/ История русской культуры в таблице

История русской культуры в таблицах

История русской культуры в таблицах

Таблица может понадобиться для подготовки к ЕГЭ и решения многих вопросов.

Культура Древней Руси (IX- первая треть XIII в.)

чернь – вид ювелирной техники, при котором изображения наносятся гравировкой на золото (серебро) с заполнением штрихов черневым сплавом.

Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом

скань- вид ювелирной техники, изготовление украшений из тонкой проволоки

зернь- техника изготовления ювелирных изделий, когда мелкие серебряные или золотые шарики напаиваются на орнамент

2.Узелково – иероглифическая письменность;

4.Славянская азбука, Кирилл и Мефодий.

(Глаголица и кириллица)

Летопись- «Повесть временных лет», Нестор – монах Киево-Печёрского

монастыря, около 1113 года.

Житие (агиография), первое житие – житие Бориса и Глеба.

-торжественное – «Слово о Законе и Благодати», автор- первый киевский митрополит Илларион;

-нравоучительное – «Поучение Владимира Мономаха» (нравственное и политическое завещание).

Хождения «Хождение игумена Даниила в Палестину».

Самый известный литературный памятник домонгольской Руси — «Слово о полку Игореве» (призыв к единству Руси, против усобиц), о походе Игоря Святославовича на половцев (1185г.)

Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник);

Собор Святой Софии в Новгороде;

Собор Святой Софии в Киеве, строительство началось в 1037г, воздвигнут в честь победы над половцами. Символизировал равенство Киевской Руси с Византией в политическом и религиозном отношениях.

Золотые ворота в Киеве.

Памятники Владимиро-Суздальской земли:

Церковь Покрова – на – Нерли;

Дмитровский собор (известен белокаменной резьбой)

Мозаика- изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты.

Иконы, самая почитаемая – Богоматерь с младенцем

Миниатюра- красочная иллюстрация

Развитие русской культуры (середина XIII-XV вв.). Церковная культура

— влияние ига на темпы и ход развития.

Жанры: Летописи; Исторические повести;

«Повесть о разорении Рязани»;

«Повесть о Щелкане»

(о восстании в Твери в 1327г.);

«Житие Александра Невского» (О Невской битве);

«Задонщина» (о 1380г., Софоний Рязанец);«Сказание о Мамаевом побоище» (О Куликовской битве);«сказание о взятии Москвы Тохтамышем» (1382г);«Хождение за три моря», (Афанасий Никитин, XV

Белый камень Красный кирпич

1367-1369гг. Иван III

Создатели: псковские мастера;

1487г.- Марко Фрязин,

1491г. – Пьетро Антонио Солари;

Троицкий собор, основан Сергием Радонежским.

Фреска- техника стенной живописи, воспроизведение рисунка по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде.

Феофан Грек (1340-1410),

использование ярких красок, часто используются контрастные цвета; лики святых полны внутренней силы, страсти, борьбы. Расписал: Благовещенский собор, Спас на Ильине в Новгороде.

(конец 14в.- первая треть 15в.),

возвышенная одухотворённость образов, мягкость, лиризм, глубокая человечность, внутренняя сила и спокойствие.

Иконы: «Спас», «Троица».

Расписал: Успенский собор во Владимире, Троицкий собор, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря.

предельная отрешённость, лёгкость, использование цветных пятен, много белого цвета.

Расписал Ферапонтов монастырь.

Течения в церкви

Нил Сорский Иосиф Волоцкий

Нестяжатели – отказ от накопительства, церковь не вмешивается в светские дела.

Иосифляне – церковь должна владеть землями и собственностью, для того, чтобы помогать нищим, иногда доходили до признания власти церковной выше светской.

Стригольничество-первая русская ересь, критика недостойного поведения духовенства.

Развитие русской культуры в XVI веке. Церковная культура

Литература. Общественная мысль

1.«Степенная книга» (описание правлений русских князей от Владимира Святого до);

2.«Лицевой летописный свод».

1. «Казанское взятие»;.

1.«Сказание о князьях Владимирских»; концепции наследственной связи

русских государей с византийскими императорами.

2.И.Пересветов: «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете – Салтане»: идеал государственного устройства — сильная самодержавная власть.

3.А.Курбский: «История о великом князе Московском»; идея- ограничение царской власти. Переписка с царём о путях развития Руси, об отношении монарха с подданными.

4. Сильвестр «Домострой»- энциклопедия домашнего хозяйства и моральных норм, правила поведения в семье.

5.Митрополит Макарий «Четьи – минеи» – сборник, в котором произведения располагались по дням, чтение их предписывалось церковью.

Феодосий Косой- лидер еретиков, критиковал догматы христианства: о божественной природе Христа, воскрешения мёртвых; монашество.

Максим Грек выступал против обогащения церкви.

Матвей Башкин — против официальной церкви, осуждал холопство.

(Вассиан Косой)- нестяжатель, за независимость церковной власти от государственной.

Стиль: шатровый. Данный стиль основан на национальных традициях деревянного зодчества. Характеризуется устремлённостью вверх. Завершается многогранной пирамидой. Наличие шатров, увенчанных маковкой, покраска под кирпич, побелка.

в селе Коломенском:1-ый памятник, построенный в шатровом стиле. Воздвигнут в честь рождения Ивана IV.

(Храм Василия Блаженного, Покрова на Рву); архитекторы: Барма и Постник, 1555-1556г.

Архитектор — Алевиз Новый, 1506-1508гг.

Фёдор Конь – Белый город

(3-я каменная линия укрепления)

Изображение на иконах лиц царей, князей,

1564г.- начало книгопечатания, Иван Фёдоров и Петр Мстиславец;

«Апостол» – первая русская (датированная) печатная книга.

studfiles.net

Самооценка человека в русской языковой картине мира тема диссертации и автореферата по ВАК 10.02.01, кандидат филологических наук Санников, Андрей Владимирович

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Санников, Андрей Владимирович

Глава 1. Самооценка в наивной этике.

1.1. Трактовка понятия самооценки в литературе.

1.2. Самооценка в наивной этике и в неязыковых этических системах.

1.3. Анализ наивно-этических представлений о самооценке человека .

1.3.1. Высокая самооценка.

1.3.2. Низкая самооценка.

1.4. Атрибуты личности.

Глава 2. Понятие достоинства и средства его выражения.

2.1.1 .Достоинство vs. честь.

2.1.2. Фразема чувство собственного достоинства.

2.2. Понятие унижения.

2.2.1. Полисемия глагола унижать.

2.2.2. Глагол унижаться.

2.3. Понятие оскорбления.

2.4. Унижение и смех.

2.4.1. Системные смыслы.

2.4.2. Глаголы издеваться, измываться, глумиться.

2.4.3. Глаголы высмеивать, осмеивать, вышучивать, засмеять .

2.5. Гордость и самолюбие.

2.6. Гордыня и себялюбие.

Глава 3. Понятие смирения и средства его выражения.

