Основные требования и идеи ФГОС на уроке

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский.

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Одним из основных документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения, является основная образовательная программа.

Цели реализации данной программы: создание условий для развития и воспитания личности в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования;

Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому.

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Учитель сообщает учащимся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно– деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? В ФГОС ООО метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».

Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:

Универсальные учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет мне, как учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Так обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.

Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети. Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке (следует учитывать инвариантную и вариативную части учебника, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности и др.), следует продумать формы организации практической деятельности учащихся.

Уже в процессе выработки основных ответов на вопросы и правил под руководством учителя, ребята учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение.

Работа в группах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по сути своей останется значимым практико-ориентированным.

Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.

На основании опыта работы можно отметить возможности современного урока:

  • в развитии доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • при освоении основных моральных норм ( взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
  • при формировании адекватной позитивной осознанной самооценки; ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания и других личностных действий.
  • Идёт процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых учащимся для овладения ключевыми компетенциями.

    Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), в конце каждой главы подведены Итоги, что позволяет каждому учащемуся в случае необходимости восполнить пробелы в своих знаниях и закрепить пройденный материал.

    Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Если учебник прошел экспертизу на соответствие требованиям ФГОС ООО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

    Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД. Такую таблицу учитель может составить самостоятельно (например, при разработке рабочих программ), проанализировав авторские материалы (учебники, пособия, методические материалы), по которым он организует учебную деятельность учащихся на уроках.

    При отборе заданий учебника для организации деятельности на уроке следует учитывать его инвариантную и вариативную части, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности, а также другие особенности учащихся класса.

    Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое обращение к справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД.

    В условиях введения в практику работы школы ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход ,лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке

    Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков

    Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. Рассмотрим, какие типы уроков по ФГОС предложены в методике, в чем их предназначение и какие виды и формы предлагают нам новые требования.

    Требования к современному уроку по ФГОС

  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • Осуществляется практический, деятельностный подход.
  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
  • Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
  • Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:

    Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

    Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

    Структура урока обретения новых знаний

    • Мотивационный этап.
    • Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
    • Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
    • Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
    • Первичное закрепление нового знания.
    • Самостоятельная работа и проверка по эталону.
    • Включение в систему знаний и умений.
    • Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
    • Тип №2. Урок рефлексии

      Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

      Структура урока-рефлексии по ФГОС

    • Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
    • Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
    • Осуществление рефлексии.
    • В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.

      Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

      Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

      Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

      Структура урока систематизации знаний

    • Самоопределение.
    • Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
    • Этап рефлексии деятельности.

    Тип №4. Урок развивающего контроля

    Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

    Структура урока развивающего контроля

  • Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
  • Фиксирование локальных затруднений.
  • Создание плана по решению проблемы.
  • Реализация на практике выбранного плана.
  • Обобщение видов затруднений.
  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
  • Решение задач творческого уровня.
  • Рефлексия деятельности.
  • Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

    Урок открытия нового знания

    Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

    Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

    Урок общеметодологической направленности

    Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

    Урок развивающего контроля

    Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

    Нюансы построения уроков по ФГОС в начальной и средней школе

    Типы уроков по ФГОС в начальной школе

    Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация". То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.

    Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.

    Так, если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.

    Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка.

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя

    стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    pedsovet.su

    Формирование самооценки учащихся. (методические рекомендации) Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ 5 г. Воткинска Волковой Ольги Владимировны. — презентация

    Презентация была опубликована 2 года назад пользователемЛюдмила Маркова

    Презентация на тему: » Формирование самооценки учащихся. (методические рекомендации) Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ 5 г. Воткинска Волковой Ольги Владимировны.» — Транскрипт:

    1 Формирование самооценки учащихся. (методические рекомендации) Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ 5 г. Воткинска Волковой Ольги Владимировны.

    2 В начальной школе система контроля и оценки должна быть направлена на решение важной социальной задачи: 1. развивать у школьников умение контролировать себя 2. критически оценивать свою деятельность 3. находить ошибки и пути их устранения.

