Личностный рост человека как профессионала: самосовершенствование через карьеру

Никто не станет спорить о том, как важен личностный рост в профессии. Если человек занят любимым делом, у него появляется чувство самоуважения, он способен видеть мир в более ярких тонах. Каждому человеку, чтобы найти себя, нужна как поддержка семьи, так и самореализация в работе.

Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию. Читать подробнее..

Сейчас эксперты по профессиональному определению выделяют следующие критерии удачного карьерного выбора: это сочетание интересов человека, его интеллектуальных возможностей, личностных характеристик, а также потребностей рынка труда. В этой статье мы рассмотрим связь социального статуса с профессиональным уровнем, роль способностей в построении карьеры, методы саморазвития в профессии.

Профессиональный рост, возраст и статус

Разговор о профессии охватывает достаточно продолжительный период жизни. Некоторые считают, что о проблеме самоопределения можно судить, начиная от возникновения первых мыслей на тему «Кем я стану, когда вырасту?» и вплоть до того момента, когда человек прекращает трудовую активность, переставая быть личностью.

Процесс личностного и профессионального роста, становления карьеры, с одной стороны, тесно связаны с возрастом человека. Принадлежность к возрастной категории часто означает не столько биологический возраст, сколько положение в иерархии. Слово «отрок» на Руси имело следующие значения: «слуга», «раб», «воин княжеской дружины». Такая связь существует и между профессиональными навыками и возрастом. Солдат, который отслужил два года, не зря называется «дедом». Для умаления и подчеркивания незрелости, напротив, используют другие слова – «салага», «малец», «зеленый».

Психологическая наука накопила немало знаний о том, какие факторы влияют на личностный рост в профессии. На жизненном пути человек подвергается воздействию разнообразных факторов, но определяющее значение имеют три из них.

Это биологический фактор (наследственность, возраст, состояние здоровья), социальная среда (начиная от семейного окружения и заканчивая государством), активность личности (зависит от самооценки, уровня притязаний и пр.)

Профессиональное развитие человека разбивается на категории, соответствующие возрасту либо стажу. Например, выделяют следующие стажные категории: от 1 до 5 лет (первая), от 6 до 10 (вторая), от 11 до 15 (третья), и так далее. Популярностью пользуется и рассмотрение этапов, длящихся по 10 лет.

Также о профессиональном развитии говорят без привязки к определенному сроку, выделяя студентов, специалистов, пенсионеров. Каждый этап профессионального становления заканчивается кризисом – происходит переосмысление своей профессиональной деятельности, выбор новых путей самореализации.

Интересы, склонности, способности…

Термины «склонности» и «интересы», хотя они и связаны между собой, являются разными понятиями. Интерес к предметной области может порождать склонность. Некоторым людям нравится музыка – они проявляют к ней интерес. Но один человек будет склонен исполнять музыкальные произведения, другой обнаружит в себе композитора, третьему понравится преподавать игру на инструменте детям.

Различна деятельность радиомонтажников, инженеров, настройщиков аппаратуры, несмотря на то, что их интересы лежат в одной профессиональной плоскости. Если интересы обладают динамикой, могут меняться на протяжении жизненного пути, то склонности говорят о заложенных способностях, являясь более устойчивыми.

Исследователи считают, что каждая профессия требует от человека определенных склонностей, набора качеств – они определяют, пригоден человек к этой профессии, или нет. Способности также облегчают личностный рост в профессии, прохождение всех этапов карьерного пути.

В обыденной жизни слово «способности» может наделяться разным смыслом. Иногда говорят о физических возможностях человека: «Он способен пробежать 10 километров». Иногда – об интеллектуальных – «Он не способен решить это уравнение». Но в психологии к категории способностей относят только те свойства, которые являются психологическими и которые варьируют от человека к человеку. Например, каждый человек умеет разговаривать и способен к прямохождению. Однако речь не относят к категории способностей, она не является психологическим свойством. Прямохождение свойственно всем людям, поэтому оно не относится к способностям. Это качество не варьируется.

Личностный рост в профессии будет очень затруднен без наличия у человека определенных задатков. Поэтому круг умений ограничивают только теми, которые будут приносить человеку пользу во время работы. Неспособные люди отличаются от способных. Последним освоение профессии дается легче и быстрее, результаты их работы – качественнее.

Способности являются комплексным образованием. Они включают не только природную предрасположенность к деятельности, но и уровень развития личности. Если возникают сложности с определением своих наклонностей, можно обратиться к психологу, специализирующемуся на профориентации, или же к представителям профессии «Тренер личностного роста». Тренинги помогают узнать о себе немало новой информации.

Способности и личностный рост в профессии

Однако способности еще не являются гарантом того, что человек будет иметь успех на своем поприще. Они являются некой потенциальной возможностью того, что может произойти, а, может быть, и нет. Способности можно сравнить с зерном. Внутри него заложены все свойства, которые позволят ему вырасти, стать колосом. Однако для того, чтобы это произошло, должны соблюдаться немало условий. Точно также наличие у ребенка музыкальных талантов еще ни в коей мере не говорит о том, что он станет великим музыкантом. Если не будет адекватных условий – возможности заниматься творчеством, благоприятной атмосферы дома, специального образования – расположенность к музыке заглохнет, никогда не став чем-то большим.

Кроме этого, наклонности могу реализовываться по-разному. Общительный человек, обладающий задатками лидера, может провести полжизни в недостойной компании; или же его заинтересует профессия «тренер личностного роста». Увлекающийся преступным миром может нарушить закон и получить срок заключения, а может стать следователем уголовного розыска. Мы никогда не узнаем об истинном количестве одаренных людей и гениев, которые не были признаны обществом.

Пока человек не осваивает определенные навыки, самореализация остается для него недоступной. Способности могут быть обнаружены только в процессе деятельности личности. По мере же освоения новых знаний формируется личность. Никак нельзя обнаружить у ребенка способности к математике, если не дать ему возможности обучиться числам, математическим правилам.

Если человек не справляется с учебой или рабочей нагрузкой, это не всегда говорит об отсутствии способностей. Возможно, ему необходимо дольше времени на освоение нужных навыков и умений. Однажды В. Немировичу-Данченко задали вопрос: каждый ли может освоить режиссерскую профессию? На это драматург и режиссер ответил: каждый, однако одному потребуется для этого три года, другому – три десятка лет, а третьему – все триста.