3.1. Вводные замечания.

3.2. Существительное смирение. Смирение и кротость.

3.3. Дериваты смиренный и смиренно.

3.4. Глагол смириться.

3.4.1. Смириться 1.

3.4.2. Смириться 2.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Самооценка человека в русской языковой картине мира»

Настоящее диссертационное исследование посвящено анализу представлений о самооценке человека в русской языковой картине мира. Самооценка человека — его взгляд на самого себя, свои возможности, качества и способности; сопоставление себя с другими людьми; адекватность или неадекватность этой оценки — является предметом рассмотрения целого ряда гуманитарных дисциплин: социологии, психологии, философии, богословия, юриспруденции и др.

В данной работе предпринимается попытка взглянуть на сферу самооценки с другой стороны. Цель исследования состояла в проведении системного анализа самооценочной лексики современного русского языка. Принцип системности предполагает: (а) подробное лексикографическое портретирование ряда слов русского языка; (б) нахождение смыслов и смысловых оппозиций, носящих регулярный характер для рассматриваемой лексики; (в) попытку реконструировать соответствующий фрагмент русской языковой картины мира. При реконструкции указанного фрагмента мы ориентировались на работы Ю. Д. Апресяна , Н. Д. Арутюновой, Т. В. Булыгиной , А. Веж-бицкой, Анны А. Зализняк , JI. Н. Иорданской, И. Б. Левонтиной , Т. М. Николаевой, Е. В. Рахилиной , С. М. Толстой, Е. В. Урысон , А. Д. Шмелёва, Е. С. Яковлевой и других. Системный подход к анализу самооценки с установкой на выявление её этноспецифичных черт, как это принято в современных исследованиях лексики, обуславливает актуальность данной диссертационной работы.

Пласт лексики, в котором отражен интересующий нас фрагмент языковой картины мира, составляют такие лексемы 1 как достоинство, гордость, самолюбие, честь, самоуважение; тщеславие, честолюбие, амбиция, претензия; самомнение, самонадеянность, самоуверенность; эгоизм, себялюбие; унижать; издеваться, насмехаться, измываться , глумиться; превозноситься; пресмыкаться, лебезить, лакействовать; гордиться, кичиться; зазнаваться, задаваться, чваниться ; бахвалиться хвастаться хвалиться; рисоваться, щеголять; смирение, скромность, кротость, самоуничижение и пр. Эта лексика , рассматриваемая с разной степенью подробности, является объектом исследования.

Важно заметить, что в процессе анализа « базовой » самооценочной лексики (такой как лексемы достоинство, гордость, смирение) сама логика материала нередко диктовала необходимость рассмотрения других близких слов, в семантике которых смысл ‘самооценка’ отступает на периферию. Так, например, детальное описание слов достоинство и честь потребовало анализа глаголов унижать и оскорблять, а также глагола издеваться и его синонимов.

Описание самооценочной лексики строится на достаточно представительном материале: в работе использовались два основных ресурса — корпус текстов Сектора теоретической семантики Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН , содержащий около 35 млн. словоупотреблений , и Национальный корпус русского языка (http://www.ruscorpora.ru), общий объем которого превышает 85 млн. Как известно, лексемой в Московской семантической школе называется слово, взятое в одном из своих значений. В тех случаях, когда это не мешает пониманию, наряду с словоупотреблений. Кроме того, часть иллюстративного материала была почерпнута из словарей MAC, БАС, БТС, СПушк, СДост, а также из Интернета.

Методической основой и теоретической базой настоящей работы являлась концепция Московской семантической школы, представленная, в первую очередь, в работах Ю. Д. Апресяна и его коллег; см. [ Апресян 2005; ЯКМИСЛ 2006 и НОСС II], а также, например, [Апресян 1995; Урысон 2003]. Описание лексики в настоящей работе строится на лексикографическом инструментарии словарей НОСС.

Кроме того, при описании лексики широко использовались словари (MAC, БАС, ССин и др.). В особенности это касается принятия решений о структуре полисемии многозначных слов.

В настоящей работе ставятся следующие конкретные задачи:

1) Детально описать лексику , составляющую ядро рассматриваемого лексико-семантического класса,- её семантические , синтаксические и прагматические свойства. При этом объектом описания являются не только отдельные лексемы, но и целые синонимические ряды.

2) Выработать аналитические словарные толкования описанных слов. В качестве метаязыка толкований используется принятый в НОСС сокращенный и упрощенный подъязык русского языка (см. статью « Толкование » в [Апресян 20046].

3) Продемонстрировать — в виде готовых словарных статей — применимость полученных результатов в практической лексикографии .

Достоинству, смирению и другим центральным для сферы самооценки понятиям посвящена чрезвычайно обширная культурологическая, богословская, философская и психологическая литература. В то же время отражение самооценки в языке, насколько нам известно, не термином лексема будет использоваться термин слово. было предметом специального лингвистического исследования. Это обстоятельство определяет научную новизну настоящей работы.

Практическая значимость работы состоит в том, что основные положения работы уже нашли применение в толковой лексикографии в виде словарных статей словаря НОСС.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения (содержащего три словарных статьи НОСС), и списка использованной литературы.

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Санников, Андрей Владимирович

Подытожим описание самооценки в русской языковой картине мира, сформулировав основные выводы и результаты работы.

1. Выделен круг самооценочной лексики русского языка. Из этого круга для подробного описания выбраны ключевые слова, представляющие особый лексикографический интерес.

2. Обнаружены существенные различия между наивно-этическими и « неязыковыми » (научными, культурологическими, религиозными) представлениями о ключевых понятиях сферы самооценки — достоинстве, гордости, смирении и др. Так, например, гордость и самолюбие могут оценивается языковой этикой как положительно, так и отрицательно, в то время как религиозная этика воспринимает гордость и самолюбие как грехи. Смирение, напротив, в религиозной этике является добродетелью, а в языковой этике может осуждаться.

3. Выделены основные семантические противопоставления, релевантные для самооценочной лексики. Важнейшие из них — качество самооценки (высокая vs. низкая самооценка) и оценка со стороны говорящего <уверенность в себе оценивается положительно, самоуверенность - отрицательно, гордость и самолюбие могут оцениваться по-разному).

5. Ключевым понятием высокой самооценки является достоинство. Оно представлено самим существительным достоинство, а также достаточно близкими лексемами самоуважение, честь, гордость, самолюбие и некоторыми другими. В лексико-семантической системе русского языка особенно хорошо разработан смысл ‘нанесение ущерба самооценке’. Он представлен глаголами унижать, оскорблять, их дериватами, а также большим числом глаголов , связанных со смыслом ‘смех’: издеваться, измываться , глумиться, осмеять и мн. др.

Ключевым понятием низкой самооценки является смирение, представленное словом смирение и его дериватами , а также словами кротость, скромность и некоторыми другими.