    3 У ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет этими механизмами, поэтому если их не развивать постепенно данная потребность утрачивается, что порождает трудности в обучении. Первоклассники по всем качествам оценивают себя выше, чем второклассники, т.к. у них еще действует детское представление о самоценности. Но уже к концу 1 класса самооценка становится все более обоснованной, адекватной, наполняется конкретным содержанием, строится на осознанных результатах самоконтроля, что способствует успешности ребенка в учебной деятельности.

    4 Основные функции самооценки: -констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?); -мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца); -проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

    5 Таким образом, главный смысл самооценки заключается: в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности в самостимуляции. Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть ребёнку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

    6 Ввести процедуру самооценки в педагогический процесс простым распоряжением нельзя. Ее внедрение требует кропотливой, основательной работы на каждом уроке, проходящей через следующие этапы: 1. разработка учителем для каждого конкретного случая эталонов оценивания; 2. создание необходимого психологического настроя обучающегося на анализ собственных результатов; 3. создание ситуации, когда эталоны оценивания учащихся известны и обучаемые самостоятельно сопоставляют с ним свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы; 4. составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

    7 Привлечение родителей. К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля.

    8 Для формирования самооценки нужно вооружить учащихся теми критериями, используя которые школьник будет осуществлять оценку и самооценку. Ученик должен уметь соотносить знания свои, товарищей с заданным образцом, эталоном. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, он учится оценивать свою деятельность. Именно такой подход при формировании оценочного компонента лежит в основе безотметочного обучения в 1 классе.

    9 Для формирования адекватной самооценки первоклассников используются следующие формы: «Светофор», «Лесенка успеха», «Говорящий рисунок», «Волшебные линеечки», «Дерево успехов».

    10 На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки: V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО + – НОВОЕ ? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС ! – ДУМАЛ ИНАЧЕ

    11 «Лист индивидуальных достижений» Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).

    12 Во классах процесс формирования адекватной самооценки постепенно меняет форму. Самооценка ученика дифференцируется, то есть складывается из оценок своей работы по целому ряду критериев. Критерии оценки должны быть однозначными и предельно четкими, выработанные совместно педагогом и учащимися или озвученные педагогом на уроке. В таком случае ребёнок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

    13 Примеры листов самооценки учащихся на уроке. Лист самооценки Ф.И. ученика _____________________________________ Незаконченное предложение СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: я научился было интересно было трудно могу похвалить одноклассников за то, что больше всего мне понравилось особенно хорошо мне удалось свой результат могу оценить как _________

    14 Лист самооценки Ф.И. ученика__________________________________ 1. На уроке я работалактивнопассивно 2. своей работой на уроке я …доволен недоволен 3. урок для меня показалсякороткимдлинным 4. за урок я устал не устал 5. мое настроение стало лучше стало хуже 6. материал урока мне был понятен полезен интересен не понятен бесполезен скучен 7. домашнее задание мне кажется легким интересным трудным не интересным

    16 Оценивание может проходить по листу самооценки за каждую учебную задачу.

    17 Оценочный лист «Списывание» Ф.И. ___________________________________________ Элементы оценивания УченикУчитель Красная строка Большая буква Точка Перенос слова Грамотность Аккуратность Отметка

    20 Оценочный лист «Однокоренные слова». Ф.И._____________________________________________ Критерии Задание 1Задание 2 Умею подбирать однокоренные слова Умею находить корень в слове Умею определять значение слова Умею пользоваться алгоритмом Выбери и подчеркни нужный вариант: Я могу / сомневаюсь / не могу / определить, являются ли слова однокоренными Я могу / сомневаюсь / не могу /различать слова с одним корнем, но разным значением

    21 Оценочный лист «Безударные гласные». Ф.И._____________________________________________ Критерии Задание 1Задание 2 Умею ставить ударение в словах Умею находить безударную гласную Умею находить проверочное слово Умею пользоваться алгоритмом

    22 Оценивание может проходить за группу заданий, ставится отдельная отметка в оценочный лист, а из «набранных» учеником оценок в течение урока, выводится средняя и выставляется в дневник и журнал.