Наследственность и одаренность

Существует тип семей, где родителей слабо интересует самореализация ребенка, его личные предпочтения и склонности. Родители говорят ребенку: «В нашем роду все были врачами», «Ты пойдешь по стопам отца» и т. д. Таким детям впоследствии бывает очень тяжело поменять свой карьерный путь.

Однако этот подход не является полностью безосновательным, хотя сама по себе ситуация с подобными семьями требует психологического вмешательства. Мнения о наследуемости способностей придерживался еще Платон. Он был уверен, что способности имеют исключительно биологическое происхождение, и зависят только от того, кем были родители ребенка. Обычно, чтобы доказать наследуемость талантов и способностей, указывают на их проявление в раннем детстве. Ведь воздействие воспитания и обучения еще не столь сильно у маленьких детей, чтобы определить проявившиеся таланты.

Известно, что у Моцарта способности к музыке проявились уже в возрасте 3 лет. У Гайдна – в 4 года. Идеи наследования способностей придерживался английский ученый Ф. Гальтон. По его мнению, этот подход был логическим продолжением теории эволюции Дарвина.

В исследованиях, посвященных наследуемости талантов, особенно поразителен пример семьи Баха. Музыкальные способности в семье Бахов проявились в 1550 году. Т. Рибо в своей книге «Наследственность душевных расстройств» писал о том, что булочник В. Бах снимал напряжение после работы при помощи пения и музыки. У булочника было два сына, с которых начался род музыкантов. Всего в немецкой семье было 60 музыкантов, и 20 из них достигли значительных высот. Лишь И. С. Бах стал известен на весь мир.

Также учеными был установлен любопытный факт: Л. Н. Толстой и А. С. Пушкин были дальними родственниками. Их прабабушки – Ольга и Евдокия Трубецкие – были сестрами.

Пятеро выдающихся представителей немецкой культуры также были связаны родственными связями. Это Иоганн Шиллер, произведения которого стали частью всемирной драматургии; поэт Фридрих Гельдерлин; Гегель и Шеллинг, стоявшие у истоков классической немецкой философии; а также ффизик-теоретик Макс Планк. У всех этих людей был один предок – Иммануил Кант.

Развитие профессиональных способностей

Регулярное занятие определенным видом деятельности способствует тренировке психических функций, обеспечивает стабильный личностный рост в профессии. Было установлено, что уже на первом этапе профессионального становления молодые психиатры развивают способность чутко улавливать эмоциональное состояние больного. Для определенных навыков наиболее сензитивными оказываются определенные возрастные периоды. Отечественный психолог Б. Г. Ананьев установил, что лучший возраст для развития способностей к запоминанию – это 18-24 года, а также 29-33 лет.

Интересные исследования были проведены психологами университета в Бристоле. Проработав порядка 5 лет на борту самолетов, бортпроводницы начинали жаловаться, что им сложно ориентироваться в пространстве и запоминать новую информацию. Психологи обследовали стюардесс до 28 лет, и сделали выводы: их объем мозга действительно уменьшен, а когнитивные способности ослаблены. Здесь разумно утверждать, что немолодые бортпроводницы мыслят хуже, чем их более юные коллеги, и не совсем понятно, кто кого обязан обучать.

К 30 годам постепенно человек освобождается от иллюзий и чувственных бурь, начинает смотреть на события жизни более реалистичным взглядом. Исследователи отмечают, что 15-17-летние юноши, которые были склонны к опрометчивым и даже предосудительным действиям, к 30 годам становятся организованными и вполне компетентными людьми. В 30 лет человек впервые подводит итоги: молодость миновала, и теперь впереди – серьезная жизнь. Если ранее выбор пути был совершен правильно, то теперь человек не думает о смене занятий, он продолжает свой профессиональный рост.

А в каком возрасте можно забыть о карьере?

Самое известное несчастливое число – «13» – в последнее время с успехом можно заменить на «45». Этот возраст прочно осел в сознании народных масс, как своеобразная граница «до» и «после». Уже не первое поколение оказалось под влиянием бесчеловечного явления эйджизма – дискриминации по возрасту. Несмотря на это, постепенно поколение, для которых карьера заканчивается в 50 лет, сменяется другими людьми, которые упорно не желают стареть ни в 50, ни в 60, ни в 85. Это говорит о прогрессе.

По мнению некоторых ученых, этап молодости длится от 25 до 44 лет. За ним следует средний возраст, длящийся до 60. Однако жизнь в российских условиях имеет некоторые особенности. Они тормозят личностный рост в профессии, не позволяют сравнивать развитие людей одной возрастной категории, живущих в разных странах. Например, пенсионный возраст у немки составляет 67 лет. В 50 лет жительница Германии чувствует себя на пике карьеры – ведь до пенсии ей еще целых 17 лет. Для сравнения, в России ощущение «осталось 17 лет до пенсии» возникает уже в возрасте 38-40 лет.

Ученые отмечают, что тренд стремления к молодости и к тем возможностям, которые она дает, становится все более устойчивым. Многие понятия сейчас уходят в прошлое – например, сложно назвать «домохозяйкой» ухоженную женщину, которая помимо домашних хлопот успевает вести свой бизнес. А профессиональное развитие тех, кто сейчас очень молод, будет продолжаться в течение всей жизни – возможно, в будущем исчезнет и понятие пенсии.

Саморазвитие в профессии

Люди, занимающиеся умственным трудом, хорошо осознают необходимость самосовершенствования. Не всегда, однако, у них получается достичь определенного результата – намерения так и остаются намерениями.

Личностный рост в профессии можно значительно ускорить при помощи специальных методов. Они являются двигателями саморазвития даже в тех случаях, когда уровень мотивации оставляет желать лучшего. Рассмотрим эти методы.

1. Оценка и контроль профессиональных качеств, приобретенных навыков.

Оценивать прогресс можно при помощи ведения регулярных записей, или используя специальные тесты. При этом важно не измерение приобретенных навыков, а наблюдение за положительной динамикой, качественными достижениями. Так можно отслеживать личностный рост в профессии, его реальные показатели. Самооценка приобретенных качеств не должна проводиться с помощью самонаблюдения – для этого лучше использовать специальные инструменты. Планирование также является одной из форм контроля.

2. Составление профессиональных целей.

Создание целей и периодическое их редактирование помогают лучше осознать свои внутренние мотивы – понять, зачем необходимо профессиональное развитие, чего оно позволяет добиться.