6. На материале ряда самооценочных лексем (достоинство, честь, гордость, самолюбие и др.) выделен семантико-синтаксиче-ский класс атрибутов. Основные особенности атрибутов, отличающие их от свойств, состоят в следующем. Во-первых, атрибуты двух-актантны (наряду с валентностью обладателя у них есть валентность роли: ср. достоинство личности, национальное достоинство, офицерская честь, честь мужа, мужская гордость, самолюбие актера). Во-вторых, обладатель атрибута должен соотносить с ними свои поступки (ср. считать что-л. ниже своего достоинства; вести себя с достоинством; законы чести требуют сделать что-л.; скромность не позволяет сделать что-л.). В-третьих, атрибуты открыты для воздействия как со стороны своего обладателя, так и со стороны других людей. Ср. унижать <ронять, терять> достоинство; задевать <оскорблять, втаптывать в грязь> честь; спасать <восстанавливать> честь, взывать к чьей-л. чести, заступаться за чью-л. честь, жертвовать честью; Береги честь смолоду.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Санников, Андрей Владимирович, 2006 год

1. Анисимов 2004 -Анисимов A. Л. Честь, достоинство, деловая репутация под защитой закона. М., 2004.

2. Апресян , Апресян 1993/1995 -Апресян В. Ю., Апресян Ю. Д. Метафора в семантическом представлении эмоций // Апресян Ю. Д. Избранные труды, том II. Интегральное описание языка и системная лексикография . Т. II. М., 1995.

3. Апресян 1995 Апресян Ю. Д. Избранные труды. Интегральное описание языка и системная лексикография. Т. II. М., 1995.

4. Апресян 2004а-Апресян Ю. Д. Акциональность и стативность как сокровенные смыслы (охота на оказывать) II Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура: Сб. статей в честь Н. Д. Арутюновой . М., 2004.

5. Апресян 2004в

Апресян Ю. Д. Интерпретационные глаголы : семантическая структура и свойства // Русский язык в научном освещении. М., 2004. №1 (7).

6. Апресян 2005 Апресян Ю. Д. О Московской семантической школе // Вопросы языкознания, 2005, №1.

7. Апресян и др. 2004а Апресян Ю. Д., Иомдин Л. Л., Санников А. В., Сизов В. Г. Семантическая разметка в глубоко аннотированном корпусе русского языка // Международная конференция «Корпусная лингвистика — 2004». Тезисы докладов. СПб, 2004.

8. Апресян и др. 20046 Апресян Ю. Д., Иомдин Л. Л., Санников А. В., Сизов В. Г. Семантическая разметка в глубоко аннотированномкорпусе русского языка // Труды международной конференции «Корпусная лингвистика 2004» СПб, 2004.

9. АРСС — Апресян Ю. Д., Ботякова В. В., Латышева Т. Э. и др. Англорусский синонимический словарь. М., 1979.

10. БАС Словарь современного русского литературного языка. М., 1948-1965. Тт. 1-17.

11. Бердяев 1989 -Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989.

12. Бердяев 1990 -Бердяев Н. А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М., 1990.

13. Берне 1986 Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

14. Берне 2003 — Берне Р. Я-концепция и Я-образы. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом « Бахрах », 2003г.

15. Библейская энциклопедия Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия. Труд и издание архимандрита Ники-фора. М., 1891. Репринтное издание: М., 1990.

16. БСЭ Большая советская энциклопедия. Третье издание. М., 19691978.

17. БТС Кузнецов С. А., Большой толковый словарь русского языка. М., 2004.

18. Вайс 1999 Вайс Д. Человек, лицо, личность и особа: четыре неравных соперника // Логический анализ языка. Образ человека вкультуре и языке. М., 1999.

19. Виноградов 1994 Виноградов В. В. История слов. М., 1994.

20. Востриков 1998 Востриков А. Книга о русской дуэли. СПб., 1998.

21. Гадырка 1984 Гадырка М. 77. Посягательства на честь и достоинство личности (Уголовно-правовой аспект). Кишинев, 1984.

22. Гловинская 1993 -Гловинская М. Я. Семантика глаголов речи с точки зрения теории речевых актов // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. М., 1993.

23. Гловинская 2005 Гловинская М. Я. Оценка в составе речевого акта // Язык. Личность. Текст: Сб. ст. к 70-летию Т. М. Николаевой. М., 2005. С. 201-209.

24. Дендеберя 2003 -Дендеберя Е. В. Как поднять самооценку. М., 2003.

25. Достоевский 1992 -Достоевский Ф. М. Пушкин // Русская идея. М., 1992.

27. Зализняк, Левонтина , Шмелёв 2005 Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М., 2005.

28. Захарова 1989 -Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989, №1.

29. Каунт 2003 -КаунтДж. Подними свою самооценку. СПб, 2003.

30. Крылова 2000 Крылова Т. В. Статусные правила в наивной этике // Слово в тексте и в словаре . Сборник статей к семидесятилетию академика Ю. Д. Апресяна . М., 2000.

31. Курилкин 1997 Курилкин А. И. Самооценка личности спортсмена как фактор готовности к соревновательной деятельности. М.,1997.

32. ЛАЯ 1991 Логический анализ языка. Культурные концепты . М., 1991.

33. Липкина 1973 -Липкина А. И. Самооценка и формирование личности школьника//«Вопросы философии», 1973, № 12.

34. Липкина , Рыбак 1968 -Липкина А. И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности, М., 1968

35. Лосский 1994 -Лосский Н. О. Бог и мировое зло: Основы теодицеи. М., 1994.

36. Лотман 1994 -Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). СПб., 1994.

37. Маркова 1996 Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.

38. MAC Словарь современного русского языка в четырех томах. М., 1981-1984.

39. Набоков 1998 Владимир Набоков. Комментарий к роману А. С. Пушкина « Евгений Онегин ». СПб, 1998.

40. Невинский 1999 Невинский В. В. (ред.). Достоинство человека: от философско-правовой идеи к конституционному принципу современного государства: Материалы межрегион, науч.-практ. семинара. Барнаул, 1999.

41. НОСС 3 Апресян В. Ю., Апресян Ю. Д., Бабаева Е. Э.,

42. Овсянникова 1982 Овсянникова В. В. Самооценка учащегося ПТУ как субъекта профессиональной деятельности// Дис. .канд. пси-хол. наук. JI., 1982 г.

43. Ожегов и Шведова 1992 С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова . Толковый словарь русского языка. М., 1992.

44. Очерк истории этики 1969 Очерк истории этики, М., 1969.

45. Понятие чести и достоинства 1997 Понятие чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и средств массовой информации». Авторы-составители — Леонтьев А. А. и др.; научн. ред. Ратинов А. Р. М., 1997.

46. Рябов 1999 -Рябов О. В. Гордыня и смирение в русской философской мысли XI-XX вв.: Основные аспекты проблемы // Философский альманах. № 3-4. Иваново, 1999. С. 168-183.

47. Санников В. 3. 2002 Санников В. 3. Русский язык в зеркале языковой игры. — 2-е изд., испр. и доп. М., 2002.