    23 Лист самооценки. Ф.И.__________________________________________ Критерии:Да+, нет — На уроке я отвечал устно. Я решил без ошибок в тетради задачу. Я решил без ошибок примеры. Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение. В тетради я работал аккуратно Отметка за урок

    25 Листсамооценки Ф.И._______________________________________ Да та д/з Работа в группе Устные ответы Работа в тетради Сумма баллов Оценк а 1-2 балла 1-3 балла по 1 баллу 1-5 баллов Норма оценки: 6-7 баллов – оценка «3» 8-9 баллов – оценка «4» Более 10 баллов – оценка «5»

    26 На уроках математики, перед самостоятельной работой, мы обсуждаем, как будем оценивать то или иное задание и сколькими максимально баллами может быть оценена вся работа. Например: -задача – 3 балла (1 б. – чертёж, 1 б. – ход решения задачи, 1 б. – вычисления), — уравнение – 2 балла (выбор действия и вычисления), -пример – 1 балл, -нахождение периметра -3 балла (1 б. – чертёж, 1 б. – ход решения задачи, 1 б. – вычисления), -решение примера графически 1 балл, -преобразования именованных чисел 1 балл, -сравнение чисел, именованных чисел 1 балл и так далее. Отметка «5» ставится, если набирают максимальное количество баллов или -1, 2 балла. Остальные отметки выставляются по количеству набранных баллов.

    27 На уроках литературного чтения оценивание проходит по критериям, выработанными совместно с детьми. Эти критерия записаны как памятки по оцениванию и находятся у каждого ребёнка.

    28 Оценочный лист «Чтение по ролям» Своевременно начинал(а) читать свои слова Читал(а) без ошибок Работал(а) голосом, подбирал(а) правильную интонацию Соблюдал(а) знаки препинания. Читал(а) выразительно

    29 Оценочный лист «Пересказ» Назвал(а) автора и произведение Пересказывал(а) самостоятельно, без помощи учителя Содержание излагал(а) последовательно Искажения при пересказе Точное употребление слов, выражений Выразительность пересказа Правильно ответил(а) на все вопросы Вывод:У меня всё получилось, я могу …. Мне нужно поработать над… Мне требуется помощь (в чём?)….

    30 Оценочный лист «Выразительное чтение наизусть» Назвал(а) автора и произведение Читал(а) наизусть без ошибок Работал(а) голосом, выделял(а) ключевые слова Темп чтения (медленный, средний, быстрый) Передал(а) настроение стихотворения Соблюдал(а) знаки препинания, делал(а) паузы Читал(а) достаточно громко Вывод:У меня всё получилось, я могу …. Мне нужно поработать над… Мне требуется помощь (в чём?)….

    31 Одноклассники также оценивают чтение наизусть, ставя +/- Лист оценивания одноклассников Критерии Назвал(а) автора и произведение Читал(а) наизусть без ошибок Работал(а) голосом, выделял(а) ключевые слова Темп чтения (медленный, средний, быстрый) Передал(а) настроения стихотворения Соблюдал(а) знаки препинания, делал(а) паузы Читал(а) достаточно громко Слушал(а) с интересом

    34 Ученику оценочный лист дает возможность: -научиться самому оценивать свой результат, условия и процесс его достижения; -фиксировать свое индивидуальное продвижение в предмете и достижении метапредметных результатов; — планировать собственные действия по коррекции работы.

    35 Использование оценочных листов позволяет учителю: получить информацию о достижениях и проблемах учащихся делать акцент на достижениях ученика, а не на проблемах, тем самым мотивируя его на учебную деятельность; получить информацию о развитии способности ребенка к адекватной самооценке; проверить не только результат, но также проанализировать процесс деятельности ученика; договариваться с учащимися и родителями о сроках, формах, критериях оценивания, чтобы ребенок научился распределять и планировать свое время; выделить информацию, позволяющую скорректировать собственную педагогическую деятельность (календарно- тематическое планирование, рабочую программу); заменять уроки работы над ошибками уроками самоанализа своих действий.