3. Развитие мотивации.

Необходимо брать на себя полную ответственность за собственную жизнь и карьеру. Чем больше контроля человек ощущает над собственной жизнью, тем счастливее и продуктивнее он становится. Также необходимо прорабатывать психологические установки относительно кризисов. Трудные периоды нередко несут в себе возможности для развития. В особенности необходимо поддерживать высокий уровень мотивации тем, чья работа связана с общением: это работа преподавателя, HR-менеджера, профессия «тренер личностного роста».

Минимальный срок для того, чтобы стать профессионалом, составляет от 3 до 5 лет. Успех не приходит случайно, он представляет собой следствие сделанного человеком выбора. Поэтому для того, чтобы достичь профессиональных высот, просто необходимо развивать имеющиеся навыки.

Мастерство дает человеку возможность повысить самооценку, наполнить жизнь смыслом, обрести социальный статус. Самореализация и развитие заложенных в человеке способностей, происходит через профессиональную деятельность. Таланты не могут реализоваться самостоятельно – для этого необходимо благоприятное окружение. Каждый человек ответственен за то, чтобы его умения и навыки нашли приложение. Личностный рост в профессии открывает перед человеком широкие горизонты для достижения поставленных целей, реализации своего потенциала, преобразования жизни.

zazama.ru

Самооценка как ведущий фактор выбора профессии

Самооценка одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии. Познание самого себя идет через сравнение себя с другими людьми, путем осознания своих возможностей, достижений и сравнения их с успехами и достижениями окружающих людей. Познавая себя, мы одновременно познаем другого человека. Знание других людей помогает самопознанию. Процесс сравнения – основа не только познания мира, но и познание самого себя. Познавая через сравнение качества другого человека, мы получаем материал, необходимый для выработки собственной оценки. Для лучшего познания мира и себя человек должен прилагать активные усилия. Совершенствование самого себя начинается с процесса самопознания. Нельзя стать лучше, не зная, какие качества характера надо воспитать, а какие – изжить. Без самопознания нельзя правильно наметить программу самовоспитания и самовоспитания. Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе является характерной особенностью повзрослевших детей.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности.[6]

Специфические моменты самосознания, формирование Я-концепции, включающей образ «Я-профессионала», зависят от степени согласованности идеального и реального «образа-Я» и идеального и реального образа профессии. Соотношение «Я-реального» и «Я-идеального» определяет требование человека к самому себе.

Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Формирование Я-концепции начинается с раннего детства, проходя ряд этапов.

1) Телесное выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к 2-м годам, когда ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Двухлетний ребенок способен узнавать себя в зеркале, устанавливать границы своих владений («мой ботинок», «моя кукла»), выделяя себя и другого ребенка как отдельных существ.

2) Формирование отношения к себе происходит в течение дошкольного детства: ребенок, например, считает себя «хорошим» или признает себя «неумехой», в основном такие самооценки ребенка являются прямым отражением отношений к нему окружающих, прежде всего родителей, братьев, сестер. Эти ранние отношения к себе со временем становятся базисными элементами Я-концепции человека, хотя их трудно выявить впоследствии, поскольку они приобретаются в то время, когда речевое развитие ребенка еще не позволяет их адекватно вербализовать. Дошкольники очарованы собой, и поэтому многие их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Они сравнивают себя с другими детьми, обнаруживая различия в росте, цвете волос, поле, происхождении, симпатиях. Они сравнивают себя со своими родителями, узнают, что у них есть общие черты, и открывают для себя формы поведения, которые стараются перенять. Желая как можно больше узнать о себе, дошкольники задают множество вопросов: о том, откуда они появились, почему им становятся малы ботинки и т.д. По мере того, как дети узнают, кто они и что собой представляют и начинают расценивать себя как активную силу в своем окружении, они создают из разрозненных знаний когнитивную теорию себя, или «личный сценарий», помогающий им интегрировать свое поведение. Наиболее сильное влияние на развивающийся у ребенка «Я-образ» обычно оказывают родители, поскольку именно они снабжают детей опрелениями правильных и неправильных действий, образцами поведения и оценками поступков, и все это кладется в основу собственных представлений ребенка. Происходит процесс интернализации, в ходе которого ребенок делает социальные правила и нормы поведения частью самого себя, т.е. принимает их как собственные ценности. Вначале ребенок может просто копировать словесные формулировки родителей. Развивающаяся Я-концепция и формирующиеся социальные понятия способствуют попыткам детей управлять своим поведением.

3) В школьном возрасте происходит существенное изменение «Я-образа» в зависимости от успехов (неудач) в учебе, от отношения учителей, родителей и сверстников к ребенку. Если ребенок способен добиться успеха в учебе, он включает трудолюбие в качестве составной части в свой «Я-образ». А дети, не успевающие в школе, могут начать чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками, и это чувство может остаться у них на всю жизнь, особенно обостряясь в ситуациях оценивания. Если, однако, они все же могут преуспеть в чем-то, что ценится в их среде (в спорте, музыке и т.д.), у них есть шанс сохранить трудовой настрой, положительный «Я-образ» и желание доводить дела до конца.

Способность видеть себя отличными от других людей, обладающих определенными свойствами, составляет «Я-образ». Самоуважение означает видение себя человеком, способным достигать успеха в том, что является для него важным.

В младшем школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с уверенностью в своих академических способностях, которое соотносится со школьной успеваемостью. Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если ребенок принадлежит к социальной среде, где образованию не придается большого значения, его самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учебе.

4) В отрочестве и юности самооценки принимают более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспитывают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для подростков первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. С обнаружением в себе этих новых познавательных способностей юноши и девушки развивают эго-идентичность – целостное, связанное представление о себе.[2]

Самооценка в значительной степени определяют социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве – отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку себя, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14-15 годам подросток овладевает умениями самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя. Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя) либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным.[8]

В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания. Самопознание – это осознание человеком самого себя, своего «Я» [7]. Осознать самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств уровня их развития. В профессиональном самоопределении личности самооценка – оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или несоответствующим специфике профессии. Самооценка, как и любое психическое образование, формируется прижизненно.

