может показаться недостаточно торжественным, даже этому существует объяснение.

    Грант Харрольд, эксперт по этикету, известный как «королевский дворецкий»:

    Традиция уходит к 16 столетию, когда в моду вошли бриджи.

    Тогда, и еще раньше, юноши до восьми лет носили длинные рубашки или платья.

    К счастью, в конце 19-го и начале 20-го веков их заменили шортами, и в королевской семье до сегодняшнего дня сохранилась эта традиция.

    Традиции традициями, но не они ли являются причиной того, что в отличие от своей сестренки, умиляющей всех своей непосредственностью, маленький принц так часто выглядит смущенным?

    Может быть ему просто неловко от того, что его костюм всегда отличается от костюмов других мужчин? А, может быть, таким образом в нем уже с юных лет воспитывают характер?

    По мнению Гранта Харрольда, который дает советы по этикету в «Твитере», ни одна уважающая себя женщина не выйдет в свет без перчаток.

    Перчатки считались модным предметом туалета традиционно, но при этом их носили и из практических соображений: они помогали предотвратить попадание бактерий при рукопожатии.

    Так и сегодня для королевы, пожимающей сотни рук ежегодно, они не только служат модным аксессуаром, но и выполняют защитную функцию.

    Не следует забывать, что при встрече с людьми она всегда в перчатках, поэтому это зависит от того, во что она одета, где находится и что делает.

    Принимая же во внимание выше приведенное заявление Харрольда и современные взгляды, можно было бы найти достаточно поводов для размышления и дискуссий. Однако, даже герцогиня Кембриджская, всеми обожаемая Кэтрин, в подобных случаях обходится без перчаток. И ее примеру уже следует ее очаровательная малышка.

    Интересно, сохранится ли традиция обязательно носить перчатки, к тому времени, когда принцесса станет королевой.

    Что бы ни носили герцоги и герцогини в повседневной жизни, при появлении на публике им необходимо выглядеть соответствующим образом. Так как существует дресс-код, которого необходимо придерживаться.

    Для женщин приняты элегантные повседневные платья или брючные костюмы с жакетом либо кардиганом, а для мужчин блейзер (приталенный пиджак спортивного покроя) с рубашкой особого фасона и брюками из хлопчатобумажного твила.

    Принц Уильям и его супруга Кэтрин соблюдают эти традиции, но время от времени все же позволяют себе отойти от них, надевая джинсы в свободное время.

    При этом внимание и интерес публики к королевским особам не уменьшаются, а, пожалуй, даже возрастает.

    Во многих местах джинсы не позволительны, так как их по-прежнему считают очень неформальной одеждой. Поэтому ни мужчинам, ни женщинам лучше не рисковать. Но если герцогиня выгуливает собак, то джинсы подойдут.

    Наряды для торжественных случаев

    Поклонники королевской семьи непременно отметят, что в гардеробе королевы присутствуют все цвета радуги.

    В СМИ было отмечено, что она сама однажды сказала: «Если бы я носила бежевый, меня никто бы не знал».

    Грант Харрольд доверяет выбор цветов для нарядов королевы ее личному дизайнеру Анджели Келли.

    Говорят, что королева носит яркие цвета для того, чтобы быть уверенной, что ее увидят со зрительских трибун.

    Ей нравятся яркие цвета, и она знает, что будет выделяться, и это ее козырь.

    Принцы Уильям и Гарри служили в вооруженных силах, и их образ ассоциируется с военной формой.

    Члены королевской семьи часто надевают военную форму на военных торжествах таких, как Вынос знамени и празднования в честь британской армии.

    Принц Уильям служил в Королевских военно-воздушных войсках, и к тому же носит звание полковника ирландского гвардейского полка. Красивую форму ярко красного цвета, символизирующего эти войска, принц стал носить с 2011 года, надев ее на свадебную церемонию с Кэтрин.