    36 Использованная литература: 1. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, 15, Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П «Эксперимент», 1999.

    www.myshared.ru

    Сайт учителя технологии — просто о сложном!

    Типы и виды уроков по ФГОС

    Типы и виды уроков по ФГОС в школе: требования к урокам нового типа, и примерная структура урока каждого типа

    Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы.

    Требования к современному уроку по ФГОС

  • Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
  • Главная методическая цель достигается следующими путями.

  • Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
  • Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.
  • Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью к поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации – коллизии.
  • Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
  • Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.
  • Основные типы уроков в школе по ФГОС

    Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять типы уроков в зависимости от поставленных целей:

    Тип урока №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

    Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

    Алгоритм конструирования урока открытия нового знания:

    1. Выделить и сформулировать новое знание.

    2. Смоделировать способ открытия нового знания.

    3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.

    4. Определить необходимые ЗУН и способы его повторения.

    5. Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов.

    6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации.

    7. Смоделировать проблемную ситуацию и диалог.

    8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.

    9. Определить приемы организации и проведения первичного закрепления.

    10. Подобрать задания для этапа повторения по уровням.

    11. Провести анализ урока по конспекту.

    12. Внести при необходимости коррективы в план конспекта.

    Структура урока обретения новых знаний

  • Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
  • Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
  • Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
  • Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит «открытие» нового знания.
  • Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
  • Рассмотрим подходы к структуре урока открытия нового знания и микроцели этапов:

    1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

    Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

    Для реализации этой цели необходимо:

    — создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

    — актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

    — установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

    2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

    Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

    — воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

    — активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

    — актуализировали норму пробного учебного действия («надо» — «хочу» — «могу»);

    — попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

    — зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

    3. Выявление места и причины затруднений.

    Основная цель этапа — организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

    Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

    — проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;

    — зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);

    — соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).

    4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

    Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их реализации.

    — коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);

    — предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;

    — выбрали способ построения нового знания (как?) — метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);

    — выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) — изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

    5. Реализация построенного проекта

    Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

    Для реализации этой цели учащиеся должны:

    — на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;

    — при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;

    — применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;

    — зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;

    — зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

    — решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;

    — при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование — определения, алгоритмы, свойства и т.д.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

    — организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

    — организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

    — создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

    — для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

    8. Включение в систему знаний повторение.

    Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

    Для этого нужно:

    — выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний;

    — доведения его до уровня автоматизированного навыка;

    — при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса;

    — повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

    9. Рефлексия УД на уроке

    Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

    Для реализации этой цели:

    — организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

    — учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

    — намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

    Тип урока №2. Урок отработки умений и рефлексии

    Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

    Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия, алгоритмы и т.д. и скорректировать их при необходимости.

    Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях.

    Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки, которые мы поясним на конкретном примере.

    Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, чтобы он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и был сконструирован вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа.

    Эталон для самоконтроля — реализация способа действия, соотнесённая с эталоном.

    При построении эталона для самоконтроля используется подробный образец рядом с эталоном, который построен и согласован в классе на уроке «открытия нового знания».

    Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке.

    Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению,

    Далее — по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки.

    Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, оформленного в виде алгоритма исправления ошибок.

    Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети быстро осваивают и уверенно применяют.

    Структура урока-рефлексии по ФГОС

    1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
    2. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
    3. Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
    4. Обобщение выявленных затруднений.
    5. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
    6. Включение в систему знаний, умений и повторения.
    7. Осуществление рефлексии учебной деятельности на уроке.
    8. Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

      Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки. Перейдем к описанию основных требований к этапам урока рефлексии.

      Рассмотрим структуру урока и основные микроцели этапов:

      1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

      Основной целью мотивации (самоопределения) к коррекционной деятелъности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.