48. Санников 2002 Санников А. В. Достоинство, гордость и самолюбие в русской наивной этике // « Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии » Тр. Междунар. семинара Диалог’2002. М., Наука, 2002.

49. Санников 2003а -Санников А. В. Издевательство в наивной этике // « Русистика па пороге XXI века: проблемы и перспективы». М., 2003.

50. Санников 20036 Санников А. В. Смех и насмешка в русской наивной этике // « Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии » Тр. Междунар. конференции Диалог’2003. М., Наука, 2003.

51. Сафин 1961 Сафин В. Ф. Особенности оценки старшеклассниками моральных и волевых качеств своих сверстников // Психологические проблемы юности, Москва, 1961.

52. СДост Словарь языка Достоевского. Лексический строй идиолекта. М., 2001.

53. Селиванов 1961 Селиванов Ф. А., Этика, Томск, 1961

54. Словарь Даля -Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1956. Тт. I-IV.

55. Соколова , Столинн 1989 Соколова Е. Т., Столинн В. В. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — М., 1989.

56. Солженицын 1992 Солженицын А. И. Раскаяние и самоограничение // Из-под глыб. М., 1992.

57. СПушк Словарь языка Пушкина в четырех томах. М., 1956-1961.

58. ССин Словарь синонимов современного русского литературного языка. Отв. редактор А. П. Евгеньева. М., 1970-1971. Тт.1-И.

59. Степихова 2003 Степихова В. А., Самооценка директора школы как условие развития управленческих отношений : Дис. канд. пед. наук. СПб, 2003.

60. Толстой 1993 Толстой Л. Н. Путь жизни. М., 1993.

61. Трубецкой 1992 Трубецкой Е.Н. Старый и новый национальный мессианизм // Русская идея. М., 1992.

62. Урысон 1999 Урысон Е. В. Дух и душа: к реконструкции архаичных представлений о человеке // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. М., 1999.

63. Урысон 2000 Урысон Е. В. Голос разума и голос совести // Логический анализ языка. Языки этики. М., 2000.

64. Урысон 2003 Урысон Е. В. Проблемы исследования языковой картины мира: Аналогия в семантике. М., 2003.

65. Уфимцева 1996 Уфимцева Н. В. Русские: опыт еще одно самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996.

66. Фасмер 1971 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Тт. I-IV. М., 1971.

67. Феннел 2004 Феннел М. Как повысить самооценку. М., 2004.

68. Философский энциклопедический словарь. / Гл. редакция: J1. Ф. Иль-чев и др. М., 1983.

69. Хаймовская , Ветер 2003 -Хаймовская Н. А., Ветер Т. В. Особенности социально-психологической адаптации педагогов-психологов в образовательных учреждениях // Психологическая наука и образование, № 3, 2003.

70. Хекхаузен 1986 -ХеюсаузенХ. Мотивация и деятельность в 2 т.// пер. с немец, под ред. Величковского Б. М. М., Педагогика, т.1, 1986 г.

71. Цена слова 2002 Цена слова: Из практики лингвистических экспертиз текстов СМИ в судебных процессах по защите чести, достоинства и деловой репутации. М., 2002.

72. Чаадаев 1989 Чаадаев П. Я. Сочинения. М., 1989.

73. Шмелёв 2000 Шмелёв А. Д. Плюрализм этических систем в свете языковых данных // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.

74. Шмелёв 2002 Шмелёв А. Д. Русская языковая модель мира: материалы к словарю . М., 2002.

75. Эрделевский 199в Эрделевский А. М. Компенсация морального вреда. М., 1996.

76. Яковлева 2000 -Яковлева Е. С. О языковой картине мира в аспекте её динамики: переосмысление старых значений // Слово в тексте и в словаре. Сборник статей к семидесятилетию академика Ю. Д. Апресяна. М., 2000.

77. ЯКМИСЛ 2006 Апресян Ю. Д. и др. Русская языковая картина мира и системная лексикография. М., 2006 (в печати).

78. Apresjan V. 1997 Apresjan, ValentinaJu. ‘Fear’ and ‘pity’ in Russian and English from a lexicographic perspective // International Journal of Lexicography, June 1997, Vol. 10, No. 2.

79. Allport 1961 -Allport G. W., Pattern and growth in personality, N. Y., 1961.

80. Hoppe 1930 Hoppe F., Erfolg und Misserfolg // Psychologische Forschung, 1930, № 4;

81. Wierzbicka 1992 Wierzbicka A. Semantics, Culture and Cognition: Universal Human Concepts in Culture-Specific Configurations. N.Y., 1992.

В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

www.dissercat.com

Самооценка в русской культуре

В конце 17 век, когда на престол России взошел молодой Петр I, страна переживала один из переломных моментов своей истории. Россия, в отличие от западноевропейских стран, практически не имела крупных промышленных предприятий, которые бы смогли обеспечивать страну тканями, оружием, сельскохозяйственными орудиями. На тот момент Россия не имела выходов к Чёрному и Балтийскому морям, поэтому флота у неё не было. Армия была устроена по устаревшим принципам, её основу составляло главным образом дворянское ополчение.

Россия Петровской эпохи имела необходимость коренных реформ, как в культуре, так и в экономике. Еще до наступления эпохи Петра I вырисовывалась программа определенных преобразований, которые во многом совпали с его реформами.

Грядущие великие перемены в культуре и экономике, ощущались еще за период царствования Алексея Михайловича – отца Петра I. Таким образом, предпосылками реформ петровской эпохи были преобразования конца 17 века. Вторая половине этого столетия характеризуется централизацией системы государственного управления. Были предприняты попытки четко разграничить сферы и функции деятельности различных указов, появились первые регулярной армии.

Процесс изменения русской культуры во времена Петровской эпохи — наиболее противоречивая часть реформ Петра I. Еще до него было создано множество предпосылок к реформации устоявших культурных традиций и норм: значительно укрепились связи с зарубежными странами; постепенно в Россию проникают культурные традиции западной Европы; даже такая традиция русской культуры как брадобритие уходит корнями намного глубже эпохи Петра I. В 1687 году в России открылась Славяно-греко-латинская академия, самое первое в стране высшее учебное заведение. Но, несмотря на все выше перечисленное, деятельность Петра была революционной.

Одним из важнейших этапов в проведении реформ в культуре эпохи Петра стало посещение царем европейских стран. После возвращения Петр направляет множество молодых дворян на обучение в Европу, главным образом для развития морских наук. В 1701 году в Москве открывается Школа математических и навигационных наук, расположившаяся в Сухаревой башне, возглавил её шотландец, профессор Абердинского университета Форварсон.

В реформах культуры петровской эпохи основной задачей было в наиболее сжатые сроки преодолеть возникшую со времен монголо-татарского ига разделение России и Европы. Чтобы преодолеть это, в 1700 году Петр вводит в России новый календарь, в котором 7208 год становится 1700-м, при этом Новый год теперь празднуют не в сентябре, а в январе.