В психолого-педагогической литературе существуют разнообразные подходы к определению психологических факторов принятия решения о выборе профессии. Ряд исследователей придерживается точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. Профессиональное самоопределение рассматривается при этом как процесс развития субъекта труда. В контексте понимания профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Наиболее продуктивным является подход к выбору профессии как одному из важнейших событий в целостном определении человека. Такой подход акцентирует внимание на активности субъекта в процессе выбора профессии, который и определяет, какие факторы доминирую в этот ответственный период жизни.

Количество свойственных для человека личностных характеристик очень велико, при выборе профессии не все имеют большое значение. Некоторые профессии по отношению к личным качествам человека не предъявляют особых требований, т.е. они являются как бы «универсальными» по отношению ко всем людям, их могут осваивать почти все. Но для освоения многих профессий от личности потребуется наличие (или отсутствие) тех или иных качеств, какие-то умственные, духовные или физические способности. Подростки при выборе профессии чаще всего ошибаются именно в этом. В результате они даже в благоприятных условиях осваивают эту профессию с трудом, или становятся посредственными специалистами. Подросток должен хорошо знать те особенности будущей профессии, которые тесно связаны с наличием или отсутствием у него каких-то определенных качеств, способностей.

Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а также мешать вхождению в мир профессий. Но подростки слабо осознают роль самооценки в выборе профессии. Большинство из них выбирают профессию, не анализируя самооценку, а если и делают это, то весьма поверхностно. Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к пере6оценке, либо к недооценке своих возможностей. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагоприятно сказывается на выбор профессии и на развитие личности.

studfiles.net

Профессиональное самоопределение школьников

Объединение всех педагогов, занимающихся вопросами профессионального самоопределения учащейся молодежи

Роль самооценки в выборе профессии» href=»http://profshkolnik.rusedu.net/post/1631/95650″>Роль самооценки в выборе профессии

27 Март, 2014 13:39

В помощь классному руководителю

Стереотипы, искажающие и затрудняющие выбор профессии в подростковом возрасте, закладываются еще до школы. Поэтому успешность профориентационной работы в образовательном учреждении во многом зависит от того, удастся ли классному руководителю и школьному психологу сделать родителей своими союзниками или хотя бы понять друг друга в стремлении помочь подросткам в выборе профессии — без этого бесполезны самые замечательные программы и технологии профориентационной работы.

Ситуация, когда подросток на занятиях, тренингах и консультациях по выбору профессии слышит одно, а дома — другое, многих способна травмировать и дезориентировать. Мы не ставим перед собой недостижимую задачу изменения родительских установок даже в том случае, если считаем их непродуктивными. Но установление диалога между семьей и школой, создание общего понятийного поля, разграничение ответственности, ознакомление родителей с содержанием профориентационной работы — необходимо и достижимо, хотя требует значительных усилий с обеих сторон.

Представляем вашему вниманию тематику родительских собрани по важным и острым темам:

Ø самооценка и уровень притязаний,

Ø влияние семьи на выбор профессии,

Ø профильное обучение и отбор в профильные классы,

Ø профессиональные интересы и склонности,

Ø истинное и мнимое лидерство.

Однако даже качественный лекционный материал сам по себе еще не гарантирует взаимопонимания и диалога. Практика показывает, что психологическим просвещением родителей уместнее заниматься не на общих родительских собраниях, а на специально организованных группах, малочисленность которых не должны смущать ни психолога, ни классного руководителя. В этих группах возможны элементы самодиагностики и тренингов, которые способствуют личностному развитию всех участников этих встреч.

Самооценка и уровень притязаний

Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, то есть осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Самооценка имеет ряд измерений: она может быть реалистичной или искаженной, высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Известный детский психолог В. Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности. Под самооценкой она понимала «способность человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя»: « Человек с высокой самооценкой создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, но способен просить помощи от других в трудную минуту. Он уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Человек с высокой самооценкой внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор. И в этом ему помогает его интеллект» (В. Сатир, «Как строить себя и свою семью»).

Самооценка начинает формироваться с момента появления человека на свет и, возможно, еще раньше. Но именно в школьном возрасте она приобретает определяющее значение. Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игра, занятия, общение постоянно ставят школьника в ситуацию, когда он должен оценить свои умения или личностные качества.

В отечественной педагогике традиционно выделяют завышенную, заниженную и адекватную (реалистичную) самооценку. Психологи говорят о негативном, неустойчивом и позитивном самовосприятии. Эти подходы дополняют друг друга.

Самым благоприятным является сочетание реалистичной самооценки и позитивного самовосприятия. К сожалению, чаще всего психологам и педагогам приходится иметь дело с детьми с заниженной самооценкой и негативным самовосприятием, которым особенно нужна психолого-педагогическая поддержка. Это очень сложный и тонкий инструмент, неумелое применения которого может принести больше вреда, чем пользы. Вот что писал по этому поводу Р. Бернс: «Мы часто наивно полагаем, что можно легко повысить заниженный уровень самооценки ребенка путем создания положительных подкреплений. Руководствуясь этой мыслью, мы щедро расточаем похвалы в адрес такого ребенка, стараемся сделать так, чтобы он занял в классе или в школе какую-нибудь «высокую должность», которая помогла бы ему уверовать в свои силы. Однако нет никакой гарантии, что ребенок воспринимает все это именно так, как мы рассчитываем. Например, он может сказать себе: “Должно быть, я совсем неспособный, раз учитель все время старается внушить мне обратное” или “Почему меня, такого толстого, назначили капитаном команды? Наверное, учитель хочет, чтобы все убедились, какой я тупой”».

Нет такого действия, которое мог бы предпринять учитель, не опасаясь, что ребенок с заниженной самооценкой не даст ему негативной интерпретации. Неважно, насколько позитивным будет выглядеть это действие в глазах других детей, насколько сам учитель будет вкладывать в него искренние благие намерения, — ребенок может отреагировать отрицательно. Вот почему так важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось положительное представление о себе.

Завышенный уровень самооценки характеризуется высокой физической и познавательной активностью, стремлением обратить на себя внимание, эгоцентризмом, конфликтностью. Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом избегания неуспеха.

Дети, имеющие реалистичную самооценку и позитивное самовосприятие, активны, доброжелательны, их интересы разнообразны, они критичны к себе и терпимы к другим, самостоятельны. Они уверены в том, что могут добиться успеха в учебной деятельности. Эта уверенность основана на правильной самооценке своих возможностей. К сожалению, этот вариант встречается не так часто, как всем бы хотелось.