      Для реализации этой цели требуется:

      — актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);

      — исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).

      2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

      Основной целью является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

      — организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, — определений, алгоритмов, свойств и т.д.;

      — активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

      — организовать мотивирование («хочу» — «надо» — «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа;

      — организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок).

      3. Этап локализации индивидуальных затруднений.

      Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

      Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

      — уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке;

      Далее учащиеся, которые допустили ошибки:

      — на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок — место затруднение;

      — выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, — причину затруднений.

      В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение — нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе — выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет — получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки.

      4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

      Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их реализации.

      — сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);

      — выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).

      5. Этап реализации построенного проекта.

      Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

      Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен:

      — самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) — с помощью предложенного эталона для самопроверки;

      — далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;

      — решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).

      Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

      6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

      Основная цель — закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

      — организуется обсуждение типовых затруднений;

      — проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

      Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, — лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.

      7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

      Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

      Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки:

      — выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки;

      — проводят самопроверку своих работ по эталону для само проверки и фиксируют знаково результаты;

      — фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу.

      8. Этап включения в систему знаний и повторения.

      Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

      — выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.

      При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

      9.Этап рефлексии деятельности на уроке.

      Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной> деятельности.

      — уточняют алгоритм исправления ошибок;

      — называют способы действий, вызвавшие затруднение;

      — фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

      — оценивают собственную деятельность на уроке;

      — намечают цели последующей деятельности;

      — в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).

      Такой видится структура уроков отработки умений и рефлексии. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач — они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени.

      Отметим, что уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя (особенно на начальных этапах), являются наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей. Имеется значительный положительный опыт их системного использования в школах. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач — они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени, но не только. Дети легко переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный предмет.

      Следует также подчеркнуть, что уроки рефлексии гораздо проще осваиваются учителями, чем уроки «открытия» нового знания, так как при переходе к ним не происходит изменения самого метода работы.

      Тип урока №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

      Деятельностная: научить детей структуризации и систематизации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

      Структура урока систематизации знаний

    9. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
    10. Постановка учебной задачи, целей урока.
    11. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
    12. Реализация выбранного проекта.

    Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.

    Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

    Отдельные теперь уже предметные уроки должны быть посвящены формированию представлений о методах наук. Например, в курсе математики необходимы уроки, на которых формируются методы измерения, классификации конечных групп предметов по количественному признаку, расширения числовых множеств, математического моделирования, проб и ошибок и др.

    Тип урока №4. Урок развивающего контроля

    Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

    Структура урока развивающего контроля

  • Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности.
  • Актуализация знаний и осуществление пробного учебного действия.
  • Фиксирование индивидуальных локальных затруднений.
  • Создание плана по решению проблемы, коррекции выявленных затруднений.
  • Реализация на практике выбранного плана (реализация проекта).
  • Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
  • Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.

    На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.

    Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа:

    1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание;

    2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.

    Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).

    В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.

    Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.

    При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленное другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

    Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

    Перейдем теперь к описанию основных требований к этапам уроков развивающего контроля.

    1урок (Проведение контрольной работы)

    1.Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;

    Как и ранее, основной целью этапа мотивации (самоопределения) к контролъно-коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме контрольно-коррекционной деятельности.

    Поэтому для реализации этой цели требуется:

    — определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность («хочу»);

    — актуализировать требования к ученику со стороны конрольно-коррекционной деятельности («надо»);

    — исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий («могу»);

    — установить форму и процедуру контроля;

    — предъявить критерий выставления оценки.

    2.Этап актуализации и пробного учебного действия;

    Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности.

    Для этого необходимо:

    — организовать повторение контролируемых способов действий (норм);

    — активизировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.), необходимые для выполнения контрольной работы;

    — организовать мотивирование учащихся («хочу» — «надо» -•могу») к выполнению контрольной работы на применение спо-собов действий, запланированных для контроля и последующе-го рефлексивного анализа;

    — организовать индивидуальное написание учащимися контрольной работы;

    — организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок);

    — предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.