Культура эпохи Петра I внесла серьезные изменения в быт российских дворян, постепенно приближая его к европейскому. В 1717 году вышла в свет книга под названием «Юности честное зерцало», которая была учебником этикета, а с 1718 года появились первые Ассамблеи — дворянские собрания как в Европе.

Однако нельзя не упомянуть, что все эти преобразования в русской культуре петровской эпохи исходили исключительно сверху и поэтому были достаточно болезненны для всех слоев общества. Репрессивный характер некоторых из этих нововведений внушал настоящую неприязнь к ним, а также вел к категоричному неприятию остальных, пускай даже самых прогрессивных, новшеств. После прибытия из Европы, в августе 1698 года, царь лично выступил в роли цирюльника. Он приказал подать ему ножницы и лично обрезал бороды у шокированных этим поступком бояр. Подобные операции, по внедрению европейской культуры Петр повторил несколько раз, он решил отменить старую русскую бороду. Бритьё бороды было закреплено специальными указами, которые стали первыми ласточками кардинальных изменений в культуре эпохи Петра I.

Уже в петровскую эпоху в Москве, в людных местах были вывешены листы с царским указом о культуре ношения одежды: думным чинам, боярам, служивым, торговым и приказным людям носить иностранные короткие кафтаны. Были определены сроки, чтоб перейти на новый стиль одежды. В 1700 году по новому стилю, был издан указ о создании в Москве первых аптек; следующим указом было запрещено ношение ножей, неповиновавшихся наказывали кнутом или ссылкой. В 1701 году либеральный дух культуры эпохи Петра I был выражен в ряде указов: запрещалось падать на колени при появлении царя; обнажать голову в зимние месяца, проходя мимо дворца. В 1702 году дошла очередь до реформирования семейной жизни: брачный союз был обеспечен более прочными нравственными гарантиями. По приезду из Франции Петр I издает указ о гостеприимстве.

Кардинально изменилось положение женщины в обществе. Царь пытался, следуя примеру Запада, приобщить слабый пол к светской жизни и обеспечить высшие круги новыми формами в обхождении. Эти перемены в культуре эпохи Петра I благоприятно влияли на легкую промышленность России. Стали развиваться мастерские и фабрики, выпускавшие новые виды тканей, головные уборы, кружева, обувь, застежки, пряжки и другие украшения. Царь и здесь был неравнодушен к происходящему. Те, кто производил предметы обихода для новой культуры быта и предметы роскоши, пользовались его покровительством и благосклонностью. Иногда Петр I отдельными указами обязывал фабрикантов сначала производить предметы культуры новой эпохи, и лишь после этого они имели право производить и продавать различные промышленные товары.

Дворянская культура петровской эпохи изменялась так же вследствие того, что царь заставлял дворян обучатся, служить в армии или на флоте. Указы Петра I регулировали правила поведения в присутствия в церкви и судах. За нарушение правил был предусмотрен значительный размер штрафа и другие наказания. Культура эпохи Петра I снабдила подданных массой нормативных актов, которые определяли их хозяйственную, духовную и семейную жизнь. Значительные перемены происходили в дворцовом быту. Исчезала скованность, упрощались традиции,.

В городскую культуру эпохи Петра I вошли народные гуляния в честь военной победы. В эти дни устраивались торжественные богато украшенные процессии с праздничными фейерверками, и угощением, выставленным на площадях. Ученые по-разному оценивают петровскую эпоху с её реформами в области культуры. Одни — восхищаются, отодвигая на второй план её недостатки и неудачи, другие — хотят выставить на 1-е место все пороки.

Нельзя не отметить, разносторонние оценки культуры эпохи Петра I, а также его реформ в условиях современности. Вроде бы, в период современных реформ, деятельность Царя должна быть примером, но находится много политиков и представителей творческой интеллигенции, которые отрицательно относятся к этому реформатору. Два с половиной века философы, историки и писатели спорят о значении преобразований в русской культуре петровской эпохи, но независимо от точки зрения исследователей, все сходны в одном – Петр I был одним из важнейших деятелей в истории России. Именно благодаря ему, история России разделится на допетровский и послепетровский период.

xn—-otbhelfmphcp4fjf.xn--p1ai

Роль женщины в русской культуре

Please log in to add your comment.

Transcript of Роль женщины в русской культуре

2. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века), Санкт-Петербург, «Искусство — СПБ», 1994.

3. Рейтинг Радио Эхо Моквы — 100 самых влиятельных женщин России. (http://echo.msk.ru/blog/echo_rating/1266848-echo/)

4. История развития Феминизма в России. (http://www.istorya.ru/referat/6611/1.php)

5. А. М. Калмыкова. К истории "Женского вопроса" в России.

6. Скорнякова С.С. ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ. Сборник научных трудов "Актуальные проблемы теории коммуникации". СПб. — Изд-во СПбГПУ, 2004.

"Бедная Лиза", О.А.Кипренский, 1827 г.

«Нина. главное не слава, не блеск, не то, о чём я мечтала, а умение терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своём призвании, то не боюсь жизни»

. образ нежно любящей женщины, жизнь и чувства которой разбиты. Героиня наделена идеальным чувством, поэтичностью натуры, нежностью, душевной тонкостью.

"Ярославна в Путивле", В. Серов

Авдотья Рязаночка, К. Васильев

Княгиня М.Н. Волконская

"Великая княгиня Евдокия", И.Глазунов

«Я помню море пред грозою.

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к её ногам!»

"Евгений Онегин", А.С. Пушкин

Камера Волконских в Петровском заводе. Акварель Н. Бестужева. 1830

"Декабристы. И в Сибири есть солнце. Приезд жены Н. Муравьева", И. Крившинко

Княгиня Екатерина Дашкова

Княгиня Авдотья Голицына

Софья Васильевна Ковалевская

А. Матвеев "Автопортрет с женой"

Эскиз к мультфильму «Мастер и Маргарита», С.А. Алимов

Сонька Золотая Ручка

Ю.М.Лотман выделяет три стереотипа женских образов в русской литературе, которые «вошли в девичьи идеалы и реальные женские биографии».

2. «Демонический характер, смело разрушающий все условности созданного мужчинами мира»,

3. «Третий типический литературно-бытовой образ — женщина-героиня. Характерная черта- включенность в ситуацию противопоставления героизма женщины и духовной слабости мужчины».

prezi.com

Символика цвета в русской (немецкой, английской, итальянской и т.д.) культуре

С самых древних времен люди замечали, что цвет имеет способность воздействовать на физиологические функции и эмоции человека. При этом каждый цвет воздействует на всех людей по-разному. В первую очередь, это зависит от национальной и социальной принадлежности человека либо же от условий, в которых он воспринимает этот цвет.

Человек также воспринимает цвет исходя из его эмоционального действия. Так, цвет может воздействовать на человека физиологически (успокаивающе или возбуждающе) либо ассоциативно. В связи с этим цвет может вызывать у человека различные чувства: покой, равнодушие, сильное возбуждение, ощущение тепла или холода, что непосредственно воздействует на его психику и физиологию. Скорее всего, именно из-за эмоционального воздействия человек наделил каждый цвет определенным символическим значением.