В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, поэтому самооценка ребенка прямо связана с его успехами в учении. Привычка к определенному положению в классном коллективе накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. Лидерами в начальной школе оказываются те ребята, которые лучше учатся. Со сменой ведущей деятельности в подростковом возрасте изменятся оценки и самооценки учащихся. Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей и результатов своей деятельности.

«Мышь проникла в центральный компьютер в тот момент, когда он оценивал результаты письменных тестоводного двоечника, некоего Генри Карсона. Из-за сбоя в программе Генри оказался на первом месте. Удивленные и смущенные учителя начинают воспринимать Генри как самого способного ученика. Генри быстро входит в новую для себя роль отличника и начинает быстро расти не только в интеллектуальном, но и личностном плане, став впоследствии одним из выдающихся представителей своего поколения» (X. Лоури, «Мышь и Генри Карсон»).

Этот рассказ, написанный сорок лет назад, заставляет задуматься о том, как сказывается наше отношение к ученикам на их судьбах и насколько можно доверять тестам.

Развитие самосознания человека определяется потребностью найти ответы на главные для него вопросы: кто я? какой я?

Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что человек претендует. Когда американский психолог У. Джеймс определил самооценку с помощью своей формулы «самооценка = успех / притязания», он указал на два пути повышения самооценки.

Человек может улучшить представление о себе, увеличив числитель этой дроби, то есть свой успех, или уменьшив ее знаменатель, то есть уровень притязаний. Как тонко заметил Джеймс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить». Целый ряд социальных ролей или атрибутов не является для нас значимыми жизненными ориентирами, и поэтому не особенно важен для нашей самооценки. Каждый волен избирать стандарты и ценности, относительно которых он будет оценивать успешность своих достижений. Однако, выбирая ориентиры и критерии оценки своих достижений, мы все же ограничены, поскольку не можем игнорировать реальные факты. Тот, кто получает плохие оценки, не может считать себя хорошим учащимся, карлик не может считать себя великаном, слабый — сильным и т. д.

Уровень притязаний личности — понятие, введенное психологом К. Левиным для обозначения стремления человека к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Уровень притязаний тесно связан с самооценкой и формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха. Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным, заниженным или завышенным.

Но вправе ли мы решать, что для ученика «адекватно», а что — нет, если не обладаем всей полнотой информации не только о другом, но и о себе? Выдающийся психолог Б.М. Теплов отмечал, что «никто не может предсказать, до каких пределов может развиваться та или иная способность: принципиально говоря, она может развиваться беспредельно, ограничиваясь только временем человеческой жизни, методами воспитания и обучения».

Итак, уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых не адекватен их способностям и возможностям.

В последние годы наблюдается стабильный рост уровня притязаний молодежи на фоне снижения уровня интеллекта, учебной и трудовой мотивации, нарушения основных психических функций.

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. п.

Согласованные тактичные действия семьи и школы будут способствовать мягкой коррекции самооценки и уровня притязаний учащихся.

Самооценка детей во многом зависит от самооценки их родителей.

Проверьте свою самооценку. Прочитайте утверждения и выберите один из трех вариантов ответа, который точнее всего отражает ваши чувства и реакции.

1. Когда ребенок рассказывает о том, что мне неизвестно, я испытываю

1) интерес; 2) смущение; 3) раздражение.

2. Когда посторонний наблюдает за моей работой, это

1) воодушевляет меня;

2) никак не отражается на моей работе;

3) выбивает меня из колеи.

3. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других

1) да; 2) нет; 3) не уверен.

4. Критика со стороны друзей и коллег

1) меня мало волнует; 2) иногда задевает меня; 3) часто задевает меня.

5. Мысль о предстоящей встрече с бывшими одноклассниками

1) доставляет мне удовольствие; 2) особых эмоций не вызывает; 3) в тягость.

6. В дружелюбном отношении со стороны коллег

1) я не сомневаюсь; 2) уверенности нет; 3) затрудняюсь ответить.

7. У меня нет сомнений в своем профессионализме

1) конечно; 2) есть сомнения; 3) не приходилось задумываться.

8. На собраниях я выступаю по волнующим меня вопросам

1) часто; 2) иногда; 3) предпочитаю слушать других.

9. Мне приходилось выполнять приказы людей, не вполне компетентных

1) да; 2) не помню; 3) нет.

10. Большинство знакомых относится ко мне с симпатией

1) да; 2) не все; 3) не знаю.

Предпочтение первого варианта говорит о позитивном самовосприятии, свойственном человеку, реализующему свои возможности; доверяющему людям и ожидающему ответного дружелюбия. Человек с позитивным восприятием способен признать свои ошибки и с пониманием относится к чужим промахам.

Преобладание второго варианта, а также наличие всех трех вариантов ответов говорит о неустойчивой самооценке, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек испытывает эмоциональный и творческий подъем. Снижение самооценки в «полосе неудач» снижает эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.

Преобладание третьего варианта говорит о негативном самовосприятии, при котором трудно вступать в свободное общение с другими. Слова Ф.М. Достоевского о том, что «очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно», в полной мере относятся к человеку с негативным самовосприятием.

Высокая самооценка выступает важным фактором мобилизации творческого потенциала и реализации скрытых возможностей человека. Поэтому оправданы усилия, направленные на повышение самоуважения, значимости решаемой задачи и уверенности в успехе. Успешность деятельности зависит от представления о своих возможностях не в меньшей степени, чем от самих способностей.

Информацию подготовила Ольга Зайчикова

Рекомендуемые публикации

Внимание! Все комментарии сначала проходят проверку администратором.

profshkolnik.rusedu.net

Самооценка в профессии

Как полюбить себя? Нередко такой вопрос задают люди на консультациях у психолога. Ведь часто по жизни можно услышать изречение: «полюби себя и у тебя наладится жизнь». Многим индивидам абсолютно не понятно, к каким именно действиям этот лозунг призывает. Очень многие люди по этому поводу думают, что полюбить себя — это восхищаться собственной личностью и причислять […]

Самооценка – это феномен, представляющий собой ценность, приписываемую себе как личности и собственным деяниям индивидами, которая выполняет три стрежневые функции: регуляцию, развитие и защиту. Функция регуляции отвечает за принятие решений личностной направленности, функция защиты обеспечивает личностную стабильность и независимость, а функции развития представляет собой своеобразный толчковый механизм, направляющий индивида к личностному развитию. Стрежневым критерием собственного […]