    Данный урок соответствует уроку работы над ошибками контрольной работы в традиционной школе и проводится после проверки ее учителем.

    3.Этап локализации индивидуальных затруднений;

    Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы.

    — организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности («хочу» — «надо» — «могу») и формулировку ими основ ной цели урока;

    — воспроизвести контролируемые способы действий (нормы);

    — проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости — согласование их оценок с оценкой учителя.

    — уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода);

    — на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок — место затруднений;

    — выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, — причину затруднений.

    Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня. Также они могут выступать в качестве консультантов Сравнение с эталоном необходимо для соотнесения своего решения с используемыми способами действий. Это способствуем формированию речи, логического мышления, умению критериально обосновывать свою точку зрения.

    4.Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

    Основной целью этапа построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их реализации.

    — сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);

    — выбрали способ (как?) и средствапомощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).

    5.Этап реализации построенного проекта;

    Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

    Как и на уроке рефлексии, для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в контрольной работе, должен:

    — в первом случае — соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;

    — далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;

    Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

    6.Этап обобщения затруднений во внешней речи;

    Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

    Для реализации этой цели, подобно урокам рефлексии, организуется:

    — обсуждение типовых ошибок;

    — проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение.

    7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

    Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, как и на уроке рефлексии, является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха.

    Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе:

    — выполнили самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки;

    — провели самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали знаково результаты.

    — зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения.

    Учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.

    8.Этап решения заданий творческого уровня;

    Основной целью этапа включения в систему знаний повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса.

    Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:

    — выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;

    — выполняют задания на подготовку к изучению следующие тем.

    9. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

    Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности.

    Для реализации этой цели учащиеся:

    — проговаривают механизм деятельности по контролю;

    — анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;

    — фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов;

    — оценивают полученные результаты собственной деятельности;

    — при необходимости определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества);

    — намечают цели последующей деятельности.

    Отметим, что в педагогической практике часто проводятся контрольные уроки, не связанные с развитием у учащихся способностей к контролю и самоконтролю, например административный контроль или традиционная контрольная работа. Эти уроки следует отличать от уроков деятельностной направленности, поскольку они реализуют иные, а не деятельностные цели образования и, таким образом, не продвигают учащихся вперед в развитии у них необходимых деятельностных качеств.

    Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

    1.предъявление контролируемого варианта;

    2.наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

    3.сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

    4.оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

    Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

    1.написание учащимися варианта контрольной работы;

    2.сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

    3.оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

    Учителю следует обратить внимание на следующее:

    Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

    Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

  • Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  • Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  • Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  • Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  • Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  • На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  • Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  • Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  • Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  • Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  • Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  • На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
  • Тип урока №5 – урок-исследование (урок творчества).

    Структура урока-исследования может быть следующей:

    I. Актуализация знаний.

    1.1. Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

    1.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

    II. Операционно-исполнительский этап.

    2.1. Постановка проблемы:

    а) создание проблемной ситуации;

    б) постановка проблемы исследования;

    2.2. Определите темы исследования.

    2.3. Формулирование цели исследования.

    2.4. Выдвижение гипотезы.

    2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации.

    2.6. Составление плана исследования.

    2.7. «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы. Проведение эксперимента, наблюдений, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д. Использование материальных или материализованных моделей. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.

    III. Оценочно-рефлексивный этап

    3.1. Интерпретация полученных данных.

    3.2. Вывод по результатам исследовательской работы.

    3.3. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.

    3.4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.

    Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества.

    Из данной структуры видно, что исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету.

    Тип урока №6 — Комбинированный урок

    Структура комбинированного урока

  • Организационный этап
  • Этап проверки домашнего задания
  • Этап всесторонней проверки знаний
  • Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала
  • Этап усвоения новых знаний
  • Этап закрепления знаний
  • Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
  • Виды уроков для основных типов урока по ФГОС

    uchutrudu.ru