С древнейших времен в культуре каждого народа начала складываться определенная гамма приоритетных цветов. Все национальные цвета являются традиционными и исторически объяснимыми, они соответствуют темпераменту и характеру народа, а также окружающей его природе. При этом стоит отметить, что чем ближе к экватору Земли проживает народ, тем более он расположен к открытым, ярким цветовым сочетаниям. Так, например, испанцы предпочитают желто-красно-черные цвета, тогда как финны более расположены к спокойным бело-голубым оттенкам.

Распространение того или иного цвета в культуре, предметах быта, костюмах и произведениях искусства народа зависело от его обычаев, традиций, религиозных воззрений и эстетических норм. Однако всё же как в культурах прошлого, так и в культурах настоящего времени прослеживается определенная триада цветов (белый-красный-черный), ставшая архаическим ядром древнейшие системы символов, и ньютоновская триада цветов (красный-зеленый-синий).

Красный цвет. Считается, что именно он был первым цветом, замеченным первобытными людьми, поскольку вызывал ассоциации с огнем, солнцем, кровью. В Китае красный цвет является символом плодородия, а в Японии – символом любви. Даже у русских крестьян XIX века было принято одевать невесту в красный свадебный наряд. Европейцы XXI века ассоциируют красный цвет с энергией, силой, мужеством и воинственным духом.

Белый цвет. С глубокой древности он считается особым цветом. В эпоху цивилизаций белый всегда был цветом святых, богов и праведников. Современная семантика культуры Европы, напротив, придает белому цвету негативные значения, такие как: холод, обморок, смерть, молчание, одиночество. В наши дни белый цвет воспринимается как символ божества во всех религиях мира.

Черный цвет. У большинства народов имеет негативную семантику, что вполне объясняется физиологическими причинами. Так, во многих культурах мира черный цвет символизирует печаль (Япония), смерть и скорбь (Европа). Однако у некоторых народов (африканских и мусульманских) данный цвет имеет позитивные значения. В русской культуре черный цвет в зависимости от ситуации может восприниматься как траурный, мрачный или жизнеутверждающий.

Зеленый цвет. Является физиологически оптимальным цветом, поскольку он ассоциируется с природой. В Японии зеленый цвет является одним из самых любимых. В христианстве он символизирует земной путь святых, а в исламе – пищу, тень, прохладу, красоту, то есть все те блага, которые исходят от растений.

Синий цвет. Во многих культурах имеет негативный смысл, а в современной Японии он воспринимается как знак отчуждения и смерти. На Ближнем и Среднем Востоке синий цвет ассоциируется с цветом неба и морских глубин. В Индии данный цвет является знаком траура и печали.

vifsaida.com

Символика цвета в русской традиционной культуре

Цвет всегда имел важное значение и использовался как в бытовой, так и в обережной традиции. Триединство восприятия устройства мира у славян: небо-отец + земля-мать + человек (их творение), оказало влияние и на восприятии цвета. Основные цвета несли большую информационную нагрузку. По наличию и использованию того или иного цвета можно было многое сказать о человеке и положении в обществе.

КРАСНЫЙ – символ огня, жизни, совершенства. Огонь изображается в виде креста. Огонь олицетворяет солнце и, следовательно, наделен теми же функциями. Это символ здоровья и совершенства. Символ защиты от всего дурного.

Красно солнышко – дающее жизнь;

Весна-красна – начало жизни;

Лето красное – торжество жизни;

Красна девица – здоровая, полная сил девушка.

В обережной культуре цвет используется как защита жизни. Рябиновые (красные) бусы и красная лента в волосах девушки, красные сапоги и красные сарафаны были призваны защитить здоровье и дать больше жизни. Это праздничная одежда (праздник – прославление жизни (РА).

В фольклоре – это символ женского начала (аленький цветочек – символ девочки, маков цвет – девушка, красна ягода – женщина).

БЕЛЫЙ – это пространство между небом и землей. Символ света, чистоты и свободы. Белый сочетает в себе все цвета и поэтому олицетворяет чистоту и непорочность, которая объединяет и примиряет все на земле. Использование в описаниях белого цвета указывает на чистоту помыслов и всеохватывающую любовь (белолица, белы рученьки).

Обычно белый используется в описании девушки или юноши с чистым и добрым сердцем (Белая береза – добрая стройная девушка).

В обереговой культуре белый цвет призван защитить от нечистой силы и не дать проникнуть злу. Скатерть на столе белая, чтобы гости не смогли оставить в доме злого умысла, нательное белье только белого цвета, чтобы сохранить тело здоровым и чистым. Белое постельное белье не дает смерти (а сон напрямую ассоциировался со смертью) забрать ни взрослого (дополнительно к белью плели кружевные передки на кровать) ни ребенка, которого пеленали в белые пеленки и устилали колыбель белым кружевом. Белый фартук носили женщины для того, чтобы защитить женские органы от чужих глаз.

СИНИЙ цвет – символизирует небо, мужское начало. Вода – символ отражения небесного в земном. Мужское начало как ничто другое славит жизнь и оберегает женщину. Голубые цветы – символ мальчика или неженатого юноши. Синий – сила и мощь мужчины.

Колокольчик – символ приглашения на свидание;

Незабудка – символ расставания с милым другом.

Лен – мужское начало;

Платок еще один символ покровительства мужчины для женщины. Как небо (мужское начало) покрывает землю (женское начало), так и платок (мужчина) оберегает женщину. Именно поэтому для девушки получить в подарок платок – символизировало готовность мужчины к ее защите, а муж подтверждал свое мужское начало, даря жене платок. Обязательным условием было – повязать платок на голову женщине, и если она позволяла это сделать – это символизировало принятие данного мужчины в сердце.

ЧЕРНЫЙ – имеет два совершенно несхожих значения. В фольклорной и речевой традиции это символ зла, грязи, лжи, смерти.

Черный глаз – человек желающий зла;

Черный ворон – символ смерти;

Дума черная – плохие мысли.

В символике же узора и декоративно-прикладном творчестве черный символизирует землю. Символ плодородия и материнства, что является основой женского предназначения. Черный зигзаг в узоре – символ невспаханного поля (мужского начала или неоплодотворенного женского начала). Черная волна в узоре – вспаханное и готовое к прорастанию зерна (женского начала).
ruspravda.info

К чему стадам дары свободы.

Восстановление смыслов

Русская печь не только грела и варила, она была неотъемлемой частью культуры русского народа.

Печка наделялась человеческими чертами, например, способностью разговаривать. В русской народной сказке «Гуси-лебеди» девочка в поисках пропавшего братца набредает на печь, стоящую в чистом поле, и спрашивает у неё совета. Печь предлагает ей сначала отведать пирожков и говорит, куда гуси-лебеди понесли ее братика, а впоследствии, на обратном пути, печка прячет девочку от погони. А может, действительно, в лихие времена при набегах врагов русские женщины прятали детей в печке?