Самоактуализация – это абсолютное раскрытие индивидом личностного потенциала, склонностей и задатков. Она выражается в личностном стремлении к наиболее полному выявлению персональных возможностей и их дальнейшему образованию. Истинная самоактуализация зависит от наличия благоприятных социальных и исторических условий, однако она не может задаваться социумом или культурой извне. Самоактуализация не содержит в себе внешней цели. Она идет изнутри […]

Самореализация – это процесс, заключающийся в осознании собственных задатков, потенциала, таланта и в их грядущем воплощении в каком-нибудь выбранном виде деятельности. Также самореализацией называется абсолютное претворение в жизнь, воплощение в реальности субъектом своего индивидуального потенциала. Потребность в самореализации была изначально заложена природой в каждом конкретно взятом индивидууме. Согласно учения Маслоу и его концепции «иерархия потребностей» […]

Самообладание – это способность индивида сохранять внутреннее спокойствие, а также действовать взвешенно и разумно в сложных жизненных ситуациях. Происхождение самообладания связывают с поведенческими стереотипами – социальными и культурными установками, которые прививаются с детских лет. К чувству самообладания относят устойчивость к любым возникающим ситуациям, твердую руку и уверенный взгляд, точную реакцию и быстрый расчет, а также […]

Самореализация ребенка

Самореализация ребенка – это раскрытие детских личных возможностей, которые ведут к более счастливой и успешной жизни. У каждого индивида имеется ряд потребностей, без удовлетворения которых невозможно осуществление счастливой жизни. Очень сложно ребенку найти ту область, в которой он максимально раскроется, применит свои качества характера и достигнет определенных целей. Если личность находит такую область, то ее […]

Профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение — это форма личностного выбора, отражающая процесс поиска, а также приобретения профессии. Самоопределение реализуется в процессе анализа личных возможностей, способностей в соотнесении с профессиональными требованиями. В настоящее время понимание профессионального самоопределения учитывает проблемы взаимосвязи с жизненным самоопределением личности, а также включает влияние воздействия на индивида социальной окружающей среды и его активной позиции. В […]

Самолюбие – это завышенная оценка своих сил, одновременно сочетающаяся с ревностным отношением к собственной личности и выражающаяся сильной чувствительностью к мнению о себе. Самолюбие отмечается у каждого индивида, однако выражается в разной степени. Излишне самолюбивые личности чрезмерно болезненно воспринимают критику в свой адрес и неимоверно переживают, когда им отказывают в чем либо. Ущемленное самолюбие способно […]

Самоуважение — это одна из важных психологических характеристик личности. Являясь наивысшим чувством собственного достоинства, самоуважение выступает в виде положительного мнения о самом себе. Уважающая себя личность наделена адекватной объективной самооценкой. Степень самоуважения определяет успешность индивида и его уровень счастья. Высокое самоуважение приводит к успеху, а также высоким достижениям в любых областях жизни, и напротив, низкое […]

Самооценка личности, являясь компонентом самосознания, включает в себя оценку нравственных качеств, человеческих и физических характеристик, поступков, способностей. Самооценивание человека представляет центральное образование личности, а также демонстрирует социальную адаптацию индивида, выступая регулятором его поведения и деятельности. Самооценивание связывают с самоуважением. Уважающие себя личности имеют независимую линию поведения, более уравновешенны и не агрессивны. В привычном понимании для […]

psihomed.com

Моральная оценка и самооценка в деятельности юриста.

Профессиональная этика юриста способствует правильному формированию сознания, взглядов работников юридической профессии, ориентируя их на неукоснительное соблюдение нравственных норм, обеспечение подлинной справедливости, защиту прав, свобод, чести и достоинства людей, охрану собственной чести и репутации.

Моральная оценка — одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений социальной действительности. Внешне оценка и самооценка имеет различные формы (похвала и порицание, любовь и ненависть и т. д.), но в принципе все эти формы оценки несут одинаковое смысловое содержание, определяя то или иное явление как проявление добра или зла.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Один из важнейших регуляторов поведения личности.

Профессия юриста в значительной степени основана на принципе самоуправления. Хотя другим профессиям также были предоставлены права самоуправления, профессия юриста является уникальной в этом отношении из-за тесной взаимосвязи между нею и процессами управления и проведения в жизнь законов. Эта связь проявляется в том, что решающими полномочиями в отношении представителей этой профессии наделены суды.

Пока юристы в своих действиях соответствуют профессиональным требованиям, оснований для контроля за их деятельностью со стороны правительства нет. Самоконтроль также помогает сохранить независимость профессии юриста от правительства. Независимые юристы – это важная сила, заставляющая правительство действовать в рамках закона, так как злоупотребления предоставленной законом властью легче вскрывать тем, кто не зависит от правительства в получении права на занятие юридической практикой.

Относительная автономность профессии юриста связана с особыми обязанностями самоуправления. Представители этой профессии обязаны обеспечить соответствие регулирующих их деятельность правил интересам всего общества, а не только узким профессиональным интересам. Каждый адвокат обязан соблюдать Правила Профессионального Поведения, а также добиваться соблюдения этих правил другими адвокатами. Невыполнение указанных обязанностей ставит под угрозу независимость профессии, а также интересы общества, которым она служит.

В профессиональной деятельности юриста нет морально нейтральных элементов, ибо у права и морали одна цель — способствовать формированию отношений между людьми на основе общечеловеческих ценностей: гуманизма, справедливости, свободы, равенства, уважения естественных прав и свобод личности.

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 149 ; Нарушение авторских прав

lektsii.com

Самооценка старшеклассниками индивидуально-личностных качеств при выборе профессии Текст научной статьи по специальности «Социология»

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Мухаметзянова Лилия Касымовна, Ахметова Язглем Мубаракшевна

В статье предложено обобщение эмпирического материала, собранного в 2014 г. в городских и сельских школах Республики Татарстан. На основе социологического исследования анализируется процесс подготовки школьника к будущей профессии, умение старшеклассников предвидеть себя в ней, раскрывается самооценка школьниками своих личных качеств, ориентиров и установок, которые влияют на выбор профессии .

Self-Assessment of Individual Qualities by Senior Students in the Process of Choosing Future Career

The paper presents interpretation of empirical data collected in urban and rural schools of the Republic of Tatarstan in 2014. Based on sociological research the authors analyze the process of preparation of schoolchildren for future career, their ability to envisage themselves in future profession and their assessment of personal qualities and attitudes that affect career choice.