    До замужества герцогиню Кембриджскую не видели в обществе с тиарой (тиара — парадное женское головное украшение, разновидность диадемы). Так как это украшение предназначено исключительно для замужних женщин или королевских особ.

    По традиции тиары носят на официальных мероприятиях, особенно тех, которые предполагают вечерние наряды.

    Согласно правилу, сохранившемуся с давних времен, после 18.00 в помещении никогда не носят шляпы, так как наступает час королевских украшений. Женщины облачаются в вечерние туалеты и надевают тиары.

    При этом ослепительные бриллианты и тиары никогда не носят днем, а последние — это и демонстрация своего знатного статуса, и семейного положения.

    Мужчинам это дает понять, что ухаживания за женщиной с таким украшением неуместны.

    www.ctv.by

    Самооценка субличности

    Сегодня попробую обратить внимание читателей на еще один ракурс с которого драма личности, увязшей в доказательствах своего права на признание и уважение, отображается относительно наглядно.

    Для друзей и близких наша персона может быть любимой, для начальника – мелкой, для обидевшегося партнера – дурной, для посторонних с соседней улицы – ничего незначащей. Является ли она какой-то «вообще» вне узких отношений? И что это (так называемое) «Вообще» за субстанция?

    В прошлых статьях о самооценке я уже говорил, что наше нутро не может быть оценено в общем и целом. Нельзя сказать объективно, что человек – плохой, или хороший «вообще». Даже святых могут презирать, а тиранов и маньяков уважать в определенных кругах. А для реальности как таковой никто не является ни плохим, ни хорошим, ни сколько-нибудь значимым – это просто нечто происходящее – вариации звездной пыли. А все оценки субъективны и ситуативны.

    Одна из главных причин неуверенности в себе как раз в том и заключается, что мы верим, будто нашу персону можно оценить не просто субъективно и по ситуации, а глобально, будто есть некая коренная основа личности, причисляемая к конкретному сорту – от низшего до высшего. При таком подходе как раз и делают обобщающие утверждения о себе и окружающих, дескать, «вот, этот человек – вообще, неудачник и ничтожество. А тот, вообще, – хороший и успешный.

    Насколько легко и непринужденно мы в своем уме клепаем окончательные ярлыки на других, настолько же порывисто и переменчиво оцениваем и самих себя. Когда что-то получается, мерещится, будто «я» – возвышенно и прекрасно. Когда допускаются ошибки, или поведение выходит из рамок идеального, тогда собственное «я» может показаться грешным и второсортным.

    Так происходит, когда личность представляет собой не цельную структуру, а набор сменных ролей – эдакий букет возможных отождествлений. Это – гурджиевские ложные личности, которых, отождествляясь, мы принимаем за себя. В психологии примерно то же самое подразумевают под термином «субличность».

    Субличности могут друг другу в корне противоречить. Одно причисляет себя к умным и одухотворенным, другое – к дурным и падшим. Такая смена ролей происходит, например, когда меняется внешний рейтинг. Распространенно при отказе в любви себя чувствуют ненужными и дешевыми, а любви удостоившись, – ценными и заслуживающими удачной судьбы.

    Когда на «экране» сознания происходит смена транслируемых субличностей, то в какой-то степени меняется все: повадки, жесты, выражение на лице, мысли и состояния – иногда до неузнаваемости. В считанные секунды можно стать потухшим, или напротив – цветущим и самоуверенным – и это не реальная уверенность в себе, а всего лишь на время повышенная самооценка, склонная снова и снова скатываться в яму мрачных отождествлений.

    Пока в глубинах души сохраняется арсенал противоречащих друг другу субличностей, ожидающих своего часа на троне нашего «я», человек мается от постоянной неуверенности в себе – то ли он «тварь дрожащая, то ли право имеющий». Субличности подобны островкам, на которых временно закрепляется самооценка – и низкая, и высокая.