Кто жил в деревне, тот знает, как много значит русская печь для дома. По-моему, женщина может почувствовать себя по-настоящему хозяйкой только управляясь с русской печкой. Фото с сайта: http://www.1001tema.ru/index.php?option=com_presscan_ article&pl=10970&doc=4003907430

Жильцы деревенских домов с русскими печками — более свободные люди, чем жители многоквартирных домов с удобствами. Они не зависят ни от ЖКХ, ни от мэров, ни от прочих пэров. Вот это и есть настоящая свобода русского народа! А свобода болтать что вздумается на Руси никогда не ценилась. Про таких "свободных" с насмешкой говорили: "Мели Емеля — твоя неделя". Фото с сайта:

Вы спросите, отчего же я поставил пусть и полезное, но мирное изобретение — русскую печь — в один ряд с таким современным изобретением, как трехступенчатая баллистическая ракета? Я вам отвечу на этот вопрос так. Ни одно изобретение не дало русскому народу больше, чем русская печь! Благодаря ей стало возможным освоение Русского Севера, Сибири, Дальнего Востока и Аляски! Попробуйте, погрейтесь зимой, в Забайкальском крае, английским камином.

Как всякий зрелый этнос, русские имеют свой язык и свои культурные традиции. Но почему-то о русских национальных технологиях известно немного. Мы как-то не ценим наше родное, а все на заморское заглядываемся. А ведь в России не только девушки краше, чем в Западной Европе. У нас и еда вкуснее и полезнее: возьмите щи, борщ, каши наши знаменитые, пироги, а русские блины, а квас, а огурцы соленые, капуста квашеная, грибы соленые и грибы сушеные. Всего и не перечислить сразу-то. И это все наше национальное. Вот в США национальной едой, изобретенной именно в США, можно назвать разве только жевательную резинку да кока-колу. Все остальное они позаимствовали у разных народов.

Разожженная русская печь в зимнее время была одним из основных источников света. А важнейшим женским рукоделием в зимнее время тогда было прядение пряжи — изготовление льняной нити. Сидя на лавке возле устья печи, женщина правой рукой вращала веретено, а левой сучила нить, вытягивая ее из кудельки на прялке, и, конечно, то и дело поглядывали в сторону кудельки. Ещё в начале XX века в русской деревне было множество курных изб, в которых, словно полторы тысячи лет назад, работали у печи домашние мастерицы. Не случайно в словаре В. И. Даля изба с левосторонним расположением печи названа ''избой – неряхой'' за то, что в подобном жилище женщине было ''не с руки'' прясть — не с той стороны свет на кудельку падал.

Обычная утварь русского сельского дома: большой ларь для муки и круп, корзины для картофеля и овощей. В бочках квасили капусту, солили огурцы, грибы. На стене висят коромысловые весы. Вот на таких широких досках пола я, забравшись под стол или под лавку, тайком рисовал, подражая иконам, которые стояли на полочке в левом красном углу избы. Когда в дом к нам заходили старушки, то они всегда крестились на эти иконы. Стариков же в нашей деревне было мало, все погибли на Первой и Второй мировых войнах. Фото с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/o…

Парень приглядел девушку себе в жены. Она тоже не против стать его женой — парень ей явно люб. Вот теперь и сватов можно засылать. Сваты обговаривали все имущественные вопросы, размер приданого, где жить будут молодожены, в доме родителей жениха, или родители парня и девушки в складчину построят им отдельный дом. Жениху и невесте обсуждать эти вопросы как-то не с руки, ведь у них любовь, а ее как-то грубо мешать с материальной стороной женитьбы. Это сегодня жениха и невесту приучают сразу же самих брачный контракт заключать. Фото с сайта: ceotd_ug.giport.ru

Пока печь в доме топилась, живы были и ее хозяева. Остывала печь только вместе с гибелью всей семьи. Даже при пожаре, когда дом сгорал, русская печь на своем фундаменте еще долго стояла среди других домов в деревне. Наверное, на такую вот беcхозную печь на месте сгоревшего дома — на пепелище — и набрела сказочная девочка Маша в поисках своего братца Иванушки.

Не удивительно, что печника (мастера класть печи) в народе чтили больше, чем священника. Требовалось немалое умение, чтобы печь была: во-первых, не угарной; во-вторых, достаточно большой, чтобы было где полежать ребятам и старикам; в-третьих – жаркой, но не жадной на дрова; в-четвёртых – чтобы дым не выкидывало во время ветра в избу; в-пятых – чтобы печка была красива, миловидна. О привлекательности внешнего облика печи заботились, пожалуй, не меньше, чем о нарядности одежды и бытовой утвари, хранившейся в доме. При декоративном оформлении интерьера печь, естественно, играет роль одного из главных декоративных компонентов.

Существовали заговоры-обращения к печи, а рядом с ее устьем вмазывали небольшую иконку с образом Христа или Пресвятой Богородицы. С печью в сознании были связаны понятия надежности, защиты, основательности. Она являлась ядром дома, домашним очагом, дающим благополучие, сытость, тепло. Ребятишки, испугавшись грозы, жались поближе к печи.

Печная труба, согласно языческим поверьям, является выходом из дома, предназначенным для сверхъестественных сил. Из нее в сказках вылетает ведьма — обязательно верхом на помеле, которым выметают золу из печи, через нее в дом проникают огненный змей и черт.

Под русской печкой в доме обитал домовой — суседко. Хозяйка должна была позаботиться о том, чтобы суседко (домовой) перебрался в новый дом при переезде. Часто, переселяясь, хозяйка в первую очередь переносила клюку и помело, клала их на печь в новом доме, тем самым приманивая домового — покровителя хозяйства и семьи. При этом она должна была приговаривать: «Суседушка-братушка, пойдем к нам на ново место».

На лежаке этой печи устроен барьер из широкой доски, чтобы во сне не скатиться на край и не упасть на пол. Фото с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/o…

Такие половики традиционно ткали в деревнях. Еще в середине прошлого века кое у кого сохранялись ткацкие станки. Но ткать умели уже немногие старушки. Фото с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/o…

Символика печи имела особое значение в народной медицине и в магии. В заговорах от тоски по умершему часто обращались к русской печи: «Как ты, матушка-печь, не боишься ни воды, ни пламени, так бы и ты (имярек) не боялся, не страшился». Наговорить нужно было на воду и сбрызнуть наотмашь того, кто страдал такой боязнью. При этом он должен был стоять около печи и смотреть в устье, к чему его нужно было принудить, сказав: «Что-то неладно у вас в печи».

Используя угольки из печи, лечили от испуга. Приговаривая необходимые слова, нужно было бросить три уголька в воду. Если угольки утонут — человек вылечится, если же нет, то причина болезни не в испуге. Некоторые заговоры необходимо было произносить обязательно при затопленной печи. При отравлении глотали угольки, которые абсорбировали в желудке отраву и выводили ее из организма.