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Мухаметзянова Лилия Касымовна, Ахметова Язглем Мубаракшевна,

Текст научной работы на тему «Самооценка старшеклассниками индивидуально-личностных качеств при выборе профессии»

?Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 4

Самооценка старшеклассниками индивидуально-личностных качеств

при выборе профессии

Кандидат биологических наук,

главный специалист Академии наук Республики Татарстан

Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Казанского государственного энергетического университета

В статье предложено обобщение эмпирического материала, собранного в 2014 г. в городских и сельских школах Республики Татарстан. На основе социологического исследования анализируется процесс подготовки школьника к будущей профессии, умение старшеклассников предвидеть себя в ней, раскрывается самооценка школьниками своих личных качеств, ориентиров и установок, которые влияют на выбор профессии.

Ключевые слова: самооценка индивидуально-личностных качеств, старшеклассники, выбор профессии, профориентация, интересы школьников, способность.

Выбор профессии — сложный и важный этап в жизни каждого человека. Проявление интереса человека к выбору профессии происходит в достаточно раннем возрасте. Он начинает формироваться под влиянием окружающей среды. Дети шести — семи лет, а иногда и более младшего возраста уже могут назвать ту или иную профессию, которая им в данный момент нравится. Обычно — это профессия врача, учителя, воспитателя и т.д. или профессия своих родителей. Причиной тому является непосредственное проявление интереса ребенка к своему окружению. С точки зрения общей психологии, интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности, осознание ею цели деятельности, эмоциональное проявление познавательных потребностей личности.

Проявление интереса с развитием ребенка все более расширяется и тем самым развиваются его познавательная деятельность и кругозор относительно других профессий. В зависимости от интереса ребенок начинает демонстрировать соответствующую

деятельность, то есть обнаруживать склонность к чему-либо. Если интерес — это направленность на определенный предмет, то склонность — направленность на соответствующую деятельность. Как отмечают психологи, наличие интересов означает «хочу знать», склонность — «хочу делать». В выборе профессии самооценка своих интересов школьником, самоопределение склонностей к той или иной профессии играет огромную роль. Именно склонности, родившиеся из интересов, являются основой для дальнейшего профессионального выбора.

Самооценка школьником индивидуально-личностных качеств является одним из значимых факторов в выборе будущей профессии. На данный процесс, как отмечает академик Е.А. Климов, влияют: склонности (интересы); способности; притязания (предпочтения); мнение родителей, семьи; позиция

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ и Правительства Республики Татарстан научного проекта № 1413-16003 «Проблема выбора профессии и отношение к образованию у молодежи (на примере Республики Татарстан)».

Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 4

сверстников; личный профессиональный план; знания о профессии; потребности общества [1]. Принятие правильного решения при выборе будущей профессии требует высокой активности субъекта и зависит от степени развития его контрольно-оценочной сферы [2].

Согласно полученным данным наших исследований [в статье будут приведены результаты эмпирического материала, собранного в сельских (первый показатель) и в городских (второй показатель) школах соответственно], старшеклассники выбирают профессию, которая прежде всего позволяет использовать их способности, склонности1. 28 % и 25 % школьников считают, что выбранная профессия должна обеспечить им возможность самосовершенствоваться. То есть, проявляя интерес и склонности к выбранной профессии, они могут достичь более высокого уровня своего развития в данной области. Некоторые школьники не акцентируют внимание на свои интересы или способности, для них важным является разделение профессии относительно умственного или физического напряжения. По результатам исследований 20 % / 21 % учащихся ориентируются на профессии, где требуется умственное напряжение, и только 5 % сельских и 2 % городских старшеклассников выбирают физический труд. 7 % сельских школьников и 2 % городских выбрали бы профессию, которая не требует особых усилий. Безусловно, выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и, одновременно, потребностям общества.

Старшеклассник в силу своего соответствующего физиологического, психологического, интеллектуального развития должен уметь определять главную цель в выборе будущей профессии, иначе говоря, ему необходимо уметь прогнозировать или «строить план»: что делать в будущем, какую профессию получать, в какое учебное заведение поступать, чего хочет достигнуть. Непременно для достижения поставленной цели нужно предварительно планировать ее поэтапную реализацию. Как отмечает Е.А. Климов, необходимо иметь представление о цепочке ближайших действий — «жизненную перспективу». Это — первая область профессиональной деятельности, которая может мыслиться,

1 В статье использованы данные исследований, проведенных в 2013-2014 гг. среди старшеклассников сельских и городских школ Республики Татарстан. В них приняли участие 1080 учеников, возраст — от 16 до 18 лет. В опросе участвовали: юношей — 41 %, девушек — 59 %. Старшеклассники из сельских школ составили 47 %, из них 37 % мужчин, 63 % женщин, старшеклассники из городских школ составили 53 %, из них 45 % мужчин, 55 % женщин (сельские школы Апастовского, Балтасин-ского, Тетюшского, Сабинского районов Республики Татарстан, городские школы Казани, Нижнекамска, Буинска, Лаишево). Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Республики Татарстан (проект № 14-13-16003).

впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы -как видится в мечтах «рабочий день»; перспективы повышения профессионального мастерства, «роста», построения «карьеры».

Исследования показали, что школьники, в первую очередь, хотят быть востребованными профессионалами — 40 % / 44 % респондентов. По результатам анкет выявилось, что 5 % / 8 % опрошенных старшеклассников желают быть специалистами высокого профиля в той профессии, которая пользуется спросом в современном обществе, с дальнейшей перспективой занять руководящую должность.

В будущей профессии достичь профессионализма и быть высококлассными специалистами хотели бы 29 % / 32 % учащихся. Креативным, творческим человеком считают себя 11 % респондентов. Только на руководящих должностях видят себя 7 % / 10 % старшеклассников. Часть респондентов хочет получить профессиональное образование, не имея при этом представления о том, какими они хотят видеть себя в будущем ремесле. Для 12 % / 12 % школьников не важно, какого класса специалистом быть, главное для них получить образование. 1 % / 2 % опрошенных не имеют представления, каким специалистом хотели бы быть и как проявить себя в будущей профессии.