    Таящиеся в бессознательном ложные личности с ярлыком низкого сорта ощущаешь в повседневности, как леденящие душу подозрения на свой собственный счет. Субличности с высоким рейтингом фонят из бессознательного желаниями и надеждами. Когда такие желания осуществляются и надежды оправдываются, тогда позитивное «я» на время становится актуальным тождеством, которое принимаешь за себя. А обратный откат сопровождает болезненная ломка.

    Большая часть всех наших вращений в реальности происходит как раз в таком лавировании, где негативные унизительные тождества всеми силами избегаются, а позитивные возвышающие всеми правдами и неправдами притягиваются – иногда более-менее реалистично, иногда откровенно за уши. Крайние случаи – Христы, Наполеоны и др. «важные» люди из психиатрических учреждений.

    Просчеты, ошибки и чужое мнение задевают, когда резонирует с негативными тождествами из бессознательного, словно заставляют признать, какое же ты все-таки ничтожество. В таком ключе даже нейтральные наблюдения на чужой счет могут внезапно вызвать обиду и злость просто потому, что задевают застарелые раны.

    Позитивные оценки радуют по аналогичной причине – когда дают шанс проснуться и вступить в силу субличностям, уверенным в своем праве на признание и любовь.

    Резонанс с ситуацией подключает конкретную роль, которой вроде как присуще происходящее поведение. Неудача подключает внутреннего неудачника, успех – баловня судьбы. При этом очередная субличность изначально функционирует в полном отрыве от действий, которые себе приписывает, и возникает, как последующая психическая реакция на эти действия – рационализация уже случившегося. То есть сначала реализуется поведение и уже после – в сознании возникает образ себя, который это поведение берет на свой счет.

    Представьте писателя, создавшего две независимые истории – в одной он рисует самодовольного «грешника», почитающего себя за праведника, в следующей – раскаявшегося праведника, который, вдруг, осознал себя грешником из первой истории. Обе личности – поддельные и упускают главное – собственный источник – пространство творческого ума, в котором они возникли.

    Таким образом и поддерживается видимость ложного единства противоречащих друг другу субличностей. Объединяет их лишь «холст», на котором они друг друга сменяют.

    По мере вскрытия ложных тождеств, нарастает понимание, что любая качественная оценка собственного «я» на уровне «хорошо»-«плохо» – один большой самообман. Оценить можно разве что внешнее поведение, присущее очередной субличности – и то субъективно.

    Здесь, на progressman.ru я часто говорю о ценности самопознания. Когда знаешь, каков ты есть и на что в этой жизни со своими качествами можешь реально рассчитывать, тогда чужое мнение воспринимается без всяких штыков и праздничных эйфорий – всего лишь мнение – порой, откровенно пристрастное.

    То есть реальная уверенность в себе – это не повышенная самооценка, а такое основательное и твердое знание себя, которое перестает зависеть от критики, похвалы, частных провалов и успехов.

    И это не какой-то капризный индивидуализм, а трезвая смелость «судить» о себе самостоятельно. Уже ради этого целесообразно собственное сознание прояснять, чтобы опираться уверенно прежде всего на собственные реалистичные ощущения о происходящем.

    Иначе получается диковинная ситуация. Для одного оценщика наше «я» – дрянная помеха, для второго – божественный дар. И тогда самооценка пускается в свободный полет, ее штормит и швыряет по крайностям – от кромешного ужаса до счастливого облегчения, словно в поисках окончательной правды о самом себе.

    Поэтому, когда ситуация все-таки побуждает снова и снова в себе сомневаться и о чем-то переживать, – это явный признак избегаемого опасения на собственный счет. В таком ключе целесообразно перестать себя успокаивать и поглядеть своему страху открыто в глаза.

    В конце концов «звездной пыли» переживать не о чем – она просто есть.

    В следующей статье вероятно попробую описать одну несложную практику смирения со своими субличностями, которую на разных этапах предлагаю большинству клиентов.

    Другие статьи по этой теме:

    progressman.ru