Уезжая в долгие опасные путешествия или в город на заработки, прощаясь, нужно было обязательно заглянуть внутрь печи, это обеспечивало благополучное возвращение домой.

Готовность поделиться угольками для разжигания печи воспринималась как величайшая доброта. Этот обычай сохранился с тех времен, когда быстрого способа разжечь огонь не знали и потому сохраняли его круглосуточно. Если же угольки потухали, то выручить могла соседка, за что ей, разумеется, были очень благодарны.

Чтобы прекратить град, грозивший побить урожай на поле, советовали выбросить из окна печную заслонку и нож. Сомневаюсь, чтобы это всегда помогало. Но такое действие во время беды хотя бы придавало некоторую надежду и успокаивало. Русский человек никогда не смирялся даже тогда, когда, казалось бы, предотвратить беду было невозможно. Но и на чудо он пытался активно воздействовать.

В стене над печью делали специальное отверстие, чтобы в определенный день в него проникли первые лучи восходящего солнца, что сулило семье мир, добро и счастье в дом. Устройство окон-отверстий рядом с печью с восточной стороны встречалось в жилищах в XVIII-XIX вв. и имело широкий ареал распространения.

Огонь в печи осмыслялся как живое существо. Был известен на Руси разговор двух огней. Один из них жаловался другому, что его хозяйка плохо за ним следит, и сообщал, что собирается в виде наказания устроить пожар и сжечь ее дом. Фото с сайта: ceotd_ug.giport.ru

Несмотря на то, что домашний огонь выполняет культурные функции, он сохраняет свою связь со стихией небесного огня и при необходимости может противостоять ей.

Например, в Вологодской губернии затапливали печь, чтобы утишить и прекратить грозу. Как средство против грозы и других стихийных бедствий у русского народа использовалась и печная утварь. При приближении градовой тучи выбрасывали на двор заслонку, хлебную лопату и кочергу, либо складывали их крест-накрест, чтобы защитить посевы от града.

Прежде домашний огонь непрерывно поддерживали в печи и сохраняли ночью в виде горячих углей в загнетке. При переходе на новое местожительство переносили с собой угли из старого жилища и вместе с тем переманивали домового.

С другой стороны, горение огня в печи может символизировать протекание жизненных процессов в человеческом теле. В любовной магии и магических действиях, поддерживаемое пламя призвано зажечь внутренний огонь, пожирающий человека. Процесс поддержания огня и приготовления хлеба, и в частности, действия с кочергой и хлебной лопатой, в загадках и свадебных обрядах осмысляются как супружеские отношения. Формирование плода в материнской утробе также может уподобляться выпеканию хлеба. На Украине о счастливом человек говорят, что он «у печурце родився», а в Белоруссии о стариках, у которых родятся дети, говорят: «И в старой печи огонь хорошо гориць».

Когда кто-нибудь уходил из дома, печку надо было закрыть заслонкой, чтобы ему повезло в пути и его не поминали лихом оставшиеся дома. В Новгородской губернии закрывали печь заслонкой, садясь ткать, чтобы хорошо удалась работа. В Полесье хозяйка, вынув из печи хлеб, закрывала ее заслонкой, иначе, по поверью, когда она (хозяйка) умрет, у нее будет рот «раззявлен». Русские женщины и на смертном ложе хотели выглядеть красивыми. При приближении грозы заслоняли трубу, чтобы черт или другая нечистая сила не могли туда спрятаться и чтобы гром не ударил в хату. Действительно, шаровые молнии нередко проникают в дом тогда, когда в нем есть сквозняк — тяга воздуха вверх через трубу.

Через трубу зовут пропавший в лесу скот в надежде, что он вернется обратно. В Страстной четверг хозяйка окликала скотину по именам через печную трубу, а хозяин, стоя на улице, отвечал за животных. Делалось это для того, чтобы летом скотина не заблудились в лесу. В Новгородской губернии в Страстной четверг хозяйка открывала печную трубу и кричала в нее: «Коровушки, не спите в лесу, ходите домой». В Ровенской области шепчут заговор от укуса змеи и тоже в печь, «штоб у печ пошло».

Печь участвовала во многих важнейших обрядах, в том числе и в свадебном. Сваты, которые приходили в дом невесты, в первую очередь должны были положить руки на печь, показывая таким образом общность с семьей нареченной. А гость, которому предложили лечь спать на печи, автоматически признавался членом семьи.

Доказательством важности русской печи в жизни русского человека говорит огромное количество поговорок, идиом, прибауток, пословиц и загадок, в которых присутствует образ русской печи. Вот некоторые из них: "Хоть горшком назови, только в печку не ставь". "Гости на печь глядят, видно, каши хотят". "Добра та речь, что в избе есть печь". "У ленивого крыша течет и печь не печет". "Сажает в печь хлебы как пышки, а вынимает как крышки". "И за морем горох не под печью сеют". "Печь нам мать родная". "На печи все красное лето".

Приведу еще народные приметы: "Головня на шесток упала – нечаянный гость"."Уголье на загнетке само разгорается — к морозу". "Печка начинает дымить — к плохой погоде" (давление падает). "Тяга очень хорошая — к морозу". "Красный огонь и дрова трещат – к морозу, а вот огонь белый и дрова в печи горят без треска – скоро наступит оттепель".

Так жили не такие уж и далекие наши предки в XIX веке. Печь – это не только самое теплое, но и самое спокойное место в русской избе. Это домашний очаг, место священное и центральное для всякого дома.Фото с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/o…

Долгими зимними вечерами печка собирала вокруг себя всех домочадцев, в ее уютной близи занимались ремеслами, рассказывали детям сказки, беседовали и мечтали.

Русская печь – лечебница, она с успехом исцеляла от простудных заболеваний. Печная глина фильтрует вредное излучение, образующееся при горении дров — так что остаётся только малая часть инфракрасного излучения. Излучение печи удивительно похоже по своим биофизическим характеристикам на тепло, излучаемое самим человеком. Спать на тёплой печи – всё равно, что быть в утробе матери. Поэтому все болячки заживают.

Прогревались как сверху на печи, изгоняя простудные заболевания, так и в самом горниле. Лечились не только теплом, но и печной золой, часто смешивая её с солью. К услугам печи прибегали и знахари. В северных русских деревнях в старину женщины рожали дома, роды принимала знахарка — бабка повитуха. Так вот новорожденного ребенка вначале клали на печь, а потом вечером мыли в русской печке. Новорожденных первое время бабушка мыла в русской печке каждый вечер, да еще веничком березовым слегка парила. Думаю, оттого русский народ и таким крепким вырастал, что никакой француз и немец нас победить не могли.

Захирела сегодня русская культура, захирела и русская душа. Вокруг сплошные глобалисты. Все дальше и дальше уходим мы от наших истоков, все меньше остается в нас русского. Ой, не к добру это!

ss69100.livejournal.com