Любая профессия имеет свои особенности и предъявляет свои качественные требования. С точки зрения психологии, необходимо развивать в себе такие черты, которые нужны для любой профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие особенности характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость. В исследованиях была поставлена задача изучения самооценки старшеклассниками своих личностных качеств, чтобы корректно подобрать эффективные средства развития их способностей, с которыми связана их будущая профессия. Результаты показали, что 43 % / 49 % учащихся дополнительно обучаются (не в кружках), 12 % / 8 % занимаются в кружках по тем направлениям, с которыми связана их будущая профессия. Вдобавок учащиеся из сельских школ уделяют большее внимание развитию своих дарований через кружковую работу, чем городские школьники. В кружках развивается кругозор детей, они практически знакомятся с различными видами деятельности. Кружки развивают наблюдательность, настойчивость, целеустремленность, выдержку, навыки доведения любого дела до конца и т.д. Сочетание перечисленных качеств в совокупности с хорошей образовательной базой нужны в любой профессии. Правильно выстроенные внеклассные занятия имеют положительное влияние на развитие ребенка, для подготовки к будущей про-

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 4

фессии, где школьник выступает в роли «изобретателя», «исследователя». Тем не менее, как показывают результаты, сейчас кружковая работа отходит на второй план в подготовке детей к будущей профессии. 14 % сельских школьников считают, что выбираемая ими профессия не требует особых способностей и поэтому нет необходимости в развитии каких-либо качеств. Также считают 5 % учащихся городских школ. Особое внимание уделяют специальной работе по развитию способностей, которые пригодятся в будущей профессии, 9 % / 10 % старшеклассников. Они ведут подготовку непосредственно с представителями данной профессии. 20 % / 21 % респондентов считают, что способности нужно развивать после поступления в учебное заведение. На наш взгляд, это — серьезная цифра, над которой нужно задуматься, так как в определении будущей профессии большую роль призваны сыграть в том числе практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы по данной тематике, экскурсии, встречи со специалистами и т.д.

Выбор профессии — это разрешение противоречия между субъективными предпочтениями индивида и внешней по отношению к нему социальной ситуацией, определяющей возможности реализации этих предпочтений [3]. Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Таковы условия жизнедеятельности общества. Прежде чем принимать какое-либо решение, мы анализируем возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни, советуемся с кем-то либо опираемся на опыт близких, знакомых, друзей. Свою «помощь» в выборе профессии старшеклассникам очень часто готовы оказать близкие люди, родители. Их активное участие может неоднозначно повлиять на решение человека, выбирающего путь к своей профессии. Для 16-18 летних молодых людей мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно, важно, так как оно отражает степень популярности, социальное отношение в современном обществе к тем или иным профессиям. Но при этом необходимо понимать, что профессиональный выбор — это свободное и личное решение каждого человека. Чтобы идти вперед и стать мастером своего дела нужно смело и непредвзято «примеривать» к себе самые разные профессии. Проведенные нами исследования о влиянии на принятие решения при выборе ремесла показали следующее. «Я сам решаю, какую профессию мне выбрать» — ответили 45 % / 47 % респондентов. Эти старшеклассники имеют самостоятельный взгляд в данном вопросе. «Соглашаюсь с мнением родителей» — ответили 14 % / 11 %, то есть эти школьники имеют согласованное с родителями решение, причем мнение родителя имеет определяющий характер (первично), а согласие ребенка ставится во вторую очередь, является вторичным. Обоюдное

согласованное решение в выборе будущей профессии принимают 35 % / 36 % респондентов. Их ответ «мое решение и мнение моих родителей совпадают» — это согласованное действие как со стороны родителей, так и со стороны ребенка. К противоречивому разрешению проблемы выбора профессии приходят 5 % / 2 % опрошенных старшеклассников. Такие данные получены с ответом «мое мнение и мнение моих родителей противоположные». Учитывая особенности детей данного возраста, очень важно, чтобы родители в данном вопросе не навязывали им свое мнение. Взрослым следует оказать поддержку своим детям при выборе будущей профессии, принимая во внимание их интересы, способности и другие индивидуальные особенности. Уместна была бы помощь со стороны родителей разобраться в специфике отдельных видов профессий, проанализировать потребности общества.

Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и, одновременно, потребностям общества в кадрах.

Старшеклассник в силу своего физиологического, психологического, интеллектуального развития может давать самооценку интересам и способностям, индивидуальным особенностям при выборе будущей профессии. Взрослым необходимо уделять внимание и направлять их деятельность на развитие умений и навыков, которые помогут им состояться в будущей профессии. Лишь небольшой процент старшеклассников (0,5-1 %) не имеет собственного мнения в вопросе подбора своей области профессиональной деятельности. К противоречивому решению проблемы выбора профессии приходят 5 % / 2 % старшеклассников. Отсутствие самооценки личных качеств для выбора будущей профессии -признак инфантильности.

В современном мире значительно усложнилась ситуация с избранием рода занятий для школьников, это связано с социально-экономическом положением в стране и наличием множества несоответствий между запросом социума и представлением у старшеклассников о востребованности некоторых профессий. Решение данного вопроса возможно только при комплексном его изучении, учитывая роль личностных факторов в процессе выбора профессии, среди которых одним из наиболее важных является правильная самооценка школьниками своих индивидуально-личностных качеств.

Правильно выбранная профессия дает человеку удовлетворенность от своего труда — социально значимого компонента жизнедеятельности человека. Соответствие индивидуальных качеств человека с выбранной профессией благоприятно сказывается на повышении производительности и качества труда, росте благополучия, удовлетворенности жизнью.

1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — М.: Изд-во «Академия», 2004.

3. Семенова Л.А. Вхождение в профессию и некоторые социально-профессиональные ориентации молодежи // Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. Серия: Политология и социология (Выпуск 1). — 2009.

2. Кутугина В.И. Факторы профессионального са-

моопределения личности в современных условиях // Современные проблемы науки и образования. — 2007. — № 1. — С. 51-53.

Self-Assessment of Individual Qualities by Senior Students in the Process

of Choosing Future Career

Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan

The paper presents interpretation ofempirical data collected in urban and rural schools of the Republic

of schoolchildren for future career, their ability to envisage themselves in future profession and their assessment of personal qualities and attitudes that affect career choice.

Key words: self-assessment of personal qualities, senior students, career choice, career guidance, schoolchildren’s interests, ability.

Ya.M. Akhmetova ne Kazan State Power University

of Tatarstan in 2014. Based on sociological research the authors analyze the process of preparation

cyberleninka.ru